21960

Критерии качества интерфейса. Скорость выполнения работы

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Скорость выполнения работы Длительность выполнения работы пользователем состоит из длительности восприятия исходной информации длительности интеллектуальной работы в смысле пользователь думает что он должен сделать длительности физических действий пользователя и длительности реакции системы. Как правило длительность реакции системы является наименее значимым фактором.1 Длительность интеллектуальной работы Взаимодействие пользователя с системой не только компьютерной состоит из семи шагов: 1 формирование цели действий 2 определение...

Русский

2013-08-04

80 KB

17 чел.

Критерии качества интерфейса.

Существует четыре основных критерия качества любого интерфейса, а именно:

скорость работы пользователей, количество человеческих ошибок, скорость обучения и субъективное удовлетворение пользователей (подразумевается, что соответствие интерфейса задачам пользователя является неотъемлемым свойством интерфейса).

1). Скорость выполнения работы

Длительность выполнения работы пользователем состоит из длительности восприятия исходной информации, длительности интеллектуальной работы (в смысле – пользователь думает, что он должен сделать), длительности физических действий пользователя и длительности реакции системы. Как правило, длительность реакции системы является наименее значимым фактором.

1.1 Длительность интеллектуальной работы

Взаимодействие пользователя с системой (не только компьютерной) состоит из семи шагов:

1 формирование цели действий

2 определение общей направленности действий

3 определение конкретных действий

4 выполнение действий

5 восприятие нового состояния системы

6 интерпретация состояния системы

7 оценка результата.

Непосредственное манипулирование

Анализируя пример с чаем, можно выделить определенные требования к человеку, выполняющему работу. Он должен знать:

1 что он хочет получить на выходе (чай)

2 как минимум одну последовательность действий, приводящую к успешному результату (наполнить чайник, поставить его на плиту, дождаться закипания, налить кипяток в стакан с заваркой)

3 где ему найти все объекты, участвующие в процедуре

4 как определять годность объектов к использованию (есть ли вода в чайнике)

5 как управляться с объектами (как включить газ).

Смысл непосредственного манипулирования: пользователь не отдает команды системе, а манипулирует объектами.

Потеря фокуса внимания

Необходимо максимально облегчать возвращение пользователей к работе и проектировать интерфейс так, чтобы пользователи возможно меньше о нем думали. Итак, для продолжения работы пользователь должен знать:

- на каком шаге он остановился

- какие команды и параметры он уже дал системе

- что именно он должен сделать на текущем шаге

- куда было обращено его внимание на момент отвлечения.

Показ пользователю ранее отданных им команд чрезвычайно проблематичен.

1.2 Длительность физических действий

Длительность физических действий пользователя, прежде всего, зависит от степени автоматизации работы и степени необходимой точности работы. 

Быстрый или точный

Любое физическое действие, совершаемое с помощью мускулатуры, может быть или точным или быстрым. Вместе точность и быстрота встречаются исключительно редко, поскольку для этого нужно выработать существенную степень автоматизма. Таким образом, чтобы физическое действие пользователя было быстрым, оно не должно быть точным.

  Закон Фитса:Время достижения цели обратно пропорционально размеру цели и дистанции до цели. У этого правила есть два не сразу заметных следствия. Чтобы «бесконечно» ускорить нажатие кнопки, её, во-первых, можно сделать бесконечного размера и, во-вторых, дистанцию до неё можно сделать нулевой. Меню MacOS многократно эффективней меню Windows: если в MacOS меню всегда расположено впритык к верхнему краю экрана, то в Windows меню отделено от края экрана полосой заголовка окна программы (Title Bar). Открывайте новые диалоговые окна не в центре экрана, а в центре текущего действия пользователя.

1.3 Длительность реакции системы

Убирайте с экрана все диалоги с вопросами, на которые в течение пяти минут не был дан ответ.

2). Человеческие ошибки

2.1 Существование несуществующего

Совершение ошибок есть естественное занятие человека. А раз ошибки естественны, значит система, неспособная сама их обнаружить и исправить, порочна. Таким образом, человеческих ошибок не бывает. Бывают ошибки в проектировании систем. Под словосочетанием «человеческая ошибка» нужно понимать «действие пользователя, не совпадающее с целью действий этого пользователя».

2.2 Типы ошибок

А).Ошибки, вызванные недостаточным знанием предметной области.

Б).Опечатки.

В). Несчитывание показаний системы.

Г).Моторные ошибки.

При борьбе с ошибками нужно направлять усилия на:

- плавное обучение пользователей в процессе работы

- снижение требований к бдительности

- повышение разборчивости и заметности индикаторов.

- снижение чувствительности системы к ошибкам.

Для этого есть три основных способа, а именно:

- блокировка потенциально опасных действий пользователя до получения подтверждения правильности действия

- проверка системой всех действий пользователя перед их принятием

- самостоятельный выбор системой необходимых команд или параметров, при котором от пользователя требуется только проверка.

Блокировка потенциально опасных действий до получения подтверждения.Не делайте опасные для пользователя кнопки кнопками по умолчанию.

Проверка действий пользователя перед их принятием

Наиболее популярны два универсальных и работающих способа проверки. Во-первых, это меню.

Во-вторых, если действие запускается непосредственным манипулированием объектами, можно индицировать возможные действия изменением поведения этих объектов.

В большинстве ОС есть специальный элемент управления, именуемый крутилкой. Фактически это обычное поле ввода, снабженное двумя кнопками для модификации его содержимого.

Этот элемент имеет то существенное достоинство, что при использовании мыши значение в этом элементе всегда находится в нужном диапазоне и обладает нужным форматом.Всегда показывайте границы диапазона во всплывающей подсказке.

Когда количество возможных значений невелико, лучше использовать другой элемент управления – ползунок.

Самостоятельный выбор команд

Система сама может узнать большинство из тех сведений, которые она запрашивает у пользователя. Главными источниками этих сведений являются:

- здравый смысл разработчика системы

- предыдущие установленные параметры

- наиболее часто устанавливаемые параметры.

2.3 Два уровня ошибок и обратная связь

3).Обучение работе с системой

3.1 Средства обучения

-бумажная документация

- «оперативная справка»

- общая «понятность» системы

- обучающие материалы.

Понятность системы

Термин «понятность» включает в себя три составляющих, а именно ментальную модель, метафору, аффорданс и стандарт

Ментальная модель. Чтобы успешно пользоваться какой-либо системой, человеку необходимо однозначно понимать, как система работает. При этом необязательно точно понимать сущность происходящих в системе процессов, более того, необязательно правильно их понимать. Это понимание сущности системы называется ментальной моделью.

Метафора. Чтобы научиться пользоваться системой, пользователю нужно построить ментальную модель этой системы. Избавить его и от этой работы можно применением метафоры, которая позволяет пользователю не создавать новую модель, а воспользоваться готовой моделью, которую он ранее построил  по другому поводу.

- опасно полностью копировать метафору, достаточно взять из неё самое лучшее

- не обязательно брать метафору из реального мира, её смело можно придумать самому

- эффективнее всего метафорически объяснять значение отдельных объектов: например, для графической программы слои можно представлять как положенные друг на друга листы стекла (этот пример подходит и для предыдущего пункта)

- если метафора хоть как-то ограничивает систему, от неё необходимо немедленно отказаться.

Аффорданс.  В современном значении этого термина аффордансом называется ситуация, при котором объект показывает субъекту способ своего использования своими неотъемлемыми свойствами.

Способы передачи аффорданса:

- маппинг, или повторение конфигурации объектов конфигурацией элементов управления (этот способ работает хорошо в реальном мире, но не очень хорошо на экране, поскольку предпочтительней непосредственное манипулирование)

- видимая принадлежность управляющих элементов объекту

- визуальное совпадение аффордансов экранных объектов с такими же аффордансами объектов реального мира (кнопка в реальном мире предлагает пользователю нажать на неё, псевдотрехмерная кнопка предлагает нажать на неё по аналогии)

- изменение свойств объекта при подведении к нему курсора (бледный аналог тактильного исследования).

Стандарт.Самый мощный, но зато и самый ненадежный способ обучения. Чтобы стандарт заработал, он должен быть популярен.

Обучающие материалы

Базовая справка объясняет пользователю сущность и назначение системы. Обычно должна сработать только один раз, объясняя пользователю, зачем система нужна. Как правило, не требуется для ПО, зато почти всегда требуется для сайтов.

Обзорная справка рекламирует пользователю функции системы. Также обычно срабатывает один раз. Нужна и ПО и сайтам, и нужна тем более, чем более функциональна система.

Справка предметной области отвечает на вопрос «Как сделать хорошо?».

Процедурная справка отвечает на вопрос «Как это сделать?». Лучшим местом для процедурной справки является выделенная справочная система.

Контекстная справка отвечает на вопросы «Что это делает?» и «Зачем это нужно?». Для контекстной справки заслуженно используют всплывающие подсказки (ToolTip) и, в последнее время, пузыри.

Справка состояния отвечает на вопрос «Что происходит в настоящий момент?».

Спиральность. При возникновении вопроса пользователь получает только чрезвычайно сжатый, но ограниченный ответ (1-3 предложения). Если ответ достаточен, пользователь волен вернуться к выполнению текущей задачи, тем самым длительность доступа к справочной системе (и неудовольствие) оказывается минимальной. Таким образом, при использовании этого метода, пользователи получают именно тот объем справочной системы, который им нужен. Спиральность текста считается нормой при разработке документаций.

4). Субъективное удовлетворение

4.1 Эстетика.

- Внимание к деталям.

- Интерфейс не самоценен.

- Интерфейс передает информацию своему пользователю.

- Интерфейс обычно предназначен для длительного использования.

- Интерфейс функционален.

- Интерфейс готового продукта образуется не сам по себе, но в результате промышленного производства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23080. Вимірювання оптичних сталих металів та напівпровідників фотоелектричним методом Бітті 933.5 KB
  Якщо поляризатор утворює з площиною падіння кут β а аналізатор кут α то електричний вектор після проходження світлом поляризатора відбиття від зразка та проходження через аналізатор складатиметься з двох проекцій р та s компонент зсунутих по фазі одна відносно іншої. Проекції р та s компонент на площину аналізатора визначають з формул де α кут між площиною коливань в аналізаторі і р площиною А0 амплітуда коливань пропущених поляризатором; rp rs амплітудні коефіцієнти відбиття для р та...
23081. Визначення залежності ступеня поляризації стопи від кута паління та числа пластин за допомогою поляриметра Корню 391 KB
  Визначення залежності ступеня поляризації стопи від кута паління та числа пластин за допомогою поляриметра Корню. Ступінь поляризації залежить від кута падіння на межу поділу і відносного показника заломлення. Для світла що проходить значної поляризації при одноразовому проходженні досягти неможливо тому звичайно використовують стопу набір з кількох пластин. Ступінь поляризації частково поляризованого світла визначається за формулою 7 де і максимальна та мінімальна...
23082. Дослідження залежності зсуву фаз від кута падіння при повному відбитті за допомогою компенсатора Сенармона 894.5 KB
  Дослідження залежності зсуву фаз від кута падіння при повному відбитті за допомогою компенсатора Сенармона. Теоретичні відомості Світло що відбивається від межі поділу двох середовищ з різною оптичною густиною проходить у середовище з меншої густиною лише при кутах падіння менших деякого граничного кута якай можна знайти за формулою φгр = arcsin n 10 де n показник заломлення другого середовища відносно першого. При куті падіння φгр кут заломлення у другому...
23083. Влияние импульсного магнитного поля и низко импульсного электромагнитного излучения очень высоких частот на дрожжевые клетки рода Saccharomyces cerevisiae при приготовлении пшеничного хлеба 647.5 KB
  Пекарские дрожжи относятся к виду Saccharomyces cerevisiae. Их выращивают в богатой кислородом среде, в особых емкостях с сахарной свеклой, азотными минералами и смесями. Магнитное поле промышленной частоты и мероприятия по защите от него
23084. Синхронний детектор 294.5 KB
  Якщо потенціал на вході такого детектора вище деякого рівня обумовленого відмиканням діода то цей сигнал накопичується на виході як правило на конденсаторі фільтра і таким чином фіксується. 7 Тоді коефіцієнт передачі детектора визначений як відношення амплітуди вихідної напруги до амплітуди вхідної напруги дорівнює: . 8 Таким чином частотна характеристика детектора з гармонійною модуляцією мал. Частотна характеристика детектора з гармонійною модуляцією Рис.
23085. ОПТИКО-ЕЛЕКТРОННІ ПРИЛАДИ І СИСТЕМИ 352 KB
  Метод лічби одноелектронних імпульсів. Опис спектрофотометра СФ5 Тут Ви познайомитеся із можливістю виміру інтенсивності потоку випромінювання шляхом підрахунку кількості електричних імпульсів на виході приймача випромінювання здійснюючи таким чином цифрову обробку оптичної інформації. Теоретична частина Метод лічби одноелектронних імпульсів може бути застосований лише для дуже вузького кола приймачів випромінювання ПВ які мають внутрішнє підсилення фотоелектронних помножувачів ФЕП і лавинних фотодіодів ЛФД.
23086. Вимірювання форми імпульсу випромінювання 196 KB
  Якщо реєструємий імпульс однократний і більш того шуми в його присутності перевищують рівень корисного сигналу то проблема виділення сигналу із шуму стає практично нерозв'язною. У випадку ж повторюваних імпульсів у нас з'являється можливість у присутності нерегулярних перешкод застосувати метод накопичення тобто багаторазово і незалежно вимірювати миттєві значення амплітуди імпульсу в різних частинах періоду повторення для того щоб можна було знайти усереднені значення рівня сигналу що відповідають різним моментам часу. Ілюстрація...
23087. Реєстрація спектрів пропускання 137.5 KB
  Опис спектрофотометра СФ5 У цій лабораторній роботі Ви познайомитеся з принципом дії спектрофотометрів оптикоелектронних приладів призначених для вимірювання спектрів пропускання поглинання особливостями методики вимірювання цих спектрів а також способами визначення кольорових координат. Проходження світла через будьякі середовища завжди супроводжується втратами повязаними з поглинання та розсіюванням. Коефіцієнт екстинкції коефіцієнт поглинання.1 або словами потужність яка віднімається у паралельного пучка світла за...
23088. Реєстрація спектрів випромінювання 167 KB
  Вимірювання форми імпульсу випромінювання. Реєстрація спектрів випромінювання. Терміни та визначення Спектр випромінювання абсолютно чорного тіла.