22097

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Выражение соц. технология появилась в 7080е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе. Социальнопедагогическая технология совокупность приемов и методов применяемых соц.

Русский

2013-08-04

73.5 KB

93 чел.

PAGE  1

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Идея технологизации (точнее механизации пед. дела) принадлежит А.С.Макаренко. В зарубежной пед. науке понятие пед. технологий появляется в 50-60-е годы. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появляется в 70-е годы. К первым публикациям по пед. технологиям относятся работы В.П.Беспалько (Слагаемые педагогической технологии. – М., 19890.

Выражение «соц. технология» появилась в 70-80-е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе.

Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.

Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.

Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).

Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.

Методика – совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи (например, методика обучения письму, методика формирования привычки). Методика состоит из следующих элементов:

  •  сформулированная проблема;
  •  совокупность методов;
  •  порядок их применения.

Средства – то, что ведет к достижению выбранной цели. Средства выступают инструментарием метода. Посредством их реализуется метод.

Прием – конкретизация метода, его «привязка» к реальной пед. ситуации. В соц. педагогике – это способ использования какого-либо средства в процессе соц. – пед. деятельности

Техника – (искусство, мастерство, умение) – совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.

Социально-педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс социальных и педагогических средств: методы, приемы, средства и алгоритм (жесткая последовательность) их применения – для решения четко сформулированной социально-педагогической проблемы с гарантированным высоким результатом, для которого имеется инструмент измерения (количественно-качественные критерии эффективности и специальные методы).

В отличие от методики технология не допускает искажений и изменений и может переноситься практически полностью. На ее применение значительно меньшее влияние оказывают субъективные факторы, например, личностные качества специалиста). Внесение существенных изменений в технологию приведет к неполучению гарантированного результата.                                                                            

Технологичная соц. пед. деятельность обладает определенной спецификой:

  1.  концептуальность – т.е. опора на определенную концепцию;
  2.  системность – т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;
  3.  экономичность – т.е. ее применение позволяет оптимизировать труд соц. педагога за счет создания резерва рабочего времени;
  4.  относительная (частичная) алгоритмизация. Основной объект деятельности – человек, поэтому процесс деятельности невозможно полностью разбить на последовательный ряд операций и алгоритмов (т.к. реакция человека непредсказуема);
  5.  корректируемость деятельности – т.е. возможность постоянной обратной связи ;
  6.  воспроизводимость (она может быть выполнена соц. педагогами, работающими в различных учреждениях и организациях).

Классификация соц. пед. технологий

К наиболее существенным основаниям для классификации соц. пед. технологий относят:

  •  тип соц. пед. технологии (они могут быть общими, частными и специальными);
  •  назначение(это может быть пед. коррекция, пед реабилитация, перевоспитание, профориентационная работа);
  •   субъект применения – соц. педагог ( уровень его профессионализма, индивидуальных качеств и.т.д.);
  •  объект назначения( ученик, семья и.т.д.);
  •  место применения ( образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и т.д.);
  •  вариант реализации (методы, применяемые в технологии, способ достижения цели, например, тренинг).

Структура соц. пед. технологий

Соц. пед. технологии могут быть общими, частными и некоторые авторы выделяют специальные соц. –пед. технологии.

Общая структура технологичной соц. – пед. деятельности может быть такой:

Диагностика проблемы

Поиск решения     

Разработка технологии решения

Выбор технологии решения

Решение проблемы

Оценка решения проблемы

Структура социально-педагогической технологии обычно включает в себя несколько обязательных компонентов:

-во-первых: определение цели деятельности (почему и для чего?)

во-вторых: отбор и построение ее содержания (что?)

в-третьих: выбор основного способа организации деятельности (как?)

в-четвертых: подбор методов и средств деятельности (с помощью чего?)

в-пятых: определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы (кто?)

в-шестых: подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценка достигнутых результатов (так ли?).
Общая соц. – пед. технология
– предназначена для решения общим социально-пед. проблем ребенка и обеспечение их полного или частичного разрешения. Типовая структура такого рода технологий может состоять из пяти этапов:

1 этап - диагностико-прогностический. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности соц. педагога – выявление проблемы, постановка цели, построение прогноза вероятного развития, выявление потенциала объекта.

2 этап – выбор или разработка оптимальной технологии. Выбранная технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели.

3 этап – непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии, выявление материальных, технических, организационных, методических аспектов, необходимых данной технологии.

4 этап – реализационный.

5 этап – экспертно-оценочный – позволяет оценить результат реализации социально-педагогической технологии.

Частные соц.- пед. технологии нацелены на оказание помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке (например, работа с подростками с девиантным поведением, с детьми-инвалидами и.т.д.).

Некоторые специалисты выделяют из них специальные технологии, нацеленные на оптимизацию социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т.д. Например, технология соц. – пед. работы во внешкольных, досуговых учреждениях, технология работы соц. педагога в школе, в приюте, в местах лишения свободы.

Структуру общей соц. – пед. технологии можно применять и к часным, однако в каждой частной технологии имеются свои подэтапы, которые являются подэтапами общей технологии, когда в ее рамках иде реализация частной технологии. Например, этап диагностики разбивается на следующие подэтапы:

Этап диагностики

Основные подэтапы

1. анализ первичной информации

2.выводы по диагностики

3. подготовка к диагностика

4. диагностика

5.анализ результатов и выводы

Этап прогнозирования

Основные подэтапы

1. анализ результатов диагностики

2. выводы для прогноза

3.подготовка к прогнозу

4. прогнозирование

5.Анализ результатов и выводы

Этап выбора оптимальной технологии

Основные подэтапы

1. анализ необходимой информации

2. определение цели и задач

3. моделирование

4. выбор технологии

5. анализ и принятие решения

Этап непосредственной подготовки

Основные подэтапы

1. анализ необходимой информации

2. опред. мат.-х,

технич., организац., методич. проблем

3. решение выявленных проблем

4. апробация элементов технологии

5. планирование реализации

Этап реализации

Основные подэтапы

1. индивидуализация с.п.т.

2. постепенное включение объекта в работу над собой,

превращение его в работу в субъекта самосовершенствования

Экспертно – оценочный этап

Основные подэтапы

1. предварительная оценка

2. анализ результатов

3. общие выводы деятельности

Алгоритм деятельности социального педагога:

  1.  Диагностический этап:
  2.  анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком;

е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

2. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать.

3. Планирование деятельности

II.Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

III.Совместное проектирование решения трудной ситуации.

  1.  Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).
  2.  Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.
  3.  Анализ результатов выхода из проблемы.
  4.  Оценка собственной деятельности.
  5.  Формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.
  6.  Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

Технология организации соц. – пед. деятельности в учреждениях доп. образования:

   Эту деятельность можно представить в виде действий, шагов, которые нужно совершить соц. педагогу, чтобы деятельность была успешной:

  1.  диагностика исходного состояния. На этом этапе готовится необходимая информационная база для последующей разработки целей соц. – пед. деятельности;
    1.  целеполагание. Становление детей имеет двойственную природу: можно говорить о целях, единых для всех членов общества и о целях с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого индивида;
    2.  моделирование. Моделирование поможет на основе сформулированных целей определить содержание, методы реализации, ожидаемые результаты деятельности;
    3.  программирование. Модель деятельности должна быть вначале реализована в программе, которая содержит цели, задачи, содержание, способы организации, ожидаемые результаты;
    4.  планирование. Осуществляется для того, чтобы придать деятельности некоторую упорядоченность. Основой является программа с.п.д. Планирование позволяет разбить содержание программы по направлениям деятельности, основным делам и времени их реализации;
    5.  организация деятельности. Организация выполнения всех запланированных дел. Он описывает организацию определенного дела. Организуя каждое дело, необходимо пройти все стадии организаторской деятельности:   предварительную подготовку, планирование. текущую подготовку, проведение дел, анализ.
    6.  отслеживание результатов с.п.д. Процесс систематического снятия показателей, изучение дела по определенным критериям, насколько оно продвигается к целям. Для организации этого процесса, необходимо определить, какой результат  будет отслеживаться, выявить критерии оценки этого результата и разработать методику, на основе которой может осуществляться отслеживание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30397. Основные достижения и цивилизационное значение империи Александра Македонского 36.08 KB
  Основные достижения и цивилизационное значение империи Александра Македонского На фоне упадка грекоримской и персидской цивилизаций на роль регионального лидера начинает претендовать Македония. Задача создания единой экономической системы империи не ставилась: усилие по созданию единой нации; создание единого культа обожествления Александра Македонского. Создание империи Александра Македонского можно считать не вторым подъемом античной цивилизации а завершением ее первого кризиса. Именно политика Македонского заложила основы т.
30398. Эллинистические государства: основные достижения и цивилизационное значение 44.48 KB
  Самоуправляемые гражданские общины эпохи эллинизма. Сельские общины внутренним самоуправлением народное собрание общественный земельный фонд взносы на нужды общины; земледельцы личносвободные свобода передвижения. Земли храмов стали постепенно раздаваться в аренду членам общины. Поэтому гражданские общины активно поддерживали римскую империю когда та завоевывала ослабевшие эллинистические государства.
30399. Римская республика: основные особенности и достижения 40.7 KB
  Госаппарат: Сенат патриции куриатные коммиции затем всадники и плебеи центуриатные коммиции магистратуры цензор консулы административное военное управление квестор суд казна преторы административное управление суд эдилы муниципальное управление. Культура приобретает прикладной характер который определялся необходимостью контроля и упорядочивания духовной жизни людей; управление духовным миром.
30400. Римская Империя: основные особенности и достижения 32.74 KB
  Постепенная натурализация с х производства внутри одной латифундии укрупнение производства приводит к возможности организации собственного небольшого ремесленного производства что уменьшает зависимость от торговли. Рост технологий позволил развить арендаторство интенсификация производства повышение дохода. Достижения: смешанная экономика с развитой локальной и региональной специализацией что значительно повысило эффективность производства; .
30401. Переход античных обществ к феодализму 45.38 KB
  Главная особенность сохранение на территории Византии многочисленных пережитков достижений античности: значительность рабского труда в экономике крупные города с развитым ремеслом и торговлей сильное централизованное государство развитая античная культура и римское право. Пережитки античности сдерживали развитие феодальных отношений. Территория Апеннин захвачена варварскими племенами которые сыграли двоякую роль: разрушены многие неэффективные технологии античности особенно рабовладение...
30402. Переход от феодальной к индустриальной цивилизации на истор. Примере 43.19 KB
  Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Подъем производительных сил уровня материального производства связанный с успехами городов развитием ремесел и зарождением мануфактуры расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии новом отношении человека к самому себе и окружающему миру. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали что ценность человека определяется прежде всего его личными достоинствами а не положением в обществе. Одним из высших достоинств...
30403. Переход к локальной цивилизации в реликтовую фазу на историческом примере 40.1 KB
  Переход к локальной цивилизации в реликтовую фазу на историческом примере Наиболее характерным примером реликтовой цивилизации является остров Пасхи. Поэтому вся древесина ушла на удобрения и статуи задолго до конца цивилизации лишая население шанса покинуть остров каноэ из дерева. В ходе этих действий была разрушена политическая и духовная жизнь цивилизации. Вывод: гибель цивилизации о.
30404. Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории 44.96 KB
  Понятие цивилизация. а Понятие цивилизация Слово цивилизация связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Мирабо 17151789 в трактате Друг законов в 1757 г. б Развитие подходов к толкованию термина В античные времена цивилизация в лице греческого и римского мира противопоставлялась варварам не владеющим греческим и латинским языками не знающим греческой и римской культуры.
30405. Цивилизационный и формационный подходы к толкованию термина: сходства и различия 73 KB
  Большее внимание уделяется внутреннему миру человека и общественному сознанию при этом сохраняется определяющее значение экономики в развитии человеческой цивилизации Формационный метод позволяет вывести общий закон исторического развития человеческого сообщества и отметить общие черты общественных укладов разных стран и разных народов находящихся на одной исторической ступени живущих при одном общественном строе. Формационный метод не раскрывает особенностей культур и исторических путей народов и других социальных общностей. В пределах...