22100

ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции: приобщение к культуре и нормам данного общества; научение полоролевому поведению; научение поведению соответствующему этнической религиозной региональной социальной принадлежности членов группы; помощь членам группы в достижении автономии от общества; создание условий для развития самосознания самоопределения а также для самореализации и самоутверждения. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению по...

Русский

2013-08-04

50 KB

20 чел.

PAGE  1

ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА.

  1.  Роль сверстников в социальном формировании личности.
  2.  Официальные  объединения.
  3.  Молодежная субкультура.
  4.  Специфические черты российской молодежной субкультуры.
  5.  Неформальные объединения.

Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость ( место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:

1. важный канал специфической информации;

2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.

3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции:

  •  приобщение к культуре  и нормам данного общества;
  •  научение полоролевому поведению;
  •  научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы;
  •  помощь членам  группы в достижении автономии от общества;
  •  создание условий для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения.  

2.Официальные объединения.

К официальным объединениям относятся школьный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие детские и подростковые организации (скауты).

Школьный класс. В классе существует двойственная структура коллектива – формальная, созданная под влиянием взрослых и  неформальная, складывающаяся в процессе свободного общения детей. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению, по  официальному статусу учеников, по успеваемости, по принадлежности к активу и на основе неофициальных ценностей, принятых в ученической среде.

Подростковые клубы. Главное для детей в клубах – добровольность, общение друг с другом и интересными людьми – энтузиастами(руководителями) и теплая атмосфера, которой им не хватает в школе.   

Детские организации. В России стали распространяться скаутские организации (скаут -  разведчик). Скаутинг – система воспитания молодежи, разработанная в конце 19 века полковником английской армии Р.Баден-Пауэллом. Это самое распространенное молодежное движение в мире. Цель скаутинга – всестороннее развитие личности (физическое и духовное) Скауты учатся выживать в самых сложных условиях.

Самой массовой детской организацией В России на сегодняшний день является Федеральная детская организация «Юная Россия» - в ее программах участвуют более 5 млн. детей.

Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы»(ДИМСИ).

Неформальные группы– это официально не зарегистрированные группы людей, которые возникли по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели  людьми с общими интересами и потребностями. Неформальная группа чаще всего объединяется на основе близости возраста и территориальной общности. Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей и существующее на протяжении нескольких десятилетий. Именно через неформальное объединения реализует себя молодежная субкультура.

Субкультура - sub –«под» -совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) Субкультура бывает: просоциальной, когда ее нормы не противоречат общепринятым нормам и правилам; Эти объединения решают социальный проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, решение экологических проблем); асоциальной  - ее нормы и ценности дополняют и трансформируют официальную культуру. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. В основном выполняют рекреационные функции )хиппи,панки, мажоры, хайлафисты, рокеры)   и антисоциальной – когда нормы противопоставлены обществу, иногда носят ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других (Банды – чаще всего по территориальному принципу.

Специфические черты российской субкультуры:

  1.  преимущественно развлекательно-рекреативная направленность;
  2.  «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов – культ американского образа жизни;
  3.  слабая индивидуализированность и избирательность культуры - неприятие других ценностей и стереотипов;
  4.  внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры, заметно влияние только телевидения);
  5.  отсутствие этнокультурной самоидентификации(народная культура большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм);
  6.  межгенерационное отчуждение : от разрушения внутрисемейных контактов до отчуждения поколений;

Общие признаки НМО:

  1.  стиль одежды и оформление внешности(прически, макияж, татуировка). Очень скрупулезно. Важность деталям. Равная значимость для обоих полов. Цели – выделиться среди взрослых и обрести единство со своей компанией, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, утвердить свою похожесть.
  2.  увлечение музыкой. Тип предпочитаемой музыки и выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников тяж рока – преобладают 14 – 17 летние юноши – школьники, учащиеся ПТУ и рабочая молодежь. Джаз – авторская песня – увлечения более образованной части молодежи.
  3.  жаргон = своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Лексический состав жаргона быстро обновляется. Позволяет почувствовать принадлежность к группе, это как своеобразный пароль.
  4.  Фольклор – комплекс словесных, музыкальных и игровых видов творчества. Словесный вид – предания из истории сообщества, о легендарных деяниях, анекдоты, считалки, дразнилки, страшилки. Муз фольклор – песни, выражающие мировосприятие и отношение к окружающему, пропагандирующий ценности своей группы. Игры – подвижные детские игры, карточные и др. Передаются из поколения в поколения. Изобразительный вид фольклора  - граффити – средство утверждения групповой принадлежности, а также возможность выступить против разрешенных социальными нормами надписей.

 

Классифиация НМО:

  1.  Группы агрессивной самодеятельности – например, спортивные фанаты – эмоциональная разрядка в процессе боления и послематчевых шествиях. Спортивные мероприятия – лишь повод к совместным действиям.

Экстремистские неонацистские группы. Группы имеют тайную систему посвящения, внешнюю атрибутику. (левые – «ремонтники», «люберы», «чистильщики» «Законники», «Комиссары»,  объединяются для борьбы с западной идеологией или неправильными действиями в собственном государстве

  1.  Группы эпатажной самодеятельности. Панки – одежда, манера поведения, словарный запас, Открыто пропагандируют секс, наркотики, токсические вещества. Мажоры – носят вещи какой-либо западной страны, проповедуется активный, деловой, сильный человек. Рокеры – страсть к мотогонкам. Поперы – причисляют себя к элите общества, подчеркнуто пренебрежительны к окружающим, стремятся к вызывающей респектабельности, активно бойкотируют любую общественную деятельность.
  2.  Группы культурной самодеятельности.Рокеры (битломаны, ньювейвщики, хардрокеры, металлисты, брейкеры) Хиппи.
  3.  Группы экономической самодеятельности. Деятельность таких групп напралена на создание материальных благ для себя, своей группы или других групп. Группы кооперативно-предпринимательской деятельности.
  4.  Группы социальной самодеятельности – их деятельность направлена на решение конкретных социальных проблем. Экологисты (защита окружающей среды, восстановление природных ценностей). Экокультурные группы ( защита культурной среды). Этнокультурные группы (возрождение культурно-исторического наследия. Могут быть и экстремистски настроенные – «Память»). Группы интернационалистов. Группы взаимной поддержки. Группы «Милосердие» - добровольная помощь людям, в ней нуждающихся.
  5.  Группы политической самодеятельности. Стремление изменить политическую ситуацию в стране. Движение политического самообразования. Правозащитное движение.
  6.  Нетрадиционные религиозные группы. Общество всеобщего сознания Кришны. Группы дзен-буддистов, сатанистов.
  7.  Криминогенные группировки. Кто попадает в такие группы? Члены  могут быть типологизированы следующим образом:
  8.  аутсайдер – человек, попавший в социальный тупик, не нашедший признания в формальной социальной группе, не имеющий возможности для самореализации.
  9.  маргинал (лат – человек, находящийся на краю) Это личность, оказавшаяся за рамками характерных для этого общества норм и традиций.
  10.  конформист – человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, быстро и без усилий усваивающий групповые ценности и нормы.
  11.  приспособленец – в отличие от конформиста принимает групповые нормы и ценности лишь внешне, имитируя глубокую привязанность к групповым целям для того, чтобы добиться признания и повышения своего статуса.
  12.  фанат – человек, увлеченный групповыми целями, преданный ценностям и символам группы, соблюдающий нормы группы и отрицающий все, что идет вразрез с групповыми ценностями.  
  13.  борец – человек, для которого больше значит процесс борьбы за идею, чем сама идея.
  14.  вождь – человек, видящий свое признание, чтобы руководить людьми и нередко имеющий организаторские способности.
  15.  попутчик – человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации.
  16.  имитатор – человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, они составляют для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей.              
  17.  скучающий – человек, мотивом вступления в организацию для него была возможность более содержательно организовывать свой досуги найти среду для общения.