22099

Особенности социально-педагогической профилактики молодежного вандализма

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

В угоду идеологическим стереотипам явление вандализма достаточно долго связывали у нас в стране с €œне нашим€ образом жизни термин €œвандализм€ до 80х годов использовался только для обозначения противоправных действий подростков в зарубежных странах а коль проблема стыдливо умалчивалась естественно она не изучалась. Данные статистики показывают что характерной чертой вандализма является то что в его актах участвуют прежде всего молодые люди. Пик молодежного вандализма приходится на 11 – 13 лет и занимает заметное место в структуре...

Русский

2013-08-04

63 KB

3 чел.

PAGE  3

Особенности социально-педагогической                      профилактики  МОЛОДЕЖНОГО  ВАНДАЛИЗМА

Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека: от замусоривания парков до разгрома магазинов во время массовых беспорядков. Это явление интернационально и в той или иной форме находит свое проявление во всех странах, хотя имеет свою специфику. Вандализм - социальное и экономическое зло; он не только наносит финансовый урон, но и разрушает личность молодых людей.

К сожалению, сколько-нибудь значительных исследований в этой области отечественная социальная педагогика и психология не имеют. В угоду идеологическим стереотипам, явление вандализма достаточно долго связывали у нас в  стране с “не нашим” образом жизни, термин “вандализм” до 80-х годов использовался только для обозначения противоправных действий подростков в зарубежных странах, а коль проблема стыдливо умалчивалась, естественно, она не изучалась.

Данные статистики показывают, что характерной чертой вандализма является то, что в его актах участвуют прежде всего молодые люди. До 90% всех арестованных вандалов - молодежь до 25 лет. Пик  молодежного вандализма приходится на 11 – 13 лет и занимает заметное место в структуре  криминальной активности подростков 14 - 17 лет Убеждают нас в этом и исследования, проведенные американскими специалистами, согласно которым “более половины всех детей и подростков хотя бы раз участвовали в актах вандализма ( 69,6% среди юношей и 50,5% среди девушек)”.

Восприятие вандализма различно в зависимости от того, с чьей точки зрения оно рассматривается: c точки зрения пострадавшего или совершившего это преступление. Пострадавший видит в этом преднамеренное преступление, в то время как подросток рассматривает его как игру для определения роли и статуса каждого члена группы, а также как способ получения более престижного положения в группе сверстников.

Традиционно выдвигаются три гипотезы для объяснения рассматриваемого поведения:

1. Большинство психологов придерживаются мнения, что нерациональное поведение такого типа - патология, и те, кто ведет себя подобным образом - делинквенты. Но не все психологи столь категоричны. Американские ученые видят причину вандализма в проявлении агрессивных чувств, они определяют агрессию как “поведение, цель которого - разрушить, либо сместить фрустирующий блок”, в свою очередь, фрустрация - это “любое условие, блокирующее достижение желаемой цели”. И если некоторые условия препятствуют уничтожению или смещению фрустрации, это побуждение к агрессии может быть реализовано на других объектах. Известный американский психолог А.Бандура для обозначения данного феномена использует понятие “смещенная агрессия”, т.е. направленная не против непосредственного источника фрустрации, а на какой-либо другой, как правило, “безобидный” объект.

2. Для большинства специалистов нет сомнения в том, что вандализм - групповое асоциальное поведение, так как подобные противоправные акты наиболее часто совершаются не отдельной личностью, а группой подростков. Чаще всего они выступают против власти взрослых или против общественных институтов. Группы молодых людей формируют и развивают собственную субкультуру, которая поддерживает агрессию против отвергающей их социальной культуры. Еще один факт, который не подлежит сомнению, - вандалы чаще встречаются в тех районах, где совместно проживают различные социальные слои населения.

3. “Архитектурный” подход к проблеме выдвинул американский ученый Оскар Ньюмен в своей работе “Защищенные зоны”. Он полагал, что объекты, которые наиболее часто подвергаются разрушению, являются более “беззащитными”, чем другие. “Беззащитность” в данном случае относится не только к материалу, из которого сделаны эти объекты, но также  и к трудностям их охраны из-за особенностей архитектурного дизайна и стиля жизни в них. В жилых кварталах существуют общественные зоны, которые невозможно держать под постоянным контролем, а жильцы сами не заботятся о них, так как считают их “ничейными”. Вот такие зоны и выбирают подростки сначала местом своих встреч, а потом и объектом разрушения. В целом, разрушительные действия, направленные против общественной собственности, встречаются намного чаще, чем такие же действия по отношению к частной собственности.

Конечно, и психологические, и социальные, и “архитектурные” мотивы играют определенную роль в возникновении и распространении вандализма.

Более подробно мотивацию вандализма исследовали американские психологи Д.Кантер и С.Коэн. Они выделили  следующие мотивов:

1) месть (в ответ на ущемление интересов человека);

2) гнев (один из способов справиться со стрессом);

3) скука (этот мотив связан с безработицей и недостаточностью мест отдыха для молодежи);

4) вандализм как способ приобретения(стяжательство) (основной мотив разрушения – материальная выгода);

5) любопытство (молодые  люди пытаются выяснить принцип работы некоторых неизвестных им предметов, разбивая и разрушая их);

6) эстетический опыт (иногда формы разрушения принимают до некоторой степени эстетическую окраску, разрушитель как бы протестует против кажущейся “неправильности”);

7) попытка показать свое влияние на общества (способ подтвердить факт своего существования - своеобразный геростратовский комплекс, в котором молодой человек утверждается почти через декартовское ”я разрушаю, следовательно, я существую”) .Герострат сжег храм ради личной славы.

8) идеологический вандализм, когда разрушитель преследует социальные или политические цели (уничтожение церквей коммунистами)

Особый интерес представляют работы, анализирующие попытки самих участников актов вандализма оценить мотивы своих поступков. В частности, в исследованиях Дж. Доннермейера и Г. Филипса обобщены материалы по двум штатам США - Огайо и Индиана:

Мотивы                               

Огайо

Индиана

Игра, развлечение, соревнование

64,3%

67,5%

Желание отомстить

12,3%

19,2%

Побочная сторона при совершении более серьезного правонарушения

7,8%

6,6%

Выход гнева

4,3%

0%

Привлечение внимания к нанесенной обиде или горю

3,9%

3,3%

Другие причины

7,1%

3,3%

Общее количество

100%

100%

Большинство респондентов рассматривали акты вандализма как игру, шутку или соревнование, наиболее частые объяснения подобных противоправных действий были следующие - “случайно оказались рядом”, “было скучно”, “просто играли” или, наконец,”заставили другие”. В основном эти действия не планировались заранее, а происходили спонтанно.Существует оригинальная форма проявления девиантного поведения среди молодежи – граффити (от итальянского слова graffito и означающий – «нацарапанный, писать каракули»)Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям, а сейчас стал обозначать всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности. По сравнению с другими разновидностями вандализма, граффити представляют собой мелкие, относительно безопасные проявления девиантного поведения человека. но мелкие формы агрессии, получая положительное подкрепление, влекут за собой более крупные. Граффити, как и разбитые стекла, мусор, другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптомы деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство и чувство страха. В то же время граффити выполняют и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи – это разновидность коммуникации, свободной от общественных ограничений. Они выражают установки, конфликты и проблемы, которые были подавлены и скрыты.

Мотивы рисовальщиков:

  •  утверждение личностной или групповой идентичности – желание оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность (50,3% от общего количества);
  •  протест против социальных и культурных норм – содержат агрессивные сообщения, заявление о своей непринадлежности к господствующей культуре;
  •  злобные реакции – обидное, грубое высказывание в адрес конкретных лиц;
  •  мотивы творчества, возможно как средство достижения славы;
  •  сексуальные мотивы отражают сексуальные желания;
  •  развлекательные мотивы – бессодержательные каракули, отдельные слова, это часть игры или учебы.   

Анализ исследований, проведенных зарубежными авторами, показывает, что есть места, которые чаще других становятся объектами вандализма:

- парки и игровые площадки;

- школьное оборудование;

- общественный транспорт;

- общественные учреждения (такие  как общежития, библиотеки, музеи);

- жилищный фонд; улицы.                                                                                     

Было обнаружено, что в разных районах количество актов вандализма различно. И трудно объяснить, почему один телефонный аппарат постоянно разрушают, в то время как аппарат, находящийся в ста метрах от первого, не трогают.

Поиски причин данного феномена привели зарубежных исследователей к следующим умозаключениям:

- во-первых, молодых людей привлекает новизна, вот почему более вероятно, что будет разрушена новая игровая площадка или сожжен только что построенный киоск;

- во-вторых, большую роль играет подражание: новые надписи появляются, как правило, рядом со старыми;

- наконец, вандализм часто является следствием накопления мелкомасштабных актов: открывание дверей плечом или пинком, отрывание вешалок и т.д.

В унисон звучит замечание С.Коэна, что на увеличение числа противоправных поступков подростков весьма влияет страсть к приклеиванию на них ярлыков вандалов, а также нежеление быть “белой вороной”, отсюда заметное влияние группы сверстников, отличающихся делинквентным поведением. Данные выводы подтвердились в исследованиях, проведенных специальной комиссией из Манчестерского университета. Они считают, что

разрушению в первую очередь подвергаются места, не принадлежащие никому конкретно и имеющие свободный доступ.

Во-вторых, на уровень вандализма влияет использование неподходящего материала для отделки жилых помещений (например, гладкая покрашенная поверхность стен на лестничных площадках позволяет легко писать на ней ручкой или вырезать что-либо ножом.

В-третьих, загрязненность и захламленность жилой территории способствует небрежному отношению  к ней со стороны жильцов. Отчасти это можно объяснить непродуманными архитектурными проектами.

В-четвертых, разрушений больше там, где жильцы часто меняются, поэтому у них часто отрицательное отношение к своему жилью, они не чувствуют себя настоящими хозяевами.

Пытаясь разрешить проблему вандализма, интересно познакомиться с социальным подходом к ней, предложенным  С.Коэном. Он считает, что “существуют определенные условия, при которых вандализм считается вполне терпимым, приемлемым и даже вполне нормальным явлением” и называет пять таких условий:

1) ритуализм - установленное, иногда даже традиционное разрушение собственности, которое до некоторой степени нормально воспринимается, прощается, даже поощряется;

2) протекция - существуют определенные группы людей, которым общество дает как бы коллективное право участия в актах вандализма;

3) игровое разрушение - оно рассматривается как нечто несерьезное, часть игры, забавы, развлечения, что нейтрализует отрицательную реакцию;

4) снисхождение - нанесение небольшого ущербы рассматривается как нормальное явление;

5) нанесение ущерба собственности внутри границ определенных общественных организаций (полузакрытых: школы, фабрики; или полностью закрытых: тюрьмы, психиатрические лечебницы), который невидим для постороннего наблюдателя и поэтому легко прощается .

Трудно не согласиться с довольно широко распространенным мнением зарубежных специалистов, что полностью избавиться от вандализма невозможно. Тот факт, что “уровень вандализма остается одинаковым в течение последних 20 лет, меняются только его формы”, еще раз подтверждает данный вывод. Однако ограничить его рост и распространение вполне реально.

Предотвращение вандализма - сложнейшая социально-педагогическая задача. Превентивный контроль вандализма во многом отличается от методов превенции других форм делинквентного поведения.

Вандализм не ограничивается ни возрастными, ни территориальными рамками, но корни данного явления чаще всего находятся в школе, поэтому считается, что большая часть профилактической работы должна проводиться с подростками школьного возраста.Для преодоления вандализма некоторые педагоги предлагают создать в школе такую обстановку, чтобы учащиеся не чувствовали отчуждения, не испытывали вражды к учителям и желания свести с ними счеты. По их мнению, у учащихся следует воспитывать чувство хозяев школы, гордости за нее, стремление сделать школу комфортабельнее и красивее. Большое значение придается участию школьников в проектах по украшению школ.Интересный опыт превенции подросткового вандализма накоплен в штате Айдахо в США. Школьным комитетам предоставили право самим распоряжаться средствами на восстановление ущерба от действий вандалов. Им выделили по 500 долларов на покрытие этих расходов, но предупредили, что оставшиеся деньги они могут использовать по собственному усмотрению. В одной из школ, где ущерб обычно исчислялся 2000 долларов, во время эксперимента он понизился до 30 долларов.Заслуживают внимания три главных стратегии в предотвращении вандализма, выделенные С.Коэном. Прежде всего, физическая - устранение нанесенного ущерба, улучшение архитектурного планирования, строительства. Поддержание чистоты и порядка.Не менее важна стратегия социальная - привлечение внимания общественности, повышение общего уровня образования и воспитания молодежи, активное вовлечение молодых людей в улучшение окружающей среды.И, наконец, стратегия сдерживающая - постоянное наблюдение, улучшение освещения, полицейский надзор, усиленная охрана. Сделать все для того, чтобы правонарушение было трудно совершить, а риск ареста при  этом был бы максимальный. К сожалению, эффективность этих мер еще недостаточно изучена. Некоторые меры оказываются необходимы для предотвращения какого-то одного вида вандализма, другие “работают” только в определенной местности и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51497. Социальные основы маркетинга: удовлетворение людских потребностей 411.5 KB
  Дать определение маркетинга и рассказать о его роли в экономике. Рассказать чего именно ждут от системы маркетинга покупатели продавцы и рядовые граждане. Повседневное воздействие маркетинга на потребителей Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день пашей жизни.
51498. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации 540.5 KB
  Рассказать о значении информации для фирмы. Маркетинговые исследования ― залог успеха шампуня и кремаополаскивателя Агри Шампунь Агри и кремополаскиватель Агри фирмы Джонсон вакс оказались двумя из самых успешных новинок последнего времени в категории средств личной гигиены. А для специалистов фирмы Фреда Нордина и Нила Деклерка за успехом этих товаров стоит почти десятилетие напряженного труда который называют еще проведением маркетинговых исследований. Отделу исследований и разработок фирмы дали задание создать обезжиренный...
51499. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей 446.5 KB
  Описать процесс восприятия потребителем товаровновинок. человек ежегодно потреблявших товаров и услуг на общую сумму около 18 трлн. Совершеннолетние молодые люди представляют собой привлекательный рынок в силу нескольких причин: 1 они восприимчивы к идее опробования новых товаров; 2 в большей мере настроены тратить нежели откладывать деньги; 3 будут дольше выступать в роли покупателей4. Во врезке 10 приводится несколько примеров влияния географического местоположения на характер выбора товаров.
51500. Сегментирование рынка, выбор целевых 459.5 KB
  Перечислить основные принципы сегментирования потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения. Как руководство Кокаколы так и руководство Пепсико намерены продолжать политику сегментирования рынка при создании новых товаров. Роджер Энрико из фирмы Пепсико подчеркивает значение демографических тенденций в качестве отправной точки при создании новых товаров ибо по мере старения населения будут меняться и его нужды и его потребности а это даст ключи к дальнейшему сегментированию1. В этом случае продавец производит...
51501. Разработка товаров: подход к разработке новых товаров и проблемам жизненного цикла товара 433.5 KB
  Перечислить и охарактеризовать этапы процесса разработки нового товара. Рассказать как меняется стратегия маркетинга по ходу жизненного цикла товара. На лице товара начали появляться морщины.
51502. Методы распространения товаров: каналы распределения и товародвижение 534 KB
  Для того чтобы добиться с помощью прямого маркетинга экономичности системы массового распределения многим производителям нужно было бы стать посредниками в продаже товаров других производителей. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и...
51503. Продвижение товаров: стратегия коммуникации и стимулирования 431.5 KB
  Назвать и охарактеризовать четыре основные составляющие комплекса стимулирования. Объяснить как происходит составление сметы расходов и отбор элементов комплекса стимулирования. Рассказать о четырех факторах оказывающих влияние на структуру комплекса стимулирования.
51504. Продвижение товаров: личная продажа и управление сбытом 429 KB
  Рассказать о роли торгового агента фирмы. Описать три варианта структурной организации торгового аппарата фирмы и рассказать о преимуществах и недостатках каждого из них. Пояснить каким образом фирмы оценивают эффективность деятельности своих торговых агентов. Порученецразъяснитель фирмы Мерк энд К продвигает новые лекарства фирмы в штате Теннесси Даже будучи в полном здравии Рей Хендерсон проводит много времени в приемных врачей.
51505. Решение о методах выхода на рынок 505.5 KB
  Партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений маркетинга и прочих принципов деятельности. Более того совместное владение может затруднить транснациональной компании проведение в жизнь конкретных политических установок и сфере производства и маркетинга во всемирном масштабе. Вчетвертых фирма сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями и следовательно может разрабатывать такие политические установки в области производства и маркетинга которые будут отвечать ее долговременным задачам в...