22090

Средства массовой информации

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества включая политику здравоохранение образование религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса. Актуальность данной темы заключается в том что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Таким образом благодаря СМИ формируется общественное мнение состояние массового сознания заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к...

Русский

2013-08-04

40 KB

0 чел.

Изобретение Иоганном Гуттенбергом в середине XV века печатного станка сделало информацию достоянием многих. Содержание процесса развития личности стало более насыщенным. Власти, меценаты  определяют с тех пор, что именно публиковать и в каких количествах.

Средства массовой информации выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных её ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

Актуальность данной темы заключается в том, что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они воздействуют на общественное мнение, формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение- состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Виды СМИ.

Печать.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Печатная продукция воспринимается читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте. Однако, у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг.

Радио.  

Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Однако, радиовещание в определенном смысле принудительно- передачу можно слушать лишь в то время когда она идёт в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание в  удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке.

Интернет.

В последнее десятилетие активно развивается новый тип каналов информации – всемирная компьютерная сеть( Интернет). Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов

СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора.  Также на многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые «горячие» темы, сенсации дня.  Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

Телевидение как наиболее значимое и распространённое средство получения информации.

Телевидение сегодня-одно из самых массовых средств информации. Качества телевизионной информации-ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте. В военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени.

Доверие СМИ: респонденты города и села.

Вариация доверия различным СМИ, а также доверия СМИ в целом в группах населения по типу населенного пункта:

Отсюда следует, что в городах-миллионерах доминирующим средством массовой информации, во многом обуславливающим высокий уровень доверия СМИ в целом, являются печатные издания. В городах с населением от 100 тысяч человек абсолютно доминирует телевидение. В городах с населением менее 100 тысяч человек наибольший вклад в доверие ко СМИ в целом делают телевидение и печать. В сельской местности более заметную роль в доверии СМИ в целом играет доверие к радио. Таким образом, опрос показывает, что респонденты считают СМИ надежным источником информации.

Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.

К примеру, французские учебные заведения попытались не только интегрировать технические медиасредства в виде аудиовизуальной помощи, но и "выдвинули проблему научить школьников критически воспринимать информацию, полученную из СМИ, научиться с помощью СМИ заниматься самообразованием, расширять свой кругозор". Национальный французский эксперимент под названием "Активный юный телезритель" призвал все воспитательное сообщество (семью, педагогов, социальных работников) к тому, чтобы в своей воспитательной работе они учли роль, которую играет телевидение в повседневной жизни подростка (так как среди средств массовой информации по масштабу воздействия на школьников лидирует именно телевидение), и стремились так организовать свою педагогическую работу, чтобы научить юного телезрителя извлекать пользу из данного средства коммуникации. Иначе говоря, основная задача эксперимента заключалась в том чтобы научить подростка быть "активным", т. е. разборчивым критичным и любознательным и одновременно открытым для новой информации; развить самостоятельность и независимость, которые повлияют на школьника и будут корректировать его отношения с социальной средой. "Дети учатся самостоятельно строить свою систему доводов и мнений, - утверждает Э. Пьерр., Мы видим, каков бы ни был возраст ребенка, телевидение и взгляды, которые оно порождает очень сильно способствуют его социализации"[6].

На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:

1) информационная (является источником разнообразной информации);

2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);

3) релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении[7].

Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".

В связи с тем, что самоизменение человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".

Помимо отрицательго воздействия СМИ на, подростка возникает опасность оторванности его от реальной жизни: у ребенка, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он главный участник событий. В данной ситуации он осуществляется как Homo probabilis - человек Возможный или Вероятный, т. е. он все время удерживается в напряжении несовпадения с самим собой[8] его сознание проживает опыт, не имеющий ничего общего с фактическим телесным опытом. СМИ создало совершенно новую ситуацию в процессе формирования потребностей. Кино и телевидение практически безгранично раздвигают перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни. В результате могут сформироваться потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями. Однако мониторинг социологических исследований, проведенный Центром социологии образования Российской Академии образования показал, что учащиеся, регулярно пользующиеся компьютером, имеют более высокие оценки не только по информатике, математике и предметам естественнонаучного цикла, но и по гуманитарным предметам (академическая успешность), а также значительно чаще посещают выставки, музеи, театры, концерты.

Таким образом, влияние средств массовой информации на социализацию подростка неоднозначно, в связи с чем перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса; при правильном стиле общения взрослого с ребенком с помощью СМИ, с одной стороны, можно уберечь подрастающее поколение от вредных влияний медиа, а с другой - сформировать у него критическое мышление и способность к исследовательскому анализу получаемой информации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77361. Вопросы выбора архитектуры интерактивного взаимодействия с параллельными программами 120 KB
  озможность интерактивного взаимодействия с суперкомпьютерной программой при проведении расчётов по сравнению с пакетной обработкой задач может существенно повысить эффективность труда исследователя. Однако организация такого взаимодействия сопряжена с рядом трудностей связанных с устоявшейся методикой программирования и проведения расчётов. Один из ключевых моментов построения такого взаимодействия выбор правил и принципов построения связи со счетными программами.
77362. DATAFLOW-BASED DISTRIBUTED COMPUTING SYSTEM 39.5 KB
  The method is bsed on the following concepts: storge tsk nd rule. Storge stores nmed dt on which three opertions could be pplied crete write red nd delete. Every item in the storge is selfsufficient nd contins dt some metinformtion nd hs unique nme. The term tsk identifies the progrm which could red dt with specific nmes from the storge nd generte new dt items which will be written into the storge s result of tsk execution.
77363. ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ 33 KB
  Важная проблема разработки систем компьютерной визуализации связана с выбором методов представления данных возникающих в связи с описанием сложных процессов. Такие подходы появляются в различных областях компьютерной визуализации см. Нужен дополнительный поиск более простых метафор визуализации позволяющих более эффективно анализировать абстрактные данные.
77364. Применение алгоритмов распознавания образов с целью захвата жестовых языков без применения маркирующих устройств 23.5 KB
  В этой работе рассматривается возможность построения системы на базе принципов захвата движения для распознавания жестовых языков обладающих большим количеством знаков. В этой связи важным является изучение современных алгоритмов распознавания образов. Проведен анализ ряда алгоритмов преобразования изображений применяемых в области распознавания образов а также их комбинации для эффективности решения поставленной задачи.
77365. VISUAL SUPPORTING OF PROGRAM PARALLELIZING 26 KB
  We have developed the simple prototype of the system to support visually the parallelizing process. The prototype is realized twofold. One of the realizations has to deal with parallelism of Massage Passing paradigm; another has to deal with Shared Memory parallelization. That is our system works with MPI and OpenMP programs.
77366. ПРОЕКТ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 39.5 KB
  Средства визуализации результатов численного моделирования можно разделить на три класса: Универсальные системы визуализации способные отображать большое многообразие визуальных объектов. Специализированные системы визуализации предметной области вычислительного эксперимента или специфических визуальных сущностей. Специализированные системы визуализации созданные специально для данного исследовательского проекта или даже конкретного пользователя.
77367. РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЕТОК 26 KB
  В настоящее время для визуализации сеток на этапе генерации используются средства разработанного в коллективе конструктора специализированных систем визуализации. Для визуализации сеток больших объемов проводится экспериментальная разработка по реализации параллельного программного воксельного рендеринга с применением графических ускорителей. Продолжаются исследования и опытные разработки по применению виртуальной реальности для визуализации сеточных данных. Система интерактивной визуализации параллельных вычислений 14я Международная...
77368. Remote Visualization in Computer Aided Engineering 14 KB
  IMM UrB RS Urls Stte University Computer ided Engineering softwre gin now the incresing distribution. To chieve dditionl productivity engineering clcultions re mde on the specil computing resources which re seprte from the engineers worksttion. It ssumes tht imges re rendered remotely from enduser worksttion close to the plce of ctul engineering computtions.
77369. РАЗРАБОТКА КОМПИЛЯТОРА ДЛЯ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ RIDE.L 24 KB
  Согласно которой используя статическую типизацию и перегрузку операторов для описания семантики синтаксических конструкций языка на самом языке можно получать эффективный машинный код. Оператор в качестве аргументов получает несколько выражений и одну строковую константу содержащую ассемблерный код в тернарной форме. В общем случае аппликация операторов происходит так: код реализация оператора подставляется по месту обращения; код определяется следующим образом: если выражение это оператор код фрагментов при проходе слева...