22085

ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Он считал что религия – это ответ на определенные условия существования человека и общества она отвечает важным социальным потребностям. Религия – система верований и ритуалов на основе которых группа людей объясняет то что находит сверхъестественным и священным. религия помогает человеку понять объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь.

Русский

2013-08-04

35.5 KB

2 чел.

3

ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Религия и вера – источник нескончаемых споров и конфликтов, ведь одна из главных функций религии – придание смысла человеческой жизни, а когда посягают на смысл всей твоей жизни, невозможно оставаться равнодушным. Посмотрим на религию, как на социальное явление. Это один из социальных институтов общества, который  традиционно играет большую роль в жизни общества. Эту проблему активно разрабатывал в начале 20 века французский социолог Э.Дюркгейм. Он считал, что религия – это ответ на определенные условия существования человека и общества, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или несуществования  бога  и потустороннего мира.

Религия – система верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным. Т.о. религия помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь. Дюркгейм считает необходимым изучать религии не вообще, а  в конкретной социальной системе. На разных этапах истории и в разных типах общества роль религии неодинакова. Совершенно очевидно, что на определенных этапах истории «без богов» люди не могли бы жить Архаическим обществам присуще полное поглощение индивидуального сознания коллективным. С развитием общества религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу социальной жизни, теряет прежнюю власть над умами и душами. Происходит секуляризация религии – ограничение влияния религии на людей.

Дюркгейм сосредоточил  внимание на изучение первобытной религии, чтобы выявить элементарную религию, выяснить, что в ней является самым важным и постоянно присутствует во всех модификациях. Д. считал, что тотемизм представляет самую элементарную религию. (Анимизм – душа, вера в ее существование). Тотем – животное или растение, которое рассматривается группой, образующее социальное целое как ее общий предок и покровитель, как то, что отличает эту группу от всех других. (На обычных животных можно охотиться – на этих нельзя)В тотеме воплощена воплощена жизнь самого общества, члены которого считают себя произошедшими от тотема. Почитание тотема – это почитание как святыни главной социальной ценности, самого этого общества. Это знак, которым человек отмечает свою принадлежность к определенному социальному единству. Ритуальная деятельность, совместные обряды в таких жизненных ситуациях как рождение, брак, смерть укрепляет чувство групповой солидарности. Т.о. верования и ритуалы объединяют членов клана в единое социальное целое. При всех изменениях религиозных верований, ритуалов, эта главная интегрирующая функция религии в обществе остается.  Смысл религии – культивирование социального чувства, обеспечение влияния коллектива на индивида. Этому помогают ритуальное поведение. Ритуальное поведение многообразно - это и молитва, пение, танец, употребление какой-либо пищи или запрет на нее, празднование определенных дат и т.д. Ритуалы могут проводиться отдельным человеком, но есть ритуалы, которые требуют коллективного участия верующих.(церковь поощряет это – молитва в церкви быстрее дойдет до бога и т.д.)

По отношению к обществу религия выполняет большое количество функций:

  1.  Моральная (ценностная). Религия обладает определенным набором моральных принципов. Через своих последователей религия распространяет свои моральные ценности на общество. Значение этой функции очень велико – практически все моральные правила современности имеют религиозное основание.

  1.  Духовная. Религия пытается ответить на вечные вопросы, интересующие людей во все времена – о смысле жизни, о вечности, истине. Но каждое новое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое учение на современный язык. В случае, если интерпретация неуспешна, то поколение начинает искать ответы на свои духовные запросы в другой религии или мировоззрении.

  1.  Гносеологическая – теория познания. Эта функция религии заключается в том, что она предлагает свои последователям хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире. Система знаний, представляемая религией, может быть дополнением к общепринятой системе или прямо ей противоречить.

  1.  Политическая. Религия как социальный институт обладает определенным политическим весом. Чем больше последователей у определенной религии, тем большим политическим влиянием она обладает. В нашем государстве политическая активность церкви в последние годы все более возрастает. Это может быть положительным фактором при лоббировании ряда социально значимых законопроектов.

  1.  Историческая. Религия является своеобразным хранилищем как своей собственной истории, так и истории страны. Т.о. история церкви становится неотделимой от истории государства. Знание своей истории обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабильности.

  1.  Социализации. Христианские общины достаточно постоянны в своем составе и создают широкие возможности для социализации личности с единоверцами. (пример Америка – ассоциации молодых христиан.)Зачастую они принимают в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья.

  1.  Педагогическая. В основе христианства – изменение жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти.

  1.  Психотерапевтическая. В переводе с греческого «психотерапия» означает исцеление души (еще не интегрирован с современной психологией, а у христианства огромный потенциал исцеления души

Вывод: все эти функции обладают большими возможностями для социально-педагогической деятельности.

Формы и методы социально-педагогической деятельности русской православной церкви.

В России представлены все четыре великих мировых религии: христианство, мусульманство, буддизм и иудаизм. Кстати, христианство началось как одна из сект иудаизма. Иудаизм религия более социальная, чем индивидуальная. Проблема воспитания всегда очень остро стояла в иудаизме, вина за грехи детей ложилась на род и семью. Образование было в основном социальным, и основывалось на передаче знаний, традиций, обрядов. Христианство унаследовало от иудаизма серьезное отношение к воспитанию и расширило его, его основной заряд был направлен в первую очередь, не на новое поколение, а на присоединяющихся к общине людей.

В истории России православие всегда играло большую роль.Христианство на Руси было введено князем Владимиром в 988 году. Население Киевской Руси упорно держалось за язычество, поэтому процесс христианизации растянулся на несколько векой.  Церковь была центром социальной жизни русского народа. Православие облагораживало все лучшие инстинкты человека, возвышало его духовные качества. Православный храм был центром эстетического воспитания человека.(место, где стоял храм). Приходской священник – центральная фигура  прихода. Он учил грамоте детей, наставлял взрослых, помогал в кризисные периоды жизни.( учили грамоте каждого пятого крестьянина) Церковь учила прихожан нормам поведения от рождения до смерти. Помогали сиротам, инвалидам, немощным. Воскресные школы.Т.о. церковь выполняла много функций – религиозную, социальную, культурную, образовательную.

Институт крестных отцов и матерей – духовных наставников. Крещение детей. В детях воспитывали милосердие, доброту, помощь слабым, сиротам. А также волю – постом, стоянием в церкви, выполнением обетов. Воспитывали патриотизм, необходимость делать добро людям.

Проповеди.

Особая роль исповеди. Ребенок с 7-летнего возраста должен был самостоятельно проанализировать свое поведение и дать ему оценку.

Беседа с духовником.

Подготовка к браку и таинство венчания.

Паломничество – совместный туризм.

Благотворительная деятельность церкви.

Ушинский «Воспитание ребенка достигает успеха, когда на него в равной степени влияют церковь, семья и школа.»

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46857. Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка 33.5 KB
  Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей по мнению Л. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.
46858. Рисование. Уроки рисования. Рисование карандашом. Рисование лиц карандашом 11.89 MB
  Эти уроки рисования карандашом и этот сайт о рисовании станут для Вас основой в увлекательном процессе обучения и вы поймёте как научиться рисовать. Очень хорошо, что вся человеческая раса, каждый мужчина, женщина и дети имеют неповторимые индивидуальные черты лица. Если бы лица были одинаковыми, как бирки на баночках с томатами
46860. Рыночная система и рыночный механизм. Статистика занятости и безработицы 34.56 KB
  Страховой рынок :экономическая природа. Страховой рынок это форма организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества как совокупность страховых организаций которые принимают участие в оказании соответствующих услуг. Страховой рынок формируется в ходе становления товарного хозяйства и является его неотъемлемым и важным элементом. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений их равноправное партнерство по поводу куплипродажи страховой...
46863. Менеджмент в книжном деле 34 KB
  Функциональные области внутренней среды издательства: кадровая – обеспечение человеческими ресурсами подготовка оплата условия найма. Важную роль в успешном функционировании внутренней среды издательства играет информация объективно отражающая развитие производственного процесса. Функциональные области внешней среды: социальная – рост населения развитие культуры образования и т. Компоненты внешней среды прямого воздействий макросреды: акционеры конкуренты поставщики потребители местные органы правительственные органы.