22086

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

педагогики и соц.Методика и технология работы соц. Соц.

Русский

2013-08-04

46.5 KB

5 чел.

PAGE  1

    ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Успешно разрабатывают вопросы соц.педагогики и соц.работы И.Н.Андреева, С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Ю.В.Василькова. М.А.Галагузова, С.И.Григорьев,Л.Д.Демина,В.И.Загвязинский,И.А.Зимняя,С.Д.Маврин, А.В.Мудрик.В.А.НикитинЛ.Я.Олифереко, В.Д.Семенов,В.А.Сластенин и др.

П.А.Шептенко,Г.А.Воронина.Методика и технология работы соц.педагога. –М,Академия,2001.

Соц.педагогика\Никитин В.А. –М,Владос,2000

    А.В.Мудрик.Социальная педагогика .-М,Академия,99

    М.А.Галагузова Соц педагогика. –М,Владос,2000.

Ю.В.Василькова,Т.А.Василькова.Соц.педагогика,М,Академия,99

Ю.В,Василькова. Методика и опыт работы социального педагога. –М,2001

Соц.педагогика – относительно новая отрасль знаний, но истоки ее можно найти в трудах античных философов, педагогов эпохи Возрождения, Нового времени. Родоначальном была философия, от которой в 16-17 веках отпочковалась педагогика. А в середине 19 века в недрах педагогики зарождается новая наука – социальная педагогика.Термин соц.педагогика был впервые предложен немецким педагогом А.Дистервегом в середине 19 века, но стал активно употребляться лишь в начале 20 века.Этому есть свои причины. Во второй половине 19 века начинает расширяться заказ педагогике и системе общественного воспитания. Во-первых, в него включается воспитание не только детей,но и молодежи, а также более старших возрастных групп.Во-вторых, адаптация и перевоспитание представителей всех возрастных категорий (в первую очередь,конечно, молодых людей).Расширение заказа было связано с теми социо-культурными процессами, которые происходили в Европе и в Америке – индустриализация породила массовую миграцию сельского населения в города, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях. Церковь, как традиционный воспитатель, далеко не сразу осознала появление новых социо-культурных реалий. Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Это и попытались сделать некоторые педагоги, начав  разрабатывать соц. пед.Почему же педагогика не взяла на себя функции новой науки? Ответы, какие дала педагогика, на изменившийся соц. заказ,оказались ограниченными.Появилась андрогогика, но это педагогика только взрослых, от нее отпочковалась герогогика – педагогика старых(геронтология). Появилась пенитарная – исправительная педагогика, занимающаяся исключительно трудными детьми. Появившуюся новую отрасль – соц.педагогику ряд ученых стремились свести к изучению проблем  традиционных клиентов педагогики – т.е. молодых людей.Ряд основоположников социальной педагогики – Герман Ноль, Гертруда Боймер – предметом ее исследования считали соц. помощь обездоленным детям и профилактике правонарушений несовершеннолетних.  Принципиально иначе определял предмет соц.педагогики немецкий ученый Пауль Наторп.Он считал, что соц.педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.Объединение двух точек зрения соответствовало соц. заказу новейшего времени и позволяло рассматривать соц.педагогику как отрасль знаний о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

20-е годы. Педагогика среды. Эксперименты Шацкого. 1934г. Пленум наркомпросса.

Интерес к проблематике, характерной для соц.педагогики обострился за рубежлм в50- 60 годы 20 столетия, в нашей стране в 80-е годы, что связано с очередным кризисом воспитания. Следует отметить. Что у определенной части теоретиков педагогики охраняется довольно стойкое неприятие термина» соц.педагогика".Аргумент таков:вся педагогическая теория и практика порождена социальными потребностями и направлена на их реализацию, она насквозь социальна, а потому называть какую –либо часть педагогической теории и практики «социальной педагогикой» некорректно.В основе  подобного аргумента лежит смешение понятий «общественное» и «социальное». Но социальные интересы составляют лишь часть общественных отношений (возможно новое название).

Педагогическая энциклопедия 1968 года определяла  соц. педагогику как « одно из направлений буржуазной педагогики, которая занимается изучением пограничных социально-педагогических проблем. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания,которая не была бы связана с обществом, поэтому  вся педагогика социальна, вот почему создание соц. педагогики как особой отрасли пед науки считалось неправомерным.

Соц. пед  изучент социальное воспитание в контексте социализации.Это отрасль педагогики, рассматривающая соц. воспитание всех возрастных групп и соц. категорий людей, в организациях, специально для этого созданных(Мудрик)

Соц.пед – это наука о  воспитательном влиянии социальной среды (В.Д.Семенов).

Социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе (Галагузова).

Наиболее точно, с нашей точки зрения, сущность предмета выразил Мардахаев :Соц. педагогика – теория и практика познания регулирования и реализации процесса социализации и ресоциализации человека на разных этапах его возрастного развития как индивида и члена социума, оказания ему помощи в социальной адаптации и социальном функционировании.

Соц. педагогика изучает: влияние условий жизни(соц.среды) на воспитание и образование; зависимость целей и характера воспитания от общественных(социальных) отношений. каким должно быть общество(соц. среда), чтобы обеспечить рациональное воспитание; зависимость содержание образования от соц. отношений; каковы роль и интересы государства в воспитании и образовании молодого поколения; как воспитание и   образование могут, в свою очередь,влиять на соц. жизнь; соотношение семейного и общественного воспитания; зависимость воспитания и образования от религии и нравственности в различных соц. условиях; взаимоотношения поколений (проблема «отцов и детей»); как в истории человечества происходило нарастание все более щадящего, благожелательного отношения к ребенку, каковы оптимальные формы (виды) заботы общества о детях и как эти формы изменялись с развитием общества; личность соц. педагога, формы и методы его деятельности на разных этапах истории человечества; каков идеал социальной защищенности ребенка и как общество продвигается к нему и т.д.     

Социальная педагогика, как и другая наука, имеет свой объект и предмет исследования. Один и тот же объект может изучаться различными науками. Например, человек выступает объектом биологии, философии, педагогики, психологии и некоторых других наук. Но у каждой науки есть своя специфика.Объектом психологии является прежде всего личность человека. В педагогике  объектом выступают прежде всего учащиеся, а в соц. педагогике объектами повышенного внимания становятся не только школьники, его семья, учителя, и большие группы людей – социальные страты(общественные слои), разновозрастные объединения. Итак, объект соц. пед. выходит за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. ОБЪЕКТОМ соц. педагогики является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий  (Человек во взаимодействии с социумом). Объект социальной науки – человек, нуждающийся в помощи общества (социальной помощи).

Несколько сложнее обстоит дело с ее ПРЕДМЕТОМ.Еще на заре соц. пед. движения, в начале 20 века соц. педагогика понималась в двух смыслах. Каких?

Таким образом исторически сложившаяся традиция рассматривать предмет соц. пед. в двух значениях сегодня органично переходит в выделение в нем двух,достаточно автономных, но тем не менее тесно связанных между собой направлений: соц. работа и соц. воспитание.    

Как мы уже отмечали, один и тот же объект может изучаться различными науками, но каждая наука имеет свой предмет исследования, т.е. то, что она изучает в объекте, в данном случае – в человеке. Так, психология изучает закономерности и механизмы психического развития человека, педагогика – закономерности воспитания и образования личности и т.д. По сравнению с педагогикой предмет соц. педагогики несколько сужается, так как в сложных процессах воспитания и образования выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом социализации личности

ПРЕДМЕТОМ соц. пед. выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления (закономерности социализации).

Предметом соц. работы являются закономерности содействия, восстановления и реабилитации жизненных сил человека

Теперь выявим общие и особенные моменты в соотношение между соц. педагогикой и соц.работой, поскольку объекты работы совпадают.

Существует несколько подходов к решению этого вопроса:

1.соц.педагогика включает в себя соц. работу.

2.соц. педагогика является лишь частью соц. работы.

Но противопоставлять их нельзя, это во многом перекрещивающиеся понятия.    Соц. педагогика является составной частью теории и практики соц. работы, но имеет  и свое  собственное поле деятельности.Любой соц. работник должен быть подготовлен в том числе и в соц. – пед –м отношении. Должен уметь использовать соц.пед средства для решения социальных проблем.

.Различия проявляются в различных функциях соц. педагога и соц. работника. Их отличия обусловлены тем. Что они выделились как прикладные области знания из различных наук – соц. педагогика из педагогики. А соц. работа – из социологии. Поэтому социальные педагоги в своей работе опираются на теоретические и методические основы педагогической деятельности, а  соц. работники используют главным образом социологические теории и технологии и социологические методы исследования.

В то же время предметом изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой – социологией. Именно эта наука исследует общество и социальные отношения в нем. Пытаясь выяснить как люди взаимодействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают соц. связи и другие вопросы социальной жизни общества. Социальная педагогика начинает исследовать эти проблемы в несколько ином, отвечающем ее научным интересам ракурсе.Социология изучает общество как целостную социальную систему, и по отношению к социальной педагогики выполняет теоретическую и методологическую функции: вооружает социальную педагогику знанием закономерностей и особенностей функционирования и развития общества, методами исследования соц. реальности на макро, мезо, микроуровнях.

ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ – гармонизация взаимодействия личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности человека. Эта гармония осуществляется по трем направлениям: социальное развитие самой личности, педагогизация среды и оптимизация взаимодействия человека и этой среды.

ЗАДАЧИ:

  •  пед. регулирование отношений, влияющих на процессы социализации и развития личности;
  •  преобразование соц-пед. действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, ее социализации и успешной интеграции в общество;
  •  исследование возможностей влияния пед. науки на социум и процесс социализации личности;
  •  изучение способов и условий использования и умножения пед. потенциала социума.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12471. Інтерполяційні поліноми Лагранжа. Сплайн-інтерполяція 86.49 KB
  Лабораторна робота №5 Інтерполяційні поліноми Лагранжа. Сплайнінтерполяція. Мета роботи: познайомитися з методами інтерполяції складних функцій реалізувати заданий за варіантом метод інтерполяції у середовищі МatLAB. Завдання до виконання роботи: Доповнити сис...
12472. Чисельне інтегрування. Формули Ньютона-Котеса 508.05 KB
  Лабораторна робота №6 Чисельне інтегрування. Формули НьютонаКотеса. Мета роботи: познайомитися з методами чисельного інтегрування реалізувати заданий за варіантом метод інтегрування у середовищі МatLAB. Завдання до виконання роботи: Доповнити систему МatLAB файл
12473. Борьба за Ленинград 49 KB
  Борьба за Ленинград. В планах гитлеровского вермахта Ленинграду отводилось особое место. Ленинградское направление согласно плану Барбаросса являлось одним из трёх главных направлений на котором наряду с Московским и Киевским началось вторжение немецкофашис...
12474. Блокада Ленинграда 519.44 KB
  Реферат Блокада Ленинграда. ВВЕДЕНИЕ Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день Враг снова вокруг Ленинграда Замкнул огневое кольцо. Узнали мы страшное слово блокада И смерти взглянули в лицо [1] Война грянула как г
12475. Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 г. – 1 марта 1944 г.) 58.5 KB
  Реферат Блокада Ленинграда ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение 2. Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 г. – 1 марта 1944 г. 3. Дорога жизни сентябрь 1941 г. – март 1943 г 4. Борьба Ленинграда в кольце блокады 5. Факторы стойкости 6. Прорыв блокады и боевые действия советски
12476. Блокада Ленинграда 872 дня 834.11 KB
  Блокада Ленинграда. Цифры: 332 059 убитых 24 324 небоевых потерь 111 142 пропавших без вести Гражданские потери: 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках 632 253 погибли от голода Блокада Ленинграда длилась с 8
12478. Блокада Ленинграда самое громкоговорящее событие в истории Второй мировой войны 7.67 MB
  Блокада Ленинграда Предисловие Блокада Ленинграда самое громкоговорящее событие в истории Второй мировой войны. В этом страшном и роковом событии погибло около 800 тыс.человек гражданского населения 4 из которых погибло от бомбёжек а остальные 96 от голода. Офици
12479. 27 января – День снятия блокады г. Ленинграда (1944 г.) 1.45 MB
  27 января – День снятия блокады г. Ленинграда 1944 г. На Невском надписи пестрели. Кричала каждая стена: Внимание При артобстреле Опасна эта сторона Огонь И смерть вставала к