22061

Бидермайер

Лекция

Культурология и искусствоведение

Еще в первой половине века после краткого периода первых неуверенных поисков среди исторических стилей люди укрываются в убаюкивающем интиме мещанского бидермайера biedermeier. Творческий заряд бидермайера был достаточен для создания мелких предметов мещанского интерьера вазы картинки гравюрки и декоративные рамочки фарфоровые фигурки и мебель но не мог заметно повлиять на область художественной ковки а в архитектуре тем более не мог создать предпосылок для появления специфического стилевого ряда. В 1869 году появилось отдельное...

Русский

2013-08-04

31.5 KB

5 чел.

Лекция 15.

Бидермайер

  Революционные перемены в Европе и Америке, которые на протяжении XIX в. находили отражение в развитии европейской культуры, огромный подъем науки и техники, новые изобретения и развитие производства, все это мы характеризуем как процесс промышленной революции.
  Сильно заторможен в начальной стадии был процесс промышленного развития в Германии. Однако причина здесь состояла в коалиционных контрреволюционных войнах, позже в наполеоновских войнах; не последнюю роль в данном случае играли также политическая и экономическая раздробленность Германии, разделенной на мелкие княжества таможенными барьерами. Все это привело к тому, что начало процесса промышленной революции в Германии по существу, приходится лишь на 30-40-е годы XIX в. Ее началу предшествовало развитие промышленности еще в условиях феодального строя, который был ослаблен на протяжении первой половины XIX в. аграрными реформами. Подъем экономики Германии приходится на вторую половину XIX в. и совпадает с периодом лихорадочной закладки промышленных предприятий на рубеже 60-х и 70-х годов. Процесс развития по стране был неравномерным, наиболее интенсивным он был в промышленно развитых областях - Рейнской, Саксонской и Силезской.

Еще в первой половине века, после краткого периода первых неуверенных поисков среди исторических стилей, люди укрываются в убаюкивающем интиме мещанского бидермайера (biedermeier).

Бидермайер, распространившийся главным образом в Вене, а потом по ее примеру также и в других городах Австрии, Германии и Чехии, был ориентирован до известной степени на ценности прошлого. Он приспособил их к современной жизни и наполнил содержанием, не допустив возникновения нежелательного диссонанса.

Живая, откровенная тяга к вещам была сосредоточена главным образом на безделушках, сувенирах, дополняющих жилую обстановку созданием атмосферы уюта. Творческий заряд бидермайера был достаточен для создания мелких предметов мещанского интерьера (вазы, картинки, гравюрки и декоративные рамочки, фарфоровые фигурки и мебель), но не мог заметно повлиять на область художественной ковки, а в архитектуре, тем более, не мог создать предпосылок для появления специфического стилевого ряда.

Вместе с тем обострение социальных противоречий, которое принесла индустриализация и связанная с ней пролетаризация города и деревни, приводит общество к постоянному нарастанию классового антагонизма. Он положил конец идиллическому бидермайеру прежде, чем тот смог выйти из своего узко ограниченного пространства мелкомещанского салона. Тем более крупная буржуазия, наиболее значительная потенциальная сила того времени, отдала промышленному развитию столько энергии, что ее уже не осталось для создания новых, более крупных художественных ценностей. Бесцельное блуждание, связанное с упадком ценности вещей, созданных трудом человека, вело к ситуации, в которой по крайней мере имитация ценностей воспринималась как благодеяние.

В современной искусствоведческой литературе под словом «бидермайер» подразумевается как стиль оформления жилого помещения, так и образ жизни, преимущественно в Германии и Австрии в период между окончанием Наполеоновских войн и революцией 1848 года. Сам термин «бидермайер» сложился из двух слов: «бидерман», что значит «бравый», и «майер» — распространенная немецкая фамилия, что когда-то обозначало «бравый господин Майер». В 1848 году немецкий поэт Йозеф фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана» и «Сетования праздного Майера». В 1850 году немецкий поэт Айхродт и его друг Кузмауль стали под псевдонимом Бидермайер публиковать произведения, пародирующие любительские стихи некоего С. Заутера, провинциального школьного учителя. В 1869 году появилось отдельное издание «Комических песен Бидермайера». И название, и герой Айхродта отличались мещанскими вкусами и интересами, по собственным его словам, представляя образец «скромного Бидермайера, который, довольствуясь своей комнатушкой, полисадничком и жизнью в забытом Богом местечке, умудрялся отыскать и в участи простого сельского учителя невинные радости земного счастья».

Подобные стилевые явления были характерны не только для бюргерской Германии. Впоследствии имя Бидермайера стало нарицательным, им обозначали не только соответствующего героя, но и вообще художественный вкус, который был характерен для этого явления. Постепенно его перенесли на сам эстетический принцип соответствующего мелкобуржуазного или среднего класса.

Пародийность — вероятно, наиболее существенная из особенностей бидермайера. Бидермайер, характерный для мелкобуржуазной, обывательской среды Германии, Австрии, ориентированной на вкусы двора, подражателен по своей сути. Поэтому бидермайер, который больше ориентирован на индивидуальный вкус, чем на отвлеченное единство формы и содержания большого стиля, трудно отделить от ампира, в тени которого он существовал и тенью которого являлся. Отсюда весь спектр оценок бидермайера: от дурновкусия в пределах классицизма (стиль, опошленный мещанством) до совершенства линий и форм классицизма, примененного как стиль в частной, обывательской семейной жизни.

Бидермайер в целом провинциален. Вместо показной пышности и величия столичного ампира — идея простоты, практичности, уюта и комфорта. Мельчайшие подробности и в живописи, и в литературе, как в жизни, описательность и физиологизм, каждая мелочь — признак чего-то, но не символ, юмор — но не сатира, сентиментальное сочувствие без особой жертвенности — но не сострадание через самоотдачу, обращенность на себя и на свою семью.

Именно в этой среде выработались основные принципы частной жизни обывателя, его мировоззрение и быт, включая тот круг вещей и привычек, которые окружают нас по сей день. С тех пор они лишь модифицируются, но не меняются. Именно в эпоху бидермайера произошло самоосознание и самоопределение нового круга людей, носителей новых идеалов. Далее, пройдя через эпоху культурной эклектики как эпоху поиска своего лица, та же по сути культура пришла к модерну с его весьма разнообразными формами и, наконец, к завоеваниям конструктивных форм, пленником которых она до сих пор и является.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10806. Тепловые поля. Уравнение теплопроводности в твердых телах 90.12 KB
  Тепловые поля. Уравнение теплопроводности в твердых телах. Теплопроводность представляет собой процесс распространения энергии между частицами тела находящимися друг с другом в соприкосновении и имеющими различные температуры. Рассмотрим нагрев какоголибо одноро...
10807. Системи управління якістю підприємство автомобільного транспорту 187.78 KB
  Вступ За сучасними міжнародними і вітчизняними нормативними вимогами щодо системи управління якістю розроблено карту процесу контролю та випробування продукції. Запропоновано оптимальну схему організації і проведення контролю якості продукції із плануванням запобі...
10808. Пособие по языку С++ 997.5 KB
  Введение Данное пособие составлено для того чтобы помочь студентам научиться разрабатывать программное обеспечение компьютеров. В нем рассматриваются такие базовые понятия как алгоритм компьютер и программа. Для разработки программ используется алгоритмический я...
10809. Лексічны састаў сучасных заалагічных найменняў 114.78 KB
  РЭФЕРАТ Петраковіч Кацярына Іванаўна. Структурнасемантычная арганізацыя сучаснай заалагічнай наменклатуры. У данай рабоце разглядаецца лексічны састаў сучасных заалагічных найменняў. Дыпломная праца складаецца з уводзін трох глаў заключэння спіс...
10810. Здабыткі, праблемы, шляхі рэалізацыі факультатыўных заняткаў па беларускай мове ў вучэбным працэсе 125.47 KB
  Змест Уводзіны. Змест факультатыўных заняткаў па бел. мове. Факультатывы скіраваныя на развіцце культуры маўлення. Факультатывы звязаныя з развіццем звязнага маўлення. Развіцце творчых здольнасцяў школьнікаў на занятках факультатыва. Развіцц...
10811. Измерение джиттера в цифровых системах передачи. Построение глазковой диаграммы 560.85 KB
  Лабораторная работа Измерение джиттера в цифровых системах передачи. Построение глазковой диаграммы Цель работы: исследовать возможность и перспективность применения глазковых диаграмм для анализа цифровых сигналов. Теоретические сведения Джиттером или фазов...
10812. Фізика - наука про природу. Фізичні тіла та фізичні явища. Механічні, теплові, електричні, магнітні та світлові явища 48 KB
  Канікули пролітають швидко, і ось уже все менше лишається «літніх» аркушів календаря. Діти, що приходять до школи 1 вересня, завжди свідомо чи підсвідомо чекають чогось зовсім нового та цікавого. Як би було чудово, якщо б ці сподівання не зникли та не забулися потроху в суєті шкільних буднів
10813. РІДНА МОВА ПЛАНИ-КОНСПЕКТИ УРОКІВ 5 клас 1.03 MB
  О.П.ГЛАЗОВА Н.М.ДИКА РІДНА МОВА ПЛАНИ-КОНСПЕКТИ УРОКІВ 5 клас Перший семестр 2003 ДО ЧИТАЧІВ Посібник містить детальні поурочні плани для навчання пятикласників української мови складені відповідно до п
10814. Графика на Паскале 102.5 KB
  Графика на Паскале В языке TURBO Pascal имеется значительное количество графических процедур и функций. Нам понадобятся лишь некоторые из них. Для того чтобы компилятор узнавал их названия мы должны после заголовка программы разместить строчку следующего вида: u...