21991

Западная Европа в конце XI в.

Реферат

История и СИД

Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т. На ее вершине находился император король который считался верховным сеньором всех феодалов их сюзереном главой феодальной иерархии. Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский кардиналы архиепископы епископы аббаты приоры кюре викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям и наоборот.

Русский

2013-08-04

30 KB

0 чел.

Западная Европа в конце XI в.

В большинстве государств Западной Европы завершился процесс формирования феодальных отношений, где раньше (Италия, Франция, X в.), где позже (Англия, Византия XI в., Германия XII в.), Северная Европа (XIII-XIV вв.). Общие черты: господствовала феодальная земельная собственность в виде вотчины (сеньории) + мелкое индивидуальное хозяйство крестьянина. Основная масса крестьян находилась в той или иной зависимости – поземельной, личной, судебной. Можно и в сочетании, можно иметь и несколько сеньоров, что было больше характерно для Германии (но и для других стран также возможно). Характерные признаки лично зависимого крестьянина: платил произвольную (неабонированную) талью, подушный (поголовный) налог (шеваж), брачное (формарьяж, меркет), посмертный побор (менморт, гериот). Символом бывшей личной зависимости крестьянина являлся каплун. Феодальная рента в трех формах – продуктовая (натуральная), отработочная, денежная.

Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т.н. феодальной иерархии (феодальная лестница). На ее вершине находился император (король), который считался верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном – главой феодальной иерархии. Ниже – титулованная знать (светская и духовная), получившая свои владения от короля: герцоги, прелаты, графы, архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей. Формально они подчинялись королю, но de facto были независимы: могли вести войны, чеканить монету, обладали юрисдикцией (средней и низшей, но могли и высшей). (В Германии феодальная лестница была в виде чинов (щитов) – I чин у императора, II – церковные князья, III – светские князья, IV – графы и т.д. до VII.). Их вассалы – обычно тоже крупные землевладельцы – бароны, но рангом пониже. Ниже баронов стояли мелкие феодалы – рыцари, у которых не всегда были вассалы. В IX-XI вв. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина конного, несшего военную конную службу своему сеньору (Ritter). В XII-XIII вв. значение меняется, теперь рыцарство – синоним благородства и знатности и в то же время принадлежность к военному сословию. В подчинении были только крестьяне-держатели. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) действовало правило подчинения вассалов сеньору: «Вассал моего вассала – не мой вассал» (в Англии по Солсберийской присяге 1085 (1087 г.) – «Вассал моего вассала – мой вассал», т.е. все рыцари Англии подчинялись непосредственно королю, хотя и там тоже существовали вассально-ленные связи).

Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский, кардиналы, архиепископы, епископы, аббаты, приоры, кюре, викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот. Основой и обеспечением вассальных отношений является феодальное земельное владение - феод, которое вассал держал от своего сеньора. Передача феода вассалу сеньором называлась инвеститурой. До этого была церемония вступления в вассальную зависимость – принесения оммажа – во время которого феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого публично приносил клятву «фуа». Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (40 дней в течение года), вассал не должен был ничего предпринимать во вред сеньору, защищать его владения, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшего сына, при выдаче замуж его старшей дочери, при выкупе из плена (Иоанн Добрый, Ричард Львиное Сердце). Сеньор должен был защищать вассала в случае нападения врагов и помогать – быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей. Часто эти вассальные отношения были запутанными, часто не соблюдались вассальные обязательства. Способ решения всех проблем чаще всего – война. Церковь пыталась помешать этому, устанавливая «божий мир» - с вечера пятницы по утра понедельника. Больше всего от этого страдали крестьяне.

Главные занятия феодалов – война, грабежи, охота, турниры, конные состязания. В X-XI вв. стали строить замки. Этот процесс – называется инкастелламенто. Замок – центр судебный, административный, военной власти феодала. Строились замки, как правило, в стратегически выгодном и господствующем месте, что позволяло феодалу доминировать над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. В центре замка – многоэтажная башня – донжон. Были хозяйственные постройки, церковь, тюрьма. Замок строился по законам фортификационного искусства – ров, стены, вал. В XI в. замки стали строить из камня. Интерьер для жилья стал более комфортабелен после крестовых походов, появились ковры, мебель разнообразная и т.д.

Основный вид войска – конница. Оружие воина – меч, копье, палица, секира, доспехи, щит, шлем. В XII-XIII в. появились латы. Во время крестовых походов (позаимствовали у арабов) у рыцарей появились опознавательные знаки – девизы, гербы (геральдика).

Отношения между феодалами и крестьянами складывались противоречиво. С одной стороны, насилие, притеснение, гнет, с другой – защита от других феодалов. Церковь – центр политической, духовной, культурной жизни. Религиозность пронизывала мировосприятие всех слоев средневекового общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55361. Медіа-клуб 111 KB
  Мета проекту: формувати комунікативні та соціальні компетентності учнів виховувати активну життєву позицію школярів; допомагати у набутті молодим поколінням соціального досвіду...
55362. Народна казка як скарбниця духовних надбань людства у процесі адаптації п’ятикласників до навчання в середній школі 142.5 KB
  Гідним прикладом для згуртування нового учнівського колективу є дії, вчинки, кращі риси ментальності українського характеру – доброта, милосердя, взаєморозуміння, взаємодопомога – героїв народних казок, творів, які вивчаються саме в цей важливий адаптивний період.
55363. Наша школа + енергозбереження 67 KB
  Актуальність даного проекту полягає в тому що проблема сьогодення енергетика й енергозбереження є актуальною не лише для нашої школи а й для нашої країни загалом. В цьому переконалися наші учні приймаючи вже кілька років участь в Міжнародному конкурсі Енергія і середовище мета якого знайти нові шляхи енергозбереження в нашій країні.
55364. Володимир Сосюра – співець землі донецької 100 KB
  Мета проекту: дослідити, вивчити й узагальнити факти з життя В.Сосюри; ознайомитись із творчим доробком поета, тематикою його творів; на основі цих досліджень розробити урок літератури рідного краю
55366. Та сторона мила, де мати народила 35 KB
  Мета проекту: - виховати почуття поваги до звичаїв та обрядів; - відчуття належності до України; - сформувати у школярів гуманістичні громадянські орієнтири.
55367. ЧОРНОБИЛЬ-ДОВГИЙ СЛІД ТРАГЕДІЇ 68 KB
  За 25 років після Чорнобильського вибуху світ принципово змінив свої підходи як щодо використання ядерної енергії, так і щодо ядерної та радіаційної безпеки. На даному етапі розвитку людства ядерну енергетику не можна розглядати як безпечну та перспективну...
55368. Інтернет. Соціальні мережі 232.5 KB
  Мета уроку: підвести підсумки роботи над проектом Інтернет. В цьому навчальному році в школі відбулись великі зміни ми маємо підєднання шкільної мережі до швидкісного Інтернету.