22087

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума разрушила их стереотип самовосприятия поселила в них неуверенность низкую самооценку. Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.неблагополучные семьи аморальные пед.

Русский

2013-08-04

49 KB

5 чел.

PAGE  2

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Современная социальная ситуация в российском обществе способствует тому, что проблема воспитания в семье отодвигается на второй план, уступая проблеме простого выживания детей и взрослых. Новые социально-экономические условия наложили значительный отпечаток на семью как институт воспитания детей.

  1.  В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30 – 49 – летних представителей общества, которые к указанному возрасту обычно достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью,  считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях. Положение усугубляется, если родитель безработный. Он не может быть авторитетом для ребенка.
  2.  В связи с острыми мат. проблемами изменился взгляд родителей на детский труд.  Массовыми явлениями становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители не только допускают, но и приветствуют зарабатывание денег детьми. Дети иногда зарабатывают больше, чем их родители, это приводит к падению авторитета родителей в связи с их финансовой несостоятельностью. Но это же приводит и к переоценке значимости денег, снижает его интерес к получению образования, что приводит к снижению интеллектуального потенциала всего российского общества.
  3.  Создается ситуация неопределенности при выборе профессии для детей. Неизвестно, какие профессии будут пользоваться спросом в недалеком будущем.
  4.  Экономические преобразования повлекли за собой переоценку нравственных основ жизни. Изменилось представление о приоритете общественного над личным. Скромность, сдержанность в самооценке трактуется сегодня как отсутствие личной инициативы, а значит, неспособность к выживанию в новых условиях. Изменилось отношение к способам достижения экономической выгоды.
  5.  Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем, что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.
  6.  Разрушены нравственные представления о браке и семье. Почти полностью утрачены представления о необходимости пожизненной верности и нерасторжимости браков. Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжелое и нежелательное бремя. Снижается рождаемость.
  7.  Появилось довольно много семей, где мать не работает ( в Москве до 17 %). Такая мать может уделять детям и семье больше времени, авторитет ее снижается, дети не обращаются к ней за советом и помощью.  
  8.  Приоритет материальных ценностей снижает значимость разностороннего  общения в семье, что приводит к психологическому дискомфорту.

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ «РИСКА»

К семьям группы риска можно отнести:

1.неблагополучные семьи (аморальные, пед. несостоятельные, с жестоким обращением к ребенку, семьи алкоголиков и наркоманом, а также криминогенные семьи);

2. многодетные семьи;

3. малообеспеченные;

4. семьи, где есть опекаемые дети;

5. неполные семьи;

6. семьи, где есть дети-инвалиды;

7. семьи в состоянии развода или после развода;

8.семьи беженцев или мигрантов.

Семь группы риска по-своему социальному статусу неодинаковы и поэтому требуют разных методов работы с ними. Но во многих случаях такие семьи характеризует недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, быстрая возбуждаемость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости.

Стадии развития семейного неблагополучия:

  1.  семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;
  2.  семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;
  3.  семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Выявление семьи, нуждающейся в реабилитации, должно происходит как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться. Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствия интереса к любому виду деятельности и обучения. Поведение ребенка не только говорит о его проблемах , но и взывает о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка  часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Из такого ребенка чаще всего вырастает впоследствии родители, также пренебрегающие своими родительскими функциями, так как они сами пережили пренебрежение и нелюбовь.

Можно выделить три вида помощи неблагополучным семьям:

  1.  Дневное пребывание детей в специализированном центре.

Ребенок продолжает жить с родителями, но 2 – 4 раза в неделю приходит в Центр дневного пребывания, где специалисты обеспечивают комплексное развитие детей в безопасном окружении. Родители могут присутствовать на занятиях и учиться, как воспитывать детей.

  1.  Кризисное помещение детей на время (от 24 часов до 3 месяцев) в специальное социально-педагогическое учреждение.

Это происходит тогда, когда ребенку дома угрожает опасность. Необходимым условием является то, что родители должны ежедневно приходить и ухаживать за ребенком.

  1.  Оказание помощи в ближайшем окружении.

Социальный педагог изучает связи семьи с обществом и находит референтные группы, восстанавливает родственные отношения и через них строит взаимоотношения с семьей.

Самым сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является вовлечение в этот процесс родителей, которые остаются равнодушными к проблемам детей или просто не видят в своих отношениях с детьми какой-либо проблемы.

Одним из эффективных видов помощи самым тяжелым семьям (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов) является работа команды специалистов. В нее входят: соц. педагог, консультанты (нарколог, психиатр, психотерапевт и т.д.), специалисты заинтересованных ведомств: школы, соц. защиты, милиции и т.д., После первой встречи соц. педагога с семьей, где семья должна дать согласие на работу с командой специалистов, намечается общий план работы, где каждый член команды определяет рамки своей деятельности. Главная идея работы команды –  сделать все, чтобы ребенка не забирали из семьи. Выслушиваются все члены семьи, какую помощь они хотели бы получить. Одновременно, выясняется, кто в семье главный, от кого исходит угроза. Члены семьи могут оказывать сопротивление оказанию помощи, так как они воспринимают незнакомых людей как угрозу семье, возможности ее распада и разлуки. Они не доверяют и не верят людям. Поэтому надо дать понять членам семьи, что они имеют право выбора.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Цель деятельности соц. педагога – защита прав и интересов ребенка.. В работе с неблагополучными семьями соц. педагог руководствуется следующими принципами:

  1.  соблюдение приоритета интересов ребенка;
  2.  максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка;
  3.  защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье; его право знать своих родителей; право на совместное с ними проживание;
  4.  тесное взаимодействие с другими заинтересованными организациями и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечительства, образования и т.д.

Работа с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно:

Этап 1. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка, соц. педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих вмешательства.

Этап 2. Сбор первичной информации о данной семье через различные источники. Нужно увидеть не только плохое, но и хорошее в семейной жизни;

Этап 3. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семье для проживания и воспитания в ней ребенка.

Этап 4. Диагностика семейного благополучия завершается беседой с ребенком.

Этап 5. Первая встреча соц. педагога с семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям встречу в учреждении. Официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Лучше пригласить на беседу классного руководителя, психолога, ваша беседа будет более полной. Главная цель встречи с родителями – определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые мешают нормальному развитию ребенка. Часто они сами выросли в подобных условиях и склонны отрицать наличие проблемы.

В результате первой встречи соц. педагог должен получить ответы на вопросы:

  1.  можно ли оставить ребенка в семье?
  2.  какие характеристики семьи внушают надежду на возможность ее изменения в лучшую сторону?
  3.  какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их формировать в процессе реабилитационной работы?

Этап 6. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечительства, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.

Этап 7. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

Этап 8. Посещение соц. педагогом семьи по месту ее проживания.  Иногда совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Главное – убедить родителей, что визит имеет добрые намерения. (матрица определения обобщенного показатели соц. благополучия семьи как института воспитания. – Олиференко, 110).

Этап 9. Направлен на поиск помощи в окружении семьи. Семьи группы риска имеют ограниченный круг общения, но нужно рассмотреть все сохранившиеся отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении, которое могло бы способствовать изменению семьи;

Этап 10. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет соц. педагогу сделать ряд выводов, для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи.

Этап 11.Разрабатывается план совместных действий;

Этап 12. Совместное выполнение плана.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13672. Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер 14.71 KB
  Нация это общество людей которые через единую судьбу обретают единый характер.О. ПауэрПомимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена народности нации. Постараемся ответить на вопр...
13673. Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой 14.56 KB
  Неравенство такой же хороший закон природы как и всякий другой. И.Шерр Все формы общности людей можно разделить на естественноисторические этноисторические и социально исторические. Естественно исторические формы общности людей это раса поколение пол и т.д...
13674. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой. И. Шерр 16.69 KB
  Неравенство – такой же хороший закон природы как и всякий другой И. Шерр. Как следует понимать слова известного немецкого публициста и общественного деятеля 18 в. Иоганна Шерра Шерр говорит что неравенство является таким же хорошим законом природы как и всякий дру
13675. Никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму 13.67 KB
  Никакая нация не может достичь процветания пока не осознает что пахать поле – такое же достойное занятие как писать поэму В. Букер Социология Я полностью разделяю мнение автора так как в нашем веке информационных технологий большое внимание уделяется умственному
13676. Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого 14.8 KB
  Общество – свод камней который обрушился бы если бы один не поддержал другого СенекаФраза Сенеки для меня является ключом к ответу на вопрос что же такое общество. Существует много определений понятия общества. Рассмотрим одно из них. Общество – это динамическая сист...
13677. Примеры эссе по курсу обществознания. Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого 18.33 KB
  Общество свод камней который обрушился бы если бы один не поддерживал другого Сенека. Эссе № 1Я не согласна с данной точкой зрения. Вопервых общество понятие многозначное. Общества бывают разные. Я сама столкнулась в жизни с одной ситуацией. В городе есть два обще
13678. Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад 14.46 KB
  Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим оно обращено вперед а не назад.Н. БердяевПод национальным самосознанием понимается отражение сознаниянации в индивидуальном сознании ее членов выражающих усвоениепоследними представлений о месте и р
13679. Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество 16.55 KB
  Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество. Прежде всего дадим определение понятия маргинальность на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного я...
13680. Семья - один из шедевров природы 14.29 KB
  Семья один из шедевров природы. Дж. Сантаяна Попытаемся ответить на вопрос почему Дж. Сантаяна считает семью одним из шедевров природы. Для начала укажем определение семьи это объединение людей основанное на браке кровном родстве или усыновлении и связанное меж...