22065

Литература раннего Средневековья (ХII-ХIII вв.)

Лекция

Культурология и искусствоведение

Литература раннего Средневековья ХIIХIII вв. Клирикальная литература В средневековой литературе Западной Европы христианская традиция преобладала над античной. На этапе раннего Средневековья было два основных потока литературы: литература устная и литература письменная. Куртуазная литература Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках.

Русский

2013-08-04

40 KB

27 чел.

Лекция 1.

Литература раннего Средневековья (ХII-ХIII вв.)

Клирикальная литература

В средневековой литературе Западной Европы христианская традиция преобладала над античной. Именно церковь определяла тематику литературы, в которой были созданы следующие жанры: лирическая поэзия, олеографическая, дидактическая,  аллегорическая поэзия.

На этапе раннего Средневековья было два основных потока литературы: литература устная и литература письменная. В то время придавалось большое значение латыни как языку письменной литературы. Стал возникать новый тип положительного героя, прославлялись его боговдохновенность, героизм и мужество в отстаивании духовных ценностей. Новый художественный язык христианской литературы внес понятие о символическом образе. Христианские тексты имели многоуровневый смысл.

Первые христианские писатели: Тертуллиан, Лактанций, Иероним. Одним из крупнейших представителей христианской литературы был Аврелий Августин. "Исповедь" Аврелия Августина является непреходящим по значению литературным памятником христианской литературы.  

Происходит ориентация на душу человека, что и является общей особенностью клирикальной поэзии. Возникает духовная поэзия (литургические гимны).

Куртуазная литература

Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках. Для средневековой литературы характерно многообразие жанров – это и героический эпос, и рыцарская литература, и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни и поэзия вагантов.

Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в XII – XII вв. В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос, и фантастический эпос, более близкий к фольклору.

Эпические произведения XII века получили название «поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами жонглерами. Знаменитая «песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», в которых главными являются патриотические мотивы и чисто «Рыцарский дух».

Понятие «рыцарь» в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось, прежде всего, низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усиливает их резко отрицательное отношение к простолюдинам. Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую и моральную высоту.

Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря, и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о своей славе. От рыцаря требовалось обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, соблюдать правила «КУРТУАЗИИ» — безупречного воспитания и поведения при дворе. Рыцарь должен быть преданным возлюбленным избранной им «ДАМЫ». Таким образом, в кодексе рыцарской чести военных дружин переплетаясь с нравственными ценностями христианства и эстетическими нормами феодальной среды.

Разумеется, образ идеального рыцаря нередко расходиться с действительностью, но все же он играл большую роль в западноевропейской средневековой культуре.

В рамках рыцарской культуры в XII веке появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» первоначально означал только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в культурной англо – норманнской среде в 1066г. Зачинателем легенд о подвигах короля Артура, о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Героический эпос как целостная картина народной жизни был самым значительным наследием литературы раннего средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место. По мнению Тацита, песни о богах и героях заменяли варварам историю. Самый древний – ирландский эпос. Он формируется с 3 по 8 век. Созданные народом еще в языческий период эпические поэмы о героях-воинах сначала существовали в устной форме и передавались из уст в уста. Их пели и читали нараспев народные сказители. Позднее, в 7 и 8 веках, уже после христианизации, они были переработаны и записаны учеными-поэтами, имена которых остались неизменными. Для эпических произведений характерны воспевание подвигов богатырей; переплетение исторического фона и вымысла; прославление богатырской силы и подвигов главных героев; идеализация феодального государства.

На героический эпос большое влияние оказала кельтская и германо-скандинавская мифология. Часто эпос и мифы настолько связаны и переплетаются между собой, что провести границу между ними довольно трудно. Герои его – Ланселот и Персеваль, Пальмерин – воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, особенно бретонского цикла были поиски святого Грааля – чаша, в которую по преданию была собрана кровь распятого Христа.

В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», который окончательно сложился из отдельных песен в эпическое сказание в 12-13 вв., есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов 4-5 вв. есть и реальное историческое лицо — грозный вождь Атилла, который превратился в доброго, безвольного Этцеля. Поэма состоит из 39 песен — «авентюр». Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам. Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов. Он смел и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян. Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.

Сюжеты французских произведений перерабатывались авторами немецких рыцарских романов, например, Рартманом Фон Ауэ. Лучшим его произведением стал «Бедный Генрих» — небольшая стихотворная повесть. Еще одним знаменитым автором рыцарских куртуазных романов был ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ, чья поэма «Парсифаль» (один из рыцарей Круглого стола) впоследствии вдохновляла великого немецкого композитора Р. Вагнера. Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

Рыцарский роман отразил рост светский тенденций в литературе, а так же обострение интереса к человеческим переживаниям. Он передал последующим поколениям эпохам представление о том, что стало называться рыцарством. Характерной чертой куртуазной поэзии, бросившей вызов средневековому аскетизму, можно считать возросший интерес к миру человека, который способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы.

Городская литература

В готический период в рамках городской культуры развивалась литература, музыка и театрализованные представления. Городская литература XII – XIII веков была антифеодальной и антицерковной. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев.

Светская городская литература позднего средневековья представлена, во-первых, реалистическими стихотворными новеллами (фаблио и шванки), во-вторых, лирикой вагантов — бродячих студентов, школяров, низшего духовенства, и, в-третьих, народным эпосом.

В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы, которые во Франции назывались фаблио, а в Германии — шванк, были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины (фаблио «О Буренке, поповской королеве»).

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирической заостренности, немного грубоватый юмор. Они высмеивали грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Широкое распространение получило еще одно произведение средневековой литературы – «Роман о розе», который состоит из двух разнородных и разновременных частей. В первой части в нем в виде действующих лиц выступают различные человеческие качества: разум, лицемерие. Вторая часть романа носит сатирический характер и решительно обрушивается на федально-церковные порядки, утверждая необходимость всеобщего равенства.

Другим направлением городской культуры Средневековья было карнавально – смеховое театрально искусство. Смеховая культура господствовала в карнавале, в творчестве народных бродячих актеров, жонглеров, акробатов, певцов. Высшим проявлением народной площадной культуры был карнавал.

Явление народно – смеховой культуры позволяет по новому осмыслить культурный мир средневековья и обнаружить, что «мрачному» Средневековью было свойственно и празднично поэтическое восприятие мира.

Смеховое начало в народной культуре не могло найти откликов в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевает душу и присуще лишь нечистой силе. К ним причислялись бродячие артисты и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как «безбожная мерзость». В глазах церковников скоморохи служили бесовской славе.

Близка к городской культуре поэзия вагантов – бродячих школяров.

Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкая, осуждающая церковь и духовенство и воспевающая радости земной и вольной жизни. В поэзии вагантов переплетались две основные темы любовная и сатирическая. Стихи в массе своей анонимны; они плебейские по своей сути и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.

Ваганты преследовались и осуждались католической церковью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83288. Київ – столиця України. Культурно-історичні пам’ятки Києва 90 KB
  Мета: дидактична: формувати уявлення про столицю як головне місто країни, ознайомити з культурно-історичними пам’ятками м. Києва, з історією заснування Києва, формувати інтерес до історичного минулого нашого народу; розвивальна: розвивати мислення, увагу, пам’ять, спостережливість...
83289. Звуки с, с, позначення їх буквами Сс. Читання складів і слів з ними. Вправи на доповнення речень словами. Читання тексту «Зустріч з лисом» за А. Давидовим 220.5 KB
  Сьогодні до нас на урок завітало дуже багато гостей і урок наш трішки незвичайний. Ми вирушаємо у подорож, щоб знайти скарб, але шукати буде його нелегко, адже треба докласти усiх зусиль: виявити читацькі знання, розум, кмiтливiсть, винахідливість, уважність, спостережливість.
83290. Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов 60 KB
  Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету.
83291. Комбінована робота. Практична робота. Створення аплікації на тему «Метелик» 129.5 KB
  Мета: закріпити навички роботи з папером, удосконалювати навички копіювання простих форм за допомогою шаблону та створення з вирізаних форм аплікації;повторити правили техніки безпеки під час роботи з ножицями; розвивати увагу, спостережливість, фантазію; виховувати працелюбність, акуратність...
83292. Океаны Земли. Практическая работа. Обозначение океанов и материков на глобусе и карте 68 KB
  Цели: Сформировать представление о поверхности океанов Земли изображение их на глобусе и карте довести до сознания учащихся что в природе всё взаимосвязано; Развивать пространственное воображение познавательный интерес развивать умение работать с картой полушарий глобусом учебным текстом...
83293. Чи легко приносити радість іншим? В.О. Сухомлинський «Покинуте кошеня» А. Костецький «Хвостата мова» 4.5 MB
  Мета: Формувати навички швидкого виразного читання, уміння уважно слухати; Збагачувати словниковий запас учнів; Простежувати причиново-наслідкові зв’язки, аналізувати проблемні ситуації і робити висновки. Вчити дітей розглядати будь-який об’єкт чи явище з позитивної і негативної точки зору...
83294. Склад числа 10. Складання і розв’язування прикладів на додавання. Складання прикладів за монетами. Розпізнавання геометричних фігур 32 KB
  Мета: розглянути всі варіанти складу числа 10; вправляти учнів у складанні прикладів за малюнками, розпізнаванні геометричних фігур; ознайомити учнів з монетою номіналом «10к.»; розвивати мислення, навички каліграфічного письма; виховувати старанність.
83295. Информационные технологии как фактор повышения мыслительной деятельности учащихся на уроках познание мира 2.58 MB
  Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли информационных технологий в учебном процессе. Раскрыть роль и значение информационных технологий в повышении результативности в обучении школьников. Экспериментальная проверка роли информационных технологий как фактора повышения качества знаний школьников на уроках познание мира.
83296. Факторы и последствия изменения климата 56.59 KB
  Изучением изменений климата занимается наука палеоклиматология. Причиной изменения климата являются динамические процессы на Земле внешние воздействия такие как колебания интенсивности солнечного излучения и с недавних пор деятельность человека.