21985

Византийская культура

Реферат

История и СИД

Но для культуры Византии характерно единство языковое конфессиональное. В Византии были популярны и исторические сочинения. Отличительной чертой системы образования в ранней Византии было сохранение в значительных масштабах античных традиций. В ранней Византии происходило накопление эмпирических знаний по географии навигационному делу ботанике зоологии картографии.

Русский

2013-08-04

39.5 KB

0 чел.

Византийская культура

Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы как центр высокой культуры. Византийская культура – сплав античных традиций с культурой египтян, сирийцев, народов М. Азии и Закавказья, славян и иллирийцев. Но для культуры Византии характерно единство – языковое, конфессиональное. Главное этническое ядро – греки, в VI в. становится преобладающим греческий язык, официальным вероисповеданием становится христианская религия в православном варианте. Важной чертой византийской культуры является ее традиционность, стремление следовать канонам. Особое место занимает народная культура – народная музыка, пляски, церковные и театральные представления, героический эпос, басни, причем в этой культуре есть 2 тенденции – аристократическая и плебейская. Ранневизантийская культура (христианская философия) отмечена яркими фигурами – Псевдо-Дионисия Ареопагита (V-VI вв.), Петра Ивера, Григория Назианзина – друга и соратника Василия Кесарийского – богослова, писателя, поэта, его перу принадлежит поэтическая автобиография, где налицо скорбные мотивы одиночества, душевных страданий, духовных борений в поисках смысла жизни. Для его поздней поэзии характерно разочарование в жизни, в самом себе, поиски истины, душевная усталость (перекликается с «Исповедью» Августина), Романа Сладкопевца (к. V в. – 555 г.), уроженца Берита. Его заслугой является создание в церковной гимнографии литургической поэмы, т,н. кондака. В музыке к своим гимнам использовал народные мотивы.

В Византии были популярны и исторические сочинения. Известными византийскими историографами были – Аммиан Марцеллин (330-395) – последний римский и первый ранневизантийский историограф, солдат, грек-язычник, родился в Антиохи, участвовал в походах Юлиана против персов, в 80-х гг. IV в. попал в опалу, переселился в Рим, где пишет «Деяния, или История» (о Риме до 378 г.), Прокопий Кесарийский (500-565) – сирийский грек, уроженец Кесари Палестинской, ритор, юрист, придворный, дипломатический советник, доверенное лицо Велисария, автор «Истории войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», трактатов «О постройках Юстиниана», «Тайной истории»; Агафий Минирейский (536-582) – из г. Мирина в М. Азии, адвокат, увлекался поэзией, автор сборников «Дафниака», «Цикл», «Истории войн Юстиниана» - продолжение труда Прокопия; Феофилакт Симокатта (к. VI-1/2 VII вв.) – скорее ритор, чем историк, в своей «Истории» создает концепцию гос. власти и образа идеального государя, которого отличает – 1. благоразумие, 2. скромность, 3. справедливость, 4. разумная предусмотрительность, 5. должен познать тщету всего земного, преходящий характер счастья и власти, 6. христианское благочестие и милосердие. Складывание христианской историко-философской концепции было длительным и сложным процессом. Создателями были Евсевий Кесарийский (265 -340) на Востоке и Аврелий Августин Блаженный (354-430) на Западе. Суть – вся история есть ряд этапа через 6 возрастов.

Известным византийским хронистом был Иоанн Малала (VI в.) – испытал на себе воздействие Геродота, Фукидида, Тита Ливия. Изложение хроник строится согласно хронологическому принципу, личное мнение хрониста заменяется компиляцией, мозаикой мнений многих авторов.

Популярна была риторика. В Константинополе при дворе императора процветал жанр похвальных речей в честь василевсов и их семей. Самыми талантливыми были Либаний (314-392), Иоанн Златоуст (350-407).

Отличительной чертой системы образования в ранней Византии было сохранение в значительных масштабах античных традиций. Византия унаследовала от Греко-римского мира классическое образование , в основу которого было положено изучении 7 свободных искусств. Существовали высшие школы. Сохранили свою силу школы философии и естественных наук в Александрии, Антиохии, ораторского искусства – в Кесарии, Газе, Никомедии, Кизике, Нике, Анкире. Афины – центр античной философии, философские школы были также в Пергаме, Эфесе, Сардах. В VI в. приобрела популярность Магнаврская высшая школа в Константинополе с кафедрами греческой и латинской грамматики, риторики, философии, права. Возникают юридические школы в Берите, Константинополе, богословские школы в Александрии, Эфесе.

В ранней Византии происходило накопление эмпирических знаний по географии, навигационному делу, ботанике, зоологии, картографии. Но библейская концепция мироздания начала проникать в византийскую географическую науку. В IV-VI вв. оформилось 2 основных школы христианской географической мысли. 1. – антиохийская – ее отличал догматический подход к истолкованию священного писания и негативное отношение к античной географии. Признавали плоскость земли, над которой куполообразное твердое небо, существование 2-х небес, единого океана – сторонники – Диодор Тарский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин. Кузьма Индикоплевст побывал в Аравии, Вост. Африке, Цейлоне, написал «Христианскую топографию». 2 – каппадокийско-александрийская – Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Филопон, Георгий Писида – земля шарообразна, сферичность небес.

В X в. появляются обобщенные произведения энциклопедического характера. В этот период была составлены энциклопедии по истории, с/х, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора», Лексикон Суды – словарь по истории, литературе, грамматике, философии.

В XI-XII вв. расцвет переживает светское образование. В Константинополе в XI в. возродился uni – около 1045 г. был вновь создан юридический факультет – «музей законодательства» как называли его современники, на факультете изучали римское право, латынь, византийскую юриспруденцию. Uni существовал за счет государства и подлежал строгому гос.контролю, просуществовал до 1204 г. В это время дальнейшее развитие получает византийская историография – Михаил Пселл, Кекавмен Никифор Вриенний (1062-1140), Анна Комнина (1083-1153/1155), Иоанн Киннам (1143-1176), Никита Хониат (Акоминат) (сер. XII – 1213).

На IX-XII вв. приходится становление народной культуры, популярны акритские песни = воинские повести. Возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Здесь преуспел Феодор Продром (1100-1170) – поэт и писатель «Катамиомахия» («Война кошек и мышей»), «Роданфа и Досикл».

В XIV- XV вв. появляется целая плеяда византийских ученых гуманистов и эрудитов – Феодор Метохит (1260/1261-1332), родился в Никее, дипломат, последователь Платона; Никифор Григора (1295-1360) – ученик Метохита, последователь Аристотеля, предложил реформу календаря; Димитрий Кидонис (1324-1397/1398) – побывал в Италии, изучил латынь, сопровождал императора в Рим в 1369-1371 гг., познакомился с западной наукой, перевел на греческий язык Фому Аквинского, сторонник унии, эмигрировал в Венецию, потом на Кипр.

В поздней Византии культурные связи с Западом крепли и развивались Многие византийские ученые ездили в Западную Европу, знакомились с системой преподавания в uni Италии, Франции, Англии. В то же время молодые итальянцы селились в Константинополе, Мистре. Среди них можно назвать Гуарино, Франческо Филельфо, и др. Особой популярностью среди преподавателей пользовался Мануил Хризолор (1350/1351 – 1415), который при Мануиле Палеологе побывал в Италии в 1394-1395 гг. и на следующий год был приглашен преподавать во Флоренции (1397/1399), помогал Колуччо Салутати, Палле Строцци, Николо Николи, затем преподавал в Падуе, Павии, Милане, Риме, в 1403 г. вернулся в Константинополь, затем снова оказался в Риме, в 1414 г. перебрался в Констанц, где и похоронен. Особое место среди византийцев, оказавших влияние на гуманистов Европы, занимает Георгий Гемист Плифон (1360-1452) – философ (оригинальный), мыслитель, религиозный реформатор, ученик Кидониса. Добился от Козимо Медичи организации Платоновской академии во Флоренции, после Ферарро-Флорентийского собора вернулся в Мистру, неоплатоник. Иоанн Аргиропул (1415-1487) – латинофил, перешел в католичество.

Мистические учения в Византии практическое применение нашли в исихазме, который зародился в монастырях Синая и Афона. Учение исихастов сосредотачивалась на внутреннем мире человека. Целью духовной деятельности считалось не познание внешнего мира посредством разума и логики, а подавление страстей человека путем самовоспитания, подвижничества, аскезы. Исихазм (покой, тишина, отшельничество) звал к удалению от мира, к уединению, тишине, покою. Постижение истины возможно для исихастов через мистическое слияние с божеством, путем сверхъестественного озарения. Это слияние с божеством могло быть достигнуто только благочестивыми монахами – аскетами, с помощью божественной благодати. В XIII-XIV вв. главным исихастом был Григорий Палама (1295/1296-1359) – образован, знал Платона, Аристотеля, учился у Метохита, но в 20 лет ушел в монастырь на Афоне.

Последние 100 существования Византии были описаны в исторических сочинениях Георгия Франдзи (1401-1478) «Хроника», Михаила Дуки (1400-1470), Лаоника Халкокондила (1423-1500) (поднимал глобальные проблемы), Михаила Гермодара Критовула (ренегат) «История Мехмета II», наместник о. Имброс.

В XIV-XV вв. большую популярность в Византии приобрели сборники любовных песен и стихов, («Родосские песни любви»), рыцарские романы («Каллимах и Хрисорроя», «Мевиср и Родамна»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64024. Технологія приготування бісквітних тортів 1.47 MB
  Кондитер повинен мати тонкі смакові відчуття і гарне чуття запаху, вміло поєднувати смакові речовини у різних пропорціях для забезпечення приємного смаку і аромату готових виробів, підбирати кольори кремів природних тонів, творчо мислити і постійно працювати над розробкою та впровадженням нових рецептів...
64026. Анализ оценки эффективности логистической деятельности ООО «ТПП Аматэл» 397.5 KB
  Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия. Целью данной работы является изучение оценки эффективности логистической деятельности ООО «ТПП Аматэл».
64027. Формирование гражданской компетенции на уроках окружающего мира 947.5 KB
  Цель исследования: выявить и апробировать психолого-педагогические условия формирования гражданской компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе.