22080

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Специализация соц. Квалификационная характеристика соц. Функции соц.

Русский

2013-08-04

56.5 KB

25 чел.

PAGE  6

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО

ПЕДАГОГА

  1.  Место работы соц. педагога.
  2.  Специализация соц. педагога.
  3.  Квалификационная характеристика соц. педагога.
  4.  Функции соц. педагога.
  5.  Основные направления соц – пед. деятельности.
  6.  Этический и профессиональный кодекс.
  7.  Режим работы.

Назревшие проблемы общества требовали специалиста по работе с детьми, с семьей, молодежью по разным направлениям пед. защиты, что означает систему пед. действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно – психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил. Должность социального педагога была введена в 1991 году. Подготовка кадров в высших учебных заведениях началась в 1992. Официально должность социального педагога проходит в учреждениях двух ведомств: образования и комитетов по делам молодежи.

Местом  работы социального педагога могут быть

  •  социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, училищ начального профессионального образования, средних специальных учебных заведений, вузов и пр.);
  •  социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, благотворительных организаций;
  •  социальные службы муниципальных органов (культурно-спортивные комплексы, социально-педагогические центры и центра социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);
  •  службы культурного досуга (подростковые клубы, Дома детского творчества, Дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесл, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.);
  •  валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, медпункты и т.д.);
  •  социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и т.д.);
  •  частная практика.

Таким образом, социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно- оздоровительных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социальной защиты и социального обеспечения, предприятий, правоохранительных, административных органов, общественных организаций, фондов, коммерческих структур.

 

Для более квалифицированной деятельности социальный педагог должен иметь специальную подготовку в определенной сфере деятельности –т.е.специализацию. Наш вуз имеет  следующую специализацию: подготовка  социальных работников для общеобразовательных учреждений. Востребованными в современных условиях являются социальные педагоги, специализирующиеся на  социальной работе с семьей, оказании ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Могут быть выделены социальные педагоги- организаторы работы с детьми и молодежью, социальные педагоги, специализирующиеся по организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности. Выделяются такие направления работы, как социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог. Каждый регион страны вправе выбирать специализацию, наиболее отвечающую нуждам именно их региона. В сельской местности, например, нужен своеобразный общинный социальный педагог, который помогает жителям своей деревни или поселка в решении их проблем.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦ. ПЕДАГОГА.

Квалификационная характеристика  соц. педагога утверждена приказом Гос. комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трех частей:

  1.  должностные обязанности;
  2.  должен знать;
  3.  квалификационные требования.

Должностные обязанности соц. педагога:

  1.  Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц. защите личности в учреждениях и по месту жительства детей.
  2.  Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности, среды, условия жизни;
  3.  Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и оказывает им соц. помощь и поддержку;
  4.  Выступает посредником между личностью ребенка и учреждением, семьей, средой, специалистами различных соц. служб и административных органов;
  5.  Принимает меры по соц. защите и соц. помощи, реализации прав и свобод личности ребенка;
  6.  Организует различные виды социально ценной деятельности, направленные на развитие соц. активности ребенка;
  7.  Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в соц. среде;
  8.  Содействует созданию обстановки псих. комфорта и безопасности личности ребенка;
  9.  Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей;
  10.  Осуществляет работу по трудоустройству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями детей-сирот.

Соц. педагог имеет следующие права:

  1.  Представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;
  2.   Собирать информацию, связанную с нуждами детей, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;
  3.  Делать официальные запросы в общественные организации, государственные органы с просьбой решить личные и социальные проблемы детей;
  4.  Информировать гос. органы о состоянии той или  иной проблемы в сфере своей деятельности;
  5.  Вести активную пропаганду положительного опыта с.п.д., используя СМИ.
  6.  Возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленных на решение конкретных соц. проблем;
  7.  Способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций и объединений с различными государственно-общественными структурами;
  8.  Вести частную социальную практику при наличии лицензии на этот вид деятельности.

Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для правильной организации с.п.д. К ним относятся профессиональные знания и проф. умения. Профессиональные знания включают знание:

  1.  нормативно-правовой базы деятельности (законы Рос. Федерации и органов управления образования, Конвенцию о правах ребенка, основы трудового и семейного законодательства и.т.д.);
  2.  теории и истории соц. педагоги;
  3.  методик и технологий с.п.д. по работе с разными категориями детей и семей;
  4.  возрастную психологию;
  5.  социологию;
  6.  методы соц. управления и исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся:

  •  аналитические;
  •  прогностические;
  •  проективные;
  •  рефлексивные;
  •  коммуникативные.

Третья часть квалификационной характеристики включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, предъявляемые к соц. педагогу для получения определенной категории.  

7 разряд – среднее проф. образование без предъявления требований к стажу работы.;

8 разряд – высшее образования без стажа работы;

9 разряд – высшее, стаж от 2 до 5;

10р. –высшее, от5 до 10;

11 р. – от10 до 20 лет;

12 разряд – 11 квалификационная характеристика, свыше 20;стаж в должности – 1 год;

13 р. –1 категория. Стаж в должности 2 года

14р. – высшая квалификационная категория. Стаж в должности – 3 года

Требования до 11 разряда – выполнение функциональных обязанностей. Далее – превышающие требования стандартов образования. Высшая категория – внесение чего-либо нового, творческого в работу.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет основные функции социального педагога:

  1.  Аналитико-диагностическая функция. Анализирует и выявляет причины отклоняющегося поведения детей и подростков, причины соц. неблагополучия семей, выявляет достоинства и недостатки личности ребенка, его проблемы, содействует выявлению одаренных детей. Оценивает особенности соц. микросреды, степень и направленность влияния среды на личность.
  2.  Прогностическая функция. На основе анализа соц. и пед ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности;
  3.  Координационно-организационная. Включение всех воспитывающих субъектов (общественности, учреждений доп. образования, семьи, милиции) в единый комплекс воздействия, налаживание контактов между ними, взаимодействие с органами соц. защиты, соц. помощи, милиции.
  4.  Коррекционная функция. Осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанника как со стороны семьи, так и со стороны среды, в том числе и неформальной.
  5.  Организационно-коммуникативная. Формирует дем. систему взаимоотношений в детской среде, а также в отношениях детей и взрослых, организует работу на основе диалога и сотрудничества.
  6.  Функция социально-психологической поддержки и помощи воспитанникам. Оказывает соц. псих. помощь ребенку в саморазвитии, самосознании, самооценки, самоутверждении, самореализации. Оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к самому себе.
  7.  Охранно-защитная функция. Использует знание правовых норм на защиту прав и интересов детей;
  8.  Психотерапевтическая функция. Заботится о душевном равновесии ребенка, оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния, организует ребенку ситуацию успеха.
  9.  Социально-педагогическая функция. Организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков, организует систему мер по социальному оздоровлению семьи.
  10.  Реабилитационная функция. Организует систему мер по соц. пед. реабилитации и поддержке подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, а также детей, по разным причинам (болезнь, инвалидность, наркотики, стресс) испытывающих  соц. –экономические, психологические и прочие затруднения.

Основные направления социально-педагогической деятельности.

  1.  Создание соц. условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагополучные условия жизни детей и их семей;
  2.  Создание благоприятных  соц.- пед.условий в учреждениях соц. воспитания и образования;
  3.  Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по соц. – пед. проблематике для детей и семей группы риска;
  4.  Соц. – пед. профилактика и реабилитация дезадаптированных детей и подростков;
  5.  Работа с детьми-инвалидами;
  6.  Работа с одаренными детьми;
  7.  Организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей и взрослых;
  8.  Консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении;
  9.   Работа по пропаганде здорового образа жизни;
  10.   Предупреждение соц. и пед. запущенности детей;
  11.  Соц. – пед. исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей;
  12.  Работа в классах психологической коррекции;
  13.  Предупреждение негативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др.

Этический и профессиональный кодекс

Для работы соц. педагогом требуются особые личностные качества. В соответствии с моральным кодексом, соц. педагог должен осознавать свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, это должен быть человек, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей. Он обязан всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия, быть коммуникабельным, контактным, проявлять выдержку и понимание проблемы и ситуации, должен обладать хорошими организаторскими навыками, высокой общей и духовной культурой, чувством такта, иметь твердые нравственные принципы. Должен уметь быть интересным для окружающих, широко эрудированным и образованным человеком.

Всегда действовать исключительно в интересах клиента. Вести работу только в рамках своей компетенции, нести персональную ответственность за качество своей работы. Информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью. Стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, уровня квалификации.

Режим работы

Ставка соц. педагога выплачивается за 36 часов пед. работы в неделю. Пед. стаж идет независимо от образования. Учитывая специфический характер работы соц. педагога режим его работы должен быть гибким, удобным и для него, и для детей. Режим  работы устанавливается директором школы.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА

Главным направлением деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков. В своей работе он основывается на убеждении, что человека нельзя научить, если он сам этого не захочет. Поэтому задача социального педагога – поддержать, обнадежить и стимулировать людей на развитие их способностей, знаний и умений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51265. Построение графа состояний P-схемы 157 KB
  Задание 1. Построить граф состояний P-схемы. Смысл кодировки состояний раскрыть (время до выдачи заявки, число заявок в накопителе и т.д.). На схеме условно обозначены:
51266. Система тонких линз и определение их основных характеристик 91 KB
  Определение фокусных расстояний собирающей и рассеивающей линз и основных характеристик оптических систем составленных из этих линз. Приборы и принадлежности: источник света со щелью в виде стрелки; экран; рейтер и масштабная линейка; набор линз две собирающих и одна рассеивающая; два штатива для установки линз. Теоретические сведения Оптическая сила линзы D – величина обратная фокусному расстоянию.
51267. Изучение поляризации отраженного от диэлектриков света 92.5 KB
  Цель работы: изучение свойств света, поляризованного при отражении от диэлектриков; изучение законов поляризации света, поляризованного при отражении от прозрачной среды; изучение методов определения показателя преломления диэлектрика по степени поляризации отраженного света.
51268. Построение имитационной и аналитической моделей системы 91 KB
  Два наладчика обслуживают 6 станков. Станок требует наладки в среднем через каждые 0,5 часа. Наладка занимает у рабочего в среднем 10 минут. Все потоки событий – простейшие. Определить, как изменятся следующие показатели:
51269. ТИПОВОЙ РАСЧЕТ МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 389 KB
  Молярную массу газа задайте самостоятельно. Найти КПД цикла для того же газа состоящего из изобары изохоры и изотермы. Определить КПД цикла для того же газа состоящего из двух изобар и двух изотерм. Как изменится КПД цикла если изотермы заменить на адиабаты Изобразить графики цикла в координатах и определить как меняется относительное число молекул газа скорости которых отличаются не более чем на 1 от значений средней наиболее вероятной и средней квадратичной скорости при переходе от одной точки к другой.
51272. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 357.5 KB
  Суть компьютерного моделирования заключена в получении количественных и качественных результатов на основе имеющейся модели. Качественные выводы сделанные по результатам компьютерного моделирования позволяют обнаружить такие свойства сложной системы как ее структуру динамику развития устойчивость целостность и др. Одно из основных направлений использования компьютерного моделирования – поиск оптимальных вариантов внешнего воздействия на объект с целью получения наивысших показателей его функционирования. Методологической основой...
51273. МОДЕЛЮВАННЯ КОМПЮТЕРНИХ СИСТЕМ. МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА 1.23 MB
  Обгрунтування моделі передбачає визначення класифікаціїонних ознак виявлення та модельне опис основних інформаційних пропроцесів що діють в системі вибір використовуваних принципів і критеріїв оцінки системи методів і засобів моделювання розробку моделі зовнішнього середовища і мо делей базових компонентів створюваної системи. Реализація моделі системи. Після того як визначені методи і засоби моделювання і сформовано безліч альтернативних варіантів створюваної системи виконується безпосередня розробка моделі що забезпечує вико...