22056

Движение «Бури и натиска»

Лекция

Культурология и искусствоведение

Гёте 17491832 и Ф. Художественным открытием века явилась лирика молодого Гёте и его первая немецкая историческая драма Гёц фон Берлихинген 1773; мировую славу завоевал его сентиментальный роман Страдания юного Вертера 1774 выражающий протест против закрепощения личности сословноабсолютистским общественным строем. У Гёте в Прафаусте до 1776 речь идет о матереубийстве и детоубийстве однако у него эти проблемы поднимаются высоко над бытовым...

Русский

2013-08-04

32 KB

0 чел.

Лекция 10.

Движение «Бури и натиска»

В 70-е гг. 18 в. писатели «Бури и натиска», развивая демократические идеи Лессинга, выступают против    классицистов, выдвигают «чувство», «страсть» как    определяющее начало. Один из основоположников этого направления и его крупнейший теоретик И. Г. Гердер     (1744-1808) обратился к сокровищам фольклора и наметил   исторический подход к вопросам национальной литературы и искусства. Наряду с Я. Ленцом (1751-92), Ф. М. Клингером    (1752-1831), К. Ф. Д. Шубартом (1739-91), Г. Л. Вагнером (1747-79), Г. А. Бюргером (1747-94), И. Г. Гаманом (1730-1788),              И. Г. Якоби (1740-1814), в русле этого движения начинают творчество И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллер (1759-               1805). Художественным открытием века явилась лирика     молодого Гёте     и его первая немецкая историческая драма      «Гёц фон   Берлихинген» (1773); мировую славу завоевал              его сентиментальный роман «Страдания юного Вертера»        (1774), выражающий протест против закрепощения             личности сословно-абсолютистским общественным строем. Бунтарским пафосом проникнуты драмы молодого Шиллера: «Разбойники» (1781), «Коварство и любовь» (1784), «Дон Карлос» (1787).

Приверженцы «Бури и натиска», доминировавшие на литературной сцене в 1770–1780, воплотили в жизнь               многие эстетические тезисы Гердера. Развивая идеи, близкие  идеям Юнга («Мысли об оригинальном творчестве», 1759),  Гамана и Гердера, а также некоторые положения философии  Руссо, они выступили против рационалистических норм и ханжеской морали старшего поколения, поставив на их место «гений», творческую и эмоциональную свободу. Г.В.Герстенберг    в эссе «Шлезвигские литературные письма» (1766–1767)      первым выступил с позиций «Бури и натиска», а его «Уголино» (1768) положила начало огромному количеству драм с пылкими     и непоследовательными героями. Имя новому движению            дала драма Клингера «Буря и натис»к (1776). Излюбленные     темы штюрмеров – трагические взаимоотношения между     членами семьи, например отцеубийство в «Близнецах» (1776) Клингера и «Юлиусе Тарентском» (1776) А.Лейзевица. Тот же мотив находим на страницах «Разбойников» (1781) Шиллера.         У Гёте в «Прафаусте» (до 1776) речь идет о матереубийстве           и детоубийстве, однако у него эти проблемы                  поднимаются высоко над бытовым реализмом.          Драматический прием ассоциативной последовательности коротких сцен (параллельные ситуации), напоминающий параллелизмы в народной поэзии, во многом сопоставим                со структурой первой части Фауста. В области романа    характерная для «Бури и натиска» атмосфера страсти и      искусства наиболее ярко воссоздана в «Ардингелло»                  (1787) И.Я.В.Гейнзе. Как у многих авторов той эпохи,                герои у Гейнзе действуют в Италии эпохи Возрождения.

Новые веяния в литературе находили и более сдержанное выражение. Так, группа студентов Гёттингенского       университета, взяв на вооружение патриотические идеи Клопштока, образовала в 1772 «Союз Рощи» («Göttinger Hain»), в который вошли, например, поэты-лирики Л.Г.К.Гёльти и  И.Г.Фосс, снискавший впоследствии славу классическим переводом гомеровского эпоса. К ним близок и Бюргер,             автор баллад в народном стиле («Ленора», 1774). Больших поэтических высот достиг глубоко религиозный              М.Клаудиус (1740–1815). Стихи и статьи Клаудиуса, опубликованные в его журнале «Вандсбекский курьер» («Der Wandsbecker Bote», 1775–1783), согреты любовью к ближнему, написаны простым языком.

В 1796 Гёте и Шиллер выпустили том сатирических    эпиграмм под заголовком «Ксении»; баллады 1797 также      явились плодом этой дружбы, равно как и возвращение Гёте к некоторым отложенным литературным замыслам, в частности к Фаусту и роману «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796). Далее последовала гётевская поэма «Герман и Доротея» (1797), идиллическая картина провинциального быта. Шиллер тоже обратился к жанру, которым владел лучше всего, – к драме, и именно тогда создал свои вершинные произведения, первым из которых стал «Валленштейн» (1798–1799). Творчество Гёте и Шиллера получило широчайший отклик во всей Европе и       наряду с работами современных им философов и поэтов-романтиков оказало воздействие на умы последующих    поколений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30696. Мотив дороги в произведениях отечественной классики 19 века 25.31 KB
  Есенина Мотив дороги звучит в двух значительнейших произведениях 19 века. Образ дороги в этом произведении не выходит на первый план. Образ дороги здесь традиционный символ жизненного пути.
30697. Стихотворное новаторство В.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворения «А вы могли бы?» 12.76 KB
  Чтение наизусть и анализ стихотворения А вы могли бы. Тема этого стихотворения желание и способность лирического героя изменить в корне обыденную ни чем не примечательную жизнь причем сделать это так как никто другой и не подумал бы. Идея же заключается в названии стихотворения и в последних строках:А вы ноктюрн сыграть могли быНа флейте водосточных трубКаждая строка этого стихотворения вызов каждое слово экспрессивно и ярко; при своей лаконичности стихотворение оставляет более глубокое впечатление чем многие более длинные...
30698. Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А.А.Ахматовой (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Земное и вечное в стихотворении «Приморский сонет» 15.95 KB
  Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте но в нем заключается пафос сильной личности. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой а отражает проявление женской доли женского голоса. Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью любимый прием Ахматовой оксюморон темный дом свечи горевшие равнодушножелтым огнем. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой которая не верит что все происходит именно с ней насмешницей любимицей всех...
30699. Стихотворение А. Блока «Незнакомка» 12.25 KB
  Блока Незнакомка Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А. Это лишь внешняя видимая сторона страшного мира. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке угнетенном пошлостью окружающего мира его стремлении освободиться от этого.
30700. АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ» 20.62 KB
  Патриавшие пруды это центр Москвы давно пользующийся дурной славой Время года месяц: Весна май Время суток: Небывало жаркий закат странности возникающие в это время на Патриарших: одновременная икота литераторов; отсутствие в жаркое время отдыхающих под липами; появление прозрачного человека в клетчатом пиджаке; чувство необоснованного страха появившегося у Берлиоза...
30701. Анализ романа Замятина Мы 19.86 KB
  Солженицын1 История создания и смысл названия романа: Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году по некоторым сведениям работа над текстом продолжалась и в 1921 году. Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В случае с названием романа Мы и с героем романа это утверждение особенно справедливо.
30702. Приём антитезы в произведениях русской литературы 2-й половины XIX века. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 132.77 KB
  I антитеза ос6новное идейно композиционный принцип романа Преступление и наказание II функции антитезы. Приём антитезы при создании образа главного героя: А замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего; Б описание каморки и страшная теория Раскольникова; В бесчеловечность теории и её неприятие сердцем сны Раскольникова. Приём антитезы в основе системы персонажей: А двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов; Б правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.
30703. И. А. Бунин. Тема любви 15.98 KB
  Тема любви. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта тонкий психолог умеющий передать состояние души раненной любовью. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви и каждый из них находил чтото неповторимое индивидуальное этой теме. Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа Грамматика любви1915.
30704. Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров 13.82 KB
  Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий разночиннодемократической к которой относится Евгений Базаров и либеральнодворянской.Взгляды Базарова главного героя романа сводятся к резкой критике того положения которое сложилось в стране. Но Базаров не видит силы и в народе.