22056

Движение «Бури и натиска»

Лекция

Культурология и искусствоведение

Гёте 17491832 и Ф. Художественным открытием века явилась лирика молодого Гёте и его первая немецкая историческая драма Гёц фон Берлихинген 1773; мировую славу завоевал его сентиментальный роман Страдания юного Вертера 1774 выражающий протест против закрепощения личности сословноабсолютистским общественным строем. У Гёте в Прафаусте до 1776 речь идет о матереубийстве и детоубийстве однако у него эти проблемы поднимаются высоко над бытовым...

Русский

2013-08-04

32 KB

0 чел.

Лекция 10.

Движение «Бури и натиска»

В 70-е гг. 18 в. писатели «Бури и натиска», развивая демократические идеи Лессинга, выступают против    классицистов, выдвигают «чувство», «страсть» как    определяющее начало. Один из основоположников этого направления и его крупнейший теоретик И. Г. Гердер     (1744-1808) обратился к сокровищам фольклора и наметил   исторический подход к вопросам национальной литературы и искусства. Наряду с Я. Ленцом (1751-92), Ф. М. Клингером    (1752-1831), К. Ф. Д. Шубартом (1739-91), Г. Л. Вагнером (1747-79), Г. А. Бюргером (1747-94), И. Г. Гаманом (1730-1788),              И. Г. Якоби (1740-1814), в русле этого движения начинают творчество И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллер (1759-               1805). Художественным открытием века явилась лирика     молодого Гёте     и его первая немецкая историческая драма      «Гёц фон   Берлихинген» (1773); мировую славу завоевал              его сентиментальный роман «Страдания юного Вертера»        (1774), выражающий протест против закрепощения             личности сословно-абсолютистским общественным строем. Бунтарским пафосом проникнуты драмы молодого Шиллера: «Разбойники» (1781), «Коварство и любовь» (1784), «Дон Карлос» (1787).

Приверженцы «Бури и натиска», доминировавшие на литературной сцене в 1770–1780, воплотили в жизнь               многие эстетические тезисы Гердера. Развивая идеи, близкие  идеям Юнга («Мысли об оригинальном творчестве», 1759),  Гамана и Гердера, а также некоторые положения философии  Руссо, они выступили против рационалистических норм и ханжеской морали старшего поколения, поставив на их место «гений», творческую и эмоциональную свободу. Г.В.Герстенберг    в эссе «Шлезвигские литературные письма» (1766–1767)      первым выступил с позиций «Бури и натиска», а его «Уголино» (1768) положила начало огромному количеству драм с пылкими     и непоследовательными героями. Имя новому движению            дала драма Клингера «Буря и натис»к (1776). Излюбленные     темы штюрмеров – трагические взаимоотношения между     членами семьи, например отцеубийство в «Близнецах» (1776) Клингера и «Юлиусе Тарентском» (1776) А.Лейзевица. Тот же мотив находим на страницах «Разбойников» (1781) Шиллера.         У Гёте в «Прафаусте» (до 1776) речь идет о матереубийстве           и детоубийстве, однако у него эти проблемы                  поднимаются высоко над бытовым реализмом.          Драматический прием ассоциативной последовательности коротких сцен (параллельные ситуации), напоминающий параллелизмы в народной поэзии, во многом сопоставим                со структурой первой части Фауста. В области романа    характерная для «Бури и натиска» атмосфера страсти и      искусства наиболее ярко воссоздана в «Ардингелло»                  (1787) И.Я.В.Гейнзе. Как у многих авторов той эпохи,                герои у Гейнзе действуют в Италии эпохи Возрождения.

Новые веяния в литературе находили и более сдержанное выражение. Так, группа студентов Гёттингенского       университета, взяв на вооружение патриотические идеи Клопштока, образовала в 1772 «Союз Рощи» («Göttinger Hain»), в который вошли, например, поэты-лирики Л.Г.К.Гёльти и  И.Г.Фосс, снискавший впоследствии славу классическим переводом гомеровского эпоса. К ним близок и Бюргер,             автор баллад в народном стиле («Ленора», 1774). Больших поэтических высот достиг глубоко религиозный              М.Клаудиус (1740–1815). Стихи и статьи Клаудиуса, опубликованные в его журнале «Вандсбекский курьер» («Der Wandsbecker Bote», 1775–1783), согреты любовью к ближнему, написаны простым языком.

В 1796 Гёте и Шиллер выпустили том сатирических    эпиграмм под заголовком «Ксении»; баллады 1797 также      явились плодом этой дружбы, равно как и возвращение Гёте к некоторым отложенным литературным замыслам, в частности к Фаусту и роману «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796). Далее последовала гётевская поэма «Герман и Доротея» (1797), идиллическая картина провинциального быта. Шиллер тоже обратился к жанру, которым владел лучше всего, – к драме, и именно тогда создал свои вершинные произведения, первым из которых стал «Валленштейн» (1798–1799). Творчество Гёте и Шиллера получило широчайший отклик во всей Европе и       наряду с работами современных им философов и поэтов-романтиков оказало воздействие на умы последующих    поколений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68324. Транспозон. Типи транспозонів та механізми їх пересування 36.5 KB
  Мобільні генетичні елементи за типом транспозиції можна поділити на два класи: ДНК-транспозони які застосовують метод вирізати й вставити та ретротранспозони пересування яких має в своєму алгоритмі синтез РНК з ДНК та подальшим зворотнім синтезом ДНК з молекули РНК тобто метод копіювати й вставити.
68325. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 32 KB
  В ответ нам покажут один максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план сетка часов. Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.
68326. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 74.5 KB
  Нормативный текст определяющий цели ценности образования учебный план учебные программы педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата. Организационно-управленческое знание позволяющее реализовать принцип личностной ориентации...
68327. Учебник. Учебный материал 66 KB
  Как известно содержание единицы учебника параграфы главы характеризуется следующими параметрами: структурная сложность число разнородных единиц элементов их иерархия связи и отношения; содержательная сложность категория цели; информативность степень изменения тезауруса учебника...
68328. Формы, уровни, содержание и участники процесса правового обучения 236 KB
  Формы и уровни содержание гражданско-правового юридического образования право как обучение. Формы и уровни содержание гражданско-правового образования право как предмет обучения. Уровни образования. Законодатель допускает возможность получения образования в следующих формах каждая из которых есть особый способ...
68329. Управление и нормативно-правовое регулирование в области правого обучения 166 KB
  Нормативно-правовые акты регламентирующие процесс обучения. Муниципальная система образования это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть системы образования республики взаимосвязанная с другими аналогичными частями.
68330. Методика преподавания учебной дисциплины «Уголовное право» 39 KB
  Задачи изучения дисциплины В результате изучения уголовного права студенты должны знать: − понятие предмет задачи и принципы уголовного права как отрасли национального права; − понятие значение структуру уголовного закона отдельных его статей; − понятие уголовной ответственности и ее основание...
68331. Евреи в Сибири 40 KB
  Первые упоминания о евреях в Сибири отнесятся к началу 2й четверти XVII века. В деле Сибирского приказа за 1635 год о возвращении из Сибири военнопленных сосланных в службу и на пашню упоминаются литовские немецкие люди и жиды. Относительно последних приказ дает воеводам подробные инструкции...