22060

Авторы и произведения эпохи Романтизма

Лекция

Культурология и искусствоведение

Авторы и произведения эпохи Романтизма Историкохудожественное значение Романтизма исключительно велико. была причиной противоречивого характера всего немецкого Романтизма. Большое влияние на развитие прогрессивных тенденций немецкого Романтизма. Так выразитель позднего немецкого Романтизма Э.

Русский

2013-08-04

36.5 KB

25 чел.

Лекция 14.

Авторы и произведения эпохи Романтизма

Историко-художественное значение Романтизма исключительно велико. В лучших произведениях романтиков воплотились подлинно народные стремления и идеалы, связанные с освободительными движениями эпохи. Романтики достигли значительно более высокой, чем раньше, ступени познания народной жизни, таящихся в ней источников фантазии и творчества; они воскресили из забвения Данте, Шекспира, Сервантеса, готическое искусство. При всей своей ограниченности Романтизм явился важной ступенью в общем ходе развития исторических взглядов. В этом отношении важную роль сыграли романы В. Скотта, произведения франц. историков Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри, история языка и поэзии, созданная братьями Я. и В. Гримм. Романтики обратили внимание на роль народа в истории, на борьбу классов. Но историзм романтиков носил односторонний характер и был обращён главным образом к ранним этапам национальной жизни. "Первая реакция против французской революции и связанного с нею просветительства была естественна: все получало средневековую окраску, все представлялось в романтическом виде" (Маркс К.). Как "первая реакция" против утверждения новой буржуазной действительности Романтизм заключал в себе положительное, исторически прогрессивное содержание. Он обогатил культуру многих народов всеобъемлющим, хотя и смутным еще сознанием противоречий наступившей буржуазной эпохи. Романтизм открыл в искусстве новый мир чувств и страстей, порыва к идеалу, творческого воображения. Художественный метод Романтизм оказал своими многими сторонами огромное и зачастую плодотворное влияние на дальнейшее развитие искусства. Лучшие традиции прогрессивного Романтизм питало творчество ряда передовых художников 2-й половины 19 и 20 вв. В тесной связи с этими прогрессивными традициями, но уже на совершенно новой исторической почве вырастает революционная романтика произведений М. Горького, отражающая могучее стремление народных масс к свободе и лучшему будущему. Революционная романтика, связанная с воплощением народных коммунистических идеалов, составляет органическую часть искусства социалистического реализма.

Первые немецкие романтики [критики Август (1767 - 1845) и Фридрих (1772 - 1829) Шлегель, писатели В. Г. Ваккенродер (1773 - 98), Л. Тик (1773 - 1853), Ф. Новалис (1772 - 1801)] понимали свободу творчества как субъективный произвол; отказываясь от конкретного жизненного содержания в искусстве, они заменили его фантастикой и мистикой. Романтики стремились возродить сословно-теократический строй средневековья и сохранить феодальные отношения. Сложность исторического положения Германии 18 - начала 19 вв. была причиной противоречивого характера всего немецкого Романтизма. Немецкие романтики поднимали в поэзии значение народности, изучали, собирали фольклор (антология народной поэзии "Чудесный рог мальчика" (1806 - 08) А. Арнима (1781 - 1831) и К. Брентано (1778 - 1842)]. И. Эйхендорф (1788 - 1857) проявлял интерес к народной песне и требовал в то же время возрождения католицизма. Филологи братья В. и Я. Гримм создали собрание немецких сказок на основе фольклора. В творчестве ряда немецких романтиков имеются ярко выраженные черты демократизма [поэмы и драмы И. X. Гсльдерлина (1770 - 1843), стихи и новеллы А. Шамиссо (1781 - 1838), лирика В. Мюллера (1794 - 1827)]. Большое влияние на развитие прогрессивных тенденций немецкого Романтизма. оказал Н. Ленау (1802 - 50), австрийский поэт, выступивший со стихами антифеодального и антикатолического характера и откликнувшийся на революционные события в Польше.

С другой стороны, немецкие романтики в своём большинстве являлись первыми апологетами "прусского пути" развития капитализма в Германии, проповедниками компромисса с феодализмом, защитниками патриархальности. Иногда противоположные тенденции сочетались в творчестве одного и того же писателя. Так, у Г. Клейста (1777 - 1811) реалистические элементы уживаются с реакционным прославлением монархии и рыцарства, духом герм. шовинизма. Так, выразитель позднего немецкого Романтизма - Э. Т. А. Гофман (1776 - 1822), соединяет мистическую тематику с острой критикой дворянско-буржуазного общества, нем. филистерства и разлагающегося абсолютизма. В русле романтической поэзии находились патриотические песни Т. Кернера (1791 - 1813) и Э. М. Арндта, относящиеся к периоду наполеоновских войн. Развитие немецкого Романтизма завершила так называемая "швабская школа" [Л. Уланд (1787 - 1862), Ю. Кернер (1786 - 1862), Г. Шваб (1792 - 1850) и др.], существовавшая до самой революции 1848 и подготовившая идейно ограниченное движение т.н. "областничества"в нем, литературе. Стоявший у заката нем. романтизма Г. Гейне (1797 - 1856) показал, что Романтизм в его немецкой разновидности ведёт к полному разладу с действительностью. Гейне стал на позиции реализма и революционного демократизма ("Германия. Зимняя сказка" и др.).

Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы искусства Р.: комедия Тика «Кот в сапогах» (1797), лирический цикл «Гимны к ночи» (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса, ряд фантастических повестей. Прогрессивные национально-освободительные идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского содружества. Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806—08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812—14) братьев Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении — мифологической школы. В позднем немецком Р. нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую литературу как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Теоретическая основа, заложенная ранними романтиками, обеспечила необычайную литературную продуктивность следующего поколения. В это время были написаны знаменитые лирические стихотворения, положенные на музыку Ф.Шубертом, Р.Шуманом, Г.Вольфом, и чарующие литературные сказки.

Гердеровское собрание европейской народной поэзии нашло романтический эквивалент в чисто немецкой антологии Волшебный рог мальчика (1806–1808), изданной А.фон Арнимом (1781–1831) и его другом К.Брентано (1778–1842). Крупнейшими собирателями среди романтиков были братья Гримм, Якоб и Вильгельм. В своем прославленном собрании Детские и семейные сказки (1812–1814) они выполнили сложнейшую задачу: обработали тексты, сохранив своеобразие народной сказки. Вторым делом жизни обоих братьев стало составление словаря немецкого языка. Они издали также ряд средневековых манускриптов. Сходными интересами отличался и либерально-патриотически настроенный Л.Уланд (1787–1862), чьи баллады в стиле народной поэзии пользуются известностью по сей день, равно как и некоторые стихи В.Мюллера (1794–1827), положенные на музыку Шубертом. Большим мастером романтической поэзии и прозы (Из жизни одного бездельника, 1826) был Й.фон Эйхендорф (1788–1857), в творчестве которого отозвались мотивы немецкого барокко.

В полуреальном-полуфантастическом мире разворачивается действие лучших новелл этой эпохи – например в Ундине (1811) Ф.де ла Мотт Фуке и Удивительной истории Петера Шлемиля (1814) А. фон Шамиссо. Выдающийся представитель жанра – Гофман. Похожие на сновидения фантастические повествования снискали ему мировую славу. Причудливые новеллы В.Хауфа (1802–1827), с их реалистическим фоном, предвещали новый художественный метод.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45852. Сварка металлов 19.26 KB
  Основные виды сварки термического класса: Дуговая сварка – сварка плавлением при которой нагрев осуществляется электрической дугой. Особым видом дуговой сварки являются плазменная сварка при котором нагрев осуществляется сжатой дугой. Газовая сварка – сварка плавлением при которойкромки соединяющихся частей нагревают пламенем газов сжигаемых на выходе горелки для газовой сварки.
45853. Порошковая металлургия 17.54 KB
  Порошковая металлургия -– это отрасль технологии занимающаяся изготовлением изделий из порошков металлов их окислов и смесей металлических и диэлектрических порошков. Методы и средства технологии порошковой металлургии или технологии металлокерамики как ее называют отличаются высокой экономичностью при изготовлении изделий позволяют получать материалы и детали характеризующиеся высокой механической прочностью жаростойкостью и особыми физикомеханическими свойствами. Порошковой металлургией изготавливают алмазнометаллические материалы...
45854. Основные понятия и определения. Механизация и автоматизация производства. Виды автоматизации производства 13.22 KB
  Механизация и автоматизация производства. Виды автоматизации производства. АПП развивается в направлении создании автоматизированных и автоматических систем машин и систем управления ими на разных уровнях производства. Автоматизация развивается одновременно с комплексной механизацией возникает и базируется на основе комплексномеханизированного производства.
45855. Классификация производств и оборудования в зависимости от степени автоматизации. Ступени автоматизации производственных процессов 14.21 KB
  Производства подразделяются на: Механизированные – производства в которых используется оборудование превращающее энергию неживой природы в холостые и рабочие ходы технологического оборудования или увеличивающие в несколько раз силу прикладываемую человеком. 2 автоматизированные – производства где часть оборудования может работать длительные промежутки времени без непосредственного участия человека и одновременно используется оборудование требующее работы за ним человека. В зависимости от степени автоматизации...
45856. Этапы автоматизации производственных процессов. Понятия автомат и полуавтомат 14.47 KB
  Машина полуавтомат – тех борудование которое в рамках определеноь заданного алгоритма работы для выполнения определенного технологического цикла работает автономно определенный период времени и выполняет все операции в автоматическом режиме но требует участия человека для осуществления след операций: Пуск оборудования перед изготовлением каждой детали или группы Выполнение операций загрузки заготовок в рабочую зону оборудования и их выгрузки Периодически контроль наладка подналадка и обслуживание оборудования Контроль...
45857. Автоматизация различных типов производств. Гибкая и жесткая автоматизация 17.49 KB
  Исполняется универсальное не автоматическое оборудование уровень автоматизации близок к 0. Длительность производственного цикла при серийном производстве по сравнению с единичным сокращается также как и удельный вес ручных работ повышается производительность соответственно снижается себестоимость выпускаемой продукции в условиях серийного производства исполняется автоматическое оборудование что позволяет применять труд рабочих более низких квалификаций. Исполняется универсальное не автоматическое оборудование но могут быть...
45858. Гибкие автоматизированные производства 13.12 KB
  ГПС важный компонент ГАП который харся наиболее полным охватом автоматизации всех компонентов производственного процесса. ГАП – это автоматическое производство линии участок цех завод функциональная как единая целая на основе безлюдной или при минимальном участии человека технологий ГАП включает: технологическое оборудование а также складские транспортные контролирующие системв и другие компоненты на базе ЧПУ и исполнением средств вычислительной техники работа всех компонентов ГАП координируются как единое целое при...
45859. Многооперационные станки: назначение и особенности конструкции. Многооперационные станки для обработки деталей типа тела вращения и обработки корпусных деталей 13.88 KB
  Многооперационные станки: назначение и особенности конструкции. Многооперационные станки для обработки деталей типа тела вращения и обработки корпусных деталей. Многооперационные станки – технологическое оборудование с повышенной автоматизацией процесса обработки заготовокмногоцелевые станки. Многооперационные станки харся высоким уровнем автоматизации основный и вспомогательных операций высокой производительностью повышенными требованиями к точности перемещения рабочих органов точность позиционирования до 5 микрон наличием...
45860. Автоматизация операций загрузки-выгрузки деталей и приспособлений на многооперационных станках 15.72 KB
  Рабочий стол многооперационного станка имеет расширенные возможности по сравнению с обычными столами станков ЧПУ в связи с дополнительной степенью подвижности: поворота вокруг горизонтальной и вертикальной осей такие столы наз. Наличие таких рабочих столов позволяет осуществлять обработку заготовок с пяти сторон под различными углами за один установ детали что значительно сокращает время изготовления и повышает качество изделия. Помимо основного рабочего стола многооперационные станки оснащаются столами спутниками а также реже столами...