22079

КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

В связи с тем что соц. педагогика стала самостоятельной наукой относительно недавно отделившись от педагогики и объект изучения у них практически одинаков то разделение категорий относящихся к разным наукам поможет выявить специфику соц. Много категорий взято соц.

Русский

2013-08-04

32 KB

14 чел.

PAGE  1

КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Каждую науку отличает своя система знаний, ориентированных на объяснение предмета исследования данной науки. Тезаурус – от греч. «сокровище» - словарь, в котором слова, относящиеся к каким-либо областям знаний. расположены по тематическому принципу.

Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия – одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. (Мы даем названия вещам, «кодируем» их). В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, т.о. в каждой науке формируется своя понятийно-категориальная система.

В связи с тем, что соц. педагогика стала самостоятельной наукой  относительно недавно, отделившись от педагогики, и объект изучения у них практически одинаков, то разделение категорий, относящихся к разным наукам поможет выявить специфику соц. педагогики. Много категорий взято соц. педагогикой у педагогики, но есть и собственный, отражающие специфику ее исследования. Такие понятия, как: образование, воспитание  - взято у педагогики, личность. Общество – у философии, социализация – у психологии, но есть и собственные категории – социальное обучение, социальная среда, социальный статус и т.д. Основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, соц. обучение и соц. – пед. деятельность.

Воспитание – это процесс целенаправленного влияния на личность.

Соц. воспитание – это целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Соц. обучение – это целенаправленный процесс передачи соц. знаний и формирование социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка.

Соц. – пед. деятельность – социальная работа, включающая и пед. деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Социализация – усвоение опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу и соц. группам, в которые он входит, для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Социальная адаптация – процесс приспособления субъекта к требованиям общества путем усвоения социальных норм и ценностей, сложившихся форм социальных отношений.

Соц. отклонения – такое проявление деятельности. образа жизни, поведения, которое противоречит социальной нормативности.

Норма социальная - сложившаяся и установленная в конкретном обществе мера допустимого поведения.

Отклоняющееся поведение -  система поступков личности, в которых устойчиво проявляются отклонения от официально установленных или сложившихся в данном обществе соц. норм.

Антисоциальное поведение – система поступков личности, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов.

Асоциальное поведение – система поступков личности, не соответствующая или пренебрегающая общепринятыми социальными нормам и стереотипами поведения.

Девиантное поведение – отдельный поступок или система поступков личности, нарушающая сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы.

Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, которое угрожает нормальному развитию детей и молодежи, в том числе и противоправные действия.

Аддиктивное поведение  - пагубная привычка, пристрастие к чему-либо.

ФУНКЦИИ СОЦ. ПЕДАГОГИКИ

Соц. педагогика как самостоятельная наука обладает рядом функций.

Словарь ин. слов определяет функцию, как «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Представляется необходимым обратить внимание на различие понятий «функции соц. педагогики» и «функции соц. педагога»,т.к. иногда наблюдается смешение или отождествление этих понятий.

  1.  Теоретико – познавательная функция выражается в том. что соц. педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
  2.  Прикладная функция связана с поиском путей и способов совершенствования соц. – педагогического влияния на процесс социализации в организационно – педагогическом и психологическом аспектах.
  3.  Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования соц. – педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

Василькова:

  1.  Воспитательная функция – предполагает включение ребенка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
  2.  Социально-правовая – означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
  3.  Социально- реабилитационная – это воспитательная и образовательная работа с детьми – инвалидами, физическими и психически неполноценными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18838. Расчет по постоянному току 192.58 KB
  Расчет по постоянному току. Режим работы усилителя по постоянному току определяется элементами EК RК RБ и параметрами транзистора VT. Критерии выбора транзистора следующие: по значению граничной частоты усилителя; по предельнодопустимым параметрам UКЭдоп PРас.до
18839. Расчет по переменному току 157.73 KB
  Расчет по переменному току. Для расчету по переменному току необходимо: 1 начало координат на характеристиках транзистора перенести в рабочую точку О по постоянному току. В рабочей точке определить для бесконечно малых приращений параметры транзистора. Наиболее ис
18840. Определение входного сопротивления 79.52 KB
  Определение входного сопротивления Опишем линейную модель усилителя системой уравнений в соответствии с 1 и 2 законами Кирхгофа: Из уравнения 2 определим: и подставим в уравнение 1. Отсюда находим входное сопротивление транзистора. При напряжении колл...
18841. Определение коэффициента усиления по напряжению 225.45 KB
  Определение коэффициента усиления по напряжению Для этого воспользуемся следующей методикой: Рис. 3.10 упрощенная схема замещения усилителя с ОЭ. Предположим что входное и выходное напряжения синфазны пусть по отношению к общей шине распложен как показано на Ри
18842. Определение коэффициента усиления по току 60.28 KB
  Определение коэффициента усиления по току. Коэффициент усиления по току определяется как: Где а . Следовательно получим: . Из выражения следует что коэффициент усиления по току . Для увеличения ki следует уменьшать RН однако начиная с определенного значения RН на...
18843. Определение выходного сопротивления 378.4 KB
  Определение выходного сопротивления. Выходное сопротивление можно определить двумя способами. 1 Отключить сопротивление нагрузки. Замкнуть активный источник входного сигнала. Подвести к выходным зажимам усилителя переменное напряжение . Рассчитать переменный ток ...
18844. Схема с общим эмиттером 108.35 KB
  Схема с общим эмиттером. Схема усилителя представлена на рисунке 3.6. Назначения элементов аналогичны представленной ранее схемы. Рис. 3.6 принципиальная схема усилителя с ОЭ...
18845. Расчет схемы по постоянному току 153.47 KB
  Расчет схемы по постоянному току. Режим работы схемы по постоянному току определяется элементами: RЭ RБ EК и параметрами транзистора. Аналогично как и для схемы с общим эмиттером выходную и входную цепи можно описать следующими системами уравнений: Т. к. I
18846. Расчет по переменному току 237.08 KB
  Расчет по переменному току. Представим схему замещения усилителя с ОК для расчета каскада по переменному току см. Рис. 3.16. при этом примем следующие допущения: зажимы и источника питания по переменному току считаем однопотенциальными за счет низкого внутреннег...