22081

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Методы соц. пед можно классифицировать объединив их в три большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социальнопсихологической помощи. Методы научного исследования – это способы получения научной информации. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы.

Русский

2013-08-04

34 KB

0 чел.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В переводе с греческого метод означает «путь, способ». Методы соц. пед можно классифицировать, объединив их в три большие группы:

методы исследования;

методы воспитания;

методы социально-психологической помощи.

Методы научного исследования – это способы получения научной информации. Наиболее распространенным является НАБЛЮДЕНИЕ как метод познания пед. явлений на основе их непосредственного восприятия. Наблюдение должно иметь план, в котором определены объекты наблюдения, цель, задачи, длительность и предполагаемый результат. Виды исследовательского наблюдения:

непосредственное наблюдение, которое осуществляется самим исследователем. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель; исследователь- участник (включенный в состав испытуемых).

Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию исследователя;

Открытое наблюдение  - испытуемый знает, что за ним ведется наблюдение ( он может не знать цели);

Скрытое наблюдение – клиенты не осознают, что за ними ведется наблюдение ( соблюдение пед. этики).

Непрерывное наблюдение – когда исследуется конкретный пед процесс от начала до конца;

Дискретное (прерывистое наблюдение – например, исследование поведение клиента только в определенных, часто создаваемых самим исследователем, ситуациях.

Монографическое наблюдение – охватывает возможно большое количество взаимосвязанных явлений;

Узкоспециальное наблюдение вычленяет из то пед. явление, которое наиболее важное в научном поиске.

Ограниченность этого метода в том, что ему доступны только внешние проявления процесса, поэтому его необходимо комбинировать с другими методами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже, чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы. Различают естественный и лабораторный эксперимент. В первом случае эксперимент проводится в обычных, естественных условиях. Лабораторный эксперимент проводится в  специально созданных условиях. Выделяют также констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой проблемы, констатирует ее. Формирующий эксперимент направлен на формирование у клиентов определенных личностных качеств, на активизацию их деятельности.

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ: БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТА( относят еще и тесты, оценочные шкалы).

Это устный или письменный опрос респондентов (опрашиваемых). Вопросы могут быть открытыми, когда характер и вид ответов ничем не ограничиваются); закрытыми, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда респондент может выбрать предложенный ответ или предлагает свой.

БЕСЕДА может быть индивидуальной или коллективной. Требует тщательной подготовки. Определяется ее цель, программа, объект разговора, отдельные вопросы, место и время ее проведения.

ИНТЕРВЬЮ – разновидность беседы. Но беседа подразумевает взаимный обмен информацией, а в интервью социальный педагог воздерживается от собственных высказываний, чтобы не повлиять на мнение собеседника.

АНКЕТИРОВАНИЕ нужно для информации о типичности тех или иных явлений. Нужно избегать подсказок в формулировках вопросов, двойственное понимание смысла вопросов, использовать анкеты с ограниченными вариантами ответов.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого. (например, модель  предполагаемого поведения)

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Для обработки данных используют математические методы исследования: ранжирование, шкалирования.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.  Все методы воспитания делятся на три группы:

  1.  методы формирования сознания;
  2.  методы организации деятельности;
  3.  методы стимулирования деятельности.

К методам формирования сознания относятся: пример, беседа, диспут, рассказ (на этическую тему), лекция и др.

К методам организации деятельности относятся: пед. требования, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ должно не только опережать развитие личности, но м переходить в требования воспитуемого к самому себе. Различают прямые и косвенные требования. Прямые требования облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ используется только при наличии развитого коллектива и становится ценным методом воспитательного влияния коллектива на личность.

УПРАЖНЕНИЯ – это систематическое  повторение действий.

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения.

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ ( ролевые игры).

К методам стимулирования деятельности относятся поощрение, наказание и «взрыв». Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека. Требованию к поощрению:

поощрять надо только за действительные успехи;

не следует поощрять одного и того же человека очень часто;

необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом;

при выборе приемов поощрения необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитуемых.

Видами поощрения могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и др.

НАКАЗАНИЕ. Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин, породивших тот или иной поступок. Элеонора Рузвельд: « Мотивы поступков важнее самих поступков».  Наказание приносит успех, если оно согласуется с общественным мнением коллектива. По возможности следует избегать коллективных наказаний, поскольку оно может привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок.

МЕТОД «ВЗРЫВА» (Макаренко), когда все другие методы не удаются. Отличительная черта – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд, который может «взорвать» ложную позицию, занятую воспитанником. Но требуется не только разрушить, но и создать новую позицию.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. К ним относят: психологическое консультирование, соц.- псих. тренинг и аутотренинг, деловая игра и др.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

АУТОТРЕНИНГ – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушения.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ – совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей. Базовыми средствами являются групповая дискуссия, ролевая игра и др.

ДЕЛОВАЯ ИГРА моделирование системы отношений, характерных для данного вида деятельности. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85120. Додавання і віднімання іменованих чисел, виражених в одиницях довжини та маси 37.67 KB
  Ознайомити учнів із прикладами письмового додавання і віднімання іменованих чисел виражених в одиницях вимірювання довжини та маси; закріплювати вміння учнів розв...
85121. Круглі числа. Периметр прямокутної ділянки. Знаходження суми і різниці багатоцифрових чисел 156 KB
  В ході колективного аналізу задачі на дошці ведеться запис: с км пройшов турист до зустрічі; с 3 км проїхав велосипедист до зустрічі; с с 3 км відстань між містом і селом. Першого дня автомобіль проїхав а км другого Ь кілометрів третього на 385 км менше ніж за перші два дні разом. Скільки кілометрів проїхав автомобіль третього дня Складіть вираз і розвяжіть задачу якщо а = 472; b = 368. а км проїхав автомобіль першого дня; b км проїхав другого дня; а b км проїхав за два дні разом; а b 385 проїхав...
85122. Застосування способу округлення при додаванні і відніманні 38.13 KB
  Ознайомити учнів з прийомом округлення при додаванні і відніманні; закріплювати навички письмового додавання і віднімання багатоцифрових чисел вміння розвязувати задачі. а Записати кожне з чисел 79 і 346 у вигляді суми й різниці круглого числа та одноцифрового. Суму чисел 3600 і 1200 зменшити на 325. Число 100800 збільшити на різницю чисел 19374 і 8752.
85123. Тематичне опитування. Контроль навчальних досягнень учнів з теми Додавання і віднімання багатоцифрових чисел 33.89 KB
  На лісовій ділянці посадили 125 лип берізок на 75 більше ніж лип а дубів на 320 більше ніж беріз. Учні першої школи зібрали 12 кг 400 г шипшини другої на 5 кг 200 г менше ніж першої а третьої на 10 кг 700 г менше ніж учні першої і другої шкіл разом. У перших класах 180 учнів у других на 20 учнів більше ніж у перших а в третіх на 60 учнів менше ніж у других. Перша бригада відремонтувала 5 км 500 м дороги друга на 1 км 100 м більше ніж перша а третя на 4 км 900 м менше ніж перша і друга бригади разом.
85124. Аналіз тематичного опитування. Поняття про швидкість. Задачі на знаходження швидкості руху 86.98 KB
  Поняття про швидкість. Провести аналіз тематичного опитування; зясувати типові помилки; організувати роботу над помилками; ознайомити учнів з поняттям швидкість руху простими і складеними задачами на знаходження швидкості. Таблиця Швидкість. Щоб знайти швидкість треба відстань поділити на час.
85125. Задачі на знаходження відстані за даними швидкістю і часом. Знаходження значень виразів на додавання і віднімання 80.59 KB
  Ознайомити учнів зі способом визначення відстані за відомими швидкістю і часом; формувати вміння розвязувати задачі на основі творчих видів роботи; розвивати обчислювальні навички.
85126. Задачі на знаходження часу за швидкістю і відстанню. Дії над іменованими числами 104.28 KB
  Ознайомити учнів зі способом визначення часу за відомими швидкістю і відстанню; повторити виконання дій над іменованими числами.
85127. Прості і складені задачі на визначення швидкості, часу і відстані. Дії над іменованими числами. Ознайомлення з назвами геометричних тіл 43.93 KB
  Узагальнити зв\'язки між відстанню, часом і швидкістю; закріплювати вміння учнів розв\'язувати задачі на обчислення згаданих величин, виконувати дії над іменованими числами; ознайомити з назвами геометричних тіл.
85128. Дія множення. Переставний, сполучний і розподільний закони множення 57.4 KB
  Узагальнити уявлення учнів про дію множення; повторити взаємозвязки між величинами відстань, швидкість, час; перевірити обчислювальні навички та вміння розвязувати задачі, рівняння, нерівності.