22078

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Права лиц детей –инвалидов отражены в ряде документов ООН: Всеобщая декларация прав человека1948; Декларация о правах инвалидов1971; Декларация о правах умственно отсталых лиц1971;...

Русский

2013-08-04

61.5 KB

62 чел.

PAGE  4

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ

  1.  Исторический аспект проблемы.
  2.  Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Инвалид - от лат «слабый», «немощный».

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие какие-то отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди выделялись в особую группу, и в обществе и в государстве  складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения. Районы крайнего Севера. Древний Рим, в других – было милосердно-сострадательным. Например, на Руси, люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности традиционно являлись объектами благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной религии им было уготовлено особое место. На этих людях был «Промысел божий».

В послереволюционной России члены общества рассматривались прежде всего как « строители светлого будущего». Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений, и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Это привело к тому, что целый пласт людей – часто одаренных, талантливых – оказался невостребованным обществом.

Сегодня российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности.

Начиная с 80-х годов в Америке и в Англии были провозглашены требования, чтобы все дети учились вместе, так как в дальнейшем им всем предстоит жить в одном обществе, они должны еще в детстве научиться общаться друг с другом. В этих странах нет определения «инвалид», они называют таких людей: в США – «человек с проблемами», в европейских странах – « человек с ограниченными возможностями».

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ дтей – инвалидов  насчитывается  2 – 3 % от всей популяции. Этому способствуют многие факторы: это и экологические проблемы и неумеренное употребление алкоголя и наркотиков и кризисные явления в обществе, которые всегда связаны со стрессами, и, как ни странно, дальнейшее развитие медицинских знаний, сейчас выхаживают таких больных, которые 50 лет назад неминуемо погибли бы      ( операции на сердце у новорожденных детей с тяжелой аритмией сердца). По всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти, значит нам надо учиться жить вместе с такими людьми, помогая им, но не унижая их достоинства. Сейчас в Рязани 2,5 тыс. детей-инвалидов.

Права лиц детей –инвалидов отражены в ряде документов ООН:

  •  Всеобщая декларация прав человека(1948);
  •  Декларация о правах инвалидов(1971);
  •  Декларация о правах умственно отсталых лиц(1971);
  •  Конвенция о правах ребенка (1987);
  •  Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Основные закон РФ «О социальной защите инвалидов» вступил в силу 1 января 1996г.

Инвалидность в детском возрасте – это состояние стойкой соцальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре.

Дети с различными отклонениями в развитии требуют различного подхода, различных методик работы. Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:

-   глухих и слабослышащих;

-   слепых и слабовидящих;

  •  с недоразвитием речи;
  •  с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  •  с задержкой психического развития;
  •  с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;
  •  дети с соматическими нарушениями в развитии.

При этом наследственные изменения встречаются у 8 – 10% детей, количество детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития колеблется от 20 до 50%.

Социальная реабилитация детей с недостатками в развитии.

На положение детей с ограниченными возможностями влияет ряд факторов: медицинских, психологических, биологических, социальных. Социальный педагог решает проблемы, связанные с социальным фактором. В последнее время создаются учреждения, способствующие реабилитации и адаптации маленького человека в общество – например, центры реабилитации детей-инвалидов. Основные направления деятельности центров: диагностическое, психокоррекционное, оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консультативное, научно-методическое, социально-аналитическое и просветительское. Например, отделение реабилитации детей –инвалидов в г.Рязани открыто в 2001г.

Цели работы:

  •  оказание детям-инвалидам квалифицированной психолого-педагогической помощи;
  •  реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

оказание помощи семьям детей-инвалидов; Иногда, по заключению медицинской комиссии, такому ребенку лучше жить и воспитываться в специализированных школах-интернатах, где он сможет получать специальную мед. помощь, с ним будут работать специально подготовленные преподаватели и воспитатели и, что немаловажно, он будет находиться в дружеской, комфортной атмосфере и не будет отличаться от всех остальных детей. В каждом таком учреждении обязательно предусмотрена должность психолога и социального педагога, которые совместными усилиями стараются помочь ребенку. Социальный педагог работает:

  •  непосредственно с ребенком, оказывая ему социально-психологическую помощь;
  •  работа с семьями (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки);
  •  работа с ближайшим окружением (детским садом, школой, больницами, собесом и т.д.).

  Социальная реабилитация детей с недостатками в развитии должна обязательно носить комплексный характер, включая педагогические, социальные, юридические, медицинские, психокорректирующие и другие мероприятия. Только такая комплексная реабилитация, с участием в ней команды специалистов и семьи дает возможность интегрировать больного ребенка в общество. Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей  ребенка  и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, соц. работника, соц. педагога, педагога, психолога. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и его семьи, с учетом состояния здоровья и особенностей развития ребенка, а также потребностей и возможностей семьи. Программа может разрабатываться на полгода или на более короткие сроки. По прошествии срока, на который была рассчитана программа, соц. педагог встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты и скоординировать дальнейшую работу. На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, так как предстоит работать сразу в нескольких направлениях.

Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация. Данная работа имеет несколько уровней:

Первый – микроуровень. На этом уровне реабилитации изучается сам ребенок.  Эта работа проводится совместно с медицинским работником и психологом. При этом учитываются возможности включения компенсаторных механизмов самого ребенка (дети без рук).

Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках его социального окружения, семьи, сверстников, школы. Цель мезоуровня – развитие у него коммуникативных навыков, умения и желания общаться с окружающими людьми.    

Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Основная цель уровня, как и всего процесса реабилитации – включение нетипичного ребенка в социум, его социализация.

Процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями можно разделить на четыре основных этапа:

1 этап. Диагностика ребенка и его ближайшего окружения.

диагностика ребенка – определение уровня его дезадаптации (уровень его развития в соответствии с возрастом, возможности в том числе и компенсаторные, его реабилитационный потенциал, интересы и желания ребенка)

  •  диагностика ближайшего окружения. В первую очередь семьи, так как у родителей также могут наблюдаться психические расстройства. Выделяют несколько этапов кризиса у родителей:

1 –й – отрицание проблемы;

2 – й – сверхдепрессия;

3 – поиски путей решения проблемы (здесь может помочь социальный педагог);

4 – принятие ситуации и обращение к специалистам;

5 -  сокращение контактов с окружающими, когда все внимание родителей сосредоточено на ребенке, ни надеются на выздоровление, обнаружив, что выздоровление невозможно, переживают сильный стресс, сильнее, чем первый.

6 – смирение и принятие ситуации или невроз и уход в болезнь.

Также, социальный педагог должен продиагностировать отношение родителей к ребенку. Оно может быть конструктивным и деструктивным.

Конструктивное отношение к проблеме не усугубляет переживание ребенка. Главная цель в таких семьях – поиск путей компенсации имеющихся нарушений.

Деструктивное отношение проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней.

Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий или даже препятствуют оздоровлению ребенка, что связано с материальной заинтересованностью или недостаточной информированностью (сельская местность).

Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь, такое отношение со временем передается ребенку.

Деструктивное отношение к ребенку может выражаться в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращению или скрытом, которое проявляется в эмоциональном отчуждении.

Ключевым моментом на первом этапе является диагностика возможностей ребенка, социальный запрос семьи к специалистам и ожидаемый от реабилитационных мероприятий результат.

2 этап. Конкретные шаги и оказание помощи.

  •  включение ребенка в реабилитационные мероприятия;
  •  включение семьи в коррекционную работу с ребенком;
  •  коррекция семейных отношений.

На втором этапе ребенку и его семье оказывается конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи и всей команды специалистов, работающих с ребенком. Осуществляются комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения. Необходимо подключать все возможные виды реабилитации – психологической – воздействие на психическую сферу больного ребенка с целью выработать у ребенка уверенность в собственной полноценности; пед. реабилитация – мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел всеми возможными зунами; соц. – экономическая реабилитация – обеспечение ребенка необходимыми материальными возможностями и уверенностью в том, что он является полезным членом общества; профессиональная реабилитация – обучение доступным формам труда, вначале по самообслуживанию . Ребенка-инвалида необходимо включать в трудовую деятельность, использовать психотерапевтическое воздействие от совместного труда на общую пользу, которое стимулирует радостное настроение. Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством и т.д.  

Социальный педагог должен работать по предупреждению «социального вывиха» (этот термин ввел Выгодский:  «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих»).

Третий этап. Интеграция.

Расширение круга общения ребенка и его семьи. Подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив. Повышение уровня адаптивности ребенка к негативным тенденциям  в обществе.

Четвертый этап. Поддержка.  

Реабилитация не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Такой ребенок нуждается в реабилитации на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.

Работа социального педагога включает соц. терапию: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития, самоутверждения личности:

Индивидуальная терапия применяется к детям, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (тяжелые степени инвалидности и т.п.). Обычно после нескольких индивидуальных занятий ребенок переводится на групповую терапию, которая более эффективна.

Групповая терапия – стратегия воздействия, направленная на  преодоление эмоциональных нарушений, с использованием групп. Обычно в группах 6 – 8 человек, 90 мин в неделю. Включают: релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, обсуждение анонимных историй болезни и т.д.

Семейная терапия – деятельность социального педагога со всеми членами семьи. Трудовая терапия – основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека.  Труд в группе  облегчает  взаимопонимание, снимает состояние напряженности и беспокойства. Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, выявление индивидуальных психологических барьеров, создание желаемого образа «Я». Дискуссионная терапия – групповое обсуждение переживаний, проблем, трудных ситуаций, наиболее волнующих эту группу  детей. Социодрама – разбор конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах.

Психодрама – ребенок – инвалид разыгрывает различные роли, например, изображая себя в стрессовых ситуациях или играет роли своих антиподов, что дает ему возможность влиять на свои переживания.Игровая терапия – форма психотерапии, использующая для облегчения общения игрушки, с помощью которых они изображают ситуации, конфликты, которые невозможно или трудно верболизовать.

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:

  1.  Первичное нарушение развития должно быть выявлено как можно раньше.
  2.  Целенаправленное специальное обучение должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии.
  3.  Своевременно определяются все направления развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения.
  4.  В содержание обучения аномального ребенка вводятся специальные разделы, которые ориентированы на целенаправленное решение задач его развития, не присутствующих в содержании образования нормального ребенка.
  5.  Должны быть построены «обходные пути» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.
  6.  Необходимо осуществлять регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения и развития реальным достижениям и уровню развития ребенка.
  7.  Все окружающие взрослые должны быть подготовлены к работе с таким ребенком, их усилия должны быть скоординированы.
  8.  Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Такой ребенок нуждается в реабилитации на протяжении всей своей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32723. Изотермы Ван-дер-Ваальса и их сопоставление с реальными изотермами. Критическая температура. Внутренняя энергия газа Ван-дер-Ваальса 81 KB
  Изотермы ВандерВаальса и их сопоставление с реальными изотермами. Внутренняя энергия газа ВандерВаальса. Изотермы ВандерВаальса Проанализируем изотермы уравнения Ван–дер–Ваальса – зависимости Р от V для реального газа при постоянной температуре. Умножив уравнение ВандерВаальса на V 2 и раскрыв скобки получаем PV 3 – RT bP vV 2 v2V bv3 = 0.
32724. Тепловые явления при низких температурах. Третье начало термодинамики 40.5 KB
  Расчет абсолютной энтропии Рассчитаем изменение энтропии некоторой системы при нагревании её от абсолютного нуля до температуры T при постоянном давлении. При нагревании вещества возможен его переход в жидкое и затем в газообразное состояние; для фазовых переходов происходящих в изобарноизотермических условиях изменение энтропии равно приведенной теплоте фазового перехода: I.65 Таким образом нагревание вещества без фазовых переходов сопровождается непрерывным ростом энтропии; при фазовом переходе происходит...
32725. Понятие фазы. Фазовые переходы 1 и 2 рода. Фазовые диаграммы. Тройная точка 57 KB
  Понятие фазы. В однокомпонентной системе разные фазы могут быть представлены различными агрегатными состояниями или разными полиморфными модификациями вещества. В многокомпонентной системе фазы могут иметь различный состав и структуру. Основные понятия Газ всегда состоит из одной фазы жидкость может состоять из нескольких жидких фаз разного состава Ликвация жидкостная несмешиваемость но двух разных жидкостей одного состава в равновесии сосуществовать не может.
32726. Материальная точка. Абсолютно твёрдое тело. Система отсчёта 27.5 KB
  Система отсчёта. Системы отсчёта. Для определения координат материальной точки следует прежде всего выбрать тело отсчёта и связать с ним систему координат. Для определения положения материальной точки в любой момент времени необходимо также задать начало отсчёта времени.
32727. Кинематика точки. Путь. Перемещение. Скорость и ускорение. Их проекции на координатные оси. Вычисление пройденного пути. Средние значения 28.5 KB
  Скорость и ускорение. Скорость векторная физическая величина характеризующая быстроту перемещения тела численно равная отношению перемещения за малый промежуток времени к величине этого промежутка. Промежуток времени считается достаточно малым если скорость при неравномерном движении в течение этого промежутка не менялась. Измеряют скорость спидометром.
32728. Скорость и ускорение при криволинейном движении. Тангенциальное и нормальное ускорения 37 KB
  Криволинейное движение с постоянным ускорением всегда происходит в той плоскости в которой находятся векторы ускорения и начальные скорости точки. В случае криволинейного движения с постоянным ускорением в плоскости xOy проекции vxи vy ее скорости на оси Ox и Oy и координаты x и y точки в любой момент времени t определяется по формулам vx=v0xxt x=x0v0xtxtxt2 2; vy=v0yyt y=y0v0ytyt2 2 Частным случаем криволинейного движения – является движение по окружности. Движение по окружности даже равномерное всегда есть движение...
32729. Кинематика твёрдого тела. Вращение вокруг неподвижной оси. Угловые скорость и ускорения. Связь между угловыми и линейными скоростями и ускорениями 39 KB
  Кинематика твёрдого тела. Движение тела может быть как поступательным так и вращательным. При поступательном движении все точки твердого тела за один и тот же промежуток времени совершают равные по величине и направлению перемещения. Следовательно скорости и ускорения всех точек тела в любой момент времени также одинаковы.
32730. Границы применимости ньютоновской механики. Первый закон Ньютона 28.5 KB
  Первый закон Ньютона. Вследствие развития физики в начале XX века определилась область применения классической механики: ее законы выполняются для движений скорость которых много меньше скорости света. Вообще законы классической механики Ньютона справедливы для случая инерциальных систем отсчета. При ускоренном движении неинерциальной системы координат относительно инерциальной системы первый закон Ньютона закон инерции в этой системе не имеет места – свободные тела в ней будут с течением времени менять свою скорость движения.
32731. Масса и импульс. Второй закон Ньютона как уравнение движения 37.5 KB
  Масса скал. тела масса – величина аддитивная т. масса системы рана сумме масс материальных тел входящих в состав этой системы при любых воздействиях выполняется закон сохранения массы: суммарная масса взаимодействующих тел до взаимодействия и после равны между собой. инерции точка в которой может считаться масса всего тела при поступательном движении данного тела.