22081

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Методы соц. пед можно классифицировать объединив их в три большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социальнопсихологической помощи. Методы научного исследования – это способы получения научной информации. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы.

Русский

2013-08-04

34 KB

0 чел.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В переводе с греческого метод означает «путь, способ». Методы соц. пед можно классифицировать, объединив их в три большие группы:

методы исследования;

методы воспитания;

методы социально-психологической помощи.

Методы научного исследования – это способы получения научной информации. Наиболее распространенным является НАБЛЮДЕНИЕ как метод познания пед. явлений на основе их непосредственного восприятия. Наблюдение должно иметь план, в котором определены объекты наблюдения, цель, задачи, длительность и предполагаемый результат. Виды исследовательского наблюдения:

непосредственное наблюдение, которое осуществляется самим исследователем. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель; исследователь- участник (включенный в состав испытуемых).

Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию исследователя;

Открытое наблюдение  - испытуемый знает, что за ним ведется наблюдение ( он может не знать цели);

Скрытое наблюдение – клиенты не осознают, что за ними ведется наблюдение ( соблюдение пед. этики).

Непрерывное наблюдение – когда исследуется конкретный пед процесс от начала до конца;

Дискретное (прерывистое наблюдение – например, исследование поведение клиента только в определенных, часто создаваемых самим исследователем, ситуациях.

Монографическое наблюдение – охватывает возможно большое количество взаимосвязанных явлений;

Узкоспециальное наблюдение вычленяет из то пед. явление, которое наиболее важное в научном поиске.

Ограниченность этого метода в том, что ему доступны только внешние проявления процесса, поэтому его необходимо комбинировать с другими методами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже, чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы. Различают естественный и лабораторный эксперимент. В первом случае эксперимент проводится в обычных, естественных условиях. Лабораторный эксперимент проводится в  специально созданных условиях. Выделяют также констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой проблемы, констатирует ее. Формирующий эксперимент направлен на формирование у клиентов определенных личностных качеств, на активизацию их деятельности.

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ: БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТА( относят еще и тесты, оценочные шкалы).

Это устный или письменный опрос респондентов (опрашиваемых). Вопросы могут быть открытыми, когда характер и вид ответов ничем не ограничиваются); закрытыми, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда респондент может выбрать предложенный ответ или предлагает свой.

БЕСЕДА может быть индивидуальной или коллективной. Требует тщательной подготовки. Определяется ее цель, программа, объект разговора, отдельные вопросы, место и время ее проведения.

ИНТЕРВЬЮ – разновидность беседы. Но беседа подразумевает взаимный обмен информацией, а в интервью социальный педагог воздерживается от собственных высказываний, чтобы не повлиять на мнение собеседника.

АНКЕТИРОВАНИЕ нужно для информации о типичности тех или иных явлений. Нужно избегать подсказок в формулировках вопросов, двойственное понимание смысла вопросов, использовать анкеты с ограниченными вариантами ответов.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого. (например, модель  предполагаемого поведения)

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Для обработки данных используют математические методы исследования: ранжирование, шкалирования.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.  Все методы воспитания делятся на три группы:

  1.  методы формирования сознания;
  2.  методы организации деятельности;
  3.  методы стимулирования деятельности.

К методам формирования сознания относятся: пример, беседа, диспут, рассказ (на этическую тему), лекция и др.

К методам организации деятельности относятся: пед. требования, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ должно не только опережать развитие личности, но м переходить в требования воспитуемого к самому себе. Различают прямые и косвенные требования. Прямые требования облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ используется только при наличии развитого коллектива и становится ценным методом воспитательного влияния коллектива на личность.

УПРАЖНЕНИЯ – это систематическое  повторение действий.

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения.

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ ( ролевые игры).

К методам стимулирования деятельности относятся поощрение, наказание и «взрыв». Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека. Требованию к поощрению:

поощрять надо только за действительные успехи;

не следует поощрять одного и того же человека очень часто;

необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом;

при выборе приемов поощрения необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитуемых.

Видами поощрения могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и др.

НАКАЗАНИЕ. Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин, породивших тот или иной поступок. Элеонора Рузвельд: « Мотивы поступков важнее самих поступков».  Наказание приносит успех, если оно согласуется с общественным мнением коллектива. По возможности следует избегать коллективных наказаний, поскольку оно может привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок.

МЕТОД «ВЗРЫВА» (Макаренко), когда все другие методы не удаются. Отличительная черта – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд, который может «взорвать» ложную позицию, занятую воспитанником. Но требуется не только разрушить, но и создать новую позицию.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. К ним относят: психологическое консультирование, соц.- псих. тренинг и аутотренинг, деловая игра и др.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

АУТОТРЕНИНГ – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушения.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ – совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей. Базовыми средствами являются групповая дискуссия, ролевая игра и др.

ДЕЛОВАЯ ИГРА моделирование системы отношений, характерных для данного вида деятельности. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42112. Використання Microsoft Excel в розв’язанні матричних ігор 7.31 MB
  В комірках I3:I7 знаходжу мінімальні значення по рядках С8:H8 – максимальні значення по стовпцям. В комірці J4 знайдене максимальне значення із мінімальних по рядках. В комірці G9 знайдене мінімальне значення із максимальних по стовпцям. В комірки С14:H18 та C30:H34 вводжу значення платіжної матриці А.