21981

История средних веков

Реферат

История и СИД

Историки эпохи Просвещения рассматривали феодализм как строй господствовавший в средние века в Европе и объясняли его как политическую или правовую систему и выделяли главные черты феодализма политическую раздробленность папскую теократию; по другой концепции Монтескье Мабли феодализм это система феодов и феодальной иерархии. концепции сущности феодализма упорядочились: германисты романисты система государственнополитических институтов марковая вотчинная система ленных связей личных бенефициальных в XX в. возникла...

Русский

2013-08-04

54 KB

0 чел.

Введение

История средних веков охватывает длительный период (V-XVII вв.) (условно). Термин «средние века», вернее «средний век» (medium aevum) возник в Италии в XV в. Его ввел в научный оборот Флавио Биондо (Бьондо) (1392-1463) (Блондус Флавий). (Он же является автором научного аппарата), противопоставив свою историческую концепцию исторической концепции Августина и Иеронима. Гуманисты (историки) XVII-XVIII вв. (разделившие историю на древнюю, среднюю и новую) считали, что средние века – это время упадка и противопоставляли этот период античности.

Периодизация – хронологические рамки неодинаковы для разных континентов и стран. Западная Европа – V – ½ XVII вв.; Византия – IV-XV вв.; Восток – еще раньше и до XIX в. Но есть и нюансы (дискуссионные) – т.е. средние века до 1500 г. (1453, 1492), или 1789. XVI в. – ½ XVII в. - раннее новое время. Традиционная точка зрения – 1. конец V (476) – сер. IX в. – раннее средневековье; 2. сер. XI – к. XV в. – развитое средневековье; 3.XVI-1/2 XVII вв. – позднее средневековье. Хотя в последнее время чаще всего историки начинают придерживаться мнения, что XVI в. – ½ XVII в. – нужно считать ранним новым временем.

Источники. (Все, что создается в процессе человеческой деятельности или испытало на себе ее воздействие). Выделяют 5 типов источников: а. природно-географические, т.е. данные о ландшафте, климате, почвах и т.д.; б. этнографические; в. вещественные; г. художественно-изобразительные; д. письменные. Естественно, что для медиевистики большое значение имеют вещественные и письменные источники.

Средневековые источники обладали своими особенностями. Это было связано с тем, что в Европе писали на латыни (кроме Испании, Англии), а не на разговорном языке. Хотя в XIV-XV вв. начинают преобладать последние, но латынь по-прежнему сохраняла свое значение как язык науки и международного общения. Применялась в дипломатии, церковных, научных документах. Кроме того, документы отражают не все стороны жизни. Зачастую при изучении источника приходится использовать методы исторических вспомогательных дисциплин.

Источниками по истории раннего средневековья являются: законы римских императоров (кодекс Юстиниана, (Cоrpus iuris civilis), Свод гражданского права (XII в.), Свод канонического права). Для Византии этот памятник был переработан и послужил основой для раннесредневекового византийского законодательства (Эклога (726), Василики (886-912). Западноевропейские юристы пользовались ранним кодексом римских законов – кодексом императора Феодосия (438). На его основе были созданы Римский закон вестготов и пр. Германские, кельтские, славянские народы, поселившиеся на территории римской империи, сохранили свои древние обычаи – нормы обычного права, которые были зафиксированы в Правдах. (V-IX вв.) – Бургундская, Вестготская, Салическая, Саксонская и т.д. На основе этих Правд выросло королевское законодательство – капитулярии франкских королей, например, (Capitula – глава, на которые подразделялись тексты законов). Существовала многочисленная юридическая литература – грамоты, составлявшиеся по определенным образцам – формулам. Кроме документов делопроизводства в распоряжении историков имеются документы инвентарные – описи церковных и светских поместий, т.н. полиптиков (книги). Самый известный - полиптик аббата Ирминона. Среди историографических сочинений раннего средневековья выделяются «истории». Например, «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского (VI в.), «История франков» Григория Турского и др.

В XI-XV вв. источников становится больше, появляются их новые виды, усложняется их структура. Это и дипломы, грамоты, нотариальные документы, документы частного характера и т.д. Их начинают составлять не только клирики, но и светские лица. Особенно богаты архивы Италии, Англии, Франции и пр. Существуют земельные кадастры (Книга Страшного Суда), описи земельных владений (Сотенные свитки). Появляются городские источники – хартии, статуты и т.д. С появление книгопечатания количество источников увеличивается.

Термин «феодализм» стал широко употребляться в исторической науке с начала XVIII в. От feodum – «феод» - лен, так в Западной Европе во многих странах обозначалось наследственное условное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора на условии выполнения какой-либо (обычно военной) службы. Feh или feo - по-франкски - всякий вид движимого имущества, например, скот, деньги, в широком смысле – доход, жалованные за военную службу военного наемника. Fief – скот.

Историки эпохи Просвещения рассматривали феодализм, как строй, господствовавший в средние века в Европе, и объясняли его как политическую или правовую систему и выделяли главные черты феодализма – политическую раздробленность, папскую теократию; по другой концепции (Монтескье, Мабли) – феодализм – это система феодов и феодальной иерархии. В XIX в. концепции сущности феодализма упорядочились: германисты, романисты, система государственно-политических институтов, марковая, вотчинная, система ленных связей (личных, бенефициальных), в XX в. – возникла комплексная концепция генезиса феодализма.

Франсуа Гизо (1787-1874) впервые дал определение феодализма, выделив его основные черты: 1. условный характер земельный собственности; 2. соединение земельной собственности с верховной властью; 3. иерархическая структура класса феодальных землевладельцев. Затем историки 40-х гг. XIX в. Г. Маурер, Г. Вайц, П. Рот, О. Гирке, хотя были близки в своих определениях к Гизо, доказали, что политико-правовые признаки феодализма имеют под собой основу в виде крупной земельной собственности.

Георг Маурер (1790-1872) – «Введение в историю, общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти» - основатель марковой теории, суть которой заключается в том, что феодализм – есть развитие маркового (общинного) строя древних германцев, и в конечном итоге марка превращается в вотчину. В древности земля у германцев обрабатывалась общинами (маркой), которая была первой формой организации – при переходе германцев от кочевой жизни к земледелию. Вся занятая родом земля была общей – almenning – существовала система ежегодных переделов, затем на смену им пришла система наследственных наделов с чересполосицей и принудительным севооборотом (система открытых полей). После переселения германцев на территорию бывшей римской империи повсеместно появляется частная земельная собственность, разорение и закрепощение крестьянства. Между общиной и вотчиной существовали гармоничные отношения, и потеря личной свободы крестьянами компенсировалась защитой, которую они получали от сеньора. До XIV в. не было социальных эксцессов, затем появилась классовая борьба. Марка стала терять свое значение (приходить в упадок) в XVI-XVIII вв. Поэтому, община является основой перехода к феодализму и основой городов. Развитие феодализма – переход от господства свободной общины к вотчинному строю, от мелкой крестьянской землевладельческой собственности к крупному поместью (вотчине). Близок к Мауреру и Георг Вайц (1813-1886) (MGH). «Истории германских государственных учреждений», «Древнее право салических франков». Двигатель истории – внутренние законы органического развития общества, не зависящие от воли людей. Социальное развитие германцев – постепенный переход от свободного строя общины-марки к новому феодальному, или ленному строю. Феодализм определял как политико-правовой строй. Отто фон Гирке (1841-1921) – «Германское общественное право». Германист. Германия прошла пять периодов развития. 1 - до 800 г. преобладала идея «сотоварищества», территориаьные связи – сотни, гау, община –марка, в VIII в. появляется государство. 2. 800-1200 г. – создается феодальная система, все отношения носят частно-правовой характер, существует ленная система, основа строя – крупное землевладение. Присутствуют подворное устройство, иммунитет. 3. 1200-1525 г. – наличествуют вассалитет, феодальные сословия, цехи, вотчина.4. 1525-1800 г. – период господства. 5. с 1800 г.

Классическая вотчинная теория – (в русле историко-экономического направления) возникла во 2/2 XIX в. (сторонники – К. Инама-Штернегг, К. Лампрехт, К. Бюхер, Фюстель, Э.Глассон, А.Сэ, Т.Роджерс, У.Кеннингем, Ф. Сибом, М.Ковалевский, П.Г. Виноградов, Н.И. Кареев, Д.М. Петрушевский, А.Н.Савин). Основатель Карл Теодор Инама-Штернегг (1843-1908), статистик, автор труда «Хозяйственная история Германии». Историческое кредо - экономика – определяющий фактор исторического прогресса. Ввел в научный оборот новые источники по аграрной истории средневековья, урбарии, записи маркового права и др. Ячейка (основа) феодализма – вотчина, а не марка, которая и определяет ее развитие. Допускал, что до появления германцев на территории римской империи существовала общинная родовая собственность. У франков не было общины. А villa – это не деревня,  а вотчина (хотя деревней тоже может быть, но крайне редко). Во времена Каролингов произошла реорганизация с\х отношений, было ликвидировано гуфовое хозяйство и возникло соподчинение вилл «вилликационная система» в центре каждой из которых находился господский двор. Виллы зависели от центральной господской усадьбы. Большая роль принадлежала в этом процессе Карлу великому. Например, см. «Капитулярий о поместьях». Из вотчины возникли города, городское право, городское ремесло, торговля, цехи и т.д. Но с появлением вотчины марка не исчезла, а существовала до конца средневековья. Описал вотчину – натуральное хозяйство, соединение ремесла с земледелием, личная зависимость крестьян, отработки. Разновидностью вотчинной теории является манориальная теория. Основатель Торольд Роджерс (1823-1890). Суть – сельская Англия XIII в. отождествлял с манором. Манор – хозяйственное единство домена с землями держателей – крестьян вилланов, коттеров, и свободных поселенцев. Феодальная рента – не форма эксплуатации, а вознаграждение лендлорду за право жить и обрабатывать его землю. В XIII-XIV вв. существовала социальная гармония. Установил, что в XIV в. преобладала денежная рента.

Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830-1889) – «История учреждений древней Франции». Против германистов и общинной теории, но он разграничивал экономические предпосылки феодализма – крупное землевладение (вотчина), которое обрабатывают зависимые крестьяне, сеньориальный строй (серваж) от собственно феодализма – социально-политической структуры. Серваж – это атрибут сеньориального строя, экономической основы феодализма. Феодализм – социально-политическая структура, при которой господствует условное владение землей вместо собственности, подчинение людей сеньору вместо подчинению королю и иерархия между сеньорами, устанавливаемая через фьеф и оммаж. Для него важную роль играли личные договорные отношения (оммаж).

Дальнейшим развитием вотчинной теории в конце XIX–начале XX вв. стала теория «двух феодализмов» - «политического» и «социального» (Петрушевский, Савин, Адамс и др.). Наиболее распространенным среди вотчинников был взгляд, что феодализм появился не как результат развития производственных отношений, а как необходимость государства организовывать военные силы страны в условиях натурального хозяйства. Поэтому вотчина – носитель социального и технического прогресса в тогдашнем обществе.

Система личных связей. Жан Жоффруа Флакк (1846-1919). «Происхождение древней Франции» (1886, 1893, 1903, 1917). В 80-х гг. XIX в. Флакк традиционную трактовку модифицировал. Он предложил понимать феодализм как систему личных связей. Флакк считал, что источником возникновения феодализма и его основой были не поземельные, а личные отношения «верности и покровительства» между сеньорами и вассалами. Эти личные отношения возникали вне всякой связи с земельными пожалованиями, но в силу присущих людям потребностей в защите и чувстве любви к близким – семье, товарищам, сеньору и ненависти к чужакам. К этой же сфере «личных связей» Флакк относил и вассальные связи между феодалами, и крестьянско-сеньориальные отношения. Лишь позднее эти связи, по его мнению, стали дополняться поземельными, которые постепенно, в XII-XIII вв. стали определяющими в феодальном обществе. По Флакку – аллод не исчез полностью, а сохранился. За общинную теорию, против положений Фюстеля. Villa – иногда деревня, а vicus – только деревня. Из общины возникают города. Феодализм – политическая система, основанная на фьефном контакте, возникающем при пожаловании земли за службу. П. Рот (1820-1892) – его работы посвящены возникновению во франкском государстве бенефициальной системы. По Роту – со времен Тацита существовало государственное устройство «союз подданства», где каждый член общества был связан с королем, а потом начался процесс феодализации за счет бенефициальной системы. Рот выделял главные признаки феодализма: 1. исполнение должностных функций превращается в частное право государственных чиновников; 2. происходит полное нарушение общественного порядка; 3. страна – конгломерат отдельных областей; 4. полное беззаконие; 5. наиболее могущественная часть населения подчиняется государству на основе отношений вассалитета. Феодальные учреждения появляются под влиянием римских и кельтских учреждений. Особенно выделял реформу К. Мартелла.

Критическое направление. Георг фон Белов (1858-1927) противник вотчинной теории, так как существовали лично свободные. С юридической точки зрения несвобода крестьянина относительна, он зависит от хозяина, но свободен по отношению к другим и к государству. Отрицал натуральный характер вотчины. Феодализм – чисто политическое явление. Альфонс Допш (1868-1953) каждое хозяйство – капиталистическое, есть и вотчинный капитализм.

В современной западной медиевистике нет единого понимания сущности феодализма. Часть историков придерживается традиционной политико-юридической трактовки этого термина. Другие понимают феодализм как вассально-ленную систему или даже только как специфическую военную организацию (Ф. Гансхоф (Бельгия), Ф. Стентон (Англия), К. Стефенсон, К.Холлистер (США).

Третьи придерживаются комплексного изучения феодализма как социального типа, выделяя такие признаки – подчинение крестьян господам, феоды, вассалитет, политические, личные связи, сеньорию. Жак Ле Гофф, Ж. Дюби – оммаж и фьеф.

Отечественные медиевисты понимают феодализм как социально-экономическую формацию, при которой – есть аграрная экономика, натуральное хозяйство, крупная земельная собственность в сочетании с мелким хозяйством крестьян, вассально-ленная система, существенна роль личных связей, частное право, условный характер феодальной собственности и связь последней с политической властью и внеэкономическим принуждением, личная зависимость крестьян, церковь, сословное неравноправие, политическая раздробленность. А.Д. Удальцов, Е.А. Косминский, Н.П. Грацианский, С.Д. Сказкин, А.И. Неусыхин и др.

Итак, феодализм – строй, основой производственных отношений которого является собственность класса феодалов на землю, неразрывно связанная с эксплуатацией при помощи внеэкономического принуждения непосредственных производителей крестьян, которые вели свое собственное индивидуальное хозяйство на находившейся в их наследственном пользовании части земли, формально уступленной им феодалами.

Становление феодализма долгий и многосложный процесс, подготовленный развитием более древних обществ – рабовладельческого и первобытнообщинного. Феодализм – это синтез этих элементов. Степень активности феодального синтеза в том или другом регионе Европы зависела от многих факторов: 1. численного соотношения варваров и римлян; 2. характера расселения варваров на территории империи, земли фиска, раздела земли; 3. уровня сравнительного развития культуры пришлого и местного населения; 4. религиозного (ариане) и правового фактора; 5. природно-географических и внешнеполитических условий (Скандинавия).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66932. Чорнобильська балада 57.5 KB
  Мета. Виховувати почуття співчутливості, критичне ставлення до історичних подій. Розвивати почуття гордості за свій народ. Прищеплювати любов до рідного краю. Обладнання. Стіл, накритий вишитим рушником, свічка, живі квіти, фотографії пожежників, магнітофон, фонограми...
66933. На Чорнобиль журавлі летіли 1.91 MB
  Мета заходу: згадати про трагедію віку — вибух на ЧАЕС, поглибити знання студентів про неї, визначити негативний вплив аварії на стан навколишнього середовища та здоров'я населення; розвивати вміння школярів аналізувати та узагальнювати навчальну інформацію, вміння виразно декламувати...
66934. Christmas in the Wood 49 KB
  Dady: Ok.Sit here and listen attentively. It was winter, December. All people were on Christmas Eve. The snow is falling down…. And there were a beautiful fir-tree in the middle of the "wood ". Some more trees are around it..
66935. Cooking 12.85 MB
  Today we’ll continue speaking about food and cooking. We’ll recollect the constructions there is/are and use these constructions in practice. So we’ll speak English, repeat and learn words, work with grammar, play and do a lot of interesting things.
66936. Ми у космос летимо. Заняття за інтересами 920 KB
  Мета. Закріпити вміння учнів працювати з технікою складання паперу «Орігамі». Виготовити моделі ракет, супутників, гратографії «Сузір’я», геометричну аплікацію, мозаїку «Чумацький шлях». Навчати працювати в групах, в парах та закріплювати вміння працювати з ножицями,...
66937. Рідна земля, живи! Виступ екологічної агітбригади 76.5 KB
  Мета: донести до людей значення екологічних проблем, зокрема, характерних для рідного краю; залучати учнів до агітаційної роботи з даного питання; виховувати любов до планети Земля, сприяти хоча б частковому вирішенню екологічної ситуації.
66938. Даруйте радість людям – і стане світ багатшим 53.5 KB
  Виховувати в учнів почуття доброти чуйності милосердя поваги до людей; формувати активну життєву позицію яка проявляється в дієвій допомозі людям; формувати в учнів уміння формулювати судження виховувати високі моральні якості. Добро спішіть творити люди. Живіть добро звершайте Та нагород за це не вимагайте.
66939. «Сумні дати серця» (сторінками життя Василя Стефаника) 120.5 KB
  Мета:познайомити учнів із життєвим шляхом українського письменника Василя Стефаника, розкрити трагізм його життя; розвивати чуйність, увагу, спостережливість; виховувати почуття патріотизму, любові до України, її синів. У додатку – презентація «Надто добрий знавець народної мужицької душі (життя і творчість В.Стефаника)».
66940. Професія педагога: «за» і «проти» 38.5 KB
  Слово суддям заключне слово класного керівника хід класної години Класний керівник: Сьогодні моє слово до вас мої вихованці. На нашому ринзі незвичайна і дуже відповідальна зустріч зустріч захисників і противників професії педагога. У правому куті команда захисників професії.