22085

ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Он считал что религия это ответ на определенные условия существования человека и общества она отвечает важным социальным потребностям. Религия система верований и ритуалов на основе которых группа людей объясняет то что находит сверхъестественным и священным. религия помогает человеку понять объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь.

Русский

2013-08-04

35.5 KB

2 чел.

3

ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Религия и вера – источник нескончаемых споров и конфликтов, ведь одна из главных функций религии – придание смысла человеческой жизни, а когда посягают на смысл всей твоей жизни, невозможно оставаться равнодушным. Посмотрим на религию, как на социальное явление. Это один из социальных институтов общества, который  традиционно играет большую роль в жизни общества. Эту проблему активно разрабатывал в начале 20 века французский социолог Э.Дюркгейм. Он считал, что религия – это ответ на определенные условия существования человека и общества, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или несуществования  бога  и потустороннего мира.

Религия – система верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным. Т.о. религия помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь. Дюркгейм считает необходимым изучать религии не вообще, а  в конкретной социальной системе. На разных этапах истории и в разных типах общества роль религии неодинакова. Совершенно очевидно, что на определенных этапах истории «без богов» люди не могли бы жить Архаическим обществам присуще полное поглощение индивидуального сознания коллективным. С развитием общества религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу социальной жизни, теряет прежнюю власть над умами и душами. Происходит секуляризация религии – ограничение влияния религии на людей.

Дюркгейм сосредоточил  внимание на изучение первобытной религии, чтобы выявить элементарную религию, выяснить, что в ней является самым важным и постоянно присутствует во всех модификациях. Д. считал, что тотемизм представляет самую элементарную религию. (Анимизм – душа, вера в ее существование). Тотем – животное или растение, которое рассматривается группой, образующее социальное целое как ее общий предок и покровитель, как то, что отличает эту группу от всех других. (На обычных животных можно охотиться – на этих нельзя)В тотеме воплощена воплощена жизнь самого общества, члены которого считают себя произошедшими от тотема. Почитание тотема – это почитание как святыни главной социальной ценности, самого этого общества. Это знак, которым человек отмечает свою принадлежность к определенному социальному единству. Ритуальная деятельность, совместные обряды в таких жизненных ситуациях как рождение, брак, смерть укрепляет чувство групповой солидарности. Т.о. верования и ритуалы объединяют членов клана в единое социальное целое. При всех изменениях религиозных верований, ритуалов, эта главная интегрирующая функция религии в обществе остается.  Смысл религии – культивирование социального чувства, обеспечение влияния коллектива на индивида. Этому помогают ритуальное поведение. Ритуальное поведение многообразно - это и молитва, пение, танец, употребление какой-либо пищи или запрет на нее, празднование определенных дат и т.д. Ритуалы могут проводиться отдельным человеком, но есть ритуалы, которые требуют коллективного участия верующих.(церковь поощряет это – молитва в церкви быстрее дойдет до бога и т.д.)

По отношению к обществу религия выполняет большое количество функций:

  1.  Моральная (ценностная). Религия обладает определенным набором моральных принципов. Через своих последователей религия распространяет свои моральные ценности на общество. Значение этой функции очень велико – практически все моральные правила современности имеют религиозное основание.

  1.  Духовная. Религия пытается ответить на вечные вопросы, интересующие людей во все времена – о смысле жизни, о вечности, истине. Но каждое новое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое учение на современный язык. В случае, если интерпретация неуспешна, то поколение начинает искать ответы на свои духовные запросы в другой религии или мировоззрении.

  1.  Гносеологическая – теория познания. Эта функция религии заключается в том, что она предлагает свои последователям хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире. Система знаний, представляемая религией, может быть дополнением к общепринятой системе или прямо ей противоречить.

  1.  Политическая. Религия как социальный институт обладает определенным политическим весом. Чем больше последователей у определенной религии, тем большим политическим влиянием она обладает. В нашем государстве политическая активность церкви в последние годы все более возрастает. Это может быть положительным фактором при лоббировании ряда социально значимых законопроектов.

  1.  Историческая. Религия является своеобразным хранилищем как своей собственной истории, так и истории страны. Т.о. история церкви становится неотделимой от истории государства. Знание своей истории обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабильности.

  1.  Социализации. Христианские общины достаточно постоянны в своем составе и создают широкие возможности для социализации личности с единоверцами. (пример Америка – ассоциации молодых христиан.)Зачастую они принимают в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья.

  1.  Педагогическая. В основе христианства – изменение жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти.

  1.  Психотерапевтическая. В переводе с греческого «психотерапия» означает исцеление души (еще не интегрирован с современной психологией, а у христианства огромный потенциал исцеления души

Вывод: все эти функции обладают большими возможностями для социально-педагогической деятельности.

Формы и методы социально-педагогической деятельности русской православной церкви.

В России представлены все четыре великих мировых религии: христианство, мусульманство, буддизм и иудаизм. Кстати, христианство началось как одна из сект иудаизма. Иудаизм религия более социальная, чем индивидуальная. Проблема воспитания всегда очень остро стояла в иудаизме, вина за грехи детей ложилась на род и семью. Образование было в основном социальным, и основывалось на передаче знаний, традиций, обрядов. Христианство унаследовало от иудаизма серьезное отношение к воспитанию и расширило его, его основной заряд был направлен в первую очередь, не на новое поколение, а на присоединяющихся к общине людей.

В истории России православие всегда играло большую роль.Христианство на Руси было введено князем Владимиром в 988 году. Население Киевской Руси упорно держалось за язычество, поэтому процесс христианизации растянулся на несколько векой.  Церковь была центром социальной жизни русского народа. Православие облагораживало все лучшие инстинкты человека, возвышало его духовные качества. Православный храм был центром эстетического воспитания человека.(место, где стоял храм). Приходской священник – центральная фигура  прихода. Он учил грамоте детей, наставлял взрослых, помогал в кризисные периоды жизни.( учили грамоте каждого пятого крестьянина) Церковь учила прихожан нормам поведения от рождения до смерти. Помогали сиротам, инвалидам, немощным. Воскресные школы.Т.о. церковь выполняла много функций – религиозную, социальную, культурную, образовательную.

Институт крестных отцов и матерей – духовных наставников. Крещение детей. В детях воспитывали милосердие, доброту, помощь слабым, сиротам. А также волю – постом, стоянием в церкви, выполнением обетов. Воспитывали патриотизм, необходимость делать добро людям.

Проповеди.

Особая роль исповеди. Ребенок с 7-летнего возраста должен был самостоятельно проанализировать свое поведение и дать ему оценку.

Беседа с духовником.

Подготовка к браку и таинство венчания.

Паломничество – совместный туризм.

Благотворительная деятельность церкви.

Ушинский «Воспитание ребенка достигает успеха, когда на него в равной степени влияют церковь, семья и школа.»

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71629. Организационная структура компании «ЗАО» 4финанс 258.73 KB
  Учитывая растущую роль организаций занимающихся микрокредитованием необходимо отметить что в случае возникновения у такой организации каких-либо серьезных проблем они могут автоматически распространиться на весь регион в котором она работает и спровоцировать...
71630. Разработка мероприятий по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Дельта Телеком-Урал» 177.67 KB
  В настоящее время большое внимание уделяется расчетам с дебиторами и кредиторами. Следовательно право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации.
71631. Разработка элементов фирменного стиля 821 KB
  Цель дипломной работы: выявление особенностей, характерных для разработки фирменного стиля при помощи графических редакторов. Предмет – особенности компьютерной графики, используемой при создании элементов фирменного стиля. Объект – графические программы, используемые при создании фирменного стиля.
71632. Русские земли в XII-XIII вв.: от политической раздробленности к установлению господства Золотой Орды 87 KB
  В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. Андрей начал борьбу за гегемонию ростово-суздальских князей в русских землях. Находилась на юго-западе русских земель.
71633. Основные и исходные данные для проектирования а/д мостов, путепроводов и тоннелей 49.15 KB
  Габариты мостов и тоннелей. Нормативное давление грунта от веса насыпи расположенной на уступах опор мостов или на звеньях тоннеля рекомендуется определять по следующим формулам: а вертикальное давление фунта: для опор мостов для тоннелей б горизонтальное боковое давление...
71634. Основные положения расчёта ж/б а/д мостов. Тротуары и эксплуатационные обустройства 35.78 KB
  Предельными называют такие состояния при которых конструкция сооружения или его основание перестаёт удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям или требованиям безопасного производства работ.
71635. Постройка фундаментов мостов 140.77 KB
  Устройство плиты свайного ростверка. Для промеров расстояний через водоток вдоль оси перехода можно устроить лёгкий свайный мостик. При сооружении фундаментов в открытых котлованах размеры ограждений контуры фундаментов оси свай выносят на деревянную обноску из кольев и прибитых к ним горизонтальных досок.
71636. Методы научно-педагогического исследования в педагогике 31 KB
  Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания. Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение». Принципы педагогического исследования (принцип, это основополагающее положение).
71637. История ранних славян VI-VIII вв 186.5 KB
  В бассейне левых притоков среднего Днепра найдены самые ранние памятники (III—IV века) киевской культуры, тесная связь которой с более поздними славянскими культурами практически не вызывает сомнений. Начало передвижения славянских народов связывают с продвижением гуннов на запад...