22093

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Сущность социализации состоит в том что в ее процессе человек формируется как член того общества к которому он принадлежит. Эмиль Дюркгейм один из первых обративший внимание на проблему социализации подчеркивал что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него моральными интеллектуальными и даже физическими идеалами. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.Парыгин: Процесс социализации – вхождение в социальную среду приспособление к ней освоение...

Русский

2013-08-04

46 KB

1 чел.

PAGE  4

             СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Человек, в отличие от животного, не рождается готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет реализовать себя как индивид, пройти процесс очеловечивания, составной частью которого является усвоение социального опыта, традиций, приобретения социального статуса

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе  человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Эмиль Дюркгейм, один из первых обративший внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать  человека  в соответствии с имеющимися у него моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.. Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального строя общества. Таким образом, социализация – это процесс  и результат усвоения  и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.И.С.Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». Близкое к этому определение дает Б.Д.Парыгин: «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Значительно позднее в определение понятия  «социализации» были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей. Таким образом, существует два подхода к проблеме социализации, отличающиеся друг от друга пониманием роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует  каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектный (общество – субъект воздействия, а человек – его объект) Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми  и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. (Мудрик)

Г.М.Андреева дает следующее определение: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»

Как соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание по существу представляет собой управляемый  и целенаправленнй процесс социализации, но социализацию нельзя сводить к понятию воспитания, так как наряду с разнообразными организованными воздействиями общества по формированию личности, этот процесс включает элементы стихийного, неорганизованого влияния среды, и кроме того, собственную активность личности. Можно выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания:

  1.  Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса, заключающаяся в не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать.
  2.  Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое при социализации происходит в результате активной деятельности и общении индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.
  3.  Возрастающая по мере взросления индивида самостоятельность в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, которая оказывает решающее значение в процессе социализации.

Этапы социализации.

Социализация в младенчестве отличается от социализации в юности и тем более, в старости.Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Так,Г.М.Андреева и др. выделяют три  стадии – дотрудовую, трудовую и послетрудовую. При этом на одной стадии оказываются люди, условия жизни и социализация которых  существенно различны: в дотрудовой – дошкольники и старшие школьники, в трудовой – двадцати и пятидесятилетние. Поэтому целесообразно  этапы социализации соотносить с возрастной периодизацией жизни человека:

От рождение до года – младенчество

1-3 – раннее детство

3-6 – дошкольное детство

6-10 – младший шк. возраст

10-12 – младший подростковый возраст

12 – 14 – старший подростковый возраст

15 – 17 – ранняя юность

18-23 – юность

23 – 30 – молодость

30 – 40 – ранняя зрелость

40 – 55 – поздняя зрелость

55 – 65 – пожилой возраст

65 – 75 – старость

свыше 75 – долгожительство

Не все специалисты согласны с данной периодизацией, например на международной научной конференции была принята следующая периодизация:

Подростковый возраст – 13 – 16 – у мальчиков

12 – 15 -  у девочек.

В других периодизациях подростковый возраст колеблется от 11 до 16 лет

Нас интересует социализация до этапа молодости, т.е. социализация подрастающих поколений.

На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается им. Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности, ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. В периоды критической фазы (т.е. переходов из одной стадии в другую) дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Если взрослые не изменяют своего поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере. Болезненность и резкость критических периодов усиливается по вине взрослых, если у них отсутствует умение гибко перестроить свои взаимоотношения с ребенком в связи с изменением его личности и повышением его самостоятельности.Например, в младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям. Если ребенок успешно учится, он уверен в себе, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, потери интереса к учебе. Ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности закрепляется у ребенка порой на всю жизнь. В подростковом возрасте общество предъявляет к подростку требование о необходимости самоопределения. Подросток должен найти свое «Я», создать целостную форму эгоидентичности, добиться признания со стороны окружающих, в противном случае происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, одиночества.  На следующей стадии развития – молодости, для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек уже не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми. Появляется чувство единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если поиск идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него. Эти обстоятельства можно назвать факторами социализации. Они объединены в 4 группы:

1.Мегафакторы (мега – очень большой) – космос, планета, вселенная, которые через другие факторы влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. Макрофакторы (макро – большой) – страна, общество, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.(Это влияние опосредовано 2 другими группами факторов)

3.Мезофакторы(мезо – средний) – регион, село, город, принадлежность к аудитории  телевизионного канала,  определенной субкультуре и др.

4.Микрофакторы – они непосредственно влияют на конкретных людей – семья, соседи, группы сверстников, различные организации.

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Механизмы социализации можно рассматривать с нескольких точек зрения. Различают механизмы социально-педагогические и психологические. Социально-психологические механизмы можно охарактеризовать следующим образом:

Традиционный – через семью и ближайшее окружение

Институциональный – через институты общества

Стилизованный – через субкультуры

Межличностный – через значимых лиц

Психологические механизмов намного больше. Выделим несколько наиболее значимых:

Импринтинг (запечатлевание) – фиксирование сведений на подсознательном уровне (преимущественно в младенческом возрасте)

Подражание или имитация – следование какому-либо примеру, образцу, непроизвольное усвоение социального опыта.

Идентификация – отождествление – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.

Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.Подобно имитации или идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу.

ЧЕЛОВЕК КАК ЖЕРТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ. Человек может быть не только объектом или субъектом социализации, он может быть ее жертвой. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Человек, неадаптированный в обществе, становится жертвой социализации – девиантом, но и человек, полностью адаптированный в общество и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, также может рассматриваться как жертва социализации.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются дети с физическими, психическими, социальными дефектами и отклонениями., а также дети-сироты или растущие в семьях с низким экономическим, образовательным, моральным уровнем. Потенциальными, но очень реальными жертвами надо считать детей из семей мигрантов из страны в страну, из региона в регион (особенно беженцы), из села в город, а также детей метисов и детей инонациональных групп в местах компактного проживания одного этноса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11436. Инвестиции в основной капитал и во внеоборотные активы 113.5 KB
  Экономическое содержание вложений во внеоборотные активы. Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе. Источники финансирования прямых инвестиций. Нематериальные активы, источники формирования, способы начисления амортизации.
11437. РЕАКЦИИ ОКИСЛЕНИЯ - ВОССТАНОВЛЕНИЯ 97.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8. РЕАКЦИИ ОКИСЛЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ Введение. Реакции связанные с изменением степени окисления атомов в молекулах реагирующих веществ называются окислительновосстановительными. Степень окисления условный электрический з
11438. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 108.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Основные понятия Характерной особенностью окислительновосстановительных реакций является возможность пространственного разделения процессов окисления и восстановления т.е. проведения их на отдельных электр
11439. Знакомство с процессором командного языка ОС семейства Windows 106.5 KB
  Лабораторная работа № 1 : Знакомство с процессором командного языка ОС семейства Windows. Для того чтобы сдать лабораторную работу все примеры приводимые в теоретическом материале должны быть представлены преподавателю в виде созданных студентом bat – файлов. Вопросы: ...
11440. Командная консоль ОС семейства Windows 102 KB
  Лабораторная работа № 1 Командная консоль ОС семейства Windows Задания. Традиционно все имена идентификаторы объектов лабораторной работы должны содержать суффикс FIO например именование файла My_File_LAS.odt если ФИО студента – Луканов Алесандр Сергеевич. Оз...
11441. Форматирования текста 72 KB
  Лабораторная работа № 3 1.Форматирования текста Примеры форматирования текста приведены в файлах form_str.py и form_operat.py. 1Форматирование данных строкового типа производиться методами / функциями соответствующего модуля. Полное описание модуля можно вызвать командой ...
11442. Архитектура персонального компьютера. Классификация программного обеспечения 81.5 KB
  Лабораторная работа № 1 Тема: Архитектура персонального компьютера. Классификация программного обеспечения. Цель работы: изучить устройство персонального компьютера приобрести навыки в исследовании и описании аппаратного и программного обеспечения ЭВМ; изучить
11443. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ТРЁХЭЛЕКТРОДНОЙ ЛАМПЫ 2.1 MB
  Лабораторная работа № 14 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ТРЁХЭЛЕКТРОДНОЙ ЛАМПЫ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1. Изучить практическое применение явления термоэлектронной эмиссии. 2. Овладеть методикой определения основных параметров трёхэлектродной лампы. ПРИБОРЫ: 1.Лампа 6Н7С или 6Н2П – 1 шт. ...
11444. Правила измерения физических величин и определение погрешностей измерений 61 KB
  Лабораторная работа №2 Правила измерения физических величин и определение погрешностей измерений Цель работы: изучить правила определения погрешностей измерений физических величин. Расчетные формулы ...