21985

Византийская культура

Реферат

История и СИД

Но для культуры Византии характерно единство языковое конфессиональное. В Византии были популярны и исторические сочинения. Отличительной чертой системы образования в ранней Византии было сохранение в значительных масштабах античных традиций. В ранней Византии происходило накопление эмпирических знаний по географии навигационному делу ботанике зоологии картографии.

Русский

2013-08-04

39.5 KB

0 чел.

Византийская культура

Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы как центр высокой культуры. Византийская культура – сплав античных традиций с культурой египтян, сирийцев, народов М. Азии и Закавказья, славян и иллирийцев. Но для культуры Византии характерно единство – языковое, конфессиональное. Главное этническое ядро – греки, в VI в. становится преобладающим греческий язык, официальным вероисповеданием становится христианская религия в православном варианте. Важной чертой византийской культуры является ее традиционность, стремление следовать канонам. Особое место занимает народная культура – народная музыка, пляски, церковные и театральные представления, героический эпос, басни, причем в этой культуре есть 2 тенденции – аристократическая и плебейская. Ранневизантийская культура (христианская философия) отмечена яркими фигурами – Псевдо-Дионисия Ареопагита (V-VI вв.), Петра Ивера, Григория Назианзина – друга и соратника Василия Кесарийского – богослова, писателя, поэта, его перу принадлежит поэтическая автобиография, где налицо скорбные мотивы одиночества, душевных страданий, духовных борений в поисках смысла жизни. Для его поздней поэзии характерно разочарование в жизни, в самом себе, поиски истины, душевная усталость (перекликается с «Исповедью» Августина), Романа Сладкопевца (к. V в. – 555 г.), уроженца Берита. Его заслугой является создание в церковной гимнографии литургической поэмы, т,н. кондака. В музыке к своим гимнам использовал народные мотивы.

В Византии были популярны и исторические сочинения. Известными византийскими историографами были – Аммиан Марцеллин (330-395) – последний римский и первый ранневизантийский историограф, солдат, грек-язычник, родился в Антиохи, участвовал в походах Юлиана против персов, в 80-х гг. IV в. попал в опалу, переселился в Рим, где пишет «Деяния, или История» (о Риме до 378 г.), Прокопий Кесарийский (500-565) – сирийский грек, уроженец Кесари Палестинской, ритор, юрист, придворный, дипломатический советник, доверенное лицо Велисария, автор «Истории войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», трактатов «О постройках Юстиниана», «Тайной истории»; Агафий Минирейский (536-582) – из г. Мирина в М. Азии, адвокат, увлекался поэзией, автор сборников «Дафниака», «Цикл», «Истории войн Юстиниана» - продолжение труда Прокопия; Феофилакт Симокатта (к. VI-1/2 VII вв.) – скорее ритор, чем историк, в своей «Истории» создает концепцию гос. власти и образа идеального государя, которого отличает – 1. благоразумие, 2. скромность, 3. справедливость, 4. разумная предусмотрительность, 5. должен познать тщету всего земного, преходящий характер счастья и власти, 6. христианское благочестие и милосердие. Складывание христианской историко-философской концепции было длительным и сложным процессом. Создателями были Евсевий Кесарийский (265 -340) на Востоке и Аврелий Августин Блаженный (354-430) на Западе. Суть – вся история есть ряд этапа через 6 возрастов.

Известным византийским хронистом был Иоанн Малала (VI в.) – испытал на себе воздействие Геродота, Фукидида, Тита Ливия. Изложение хроник строится согласно хронологическому принципу, личное мнение хрониста заменяется компиляцией, мозаикой мнений многих авторов.

Популярна была риторика. В Константинополе при дворе императора процветал жанр похвальных речей в честь василевсов и их семей. Самыми талантливыми были Либаний (314-392), Иоанн Златоуст (350-407).

Отличительной чертой системы образования в ранней Византии было сохранение в значительных масштабах античных традиций. Византия унаследовала от Греко-римского мира классическое образование , в основу которого было положено изучении 7 свободных искусств. Существовали высшие школы. Сохранили свою силу школы философии и естественных наук в Александрии, Антиохии, ораторского искусства – в Кесарии, Газе, Никомедии, Кизике, Нике, Анкире. Афины – центр античной философии, философские школы были также в Пергаме, Эфесе, Сардах. В VI в. приобрела популярность Магнаврская высшая школа в Константинополе с кафедрами греческой и латинской грамматики, риторики, философии, права. Возникают юридические школы в Берите, Константинополе, богословские школы в Александрии, Эфесе.

В ранней Византии происходило накопление эмпирических знаний по географии, навигационному делу, ботанике, зоологии, картографии. Но библейская концепция мироздания начала проникать в византийскую географическую науку. В IV-VI вв. оформилось 2 основных школы христианской географической мысли. 1. – антиохийская – ее отличал догматический подход к истолкованию священного писания и негативное отношение к античной географии. Признавали плоскость земли, над которой куполообразное твердое небо, существование 2-х небес, единого океана – сторонники – Диодор Тарский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин. Кузьма Индикоплевст побывал в Аравии, Вост. Африке, Цейлоне, написал «Христианскую топографию». 2 – каппадокийско-александрийская – Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Филопон, Георгий Писида – земля шарообразна, сферичность небес.

В X в. появляются обобщенные произведения энциклопедического характера. В этот период была составлены энциклопедии по истории, с/х, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора», Лексикон Суды – словарь по истории, литературе, грамматике, философии.

В XI-XII вв. расцвет переживает светское образование. В Константинополе в XI в. возродился uni – около 1045 г. был вновь создан юридический факультет – «музей законодательства» как называли его современники, на факультете изучали римское право, латынь, византийскую юриспруденцию. Uni существовал за счет государства и подлежал строгому гос.контролю, просуществовал до 1204 г. В это время дальнейшее развитие получает византийская историография – Михаил Пселл, Кекавмен Никифор Вриенний (1062-1140), Анна Комнина (1083-1153/1155), Иоанн Киннам (1143-1176), Никита Хониат (Акоминат) (сер. XII – 1213).

На IX-XII вв. приходится становление народной культуры, популярны акритские песни = воинские повести. Возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Здесь преуспел Феодор Продром (1100-1170) – поэт и писатель «Катамиомахия» («Война кошек и мышей»), «Роданфа и Досикл».

В XIV- XV вв. появляется целая плеяда византийских ученых гуманистов и эрудитов – Феодор Метохит (1260/1261-1332), родился в Никее, дипломат, последователь Платона; Никифор Григора (1295-1360) – ученик Метохита, последователь Аристотеля, предложил реформу календаря; Димитрий Кидонис (1324-1397/1398) – побывал в Италии, изучил латынь, сопровождал императора в Рим в 1369-1371 гг., познакомился с западной наукой, перевел на греческий язык Фому Аквинского, сторонник унии, эмигрировал в Венецию, потом на Кипр.

В поздней Византии культурные связи с Западом крепли и развивались Многие византийские ученые ездили в Западную Европу, знакомились с системой преподавания в uni Италии, Франции, Англии. В то же время молодые итальянцы селились в Константинополе, Мистре. Среди них можно назвать Гуарино, Франческо Филельфо, и др. Особой популярностью среди преподавателей пользовался Мануил Хризолор (1350/1351 – 1415), который при Мануиле Палеологе побывал в Италии в 1394-1395 гг. и на следующий год был приглашен преподавать во Флоренции (1397/1399), помогал Колуччо Салутати, Палле Строцци, Николо Николи, затем преподавал в Падуе, Павии, Милане, Риме, в 1403 г. вернулся в Константинополь, затем снова оказался в Риме, в 1414 г. перебрался в Констанц, где и похоронен. Особое место среди византийцев, оказавших влияние на гуманистов Европы, занимает Георгий Гемист Плифон (1360-1452) – философ (оригинальный), мыслитель, религиозный реформатор, ученик Кидониса. Добился от Козимо Медичи организации Платоновской академии во Флоренции, после Ферарро-Флорентийского собора вернулся в Мистру, неоплатоник. Иоанн Аргиропул (1415-1487) – латинофил, перешел в католичество.

Мистические учения в Византии практическое применение нашли в исихазме, который зародился в монастырях Синая и Афона. Учение исихастов сосредотачивалась на внутреннем мире человека. Целью духовной деятельности считалось не познание внешнего мира посредством разума и логики, а подавление страстей человека путем самовоспитания, подвижничества, аскезы. Исихазм (покой, тишина, отшельничество) звал к удалению от мира, к уединению, тишине, покою. Постижение истины возможно для исихастов через мистическое слияние с божеством, путем сверхъестественного озарения. Это слияние с божеством могло быть достигнуто только благочестивыми монахами – аскетами, с помощью божественной благодати. В XIII-XIV вв. главным исихастом был Григорий Палама (1295/1296-1359) – образован, знал Платона, Аристотеля, учился у Метохита, но в 20 лет ушел в монастырь на Афоне.

Последние 100 существования Византии были описаны в исторических сочинениях Георгия Франдзи (1401-1478) «Хроника», Михаила Дуки (1400-1470), Лаоника Халкокондила (1423-1500) (поднимал глобальные проблемы), Михаила Гермодара Критовула (ренегат) «История Мехмета II», наместник о. Имброс.

В XIV-XV вв. большую популярность в Византии приобрели сборники любовных песен и стихов, («Родосские песни любви»), рыцарские романы («Каллимах и Хрисорроя», «Мевиср и Родамна»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52175. Amazing America 389.5 KB
  Knowing that the earth was round he decided to reach India by sailing to the west. It was very difficult for him to organize an expedition as nobody wanted to help him. At last the Spanish king gave him some money. In the 1492 he sailed with 3 small ships in to the Atlantic Ocean. They had been sailing for more than 2 months and at last they saw land.
52177. An Exciting World of Science 2.4 MB
  Good morning, everybody! Today we are going to deal with great inventions and their inventors. I believe youll enjoy the subject of our todays lesson. Well talk about great inventions named after their creators. Well talk about computer, this wonderful invention of human talent. It opens the magic world of internet before us.
52178. Аналіз посібника для ДПА 2013 з української мови для 4 класів 81 KB
  Мета ДПА з української мови 2. мови мови навчання і посібника для навчальних закладів з російською мовою навчання 3. Зміни у посібнику з української мови мови навчання 2013 рр.
52179. Похідна 280 KB
  Мета: узагальнення та систематизація знань учнів з теми формування вмінь та навичок знаходження похідної рівняння дотичної застосування геометричного та фізичного змісту похідної; виховання прагнення застосовувати здобуті знання уміння вирішувати поставлені проблеми; розвиток творчих здібностей уваги та памяті. Розвязування вправ і задачГрупова робота. Їм потрібно продемонструвати вміння використовувати теоретичний матеріал про похідну під час розвязування вправ. На дошці записана умова завдання щоб під час обдумування та...
52180. Завершення формування індустріального суспільства у провідних країнах світу 86.5 KB
  Організаційний момент Учитель пропонує учням обєднатися в групи пари для подальшої. Учитель наголошує про наявність завдань випереджувального характеру. Учитель..
52181. Виды методического анализа и самоанализа уроков 1.02 MB
  Теоретические основы анализа урока. Основные требования к современному уроку 5 Основные учебные умения которые должны формироваться на уроке 9 Технология педагогического анализа Поэлементный подход Системный подход Личностноориентированный подход Здоровьесберегающий подход 10 Требования к организации анализа урока 13 Особенности анализа урока в условиях введения ФГОС нового поколения 14 Часть2. Варианты схем анализа 18 Полный анализ урока 18 Поэтапный и структурный анализ урока 22 Аспектный анализ урока...