22063

Поэтический реализм

Лекция

Культурология и искусствоведение

Герои Граббе гибнут в столкновении с необузданными жестокими силами истории которые драматург представляет как непостижимые массы и величины Дон Жуан и Фауст 1829; Битва Германа 1836. Более позитивную концепцию истории дают произведения Р. Попытка Вагнера вновь оживить германскую мифологию ныне отошла в область истории и все же Вагнер как никто другой представил миру персонажи и легенды германского Средневековья в Тангейзере 1845 Кольце Нибелунга законч. Бюхнер вышел за пределы чистой истории подчеркивая безнадежное...

Русский

2013-08-04

43 KB

2 чел.

Лекция 17.

Поэтический реализм

После смерти Гёте в 1832 классически-романтический период в немецкой литературе подошел к концу. Политическая реальность эпохи совершенно не соответствовала возвышенным представлениям писателей предшествующего периода. В философии, которая повернула к материализму, ведущее место принадлежало Л.Фейербаху и К.Марксу; в литературе все больше внимания уделялось социальной действительности. Лишь в 1880-е годы реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами.

Творчество некоторых авторов, родившихся на рубеже столетий, носило переходный характер. Пейзажная лирика Н.Ленау (1802–1850) отражала отчаянные поиски мира и покоя. Ф.Рюккерт (1788–1866), подобно Гёте, обратился к Востоку и виртуозно воссоздал на немецком языке его поэзию; в то же время в стихах («Сонеты в латах», 1814) он поддержал освободительную войну против Наполеона. Борьба Польши за независимость стала темой многих стихов А.фон Платена (1796–1835), который последние годы жизни провел в Италии, воспевая в совершенных по форме стихах свой вечный идеал – Красоту. Э.Мёрике (1804–1875) развивал в своей поэзии богатое литературное наследие минувшего.

Не приемля ухода большинства тогдашних авторов от действительности в мир воображаемый, мнимый, группа либеральных литераторов «Молодая Германия» провозгласила идеалы гражданственности и свободы. Особое место среди них занимает Л.Бёрне (1786–1837), но из великих писателей в это движение, хотя и временно, входил только один – Г.Гейне (1797–1856). В его ранней лирике романтическая любовь нашла, пожалуй, самое великолепное выражение. С годами горький контраст между грезой и реальностью привнес в творчество поэта убийственную иронию и эмоциональный разлад. Притесняемый в публицистике цензурой, в поздних повествовательных поэмах «Атта Тролль» (1843) и «Германия. Зимняя сказка» (1844) Гейне вполне выявил яркое сатирическое дарование.

Как и поэзия, драма 19 в. от Грильпарцера до Хеббеля отчетливо тяготела к усилению бытописательских тенденций. Ф.Грильпарцер (1791–1872), крупнейший из австрийских драматургов, только поначалу следовал тенденциям немецкого театра – таковы его трагедия «Сафо» (1818) и романтическая драма «Волны моря и любви» (1831). Заслуга Грильпарцера в том, что он возродил живую традицию народного венского театра, которая восходит к эпохе барокко и дала миру таких прославленных драматургов, как Ф.Раймунд (1790–1836) и И.Нестрой (1801–1862). Комедия Грильпарцера «Горе лжецу» (1838) смыкается с народной традицией, тогда как трагедия «Раздор в доме Габсбургов» соединяет национальную историю с философскими сомнениями в необходимости действия. Новелла «Бедный музыкант» (1848) во многом предвосхищала творчество Ф.Кафки. Произведения Грильпарцера символически запечатлели сложное положение австрийской нации в ее противостоянии прогрессивному северному соседу.

К.Д.Граббе (1801–1836) тщетно пытался превзойти классический немецкий театр с его идеалистическими ценностями. Герои Граббе гибнут в столкновении с необузданными, жестокими силами истории, которые драматург представляет как непостижимые «массы и величины» («Дон Жуан и Фауст», 1829; «Битва Германа», 1836). Более позитивную концепцию истории дают произведения Р.Вагнера (1813–1883), который, пытаясь создать синтетическое произведение (Gesamtkunstwerk), т.е. произведение, органично соединяющее в себе текст, музыку и постановку, сам писал либретто для своих опер. Попытка Вагнера вновь оживить германскую мифологию ныне отошла в область истории, и все же Вагнер, как никто другой, представил миру персонажи и легенды германского Средневековья в «Тангейзере» (1845), «Кольце Нибелунга» (законч. 1876) и «Парсифале» (1877). Текст «Нюрнбергских мейстерзингеров» (1862) свидетельствует о близком знакомстве Вагнера с эпохой Г.Сакса, а «Тристан и Изольда» (1857) представляет тему любви и смерти в незабываемой гармонии музыки и текста.

Актуальными и сегодня остаются произведения Г.Бюхнера (1813–1837), практически неизвестные вплоть до 20 в. Политическая деятельность этого социалиста-радикала навлекла на него преследования властей, с другой же стороны, заставила его заняться изучением Французской революции, на фоне которой развертывается действие его драмы «Смерть Дантона» (1835). Бюхнер вышел за пределы чистой истории, подчеркивая безнадежное положение своих героев, для которых жизнь более не имела смысла. Экзистенциальное отчаяние характерно и для затравленного героя «Войцека», и для «Леонса и Лены» (обе пьесы впервые опубл. в 1879). Бескомпромиссность в обрисовке персонажей, их язык и взгляды делают Бюхнера предтечей современного театра.

Два современника Бюхнера – О.Людвиг (1813–1865) и К.Ф.Хеббель (1813–1863) – серьезно занимались теорией драмы. На практике, однако, всесторонне изучивший Шекспира Людвиг-драматург не соответствовал поставленным себе высоким образцам   и, по иронии судьбы, вошел в историю литературы скорее        романом «Между небом и землей» (1856), превосходным этюдом буржуазных характеров. Хеббель, в свою очередь, применил на практике собственные теории и в таких драмах, как «Ирод и Марианна» (1850), «Агнеса Бернауэр» (1855) и «Гиг и его кольцо» (1856), обратился к фундаментальным проблемам философии и истории.

Растущим осознанием роли среды характеризуется развитие прозы в середине и конце 19 в. Лучшие достижения относятся к  жанру новеллы, который успешно культивировался в Германии примерно с 1800. Однако в силу ограниченного объема новелла не могла воплотить судьбоносные общественно-политические    перемены в жизни нации. К.Л.Иммерман (1796–1840) в романе «Эпигоны» (1836) – название символичное для всего послегётевского периода – попытался изобразить крах старого общественного порядка под натиском меркантильности. Безнравственному обществу Иммерман в «Обергофе», одной из частей романа «Мюнхгаузен» (1838–1839), противопоставил образ «здорового» прямодушного крестьянина. Жизни крестьян посвящены и романы швейцарца И.Готхельфа (псевд.; настоящее имя – А.Битциус, 1797–1854). Сельский пастор, он дал прекрасные реалистические портреты своих прихожан, за которых борются силы добра и зла. Романы «Ули-батрак» (1841) и «Ули-арендатор» (1849), а также драматическая новелла «Черный паук» убеждают в необходимости истинно христианской жизни. По сравнению с Готхельфом, некогда популярные рассказы Б.Ауэрбаха (1812–1882) о его родном Шварцвальде («Шварцвальдские деревенские рассказы», 1843–1854) грешат сентиментальностью.

Тогда же появились первые удачные романы на диалектах, в частности произведения Ф.Ройтера (1810–1974) на нижненемецком «Из времен французского нашествия» (1859) и его продолжения. Интерес читателей к чужеземной жизни удовлетворяли такие писатели, как Ч.Зилсфилд (псевд.; наст. имя К.Постль, 1793–1864), чья книга «Судовой журнал» (1841) во многом способствовала формированию у немцев образа Америки.

Черпая вдохновение в родной Вестфалии, немецкая поэтесса Аннетта фон Дросте-Гюльсгоф (1797–1848) создала собственный лирический язык, вторящий голосу самой природы. Лишь в 20 веке открылось значение трудов австрийца А.Штифтера (1805–1868), который сосредоточил внимание на первоосновах существования в природе и обществе («Этюды», 1844–1850); его идиллический роман «Бабье лето» (1857) отмечен консервативными тенденциями, усилившимися после революции 1848, и верностью  гуманистическому идеалу в духе Гёте; герои Штифтера нередко приходят к стоическому смирению. Этот же мотив играет          важную роль в творчестве уроженца Северной Германии Т. Шторма (1817–1888). Вслед за ранними лирическими новеллами – среди       них особо выделяется «Иммензее» (1850) – вышли еще более впечатляющие «Aquis submersus» (лат.; «Поглощение водами», 1876) и «Всадник на белом коне» (1888). В.Раабе (1831–1910), в поисках прибежища от пессимизма, погрузился в диковатый мир одиноких маленьких людей. Начиная с Хроники «Воробьиной улицы» (1857). Раабе продолжал традицию юмористического романа, которая в Германии восходит к Жану Паулю.

Поэтический реализм, который ряд критиков усматривает во всей художественной прозе этого периода, легко уясняется на примере швейцарского романиста Г.Келлера (1819–1890). Опираясь на философию Фейербаха, Келлер, чье становление как писателя хорошо прослеживается в его романе «Зеленый Генрих» (1854, 2-я ред. 1879–1880), обнаруживал чудо красоты даже под самой невзрачной наружностью. В своем творчестве он достиг гармонии реальности и поэтического вдения. Пылкая фантазия, чувство юмора и уважение к соотечественникам и их истории («Люди из Зельдвилы», 1856 и 1874; «Цюрихские новеллы», 1877) способствовали неувядаемой привлекательности книг Келлера. Соотечественник Келлера К.Ф.Мейер (1825–1898) писал изящные исторические новеллы, в частности из эпохи Возрождения («Женитьба монаха», 1884). Как в прозе, так и в стихах Мейер наделял обстоятельства символическим значением. Совершенство формы характерно и для рассказов плодовитого и в свое время очень популярного П.Гейзе (1830–1914). Т.Фонтане (1819–1898) разделял интерес своих предшественников к истории (баллады и роман «Шах фон Вутенов», 1883) и родной провинции («Странствия по марке Бранденбург», 1862–1882). Но лучше всего Фонтане удался анализ столичного общества в романе «Эффи Брист» (1895).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34602. Династия Стюартов: Яков I 20.19 KB
  Династия Стюартов: Яков I Яков VI Шотландский Яков I Английский; 19 июня 1566 1625 король Шотландии Англии первый государь правивший Шотл. Шотландия 24 июля 1567 восстание отец Якова умер убийцей считали Марию. 29 июля 1567 Стерлинг Яков коронован Ш. Яков правил при регентском совете с 29 июля 1567 самостоятельно с 12 марта 1578.
34603. Долгий парламент. Гражданская война (XVII в.) 40.5 KB
  Долгого парламента 16401653 гг. В состав Долгого парламента входило 516 членов Палаты общин и 150 Палаты лордов. Немало было депутатов бывших членами памятного парламента 1628 г. Положение англиканской церкви стало первым объектом политической атаки парламента и вынужденных уступок короны.
34604. Британия в эпоху Просвещения 19.89 KB
  Поскольку мир по Беркли не есть нечто объективное существующее реально вне нас и независимо от нас не материя поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений причем наших ощущений постольку философские идеи Д. Беркли объявлялось ими противоестественным на согласующимся с истинами здравого смысла.
34605. Революционные настроения в Британии в 1830 – 1840-е 16.85 KB
  Разделение чартистов: правое крыло Аттвут депутат Ловет секретарь лондонской ассоциации рабочих; союз буржуазии с рабочим классом; борьба исключительно духовными средствами митинги процессии петиции агитация за отмену хлебных законов снижение цены хлеба разрушение рабочих домов восстановление бумажной валюты левое крыло: ОКоннор Стефенс; борьба путем насилия полагались на решения парламента по вопросам армии и церкви так как именно на них народ приносит непосильные и бесполезные жертвы май 1838 митинг в...
34606. Британия во второй мировой войне 31.5 KB
  Германия вела ожесточенные бомбардировки британских городов, был полностью разбомблен город Ковентри; Великобритании срочно пришлось налаживать эффективную противовоздушную оборону
34607. Великобритания после Второй мировой войны 33 KB
  Великобритания после Второй мировой войны Триумф и трагедия так охарактеризовал положение Великобритании У. Сразу после Второй Мировой Войны 26 июля 1945 года в Великобритании прошли парламентские выборы на которых одержала победу лейбористская партия Великобритании. Но в то время стране было нужно не это и народ выбрал более подходящую задачу задачу создания в Великобритании государства благоденствия выдвинутую лейбористами. Внешняя политика в послевоенное время: В области внешней политики у Великобритании было два основных...
34608. Ранние артефакты американской культуры. Теории миграции 13.28 KB
  не имели ясного представления о том когда люди впервые вступили на землю американского континента хотя и предполагали что это произошло сравнительно недавно. Получалось что первые американцы в действительности прибыли на эту землю тысячи лет назад. По одной из теорий первые люди появились в Америке 1015 тыс. Первые посещения Америки европейцами не оказали влияния на жизнь коренного населения.
34609. Культуры американских индейцев 14.62 KB
  1826 вождь племени чероки Секвойя создал слоговую азбуку чероки. 1828 начало издания газеты Чероки Феникс на языке чероки. Америки плетение ткачество вышивка изготовление украшений из перьев росписи: фантастические элементы геометрический орнамент военные и охотничьи сцены мифология: центральное место занимали мифы о происхождении огня людей и животных о каймане покровителе пищи и влаги добрых и злых духах растений богине с косами верховное женское божество нет имени она олицетворяет и землю и небо и жизнь и...
34610. Европейские морские экспедиции XV века. Христофор Колумб 15.04 KB
  Христофор Колумб Успехи португальцев вызвали интерес к морским экспедициям в соседней Испании. Исходя из представления о шарообразности Земли мореплаватель Христофор Колумб предлагал попытаться достичь Индии плывя на запад по Атлантическому океану. Испанское правительство выделило ему три каравеллы самая большая водоизмещением 280 т и в 1492 экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов открыв тем самым Америку. Колумб умер в 1506 будучи в полной уверенности что открыл новый путь в Индию.