22083

Педагогика творчества

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей то мы получим график в виде колокола: 22 сверходаренные дети; 135 выше нормы; 682 детей имеют средний интеллект; 135 ниже нормы; 22 умственно – отсталые. Творческих детей отличает живое воображение включение элементов игры в выполнение задач изобретательность богатая фантазия нестандартность мышления отличная память в сочетании с ранним языковым развитием способность к классификации Барьерами тормозящими раскрытие творческого потенциала личности...

Русский

2013-08-04

94.5 KB

22 чел.

9

                                            Педагогика творчества

  1.  Творческая личность и ее жизненный путь
  2.  Основные теоретические понятия
  3.  Психологические особенности творческой личности
  4.  Специфика детского творчества
  5.  Развитие творческих способностей у детей (роль семьи, среды и воспитателя)
  6.  Творческая  индивидуальность педагога и особенности его работы по развитию творческих способностей

                          Творческая личность и ее жизненный путь

В среднем высокоодаренных людей рождается один на тысячу, но предрасположенность развивается у 1 из 1млн., а гением становится 1 из 10 млн. Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей, то мы получим график в виде колокола:

2,2% - сверходаренные дети;

13,5% - выше нормы;

68,2% детей имеют средний интеллект;

13,5 % - ниже нормы;

2,2% - умственно – отсталые.

Творчество – это выход за пределы заданного. Первое, что бросается в глаза – это сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.
Есть две противоположные точки зрения на талант. Первая – талант – максимальная степень здоровья, и вторая – талант- это болезнь (люди, обладающие гипнозом)
Традиционно, последнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо. Правда, сам Лоброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость гениальности и безумия, но его эмпирические примеры в пользу этой гипотезы. «Седина и облысения, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается  и у великих мыслителей. Кроме того, мыслителями, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и слабая чувствительность к голоду и холоду» Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных. Равнодушных к семейным о общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Сократ, Сенека, Гендель, По. 20 век добавил в этот список множество имен , от Фолкнера до Есенина, Фадеева и др.. Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы чувствительности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию. Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей. Вывод. К которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.
Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уж об Александре Македонском, Наполеоне, Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами были Ж.Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и др. Галлюцинации были у Байрона, Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов, самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету.
Гипотеза о совместимости гения и безумия возрождается и в наши дни. Некоторые ученые считают, что гении – носители гена шизофрении.Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке – Платон, Кант, Ницше, Паскаль, Дарвин, Ньютон, Фарадей и др.
Сейчас активно разрабатывается версия, что одной из причин гениальности может быть мутация генов, которая, конечно же, не может быть полезной для организма в целом, но способствует необычайно высокому уровню творческой, интеллектуальной активности., редкой работоспособности и целеустремленности. В частности. Этой проблемой занимался советский ученый Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989)    «Гениальность и генетика». Он доказал, на примере многих  выдающихся людей, что заболевание подагрой, предрасположенность к которой передается по наследству, способствует стимуляции мозговой деятельности мочевой кислотой, которая в избытке вырабатывается у этих людей. Таким образом, мозг подагрика постоянно возбужден, как под действием очень крепкого чая или кофе. По данным Эфроимсона, подагра у гениев встречается в 12 раз чаще, чем у обычных людей. (Александр Македонский, Христофор Колумб, Иван Грозный Борис Годунов, Оливер Кромвель, Петр Первый).При синдроме Марфана  повышается уровень адреналина в крови, поэтому уровень работоспособности у этих людей гораздо выше.(Непропорционально короткое туловище и необычно длинные ноги, руки, стопы, деформация грудной клетки. – Авраам Линкольн, Шарль де Голль)
Творчество конечно во времени, результаты десятков исследований, посвященные анализу биографий ученых, композиторов, писателей, художников, свидетельствуют о том, что пик творческой активности приходится на период с 30 до 42-45 лет. Жизнь всех творческих людей можно разделить на 2 категории:
  1.  проживших недолгую, но эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет;
  2.  долгожители.
Первая категория невероятно обширна – Моцарт –36, Шуберт – 31, Мендельсон – 37, Бизе – 37, Рафаэль – 37, Ван Гог – 37, Эдгар По – 40, Пушкин – 37, Гоголь – 42, Белинский – 37, Байрон – 37, Лермонтов – 26, Маяковский – 37. Грибоедов – 34, Есенин -30 , Дж.Лондон – 40, Блок – 40, Чехов – 43, Мусоргский – 42, Скрябин – 43, Ван Дейк – 42, Добролюбов - 25 . Рокова цифра – 37, следующая - 42 . Джо Дассен, А.Богатырев, В.Высоцкий.
Ученые считают, что их ранняя смерть наступила от неумелого обращения с собой. Даже смерть от эпидемического заболевания (Моцарт, Рафаэль и др.) не доказывает его случайности, здоровый, нормальный организм оказал бы устойчивое сопротивление для того, чтобы одержать победу над болезнью. Почти в каждом случае гибели или самоубийстве например, поэтов, имело место следствие переутомления от творческого процесса, невростения и тяжелая жизнь. В частности. А.С.Пушкин за последние 1,5 года своей жизни сделал 3 вызова на дуэли, поэт был крайне утомлен и сам искал смерти. Трагедия постоянной творческой активности – главная причина смерти Маяковского. По его собственным словам, в конце жизни голова его постоянно работала, усилилась разбитость, появились головные боли и т.д.
Пик творческой активности, определяемый  по датам опубликования важнейших трудов, открытий, изобретений, приходится на 39 лет. После этой даты следует либо медленный, либо очень быстрый, «обвальный» спад творческой активности.
Пик творческой активности у представителей разных наук достигается в разные годы. Наиболее рано пик творческих достижений наблюдается у математиков – 23-30 лет, затем идут физики-теоретики и химики – 25-35 лет. Представители других естественных наук и физики-экспериментаторы –35-40. Позже всех пик творчества наблюдается у гуманитариев и философов. Чем более ценен вклад творческой личности, тем выше вероятность, что творческий пик пришелся на более молодой возраст.
Некоторые исследователи считают, что существует 2 пика творческой продуктивности в течение жизни – первый приходится на 25-40 лет (в зависимости от сферы деятельности), а второй наблюдается в конце 4 десятилетия с последующим спадом после 65 лет. Но существуют и творческие долгожители – Кант – 81. Толстой – 82. Гете – 82, Ньютон – 84, Фарадей – 77. Дарвин- 73 Платон – 81. Эдисрн – 82. Нетрудно заметить, что преобладают великие философы. Ученые-теоретики писатели-интеллектуалы с философским складом ума. Т.е. высокий интеллект продлевает жизнь. У некоторых наиболее выдающихся деятелей науки не наблюдается спад творческой активности даже перед смертью. Творческую активность сохраняют до глубокой старости люди, сохранившие свободолюбие, независимость взглядов, т.е. те качества, которые присущи юности. Но есть и творческие мертвецы (Глинка, Шуман. Фонвизин).
                       ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Над сущностью творчества задумывались крупные ученые самых различных специальностей. Однако до сих пор нет до конца разработанной и единой позиции по вопросам природы творчества, его условий и стимулов, хотя некоторая общая тенденция может быть обозначена.Многие исследователи проблем ворчества склоняются к мысли, что творчество составляет сущность деятельности. Творчество также присуще человеку, как сознание, мышление, память, воображение. Предпосылкой творчества является пластичность, гибкость человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариантному видению мира. (Каждый человек видит один и тот же предмет по-разному).
Согласно Фромму сущность человека выражается в следующих потребностях:
  1.  познание;
  2.  творчество;
  3.  общение;
  4.  постижение себя через других.
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных материальных или духовных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей. Это высшее проявление личности в процессе ее жизнедеятельности.
Творческие способности – это развитие творческого воображения. Наблюдательности, неординарного мышления.
Креативность – установка личности, проявляющаяся в творческом подходе к жизни, в стремлении к реализации себя в различных сферах жизнедеятельности. В нестандартном подходе к жизненным явлениям и процессам. В поисках необычных решений и способов преодоления и компенсации рутинных элементов жизнедеятельности. Термин «креативность»  ввел американский ученый Дж.Гилфорд, его дословный перевод звучит как  «творческость», что не идентично традиционно используемому термину «творчество». Творчество предполагает направленность на получение определенного продукта, а творческость обозначает направленность на нестандартный подход к любому виду деятельности.
Принято выделять несколько уровней развития креативности:
  1.  перенос известных человеку знаний, умений, вариантов решений в условия новой ситуации;
  2.  нахождение нового решения в стандартной ситуации из комбинации известных человеку идей, знаний, приемов;
  3.  нахождение решений в нестандартной ситуации из комбинации известных идей, знаний, приемов;
  4.  создание новых способов и порождение новых идей для решения определенных проблем;
  5.  порождение идей, революционирующих ту или иную область знаний.
Если пятая стадия креативности – удел немногих, то достичь первых четырех в состоянии большая часть людей в процессе развития.
    Психологические особенности творческой личности
Люди, отличающиеся творческой направленностью личности, имеют некоторые общие характеристики. Их отличает:
-независимость в суждениях;
  •  самоуважение;
  •  вера в себя;
  •  развитое чувство прекрасного;
  •  склонность к риску;
  •  внутренняя мотивация;
  •  стремление к порядку;
  •  любознательность;
  •  стремление объединить знания из различных областей;
  •  предпочтение трудных задач;
  •  готовность преодолевать препятствия;
  •  толерантность к неопределенности;
  •  готовность противостоять мнению окружающих;
  •  чувство юмора.
Творческих детей отличает живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность, богатая фантазия, нестандартность мышления, отличная память в сочетании с ранним языковым развитием, способность к классификации
Барьерами, тормозящими раскрытие творческого потенциала личности, является такое состояние личности, как тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, страх показаться смешным или некомпетентным.
 Высокая увлеченность делом может приводить и  к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства. Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к некоторой уязвимости. В ходе творческой активности креативы могут быть склонны к психофизиологическому истощению что приводит к крайним эмоциональным состояниям.
Специальные исследования детей позволили выделить следующие четыре группы детей, отличающиеся уровнем развития интеллекта и креативности:
  1.  высокий интеллект – высокая креативность;
  2.  Высокий интеллект – низкий уровень криеативности;
  3.  низкий интеллект – высокая креативность;
  4.  низкий интеллект – низкий уровень креативности.
Только в случае, когда  высокая креативность сочетается с с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, высокая и продолжительная творческая активность. Дети имеют адекватный уровень самооценки. Они уверены в своих способностях, обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем.
Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в виде отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников.
Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, они очень тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Многие учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. У них мало друзей, зачастую они попадают в детском коллективе в положение изгоев.Они страдают от одиночества и депрессий. Компенсируется это за счет увлечений: занятий в кружках, студиях, секциях. Часто они имеют необычные хобби.
Дети с низкими уровнями интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.
Творческая личность с трудом входит в жизнь социальной группы. Большинство исследований подтверждает, что для одаренных людей характерны высокая тревожность и низкая адаптивность и как следствие личностные и межличностные проблемы. Такой человек принимает общепринятые ценности только тогда, когда они совпадают с его собственными.
В школе креативы часто испытывают дискриминацию из-за ориентации на «средние оценки», унификацию программ, преобладания жесткой регламентации поведения, учителя, как правило, оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом преследований сверстников – подростков. Поэтому, иногда к концу школьного обучения одаренные дети иногда впадают в депрессию, маскируют свои способности. Дальнейшая судьба креативов складывается в зависимости от условий среды.
                  СПЕЦИФИКА  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА
Возраст 3 – 5 лет благоприятен для   творчества. Возможно, это происходит потому, что к этому возрасту ребенок, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой стороны – еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку в качестве столового прибора, в качестве палки, музыкального инструмента, весла и т.д. Ведь стандартное применение предмета требует определенной социализации, стереотипизации навыка, и, кроме того, развития произвольного внимания, которое у ребенка к 3-4 годаи еще не развито. Для ребенка мир еще  загадочен, проблематичен. Позже проблемность мира видится только небольшой группой особо творческих людей. Отсутствие богатого воображения, проявляющееся в раннем детстве (3-5) впоследствии не компенсируется ничем.
После бурного развития наступает первый застой в 6 лет, возможно способность к творчеству переходит в латентное состояние. Это объясняется  уменьшением роли бесознательного в регуляции поведения и возрастании критичного и рассудочности в сознании ребенка,  психологи предполагают, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонение от норматива, а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения, но при этом происходит активизация интеллектуальной активности.
Второй сензитивный период  развития творчества – 12-13 лет. В это время мы имеем дело с личностью уже во многом сложившейся, аккумулировавшей различные социокультурные влияния и переработавший их в определенную, хотя неустойчивую систему отношений с миром.
 
        
      РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
       (влияние наследственности, среды, семьи, воспитателя)
Наследуются ли творческие способности, точнее креативность? Многочисленные исторические примеры, например, семейства математиков Бернулли, композиторов Бахов доказывают это. Но возможно, это лишь влияние творческой среды? Исследуя вклад наследственности на примере близнецов, ученые пришли к выводу, что вклад наследственности в развитие креативности не так уж и велик. Главный вывод, к которому пришли ученые, что индивидуальные различия в креативности определяются средой.(5% - наследственность и 95% -  влияние среды)
Для детей одна из наиболее важных сред общения является семья.Высокий уровень креативности встречается у детей с широким кругом общения и демократическим стилем взаимоотношений с родителями.  Неожиданным выводам пришли ученые: если в семье культивируются регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмоциональными отношениями в семье и высокой креативностью детей.. Правда, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности, но эти выводы в меньшей мере эмпирически обоснованы.Тем самым, творческая личность выглядит как психологически нестабильная.
Например, провели сравнительное исследование особенностей семейного воспитания лауреатов Нобелевской премии. Почти все лауреаты происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов, практически не было выходцев из низших слоев общества. Большинство из них родились в крупных городах (столицах или мегаполисах) Например, только из Нью-Йорка  - 60 человек. У лауреатов –ученых обстановка в семьях была более стабильна, чем у лауреатов-литераторов (30% лауреатов-литераторов в детстве потеряли одного из родителей, или их семь разорились).
Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работы показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям дочерей, укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипы зависимости и пассивности в дочерях. Матери, занятые деловой или творческой карьерой вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся воспитать творческую личность, сами должны быть прежде всего творческими личностями.
Среди многочисленных факторов, влияющих на ребенка в семье, наблюдаются следующие закономерности:
  1.  Больше шансов проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
  2.  Меньше шансов проявить творческие способности  у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
  3.  Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
  4.  Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных.
  5.  Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
Интересно в связи с этим заметить, что матери, весьма озадаченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.
Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка. Также, не требует дополнительных доказательств гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, поэтому необходимо, чобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал.
Для формирования креативности необходимо:
1.       отсутствие образца регламентированного поведения;
  1.  наличие позитивного образца творческого поведения;
  2.  создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
  3.  социальное подкрепление творческого поведения.
На формирование творческой активности влияют три блока отношений:
1. ребенок – воспитатель, учитель (т.е. отношения с миром взрослых)
2. ребенок – родитель;
3. ребенок – ребенок – отношения со сверстниками.
В дошкольный период для ребенка наиболее значимы отношения с близкими людьми – родителями. В младшем школьном возрасте на первый план выходят отношения с учителями, к концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников.
Для планомерного развития творческих способностей, необходимо работать над развитием творческого воображения и творческого мышления.
Этапы развития творческого воображения:
  1.  Подготовительный этап, основная цель которого заключается в обучении детей приемам фантазирования, методу фокальных объектов, аналогии;
Проведение дидактических игр на развитие воображения (игры на дорисовывание, игры «Какая осень?» , «Что общего между?», «Что можно сделать из?» с целью активизации их познавательного процесса. «Белый как…» , «Мягкий как…» Варианты использования хорошо известного предмета. Приемы и способы развития воображения:
Агглютинация – склеивание различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (сказочные образы – русалка, избушка на курьих ножках, кентавр).
Гиперболизация – увеличение, уменьшение предмета (великан, мальчик-с-пальчик), изменение количества частей предмета или их смещение – многорукие богини в Индии, драконы с 7 головами.
Заострение, подчеркивание каких-либо признаков (что получится, если соединить тигра и карандаш?- полосатый  клыкастый карандаш) Его еще называют метод фокальных объектов. Например, объект – жираф, фокальный объект – чайник. Получается чайник с большим носиком)
  1.  Репродуктивный этап, цель которого – последовательное закрепление и практическое применение этих условий, перенос их в новые условия; ( нарисовать несуществующее животное и дать ему название или сказочные персонажи, а потом можно придумать сказку с этими действующими лицами, нарисовав и вырезав их; придумать сказки по предложенному началу, придумать новое окончание знакомой сказки, выступить от лица знакомого, лучше несимпатичного героя).
  2.  Творческий этап, ориентированный на создание оригинального продукта (сочинение сказок, конструирование загадок, активное участие детей в разработке театральных сценариев, придумывания новых и совершенствование знакомых объектов:игрушек (как будет выглядеть мишка, сделанный из бумаги), транспорта, построек и др.).
Мышление. Назовите 5 выдающихся людей 20 столетия,например, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Горький…
Этапы формирования творческого мышления:
  1.  Подготовительный этап, цель которого – формирование у детей исследовательских умений – умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;(Например, детям предлагается следующая игра – представьте, что вы уменьшились до 5 см, ответьте на вопросы: что произойдет дома? Что подумают ваши родители? Как вы будете есть? Как вы сможете пользоваться бытовыми приборами? А если ваша кошка вырастет до 3 м? Игра « Варежка» - умение работать в команде
  2.  Алгоритмический этап, основная цель которого – развитие у детей практического навыка оперирования полученными знаниями;
  3.  Творческий этап с выходом на генерирование идей, цель которого – развитие у детей таких качеств мышления как гибкость, подвижность, оригинальность, системность, развитие логическо-поискового мышления
Методы стимуляции творчества:
К ним обычно относят приемы, позволяющие снять или ослабить барьеры между сознанием и подсознанием ( алкоголь, наркотики, сон, лихорадка,  под гипнозом внушали, что человек – выдающийся ученый и результаты были ошеломляющие)
Метод прямой аналогии – Подумайте, как решаются аналогичные задачи, вспомните, мы вчера выполняли такое же задание…
Метод личной аналогии или эмпатии – войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения;
Метод фантастической аналогии – представить, как бы эту задачу решал сказочный персонаж или волшебник;
Метод контрольных вопросов – А если взять другой материал? А если посмотреть на это с необычной точки зрения?
ТВОРЧЕСКАЯ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Педагога, работающего творчески отличают следующие характеристики:
  1.  вера в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать пед.практику;
  2.  интерес к другим людям;
  3.  общение с детьми имеет для него личностную значимость;
  4.  высокий уровень эмпатии;
  5.  широта увлечений;
  6.  профессиональная интуиция(способность предчувствовать)
  7.  воля и целеустремленность;
  8.  стремление к достижению цели.
Главным фактором, определяющим развитие творческих способностей ребенка, является содержание взаимоотношений ребенка с взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношеиию к нему.
Одно из важных условий развития творческих способностей у детей – создание атмосферы, благоприятствующей  появлению новых идей. Первый шаг на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Воспитателю необходимо помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы или даже глупы – самое верное средство подавить их творческие способности. Воспитателю  следует поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая их настойчивость, стремление доводить дело до конца.
Чтобы дети смогли продуцировать идеи, необходимо предоставить им средства, развивающие навыки мышления, умения оценивать, исследовать и открывать новое.
Чтобы ребенок мог успешно действовать как член группы, ему необходимо обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества, поэтому воспитателю важно развивать способности взаимодействовать с окружающими. Понимать чувства и потребности других людей.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Возможна ли помощь при творческой деятельности? Как оказать помощь не разрушив творческого процесса?  Во-первых, творческий процесс несовместим  с авторитарной позицией учителя – необходимо  взаимное доверие. Не нужно оказывать помощь, как только дети столкнутся с трудностями – ни одно открытие не сделано с легкостью.
Помощь нужна, когда затруднения непреодолимо. Существуют три типа подобных затруднений:
  •  информационно-исполнительские (не знают, не умеют чего-либо);  
  •  интеллектуальные (неумение совершать мыслительные операции)
  •  личностные (низкая мотивация; отсутствие опыта поиска решения в ситуации неопределенности; заниженная или завышенная самооценка; установка на быстрое решение или ожидание помощи учителя; неспособность к сотрудничеству).
Результатом помощи учителя должно быть не решение им самим рассматриваемой проблемы, а активизация деятельности детей.
Высокая эффективность процесса развития творческой активности ребенка зависит от степени  учета его индивидуальных особенностей.
Обязательным условием является использование педагогом психолого-педагогических условий (творческих заданий, творческих ситуаций)- создание системы усложняющихся творческих заданий в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, речевой и другой).
Использование специального оборудования для проведения психологической разгрузки и снятия физического и эмоционального напряжения, переключения внимания, активизации творческого потенциала детей (сухой бассейн, батут).
Активное включение родителей в процесс развития интеллектуальных творческих способностей детей (проведение совместных мероприятий, организация выставок, консультирование).
Литература:
1.       Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.,1999.
2.       Грановская Р.М. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб,                                   1994.
3.      Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль, – 2002.
  1.  Никитин Б.П. Ступеньки творчества и развивающие игры. – М.,1990.
5.       Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. – 2001. - № 10.
6.      Одаренные дети / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.,1991
7.      Психология творчества. Общая, дифференцированная, прикладная. – М.,1990.
8.      Синельников В.Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного              возраста в зарубежной психологии// Вопросы психологии. – 1993. - № 10
9.      Шаронин Ю. Психолого-педагогические предпосылки развития творческой актив   ности учащихся в условиях непрерывного образования // Школа. – 1997. - №7.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81708. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» как «малый род эпопеи». Гоголь о замысле поэмы 46.75 KB
  Гоголь о замысле поэмы. Гоголь задумал монументальное произведение в трех томах великую национальную поэму стремясь показать не только современную Россию Русь с одного боку но пытался заглянуть в ее завтрашний день раскрыть положительные начала русской жизни указать родине путь к спасению. Гоголь стал изображать людей обыкновенных а не приятные только исключения из общих правил . Гоголь раскрывает ту социальную основу которая сформировала характеры героев поэмы: дворянский паразитизм расцветший на почве...
81709. Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы 31.47 KB
  Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну музыку музыку разрушения старого мира и именно ее громовое звучание он передал в Двенадцати Разумное же организующее созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку как и прежде; в значительной мере неясным. Восприятие Октябрьской революции как мирового пожара явственно сказалось в Двенадцати определив как сильные так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями барынями попами и витиями осужден...
81710. Испытание любовью как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики 19 веке 33.02 KB
  Способность человека любить – это для Т. критерий его состоятельности, и своих героев писатель непременно проводит через это испытание. Любовь в мироощущении Т. всегда отмечена знаком трагедии. Он говорит о чувстве либо отвергнутом, либо неосуществленном, либо оборванном на первой высокой ноте. Любовь трагична, ибо она по сути своей есть стремление к идеалу, идеал же недостижим.
81711. Футуризм как литературное направление. Анализ одного стихотворения поэта-футуриста 38.85 KB
  В творчестве Хлебникова Бурлюка зазвучали отголоски славянофильства свойственного русскому декадентству начала века. Хлебникова посвоему раннего Маяковского. Хлебникова В. Основные положения футуристической программы выразились в творчестве Велимира Хлебникова Виктора Владимировича Хлебникова 1885 1922 ведущего участника группы кубофутуристов или будетлян как назвал их поэт.
81712. Мысль семейная в произведениях отечественной классики 19 веке 32.23 KB
  Писатель считает что основой формирования личности является семья. Семья в понимании Т. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых. и княжны Марьи состоявшееся Семья Н.
81713. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы 46.25 KB
  Петербургские повести с включением Коляски и отрывка Рим были объединены Гоголем в III томе Собрания его сочинений в 1842 г. Три повести Арабесок рассредоточены по всему сборнику чередуясь с историческими и эстетическими этюдами. Портрет является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали его денег его страшного портрета.
81714. Тема России в поэзии А. Блока. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 32.56 KB
  В основе символизма лежит философия Владимира Соловьева, именем которого было ознаменовано для Блока - и не для него одного – начало 90 – х г. г. 19 в., то есть период « Прекрасной Дамы». Учение, теократию В. Соловьева можно довольно точно определить как воплощение духовного в жизненном. Вечная Женственность
81715. Черты социально – бытовой драмы и высокой трагедии в пьесе А. Островского « Гроза». Речевая характеристика персонажей 35.44 KB
  Катерина луч света в темном царстве по выражению Добролюбова появилась не откуда-то из просторов другой жизни другого исторического времени ведь патриархальный Калинов и современная ему Москва где кипит суета или железная дорога о которой рассказывает странница Феклуша это разное историческое время а родилась сформировалась в тех же калиновских условиях. О подробно демонстрирует это уже в экспозиции пьесы когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве Главный мотив этого рассказа все пронизывающая любовь к...
81716. Противопоставление героев (Обломов – Штольц, Обломов – Ольга) и его значение в идейном содержании романа И.А.Гончарова «Обломов» 34.08 KB
  В 1849 г в альманахе Литературный сборник с иллюстрациями при журнале Современник был напечатан Сон Обломова. Современник признал мастерскими и правдивыми сцены из усадебной жизни и увидел в Сне Обломова творческий шаг вперед по сравнению с Обыкновенной историей. Но степень объективной моральной ценности Обломова все же невелика. Внутреннее единство барина и опустившегося слуги Захара трагикомическое по своей сути воспринимается как фарсовый вариант морального умирания Обломова.