22060

Авторы и произведения эпохи Романтизма

Лекция

Культурология и искусствоведение

Авторы и произведения эпохи Романтизма Историкохудожественное значение Романтизма исключительно велико. была причиной противоречивого характера всего немецкого Романтизма. Большое влияние на развитие прогрессивных тенденций немецкого Романтизма. Так выразитель позднего немецкого Романтизма Э.

Русский

2013-08-04

36.5 KB

25 чел.

Лекция 14.

Авторы и произведения эпохи Романтизма

Историко-художественное значение Романтизма исключительно велико. В лучших произведениях романтиков воплотились подлинно народные стремления и идеалы, связанные с освободительными движениями эпохи. Романтики достигли значительно более высокой, чем раньше, ступени познания народной жизни, таящихся в ней источников фантазии и творчества; они воскресили из забвения Данте, Шекспира, Сервантеса, готическое искусство. При всей своей ограниченности Романтизм явился важной ступенью в общем ходе развития исторических взглядов. В этом отношении важную роль сыграли романы В. Скотта, произведения франц. историков Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри, история языка и поэзии, созданная братьями Я. и В. Гримм. Романтики обратили внимание на роль народа в истории, на борьбу классов. Но историзм романтиков носил односторонний характер и был обращён главным образом к ранним этапам национальной жизни. "Первая реакция против французской революции и связанного с нею просветительства была естественна: все получало средневековую окраску, все представлялось в романтическом виде" (Маркс К.). Как "первая реакция" против утверждения новой буржуазной действительности Романтизм заключал в себе положительное, исторически прогрессивное содержание. Он обогатил культуру многих народов всеобъемлющим, хотя и смутным еще сознанием противоречий наступившей буржуазной эпохи. Романтизм открыл в искусстве новый мир чувств и страстей, порыва к идеалу, творческого воображения. Художественный метод Романтизм оказал своими многими сторонами огромное и зачастую плодотворное влияние на дальнейшее развитие искусства. Лучшие традиции прогрессивного Романтизм питало творчество ряда передовых художников 2-й половины 19 и 20 вв. В тесной связи с этими прогрессивными традициями, но уже на совершенно новой исторической почве вырастает революционная романтика произведений М. Горького, отражающая могучее стремление народных масс к свободе и лучшему будущему. Революционная романтика, связанная с воплощением народных коммунистических идеалов, составляет органическую часть искусства социалистического реализма.

Первые немецкие романтики [критики Август (1767 - 1845) и Фридрих (1772 - 1829) Шлегель, писатели В. Г. Ваккенродер (1773 - 98), Л. Тик (1773 - 1853), Ф. Новалис (1772 - 1801)] понимали свободу творчества как субъективный произвол; отказываясь от конкретного жизненного содержания в искусстве, они заменили его фантастикой и мистикой. Романтики стремились возродить сословно-теократический строй средневековья и сохранить феодальные отношения. Сложность исторического положения Германии 18 - начала 19 вв. была причиной противоречивого характера всего немецкого Романтизма. Немецкие романтики поднимали в поэзии значение народности, изучали, собирали фольклор (антология народной поэзии "Чудесный рог мальчика" (1806 - 08) А. Арнима (1781 - 1831) и К. Брентано (1778 - 1842)]. И. Эйхендорф (1788 - 1857) проявлял интерес к народной песне и требовал в то же время возрождения католицизма. Филологи братья В. и Я. Гримм создали собрание немецких сказок на основе фольклора. В творчестве ряда немецких романтиков имеются ярко выраженные черты демократизма [поэмы и драмы И. X. Гсльдерлина (1770 - 1843), стихи и новеллы А. Шамиссо (1781 - 1838), лирика В. Мюллера (1794 - 1827)]. Большое влияние на развитие прогрессивных тенденций немецкого Романтизма. оказал Н. Ленау (1802 - 50), австрийский поэт, выступивший со стихами антифеодального и антикатолического характера и откликнувшийся на революционные события в Польше.

С другой стороны, немецкие романтики в своём большинстве являлись первыми апологетами "прусского пути" развития капитализма в Германии, проповедниками компромисса с феодализмом, защитниками патриархальности. Иногда противоположные тенденции сочетались в творчестве одного и того же писателя. Так, у Г. Клейста (1777 - 1811) реалистические элементы уживаются с реакционным прославлением монархии и рыцарства, духом герм. шовинизма. Так, выразитель позднего немецкого Романтизма - Э. Т. А. Гофман (1776 - 1822), соединяет мистическую тематику с острой критикой дворянско-буржуазного общества, нем. филистерства и разлагающегося абсолютизма. В русле романтической поэзии находились патриотические песни Т. Кернера (1791 - 1813) и Э. М. Арндта, относящиеся к периоду наполеоновских войн. Развитие немецкого Романтизма завершила так называемая "швабская школа" [Л. Уланд (1787 - 1862), Ю. Кернер (1786 - 1862), Г. Шваб (1792 - 1850) и др.], существовавшая до самой революции 1848 и подготовившая идейно ограниченное движение т.н. "областничества"в нем, литературе. Стоявший у заката нем. романтизма Г. Гейне (1797 - 1856) показал, что Романтизм в его немецкой разновидности ведёт к полному разладу с действительностью. Гейне стал на позиции реализма и революционного демократизма ("Германия. Зимняя сказка" и др.).

Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы искусства Р.: комедия Тика «Кот в сапогах» (1797), лирический цикл «Гимны к ночи» (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса, ряд фантастических повестей. Прогрессивные национально-освободительные идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского содружества. Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806—08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812—14) братьев Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении — мифологической школы. В позднем немецком Р. нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую литературу как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Теоретическая основа, заложенная ранними романтиками, обеспечила необычайную литературную продуктивность следующего поколения. В это время были написаны знаменитые лирические стихотворения, положенные на музыку Ф.Шубертом, Р.Шуманом, Г.Вольфом, и чарующие литературные сказки.

Гердеровское собрание европейской народной поэзии нашло романтический эквивалент в чисто немецкой антологии Волшебный рог мальчика (1806–1808), изданной А.фон Арнимом (1781–1831) и его другом К.Брентано (1778–1842). Крупнейшими собирателями среди романтиков были братья Гримм, Якоб и Вильгельм. В своем прославленном собрании Детские и семейные сказки (1812–1814) они выполнили сложнейшую задачу: обработали тексты, сохранив своеобразие народной сказки. Вторым делом жизни обоих братьев стало составление словаря немецкого языка. Они издали также ряд средневековых манускриптов. Сходными интересами отличался и либерально-патриотически настроенный Л.Уланд (1787–1862), чьи баллады в стиле народной поэзии пользуются известностью по сей день, равно как и некоторые стихи В.Мюллера (1794–1827), положенные на музыку Шубертом. Большим мастером романтической поэзии и прозы (Из жизни одного бездельника, 1826) был Й.фон Эйхендорф (1788–1857), в творчестве которого отозвались мотивы немецкого барокко.

В полуреальном-полуфантастическом мире разворачивается действие лучших новелл этой эпохи – например в Ундине (1811) Ф.де ла Мотт Фуке и Удивительной истории Петера Шлемиля (1814) А. фон Шамиссо. Выдающийся представитель жанра – Гофман. Похожие на сновидения фантастические повествования снискали ему мировую славу. Причудливые новеллы В.Хауфа (1802–1827), с их реалистическим фоном, предвещали новый художественный метод.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19859. Понятие контраста в растровом электронном микроскопе. Определение предельного разрешения РЭМ. Формирование топографического контраста в РЭМ 553 KB
  Лекция 24 Понятие контраста в растровом электронном микроскопе. Определение предельного разрешения РЭМ. Формирование топографического контраста в РЭМ. Для того чтобы на экране ЭЛТ можно было наблюдать картину отображения образца необходимо чтобы интенсивность свеч
19860. Физические основы рентгеновского микроанализа. Количественный рентгеновский микроанализ с использованием метода трех поправок 604 KB
  Лекция 25 Физические основы рентгеновского микроанализа. Количественный рентгеновский микроанализ с использованием метода трех поправок. Как было отмечено ранее при взаимодействии электронного пучка с образцом генерируется характеристическое рентгеновское излуче...
19861. Физические основы метода Оже-электронной спектроскопии. Необходимое оборудование. Модуляционная методика в Оже-электронной спектроскопии 189 KB
  Лекция 26 Физические основы метода Ожеэлектронной спектроскопии. Необходимое оборудование. Модуляционная методика в Ожеэлектронной спектроскопии. В прошлом семестре был подробно рассмотрен процесс Ожеэлектронной эмиссии. Кратко напомним схему образования Ожеэле
19862. Проведение количественного анализа в Оже-спектроскопии методом внешних эталонов и методом коэффициентов элементной чувствительности 255.5 KB
  Лекция 27 Проведение количественного анализа в Ожеспектроскопии методом внешних эталонов и методом коэффициентов элементной чувствительности. Растровая Ожеэлектронная спектроскопия. Метод ОЭС позволяет проводить как качественный так и количественный элементный
19863. Физические основы метода вторичной ионной масс-спектрометрии (ВИМС). Аппаратура, необходимая для реализации метода ВИМС 115 KB
  Лекция 28 Физические основы метода вторичной ионной массспектрометрии ВИМС. Аппаратура необходимая для реализации метода ВИМС. Возможности метода ВИМС. Массспектрометрический анализ нейтральных распыленных частиц. Метод вторичной ионной массспектрометрии ВИМС ...
19864. Метод резерфордовского обратного рассеяния (РОР). Форма спектра обратнорассеянных ионов. Аппаратура, необходимая для реализации метода РОР 194 KB
  Лекция 29 Метод резерфордовского обратного рассеяния РОР. Форма спектра обратнорассеянных ионов. Аппаратура необходимая для реализации метода РОР. Первая работа посвященная анализу образца с помощью обратнорассеянных ионов появилась в 1968 г. В основе метода лежит м
19865. Определение стехиометрии образца методом РОР. Разрешение метода по глубине. Определение толщины пленки методом РОР 157 KB
  Лекция 30 Определение стехиометрии образца методом РОР. Разрешение метода по глубине. Определение толщины пленки методом РОР. С помощью метода Резерфордовского обратного рассеяния можно определить стехиометрический состав однородного образца не прибегая к использо
19866. Определение элементного состава образца методом PIXE (Proton Induced X-ray Emission) 85.5 KB
  Лекция 31 Определение элементного состава образца методом PIXE Proton Induced Xray Emission. Метод PIXE русский аналог РФА рентгеновский флуоресцентный анализ является малораспространенным как следует из его названия основан на возбуждении ускоренными протонами линий характе...
19867. Предмет біржового права 63.5 KB
  Тема 1. Предмет біржового права. Мета: Освітня: Ознайомити студентів з виникненням і розвитком бірж в Україні і світі. Вивчення правового статусу світових бірж гарантій майнових прав бірж. Виховна: моделювання поведінки студента як майбутнього спеціаліста на основі