22067

Ренессанс

Лекция

Культурология и искусствоведение

преобладали мотивы и формы Позднего Средневековья и в ряду европейских литератур эпохи Возрождения она была едва ли не самой старомодной то в XVII в. В эпоху Возрождения начало меняться общественное положение литератора произошло ускорение информационных процессов. Поэт Возрождения уже не ремесленник но творец. Именно этим смыслом и наполнена поэтическая тема уединения столь характерная для всех поэтов Возрождения.

Русский

2013-08-04

43 KB

0 чел.

Лекция 3.

Ренессанс

Если в немецкой литературе XV—XVI вв. преобладали мотивы и формы Позднего Средневековья, и в ряду европейских литератур эпохи Возрождения она была едва ли не самой старомодной, то в XVII в., несмотря на крайне неблагоприятные исторические условия, она в значительной мере утрачивает свой былой архаический характер и начинает идти в ногу с другими современными европейскими литературами.

К XVII в. Германия подошла сильно ослабленной в социальном, политическом и экономическом отношениях. Германия превращалась в отсталую аграрную страну, в которой свирепствовала феодальная реакция. Священной Римской империей фактически правили князья, сумевшие извлечь для себя значительные выгоды из Реформации и трагического исхода Великой крестьянской войны. Власть императора распространялась почти исключительно на наследственные владения дома Габсбургов.

К началу XVII в. власть региональных правителей еще более возросла, а вместе с ней усугубилась и раздробленность Германии. Князья нимало не заботились о государственных интересах страны. Смуты и междоусобия выступали в форме неутихавшей религиозной борьбы. Германия фактически распалась «на преимущественно протестантский Север, на католический по преимуществу, однако, весьма смешанный Юго-Запад и на сплошь католический Юго-Восток» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 18, с. 573). К тому же и политика Габсбургов, тесно связанных с наиболее реакционными феодально-католическими силами тогдашней Европы, не сулила Германии ничего хорошего. Борьба империи с князьями привела лишь к усилению междоусобной борьбы, в которую вскоре вмешался ряд иностранных государств, стремившихся использовать политическую слабость Германии в своих корыстных интересах. Положение осложнялось тем, что император и князья, нуждаясь в сильных союзниках, сами вовлекали иноземцев в немецкие распри.

В эпоху Возрождения начало меняться общественное положение литератора, произошло ускорение информационных процессов. Помимо памфлетов, депеш и различных образцов эпистолографии, циркулировавших в политической и интеллектуальной среде того времени, появился такой политический жанр, как «реляции», т. е. сообщения о каких-либо военных или дипломатических событиях, носящий преимущественно документальный характер. Расцвет этого жанра в Италии пришелся на рубеж 15 – 16 вв.

В ренессанской публицистике выделилась сатира, примером которой может служить «дурацкая литература», представленная в немецкой литературной традиции именами Себастьяна Бранта и Томаса Мурнера. В карнавальной традиции сатирическому осмеянию подвергались различные аспекты общественной, политической, социальной и частной жизни. Высшее свое воплощение эта литература получила в творчестве Эразма Роттердамского «Похвальное слово глупости» (1509), в котором великий нидерландский гуманист от имени Мории (глупости) подверг тотальной критике практически все стороны современного ему общества.

Комплекс новых идей, предложенный Ренессансом, был отражен в мощном потоке публицистических трактатов.

В это время уже сломлена диктатура церкви. В воздухе витает дух свободы. На сцене появляются титаны мировой литературы, питающиеся бесконечным вдохновением – плодами цветущей эпохи. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены “потустороннему” призрачному миру. Петрарка, неутомимо собиравший древние рукописи, призывает “исцелить кровавые раны” своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов. Бокаччо в своем “Декамероне” высмеивает развратное духовенство и тунеядствующее дворянство, прославляя пытливый разум, прославляя стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан. Сатира “Похвалы Глупости” Эразма Ротердамского, роман “Гаргантюа и Пантагрюэль” Рабле, остроумные, полные издевательства и насмешек “Письма темных людей” Ульриха фон Гуттена выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Возрождению присуще новое отношение поэта к самому себе и к поэзии в целом. Самый титул поэта становится чрезвычайно высоким. Тема поэтической славы и поэта-избранника захватывает лирику этой поры. Поэт возвышает себя и наделяет божественностью, называет себя “гласом божьим” . Подобные мотивы были почерпнуты Пушкиным (“Я памятник воздвиг себе не рукотворный...” ) . Для средневекового же поэта характерно более скромное отношение к своему ремеслу – “То, что я пою, будет нравиться долго” . Так автор лэ (один из средневековых поэтических жанров) “Жимолость” пишет: “Это лэ, если и состарится, все же всегда будет нравиться как клирикам, так и мирянам” . При этом он даже не называет своего имени. Не случайно, что о жизни и личности средневековых поэтов так мало известно, хотя существовало много списков их сочинений, т.е. их слушали и читали.

Средневековые поэты не писали ни автобиографий, ни жизнеописаний своих поэтических собратьев, редко комментировали свои сочинения. Даже полемика с литературными оппонентами носит у них условный характер и служит для утверждения собственной искусности, “правдивости” (если это стихотворное повествование) или понятности (если поэт использует тот или иной диалект) . И потому “формулы” нападок на безадресного противника однотипны и повторяются почти без изменений у разных авторов. И это связано с тем, что для средневекового поэта произведение было важно прежде всего как одна из форм воплощения общего идеального канона. Средневековый поэт как личность растворялся в этой безличной толпе, подчинявшейся общему идеальному течению, призванному служить на “благо господне” .

Средневековые поэты зачастую сравнивали себя с ремесленниками и о процессе своего стихосложения говорили в таких словах, как строгать, шлифовать, гнуть, связывать, сплетать. И слово “рифмач” для средневекового стихотворца вовсе не было унизительным.

Поэт Возрождения уже не ремесленник, но творец. Он не просто умелец, а член некой всемирной поэтической республики. А потому он – подвижник искусства слова. “Поэтическое отшельничество” становится внешним подобием христианского идеала аскета. Но уединение, бегство от суетности имеет иную цель: сосредоточение на самопознании и поэтическом труде. Именно этим смыслом и наполнена поэтическая тема уединения, столь характерная для всех поэтов Возрождения.

Эпоха Возрождения явилась неким светлым периодом времени в истории развития человечества, его культурной и духовной жизни. Поэзия – высшая ступень литературного жанра – перешла на принципиально новый уровень, и, воспевая человека и наделяя его божественными способностями, восторжествовала над поражением душной теологии. Индивидуальный личностный дух достиг небывалых высот. Задачу, которую перед собою поставили поэты ренессансной культуры, - заставить “негодовать, успокаиваться, радоваться, огорчаться, любить, ненавидеть, любоваться, удивляться” (Дю Белле) – была, что можно сказать с полной уверенностью, осуществлена. Несмотря на то, что в последствии они (поэты) будут обвинены в излишнем гедонизме и разврате. Это уже будет, на мой взгляд, ни что иное, как попытка последующих эпох оправдать свою неинтересность в сравнении с величием Возрождения и ее гениев.

Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам, и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже. На примере творчества многих художников XV в. можно проследить, как формировалось Возрождение в Германии: это Конрад Виц, Михаэль Пахер, затем Мартин Шонгауэр. В их алтарных образах появляются повествовательные элементы, стремление раскрыть человеческие чувства на религиозном сюжете (алтарь св. Вольфганга М. Пахера в церкви св. Вольфганга в одноименном городке, 1481). Но понимание пространства, введение золотых фонов, дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся линий, равно как и скрупулезное выписывание главного и частного, - все это говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров и тесной связи со средневековой традицией.

XVI столетие для Германии начинается мощным революционным движением крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского католицизма. Тезисы главы немецкой Реформации Мартина Лютера против феодальной церкви в 1517 г. "оказали воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха". Революционное движение в Германии потерпело поражение уже к 1525 г., но время крестьянской войны было периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, немецкой культуры. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528).

В творчестве Дюрера как бы слились искания многих немецких мастеров: наблюдения над природой, человеком, проблемы соотношения предметов в пространстве, существования человеческой фигуры в пейзаже, в пространственной среде. По разносторонности, по масштабу дарования, по широте восприятия действительности Дюрер - типичный художник Высокого Возрождения. Он был и живописцем, и гравером, и математиком, и анатомом, и перспективистом, и инженером. Он ездил два раза в Италию, один раз - в Нидерланды, объездил свою родную страну. Его наследие составляют 80 станковых произведений, более двухсот гравюр, более 1000 рисунков, скульптуры, рукописные материалы. Дюрер был крупнейшим гуманистом эпохи Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, иногда тяжких раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо. Художественный язык усложнен, аллегоричен.
Себастиан Брант (1457-1521) – знаменитый писатель-гуманист, родоначальник так называемой «литературы о дураках». «Корабль дураков» (1494) - аллегорическая поэма, сатира в стихах. В ней рассказано о дураках, которые садятся на корабль, чтобы плыть в обетованную «страну дураков» Наррагонию. Брант дает подробное описание разнообразных проявлений и видов глупости, присущих как человеческому роду вообще, так и людям того времени, в которое жил писатель, бичевавший общественные пороки.

Ульрих фон Гуттен (1488-1523) - писатель и политический деятель эпохи Возрождения в Германии, сторонник Реформации. Гуттен был автором многих политических стихов, эпиграмм, написанных накануне Реформации, в которых он резко заклеймил папство. «Письма темных людей» (1515-1517) - произведение, которое возникло в результате полемики немецких гуманистов с теологами, представляет собой яркую сатиру на церковников, обличающую их невежество, фанатизм, косность и неприятие всего нового, ненависть к любому проявлению свободной мысли и научным исследованиям, угрожающим, по их мнению, авторитету церкви. Книга написана в форме писем; в ней пародируются язык и стиль невежественного духовенства, пользовавшегося испорченной, так называемой кухонной латынью.

Эразм Роттердамский (1466/69-1536) – великий гуманист эпохи Возрождения. «Похвала глупости» (1509) - небольшая книга, принесшая Эразму мировую славу. Пародируя форму средневекового схоластического так называемого «похвального слова», Эразм ведет повествование от имени Мории (по-гречески - глупость), дочери Плутоса - бога богатства. Писатель создает в этой книге пародию на современное ему феодально-церковное общество Европы, представляя его как царство торжествующей глупости. Сатира Эразма распространяется на все сословия и профессии, на все пороки, заставляющие род человеческий забывать о разуме, достоинстве и чести. Прослеживая жизнь на всех ступенях социальной иерархии, Эразм обличает верхушки феодального общества - придворных, короля, Папу. Не проходит он и мимо отрицательных тенденций, связанных с усилением в обществе «денежного интереса», - бичует корыстных стяжателей, ростовщиков и накопителей-скупердяев.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57645. Mass Media 79 KB
  Teacher’s objectives: to perfect students’ cognitive and creative skills; to define the problematic areas in students’ speaking, reading, listening of the giving topics; to develop students’ speaking and listening comprehension skills...
57646. Роль грошей у житті людства 44.5 KB
  Good morning my students and our guests! Sit down,please. It’s so nice to see you. How are you? Thank you. I’m fine too. So prepare everything required for the lesson. Make yourself comfortable and be attentive.
57647. Nature. The Londoners 47 KB
  Objectives: Structures: Preposition of time: in, on, at. Talking about the seasons and the weather. Vocabulary: Seasons: autumn, spring, summer, winter. Months of the year (revision). Weather: cloudy, cold, hot, rainy, snowy, stormy, sunny, windy.
57648. Nature is in danger 110.5 KB
  Objectives: to acquaint students with the problems of nature protection to teach students to express the opinion to practise student’s speaking stills to develop creative thinking to develop positive attitude towards the world around us...
57649. Nature. Weather 55 KB
  Objectives: by the end of the lesson pupils will be able to use the words from the topic “Weather”; to complete the dialogues; to compare the weather in different parts of the world; to answer the questions about the weather...
57650. The Nobel Prizes 263 KB
  Objectives: - to teach pupils to work in groups; to teach pupils to gather additional information on the topic; to practice speaking; to develop pupils language skills...
57651. Occupation, Profession, Trade 31 KB
  Objectives: to practice the new vocabulary for talking about professions and trades to develop communicative skills to involve students into reading, writing, communicative activities...
57652. Sports. Olympic Games 106 KB
  Good morning, my dear children. I am very glad and happy to see all of you today. Today we are going to speak about... So, can you guess what we would be talking about at the lesson? Look at the screen. Let’s open the words.
57653. Last night 325.5 KB
  Objectives: by the end of the lesson pupils will be able to activate the knowledge of numerals, practice cardinal numerals, practice positive sentences in the Past Simple Tense...