22093

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Сущность социализации состоит в том что в ее процессе человек формируется как член того общества к которому он принадлежит. Эмиль Дюркгейм один из первых обративший внимание на проблему социализации подчеркивал что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него моральными интеллектуальными и даже физическими идеалами. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.Парыгин: Процесс социализации – вхождение в социальную среду приспособление к ней освоение...

Русский

2013-08-04

46 KB

1 чел.

PAGE  4

             СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Человек, в отличие от животного, не рождается готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет реализовать себя как индивид, пройти процесс очеловечивания, составной частью которого является усвоение социального опыта, традиций, приобретения социального статуса

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе  человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Эмиль Дюркгейм, один из первых обративший внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать  человека  в соответствии с имеющимися у него моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.. Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального строя общества. Таким образом, социализация – это процесс  и результат усвоения  и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.И.С.Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». Близкое к этому определение дает Б.Д.Парыгин: «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Значительно позднее в определение понятия  «социализации» были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей. Таким образом, существует два подхода к проблеме социализации, отличающиеся друг от друга пониманием роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует  каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектный (общество – субъект воздействия, а человек – его объект) Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми  и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. (Мудрик)

Г.М.Андреева дает следующее определение: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»

Как соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание по существу представляет собой управляемый  и целенаправленнй процесс социализации, но социализацию нельзя сводить к понятию воспитания, так как наряду с разнообразными организованными воздействиями общества по формированию личности, этот процесс включает элементы стихийного, неорганизованого влияния среды, и кроме того, собственную активность личности. Можно выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания:

  1.  Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса, заключающаяся в не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать.
  2.  Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое при социализации происходит в результате активной деятельности и общении индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.
  3.  Возрастающая по мере взросления индивида самостоятельность в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, которая оказывает решающее значение в процессе социализации.

Этапы социализации.

Социализация в младенчестве отличается от социализации в юности и тем более, в старости.Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Так,Г.М.Андреева и др. выделяют три  стадии – дотрудовую, трудовую и послетрудовую. При этом на одной стадии оказываются люди, условия жизни и социализация которых  существенно различны: в дотрудовой – дошкольники и старшие школьники, в трудовой – двадцати и пятидесятилетние. Поэтому целесообразно  этапы социализации соотносить с возрастной периодизацией жизни человека:

От рождение до года – младенчество

1-3 – раннее детство

3-6 – дошкольное детство

6-10 – младший шк. возраст

10-12 – младший подростковый возраст

12 – 14 – старший подростковый возраст

15 – 17 – ранняя юность

18-23 – юность

23 – 30 – молодость

30 – 40 – ранняя зрелость

40 – 55 – поздняя зрелость

55 – 65 – пожилой возраст

65 – 75 – старость

свыше 75 – долгожительство

Не все специалисты согласны с данной периодизацией, например на международной научной конференции была принята следующая периодизация:

Подростковый возраст – 13 – 16 – у мальчиков

12 – 15 -  у девочек.

В других периодизациях подростковый возраст колеблется от 11 до 16 лет

Нас интересует социализация до этапа молодости, т.е. социализация подрастающих поколений.

На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается им. Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности, ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. В периоды критической фазы (т.е. переходов из одной стадии в другую) дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Если взрослые не изменяют своего поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере. Болезненность и резкость критических периодов усиливается по вине взрослых, если у них отсутствует умение гибко перестроить свои взаимоотношения с ребенком в связи с изменением его личности и повышением его самостоятельности.Например, в младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям. Если ребенок успешно учится, он уверен в себе, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, потери интереса к учебе. Ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности закрепляется у ребенка порой на всю жизнь. В подростковом возрасте общество предъявляет к подростку требование о необходимости самоопределения. Подросток должен найти свое «Я», создать целостную форму эгоидентичности, добиться признания со стороны окружающих, в противном случае происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, одиночества.  На следующей стадии развития – молодости, для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек уже не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми. Появляется чувство единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если поиск идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него. Эти обстоятельства можно назвать факторами социализации. Они объединены в 4 группы:

1.Мегафакторы (мега – очень большой) – космос, планета, вселенная, которые через другие факторы влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. Макрофакторы (макро – большой) – страна, общество, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.(Это влияние опосредовано 2 другими группами факторов)

3.Мезофакторы(мезо – средний) – регион, село, город, принадлежность к аудитории  телевизионного канала,  определенной субкультуре и др.

4.Микрофакторы – они непосредственно влияют на конкретных людей – семья, соседи, группы сверстников, различные организации.

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Механизмы социализации можно рассматривать с нескольких точек зрения. Различают механизмы социально-педагогические и психологические. Социально-психологические механизмы можно охарактеризовать следующим образом:

Традиционный – через семью и ближайшее окружение

Институциональный – через институты общества

Стилизованный – через субкультуры

Межличностный – через значимых лиц

Психологические механизмов намного больше. Выделим несколько наиболее значимых:

Импринтинг (запечатлевание) – фиксирование сведений на подсознательном уровне (преимущественно в младенческом возрасте)

Подражание или имитация – следование какому-либо примеру, образцу, непроизвольное усвоение социального опыта.

Идентификация – отождествление – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.

Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.Подобно имитации или идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу.

ЧЕЛОВЕК КАК ЖЕРТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ. Человек может быть не только объектом или субъектом социализации, он может быть ее жертвой. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Человек, неадаптированный в обществе, становится жертвой социализации – девиантом, но и человек, полностью адаптированный в общество и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, также может рассматриваться как жертва социализации.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются дети с физическими, психическими, социальными дефектами и отклонениями., а также дети-сироты или растущие в семьях с низким экономическим, образовательным, моральным уровнем. Потенциальными, но очень реальными жертвами надо считать детей из семей мигрантов из страны в страну, из региона в регион (особенно беженцы), из села в город, а также детей метисов и детей инонациональных групп в местах компактного проживания одного этноса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13829. Garnier skin naturals 53.02 KB
  Эссе по микроэкономике Garnier skin naturals Содержание. Введение Мой выбор Как же оно действует Свойства молочка Гарньер Кто пользуются Субституты и Комплименты Продажи Список используемой литературы Garnier skin naturals Введение В...
13830. Анализ спроса на бритвы Gillette на российском рынке 221 KB
  Эссе по микроэкономике на тему: Анализ спроса на бритвы Gillette на российском рынке. Содержание: Введение. Рассмотрение товара с точки зрения потребителя Почему люди выбирают данный товар Основные субституты данного товара Основные комплементы данног
13831. Микроэкономический анализ подсолнечного масла «Олейна» 63 KB
  Эссе по микроэкономике на тему Микроэкономический анализ подсолнечного масла Олейна Введение Часто ли вы бываете в продуктовом магазине Практически каждый день. Наверно на автомате покупаете необходимые продукты. И скорее всего очень редко задумываетесь над...
13832. Изучение товара. Кинофильмы 394.67 KB
  Эссе по дисциплине Экономическая теория и институциональная экономика. По теме: Изучение товара. Кинофильмы. Введение Кризисный для экономики России 2009 год оказался весьма неплохим для отечественного кинобизнеса. Рублевые сборы кинопроката выросли на 13 а посе
13833. Компании Unilever с точки зрения потребителя и производителя 255.69 KB
  Эссе по микроэкономике на тему: Анализ продукта на примере шампуня Sunsilk Программа восстановления волос Компании Unilever с точки зрения потребителя и производителя. Цель данной работы – изучить характеристики товара на рынке на примере шампуня...
13834. Анализ пассажирских перевозок на высокоскоростном электропоезде «Сапсан» с точки зрения потребителя и производителя 124.87 KB
  Эссе по микроэкономикена тему: Анализ пассажирских перевозок на высокоскоростном электропоезде Сапсан с точки зрения потребителя и производителя. Оглавление Введение.3 Рассмотрение товара с точки зрения потребителя. Целевая аудитория.4 Преимущества.4 С...
13835. Анализ геля для бритья Nivea for men sensitive с точки зрения потребителя и производителя 57.59 KB
  Эссе по микроэкономике на тему: Анализ геля для бритья Nivea for men sensitive с точки зрения потребителя и производителя Оглавление Торговая марка Nivea.3 О продукте.4 Анализ.5 Потребитель.5 Производитель.8 Вывод.8 Источники.10 Торговая марка Nivea. ...
13836. CМИ подсчитали, сколько стоят предвыборные обещания: Миронов, Зюганов и Жириновский превзошли даже Путина 18.05 KB
  CМИ подсчитали сколько стоят предвыборные обещания: Миронов Зюганов и Жириновский превзошли даже Путина В нынешней президентской кампании обещания стоят дорого. Чтобы выяснить насколько дорого Московский комсомолец обратился за помощью к одной из экспертных орг
13837. В Москве решили строить ЕврАзЭС по образу Евросоюза 18.75 KB
  В Москве решили строить ЕврАзЭС по образу Евросоюза За экономической интеграцией последует политическая. Такова логика процесса объясняют в Белом доме Президент РФ Дмитрий Медведев в центре и члены Высшего Евразийского экономического совета проходят на очередно...