22080

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Специализация соц. Квалификационная характеристика соц. Функции соц.

Русский

2013-08-04

56.5 KB

27 чел.

PAGE  6

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО

ПЕДАГОГА

  1.  Место работы соц. педагога.
  2.  Специализация соц. педагога.
  3.  Квалификационная характеристика соц. педагога.
  4.  Функции соц. педагога.
  5.  Основные направления соц – пед. деятельности.
  6.  Этический и профессиональный кодекс.
  7.  Режим работы.

Назревшие проблемы общества требовали специалиста по работе с детьми, с семьей, молодежью по разным направлениям пед. защиты, что означает систему пед. действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно – психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил. Должность социального педагога была введена в 1991 году. Подготовка кадров в высших учебных заведениях началась в 1992. Официально должность социального педагога проходит в учреждениях двух ведомств: образования и комитетов по делам молодежи.

Местом  работы социального педагога могут быть

  •  социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, училищ начального профессионального образования, средних специальных учебных заведений, вузов и пр.);
  •  социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, благотворительных организаций;
  •  социальные службы муниципальных органов (культурно-спортивные комплексы, социально-педагогические центры и центра социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);
  •  службы культурного досуга (подростковые клубы, Дома детского творчества, Дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесл, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.);
  •  валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, медпункты и т.д.);
  •  социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и т.д.);
  •  частная практика.

Таким образом, социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно- оздоровительных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социальной защиты и социального обеспечения, предприятий, правоохранительных, административных органов, общественных организаций, фондов, коммерческих структур.

 

Для более квалифицированной деятельности социальный педагог должен иметь специальную подготовку в определенной сфере деятельности –т.е.специализацию. Наш вуз имеет  следующую специализацию: подготовка  социальных работников для общеобразовательных учреждений. Востребованными в современных условиях являются социальные педагоги, специализирующиеся на  социальной работе с семьей, оказании ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Могут быть выделены социальные педагоги- организаторы работы с детьми и молодежью, социальные педагоги, специализирующиеся по организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности. Выделяются такие направления работы, как социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог. Каждый регион страны вправе выбирать специализацию, наиболее отвечающую нуждам именно их региона. В сельской местности, например, нужен своеобразный общинный социальный педагог, который помогает жителям своей деревни или поселка в решении их проблем.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦ. ПЕДАГОГА.

Квалификационная характеристика  соц. педагога утверждена приказом Гос. комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трех частей:

  1.  должностные обязанности;
  2.  должен знать;
  3.  квалификационные требования.

Должностные обязанности соц. педагога:

  1.  Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц. защите личности в учреждениях и по месту жительства детей.
  2.  Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности, среды, условия жизни;
  3.  Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и оказывает им соц. помощь и поддержку;
  4.  Выступает посредником между личностью ребенка и учреждением, семьей, средой, специалистами различных соц. служб и административных органов;
  5.  Принимает меры по соц. защите и соц. помощи, реализации прав и свобод личности ребенка;
  6.  Организует различные виды социально ценной деятельности, направленные на развитие соц. активности ребенка;
  7.  Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в соц. среде;
  8.  Содействует созданию обстановки псих. комфорта и безопасности личности ребенка;
  9.  Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей;
  10.  Осуществляет работу по трудоустройству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями детей-сирот.

Соц. педагог имеет следующие права:

  1.  Представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;
  2.   Собирать информацию, связанную с нуждами детей, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;
  3.  Делать официальные запросы в общественные организации, государственные органы с просьбой решить личные и социальные проблемы детей;
  4.  Информировать гос. органы о состоянии той или  иной проблемы в сфере своей деятельности;
  5.  Вести активную пропаганду положительного опыта с.п.д., используя СМИ.
  6.  Возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленных на решение конкретных соц. проблем;
  7.  Способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций и объединений с различными государственно-общественными структурами;
  8.  Вести частную социальную практику при наличии лицензии на этот вид деятельности.

Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для правильной организации с.п.д. К ним относятся профессиональные знания и проф. умения. Профессиональные знания включают знание:

  1.  нормативно-правовой базы деятельности (законы Рос. Федерации и органов управления образования, Конвенцию о правах ребенка, основы трудового и семейного законодательства и.т.д.);
  2.  теории и истории соц. педагоги;
  3.  методик и технологий с.п.д. по работе с разными категориями детей и семей;
  4.  возрастную психологию;
  5.  социологию;
  6.  методы соц. управления и исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся:

  •  аналитические;
  •  прогностические;
  •  проективные;
  •  рефлексивные;
  •  коммуникативные.

Третья часть квалификационной характеристики включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, предъявляемые к соц. педагогу для получения определенной категории.  

7 разряд – среднее проф. образование без предъявления требований к стажу работы.;

8 разряд – высшее образования без стажа работы;

9 разряд – высшее, стаж от 2 до 5;

10р. –высшее, от5 до 10;

11 р. – от10 до 20 лет;

12 разряд – 11 квалификационная характеристика, свыше 20;стаж в должности – 1 год;

13 р. –1 категория. Стаж в должности 2 года

14р. – высшая квалификационная категория. Стаж в должности – 3 года

Требования до 11 разряда – выполнение функциональных обязанностей. Далее – превышающие требования стандартов образования. Высшая категория – внесение чего-либо нового, творческого в работу.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет основные функции социального педагога:

  1.  Аналитико-диагностическая функция. Анализирует и выявляет причины отклоняющегося поведения детей и подростков, причины соц. неблагополучия семей, выявляет достоинства и недостатки личности ребенка, его проблемы, содействует выявлению одаренных детей. Оценивает особенности соц. микросреды, степень и направленность влияния среды на личность.
  2.  Прогностическая функция. На основе анализа соц. и пед ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности;
  3.  Координационно-организационная. Включение всех воспитывающих субъектов (общественности, учреждений доп. образования, семьи, милиции) в единый комплекс воздействия, налаживание контактов между ними, взаимодействие с органами соц. защиты, соц. помощи, милиции.
  4.  Коррекционная функция. Осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанника как со стороны семьи, так и со стороны среды, в том числе и неформальной.
  5.  Организационно-коммуникативная. Формирует дем. систему взаимоотношений в детской среде, а также в отношениях детей и взрослых, организует работу на основе диалога и сотрудничества.
  6.  Функция социально-психологической поддержки и помощи воспитанникам. Оказывает соц. псих. помощь ребенку в саморазвитии, самосознании, самооценки, самоутверждении, самореализации. Оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к самому себе.
  7.  Охранно-защитная функция. Использует знание правовых норм на защиту прав и интересов детей;
  8.  Психотерапевтическая функция. Заботится о душевном равновесии ребенка, оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния, организует ребенку ситуацию успеха.
  9.  Социально-педагогическая функция. Организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков, организует систему мер по социальному оздоровлению семьи.
  10.  Реабилитационная функция. Организует систему мер по соц. пед. реабилитации и поддержке подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, а также детей, по разным причинам (болезнь, инвалидность, наркотики, стресс) испытывающих  соц. –экономические, психологические и прочие затруднения.

Основные направления социально-педагогической деятельности.

  1.  Создание соц. условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагополучные условия жизни детей и их семей;
  2.  Создание благоприятных  соц.- пед.условий в учреждениях соц. воспитания и образования;
  3.  Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по соц. – пед. проблематике для детей и семей группы риска;
  4.  Соц. – пед. профилактика и реабилитация дезадаптированных детей и подростков;
  5.  Работа с детьми-инвалидами;
  6.  Работа с одаренными детьми;
  7.  Организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей и взрослых;
  8.  Консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении;
  9.   Работа по пропаганде здорового образа жизни;
  10.   Предупреждение соц. и пед. запущенности детей;
  11.  Соц. – пед. исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей;
  12.  Работа в классах психологической коррекции;
  13.  Предупреждение негативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др.

Этический и профессиональный кодекс

Для работы соц. педагогом требуются особые личностные качества. В соответствии с моральным кодексом, соц. педагог должен осознавать свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, это должен быть человек, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей. Он обязан всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия, быть коммуникабельным, контактным, проявлять выдержку и понимание проблемы и ситуации, должен обладать хорошими организаторскими навыками, высокой общей и духовной культурой, чувством такта, иметь твердые нравственные принципы. Должен уметь быть интересным для окружающих, широко эрудированным и образованным человеком.

Всегда действовать исключительно в интересах клиента. Вести работу только в рамках своей компетенции, нести персональную ответственность за качество своей работы. Информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью. Стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, уровня квалификации.

Режим работы

Ставка соц. педагога выплачивается за 36 часов пед. работы в неделю. Пед. стаж идет независимо от образования. Учитывая специфический характер работы соц. педагога режим его работы должен быть гибким, удобным и для него, и для детей. Режим  работы устанавливается директором школы.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА

Главным направлением деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков. В своей работе он основывается на убеждении, что человека нельзя научить, если он сам этого не захочет. Поэтому задача социального педагога – поддержать, обнадежить и стимулировать людей на развитие их способностей, знаний и умений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27950. Специфика психологического понимания личности. Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры организационной диагностики в модели Визбора 31.97 KB
  Специфика психологического понимания личности. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи этот термин предложил Генри Мюррей для обозначения как экспериментаторов так и теоретиков в области психологии личности. Наука о личности это дисциплина стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования разнообразных исследовательских стратегий а также методов оценки при изучении объяснении прогнозировании вынесении обоснованных решений в том или в ином...
27951. Структура и свойства темперамента. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом 21.4 KB
  Структура и свойства темперамента Темперамент лат. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности обусловленные отсутствием у темперамента в его обычных психологических характеристиках единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.
27952. Определение и структура характера. Типологии характера. Стратегии поведения в ситуации конфликта (концепция Блейка – Моутона) 33.66 KB
  Типологии характера. Типологии характера. Характер индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Немов В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека знание которых позволяет в какойто мере предвидеть как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
27953. Роль механизмов идентификации в процессе становления личности. Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс 53.89 KB
  Что касается другого типа взаимодействия конкуренции то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме а именно на конфликте. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Межличностные отношения также даны во взии: они определяют как тип взя который возникает при данных конкретных условиях так и степень выраженности этого типа. Описание типологии MBTI ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам...