22067

Ренессанс

Лекция

Культурология и искусствоведение

преобладали мотивы и формы Позднего Средневековья и в ряду европейских литератур эпохи Возрождения она была едва ли не самой старомодной то в XVII в. В эпоху Возрождения начало меняться общественное положение литератора произошло ускорение информационных процессов. Поэт Возрождения уже не ремесленник но творец. Именно этим смыслом и наполнена поэтическая тема уединения столь характерная для всех поэтов Возрождения.

Русский

2013-08-04

43 KB

0 чел.

Лекция 3.

Ренессанс

Если в немецкой литературе XV—XVI вв. преобладали мотивы и формы Позднего Средневековья, и в ряду европейских литератур эпохи Возрождения она была едва ли не самой старомодной, то в XVII в., несмотря на крайне неблагоприятные исторические условия, она в значительной мере утрачивает свой былой архаический характер и начинает идти в ногу с другими современными европейскими литературами.

К XVII в. Германия подошла сильно ослабленной в социальном, политическом и экономическом отношениях. Германия превращалась в отсталую аграрную страну, в которой свирепствовала феодальная реакция. Священной Римской империей фактически правили князья, сумевшие извлечь для себя значительные выгоды из Реформации и трагического исхода Великой крестьянской войны. Власть императора распространялась почти исключительно на наследственные владения дома Габсбургов.

К началу XVII в. власть региональных правителей еще более возросла, а вместе с ней усугубилась и раздробленность Германии. Князья нимало не заботились о государственных интересах страны. Смуты и междоусобия выступали в форме неутихавшей религиозной борьбы. Германия фактически распалась «на преимущественно протестантский Север, на католический по преимуществу, однако, весьма смешанный Юго-Запад и на сплошь католический Юго-Восток» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 18, с. 573). К тому же и политика Габсбургов, тесно связанных с наиболее реакционными феодально-католическими силами тогдашней Европы, не сулила Германии ничего хорошего. Борьба империи с князьями привела лишь к усилению междоусобной борьбы, в которую вскоре вмешался ряд иностранных государств, стремившихся использовать политическую слабость Германии в своих корыстных интересах. Положение осложнялось тем, что император и князья, нуждаясь в сильных союзниках, сами вовлекали иноземцев в немецкие распри.

В эпоху Возрождения начало меняться общественное положение литератора, произошло ускорение информационных процессов. Помимо памфлетов, депеш и различных образцов эпистолографии, циркулировавших в политической и интеллектуальной среде того времени, появился такой политический жанр, как «реляции», т. е. сообщения о каких-либо военных или дипломатических событиях, носящий преимущественно документальный характер. Расцвет этого жанра в Италии пришелся на рубеж 15 – 16 вв.

В ренессанской публицистике выделилась сатира, примером которой может служить «дурацкая литература», представленная в немецкой литературной традиции именами Себастьяна Бранта и Томаса Мурнера. В карнавальной традиции сатирическому осмеянию подвергались различные аспекты общественной, политической, социальной и частной жизни. Высшее свое воплощение эта литература получила в творчестве Эразма Роттердамского «Похвальное слово глупости» (1509), в котором великий нидерландский гуманист от имени Мории (глупости) подверг тотальной критике практически все стороны современного ему общества.

Комплекс новых идей, предложенный Ренессансом, был отражен в мощном потоке публицистических трактатов.

В это время уже сломлена диктатура церкви. В воздухе витает дух свободы. На сцене появляются титаны мировой литературы, питающиеся бесконечным вдохновением – плодами цветущей эпохи. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены “потустороннему” призрачному миру. Петрарка, неутомимо собиравший древние рукописи, призывает “исцелить кровавые раны” своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов. Бокаччо в своем “Декамероне” высмеивает развратное духовенство и тунеядствующее дворянство, прославляя пытливый разум, прославляя стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан. Сатира “Похвалы Глупости” Эразма Ротердамского, роман “Гаргантюа и Пантагрюэль” Рабле, остроумные, полные издевательства и насмешек “Письма темных людей” Ульриха фон Гуттена выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Возрождению присуще новое отношение поэта к самому себе и к поэзии в целом. Самый титул поэта становится чрезвычайно высоким. Тема поэтической славы и поэта-избранника захватывает лирику этой поры. Поэт возвышает себя и наделяет божественностью, называет себя “гласом божьим” . Подобные мотивы были почерпнуты Пушкиным (“Я памятник воздвиг себе не рукотворный...” ) . Для средневекового же поэта характерно более скромное отношение к своему ремеслу – “То, что я пою, будет нравиться долго” . Так автор лэ (один из средневековых поэтических жанров) “Жимолость” пишет: “Это лэ, если и состарится, все же всегда будет нравиться как клирикам, так и мирянам” . При этом он даже не называет своего имени. Не случайно, что о жизни и личности средневековых поэтов так мало известно, хотя существовало много списков их сочинений, т.е. их слушали и читали.

Средневековые поэты не писали ни автобиографий, ни жизнеописаний своих поэтических собратьев, редко комментировали свои сочинения. Даже полемика с литературными оппонентами носит у них условный характер и служит для утверждения собственной искусности, “правдивости” (если это стихотворное повествование) или понятности (если поэт использует тот или иной диалект) . И потому “формулы” нападок на безадресного противника однотипны и повторяются почти без изменений у разных авторов. И это связано с тем, что для средневекового поэта произведение было важно прежде всего как одна из форм воплощения общего идеального канона. Средневековый поэт как личность растворялся в этой безличной толпе, подчинявшейся общему идеальному течению, призванному служить на “благо господне” .

Средневековые поэты зачастую сравнивали себя с ремесленниками и о процессе своего стихосложения говорили в таких словах, как строгать, шлифовать, гнуть, связывать, сплетать. И слово “рифмач” для средневекового стихотворца вовсе не было унизительным.

Поэт Возрождения уже не ремесленник, но творец. Он не просто умелец, а член некой всемирной поэтической республики. А потому он – подвижник искусства слова. “Поэтическое отшельничество” становится внешним подобием христианского идеала аскета. Но уединение, бегство от суетности имеет иную цель: сосредоточение на самопознании и поэтическом труде. Именно этим смыслом и наполнена поэтическая тема уединения, столь характерная для всех поэтов Возрождения.

Эпоха Возрождения явилась неким светлым периодом времени в истории развития человечества, его культурной и духовной жизни. Поэзия – высшая ступень литературного жанра – перешла на принципиально новый уровень, и, воспевая человека и наделяя его божественными способностями, восторжествовала над поражением душной теологии. Индивидуальный личностный дух достиг небывалых высот. Задачу, которую перед собою поставили поэты ренессансной культуры, - заставить “негодовать, успокаиваться, радоваться, огорчаться, любить, ненавидеть, любоваться, удивляться” (Дю Белле) – была, что можно сказать с полной уверенностью, осуществлена. Несмотря на то, что в последствии они (поэты) будут обвинены в излишнем гедонизме и разврате. Это уже будет, на мой взгляд, ни что иное, как попытка последующих эпох оправдать свою неинтересность в сравнении с величием Возрождения и ее гениев.

Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам, и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже. На примере творчества многих художников XV в. можно проследить, как формировалось Возрождение в Германии: это Конрад Виц, Михаэль Пахер, затем Мартин Шонгауэр. В их алтарных образах появляются повествовательные элементы, стремление раскрыть человеческие чувства на религиозном сюжете (алтарь св. Вольфганга М. Пахера в церкви св. Вольфганга в одноименном городке, 1481). Но понимание пространства, введение золотых фонов, дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся линий, равно как и скрупулезное выписывание главного и частного, - все это говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров и тесной связи со средневековой традицией.

XVI столетие для Германии начинается мощным революционным движением крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского католицизма. Тезисы главы немецкой Реформации Мартина Лютера против феодальной церкви в 1517 г. "оказали воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха". Революционное движение в Германии потерпело поражение уже к 1525 г., но время крестьянской войны было периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, немецкой культуры. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528).

В творчестве Дюрера как бы слились искания многих немецких мастеров: наблюдения над природой, человеком, проблемы соотношения предметов в пространстве, существования человеческой фигуры в пейзаже, в пространственной среде. По разносторонности, по масштабу дарования, по широте восприятия действительности Дюрер - типичный художник Высокого Возрождения. Он был и живописцем, и гравером, и математиком, и анатомом, и перспективистом, и инженером. Он ездил два раза в Италию, один раз - в Нидерланды, объездил свою родную страну. Его наследие составляют 80 станковых произведений, более двухсот гравюр, более 1000 рисунков, скульптуры, рукописные материалы. Дюрер был крупнейшим гуманистом эпохи Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, иногда тяжких раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо. Художественный язык усложнен, аллегоричен.
Себастиан Брант (1457-1521) – знаменитый писатель-гуманист, родоначальник так называемой «литературы о дураках». «Корабль дураков» (1494) - аллегорическая поэма, сатира в стихах. В ней рассказано о дураках, которые садятся на корабль, чтобы плыть в обетованную «страну дураков» Наррагонию. Брант дает подробное описание разнообразных проявлений и видов глупости, присущих как человеческому роду вообще, так и людям того времени, в которое жил писатель, бичевавший общественные пороки.

Ульрих фон Гуттен (1488-1523) - писатель и политический деятель эпохи Возрождения в Германии, сторонник Реформации. Гуттен был автором многих политических стихов, эпиграмм, написанных накануне Реформации, в которых он резко заклеймил папство. «Письма темных людей» (1515-1517) - произведение, которое возникло в результате полемики немецких гуманистов с теологами, представляет собой яркую сатиру на церковников, обличающую их невежество, фанатизм, косность и неприятие всего нового, ненависть к любому проявлению свободной мысли и научным исследованиям, угрожающим, по их мнению, авторитету церкви. Книга написана в форме писем; в ней пародируются язык и стиль невежественного духовенства, пользовавшегося испорченной, так называемой кухонной латынью.

Эразм Роттердамский (1466/69-1536) – великий гуманист эпохи Возрождения. «Похвала глупости» (1509) - небольшая книга, принесшая Эразму мировую славу. Пародируя форму средневекового схоластического так называемого «похвального слова», Эразм ведет повествование от имени Мории (по-гречески - глупость), дочери Плутоса - бога богатства. Писатель создает в этой книге пародию на современное ему феодально-церковное общество Европы, представляя его как царство торжествующей глупости. Сатира Эразма распространяется на все сословия и профессии, на все пороки, заставляющие род человеческий забывать о разуме, достоинстве и чести. Прослеживая жизнь на всех ступенях социальной иерархии, Эразм обличает верхушки феодального общества - придворных, короля, Папу. Не проходит он и мимо отрицательных тенденций, связанных с усилением в обществе «денежного интереса», - бичует корыстных стяжателей, ростовщиков и накопителей-скупердяев.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19932. СОЦІАЛЬНІ СТАТУСИ І СОЦІАЛЬНІ РОЛІ. СОЦІАЛЬНА СТРАТИФІКАЦІЯ 99 KB
  ЛЕКЦІЯ 4 СОЦІАЛЬНІ СТАТУСИ І СОЦІАЛЬНІ РОЛІ. СОЦІАЛЬНА СТРАТИФІКАЦІЯ П Л А Н Поняття статусу. Особистий та соціальний статуси. Соціальні ролі та їх різновиди. Теорія соціальної стратифікації. Соціальна стратифікація українського суспільства. 1. Поня...
19933. СОЦІОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ 84.5 KB
  ЛЕКЦІЯ 5 СОЦІОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ П Л А Н 1. Поняття особистості у соціології. 2. Особистість як обєкт і субєкт суспільних відносин. 3. Основні соціологічні теорії особистості. 4. Соціологічна структура особистості. 1. Поняття особистості у соціології Термін о...
19934. СОЦІАЛІЗАЦІЯ ОСОБИСТОСТІ В СУСПІЛЬСТВІ 110 KB
  Під соціалізацією в сучасній соціології зазвичай розуміють процес засвоєння індивідом зразків поведінки, психологічних механізмів, соціальних норм і цінностей, необхідних для успішного функціонування індивіда в даному суспільстві.
19935. СОЦІОЛОГІЯ ШЛЮБУ І СІМ’Ї 122.5 KB
  ТЕМА 9 СОЦІОЛОГІЯ ШЛЮБУ І СІМЇ ПЛАН 1. Поняття шлюбу та сімї. 2. Соціальні функції сімї. 3. Тенденції проблеми та тенденції розвитку сучасної сімї. 1. Поняття шлюбу та сімї Сім'я являє собою об'єднання людей пов'язаних спільністю побуту та взаємною відповідал...
19936. ПОНЯТТЯ ТА РІЗНОВИДИ СОЦІОЛОГІЧНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ 104 KB
  ЛЕКЦІЯ 17 ПОНЯТТЯ ТА РІЗНОВИДИ СОЦІОЛОГІЧНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ПЛАН 1. Сутність та вимоги до соціологічного дослідження. 2. Типологія соціологічних досліджень. 3. Програма та робочий план соціологічного дослідження. 1. Сутність та вимоги до соціологічного дослідження ...
19937. МЕТОДИ ПРОВЕДЕННЯ СОЦІОЛОГІЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 142 KB
  Перші згадування про проведення опитувань відносяться до часів Стародавнього світу. Як правило, вони пов'язувалися із встановленням чисельності населення, яке здатне носити зброю і сплачувати податки. Становлення опитування як наукового методу здобуття інформації відноситься до кінця XIX століття. Саме у цей період відбуваються масові переписи населення, ведеться облік врожаїв, худоби, землі, засобів виробництва, збирається інформація з моральної статистики тощо.
19938. Интеллектуальная собственность. Основы Авторского Патентного Права 15.13 KB
  Лекция №1 Тема: Интеллектуальная собственность Предмет: Основы Авторского Патентного Права. Потребность общества в тех или иных предметах потребления движет прогресс намного быстрее чем десятки университетов. Появление живописи в свое время привело к современно
19939. Произведения, не охраняемые авторским правом. Виды авторского права 21.05 KB
  Лекция №2 Тема: Произведения не охраняемые авторским правом. Виды авторского права. Не охраняется авторским правом: сообщения о новостях дня или текущих событиях имеющие характер обычной прессинформации; произведения народного творчества фольклор; изд
19940. Таможенная граница. Регистрация объектов ИС 18.34 KB
  Лекция №3 Тема: таможенная граница. Товары которые содержат объекты интеллектуальной собственности ИС импортируются или экспортируются. Украинскими или иностранными субъектами предпринимательской внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственнос...