21991

Западная Европа в конце XI в.

Реферат

История и СИД

Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т. На ее вершине находился император король который считался верховным сеньором всех феодалов их сюзереном главой феодальной иерархии. Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский кардиналы архиепископы епископы аббаты приоры кюре викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям и наоборот.

Русский

2013-08-04

30 KB

0 чел.

Западная Европа в конце XI в.

В большинстве государств Западной Европы завершился процесс формирования феодальных отношений, где раньше (Италия, Франция, X в.), где позже (Англия, Византия XI в., Германия XII в.), Северная Европа (XIII-XIV вв.). Общие черты: господствовала феодальная земельная собственность в виде вотчины (сеньории) + мелкое индивидуальное хозяйство крестьянина. Основная масса крестьян находилась в той или иной зависимости – поземельной, личной, судебной. Можно и в сочетании, можно иметь и несколько сеньоров, что было больше характерно для Германии (но и для других стран также возможно). Характерные признаки лично зависимого крестьянина: платил произвольную (неабонированную) талью, подушный (поголовный) налог (шеваж), брачное (формарьяж, меркет), посмертный побор (менморт, гериот). Символом бывшей личной зависимости крестьянина являлся каплун. Феодальная рента в трех формах – продуктовая (натуральная), отработочная, денежная.

Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т.н. феодальной иерархии (феодальная лестница). На ее вершине находился император (король), который считался верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном – главой феодальной иерархии. Ниже – титулованная знать (светская и духовная), получившая свои владения от короля: герцоги, прелаты, графы, архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей. Формально они подчинялись королю, но de facto были независимы: могли вести войны, чеканить монету, обладали юрисдикцией (средней и низшей, но могли и высшей). (В Германии феодальная лестница была в виде чинов (щитов) – I чин у императора, II – церковные князья, III – светские князья, IV – графы и т.д. до VII.). Их вассалы – обычно тоже крупные землевладельцы – бароны, но рангом пониже. Ниже баронов стояли мелкие феодалы – рыцари, у которых не всегда были вассалы. В IX-XI вв. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина конного, несшего военную конную службу своему сеньору (Ritter). В XII-XIII вв. значение меняется, теперь рыцарство – синоним благородства и знатности и в то же время принадлежность к военному сословию. В подчинении были только крестьяне-держатели. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) действовало правило подчинения вассалов сеньору: «Вассал моего вассала – не мой вассал» (в Англии по Солсберийской присяге 1085 (1087 г.) – «Вассал моего вассала – мой вассал», т.е. все рыцари Англии подчинялись непосредственно королю, хотя и там тоже существовали вассально-ленные связи).

Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский, кардиналы, архиепископы, епископы, аббаты, приоры, кюре, викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот. Основой и обеспечением вассальных отношений является феодальное земельное владение - феод, которое вассал держал от своего сеньора. Передача феода вассалу сеньором называлась инвеститурой. До этого была церемония вступления в вассальную зависимость – принесения оммажа – во время которого феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого публично приносил клятву «фуа». Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (40 дней в течение года), вассал не должен был ничего предпринимать во вред сеньору, защищать его владения, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшего сына, при выдаче замуж его старшей дочери, при выкупе из плена (Иоанн Добрый, Ричард Львиное Сердце). Сеньор должен был защищать вассала в случае нападения врагов и помогать – быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей. Часто эти вассальные отношения были запутанными, часто не соблюдались вассальные обязательства. Способ решения всех проблем чаще всего – война. Церковь пыталась помешать этому, устанавливая «божий мир» - с вечера пятницы по утра понедельника. Больше всего от этого страдали крестьяне.

Главные занятия феодалов – война, грабежи, охота, турниры, конные состязания. В X-XI вв. стали строить замки. Этот процесс – называется инкастелламенто. Замок – центр судебный, административный, военной власти феодала. Строились замки, как правило, в стратегически выгодном и господствующем месте, что позволяло феодалу доминировать над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. В центре замка – многоэтажная башня – донжон. Были хозяйственные постройки, церковь, тюрьма. Замок строился по законам фортификационного искусства – ров, стены, вал. В XI в. замки стали строить из камня. Интерьер для жилья стал более комфортабелен после крестовых походов, появились ковры, мебель разнообразная и т.д.

Основный вид войска – конница. Оружие воина – меч, копье, палица, секира, доспехи, щит, шлем. В XII-XIII в. появились латы. Во время крестовых походов (позаимствовали у арабов) у рыцарей появились опознавательные знаки – девизы, гербы (геральдика).

Отношения между феодалами и крестьянами складывались противоречиво. С одной стороны, насилие, притеснение, гнет, с другой – защита от других феодалов. Церковь – центр политической, духовной, культурной жизни. Религиозность пронизывала мировосприятие всех слоев средневекового общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8436. Тесты по философии 219 KB
  Тесты по философии А Автор работы Похвала глупости, обосновавший известный тезис От великого до смешного один только шаг - (Э. Роттердамский) Автором книги Происхождение человека и половой отбор является... (Ч. Дарвин) Автором работы Государь...
8437. Мировоззрение. Его типы. Мифология. Религия. Философия. Наука. Их соотношение 37.61 KB
  Мировоззрение. Его типы. Мифология. Религия. Философия. Наука. Их соотношение. Мировоззрение выражает определенную жизненную позицию того, кто выступает его носителем (выразителем)-человек, любая социальная группа людей, общество в целом. Термин мир...
8438. Атрибуты материи 15.41 KB
  Атрибуты материи. Атрибуты - неотъемлемые свойства. К атрибутам материи относятся пространство, время и движение. Свойства материи: Вечность, неуничтожимость и неразрушимость. Отражение - способность одной материальной системы ...
8439. Античная философия 15.61 KB
  Античная философия. Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и пол...
8440. Философская картина мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории 20.67 KB
  Философская картина мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории Категория бытие в философии. Основные формы бытия Материя как философская категория. Этапы развития философских представлений о материи Философское...
8441. Милетская школа 15.03 KB
  Милетская школа Как уже говорилось, становление собственно греческой философии происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, политики, законодатели, художники, ...
8442. Римская философия 40.67 KB
  Римская философия С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его эк...
8443. Проблема сознания в философии 17.12 KB
  Проблема сознания в философии. Смысл проблемы сознания и ее решения Концепции сознания в истории философии Диалектико-материалистическое понимание сознания Структура сознания. Самосознание Проблема сознания имеет общесмыслово...
8444. Философия Аристотеля 21.93 KB
  Философия Аристотеля. Аристотель (384-322 до н.э.) - величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г. Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя. Быть...