21991

Западная Европа в конце XI в.

Реферат

История и СИД

Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т. На ее вершине находился император король который считался верховным сеньором всех феодалов их сюзереном – главой феодальной иерархии. Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский кардиналы архиепископы епископы аббаты приоры кюре викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям и наоборот.

Русский

2013-08-04

30 KB

0 чел.

Западная Европа в конце XI в.

В большинстве государств Западной Европы завершился процесс формирования феодальных отношений, где раньше (Италия, Франция, X в.), где позже (Англия, Византия XI в., Германия XII в.), Северная Европа (XIII-XIV вв.). Общие черты: господствовала феодальная земельная собственность в виде вотчины (сеньории) + мелкое индивидуальное хозяйство крестьянина. Основная масса крестьян находилась в той или иной зависимости – поземельной, личной, судебной. Можно и в сочетании, можно иметь и несколько сеньоров, что было больше характерно для Германии (но и для других стран также возможно). Характерные признаки лично зависимого крестьянина: платил произвольную (неабонированную) талью, подушный (поголовный) налог (шеваж), брачное (формарьяж, меркет), посмертный побор (менморт, гериот). Символом бывшей личной зависимости крестьянина являлся каплун. Феодальная рента в трех формах – продуктовая (натуральная), отработочная, денежная.

Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т.н. феодальной иерархии (феодальная лестница). На ее вершине находился император (король), который считался верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном – главой феодальной иерархии. Ниже – титулованная знать (светская и духовная), получившая свои владения от короля: герцоги, прелаты, графы, архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей. Формально они подчинялись королю, но de facto были независимы: могли вести войны, чеканить монету, обладали юрисдикцией (средней и низшей, но могли и высшей). (В Германии феодальная лестница была в виде чинов (щитов) – I чин у императора, II – церковные князья, III – светские князья, IV – графы и т.д. до VII.). Их вассалы – обычно тоже крупные землевладельцы – бароны, но рангом пониже. Ниже баронов стояли мелкие феодалы – рыцари, у которых не всегда были вассалы. В IX-XI вв. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина конного, несшего военную конную службу своему сеньору (Ritter). В XII-XIII вв. значение меняется, теперь рыцарство – синоним благородства и знатности и в то же время принадлежность к военному сословию. В подчинении были только крестьяне-держатели. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) действовало правило подчинения вассалов сеньору: «Вассал моего вассала – не мой вассал» (в Англии по Солсберийской присяге 1085 (1087 г.) – «Вассал моего вассала – мой вассал», т.е. все рыцари Англии подчинялись непосредственно королю, хотя и там тоже существовали вассально-ленные связи).

Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский, кардиналы, архиепископы, епископы, аббаты, приоры, кюре, викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот. Основой и обеспечением вассальных отношений является феодальное земельное владение - феод, которое вассал держал от своего сеньора. Передача феода вассалу сеньором называлась инвеститурой. До этого была церемония вступления в вассальную зависимость – принесения оммажа – во время которого феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого публично приносил клятву «фуа». Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (40 дней в течение года), вассал не должен был ничего предпринимать во вред сеньору, защищать его владения, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшего сына, при выдаче замуж его старшей дочери, при выкупе из плена (Иоанн Добрый, Ричард Львиное Сердце). Сеньор должен был защищать вассала в случае нападения врагов и помогать – быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей. Часто эти вассальные отношения были запутанными, часто не соблюдались вассальные обязательства. Способ решения всех проблем чаще всего – война. Церковь пыталась помешать этому, устанавливая «божий мир» - с вечера пятницы по утра понедельника. Больше всего от этого страдали крестьяне.

Главные занятия феодалов – война, грабежи, охота, турниры, конные состязания. В X-XI вв. стали строить замки. Этот процесс – называется инкастелламенто. Замок – центр судебный, административный, военной власти феодала. Строились замки, как правило, в стратегически выгодном и господствующем месте, что позволяло феодалу доминировать над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. В центре замка – многоэтажная башня – донжон. Были хозяйственные постройки, церковь, тюрьма. Замок строился по законам фортификационного искусства – ров, стены, вал. В XI в. замки стали строить из камня. Интерьер для жилья стал более комфортабелен после крестовых походов, появились ковры, мебель разнообразная и т.д.

Основный вид войска – конница. Оружие воина – меч, копье, палица, секира, доспехи, щит, шлем. В XII-XIII в. появились латы. Во время крестовых походов (позаимствовали у арабов) у рыцарей появились опознавательные знаки – девизы, гербы (геральдика).

Отношения между феодалами и крестьянами складывались противоречиво. С одной стороны, насилие, притеснение, гнет, с другой – защита от других феодалов. Церковь – центр политической, духовной, культурной жизни. Религиозность пронизывала мировосприятие всех слоев средневекового общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2139. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки 375.54 KB
  Цель исследования заключается в разработке модели формирования МКК специалиста гуманитарного профиля и ее практической реализации в иноязычных профессиональных контекстах в единстве аксиологических, национально-специфических и коммуникативных компонентов.
2140. Нелинейные элементы и нелинейные характеристики 380.1 KB
  Для понимания поведения сложных объектов, как и для создания сложных систем с заданными свойствами, очень часто имеет смысл представлять объект как совокупность составных частей, элементов, каждый из которых может быть охарактеризован совокупностью тех и только тех его свойств, которые существенны для функционирования системы в целом.
2141. Асимметрия в переводе художественного текста: этнолингвокультурный аспект 384.47 KB
  Цель работы состоит в сопоставительном исследовании асимметрии как переводческого феномена на материале художественных текстов на немецком и русском языках.
2142. Категория оценки в публичных политических речах П.А. Столыпина и Отто фон Бисмарка 380.89 KB
  Цель исследования заключается в том, чтобы выявить, описать и сопоставить компоненты оценочной ситуации и особенности выражения оценочного значения в публичном политическом выступлении П.А. Столыпина и Отто фон Бисмарка.
2143. Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений 388.27 KB
  Понятие мировая экономика равнозначно терминам мировое хозяйство и всемирное хозяйство. Экономисты выделяют их в одно и дают несколько определений. Можно рассмотреть как в обобщенном, так и в частном смысле.
2144. Антикризисное управление. Конспект лекций 388.44 KB
  Кризисы в тенденциях макро и микроразвития. Причины и последствия возникновения кризисов. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления. Признаки и порядок установления банкротства предприятия.
2145. Конспект лекций по детским болезням 393.12 KB
  История отечественной педиатрии, организация охраны материнства. Хронические расстройства питания, гиповитаминозы у детей. Острые и хронические вирусные гепатиты у детей. Геморрагические болезни у детей, геморрагические диатезы, тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит.
2146. Когнитивные особенности перевода научно-технического текста 398.53 KB
  Цель диссертационного исследования состоит в выявлении когнитивной сущности переводческого процесса путем разработки когнитивной модели перевода и её описания на основе научно-технических материалов.
2147. Методические указания к лабораторным работам по теоретическим основам электротехники 400.15 KB
  Основные прав ила безопасной работы в электротехнической лаборатории. Несинусоидальные токи и напряжения в линейных электрических цепях. Исследование переходных процессов в линейных электрических цепях.