22091

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты способные решать задачи диагностики социолог и психолог и прикладной работы соц.

Русский

2013-08-04

34 KB

15 чел.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ

Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе, на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране, отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (социолог и психолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Возникла необходимость в специальной социальной службе школы. Что в идеале должна представлять собой такая служба? Общее руководство деятельностью соц. службы школы осуществляет директор через своих заместителей по соц. защите и охране детства и учебно-воспитательной работе. Он определяет общую стратегию деятельности всей соц. службы, контролирует и направляет ход ее реализации. Зам. Директора по соц. защите и охране детства руководит соц. – пед. деятельностью воспитателей групп продленного дня, кл. руководителей, кл. воспитателей и соц. педагогом, психологом, социологом, соц. работником. Должностей социолога и соц. работника в школе пока нет, поэтому функции социолога выполняет психолог, а обязанности соц. работника – соц. педагог (разница в словах – соц. работник и соц. педагог).

Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.

Главная функция психолога школы  - изучение и диагностика различных школьных проблем.

Соц. педагога с учетом диагностики, проделанной психологом, должен определить возможности реализации знания объекта (ученика, группы, учителя),разработать методические рекомендации для реализации полученных знаний,пед. грамотно строить свою работу с отдельным учеником, родителями, учителями, семьями и.т.д. Например, все три работника имеют дело с семьей. Но соц. работник имеет дело с семьей школьника, нуждающегося в соц. защите, а психолог и соц. педагог работают с родителями, имеющими проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Только психолог диагностирует отклонения в отношениях, а соц. педагог разрабатывает конкретную программу действий по преодолению данного недостатка. Объекты работы более схожи у психолога и соц. педагога, но основные направления работы различны. Например, объект работы – классный коллектив. У психолога направление работы будет – выявление психологических отклонений в личности школьника, а у соц. педагога – организация досуговой деятельности.

Итак, чем же занимается соц. педагог в школе? (Чаще всего ему отводят роль воспитателя, который занимается культурно-досуговой деятельностью со школьникам во внеурочное время, раньше такой работой занимался пионервожатый). Социальный педагог имеет три основные направления деятельности:

  •  с учителями
  •  с учениками
  •  с родителями.

Он может помочь учителю:

-разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;

  •  оказать помощь в разработке методики взаимоотношений с отдельными родителями;
  •  в разрешении конфликтов: учитель – ученик; учитель – класс; учитель- родитель и т.д.;
  •  в организации  и проведении школьных праздников, вечеров, КВН;
  •  в подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;
  •  взаимодействие с различными досуговыми культурными центрами города;
  •  в организации кружков художественной самодеятельности;
  •  в организации досуга учителей;
  •  в организации профориентационной работы.
  •  в организации взаимодействия с местными органами, центрами соц. обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними;
  •  в организации взаимодействия с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными, туристическими учреждениями по организации соц. пед. работы со школьниками.

Он может помочь ученику:

  •  в преодолении конфликтных ситуаций в классе, с родителями, с учителями;
  •  в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
  •  облегчить  период адаптации в различные периоды его жизни в школе;
  •  в выборе различных форм досуговой активности;
  •  в выборе будущей специальности;
  •  в приобщении к здоровому образу жизни.

Работа с родителями заключается в основном в консультировании, совете, методической помощи:

  •  в налаживании взаимоотношений с ребенком;
  •  в урегулировании конфликтов с учителями
  •  оказание всех видов социальной помощи семье.

В целом, социальный педагог, объединяясь с другими специалистами социальной сферы, становится организатором внеучебного времени школьников,, координирует работу пед. коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона.

Также, соц. педагог работает с детьми в микрорайоне. Он составляет единый план воспитательной работы в микрорайоне и школе, который объединяет школу и все соц. службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. ( внешкольные детские учреждения – дворовые клубы, дома творчества, воспитатели групп продленного дня, кл. руководители).

Эксперимент по созданию соц – пед комплексов в России начат еще в 70 – е годы. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.

Например, в Свердловске территорию района города, который участвовал в эксперименте, разделили на микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание детей. Производственные коллективы вели трудовое и экономическое воспитание школьников, профориентационную работу. Члены депутаткой комиссии райсовета помогали в решении организационных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы культуры, кинотеатры, клубы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой пед. отрядов. Сотрудники больниц и поликлиник оказывали мед помощь, занимались мед просвещением, пропагандой здорового образа жизни. Военкомат привлек к работе в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, которые готовили подростков к службе в армии, проводили военно-спортивные игры – «Зарницу», «Орленок». Жилищно-коммунальные управления участвовали в создании материальной базы воспитательной работы с детьми по месту жительства, в клубах, детских и спортивных площадка. Были привлечены работники ГАИ, пожарной части, отдел по работе с несовершеннолетним правонарушителями. Работа комплекса давала хорошие результаты.

По-другому направлению пошли педагоги 59 школы г. Ярославля. В школе 50 –60 классов – 1600-188 детей. В школе работает 8 заместителей директора, 25 соц. педагогов, 17 педагогов доп. Образования, 3 психолога, 3 педагога- организатора. Цель – превратить школу в воспитательный центр. Соц. служба комплекса состоит из нескольких подразделений:

  •  территориальная соц. служба, которую осуществляют «уличные социальные педагоги»;
  •  внутришкольная служба социальной заботы о детях ( кл. руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы);
  •  психологическая служба (психологи, логопеды);
  •  мед. служба (врач, медсестры).

 

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74424. Осевой цилиндр корня 39 KB
  В осевом цилиндре корня можно различать сложный радиальный проводящий пучок и паренхиму ткань периферическая часть которой в виде кольца клеток называется перициклом рис. Эти клетки удлиняются в радиальном направлении делятся тангентальными перегородками и образуют корнеродную дугу со слоями клеток функционирующими по тому же типу как в кончике корня. Заложение боковых корешков происходит весьма близко к конусу нарастания образующего их корня выход же их наружу на значительном расстоянии.
74425. Строение типичного зеленого листа 58 KB
  В пластинке листа уже с помощью лупы можно различить 4 группы тканей: 1 покровную кожицу или эпидермис; 2 основную питательную мезофилл1; 3 проводящую сосудистоволокнистые пучки жилки; 4 механическую придающую листу жесткость определяющую положение листа в пространстве. Эпидермис стебля переходит на черешок и пластинку листа. Местами преимущественно на нижней стороне листа в эпидермисе находятся устьица.
74426. Флоэма 39 KB
  При изучении формирования члеников ситовидной трубки можно видеть что сначала членик представляет живую тонкостенную клетку с протоплазмой ядром лейкопластами и центральной вакуолей через полость которой проходят тяжи протоплазмы. Клетка членик ситовидной трубки растет; замыкающие пленки пор при этом растягиваются утоньшаются; в них образуются мелкие перфорации; в остальной части клеточная оболочка значительно утолщается под микроскопом она сильно блестит. Денатурация протоплазмы обнаруживается тем что членики трубки уже не...
74427. Бесполое и половое размножение хвощей 29 KB
  Благодаря этим лентам споры обычно сцепляются в рыхлые комочки разносимые ветром из вскрывшихся спорангиев и заростки развивающиеся из спор бывают скучены группами. Раньше заростки хвощей считали раздельнополыми: одни более мелкие только с антеридиями другие более крупные только с архегониями. Однако в недавнее время у некоторых видов были обнаружены и обоеполые заростки. Возможно что они потенциально обоеполы у многих видов и что кажущаяся их однополость объясняется неодновременностью развития архегониев и антеридиев архегонии...
74428. ЧЕРЕДОВАНИЕ ПОЛОВОГО И БЕСПОЛОГО ПОКОЛЕНИЙ И СМЕНА ЯДЕРНЫХ ФАЗ 37.5 KB
  У большинства же зигота немедленно начинает делиться и образует новое растение или зародыш его; последний у семенных растений временно задерживается в дальнейшем развитии. У большинства оно способно размножаться вегетативно; кроме того у очень многих растений на нем или в нем образуются бесполым путем специальные клетки служащие для размножения носящие нередко различные названия и объединяемые под общим наименованием спор бесполого размножения. Каждый вид растений характеризуется определенным диплоидным и вдвое меньшим гаплоидным числом...
74429. Эпиблема (волосконосный слой) 31 KB
  На расстоянии 0110 мм обычно на расстоянии 123 мм от крайней точки корня клетки эпиблемы начинают образовывать корневые волоски. Корневые волоски многих травянистых растений длиннее чем у большинства древесных пород. При свободном росте при развитии корней в воде или во влажном воздухе волоски имеют форму цилиндра или конуса с закруглением на конце. Корневые волоски играют и механическую роль давая опору верхушке корня пробивающейся при росте между частицами почвы и способствуя заякориванию корневой системы в земле.
74430. Бесполое и половое размножение равноспоровых папоротников 31.5 KB
  Стенка спорангиев однослойная; содержимое их археспорий образует после редукционного деления клеточных ядер многочисленные темные споры служащие для бесполого размножения папоротников. Раскрывание созревших и начинающих подсыхать спорангиев происходит у громадного большинства папоротников при содействии группы клеток его стенок расположенных у многих кольцом и имеющих частичные утолщения...
74431. Бесполое и половое размножение разноспоровых, или водяных, папоротников 31.5 KB
  У некоторых разноспоровых папоротников а также других представителей высших споровых растений селагинелл изоэтеса произошла еще большая редукция мужских и женских заростков а также потеря и женским гаметофитом способности к фотосинтезу. У селагинелл близких к плаунам мега и микроспорофиллы собраны в колоски; мегаспоры прорастают в мегаспорангиях еще на материнском растении; у некоторых видов микроспоры переносятся на мегаспорофиллы и мегаспорангии где происходит оплодотворение начинается развитие зародыша и мегаспорангии отпадает...
74432. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ СЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ 31 KB
  Для рассеивания распространения растения служат следовательно не споры как у типичных споровых растений а семена; бесполого размножения спорами нет чередование поколений выражено неясно и выявляется лишь путем сравнительноморфологических и цитологических исследований. Спорофиллы покрытосеменных растений тесно скученные на концах побегов и у большинства окруженные еще метаморфизированными верхушечными листьями образуют вместе с ними цветок; мы можем охарактеризовать его как укороченный побег листья которого метаморфизированы в связи с...