22089

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Особенности детейсирот.В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детейсирот. В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Русский

2013-08-04

57.5 KB

0 чел.

PAGE  6

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1.  Из истории опеки и попечительства детей в России.
  2.  Причины сиротства.
  3.  Гос. система попечительства.
  4.  Особенности детей-сирот.
  5.  Работа соц. педагога.
  6.  Недостатки учреждений попечительства.

В любом государстве и любом обществе всегда есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.(В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детей-сирот). В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Еще князь Владимир Красное Солнышко возложил в 996 году призрение детей-сирот на духовенство. Князь Ярослав Мудрый даже учредил для сирот училище, где призревались и обучались на его средства 300 юношей. Князь Владимир Мономах в известном своем «Поучении…» учил: «Всего же паче убогих не забывайте, но … по силе кормите, снабдите сироту». При Иване Грозном призрение сирот было включено в круг задач органов государственного управления, в частности был создан Церковный патриарший приказ, который ведал сиротскими делами. При Алексее Михайловиче были созданы приказы общественного призрения сирот, а также «сирых и убогих». В 1682 году был издан указ Федора Алексеевича об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и занятиям, которые «во всех случаях нужны и потребны».Но сравнительно широкий размах государственная политика воспитания детей-сирот приобрела в 18 веке. В 1706 г. новгородский митрополит Иов за собственный счет построил при монастыре воспитательный дом для  «незаконорожденных и всяких подкидных младенцев», а в 1715 г. Петр –1 издал Указ, предписывающий устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконорожденных детей. Из этих госпиталей детей затем передавали в ученье к мастеру, в услуженье горожан или по деревням в крестьянские семьи. Эта форма воспитания детей-сирот широко практиковалась в России в конце 18 – начале 19 веков. В сельской местности призрение детей-сирот возлагалось на сельские общины, монастыри и помещиков. Оживление внимания к детям –сиротам после Петра –1 произошло при Екатерине-11. В 1764 г. был открыт Московский воспитательный дом, который по замыслу его инициатора И.И.Бецкова  должен был способствовать созданию третьего сословия – «новой породы людей», способных служить отечеству. Все воспитанники делились на три разбора по степени их талантливости и способностей. Самые способные могли получить высшее образование и стать образованными людьми.

При жене Павла – 1 Марии Федоровне  впервые открылись специальные приюты для слепых и глухих детей. В те же годы создаются первые частные приюты. Первый был создан в 1837 году по инициативе горнозаводчика А.Демидова в Петербурге. К 1917 году на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывалось около 30 тысяч детей. После революции количество  детей-сирот достигло 4,5 млн.

В годы В.О.войны широкий размах приобрело усыновление детей (48 детей). За 41 – 45 годы было усыновлено 270 тысяч  детей. (Сейчас в России в 2003 году усыновлено 7331 ребенок, в два раза меньше, чем в доперестроечный период), а за рубеж усыновлено – 7852 ребенка – в пять раз больше, чем раньше).

В 50-е годы впервые открылись несколько детских домов для одаренных детей-сирот (музыка, балет).

Сейчас в нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей.

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, н они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Назвать все причины сиротства трудно, но все они делятся на следующие:

  1.  первая причина заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от несовершеннолетнего ребенка, причем чаще всего в родильном доме. В течение трех месяцев мать может изменить свое решение и ребенок может быть возвращен в семью.
  2.  вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родители лишаются родительских прав в целях защиты интересов ребенка.  Лишение родительских прав осуществляется по решению суда.
  3.  Третья причина связана со смертью родителей.

В каждой стране создается социальная система защиты и попечения таких детей. К ним можно отнести следующие варианты:

  •  сохранение ребенка в родной семье;
    •  возвращение в семью;
    •  усыновление внутри страны;
    •  усыновление в другой стране;
    •  передача на воспитание в семью (оформление опеки или попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18).Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны.

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя способами: усыновлением или передачей на государственное попечение:

Государственное попечение осуществляется с помощью:

Временной приемной семьи;

Приют (место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации  сроком до 1 года);

Дом ребенка; (дети от 1 мес. до 3 лет);

Детский дом;

Семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей. Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту.

Детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Воспитатели играют роль родителей.

Интернат – образовательное учреждение, в котором дети живут и обучаются.

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях  гос. попечения, потребность в такого рода социальной защиты испытывают около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

Усыновление осуществляется  с помощью: приемной семьи, опекунской семьи и семьи усыновителя.

Опекунская семья полагает родственные связи с опекаемым. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании суда. Опекунские родители  ежемесячно получают денежные средства на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря до 18 лет. Опекун осуществляет контроль за сохранением  имеющегося у несовершеннолетнего ребенка имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот на основании договора о передачи детей на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Общее число детей в таких семьях (и родных, и неродных, не должно превышать 8 человек).Приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна. На содержание каждого ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства. Государство также оплачивает труд приемных родителей как воспитателей.

Усыновление – ребенок в этом случае в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям. Усыновление проводится судом с участием органов опеки и попечительства. При решении вопроса об усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется согласие ребенка.

4.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

1.       Худшее, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, здоровье детей, как физиологическое, так и психологическое, высокий уровень заболеваемости;

  1.  Существует проблема интеллектуального развития воспитанников. Основная причина снижения интеллектуального развития  воспитанников являются анатомо-физиологические нарушения работы Ц.Н.системы, влияние среды, педагогическая запущенность, одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми;
  2.  Существуют нарушения в эмоционально-волевой сфере – нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватная самооценка (чаще сниженная), неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, неготовность преодолевать трудности, повышенная агрессивность, недоверчивость, эмоциональная холодность;
  3.  У многих детей в условиях детского дома появляется  стихийно складывается феномен «мы». Это совершенно особенное психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению к «чужим» и  своим детдомовским. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. Они живут по своим групповым нравственным правилам.
  4.  Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, неприятие моральных норм, правил и ограничений, отсутствие угрызений совести, как внутреннего индикатора отклонений от нравственных норм;
  5.  Существует проблема половой идентификации. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего поля. В детском доме изолированы от этих ориентаций. Дети идентифицируют себя не со взрослыми людьми, а со старшими мальчиками и девочками. А они, как и все подростки, часто демонстрируют агрессивное поведение, неадекватные формы решения возникающих проблем;
  6.  Проблемы совместной деятельности и общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми. Обычно их контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Дети, находясь рядом, играют порознь, не замечают обид, просьб и даже слез сверстников, у них нет постоянной привязанности к сверстникам, У детей формируется жестокость, равнодушие, конфликтность. В школе они отрицательно относятся к детям, живущим в семьях. Постоянное общение с одной и той же группой сверстников препятствует  развитию навыков общения с незнакомыми людьми.
  7.  Чрезмерная опека, забота и контроль взрослых лишает детей самостоятельности и способствуют формированию иждивенческой позиции. Они напряжены со взрослыми, демонстрируют потребительское отношение, требуют решения своих проблем.
  8.  Трудности, связанные с социализацией – затруднения в овладении социальными ролями из-за отсутствия нормальных  контактов с социумом (семья, друзья, соседи).

Также существуют психологические особенности детей в зависимости от возраста: дошкольников характеризует: эмоциональная глухота, задержка делового общения со взрослыми, неадекватное отношение к оценке взрослого, сниженная эмоциональная активность, пассивность во всех видах деятельности, отсутствие способности к сопереживанию, неосознанность поведения, потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых;

Особенности младших школьников: дисгармоничность интеллектуальной сферы, недоразвитие наглядно-образных форм мышления, ситуативность мышления и поведения;

Подростки: несформированность внутренней  позиции. Слабая ориентация на будущее, размытость и неясность образа «Я». Слабость интимно-личностных контактов со взрослыми, трудности в утверждении в среде сверстников.

Из доклада председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов в 1999 году «В целом по России 30 % выпускников детских домов становятся бомжами, 20% - преступниками, 10% - заканчивают жизнь самоубийством».

В целом, мы можем сказать, что у многих детей – сирот существуют:

-проблемы социального характера, которые проистекают из социального статуса ребенка – он «ничей» ребенок. Проблемы могут возникать из-за неприязненного отношения к ним детей из семей и родителей этих детей.

- проблемы медицинского характера. почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части – выраженного невроза, обусловленного психическими травмами, связанными с неблагополучием в семье и утратой родителей.

- проблемы психологического характера часто определяются недостатком ласки и любви. Этот факт откладывает отпечаток на весь дельнейший период формирования личности.

- проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, девиантное поведение до поступления в детский дом и в первые месяцы после поступления, наблюдается у 70% детей и подростков.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Деятельность социального педагога начинается с:

  1.  Определение статуса ребенка.(Дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав, дети одиноких матерей, дети, находящиеся под опекой, дети, родители которых ограничены в родительских правах, дети из бедных семей, дети, родители которых находятся на длительном лечении, дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособны, отбывают наказание в исправительных колониях, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
  2.  Диагностика воспитанника (его состояния, желаний и возможностей) Определение возможностей медицинской, психологической и педагогической реабилитации ребенка.
  3.  Составление индивидуальной программы развития воспитанников.
  4.  Адаптация, реабилитации, интеграция ребенка.
  5.  Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах

Задачи социального педагога:

  1.  Создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;
  2.  Обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;
  3.  Охрана интересов и прав воспитанников;
  4.  Формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни;
  5.  Формирование потребности к саморазвитию и самоопределению;
  6.  Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессионально-образовательных программ.

НЕДОСТАТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  ПО ПОПЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ

  1.  массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников,  отсутствия свободы выбора ребенка, монотонность  жизни;
    1.  непостоянство (частая сменяемость) взрослых,
    2.  объединение детей по принципу социально-психологического неблагополучия (практически все воспитанники перенесли психологическую травму, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка);
    3.  «закрытая» среда учреждения, суженность развивающей среды, порождающая бедность эмоционально-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов (начиная с игрушек и заканчивая бытовыми приборами);
    4.  отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
    5.  недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов.
    6.  недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44928. Первые социологи 17.83 KB
  Знание должно быть реальным а не абстрактным; применимым очевидным организующим Энциклопедическая лестница наук: Иерархия наук в последовательности достижения ими позитивной стадии: Математика первой достигла позитивной стадии Астрономия Физика Химия Биология Социальная физика социология В социологии два раздела: Социальная Статика Социальная Динамика Социология позитивное изучение совокупности фундаментальных законов свойственных социальным явлениям Конт за модель общества применял семью и расширял ее до всего...
44930. Основные этапы складывания древнерусского государства 20.74 KB
  Основные этапы складывания древнерусского государства В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. На первом этапе образования древнерусского государства VIIIсередина IХ вв. процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов варягов. Норманнская теория происхождения древнерусского государства.
44932. Australia. Австралия 15.29 KB
  Australia is one of the most unusual and exotic countries of the world. A significant feature of modern Australian society is the representation of a lot of cultures drawn from many lands by its people
44933. Два способа установки ПО 22.78 KB
  В первом случае пакет ПО обычно поставляется в виде trgz архива во втором случае в виде rpm пакета но это не обязательно исполняемые модули также могут распространяться в виде trgz архива. Проще всего установить ПО представленное в виде rpm пакета содержащего исполняемые файлы. Программа rpm Название этой программы или команды является аббревиатурой от Redht Pckge Mnger. Программа rpm в некотором смысле аналогична программам типа setup wizrd для MS Windows.
44934. Влади́мир Андре́евич Фаво́рский 38.9 KB
  Фаворский вспоминает: Там я встретил целый ряд русских между прочим Истомина. Фаворский вспоминает: Бегали ещё в университет слушать профессоров Фуртвенглера и Фолля и к Молье слушать его лекции по анатомии Студенты Академии протестовали против нашего присутствия и выгоняли нас Молье услыша об этом возмутился и сказал что всякий кому интересно может слушать и мы слушали. Фаворский хорошо знал немецкий язык в отдельных случаях он даже исполнял роль переводчика на занятиях.
44935. Предмет и задачи методики преподавания РЯ 13.34 KB
  Методика РЯ опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии о связи языка и сознания речи и мышления. Методика обеспечивает такую систему обучения языку которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции быть важнейшим средством человеческого общения средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классноурочной системы жестко ограниченного числа уроков и...