22089

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Особенности детейсирот.В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детейсирот. В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Русский

2013-08-04

57.5 KB

0 чел.

PAGE  6

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1.  Из истории опеки и попечительства детей в России.
  2.  Причины сиротства.
  3.  Гос. система попечительства.
  4.  Особенности детей-сирот.
  5.  Работа соц. педагога.
  6.  Недостатки учреждений попечительства.

В любом государстве и любом обществе всегда есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.(В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детей-сирот). В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Еще князь Владимир Красное Солнышко возложил в 996 году призрение детей-сирот на духовенство. Князь Ярослав Мудрый даже учредил для сирот училище, где призревались и обучались на его средства 300 юношей. Князь Владимир Мономах в известном своем «Поучении…» учил: «Всего же паче убогих не забывайте, но … по силе кормите, снабдите сироту». При Иване Грозном призрение сирот было включено в круг задач органов государственного управления, в частности был создан Церковный патриарший приказ, который ведал сиротскими делами. При Алексее Михайловиче были созданы приказы общественного призрения сирот, а также «сирых и убогих». В 1682 году был издан указ Федора Алексеевича об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и занятиям, которые «во всех случаях нужны и потребны».Но сравнительно широкий размах государственная политика воспитания детей-сирот приобрела в 18 веке. В 1706 г. новгородский митрополит Иов за собственный счет построил при монастыре воспитательный дом для  «незаконорожденных и всяких подкидных младенцев», а в 1715 г. Петр –1 издал Указ, предписывающий устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконорожденных детей. Из этих госпиталей детей затем передавали в ученье к мастеру, в услуженье горожан или по деревням в крестьянские семьи. Эта форма воспитания детей-сирот широко практиковалась в России в конце 18 – начале 19 веков. В сельской местности призрение детей-сирот возлагалось на сельские общины, монастыри и помещиков. Оживление внимания к детям –сиротам после Петра –1 произошло при Екатерине-11. В 1764 г. был открыт Московский воспитательный дом, который по замыслу его инициатора И.И.Бецкова  должен был способствовать созданию третьего сословия – «новой породы людей», способных служить отечеству. Все воспитанники делились на три разбора по степени их талантливости и способностей. Самые способные могли получить высшее образование и стать образованными людьми.

При жене Павла – 1 Марии Федоровне  впервые открылись специальные приюты для слепых и глухих детей. В те же годы создаются первые частные приюты. Первый был создан в 1837 году по инициативе горнозаводчика А.Демидова в Петербурге. К 1917 году на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывалось около 30 тысяч детей. После революции количество  детей-сирот достигло 4,5 млн.

В годы В.О.войны широкий размах приобрело усыновление детей (48 детей). За 41 – 45 годы было усыновлено 270 тысяч  детей. (Сейчас в России в 2003 году усыновлено 7331 ребенок, в два раза меньше, чем в доперестроечный период), а за рубеж усыновлено – 7852 ребенка – в пять раз больше, чем раньше).

В 50-е годы впервые открылись несколько детских домов для одаренных детей-сирот (музыка, балет).

Сейчас в нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей.

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, н они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Назвать все причины сиротства трудно, но все они делятся на следующие:

  1.  первая причина заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от несовершеннолетнего ребенка, причем чаще всего в родильном доме. В течение трех месяцев мать может изменить свое решение и ребенок может быть возвращен в семью.
  2.  вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родители лишаются родительских прав в целях защиты интересов ребенка.  Лишение родительских прав осуществляется по решению суда.
  3.  Третья причина связана со смертью родителей.

В каждой стране создается социальная система защиты и попечения таких детей. К ним можно отнести следующие варианты:

  •  сохранение ребенка в родной семье;
    •  возвращение в семью;
    •  усыновление внутри страны;
    •  усыновление в другой стране;
    •  передача на воспитание в семью (оформление опеки или попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18).Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны.

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя способами: усыновлением или передачей на государственное попечение:

Государственное попечение осуществляется с помощью:

Временной приемной семьи;

Приют (место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации  сроком до 1 года);

Дом ребенка; (дети от 1 мес. до 3 лет);

Детский дом;

Семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей. Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту.

Детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Воспитатели играют роль родителей.

Интернат – образовательное учреждение, в котором дети живут и обучаются.

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях  гос. попечения, потребность в такого рода социальной защиты испытывают около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

Усыновление осуществляется  с помощью: приемной семьи, опекунской семьи и семьи усыновителя.

Опекунская семья полагает родственные связи с опекаемым. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании суда. Опекунские родители  ежемесячно получают денежные средства на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря до 18 лет. Опекун осуществляет контроль за сохранением  имеющегося у несовершеннолетнего ребенка имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот на основании договора о передачи детей на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Общее число детей в таких семьях (и родных, и неродных, не должно превышать 8 человек).Приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна. На содержание каждого ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства. Государство также оплачивает труд приемных родителей как воспитателей.

Усыновление – ребенок в этом случае в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям. Усыновление проводится судом с участием органов опеки и попечительства. При решении вопроса об усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется согласие ребенка.

4.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

1.       Худшее, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, здоровье детей, как физиологическое, так и психологическое, высокий уровень заболеваемости;

  1.  Существует проблема интеллектуального развития воспитанников. Основная причина снижения интеллектуального развития  воспитанников являются анатомо-физиологические нарушения работы Ц.Н.системы, влияние среды, педагогическая запущенность, одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми;
  2.  Существуют нарушения в эмоционально-волевой сфере – нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватная самооценка (чаще сниженная), неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, неготовность преодолевать трудности, повышенная агрессивность, недоверчивость, эмоциональная холодность;
  3.  У многих детей в условиях детского дома появляется  стихийно складывается феномен «мы». Это совершенно особенное психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению к «чужим» и  своим детдомовским. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. Они живут по своим групповым нравственным правилам.
  4.  Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, неприятие моральных норм, правил и ограничений, отсутствие угрызений совести, как внутреннего индикатора отклонений от нравственных норм;
  5.  Существует проблема половой идентификации. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего поля. В детском доме изолированы от этих ориентаций. Дети идентифицируют себя не со взрослыми людьми, а со старшими мальчиками и девочками. А они, как и все подростки, часто демонстрируют агрессивное поведение, неадекватные формы решения возникающих проблем;
  6.  Проблемы совместной деятельности и общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми. Обычно их контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Дети, находясь рядом, играют порознь, не замечают обид, просьб и даже слез сверстников, у них нет постоянной привязанности к сверстникам, У детей формируется жестокость, равнодушие, конфликтность. В школе они отрицательно относятся к детям, живущим в семьях. Постоянное общение с одной и той же группой сверстников препятствует  развитию навыков общения с незнакомыми людьми.
  7.  Чрезмерная опека, забота и контроль взрослых лишает детей самостоятельности и способствуют формированию иждивенческой позиции. Они напряжены со взрослыми, демонстрируют потребительское отношение, требуют решения своих проблем.
  8.  Трудности, связанные с социализацией – затруднения в овладении социальными ролями из-за отсутствия нормальных  контактов с социумом (семья, друзья, соседи).

Также существуют психологические особенности детей в зависимости от возраста: дошкольников характеризует: эмоциональная глухота, задержка делового общения со взрослыми, неадекватное отношение к оценке взрослого, сниженная эмоциональная активность, пассивность во всех видах деятельности, отсутствие способности к сопереживанию, неосознанность поведения, потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых;

Особенности младших школьников: дисгармоничность интеллектуальной сферы, недоразвитие наглядно-образных форм мышления, ситуативность мышления и поведения;

Подростки: несформированность внутренней  позиции. Слабая ориентация на будущее, размытость и неясность образа «Я». Слабость интимно-личностных контактов со взрослыми, трудности в утверждении в среде сверстников.

Из доклада председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов в 1999 году «В целом по России 30 % выпускников детских домов становятся бомжами, 20% - преступниками, 10% - заканчивают жизнь самоубийством».

В целом, мы можем сказать, что у многих детей – сирот существуют:

-проблемы социального характера, которые проистекают из социального статуса ребенка – он «ничей» ребенок. Проблемы могут возникать из-за неприязненного отношения к ним детей из семей и родителей этих детей.

- проблемы медицинского характера. почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части – выраженного невроза, обусловленного психическими травмами, связанными с неблагополучием в семье и утратой родителей.

- проблемы психологического характера часто определяются недостатком ласки и любви. Этот факт откладывает отпечаток на весь дельнейший период формирования личности.

- проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, девиантное поведение до поступления в детский дом и в первые месяцы после поступления, наблюдается у 70% детей и подростков.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Деятельность социального педагога начинается с:

  1.  Определение статуса ребенка.(Дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав, дети одиноких матерей, дети, находящиеся под опекой, дети, родители которых ограничены в родительских правах, дети из бедных семей, дети, родители которых находятся на длительном лечении, дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособны, отбывают наказание в исправительных колониях, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
  2.  Диагностика воспитанника (его состояния, желаний и возможностей) Определение возможностей медицинской, психологической и педагогической реабилитации ребенка.
  3.  Составление индивидуальной программы развития воспитанников.
  4.  Адаптация, реабилитации, интеграция ребенка.
  5.  Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах

Задачи социального педагога:

  1.  Создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;
  2.  Обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;
  3.  Охрана интересов и прав воспитанников;
  4.  Формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни;
  5.  Формирование потребности к саморазвитию и самоопределению;
  6.  Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессионально-образовательных программ.

НЕДОСТАТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  ПО ПОПЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ

  1.  массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников,  отсутствия свободы выбора ребенка, монотонность  жизни;
    1.  непостоянство (частая сменяемость) взрослых,
    2.  объединение детей по принципу социально-психологического неблагополучия (практически все воспитанники перенесли психологическую травму, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка);
    3.  «закрытая» среда учреждения, суженность развивающей среды, порождающая бедность эмоционально-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов (начиная с игрушек и заканчивая бытовыми приборами);
    4.  отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
    5.  недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов.
    6.  недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32315. Теории возникновения государства и права 43 KB
  Одни государства подчас могут распадаться СССР Югославия Чехословакия; другие объединяются в более крупные такой процесс возможно начался в рамках Европейского Союза. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения что бесспорно только обогатит теорию государства. Основные теории происхождения государства теологическая патриархальная договорная насилия органическая материалистическая психологическая патримониальная и ирригационная ставят во главу угла какойлибо один конкретный доминирующий способ...
32316. Государственная власть: понятие и общие черты 33 KB
  В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию присущую любому коллективу обществу; другие исследователи как волевое отношение властеотношение властвующего и подвластного субъектов; третьи как способность властвующего управляющего навязывать свою волю другим лицам; четвертые как организованную силу способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление связанное с принуждением. И наконец зачастую под властью понимается государство или его...
32317. Сущность государства. Признаки и определение понятия государства. Различные подходы к определению понятия государства 45 KB
  Сущность государства. Признаки и определение понятия государства. Различные подходы к определению понятия государства. Его определяют и как общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства Н.
32318. больших группах классах тех или иных объектов обладающих набором общих характерных для каждого типа приз 27.5 KB
  В его основе лежит учение об общественноэкономической формации которая включает в себя тип производственных отношений базис и соответствующий ему тип надстройки государство право и т. Ленина и других решающим фактором общественного развития который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами которые были собственностью свободных граждан. Феодальное государство это диктатура класса феодалов земельных...
32319. Внутренние функции государства. Их виды и характеристика в различных типах государства 43.5 KB
  Внутренние функции государства. Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Таковой была например позиция ряда авторов классифицировавших функции государства еще в 70е годы на функции политической охраны строя политическая функция а также на экономическую социальную и идеологическую функции. Правда при этом оговаривалась возможность и более дробной полностью не совпадающей с различными...
32320. Цивилизационный подход к типологии государств. Понятие цивилизаций. Виды цивилизаций и соответствующих типов государств при различных разновидностях цивилизационного подхода (Тойнби, Ростоу, Сорокин) 45 KB
  Цивилизационный подход это исследование состояния и развития общества закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества в духовной культуре народа его религии и нравах. Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовнокультурной жизни общества: Природа государства определяется не только реальным соотношением сил но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире ценностями образцами поведения. Цивилизация есть...
32321. Внешние функции государства. Их виды и характеристика в различных типах государства 45 KB
  Внешние функции государства. Их виды и характеристика в различных типах государства. Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств от этапов развития одного и того же государства от складывающейся в мире международной обстановки от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств.
32322. Функции государства. Их понятие, соотношение с целями и задачами, виды функций 51.5 KB
  Функции государства. Функции государства это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства его природа и социальное назначение. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности.
32323. Экономические и социальные функции государства. Их изменение и особенности в государствах различных типов 46.5 KB
  Экономические и социальные функции государства. Их изменение и особенности в государствах различных типов. В данной функции наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах а также налаживания эффективного государственного регулирования совместимого с рыночными механизмами.