21991

Западная Европа в конце XI в.

Реферат

История и СИД

Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т. На ее вершине находился император король который считался верховным сеньором всех феодалов их сюзереном – главой феодальной иерархии. Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский кардиналы архиепископы епископы аббаты приоры кюре викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям и наоборот.

Русский

2013-08-04

30 KB

0 чел.

Западная Европа в конце XI в.

В большинстве государств Западной Европы завершился процесс формирования феодальных отношений, где раньше (Италия, Франция, X в.), где позже (Англия, Византия XI в., Германия XII в.), Северная Европа (XIII-XIV вв.). Общие черты: господствовала феодальная земельная собственность в виде вотчины (сеньории) + мелкое индивидуальное хозяйство крестьянина. Основная масса крестьян находилась в той или иной зависимости – поземельной, личной, судебной. Можно и в сочетании, можно иметь и несколько сеньоров, что было больше характерно для Германии (но и для других стран также возможно). Характерные признаки лично зависимого крестьянина: платил произвольную (неабонированную) талью, подушный (поголовный) налог (шеваж), брачное (формарьяж, меркет), посмертный побор (менморт, гериот). Символом бывшей личной зависимости крестьянина являлся каплун. Феодальная рента в трех формах – продуктовая (натуральная), отработочная, денежная.

Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т.н. феодальной иерархии (феодальная лестница). На ее вершине находился император (король), который считался верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном – главой феодальной иерархии. Ниже – титулованная знать (светская и духовная), получившая свои владения от короля: герцоги, прелаты, графы, архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей. Формально они подчинялись королю, но de facto были независимы: могли вести войны, чеканить монету, обладали юрисдикцией (средней и низшей, но могли и высшей). (В Германии феодальная лестница была в виде чинов (щитов) – I чин у императора, II – церковные князья, III – светские князья, IV – графы и т.д. до VII.). Их вассалы – обычно тоже крупные землевладельцы – бароны, но рангом пониже. Ниже баронов стояли мелкие феодалы – рыцари, у которых не всегда были вассалы. В IX-XI вв. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина конного, несшего военную конную службу своему сеньору (Ritter). В XII-XIII вв. значение меняется, теперь рыцарство – синоним благородства и знатности и в то же время принадлежность к военному сословию. В подчинении были только крестьяне-держатели. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) действовало правило подчинения вассалов сеньору: «Вассал моего вассала – не мой вассал» (в Англии по Солсберийской присяге 1085 (1087 г.) – «Вассал моего вассала – мой вассал», т.е. все рыцари Англии подчинялись непосредственно королю, хотя и там тоже существовали вассально-ленные связи).

Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский, кардиналы, архиепископы, епископы, аббаты, приоры, кюре, викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот. Основой и обеспечением вассальных отношений является феодальное земельное владение - феод, которое вассал держал от своего сеньора. Передача феода вассалу сеньором называлась инвеститурой. До этого была церемония вступления в вассальную зависимость – принесения оммажа – во время которого феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого публично приносил клятву «фуа». Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (40 дней в течение года), вассал не должен был ничего предпринимать во вред сеньору, защищать его владения, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшего сына, при выдаче замуж его старшей дочери, при выкупе из плена (Иоанн Добрый, Ричард Львиное Сердце). Сеньор должен был защищать вассала в случае нападения врагов и помогать – быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей. Часто эти вассальные отношения были запутанными, часто не соблюдались вассальные обязательства. Способ решения всех проблем чаще всего – война. Церковь пыталась помешать этому, устанавливая «божий мир» - с вечера пятницы по утра понедельника. Больше всего от этого страдали крестьяне.

Главные занятия феодалов – война, грабежи, охота, турниры, конные состязания. В X-XI вв. стали строить замки. Этот процесс – называется инкастелламенто. Замок – центр судебный, административный, военной власти феодала. Строились замки, как правило, в стратегически выгодном и господствующем месте, что позволяло феодалу доминировать над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. В центре замка – многоэтажная башня – донжон. Были хозяйственные постройки, церковь, тюрьма. Замок строился по законам фортификационного искусства – ров, стены, вал. В XI в. замки стали строить из камня. Интерьер для жилья стал более комфортабелен после крестовых походов, появились ковры, мебель разнообразная и т.д.

Основный вид войска – конница. Оружие воина – меч, копье, палица, секира, доспехи, щит, шлем. В XII-XIII в. появились латы. Во время крестовых походов (позаимствовали у арабов) у рыцарей появились опознавательные знаки – девизы, гербы (геральдика).

Отношения между феодалами и крестьянами складывались противоречиво. С одной стороны, насилие, притеснение, гнет, с другой – защита от других феодалов. Церковь – центр политической, духовной, культурной жизни. Религиозность пронизывала мировосприятие всех слоев средневекового общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55882. Поляризация световых волн 537 KB
  Степенью поляризации называется величина 31 где Imx и Imin – соответственно максимальная и минимальная интенсивности частично поляризованного света пропускаемого поляризатором. Для естественного света Imx=Imin и P = 0 для плоскополяризованного Imin= 0 и P = 1.
55883. Дисперсия света 171 KB
  Графически эта зависимость выглядит следующим образом: Зависимость показателя преломления вещества от частоты длины волны света или зависимость скорости световых волн от его частоты длины волны называется дисперсией света.
55885. Программирование и алгоритмические языки 1006 KB
  В выражении должны использоваться только допустимые для данного типа операции порядок выполнения операций лучше указать скобками. В основе этих принципов заложена концепция типа данных которую можно сформулировать следующим образом...
55886. ЖИТТЄВІ КРИЗИ ОСОБИСТОСТІ ТА ФОРМИ ЇХ ПЕРЕЖИВАННЯ 56 KB
  Мета заняття: формування цілісного уявлення про кризи їх види фазі; форми переживання життєвих криз; вплив кризи на розвиток особистості; усвідомлення практичного значення набутих знань; формування навичок управління власними психічними станами; перевірка результатів засвоєння програмного матеріалу та оцінка знань студентів. Поняття кризи та її види та фази. Життєві кризи з позицій рольової теорії Питання що виносилися для самостійного опрацювання.
55887. ПСИХОСОЦІАЛЬНІ, ПСИХОСЕКСУАЛЬНІ, ВІКОВІ КРИЗИ ТА СТАДІЇ РОЗВИТКУ ЛЮДИНИ 51 KB
  Формування у студентів цілісного уявлення про вікові кризи та стадії розвитку людини; поглиблення та систематизація знань щодо психосоціальний розвитку особистості
55888. Методичні рекомендації та плани семінарських занять з основ економічної науки 851 KB
  Гетьмана Кафедра політичної економії Методичні рекомендації та плани семінарських занять з основ економічної науки для бакалаврів з економіки менеджменту денної та заочної форм навчання...
55889. Творчий учитель – який він? Я – творча особистість! 42.5 KB
  Творчість -– це завжди створення нового оригінального соціальнозначущого продукту. Кожна людина від природи наділена здатністю до творчості творчим потенціалом тому що творчість лежить в основі як загального розвитку природи еволюції так і кожної окремої особистості в її самоздійсненні.
55890. Соціально-психологічні проблеми насильства в сучасному суспільстві 62.5 KB
  Проблема насильства над дітьми свідчить про необхідність ретельного вивчення й розробки профілактичних заходів спрямованих на її вирішення оскільки діти є найнезахищенішою найуразливішою й майже повністю залежною від дорослих частиною суспільства.