22082

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

За последние пять лет по России число школьников и студентов употребляющих наркотики возросло более чем в 8 раз. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том что более 17 их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4 подростков употребляют наркотики систематически. Исследование выявило что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем это 1517 лет однако есть много и таких которые...

Русский

2013-08-04

51.5 KB

8 чел.

PAGE  1

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ

1.Н. А. Сирота и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. – М.:Генезис,2001.

2. Наркотизм в Рязанской области:общесоциальные, медицинские и правовые проблемы: Материалы областной научно-практической конференции. –7 октября 2001года. – Рязань,2002.

3. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. – М.,2002.

России переживает сложный период: раскол общества, затянувшееся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту чувствительностью. Оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами. За последние пять лет по России число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло более, чем в 8 раз. Число смертных случаев от употребления наркотиков за последние десять лет увеличилось среди населения России в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.(2,4).Из зарегистрированных в 2000г. ВИЧ-инфицированных более 80% - наркоманы. По данным наркологического диспансера г.Рязани, за последние три года среднегодовой прирост больных наркоманией составил более 100% В 2000гду уровень заболеваемости наркоманией по сравнению с 1999 годом увеличился практически в 2 раза. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том, что более 17% их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4% подростков употребляют наркотики систематически. Есть такая статистика, что каждый наркоман в год в среднем приобщает к наркотикам до 10 человек из своего окружения. Исследование выявило, что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем – это 15-17 лет, однако есть много и таких, которые попробовали наркотики и до 14 лет, в целом по России возраст впервые попробовавших наркотики снизился уже до11 лет. Более 40% учащихся указали, что имеют в своем окружении потребителей наркотиков(друзей, родственников или соседей). Это не может не вызывать тревогу. Эти дети находятся в зоне риска: рано или поздно знакомые наркоманы предложат им попробовать наркотики.

Изменяется отношение к наркоманам, если в 1999 году осуждающе к наркоманам относилось 60% подростков, то в 2001 году – 39%. На вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вам предложили покурить травку?», учащиеся  Пронской школы ответили: Положительно – 11%, Сомневался – 10% и Отказался – 79%.(2,54).

Наиболее популярными наркотиками являются препараты конопли – 55,7%, галлюциногены – 14,:%, психостимуляторы амфетоминового ряда – 10,8%, препараты опия – 5,4%, кокаин – 2,4%. В последние годы наркорынок пополняется в основном героином, вытесняя более легкие наркотики.

Для подростков характерны три личностно-психологических источника  приобщения к наркотикам: стресс (32%); внушаемость, т.е. под влиянием других лиц (28%) и любопытство (39,5%).

Различают два основных типа наркоманов:

- экспериментаторы – люди, которым нравится экспериментировать с различными наркотиками и их эффектами, они употребляют наркотики эпизодически, анализируют испытываемые впечатления. Их интерес, как правило после окончания школы и выхода из юношеского возраста угасает и может исчезнуть полностью.

- люди, имеющие серьезные отклонения личности (но в пределах психологической  нормы). По причине неразрешенных внутренних конфликтов, постоянного присутствия неуверенности и депрессии они употребляют наркотики чаще и в больших количествах. Их отличает от нормальных ровесников:

- постоянное присутствие легкой депрессии;

- беспокойство;

- подозрение, что никто не воспринимает их всерьез;

- эгоцентризм;

- частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью и свободой;

- постоянное возвращение к наркотикам;

- трудности в общении с окружающими.

Выделяют 5 способов употребления наркотических веществ:

- экспериментальное употребление;

- употребление в компании во время отдыха;

- ситуативно-обстоятельственное употребление;

- интенсивное употребление;

- вынужденное употребление.

Существует следующая классификация стадий развития наркомании, основанная на анализе проявления различных форм зависимости:

- социальная зависимость проявляется тогда, когда человек еще не начал употреблять наркотики, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Внутренне он готов употреблять наркотики. Единственный способ предотвращения дальнейшего развития заболевания – выявление и разрушение группы.

- психологическая зависимость начинает формироваться после начала употребления наркотиков. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние переживания ярких эмоций при наркотическом опьянении. На этой стадии ему уже нужна помощь специалистов – психологов, врачей, поддержка семьи.

- физическая зависимость возникает при более продолжительном приеме наркотических веществ. Наркотик включен в процесс обмена веществ, при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести (абстинентный  синдром). Такому больному нужна серьезная мед. помощь.

Сигналы опасности – личностные изменения, изменения в привычках и образе жизни, изменения в физическом состоянии:

  1.  Резкие перепады настроения в короткий промежуток времени;
  2.  Раздражительность, скрытность,  враждебность, замкнутость, угрюмость,подавленность, беспокойство;
  3.  Потребность в немедленном удовлетворении своих желаний;
  4.  Отказ обсуждать с родителями свои проблемы;
  5.  Нежелание знакомить своих новых друзей с родителями;
  6.  Все большее охлаждение к старым друзьям;
  7.  Равнодушие к учебе, спорту, прежним увлечениям;
  8.  Появление у подростков чувства ущербности, комплекса неполноценности;
  9.  Отрицание того, что наркотики могут приносить вред;
  10.   Лживость;
  11.   Потеря чувства времени;
  12.   Усиливающаяся импульсивность.
  13.   Игнорирование семейных праздников;
  14.   Неожиданный рост аппетита, как и его потеря;
  15.   Страстная потребность в сладком;
  16.   Изменения в режиме сна и бодрствования: человек спит днем и бодрствует  ночью;
  17.   Кражи и распродажа домашнего имущества;
  18.   Вымогательство денег;
  19.   Частое проветривание своей комнаты;

     20. Использование благовоний, освежителей, духов, дезодорантов (для устра                                                      

     нения наркотического запаха)

21. Ухудшение успеваемости;

22. Сонливость на уроках;

23. Потеря веса;

24. Утомляемость;

25. Частые простуды, грипп, желудочные боли и судороги;

26. Утренняя слабость на фоне вечерней активности;

27. Бессвязная, невнятная или быстрая, торопливая речь;

28. Обмороки, потеря сознания;

29. Воспаленные, налитые кровью. Отекшие или «стеклянные» глаза;

30. Расширенные или суженные зрачки;

31. Недостаточная подвижность глаз;

32. Нарывы и болячки вокруг ноздрей;

33. Чихание;

34.Сухость во рту;

35. Кашель;

36.Следы уколов;

37. Повышенная потливость;

38.Бесцветные пальцы;

39. Холодная липкая кожа;

40. Повышенная нервозность, сверхактивность;

41.Головокружение.

Профилактика

  На первый план выступает профилактика наркомании из-за низкой эффективности лечения и отсутствия надежных социальных барьеров. Опыт показывает, что запретительными. Медицинскими и юридическими методами решить эту проблему невозможно, т.о. «внешних» антинаркотических барьеров  недостаточно, необходимо формировать «внутренние» ограничители, т.е. воспитывать личную устойчивость к наркотикам.

  Организация профилактической работы на уровне школы или микрорайона не даст ощутимых результатов. Профилактика будет эффективной, если она будет проводиться в масштабах города, области, а лучше всей страны.

  При любом виде профилактической работы, необходимо учитывать возраст детей и подростков, первый уровень – младший школьный возраст, к 11-12 годам у ребенка должны быть привиты здоровые привычки, которые будут препятствовать развитию наркозависимости. Второй уровень – дети среднего и старшего возраста. Как правило, это уже коррекция поведения и привычек. Поэтому технологии работы с детьми старше 11 – 12 лет включает обучение способам преодоления конфликтов и кризисных ситуаций,  помогает осознанно выбирать поведение, которое не вредит здоровью, учит справляться с эмоциональными проблемами.

Необходимо учитывать также уровень профилактики, который подразделяется на первичный, вторичный и третичный. Первичная профилактика – это работа с условно здоровыми людьми, среди которых существует определенное количество лиц из группы риска.  В этот контингент могут входить молодые люди, которые уже пробовали наркотики или имеют друзей, употребляющих наркотики. Вторичная профилактика направлена на подростков, у которых поведение риска уже сформировано. К этой группе относятся лица, употребляющие наркотики, но без сформированной физической зависимости. Третичная профилактика – это профилактика рецидивов. Она направлена на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление.

Технологии первичной профилактики подразделяются на медико-психологические и социально-педагогические. Цель медико-психологических технологий – адаптация к требованиям социальной среды, формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, эффективного жизненного стиля и поведения. Цель социально-педагогических технологий – предоставление объективной информации, создание мотивации на здоровый образ жизни, создание сетей социальной поддержки. Они направлены на формирование на формирование стрессоустойчивой личности, способной выбирать рациональные формы поведения. Основная идея этих технология заключается в том, что человек, имеющий развитые личностные и средовые ресурсы, а также поведенческие навыки разрешения проблем, оказывается более защищенным перед лицом жизненных трудностей. Это уменьшает вероятность употребления наркотиков.

Лучше всего такого рода работу проводить в форме тренингов. Упражнения, включенные в тренинг, направлены на развитие и формирование этих навыков, на то, чтобы помочь человеку усвоить формы поведения, способствующие здоровью, научиться преодолевать стрессы, жить полной жизнью и получать удовольствие без использование наркотиков и других психоактивных веществ,

Формирование жизненных навыков:

  1.  Умение отказываться от рискованных предложений;
  2.  Видеть положительные и отрицательные стороны явлений;
  3.  Взаимодействие со сверстниками;
  4.  Правильное выражение своих чувств;
  5.  Обучение эффективному общению;
  6.  Развитие уверенности в себе;
  7.  Управление своими чувствами;
  8.  Укрепление связи с семьей;
  9.  Развитие критического мышления;
  10.   Формирование навыков принятия решения;
  11.  Осознание негативных влияний, давлений и манипуляций со стороны других.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81815. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре 42.75 KB
  Наука действительно являет собой сложный полиструктурный организм целый мир в недрах которого бушуют познавательные страсти схлестываются несовместимые точки зрения ведется кропотливая экспериментаторская и теоретическая работа. Наука обладает способностью поглощать своих субъектов делать их фанатиками исследования. Однако на самом деле наука лишь один из видов человеческой соотнесенности с миром возникший исторически довольно поздно и выполняющий в жизни общества совершенно конкретные функции. Коренное различие состояло в том что...
81816. Роль науки в преодолении глобальных проблем современности 27.77 KB
  Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности к которым относят проблемы охватывающие систему мир человек в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный а всеохватывающий планетарный характер. К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно координированно усилиями всего мирового сообщества.
81817. Предмет современной философии науки 31.34 KB
  Создавая образ философии науки следует четко определить о чем идет речь: о философии науки как направлении западной и отечественной философии или же о философии науки как о философской дисциплине наряду с философией истории логикой методологией культурологией исследующих свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию в данном случае к бытию науки. Философия науки как направление современной философии представлена множеством оригинальных концепций предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на...
81818. Понятие науки. Основные аспекты бытия науки 34.37 KB
  Наука как социальный институт или форма общественного сознания связанная с производством научнотеоретического знания представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями членами научного сообщества систему норм и ценностей. Они участвуют в разнообразных формах научного общения дискуссии конференции издания монографии учебники читают лекции и т. Выделим самые характерные черты научного знания. Еще Кант в качестве неотъемлемой черты науки отмечал систематичность научного знания: именно этим как он...
81819. Виховне середовище школи як інтегрований чинник впливу на соціальне становлення та розвиток учнівської молоді 74 KB
  У статті розглядається вплив виховного середовища в школі на соціальне становлення та розвиток учнівської молоді. Розкрито залежність типу виховного середовища школи від особистісної центрації педагога та педагогічного колективу загалом.
81820. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки 32.07 KB
  Они полагали что причина большинства эпистемологических затруднений в неправильном использовании языка. Правильное же использование языка которому мы пока не научились даст возможность либо вообще избежать ошибок либо по крайней мере свести к минимуму ущерб от них. исследования языка в основу своих эпистемологических поисков неопозитивисты принялись за работу над многими проблемами методологии науки: тут и соотношение уровней познания принципы выбора теории определение факта место логики и математики в познании и т. Карнапа...
81821. Позитивистская традиция в философии науки 33.28 KB
  Максимум метафизики который признавался позитивизмом законным заключался в призыве к философии стать метанаукой т. Конта 17981857 пустившего в оборот термин позитивизм который фигурирует в названиях основных его сочинений: Курс позитивной философии Дух позитивной философии и Система позитивной политики. Наука к тому времени уже была предметом анализа в немецкой классической философии у Канта Фихте и Гегеля и следы немецкого влияния просматриваются у Конта.
81822. Расширение поля философской прблематики в позитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М.Полани 42.44 KB
  Проблему роста развития изменения знания разрабатывали начиная с 60х гг. Они считали что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом т. В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного познания то постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста развития знания. Первой такой концепцией стала концепция роста знания К.
81823. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки 27.7 KB
  проблема истории науки не была предметом специального рассмотрения ни философов ни ученых работавших в той или иной области научного знания и только в трудах первых позитивистов появляются попытки анализа генезиса науки и ее истории создается историография науки. Специфика подхода к возникновению науки в позитивизме выражена Г. Спенсером 18201903 в работе Происхождение науки .