22088

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬЕЙ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Роль и значение семьи в обществе. Функции семьи. Периоды развития семьи. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Семья – неотъемлемая ячейка общества ни одна нация ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи.

Русский

2013-08-04

84.5 KB

18 чел.

11

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  СЕМЬЕЙ

  1.  История семейно-брачных отношений.
  2.  Роль и значение семьи в обществе.
  3.  Специфика семейного воспитания в отличие от общественного.
  4.  Функции семьи.
  5.  Периоды развития семьи.
  6.  Типы семей.
  7.  Работа социального педагога с семьей.

ИСТОРИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Семья – неотъемлемая ячейка общества, ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Рассмотрим взаимоотношения между такими понятиями как «семья» и «брак». Иногда  они взаимозаменяемые, но  существуют и различия. Во-первых, брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой  более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья развивается вместе с развитием общества, под влиянием социально-экономических условий, т.о. семья является продуктом исторического развития и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В истории человечества сменилось немало   форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племен, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономическому развитию общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, так как еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу-запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая  жизнь  людей определялась лишь их природой, и браком, как социально-регулируемым отношением между полами. (Табу были везде. Племена ведда в Цейлон – нельзя женится на старшей сестре, на младшей, на дочери – можно).

На ранней стадии первобытнообщинного строя, с появлением рода, возникает групповой брак. Эта форма группового брака была экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами других родов. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:  1. она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети 2. жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями 3. таким образом можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения часто провоцировали эти конфликты. Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но такие браки еще не приводили к созданию семьи. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной. К тому же первобытные люди полагали, что муж не связан биологически с детьми своей жены. По их убеждению беременность происходит лишь по одной причине: дух – родственник женщины вселяет в ее тело духа – ребенка.( жители Тробриандских островов- вместо того, чтобы обвинить жену в измене, считавшейся среди жителей этих островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутствия).

К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество), когда женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев. Джорж Мэрдок –1949г провел  исследовал и выяснил, что в 145 обществах существует полигиния; в 40 – моногамия (брак между 1 мужчиной и 1 женщиной); в 2 – полиандрия.

Почему в одних обществах существует одна форма брака, а в других – другая? Многие ученые подчеркивают роль экономических факторов. Например, распространение полигинии среди оленеводов – чукчей в Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо отдельно и для каждого стада нужен один пастух, а ему нужно несколько помощниц – женщин.     В Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе, она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата, поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену. Но и другие факторы играют заметную роль – например, социальные (Войны в Средней Азии, жители племен тодасов в Индии).

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки стали вытесняться парными браками. Моногамия привела к концу матриархата. Мужчина захотел передавать по наследству своим детям свою собственность. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако нарушение верности остается правом мужчины, в то же время от женщин требуется строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем  мужчина постепенно становится кормильцем детей, т.н. отцом и возникает экономическая ячейка, т.о. меняется характер брака: его целью, наряду с регулированием половых отношений, становится также создание семьи, содержание и воспитание детей.

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал исходной общественной ячейкой: государство возникает в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проекте «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества, он предлагал введение общности жен, детей и имущества.

В древней Руси слово «брак» неразрывно связано с церковью, христианством. Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в «единую плоть», в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Государство почти не вмешивалось во внутренний распорядок жизни семьи. Но предоставляя семье полную самостоятельность, государство все же оберегает ее прочность. Посягательства на разрыв супружеских связей всячески преследовались и, особенно в древности, жестоко карались. Чтобы сильнее закрепить эту связь, государство и церковь всячески мешали ее разрыву, а католичество до сих пор не допускает никакого развода: «Что бог соединил, того человек да не разлучит». В тех же целях жена была отдана в опеку мужу, дети – в распоряжение родителей. Например, согласно Уложению 1649 года в России убийство сына или дочери каралось лишь 1 годом тюремного заключения. В то же время дети не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах, общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестоко карало детей, которые не почитали родителей (родительское проклятие).

12 век. «Поучение Владимира Мономаха» «Жен своих любите, но власти им над собой не давайте».

16 век. «Домострой». «Да убоится жена мужа своего». Жену можно было побить ремнем, но потом обязательно пожалеть. Но тут же говорится и об обязанностях мужчины – содержать семья, кормить жену и детей, защищать их.

Патриархальная семья на Руси обычно состояла из нескольких поколений. Во главе стоял старший мужчина, после смерти отца – старший сын. Все слушались беспрекословно. Жениться – только по воле родителей. В семье уважался в основном мужчина – женщине – роль подчиненной.

Особенности  взаимоотношений и воспитания детей нашли свое отражение в пословицах и поговорках:

«С детьми горе, а без них – вдвое»

«У кого детки, у того и бедки»

«Детушек воспитать – не курочек перещипать»

«Детки подросли – батьку растрясли»

«Корми сына до поры; придет время – сын тебя прокормит»

«Любимого сына жезлом. Дал бог сыночка, дал и дубочка».

«Не наказанный сын – бесчестие отцу»

«От плохой жены состаришься, от хорошей – помолодеешь».

«Бил жену денечек, сам плакал годочек».

«Без алки нет ученья»

«Много учен, да недосечен»

«Не побивши не выучишь»

«Сытое брюхо к ученью глухо»

«Наука не пиво – в рот не вольешь»

«Русский человек любит авось, небось, да как-нибудь».

«Что русскому здорово, то немцу смерть».

«Отцов много, а мать одна».

« У кого детей много, тот не забыт от бога».

«У кого детей нет тот во грехе живет».

«Живы родители – почитай, померли – поминай».

Семья после революции.

Семейно-брачные контракты.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ОБЩЕСТВЕ

Роль  семьи в обществе несравнима по своей силе  с другими социальными институтами. Так как именно в семье формируется и развивается личность, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни, в семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру, там он получает первые уроки нравственности и опыт взаимоотношений с социумом.

Анализ социального влияния семьи наличность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20 %  - школа и на 10 % - улица.

Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Когда жили большими семьями, несколько поколений, да еще дяди и тети, то необходимые  социальные навыки естественно передавались от поколения к поколению. Сейчас, когда связь между поколениями нарушена, общество тем более должно помогать семье в воспитании детей. К тому же вторая половина 20 века нарушила привычный способ взаимодействия поколений. Молодые люди вынуждены решать такие проблемы, которые не стояли перед их отцами, они пользуются такой техникой, которая в новинку для их родителей. На них  ежедневно обрушивается огромный вал новой информации. Следовательно, новое поколение  уже не может жить только опытом своих отцов и дедов. Именно поэтому так резко ослабевает эффективность традиционного семейного воспитания. Но от состояния семьи зависит состояние государства, так как семья рассматривается как самая малая социальная ячейка общества.

Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.  

СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЛИЧИЕ ОТ ОБЩЕСТВЕННОГО

  1.  Семейное воспитание основано на чувстве.

Здесь важна мера проявления чувства, недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, равнодушным к переживаниям других людей или дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Он считает себя недостойным любви другого человека и бывает несчастлив в семейной жизни. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности зазнайства, лицемерия.

  1.  Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу. В ней есть представители 2,3 иногда 4 поколений. А это значит –  различные ценностные ориентации, разные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения.
  2.  В семье один и тот же человек может быть и воспитателем, и воспитуемым. Особенно в многодетной семье, где дети приобретают знание многих социальных ролей. В том числе и руководителя, и подчиненного, учатся и отдавать приказы, и подчиняться им.
  3.  Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органически сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается во все жизненноважные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую,  общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую и т.д.
  4.  Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток. Его благотворное (или нет) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Основной функцией семьи является репродуктивная функция. Это биологическое воспроизводство населения, продолжение человеческого рода. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. В настоящее время более половины семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей (10% пар бездетны). Причины – распространение городского образа жизни. Две трети населения сейчас живет в городе. В начале века 7 детей из 10 были сельскими. Еще одна причина – раньше была высокая смертность детей. Для воспроизводства численности родителей надо было иметь  5 – 7 детей. «Бог дал, бог взял», а теперь 2 – 3 ребенка, значит, вслед за резким снижением детской смертности, сократилась и рождаемость. Теперь возможно планировать сколько детей по силам вырастить – вырастает 9 их 10 детей. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь 2 детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, а женщина – матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей примерно через зо лет теряет третью часть своей численности. Значит нужно, чтобы половина семей имела по 3, остальные – по 2 детей, а для того, чтобы численность возрастала, надо, чтобы больше половины семей имело по 3 детей

Но существует еще ряд социальных функций семьи:

  •  хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми; традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслом
  •  экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых; традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслом.
  •  первичная социализация  и социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, семья – первая и главная социальная группа, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Семья помогает ребенку войти в общество, обучая традициям, культуре, нормам поведения, принятым в  конкретном обществе. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций «Мальчики не плачут», вкусы, поведенческие образцы -  «дерешься, как мальчишка».

В семье формируются ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В нашей стране – 25% семей не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.

- воспитательная функция. Это и прямое воспитание родителей, и влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка, Личный пример родителей, Ребенок копирует поведение взрослых, подражает их действиям.

  •  социально-статусная – предоставление члена семьи определенного социального положения в обществе;
  •  рекреативная и психотерапевтическая  функция. Человек должен чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение. Для этого в семье должна быть доброжелательная атмосфера. Каждый член семьи должен иметь свою персональную территорию – не обязательно комнату, а хотя бы угол, место, которое признают остальные члены семьи, иначе отношения становятся конфликтными. Важность совместной деятельности. Семейные традиции и праздники.  

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ   И РОДИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ

Развитие семьи проходит несколько стадий:

  1.  стадия формирования семьи. Осознание партнерских отношений, развитие взаимопонимания, выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны, налаживание отношений с родителями
  2.  стадия – рождение ребенка. Привыкание к мысли о ребенке, подготовка к отцовству и материнству, распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей. Привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка. Сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений.
  3.  семья с ребенком дошкольного возраста. Пресыщение чувства пресыщения материнства или отцовства и раздражения  по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд. Поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи, привыкание к возросшим материальным затратам.
  4.  семья с ребенком младшего и среднего школьного возраста. Воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям. Забота о супружеских отношениях и личной жизни.
  5.  семья с ребенком старшего школьного возраста. Перераспределение обязанностей и ответственности в связи с выросшем ребенком, налаживание взаимопонимания с подросшим ребенком, понимание и принятие индивидуальности ребенка.
  6.  семья со взрослым ребенком. Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним. Создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи. Забота о супружеских отношениях при ново структуре семьи. Спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки. Уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
  7.  стадия - это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи.
  8.  стадия – заключительный период семейного цикла.

ТИПЫ СЕМЕЙ

Классификация семей по различным основаниям:

  1.  По структуре:

Полные семьи:

С 1 ребенком;

С 2 однополыми;

С 2 разнополыми;

С 3;

Многодетная ( с 4 и более);

Со старшими членами семьи (бабушки, дедушки и другие);

Дети сводные;

Дети неродные;

Усыновленные.

Неполные семьи:

Одинокая мама;

Воспитывает один отец;

Родители разведены;

Воспитывает бабушка или дедушка;

Воспитывает опекун.

  1.  По материальной обеспеченности:
  •  с очень высоким материальным достатком;
  •  с высоким материальным достатком;
  •  со средним материальным достатком (обеспеченные);
  •  с низким материальным достатком (малообеспеченные);
  •  нуждающиеся ( за чертой бедности).

  1.  По воспитательному потенциалу:
  •  воспитательно сильная;
  •  воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
  •  с постоянно конфликтной атмосферой;
  •  с агрессивно-негативной атмосферой;
  •  семьи, допускающие безнадзорность детей;
  •  семьи с жестоким обращением с детьми;
  •  семьи с попустительски – снисходительным отношением к детям;
  •  семьи с отстраненно – равнодушным стилем воспитания;
  •  семьи с педантично – подозрительным стилем воспитания;
  •  семьи с непоследовательным стилем воспитания;
  •  семьи с доминирующей гиперпротекцией.

  1.  По социально – правовой устойчивости:
  •  социально здоровая;
  •  социально-неустойчивая;
  •  социально-нездоровая;
  •  асоциальная;
  •  маргинальная ( с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);
  •  криминогенная;
  •  преступная;
  •  психически отягощенная.

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи:

  1.  образовательную, которая включает обучение и воспитание;
  2.  психологическую, объединяющую поддержку и коррекцию;
  3.  посредническую, которая включает организацию, координацию и  информирование.

Рассмотрим подробнее все составляющие:

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование пед. культуры родителей.  

Помощь  родителям в воспитании детей организуется социальным педагогом в виде консультирования. Работа проводится также и с ребенком. При оказании помощи семье, социальному педагогу необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

Психологическая составляющая включает в себя 2 компонента:

  •  социально-психологическую поддержку
  •  коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса в семье. Психологическая поддержка семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализирует межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом. Психолог выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту. Психотерапевт проводит лечение.

Коррекция происходит, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния (запугивание, оскорбление ребенка, унижение его достоинства и т.д.). Соц. педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все применяемые родителями воспитательные методы основывались на уважении достоинства ребенка в соответствии с конвенцией о правах ребенка.

Посреднический компонент включает в себя три составляющие:

  •  помощь в организации;
  •  помощь в координации;
  •   информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга(организация благотворительных аукционов, клубов по интересам, конкурсов и т.д.)

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: передача ребенка на воспитание в приемную семью, усыновление ребенка, помещение детей в приюты.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Проводятся в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательств, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

  1.  советник – информирует семью по вопросам семейного законодательства, дает пед. советы по воспитанию детей.
  2.  консультант – консультирует по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
  3.  защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей, а иногда и права родителей, когда их необоснованно хотят лишить родительских прав.

Диагностика семьи – постоянное звено работы соц. педагога, учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи. Соц – пед. мониторинг – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на  этой основе стратегических и тактических решений.  Сущность соц. – пед. мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни.

Для того, чтобы систематизировать всю информацию о семье, возможно составление социально-педагогического паспорта семьи.  

Помощь семье может быть краткосрочной и долгосрочной. Краткосрочная помощь обычно осуществляется в рамках кризисинтервентной и проблемно-ориентированной моделей и длится не более 4 –х месяцев.

Кризисинтервентная модель предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации. Кризисы семьи могут быть связаны с возрастными кризисами ребенка (3 – х лет,  6-7 лет – адаптация к новому социальному статусу, 12 – 14 лет – период самоутверждения, 18 – 21 – соц. самоопределение). Задача соц. педагога – смягчить воздействие стрессовых событий и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач. Задача соц. педагога – совместно с семьей определить конкретные, достижимые цели.

Долгосрочные формы работы обычно построены на психосоциальном подходе. Примером может служить соц. патронаж, когда социальный педагог проводит много времени в семье, оказывая влияние на семейную ситуацию ( от4 до 9 месяцев), не более 2 – х семей одновременно.

Этапы работы в рамках патронажа:

  1.  этап. Знакомство. Составления договора с семьей, в котором очерчивается круг взаимных обязательств и прав.
  2.  этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса (Необходимы доверительные отношения).
  3.  этап. Сбор информации о семье (сопоставление информации из разных источников). Необходимо применять диагностические методики.
  4.  этап. Анализ информации о семье. Поиск эффективных способов взаимодействия с семьей и выхода из проблемной ситуации.
  5.  этап. Выведение семьи из проблемной ситуации. Совместное составление плана ближайшего этапа. Например, плана на месяц, или плана достижения конкретного промежуточного результата и сроки осуществления.
  6.  этап. Выход их семьи. Составление карты изменения семьи.

Семейное консультирование – оказание соц. – пед помощи при соц. – х проблемах, конфликтах. В отличие от психологических консультаций социальный педагог не затрагивает вопросы психологии семейных отношений. Социальный педагог должен уметь дать консультации по вопросам:

  •  сферы жизнеобеспечения – трудоустройство, льготы, субсидии, мат. помощь, инвалидность;    
  •  в сфере здорового образа жизни – уход за больными, пропаганда здорового образа жизни;
  •  в сфере духовного и морального здоровья  антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, традиции и устои семьи, ценностные ориентиры;
  •  в сфере воспитания детей – решение проблем адаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения;
  •  в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи – содействие в разрешении конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений.

Тренинги – помогают формированию умений и навыков, необходимых для нормальной семейной жизни.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64331. МАРКЕТИНГОВА ДІЯЛЬНІСТЬ ТОРГОВЕЛЬНИХ ПІДПРИЄМСТВ НА РИНКУ БУДІВЕЛЬНОЇ ПРОДУКЦІЇ 239.5 KB
  Розвиток стратегічного аспекту маркетингу на ринку споживчих товарів має важливе значення оскільки ринок вступив в ту стадію свого розвитку коли відсутність чітко розроблених стратегій призводить до зниження ефективності маркетингової діяльності і втрати конкурентних переваг підприємства.
64332. АЕРОДИНАМІЧНА ОПТИМІЗАЦІЯ НАПРЯМНИХ РЕШІТОК ОСЬОВИХ ТУРБІН 1.84 MB
  Для досягнення зазначеної мети поставлені наступні задачі: розробити параметричні моделі решітки осьової турбіни які повинні мати високу гнучкість можливість контролю витрати робочого тіла при мінімальній кількості варійованих параметрів...
64333. ПІДВИЩЕННЯ ВЛАСТИВОСТЕЙ СТАЛЕЙ І ТВЕРДИХ СПЛАВІВ НАНЕСЕННЯМ БАГАТОШАРОВИХ КАРБІДНИХ ТА КАРБООКСИДНИХ ДИФУЗІЙНИХ ПОКРИТТІВ НА ОСНОВІ ТИТАНУ, ВАНАДІЮ І ХРОМУ 1.45 MB
  У сучасній промисловості при вирішенні проблеми підвищення експлуатаційних властивостей деталей машин штампів та інструменту великого значення набувають розроблення та впровадження нових технологічних процесів з нанесення захисних...
64334. УПРАВЛІННЯ ФІНАНСОВИМИ РЕСУРСАМИ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИХ ПІДПРИЄМСТВ 244 KB
  Поточна ситуація на життєво важливих для українських аграріїв ринках продукції, кредитів та інвестицій дає підстави стверджувати, що як би добре не було організованим фінансове управління в розрізі суб’єктів на мікрорівні...
64335. Кінетика та механізми мікрохвильового спікання матеріалів з різним типом поглинання енергії НВЧ 7.15 MB
  Серед цих переваг можливість створення унікальних мікроструктур та властивостей які неможливо отримати з застосуванням традиційних методів спікання велика продуктивність методу значне збереження енергії завдяки суттєвому...
64336. АГРОБІОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ БАГАТОРІЧНИХ ЗЛАКОВИХ ТРАВ СТЕПОВОГО ЕКОТИПУ І ВДОСКОНАЛЕННЯ ПРИЙОМІВ ЇХ ВИРОЩУВАННЯ У КРИМУ 640.13 KB
  Враховуючи біологічні особливості встановлено й удосконалено оптимальні параметри основних прийомів вирощування найбільш продуктивної для умов Криму культури стоколосу безостого: оптимальні строки сівби а також для кожного з них оптимальна глибина загортання насіння...
64337. НАПРУЖЕНО-ДЕФОРМОВАНИЙ СТАН ЗАЛІЗОБЕТОННИХ ЕЛЕМЕНТІВ ПРИ РІЗНИХ ШВИДКОСТЯХ НАВАНТАЖЕННЯ В УМОВАХ НАГРІВАННЯ ДО +200 С 394.5 KB
  Для бетону в умовах підвищених температур істотним чинником є температурне старіння що проявляється в значній кількісній зміні характеристик механічних і реологічних властивостей при збільшенні тривалості навантаження і нагрівання.
64338. ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНИЙ ПРОСТІР ПОЛІТИКИ ЯК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИКО-СОЦІОЛОГІЧНОЇ РЕФЛЕКСІЇ 244.5 KB
  Феномен інформаційно-комунікативного простору політики його структурнозмістовну неоднорідність не вдається ефективно вивчати в межах загальновизнаних політикофілософських і соціологічних теорій підходів і шкіл.
64339. ТЕХНОЛОГІЧНІ ВЛАСТИВОСТІ ГОЛОЗЕРНОГО ВІВСА ТА МЕТОДИ ЙОГО ЗБЕРІГАННЯ 242.5 KB
  Завдяки усуненню головного недоліку вівса плівчастого твердої плівки витрати на переробку вівса голозерного значно зменшилися а отже відповідно зріс і попит на нього у виробників. Свіжозібране зерно голозерного вівса з поля потрапляє на хлібоприймальні підприємства та заготівельні...