22081

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Методы соц. пед можно классифицировать объединив их в три большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социальнопсихологической помощи. Методы научного исследования это способы получения научной информации. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы.

Русский

2013-08-04

34 KB

0 чел.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В переводе с греческого метод означает «путь, способ». Методы соц. пед можно классифицировать, объединив их в три большие группы:

методы исследования;

методы воспитания;

методы социально-психологической помощи.

Методы научного исследования – это способы получения научной информации. Наиболее распространенным является НАБЛЮДЕНИЕ как метод познания пед. явлений на основе их непосредственного восприятия. Наблюдение должно иметь план, в котором определены объекты наблюдения, цель, задачи, длительность и предполагаемый результат. Виды исследовательского наблюдения:

непосредственное наблюдение, которое осуществляется самим исследователем. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель; исследователь- участник (включенный в состав испытуемых).

Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию исследователя;

Открытое наблюдение  - испытуемый знает, что за ним ведется наблюдение ( он может не знать цели);

Скрытое наблюдение – клиенты не осознают, что за ними ведется наблюдение ( соблюдение пед. этики).

Непрерывное наблюдение – когда исследуется конкретный пед процесс от начала до конца;

Дискретное (прерывистое наблюдение – например, исследование поведение клиента только в определенных, часто создаваемых самим исследователем, ситуациях.

Монографическое наблюдение – охватывает возможно большое количество взаимосвязанных явлений;

Узкоспециальное наблюдение вычленяет из то пед. явление, которое наиболее важное в научном поиске.

Ограниченность этого метода в том, что ему доступны только внешние проявления процесса, поэтому его необходимо комбинировать с другими методами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже, чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы. Различают естественный и лабораторный эксперимент. В первом случае эксперимент проводится в обычных, естественных условиях. Лабораторный эксперимент проводится в  специально созданных условиях. Выделяют также констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой проблемы, констатирует ее. Формирующий эксперимент направлен на формирование у клиентов определенных личностных качеств, на активизацию их деятельности.

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ: БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТА( относят еще и тесты, оценочные шкалы).

Это устный или письменный опрос респондентов (опрашиваемых). Вопросы могут быть открытыми, когда характер и вид ответов ничем не ограничиваются); закрытыми, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда респондент может выбрать предложенный ответ или предлагает свой.

БЕСЕДА может быть индивидуальной или коллективной. Требует тщательной подготовки. Определяется ее цель, программа, объект разговора, отдельные вопросы, место и время ее проведения.

ИНТЕРВЬЮ – разновидность беседы. Но беседа подразумевает взаимный обмен информацией, а в интервью социальный педагог воздерживается от собственных высказываний, чтобы не повлиять на мнение собеседника.

АНКЕТИРОВАНИЕ нужно для информации о типичности тех или иных явлений. Нужно избегать подсказок в формулировках вопросов, двойственное понимание смысла вопросов, использовать анкеты с ограниченными вариантами ответов.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого. (например, модель  предполагаемого поведения)

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Для обработки данных используют математические методы исследования: ранжирование, шкалирования.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.  Все методы воспитания делятся на три группы:

  1.  методы формирования сознания;
  2.  методы организации деятельности;
  3.  методы стимулирования деятельности.

К методам формирования сознания относятся: пример, беседа, диспут, рассказ (на этическую тему), лекция и др.

К методам организации деятельности относятся: пед. требования, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ должно не только опережать развитие личности, но м переходить в требования воспитуемого к самому себе. Различают прямые и косвенные требования. Прямые требования облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ используется только при наличии развитого коллектива и становится ценным методом воспитательного влияния коллектива на личность.

УПРАЖНЕНИЯ – это систематическое  повторение действий.

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения.

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ ( ролевые игры).

К методам стимулирования деятельности относятся поощрение, наказание и «взрыв». Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека. Требованию к поощрению:

поощрять надо только за действительные успехи;

не следует поощрять одного и того же человека очень часто;

необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом;

при выборе приемов поощрения необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитуемых.

Видами поощрения могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и др.

НАКАЗАНИЕ. Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин, породивших тот или иной поступок. Элеонора Рузвельд: « Мотивы поступков важнее самих поступков».  Наказание приносит успех, если оно согласуется с общественным мнением коллектива. По возможности следует избегать коллективных наказаний, поскольку оно может привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок.

МЕТОД «ВЗРЫВА» (Макаренко), когда все другие методы не удаются. Отличительная черта – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд, который может «взорвать» ложную позицию, занятую воспитанником. Но требуется не только разрушить, но и создать новую позицию.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. К ним относят: психологическое консультирование, соц.- псих. тренинг и аутотренинг, деловая игра и др.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

АУТОТРЕНИНГ – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушения.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ – совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей. Базовыми средствами являются групповая дискуссия, ролевая игра и др.

ДЕЛОВАЯ ИГРА моделирование системы отношений, характерных для данного вида деятельности. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3509. Информационный менеджмент 270.27 KB
  Методические указания предназначены для студентов специальности «Прикладная информатика в экономике» при изучении дисциплины «Информационный менеджмент». Представленные материалы могут использоваться как для аудиторной работы, так и для самостоятель...
3510. Стратегический менеджмент 10.05 MB
  Целью изучения дисциплины является овладение теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для постановки системы стратегического планирования и управления на предприятиях. В рамках сформулированной цели решаются следующие задачи: форм...
3511. Стратегический менеджмент. Учебное пособие 2.14 MB
  В книге известных английских профессоров рассматривается широкий круг вопросов, связанных с разработкой и практическим осуществлением стратегий развития бизнеса в современных условиях. Дается простое и четкое представление стратегического процесса к...
3512. Детали машин и их взаимозаменяемость 3.34 MB
  Содержит справочно-методические материалы для выполнения курсового проекта по дисциплинам «Детали машин» и «Взаимозаменяемость». Предназначено для студентов технических специальностей педагогических университетов всех форм обучения...
3513. Учебно методический комплекс. Стратегический менеджмент 4.45 MB
  Актуальность разработки учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине «Стратегический менеджмент» обусловлена особенностями учебного плана ;подготовки специалистов по менеджменту, необходимостью практической направленности обучени...
3514. Основы нефтегазопромыслового дела 8.06 MB
  Введение В начале XX века промышленную нефть добывали лишь в 19 странах мира. В 1940 г. таких стран было 39, в 1972 г. — 62, в 1989 г. — 79. Аналогично росло число стран, добывающих газ. Ныне нефть и газ добываются во всех частях света, кр...
3515. Сельскохозяйственная авиация 27 KB
  Сельскохозяйственная авиация Сельскохозяйственная авиация, организация (служба), использующая самолёты и вертолёты для выполнения разнообразных работ в сельском хозяйстве. С. а. применяют для защиты растений, борьбы с сорняками, уничтожения нежелате...
3516. Классификация систем вентиляции 48.5 KB
  Классификация систем вентиляции. Основные элементы вентиляционных систем зданий. Техническая эксплуатация и ремонт систем вентиляции. Вентиляцией называется совокупность мероприятий и устройств, используемых при организации воздухообмена для обеспеч...
3517. Классификация систем водоснабжения и водоотведения зданий 63 KB
  Классификация систем водоснабжения и водоотведения зданий Классификация систем водоснабжения зданий Системой водоснабжения здания или отдельного объекта называют совокупность устройств, обеспечивающих получение воды из наружного водопровода и подачу...