22097

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Выражение соц. технология появилась в 7080е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе. Социальнопедагогическая технология совокупность приемов и методов применяемых соц.

Русский

2013-08-04

73.5 KB

84 чел.

PAGE  1

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Идея технологизации (точнее механизации пед. дела) принадлежит А.С.Макаренко. В зарубежной пед. науке понятие пед. технологий появляется в 50-60-е годы. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появляется в 70-е годы. К первым публикациям по пед. технологиям относятся работы В.П.Беспалько (Слагаемые педагогической технологии. – М., 19890.

Выражение «соц. технология» появилась в 70-80-е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе.

Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.

Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.

Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).

Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.

Методика – совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи (например, методика обучения письму, методика формирования привычки). Методика состоит из следующих элементов:

  •  сформулированная проблема;
  •  совокупность методов;
  •  порядок их применения.

Средства – то, что ведет к достижению выбранной цели. Средства выступают инструментарием метода. Посредством их реализуется метод.

Прием – конкретизация метода, его «привязка» к реальной пед. ситуации. В соц. педагогике – это способ использования какого-либо средства в процессе соц. – пед. деятельности

Техника – (искусство, мастерство, умение) – совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.

Социально-педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс социальных и педагогических средств: методы, приемы, средства и алгоритм (жесткая последовательность) их применения – для решения четко сформулированной социально-педагогической проблемы с гарантированным высоким результатом, для которого имеется инструмент измерения (количественно-качественные критерии эффективности и специальные методы).

В отличие от методики технология не допускает искажений и изменений и может переноситься практически полностью. На ее применение значительно меньшее влияние оказывают субъективные факторы, например, личностные качества специалиста). Внесение существенных изменений в технологию приведет к неполучению гарантированного результата.                                                                            

Технологичная соц. пед. деятельность обладает определенной спецификой:

  1.  концептуальность – т.е. опора на определенную концепцию;
  2.  системность – т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;
  3.  экономичность – т.е. ее применение позволяет оптимизировать труд соц. педагога за счет создания резерва рабочего времени;
  4.  относительная (частичная) алгоритмизация. Основной объект деятельности – человек, поэтому процесс деятельности невозможно полностью разбить на последовательный ряд операций и алгоритмов (т.к. реакция человека непредсказуема);
  5.  корректируемость деятельности – т.е. возможность постоянной обратной связи ;
  6.  воспроизводимость (она может быть выполнена соц. педагогами, работающими в различных учреждениях и организациях).

Классификация соц. пед. технологий

К наиболее существенным основаниям для классификации соц. пед. технологий относят:

  •  тип соц. пед. технологии (они могут быть общими, частными и специальными);
  •  назначение(это может быть пед. коррекция, пед реабилитация, перевоспитание, профориентационная работа);
  •   субъект применения – соц. педагог ( уровень его профессионализма, индивидуальных качеств и.т.д.);
  •  объект назначения( ученик, семья и.т.д.);
  •  место применения ( образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и т.д.);
  •  вариант реализации (методы, применяемые в технологии, способ достижения цели, например, тренинг).

Структура соц. пед. технологий

Соц. пед. технологии могут быть общими, частными и некоторые авторы выделяют специальные соц. –пед. технологии.

Общая структура технологичной соц. – пед. деятельности может быть такой:

Диагностика проблемы

Поиск решения     

Разработка технологии решения

Выбор технологии решения

Решение проблемы

Оценка решения проблемы

Структура социально-педагогической технологии обычно включает в себя несколько обязательных компонентов:

-во-первых: определение цели деятельности (почему и для чего?)

во-вторых: отбор и построение ее содержания (что?)

в-третьих: выбор основного способа организации деятельности (как?)

в-четвертых: подбор методов и средств деятельности (с помощью чего?)

в-пятых: определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы (кто?)

в-шестых: подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценка достигнутых результатов (так ли?).
Общая соц. – пед. технология
– предназначена для решения общим социально-пед. проблем ребенка и обеспечение их полного или частичного разрешения. Типовая структура такого рода технологий может состоять из пяти этапов:

1 этап - диагностико-прогностический. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности соц. педагога – выявление проблемы, постановка цели, построение прогноза вероятного развития, выявление потенциала объекта.

2 этап – выбор или разработка оптимальной технологии. Выбранная технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели.

3 этап – непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии, выявление материальных, технических, организационных, методических аспектов, необходимых данной технологии.

4 этап – реализационный.

5 этап – экспертно-оценочный – позволяет оценить результат реализации социально-педагогической технологии.

Частные соц.- пед. технологии нацелены на оказание помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке (например, работа с подростками с девиантным поведением, с детьми-инвалидами и.т.д.).

Некоторые специалисты выделяют из них специальные технологии, нацеленные на оптимизацию социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т.д. Например, технология соц. – пед. работы во внешкольных, досуговых учреждениях, технология работы соц. педагога в школе, в приюте, в местах лишения свободы.

Структуру общей соц. – пед. технологии можно применять и к часным, однако в каждой частной технологии имеются свои подэтапы, которые являются подэтапами общей технологии, когда в ее рамках иде реализация частной технологии. Например, этап диагностики разбивается на следующие подэтапы:

Этап диагностики

Основные подэтапы

1. анализ первичной информации

2.выводы по диагностики

3. подготовка к диагностика

4. диагностика

5.анализ результатов и выводы

Этап прогнозирования

Основные подэтапы

1. анализ результатов диагностики

2. выводы для прогноза

3.подготовка к прогнозу

4. прогнозирование

5.Анализ результатов и выводы

Этап выбора оптимальной технологии

Основные подэтапы

1. анализ необходимой информации

2. определение цели и задач

3. моделирование

4. выбор технологии

5. анализ и принятие решения

Этап непосредственной подготовки

Основные подэтапы

1. анализ необходимой информации

2. опред. мат.-х,

технич., организац., методич. проблем

3. решение выявленных проблем

4. апробация элементов технологии

5. планирование реализации

Этап реализации

Основные подэтапы

1. индивидуализация с.п.т.

2. постепенное включение объекта в работу над собой,

превращение его в работу в субъекта самосовершенствования

Экспертно – оценочный этап

Основные подэтапы

1. предварительная оценка

2. анализ результатов

3. общие выводы деятельности

Алгоритм деятельности социального педагога:

  1.  Диагностический этап:
  2.  анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком;

е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

2. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать.

3. Планирование деятельности

II.Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

III.Совместное проектирование решения трудной ситуации.

  1.  Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).
  2.  Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.
  3.  Анализ результатов выхода из проблемы.
  4.  Оценка собственной деятельности.
  5.  Формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.
  6.  Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

Технология организации соц. – пед. деятельности в учреждениях доп. образования:

   Эту деятельность можно представить в виде действий, шагов, которые нужно совершить соц. педагогу, чтобы деятельность была успешной:

  1.  диагностика исходного состояния. На этом этапе готовится необходимая информационная база для последующей разработки целей соц. – пед. деятельности;
    1.  целеполагание. Становление детей имеет двойственную природу: можно говорить о целях, единых для всех членов общества и о целях с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого индивида;
    2.  моделирование. Моделирование поможет на основе сформулированных целей определить содержание, методы реализации, ожидаемые результаты деятельности;
    3.  программирование. Модель деятельности должна быть вначале реализована в программе, которая содержит цели, задачи, содержание, способы организации, ожидаемые результаты;
    4.  планирование. Осуществляется для того, чтобы придать деятельности некоторую упорядоченность. Основой является программа с.п.д. Планирование позволяет разбить содержание программы по направлениям деятельности, основным делам и времени их реализации;
    5.  организация деятельности. Организация выполнения всех запланированных дел. Он описывает организацию определенного дела. Организуя каждое дело, необходимо пройти все стадии организаторской деятельности:   предварительную подготовку, планирование. текущую подготовку, проведение дел, анализ.
    6.  отслеживание результатов с.п.д. Процесс систематического снятия показателей, изучение дела по определенным критериям, насколько оно продвигается к целям. Для организации этого процесса, необходимо определить, какой результат  будет отслеживаться, выявить критерии оценки этого результата и разработать методику, на основе которой может осуществляться отслеживание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45693. Разговорная речь в СМИ 27.5 KB
  Просторечие РР Публицистический стиль РР находится между просторечием и публицистическим стилем Особенности РР. Терминологический аппарат разработанный для книжной речи не подходит для изучения РР. Ее природа отлична от письменной книжной речи поэтому ее выводят из классификации стилей речи. Используется много слов которые вообще не имеют словоформ Междометноглагольные формы бряк шмяк туту Высказывания выражающие оценку Так себе не ахти ничего Словареакции релятивы Ерунда Подумать только Какое там Ну и что...
45695. Средства выражения личностного начала в журналистском тексте 35 KB
  Частица вот выражает десятки значений: Усиление значение привлечение внимания Вот в чем вопрос Удивление Вот новости Восхищение Вот это мастер Укоризна Вот тото же Вот именно Подведение итогов Вот такие расклады Резкое неприятие отказ Вот еще Возвращение к разговору Так вот Угроза Вот я тебе Мечтательность Вот бы предлоги и союзы дают возможность говорящему сформулировать с ювелирной точностью пространственно временные отношения между словами в тексте.
45698. Речевые особенности художественно-публицистических жанров 24.5 KB
  Художественно-публицистические: Очерк сюжетный описательный Фельетон Памфлет Принцип: Образность документальность. Художественный образ образ единичного конкретного чувственно воспринимаемого объекта. Образ создается с помощью предметной лексики. Образ = Изобразительность Выразительность.
45699. Речевые особенности модульных текстов. Приемы выражения комического в СМИ 52 KB
  Записано со слов Фещенко. Надеюсь этого хватит на экзамене Модульный формат слово изображение в наружной транзитной печатной рекламе рекламной полиграфии. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических стилистических грамматических словообразовательных и фразеологических. В речи используются две группы иронических слов и выражений: 1.
45700. Фцнкциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление 28 KB
  Функциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление Тот или иной жанр можно определить по набору жанровых признаков. Система жанров печати: информационные аналитические художественно-публицистические. Тенденции: усиление образности письма угнетение жанров фельетона публицистика персонифицируется.