22006

Швейцария в XVI в.

Реферат

История и СИД

Торговля содействовала развитию кредита так как Цвингли и Кальвин отвергли запрет . Ульрих Цвингли 14841531 сын сельского старосты окончил латинскую школу в Берне в Базельском и Венском университетах связан с Эразмом магистр свободных искусств увлекался гуманистическими штудиями. У Цвингли не было ничего из мистического созерцания Лютера. Цвингли свои взгляды изложил в 67 тезисах 1523 г.

Русский

2013-08-04

52.5 KB

1 чел.

Швейцария в XVI в.

Швейцарский союз существует с XIII в. В 1231 г. автономии добился Ури, с 1240 г. Швиц, с 1291 г. образовали союз вечный (Швиц, Ури, Унтервальден). В 1315 г. был сделан следующий шаг к получению независимости от СРИГН, швейцарцы победили австрийских рыцарей в сражении при Моргартене. В 1499 г. Швейцарский союз выиграл швабскую войну и по Базельскому миру освободился от имперских обязанностей.

В XVI в. Швейцарский союз состоял из «старых кантонов» - Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн, Цуг, Гларус, Берн, Цюрих, с 1353 г. к ним присоединились новые – Базель, Фрейбург, Золотурн, Шаффгаузен (1501 г.), Аппенцель (1513 г.), + присоединившиеся кантоны – Санкт-Галлен, Билль, Базельское епископство, Мюльгаузен, Валлис, Нейенбург (Невшатель), Граубюнден + 12 немецких, 7 итальянских областей, где правили фогты. Число полноправных кантонов – 13 – 7 городских, 5 лесных и 1 смешанного типа (Цуг).

В 1516 г. по договору с королем Франциском I («вечный эдикт») военное наемничество стало промыслом. Швейцарские наемники славились во всем мире своим военным искусством. В год – 80.000 наемников, доход кантонов от этого составлял – 40-50.000 экю в год. Швейцария была конфедерацией, без постоянных органов центральной власти, общей монеты, армии, знамени, печати. Верховным органом был Тагзатцунг, где принимались решения по внутри-и-внешнеполитическим вопросам. Он состоял из полномочных депутатов кантонов, представлявших также зависимые от них союзные земли и фогства. В спорных ситуациях прибегали к посредничеству, нередко кантональные власти не выполняли постановления Тагзатцунгов. С конца XV в. Тагзатцунге приоритет принадлежал Цюриху. Наиболее распространенной формой управления в городах были Большой совет, Малый совет, магистрат (состоял из бургомистра, коллегий шеффенов, отраслевых комиссий). Депутаты обоих советов выбирались из патрициата и верхушки цехов.

Экономическое развитие кантонов было неодинаковым. Для многих было характерно сохранение сельских общин-марок, прослойки свободного крестьянства, слабая развитость феодальных отношений. Лесные, или сельские кантоны – Швиц, Ури, Унтервальден славились животноводством, здесь создавалась основа для развитого товарного хозяйства и районов торгового земледелия. Более или менее развитые черты городской экономики среди «старых кантонов» имели место лишь в Люцерне, где сложились различные ремесла, многие горожане занимались транспортировкой грузов. По-другому развивались городские кантоны – Цюрих, Базель, Берн, союзные земли Женева, Санкт-Галлен. Здесь было развито хлебопашество (на вывоз), выращивали технические культуры, имели место феодальные поземельные отношения и личная зависимость крестьян. В Цюрихе до реформации было 270 сеньорий.

Города Швейцарии были невелики – Базель, Женева – 10-17.000 жителей, Цюрих – 8.000, Берн – 5500. В городах существовало цеховое ремесло. В Базеле – 15 цехов, из них 7 – привилегированных (купцов, менял, ювелиров, виноделов и виноторговцев). Спецификой было объединение в одном цехе многих профессий разного профиля. В Женеве начавшиеся поздно складываться цехи были ликвидированы реформацией. В середине XV в. процветало сукноделие Фрейбурга, но к 1600 г. стало переживать упадок. Некоторые земли имело горное и металлургическое дело. В Граубюндене, Бернской Юре, епископстве Базель, Шаффгаузене, Золотурне действовали соляные копи, до 40-50 железорудных шахт, где работали вольные артели горняков. В то же время цеховая система разлагалась, новые отрасли – книгопечатание, шелкоделие, галантерея, бумагоделание – или не имели цехов, или цехи имели структуру, открывавшую путь к предпринимательству. Организаторами выступали иммигранты-кальвинисты из Франции, Италии. Развивалась торговля, известны ярмарки в Цурзахе. Торговля содействовала развитию кредита, так как Цвингли и Кальвин отвергли запрет %. В 1504 г. открылся банк в Базеле, в 1568 г. в Женеве. После реформации экономика городских кантонов стала развиваться более быстрыми темпами. (Шоколад, часы, банки – бренды Швейцарии появились после реформации).

В началу XVI в. города заметно усилили нажим на сельские округи, на союзные земли и фогтства, урезая их административно-судебные права и вольности. Берн в конце XV в. отменил в сельских областях серваж, унифицировал статус разных групп крестьян. Последние десятилетия XV в. отмечены волнениями и восстаниями из-за наемнических пенсий, злоупотреблений властей в городах и сельских округах.

В 1513-1515 гг. прошла волна восстаний против коррумпированности властей кантонов Цюриха, Люцерна, Золотурна. Продолжался нажим кантональных властей на церковь. Они назначали священников, устанавливая им оплату, распоряжались некоторыми церковно-монастырскими землями. Лесные кантоны остались в стороне от реформации, городские – стали местом ее проведения.

Оплотом гуманизма был Базельский университет, с ним были связаны имена Эразма Роттердамского, С. Бранта, Беатуса Ренануса, близки к ним были издатели Фробен и Амербах.

Реформация в Цюрихе. Ульрих Цвингли (1484-1531), сын сельского старосты, окончил латинскую школу в Берне, в Базельском и Венском университетах, связан с Эразмом, магистр свободных искусств, увлекался гуманистическими штудиями. В 1506 г. стал священником в Гларусе, в 1515 г. был полковым священником в битве при Мариньяно. В 1516 г. стал высказывать отдельные реформационные идеи. После 1517 г. пошел за Лютером, с 1519 г. служит в соборе Цюриха. Изучал св. писание, послание апостола Павла, что явилось его теоретическим обоснованием его учения. Его доктрина – признание священного писания главным источником божественной истины, проповедь должна быть произнесенной на простонародном языке, принимал тезис об оправдании верой, основанной на вере в заслугу Христа, отрицал церковную иерархию, монашество, целибат, посты. Церковь – община благочестивых, она же совпадает с политической общиной, за церковью признавал высшую власть в церковных делах. У Цвингли не было ничего из мистического созерцания Лютера. Всю реформу понимал как дело разума (объяснялось его практицизмом). На стенах нет украшений, алтарь заменен столом, орган убрали. В отличие от Лютера более лоялен, терпим, диалектичен. Тезис «Верую, чтобы познать». В евхаристии видел лишь акцию напоминательного значения о жертве Христа, главное в его учение идеи божественного провидения и божественного предопределения. Цвингли свои взгляды изложил в 67 тезисах (1523 г.) – церковь, образуемая общиной верующих, имеет своим главой только Христа, который в евангелии сообщает ей волю бога. Ряд положений направлен против внешней пышности церкви, против «человеческих» привнесений и толкований евангелия, против притязаний папы на роль первосвященника, против мессы в ее католическом понимании, против духовных орденов, и др. Т.н. «духовная власть» не имеет основания в учении Христа, светская власть имеет основание, ей обязаны повиноваться все христиане без исключения, если только она не приказывает противное богу. Власти обязаны защищать угнетенных, даже если те сами не заявляют жалоб. Власти имеют право наказывать смертью по закону. Когда же власти действуют неверно, отступая от линии Христа, тогда они могут быть смещены «mit got». Все чем владеют люди, есть милость божия, и надо суметь этим благочестиво распорядиться. Лишнее надо отдавать безвозмездно или на срок. Нормы человеческого общества надо выполнять: крестьяне должны трудиться, наемный работник тоже, должники – платить %. Нерабочие дни – воскресение, и то оно предназначено для молитв. Следуя Аристотелю, Цвингли считал лучшей формой государства – аристократическую.

Учение Цвингли нашло отклик среди бюргерства, городского плебса, крестьянства кантона Цюриха и его фогств. В 1522 г. магистрат города отменил посты, целибат, порвал связи с епископством Констанцским. В 1523 г. появились «67 тезисов» Цвингли, в 1524 г. он победил в двух диспутах. Стали закрываться монастыри, прекратились служение мессы, удалены иконы из церкви, светские лица причащались под обоими видами, запрещалось военное наемничество и получение пенсий от иностранных государей. В Швейцарии сложился протестантский союз (Цюрих, Берн, Шаффгаузен, Констанц) и католический (Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн, Валлис), заключивший союз с Австрией. Цвингли мечтал о создании в центре Европы сильной федерации из протестантских кантонов и имперских княжеств. В 1529 г. в Марбурге встреча по этому вопросу закончилась неудачей. Лютер не хотел идти на компромисс с Цвингли. В 1529 г. начинается первая Каппельская война, которая закончилась победой Цвингли. В 1529 г. «Белый союз» католических кантонов с Австрией был расторгнут, и в этих фогствах стала проводиться реформация. Положение Цвингли осложнилось в самом Цюрихе, его враги обвинили в узурпации власти. Вторая Каппельская война 1531 г., ставившая задачу уничтожить католические кантоны, закончилась поражением войска Цвингли и его гибелью. В 1531 г. союз протестантских кантонов был распущен. Для других земель был установлен принцип: «чья власть, того и вера». Центр реформации переместился на юго-запад Швейцарии.

Реформация в Женеве. Женева – союзные земли – владения епископа, от имени которого управляли Савойские герцоги. Последние стремились возвести в сан епископа одного из своих младших отпрысков. Поэтому были часты столкновения между женевцами и савойцами, помощь женевцам оказывали гугеноты (после лионского восстания 1524 г. в Женеву прибыли гугеноты) и бернцы, после того как бернцы захватили Ваадт, с 1526 г. Женева находится под покровительством Швейцарского союза, по договору в Папернэ права герцога были ограничены. К августу 1535 г. Женева была признана независимой от епископа, и приняла протестантизм. В феврале 1528 г. на диспуте победили сторонники реформации во главе с Фарелем и Фроменом, проповедниками из Франции. В 1532-1536 гг. шли столкновения между католиками и протестантами, последние захватили несколько церквей, имели место акты иконоборчества. Сложилась евангелическая община. После победы Фареля на диспуте 1535 г. католическая месса была отменена, епископ покинул Женеву. В 1536 г. совет города ввел евангелическое вероисповедание, провел секуляризацию монастырских земель, запрещены были попойки и пляски на улицах, праздновалось только воскресение.

В 1536 г. по приглашению Гильома Фареля в Женеве оказался Жан Кальвин (Шовен) (1509-1564). Отец Кальвина (прокурор г. Нуайона, Пикардия) состоятельный чиновник, сначала хотел, чтобы у сына было богословское образование, потом, чтобы стал юристом. Кальвин учился в парижском университете, в Орлеане, окончил правовой факультет в Бурже, принадлежал к гуманистическим кругам, изучал теологию, потом отошел от гуманистов, с 1534 г. связан с реформацией. Бежал в Страсбург, потом в Базель, где в 1536 г. вышло его «Наставление в христианской вере». В 1536 г. проездом на 1 день оказался в Женеве и остался там на всю жизнь. Составил вместе с Фарелем «Статьи об управлении церковью», где излагались основы новой кальвинисткой церкви с упрощенной мессой, пением псалмов, толкованием текстов священного писания. Базой стали приходские общины, в кварталах – советы старейшин (консистории). Самое суровое наказание - исключение из общины. Правда, в 1538 г. вместе с Фарелем был вынужден бежать, но в 1541 г. вернулся по приглашению магистрата, и начал проповедь с того места, где прервал ее в день отъезда. Лучшим вариантом сосуществования со светскими властями считал наличие «министра божьего» (т.е. его самого). Авторитет Кальвина был непререкаем, даже лично враждебный реформатору состав магистрата неоднократно карали лиц, хуливших кальвинизм и Кальвина. Так было с осуждением Мигеля Сервета. В 1553 г. Кальвин потребовал его казни. Магистрат приговорил к сожжению, отказав Кальвину в смягчении формы казни.

В своем вероучении Кальвин не только использовал общереформационные положения. Он дополнил их, по-новому осветил вопросы, поставленные его предшественниками Лютером и Цвингли, которые в общих чертах сформулировали теорию божественного предопределения. Кальвин сделал акцент на его абсолютности и неизменности. Одни осуждены богом на погибель, другие – предызбраны к вечному спасению, при этом господь выносит приговор не только в отношении отдельных лиц, но даже целых народов. Можно попасть в вечное блаженство, но для этого нужно следовать кальвинизму. Богослужение проводились в пустом доме (по образцу Цвингли), проповедь, молитвы, песнопения по псалмам. В связи с учением о предопределении находилась теологическая система социально-экономических и этических норм кальвинизма. Собственность (владение), как и все сущее на земле, есть дар божий. Обязанность владельца являть бережливость, приумножать владение на «благо общине». Богатство духовное выше богатства земного. Бедняк должен нести свое бремя с достоинством, так как это испытание божие, а бедняки, ставшие бродягами, попрошайками и ворами, утрачивают защиту господню. Труд земной есть дар божий дар, и его главная цель – поддерживать жизнь общества, охранять и приумножать дар земли. Самый достойный труд – крестьянский, лень – величайший порок, выходные дни – воскресенья и праздников 5 дней в году.

Военное наемничество как богопротивное занятие, запретили. Лучшая форма гос. правления – олигархия, худшая – демократия. Кальвин считал, что церковь должна сохранять духовную независимость от гос. власти. Кальвинистская церковь строилась на республиканских принципах. Во главе общины стояли старшины из числа богатых светских лиц, ниже – опытные проповедники-министры, получавшие фиксированную оплату. Этот совет (консистория) ведал всей религиозной жизнью общины. Вопросы о догматах кальвинизма решались на особых собраниях министров – конгрегациях. Дьяконы ведали сбором и расходованием средств на нужды церкви и благотворительность. Законодательная власть была у синода, исполнительная – у консисторий. Духовенство должно было иметь научное образование и вести безупречный образ жизни. Преемником Кальвина стал Теодор Беза (1510-1605).

Цвинглианство, выражавшие швейцарские потребности, потерпело поражение. Попытка выйти за пределы Швейцарии потерпела крах. Преемник Цвингли – Буллингер пошел на уступки Кальвину, что нашло отражение в текстах общего символа веры (1549 г.). Кальвинизм же наоборот приобрел общеевропейское значение, организационные принципы кальвинизма использовались гугенотами, польскими панами, в колониях.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25084. Благодійність 33 KB
  Існують різні погляди на благодійність: 1 благодійність немає сенсу і є аморальною тому що а це різновид бізнесу; б інструмент ідеологічного і політичного впливу; в засіб розваги для багатих бо велика помпезність потребує великих грошей і вони більші ніж ті що йдуть для бідних. 2 благодійність має тісний зв’язок з владою а саме з владою церкви яка говорить про милосердя. 3 благодійність і милосердя існують для того щоб мати похвалу від сучасників та залишитись у пам’яті нащадків. 5 благодійність направлена на послаблення...
25085. Етикет 37.5 KB
  Іноді достатньо одного погляду на людину щоб оцінити її смак і манеру вбиратися. Одяг підкреслює гарний смак одних і несмак інших. У здоровому цивілізованому суспільстві панує здоровий естетичний смак. Смак володар моди.
25087. Толерантність 35.5 KB
  Толерантність є необхідною умовою людського співжиття. Толерантність вимагає від людей примирення досягнення компромісу. Толерантність не є насиллям над людською волею позаяк це не людська кара. Приклади толерантності: батьки миряться з певною поведінкою своїх дітей; людина терпить слабкості іншої людини; людина терпить толерантність; монарх терпить інакомислення; релігійна течія терпимо ставиться до гомосексуалів; держава визнає релігійні меншини; суспільство терпимо ставиться до певних форм девіантної поведінки.
25088. Мораль – это совокупность исторически определенных норм 33.5 KB
  Функции морали отражают основные направления ее применения и через них реализуются цели задачи назначение морали. Функции морали: Регулятивная функция морали главная функция регулирующая поведение людей и общества в целом посредством: ограничения негативных устремлений людей; саморегуляции индивида и социальной среды управление общественными отношениями; воплощение в жизнь гуманистических норм морали. Воспитательная функция морали формирование нравственных привычек установок моральных запретов самовоспитания человека в течение всей...
25089. Мораль как целостное общественное явление 42.5 KB
  Альтруизм – нравственный принцип предписывающий сострадание и милосердие к другим людям бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Слово милосердие является самым близкими и понятными каждому человеку. Милосердие – свойство характера определяющее постоянный нравственный образ действий человека. Милосердие – это: доброжелательное сострадательное отношение к другому человеку; сочувствие жалость сострадание любовь; благотворительность.
25090. Поняття естетика 36.5 KB
  Естетичне це специфічно духовне чуттєве відношення людини до світу. Характеристикою такого відношення є здатність людини самореалізуватися цілісно і всебічно. У естетичному відношенні людина вільна від егоїстичного інтересу вона піднімається до безкорисливого дійсно людського відношення до предмету.