22087

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума разрушила их стереотип самовосприятия поселила в них неуверенность низкую самооценку. Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.неблагополучные семьи аморальные пед.

Русский

2013-08-04

49 KB

5 чел.

PAGE  2

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Современная социальная ситуация в российском обществе способствует тому, что проблема воспитания в семье отодвигается на второй план, уступая проблеме простого выживания детей и взрослых. Новые социально-экономические условия наложили значительный отпечаток на семью как институт воспитания детей.

  1.  В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30 – 49 – летних представителей общества, которые к указанному возрасту обычно достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью,  считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях. Положение усугубляется, если родитель безработный. Он не может быть авторитетом для ребенка.
  2.  В связи с острыми мат. проблемами изменился взгляд родителей на детский труд.  Массовыми явлениями становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители не только допускают, но и приветствуют зарабатывание денег детьми. Дети иногда зарабатывают больше, чем их родители, это приводит к падению авторитета родителей в связи с их финансовой несостоятельностью. Но это же приводит и к переоценке значимости денег, снижает его интерес к получению образования, что приводит к снижению интеллектуального потенциала всего российского общества.
  3.  Создается ситуация неопределенности при выборе профессии для детей. Неизвестно, какие профессии будут пользоваться спросом в недалеком будущем.
  4.  Экономические преобразования повлекли за собой переоценку нравственных основ жизни. Изменилось представление о приоритете общественного над личным. Скромность, сдержанность в самооценке трактуется сегодня как отсутствие личной инициативы, а значит, неспособность к выживанию в новых условиях. Изменилось отношение к способам достижения экономической выгоды.
  5.  Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем, что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.
  6.  Разрушены нравственные представления о браке и семье. Почти полностью утрачены представления о необходимости пожизненной верности и нерасторжимости браков. Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжелое и нежелательное бремя. Снижается рождаемость.
  7.  Появилось довольно много семей, где мать не работает ( в Москве до 17 %). Такая мать может уделять детям и семье больше времени, авторитет ее снижается, дети не обращаются к ней за советом и помощью.  
  8.  Приоритет материальных ценностей снижает значимость разностороннего  общения в семье, что приводит к психологическому дискомфорту.

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ «РИСКА»

К семьям группы риска можно отнести:

1.неблагополучные семьи (аморальные, пед. несостоятельные, с жестоким обращением к ребенку, семьи алкоголиков и наркоманом, а также криминогенные семьи);

2. многодетные семьи;

3. малообеспеченные;

4. семьи, где есть опекаемые дети;

5. неполные семьи;

6. семьи, где есть дети-инвалиды;

7. семьи в состоянии развода или после развода;

8.семьи беженцев или мигрантов.

Семь группы риска по-своему социальному статусу неодинаковы и поэтому требуют разных методов работы с ними. Но во многих случаях такие семьи характеризует недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, быстрая возбуждаемость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости.

Стадии развития семейного неблагополучия:

  1.  семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;
  2.  семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;
  3.  семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Выявление семьи, нуждающейся в реабилитации, должно происходит как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться. Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствия интереса к любому виду деятельности и обучения. Поведение ребенка не только говорит о его проблемах , но и взывает о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка  часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Из такого ребенка чаще всего вырастает впоследствии родители, также пренебрегающие своими родительскими функциями, так как они сами пережили пренебрежение и нелюбовь.

Можно выделить три вида помощи неблагополучным семьям:

  1.  Дневное пребывание детей в специализированном центре.

Ребенок продолжает жить с родителями, но 2 – 4 раза в неделю приходит в Центр дневного пребывания, где специалисты обеспечивают комплексное развитие детей в безопасном окружении. Родители могут присутствовать на занятиях и учиться, как воспитывать детей.

  1.  Кризисное помещение детей на время (от 24 часов до 3 месяцев) в специальное социально-педагогическое учреждение.

Это происходит тогда, когда ребенку дома угрожает опасность. Необходимым условием является то, что родители должны ежедневно приходить и ухаживать за ребенком.

  1.  Оказание помощи в ближайшем окружении.

Социальный педагог изучает связи семьи с обществом и находит референтные группы, восстанавливает родственные отношения и через них строит взаимоотношения с семьей.

Самым сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является вовлечение в этот процесс родителей, которые остаются равнодушными к проблемам детей или просто не видят в своих отношениях с детьми какой-либо проблемы.

Одним из эффективных видов помощи самым тяжелым семьям (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов) является работа команды специалистов. В нее входят: соц. педагог, консультанты (нарколог, психиатр, психотерапевт и т.д.), специалисты заинтересованных ведомств: школы, соц. защиты, милиции и т.д., После первой встречи соц. педагога с семьей, где семья должна дать согласие на работу с командой специалистов, намечается общий план работы, где каждый член команды определяет рамки своей деятельности. Главная идея работы команды –  сделать все, чтобы ребенка не забирали из семьи. Выслушиваются все члены семьи, какую помощь они хотели бы получить. Одновременно, выясняется, кто в семье главный, от кого исходит угроза. Члены семьи могут оказывать сопротивление оказанию помощи, так как они воспринимают незнакомых людей как угрозу семье, возможности ее распада и разлуки. Они не доверяют и не верят людям. Поэтому надо дать понять членам семьи, что они имеют право выбора.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Цель деятельности соц. педагога – защита прав и интересов ребенка.. В работе с неблагополучными семьями соц. педагог руководствуется следующими принципами:

  1.  соблюдение приоритета интересов ребенка;
  2.  максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка;
  3.  защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье; его право знать своих родителей; право на совместное с ними проживание;
  4.  тесное взаимодействие с другими заинтересованными организациями и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечительства, образования и т.д.

Работа с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно:

Этап 1. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка, соц. педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих вмешательства.

Этап 2. Сбор первичной информации о данной семье через различные источники. Нужно увидеть не только плохое, но и хорошее в семейной жизни;

Этап 3. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семье для проживания и воспитания в ней ребенка.

Этап 4. Диагностика семейного благополучия завершается беседой с ребенком.

Этап 5. Первая встреча соц. педагога с семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям встречу в учреждении. Официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Лучше пригласить на беседу классного руководителя, психолога, ваша беседа будет более полной. Главная цель встречи с родителями – определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые мешают нормальному развитию ребенка. Часто они сами выросли в подобных условиях и склонны отрицать наличие проблемы.

В результате первой встречи соц. педагог должен получить ответы на вопросы:

  1.  можно ли оставить ребенка в семье?
  2.  какие характеристики семьи внушают надежду на возможность ее изменения в лучшую сторону?
  3.  какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их формировать в процессе реабилитационной работы?

Этап 6. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечительства, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.

Этап 7. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

Этап 8. Посещение соц. педагогом семьи по месту ее проживания.  Иногда совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Главное – убедить родителей, что визит имеет добрые намерения. (матрица определения обобщенного показатели соц. благополучия семьи как института воспитания. – Олиференко, 110).

Этап 9. Направлен на поиск помощи в окружении семьи. Семьи группы риска имеют ограниченный круг общения, но нужно рассмотреть все сохранившиеся отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении, которое могло бы способствовать изменению семьи;

Этап 10. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет соц. педагогу сделать ряд выводов, для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи.

Этап 11.Разрабатывается план совместных действий;

Этап 12. Совместное выполнение плана.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45207. Методы определения стоимости строительства 15.32 KB
  Методы определения стоимости строительства При составлении смет и сметных расчетов могут применяться следующие методы определения стоимости: Базисно-индексный Ресурсный Метод на основе укрупненных сметных нормативов в том числе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектованалогов Базисноиндексный метод Определение стоимости строительства предусматривает составление сметных расчетовсмет на различных тсадиях инвестиционного строительного процесса в базисном уровне цен с использованием единичных расценок...
45208. Базисно-индексный метод определения стоимости строительства 16.88 KB
  Определение стоимости строительства предусматривает составление сметных расчетов смет на различных стадиях инвестиционно-строительного процесса в базисном уровне цен с использованием единичных расценок действующей сметно-нормативной базы и системы текущих прогнозных индексов. Используемые при подготовке сметных расчетов индексы изменения сметной стоимости дифференцирования: по статусу используемых нормативов федеральные территориальные отраслевые индивидуальные по видам строительства по способу применения к сметной стоимости...
45209. Инструментальное оснащение и ресурсное обеспечение проектов 29.5 KB
  Определение и харка аудитории проекта Инструментальное оснащение проекта: Задачи: поиск вариантов проектного изменения ситуации просчитать последствия реализации каждого решения и выбрать оптимальное обосновать наиболее эффективные формы коммуникации определить срва и методы достижения целей средства то с помощью чего ситуация преобразуется в соответствии с ее нормативной моделью. проекта которые рассматриваются в качестве источника проблем инициатора проекта и носителя ресурсов. Технологическое воздействие – оснащение...
45210. Бренд как предмет маркетинговой коммуникации: структура, технологии формирования 28.5 KB
  Бренд как предмет маркетинговой коммуникации: структура технологии формирования. Бренд значит клеймо то есть клейменый товар с определенной маркой содержащей имя производителя и являющейся гарантией определенного качества. Бренд как предмет и результат маркетинговой коммуникации представляет собой сложноконструированный феномен. С одной стороны бренд предполагает известность торговой марки и гарантированное качество.
45211. Этапы и технологии проектного обоснования рекламной кампании 28.5 KB
  Этапы и технологии проектного обоснования рекламной кампании Определение целей и задач рекламной кампании. Содержание целевого блока определяется в зависимости от нескольких факторов: проблем рекламодателя; специфики предмета рекламной коммуникации размера и особенностей целевого сегмента силы партнеров и характера конкуренции этапа жизненного цикла предмета рекламы и др. Возможные цели рекламной кампании: продвижение продукта или услуги на рынок; стимулирование потребительской активности целевых групп путем формирования потребности в...
45212. Маркетинговый потенциал и технологии разработки социально культурных программ 26 KB
  Маркетинговый потенциал и технологии разработки социально культурных программ Потенциал: В постиндустриальном мире сфера культуры из иждивенца экономики превращается в главную движущую силу развития общества. За счет культурных ресурсов развивается въездной туризм. Известные корпорации активно участвуют в спонсировании масштабных культурных акций активно используя культурные символы в продвижении своих имен и брендов. Поддержка культурных программ способствует формированию позитивного имиджа компании ее репутация повышает социальную...
45213. Этапы и технологии проектирования, социально культурной акции 36 KB
  Характеристика аудитории проекта т. Характеризуя аудиторию программы необходимо выявить наиболее сущностные личностные и социально-культурные проблемы; определить их источники установить причинно-следственную зависимость; обосновать возможности разрешения или предупреждения в рамках разрабатываемого проекта. Именно они определяют наряду с социальнокультурной проблематикой цели и задачи проекта виды и содержание деятельности. Ориентация на решение социальных проблем это способ повышения общественной значимости проекта а...
45214. Социальные проекты общественных объединений: маркетинговый потенциал, технологии, этапы разработки, условия реализации 24 KB
  Характеристика аудитории проекта. Обоснование целей и определение задачи проекта. Инструментальное оснащение проекта. Бюджет проекта.
45215. ПР как форма маркетинговых коммуникаций организации и сумма технологий 26 KB
  ПР – искусство убеждающей коммуникации. Профессиональная компетентность ПР – овладение наиболее эффективными приемами и методами коммуникации убеждения влияния на общественное мнение. Сферы публичной коммуникации: политика экономика социальнкульт. Средства формирования эффективной системы коммуникаций субъекта со средой: позитивное позиционирование субъекта по отношению к конкурентам наращивание его соцстатусного и культсимволического капитала формирование конверциональных ресурсов коммуникации субъекта со всеми составляющими...