22064

Натурализм

Лекция

Культурология и искусствоведение

оказал Фридрих Ницше 18441900. Сын пастора воспитанный в атмосфере протестантского благочестия и намеревавшийся изучать богословие Ницше однако решительно сменил теологический факультет Боннского университета на факультет классической филологии. Жизнь Ницше была по словам С. Первые симптомы ужасной болезни Ницше ощутил в 1873 г.

Русский

2013-08-04

36 KB

0 чел.

Лекция 18.

Натурализм

Одним из самых важных событий в истории Германии нового времени стало воссоединение страны, завершившееся 18 января 1871 г. провозглашением Германской империи. Из "лоскутного одеяла", каким, по выражению Лессинга, долгое время была Германия, -она в 70-е гг. XIX в. начала превращаться в мощное государство с высокоразвитой промышленностью.

Бурное экономическое развитие страны сопровождалось   милитаризацией всех областей ее жизни, усилившейся с приходом к       власти в 1888 г. Вильгельма II., Именно в этот период получили         широкое распространение печально известные теории, сводившиеся к утверждению превосходства "нордической расы", необходимости для "народа без пространства" завоевать "место под солнцем". Пройдет не        так уж много времени, и эти "теории" обернутся неисчислимыми    бедствиями не только для немецкого народа, но и для всего         человечества.

Сложность общественно-политической ситуации не могла не сказаться   на литературном процессе. Картина его была поразительно пестрой.   Цензура, сформировавшаяся к этому времени в целую систему     изощренных государственных санкций, рынок и, наконец, сама общественная атмосфера в стране имели следствием все большее распространение апологетической и тривиальной литературы. Последняя была представлена в самых различных формах: от толкователей снов, морализаторских книг для девочек-подростков, сенсационных  повествований на социальные темы, псевдоисторических и        колониальных романов до приключенческих повестей, детективов и порнографии, книг милитаристского содержания. К числу наиболее издаваемых на рубеже веков авторов апологетической и тривиальной литературы относятся Г. Гримм, К. Май, Л. Гангхофер и др. Литература подобного рода преследовала отнюдь не только коммерческие цели,           она была удобным средством манипулирования массовым сознанием. Книги названных выше и им подобных сочинителей внесли позднее свой             вклад в воспитание будущих солдат гитлеровской армии.

Получило развитие так называемое "областническое искусство", представители которого (Ф. Линхард, А. Бартельс, Г. Френсен и др.) видели в развитии промышленности угрозу "корням" и в качестве идеала изображали крестьянина, "вечного сеятеля", никогда не променяющего свой "надел" на "городской ад".

В тесной связи с общественной ситуацией находилось и философское развитие Германии. Огромное влияние на духовную жизнь Европы        начала XX в. оказал Фридрих Ницше (1844-1900). Сын пастора,  воспитанный в атмосфере протестантского благочестия и намеревавшийся изучать богословие, Ницше, однако, решительно сменил теологический факультет Боннского университета на факультет классической филологии.    С 1869 г. он преподавал классическую филологию и греческий язык.      Жизнь Ницше была, по словам С. Цвейга, "самой потрясающей драмой человеческого духа", "нечеловеческим воплем духовного одиночества", простершегося "через весь мир, через всю его жизнь от края до края". Первые симптомы ужасной болезни Ницше ощутил в 1873 г., в 1889 г. наступило окончательное помрачение.

Мировоззрение ученого, воплотившееся в работах "Человеческое, слишком человеческое" (1878), "Так говорил Заратустра" (1885), "По             ту сторону добра и зла" (1886), "К генеалогии морали" (1887),            "Сумерки идолов" (1888) и др., - это непрестанная эволюция, суть         которой близка к смыслу рассказанной Заратустрой притчи о трех превращениях духа: "как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев". Верблюд - это "выносливый дух", "навьюченный" уже готовыми знаниями. Однако путь верблюда ведет "в пустыню", ибо способность только "к глубокому почитанию" всего    готового, даже самого совершенного, опасна бесплодностью. Чтобы избежать ее, "львом становится дух, свободу хочет он себе добыть", дабы творить новое, дополняя им "тысячелетние ценности". Но "создавать новые ценности" можно лишь в чистоте и непосредственности, а потому "хищный лев должен [167] стать еще ребенком", ибо "дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра".

Идеями Ницше увлекались многие писатели: Т. Манн, Г. Манн, Р. Киплинг, Э. Синклер и др. Судьба Ницше оказалась "вплетенной", по свидетельству самого Т. Манна, в историю "вдохновенно-больного музыканта" Адриана Леверкюна, главного героя его вершинного романа "Доктор Фаустус". Особенно же велико было влияние Ницше на немецких писателей-декадентов.

В литературе Германии представлены различные направления, так или иначе связанные с понятием "декаданс": импрессионизм (пейзажная лирика Детлева фон Лилиенкрона, 1844 -1909), символизм (поэзия Стефана Георге, 1868 - 1933) и др. Важнейшее место в немецкой литературе рубежа веков занял натурализм, становление которого протекало в 80 - 90-е гг. под влиянием русской, скандинавских и прежде всего французской литератур (братья Гонкуры, Э. Золя). Под воздействием позитивистских идей натурализм стремился к "объективному" бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Исходит из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Идейно направление неоднородно: социально-критические, демократические, социалистические тенденции наряду с чертами декадентства. Также — копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. В 1889 г. А. Хольц завершил разработку своей теории последовательного натурализма и в соавторстве с И. Шлафом обратился к ее осуществлению в драматургии. К этому времени относится и деятельность театрального общества "Свободная сцена", первым поставившего произведения Гауптмана, Хольца и Шлафа и др. Натурализм нашел воплощение в творчестве многих немецких писателей (Макс Кретцер, 1854-1941; Герман Конрада, 1862 - 1890; Отто Эрих Хартлебен, 1864 -1905; Джон Генри Макай, 1864- 1933; Арно Хольц, 1863 - 1929; Иоганнес Шлаф, 1862 - 1941; Вильгельм фон Поленц, 1861 - 1903; Карл Хенкель, 1864 - 1929; Рихард Демель, 1863 - 1920; Макс Хальбе, 1865 - 1944).

Многое отличает немецких натуралистов от французских основателей этого направления. Так, в противоположность Золя, склонному отождествлять художественное произведение с научным исследованием, большинство немецких писателей, соглашаясь с необходимостью усвоения литературой естественнонаучных методов и достижений, видели, однако, ее задачу в изображении детерминированности [169] человека не только географическими и биологическими, но и социально-общественными факторами. Они в определенной степени ориентировались на литературу реалистическую. В то же время важнейшими слагаемыми эстетики других писателей . были собственно натуралистические изыскания (скрупулезная детализация в изображении действительности, разрушение поэтических форм, звуковые эффекты, будничный язык, включение в стихотворную ткань элементов прозы). Ориентация художника на педантичную фиксацию деталей и состояний, получившая определение "секундный стиль", явилась точкой соприкосновения натурализма с импрессионизмом. Следует заметить, что в лирике, по сути, только в Германии натурализм нашел достойное проявление.

 Одиним из видных представителей натурализма в немецкой литературе является Герман Зудерман (Sudermann) (30.9.1857, м. Матциккен в Восточной Пруссии, — 21.11.1928, Берлин), немецкий писатель. Драмы «Честь» (1889), «Гибель Содома» (1891), «Родина» (1893) показывают моральное разложение светского общества, распад буржуазной семьи, судьбы художника при капитализме. В позднейших драмах Зудермана «Счастье в уголке» (1896), «Да здравствует жизнь» (1902) общественно-критические мотивы сходят на нет. К историческим и символическим пьесам Зудермана принадлежат «Обречённые смерти» (1897), трагедия «Иоанн Креститель» (1898), драма «Дети берега» (1910) и др. Романы «Госпожа Забота» (1887), «Былое» (1894), эротическая повесть «Свадьба Иоланты» (1892), рассказы не поднимаются над уровнем буржуазной беллетристики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83964. НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ 105.07 KB
  Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм...
83965. Создание печатной формы справочника «Сотрудники». Редактирование отчета «Продажи номенклатуры» 3.47 MB
  В форме элемента справочника «Номенклатура» создайте кнопку «Приход», по нажатии на которую выводился бы отчет о том, по каким документам и за какую стоимость покупалась данная номенклатура. Если номенклатура является услугой, то выведите сообщение о том, что данная информация выводится только для номенклатуры с видом Материал.
83966. Стратегия развития бизнеса ООО «Теплодом» 96 KB
  Одним из условий успешной экономической деятельности ООО Теплодом и максимально быстрого выхода компании на окупаемость является выстраивание безупречных взаимоотношений с клиентами. В компании работает служба качества каждому клиенту через месяц после установки звонит оператор компании чтобы выяснить наличие нареканий или замечаний к продукции данное действие направлено прежде всего на людей которые могут постесняться позвонить сами.
83967. Управление и пути повышения эффективности управленческого труда 29.66 KB
  Общие и специфические черты управления отраслями и отдельными видами деятельности. Общие и специфические черты управления отраслями и отдельными видами деятельности. Таким образом управленческая деятельность обладая свойствами государственного управления содержит в себе субъективный...
83968. БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР 30.8 KB
  Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.
83969. Площадь. Формула площади прямоугольника 27.72 KB
  Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = b S = 2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
83970. Ты и твои друзья 47 KB
  Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия а именно: умение принимать гостей правильно вести себя в гостях за столом. Планируемые результаты урока: 1 предметные: выявить представления детей о том что такое дружба друг...
83971. Animals. Животные 51 KB
  My Dog Come to me, my dear Tom. Would you like to have a bone? It is tasty, it is sweet. Will you come to me and eat? It is tasty, it is fine. Will you come to me and try? My dear pussy cat My dear, dear pussy cat Doesn’t like to catch a rat. He likes to catch a little bird.
83972. Правила переноса слов 34.21 KB
  Планируемые результаты: предметные: уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму; личностные: уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности. Определите количество слогов в словах-отгадках...