22078

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Права лиц детей –инвалидов отражены в ряде документов ООН: Всеобщая декларация прав человека1948; Декларация о правах инвалидов1971; Декларация о правах умственно отсталых лиц1971;...

Русский

2013-08-04

61.5 KB

62 чел.

PAGE  4

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ

  1.  Исторический аспект проблемы.
  2.  Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Инвалид - от лат «слабый», «немощный».

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие какие-то отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди выделялись в особую группу, и в обществе и в государстве  складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения. Районы крайнего Севера. Древний Рим, в других – было милосердно-сострадательным. Например, на Руси, люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности традиционно являлись объектами благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной религии им было уготовлено особое место. На этих людях был «Промысел божий».

В послереволюционной России члены общества рассматривались прежде всего как « строители светлого будущего». Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений, и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Это привело к тому, что целый пласт людей – часто одаренных, талантливых – оказался невостребованным обществом.

Сегодня российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности.

Начиная с 80-х годов в Америке и в Англии были провозглашены требования, чтобы все дети учились вместе, так как в дальнейшем им всем предстоит жить в одном обществе, они должны еще в детстве научиться общаться друг с другом. В этих странах нет определения «инвалид», они называют таких людей: в США – «человек с проблемами», в европейских странах – « человек с ограниченными возможностями».

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ дтей – инвалидов  насчитывается  2 – 3 % от всей популяции. Этому способствуют многие факторы: это и экологические проблемы и неумеренное употребление алкоголя и наркотиков и кризисные явления в обществе, которые всегда связаны со стрессами, и, как ни странно, дальнейшее развитие медицинских знаний, сейчас выхаживают таких больных, которые 50 лет назад неминуемо погибли бы      ( операции на сердце у новорожденных детей с тяжелой аритмией сердца). По всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти, значит нам надо учиться жить вместе с такими людьми, помогая им, но не унижая их достоинства. Сейчас в Рязани 2,5 тыс. детей-инвалидов.

Права лиц детей –инвалидов отражены в ряде документов ООН:

  •  Всеобщая декларация прав человека(1948);
  •  Декларация о правах инвалидов(1971);
  •  Декларация о правах умственно отсталых лиц(1971);
  •  Конвенция о правах ребенка (1987);
  •  Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Основные закон РФ «О социальной защите инвалидов» вступил в силу 1 января 1996г.

Инвалидность в детском возрасте – это состояние стойкой соцальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре.

Дети с различными отклонениями в развитии требуют различного подхода, различных методик работы. Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:

-   глухих и слабослышащих;

-   слепых и слабовидящих;

  •  с недоразвитием речи;
  •  с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  •  с задержкой психического развития;
  •  с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;
  •  дети с соматическими нарушениями в развитии.

При этом наследственные изменения встречаются у 8 – 10% детей, количество детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития колеблется от 20 до 50%.

Социальная реабилитация детей с недостатками в развитии.

На положение детей с ограниченными возможностями влияет ряд факторов: медицинских, психологических, биологических, социальных. Социальный педагог решает проблемы, связанные с социальным фактором. В последнее время создаются учреждения, способствующие реабилитации и адаптации маленького человека в общество – например, центры реабилитации детей-инвалидов. Основные направления деятельности центров: диагностическое, психокоррекционное, оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консультативное, научно-методическое, социально-аналитическое и просветительское. Например, отделение реабилитации детей –инвалидов в г.Рязани открыто в 2001г.

Цели работы:

  •  оказание детям-инвалидам квалифицированной психолого-педагогической помощи;
  •  реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

оказание помощи семьям детей-инвалидов; Иногда, по заключению медицинской комиссии, такому ребенку лучше жить и воспитываться в специализированных школах-интернатах, где он сможет получать специальную мед. помощь, с ним будут работать специально подготовленные преподаватели и воспитатели и, что немаловажно, он будет находиться в дружеской, комфортной атмосфере и не будет отличаться от всех остальных детей. В каждом таком учреждении обязательно предусмотрена должность психолога и социального педагога, которые совместными усилиями стараются помочь ребенку. Социальный педагог работает:

  •  непосредственно с ребенком, оказывая ему социально-психологическую помощь;
  •  работа с семьями (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки);
  •  работа с ближайшим окружением (детским садом, школой, больницами, собесом и т.д.).

  Социальная реабилитация детей с недостатками в развитии должна обязательно носить комплексный характер, включая педагогические, социальные, юридические, медицинские, психокорректирующие и другие мероприятия. Только такая комплексная реабилитация, с участием в ней команды специалистов и семьи дает возможность интегрировать больного ребенка в общество. Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей  ребенка  и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, соц. работника, соц. педагога, педагога, психолога. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и его семьи, с учетом состояния здоровья и особенностей развития ребенка, а также потребностей и возможностей семьи. Программа может разрабатываться на полгода или на более короткие сроки. По прошествии срока, на который была рассчитана программа, соц. педагог встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты и скоординировать дальнейшую работу. На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, так как предстоит работать сразу в нескольких направлениях.

Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация. Данная работа имеет несколько уровней:

Первый – микроуровень. На этом уровне реабилитации изучается сам ребенок.  Эта работа проводится совместно с медицинским работником и психологом. При этом учитываются возможности включения компенсаторных механизмов самого ребенка (дети без рук).

Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках его социального окружения, семьи, сверстников, школы. Цель мезоуровня – развитие у него коммуникативных навыков, умения и желания общаться с окружающими людьми.    

Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Основная цель уровня, как и всего процесса реабилитации – включение нетипичного ребенка в социум, его социализация.

Процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями можно разделить на четыре основных этапа:

1 этап. Диагностика ребенка и его ближайшего окружения.

диагностика ребенка – определение уровня его дезадаптации (уровень его развития в соответствии с возрастом, возможности в том числе и компенсаторные, его реабилитационный потенциал, интересы и желания ребенка)

  •  диагностика ближайшего окружения. В первую очередь семьи, так как у родителей также могут наблюдаться психические расстройства. Выделяют несколько этапов кризиса у родителей:

1 –й – отрицание проблемы;

2 – й – сверхдепрессия;

3 – поиски путей решения проблемы (здесь может помочь социальный педагог);

4 – принятие ситуации и обращение к специалистам;

5 -  сокращение контактов с окружающими, когда все внимание родителей сосредоточено на ребенке, ни надеются на выздоровление, обнаружив, что выздоровление невозможно, переживают сильный стресс, сильнее, чем первый.

6 – смирение и принятие ситуации или невроз и уход в болезнь.

Также, социальный педагог должен продиагностировать отношение родителей к ребенку. Оно может быть конструктивным и деструктивным.

Конструктивное отношение к проблеме не усугубляет переживание ребенка. Главная цель в таких семьях – поиск путей компенсации имеющихся нарушений.

Деструктивное отношение проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней.

Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий или даже препятствуют оздоровлению ребенка, что связано с материальной заинтересованностью или недостаточной информированностью (сельская местность).

Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь, такое отношение со временем передается ребенку.

Деструктивное отношение к ребенку может выражаться в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращению или скрытом, которое проявляется в эмоциональном отчуждении.

Ключевым моментом на первом этапе является диагностика возможностей ребенка, социальный запрос семьи к специалистам и ожидаемый от реабилитационных мероприятий результат.

2 этап. Конкретные шаги и оказание помощи.

  •  включение ребенка в реабилитационные мероприятия;
  •  включение семьи в коррекционную работу с ребенком;
  •  коррекция семейных отношений.

На втором этапе ребенку и его семье оказывается конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи и всей команды специалистов, работающих с ребенком. Осуществляются комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения. Необходимо подключать все возможные виды реабилитации – психологической – воздействие на психическую сферу больного ребенка с целью выработать у ребенка уверенность в собственной полноценности; пед. реабилитация – мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел всеми возможными зунами; соц. – экономическая реабилитация – обеспечение ребенка необходимыми материальными возможностями и уверенностью в том, что он является полезным членом общества; профессиональная реабилитация – обучение доступным формам труда, вначале по самообслуживанию . Ребенка-инвалида необходимо включать в трудовую деятельность, использовать психотерапевтическое воздействие от совместного труда на общую пользу, которое стимулирует радостное настроение. Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством и т.д.  

Социальный педагог должен работать по предупреждению «социального вывиха» (этот термин ввел Выгодский:  «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих»).

Третий этап. Интеграция.

Расширение круга общения ребенка и его семьи. Подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив. Повышение уровня адаптивности ребенка к негативным тенденциям  в обществе.

Четвертый этап. Поддержка.  

Реабилитация не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Такой ребенок нуждается в реабилитации на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.

Работа социального педагога включает соц. терапию: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития, самоутверждения личности:

Индивидуальная терапия применяется к детям, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (тяжелые степени инвалидности и т.п.). Обычно после нескольких индивидуальных занятий ребенок переводится на групповую терапию, которая более эффективна.

Групповая терапия – стратегия воздействия, направленная на  преодоление эмоциональных нарушений, с использованием групп. Обычно в группах 6 – 8 человек, 90 мин в неделю. Включают: релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, обсуждение анонимных историй болезни и т.д.

Семейная терапия – деятельность социального педагога со всеми членами семьи. Трудовая терапия – основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека.  Труд в группе  облегчает  взаимопонимание, снимает состояние напряженности и беспокойства. Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, выявление индивидуальных психологических барьеров, создание желаемого образа «Я». Дискуссионная терапия – групповое обсуждение переживаний, проблем, трудных ситуаций, наиболее волнующих эту группу  детей. Социодрама – разбор конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах.

Психодрама – ребенок – инвалид разыгрывает различные роли, например, изображая себя в стрессовых ситуациях или играет роли своих антиподов, что дает ему возможность влиять на свои переживания.Игровая терапия – форма психотерапии, использующая для облегчения общения игрушки, с помощью которых они изображают ситуации, конфликты, которые невозможно или трудно верболизовать.

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:

  1.  Первичное нарушение развития должно быть выявлено как можно раньше.
  2.  Целенаправленное специальное обучение должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии.
  3.  Своевременно определяются все направления развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения.
  4.  В содержание обучения аномального ребенка вводятся специальные разделы, которые ориентированы на целенаправленное решение задач его развития, не присутствующих в содержании образования нормального ребенка.
  5.  Должны быть построены «обходные пути» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.
  6.  Необходимо осуществлять регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения и развития реальным достижениям и уровню развития ребенка.
  7.  Все окружающие взрослые должны быть подготовлены к работе с таким ребенком, их усилия должны быть скоординированы.
  8.  Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Такой ребенок нуждается в реабилитации на протяжении всей своей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52826. Застосування сучасних прикладних програм і технологій при розв’язуванні задач економічного напрямку 337 KB
  Можливо за допомогою всього лише прикладних програм, що входять до пакета MS Office, розв’язати задачу про те, який кошторис потрібно фірмі закласти сьогодні в новий проект для того, щоб через певний період часу вона отримала від здійснення цього проекту максимальний прибуток? Чи можна в середовищі MS Excel розв’язати проблему оптимального розподілу ресурсів фірми
52827. ЭКОНОМЕТРИКА Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения 956 KB
  Если работа не принимается к зачету, то она вместе с рецензией возвращается студенту. Студент обязан учесть все замечания и внести их в текст работы или выполнить ее заново
52828. Використання мультимедійних засобів для проведення лекційного заняття з дисципліни «Основи менеджменту та маркетингу» 26.03 MB
  По-перше. Кожен викладач може розробити власний пакет лекцій, який буде максимально адаптований саме для певного кола слухачів. Для створення таких лекцій необхідний лише один персональний компютер, на якому установлено стандартний пакет програм Microsoft Office, a саме стандартна програма Power Point.
52829. Школа бізнесу 37.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей з грошовими одиницями інших держав, продовжувати вчити дітей ощадливо ставитися до грошей, економно та раціонально їх використовувати. Пригадати основний закон економіки. Розрізняти першочергові і другорядні потреби. Вправляти в розв’язуванні кросвордів, читанні ребусів; розвивати пам'ять, логічне та образне мислення, творчу уяву, пізнавальні інтереси.
52830. Машини і механізми 200 KB
  Мета. Ознайомити учнів з різними видами машин і механізмів, де і як вони використовуються у виробництві; розвивати мислення, уяву, мовлення, виховувати інтерес до різних видів професій.
52831. РЕАЛІЗАЦІЯ МЕТОДУ ПРОЕКТІВ З ВИКОРИСТАННЯМ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ ПРИ ПРОЕКТУВАННІ ДІЯЛЬНОСТІ ФІРМИ СТУДЕНТАМИ СПЕЦІАЛЬНОСТІ „ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА“ 121 KB
  З’явилась можливість бути учасником міжнародних проектів телеконференцій спілкуватися з величезною і дуже різноплановою аудиторією. Серед різноманітних напрямів нових педагогічних технологій найбільш адекватним до поставлених завдань є метод проектів. Численними дослідженнями встановлено що метод проектів виступає як важливий компонент системи продуктивної освіти і є нестандартним нетрадиційним способом організації освітніх процесів через активні дії планування прогнозування аналіз синтез спрямованих на реалізацію...
52832. Екосистеми світу. Ecosystems of the World 83.5 KB
  To start with we’ll see how well you know the matter of our discussion and revise the lexical units which help us to keep it and be aware of the problem under consideration. On your desks there are cards with words and word-combinations. During two minutes define them and give examples. At that time one of you will go to the board and draw a scheme of an ecosystem with all elements it comprises and give the definition what an ecosystem is.
52833. Математична наука навколо нас 67 KB
  Математична наука навколо нас Протягом усього свідомого життя людина здобуває нові знання. Знанняце сукупність інформаціїяку вона дістає з навколишнього світу в процесі суспільновиробничої практики. Головна мета такого уроку спостереження предметів явищ процесів які вивчаються та вміння використовувати теоретичні знання на практичних прикладах що супроводжується поясненням учителя. У процесі уроку учні зможуть: повторити теоретичні відомості ; поглибити свої знання про...