22164

Разница между результатами измерения и истинным значением измеряемой величины

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Представляя собой приближенные оценки значений величин найденные путем измерения они зависят не только от них но ещё и от метода измерения от технических средств с помощью которых проводятся измерения и от свойств органов чувств наблюдателя осуществляющего измерения. Разница между результатами измерения и истинным значением измеряемой величины называется погрешностью измерения. Причиной отклонения истинного значения измеряемой величины от результата измерения могут быть самые различные факторы.

Русский

2013-08-04

52 KB

2 чел.

Погрешности измерения

При анализе измерений следует четко разграничивать два понятия: истинные значения физических величин и их эмпирические проявления – результаты измерений.

Истинные значения физических величин – это значения, идеальным образом отражающие свойства данного объекта как в количественном, так и в качественном отношении. Они не зависят от средств нашего познания и являются той абсолютной истиной, к которой мы стремимся, пытаясь выразить их в виде числовых значений.

Результаты измерений, напротив, являются продуктами нашего познания. Представляя собой приближенные оценки значений величин, найденные путем измерения, они зависят не только от них, но ещё и от метода измерения, от технических средств, с помощью которых проводятся измерения, и от свойств органов чувств наблюдателя, осуществляющего измерения.

Разница между результатами измерения и истинным значением измеряемой величины называется погрешностью измерения.

Причиной отклонения истинного значения измеряемой величины от результата измерения могут быть самые различные факторы.

Во-первых, погрешность может быть связана с несовершенством применяемого метода измерения (методическая погрешность).

Во-вторых, погрешность может быть обусловлена несовершенством используемых средств измерения (инструментальная погрешность), а также условий проведения измерения (влияние различных внешних факторов).

Инструментальная погрешность подразделяется на основную и дополнительную.

Основной погрешностью называется погрешность средств измерений в условиях, которые установлены нормативно-техническими документами как нормальные для данных измерений. Дополнительными погрешностями называют изменения погрешности средства измерений, вызванные отклонениями влияющих величин от нормальных значений или их выходом за пределы нормальных областей значений (к влияющим величинам относятся также и неинформативные параметры входных сигналов).

Погрешность может возникнуть из-за индивидуальной физиологии оператора (близорукость или наоборот дальнозоркость и т.п.) – это так называемая субъективная погрешность.

Среди инструментальных погрешностей в отдельную группу выделяются погрешности схемы, не связанные с неточностью изготовления средств измерения и обязанные своим происхождением самой структурной схеме средств измерений (и, в частности, его кинематической схеме) и свойствам образующих его элементов, и технологические погрешности, появляющиеся вследствие несовершенства изготовления элементов.

В зависимости от закономерности проявления погрешности могут быть систематические и случайные.

Систематическая – это такая погрешность, когда определенная составляющая часть погрешности остается постоянной или изменяется закономерно при всех повторных измерениях одной и той же величины. Или другими словами это погрешность, причины и закон изменения которой известен.

Случайная – погрешность, при которой изменяется составляющая часть погрешности случайным образом при повторных измерениях одной и той же величины.

К разряду погрешностей следует отнести грубые погрешности или промахи.

Грубая погрешность измерения – погрешность, существенно превышающая ожидаемую. Результаты с грубыми погрешностями обнаруживают с помощью специальных статистических критериев и исключают из рассмотрения. Промах – следствие неисправности средства измерений, нарушение правил его применения, ошибочного считывания показаний, их записи, и т. п. Промахи обнаруживаются непосредственно в процессе выполнения измерений.

В некоторых случаях в процессе измерения происходит отклонение реальной характеристики СИ от номинального значения. При этом возникают аддитивная (не зависящая от измеряемой величины; «нулевая» погрешность) и мультипликативная (зависящая от измеряемой величины) погрешности.

                                  а)                                                                  б)

Рис. 1. Аддитивная а) и мультипликативная б) погрешности

Погрешности всех типов измерения представляются и нормируются в определенной форме.

Абсолютная погрешность равна разности между значением, полученным при измерении, и его истинным значением:

,

где x – полученное (измеренное) значение,

xист – истинное значение измеряемой величины.

Относительная погрешность:

  или   

как правило выражается в процентах.

Для сравнения приборов и устройств с различными пределами измерения вводится понятие приведённой погрешности

,

где xном – нормирующее значение.

За нормирующее значение xном принимается:

  •   наибольшее или предельное значение измеряемой величины;
  •   сумма модулей пределов измерения, если нулевая отметка расположена внутри диапазона измерения;
  •   модуль разности пределов измерений, если принята шкала с условным нулём (температура ─50°..0°..+50° С).

Сопоставление приборов по точности измерения осуществляется через так называемый класс точности – он выражается через максимальное значение приведённой погрешности.

Погрешности измерительных средств принято подразделять на статические, имеющие место при измерении постоянных величин после завершения переходных процессов в элементах приборов и преобразователей, и динамические, появляющиеся при измерении переменных величин и обусловленные инерционными свойствами средств измерений. Более подробным источником определения погрешностей является ГОСТ 8.009–84 «ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений».

Существует государственная система обеспечения единства измерений. Она обеспечивает сопоставимость результатов измерений, проведённых в разных местах, разное время, разными людьми.Единство измерений обеспечивается единообразием средств и методик выполнения измерений. Единство измерений

контролируется специальной метрологической службой государства. Она возглавляется Государственным стандартом страны (РФ). Все измерительные средства проходят поверку – определение погрешностей измерения. Поверка осуществляется метрологическими органами

Поверка – один из элементов цепи передачи размеров единицы физической величины от эталона к рабочему инструменту измерения.

Поверка – это сличение показаний средства измерения с показателями более точного средства измерения.

Поверка может быть поэлементной и комплектной. Поэлементная предусматривает, что все элементы прибора поверяются по отдельности, а комплектная – вместе.Все средства измерения делятся на эталонные, образцовые и рабочие средства измерения

Эталоны: первичные, вторичные и специальные.

Первичный эталон воспроизводит единицу измерения физической величины с максимальной точностью.

Вторичный эталон служит для организации поверочных работ и сохранности первичного.

Специальный находится в особых условиях, копирует первичный.

Вторичные эталоны подразделяются на эталоны-свидетели, эталоны-копии, эталоны сравнения, рабочие эталоны.

Образцовые средства измерений поверяются по рабочим эталонам и передают размеры физических величин рабочим средствам. В зависимости от класса точности образцовые средства подразделяются на разряды.

Рабочие средства применяются для измерения и не связаны с передачей размера единиц физических величин.

Службы Госстандарта включают в себя ряд научно-исследовательских институтов в городах: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, а также ряд структурных региональных, городских подразделений . В частности-«ЦСМиС РБ» - центр стандартизации, метрологии и сертификации республики Башкортостан.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75530. Характеристика и принципы построения сетевых (распределенных) БД 35.5 KB
  Характеристика и принципы построения сетевых распределенных БД Под распределенными базами данных РБД понимаются БД применяемые в вычислительной компьютерной сети. По типологии РБД делятся на: РБД централизованного хранения РБД распределенного хранения. При централизованном хранении вся РБД хранится на одном компьютере сервере а программы с остальных компьютеров клиентов обращаются к нему. Проектирование структуры такой РБД ничем не отличается от проектирования структуры обычных БД.
75531. Основные понятия и принципы инфологического моделирования 39.5 KB
  Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности связи между ними и их свойства атрибуты. Необходимо различать такие понятия как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей предметов событий или идей выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе.
75532. Відвідування театру. Враження від вистави. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 55 KB
  Т: The topic of our lesson is Going to the thetre Describing performnce . By the end of the lesson you should be ble: to review nd ctivize the words nd wordcombintions to the topic Going to th thetre nd Describing performnce ; to predict fcts nd events from the newspper rticle by its hedline; to understnd the gist nd detils of the newspper rticle despite the nturl difficulties; to express your opinions bout performnce. I went to the thetre lst Sundy. Do you often go to the thetre Why Cn you sy wht the thetre is Where re the best sets in...
75533. Великий Кобзар, Тарас Шевченко, відомий у всьому світі 66.5 KB
  Т: Wht is this rticle bout Look t the newspper hedline of ex. Predict wht is this rticle bout 2 WhileReding ctivities. Wht kind of the text is it Wht kind of newspper is it tken from Wht is this rticle bout б Scnning. Where do monuments to gret poets of the world literture Ukrinin Trs Shevchenko Russin lexnder Pushkin Byelorussin Ynk Kupl nd mericn Wlt Whitmn stnd nerby on one lwn In wht town is rrow Prk situted Wht poem by Trs Shevchenko resounded in the prk on tht dy Who lid flowers t the monuments to the luminries of...
75534. Кіно в Україні 58 KB
  Т: The topic of our lesson is Cinem in Ukrine Describing film . By the end of the lesson you should be ble: to review the words nd wordcombintions to the topic Going to the cinem Describing film ; to understnd the gist nd detils of the text for reding; to express your opinion bout film you hve recently seen. Т: Red the quottion bout films find Ukrinin equivlent. Повторення ЛО теми Going to the cinem Describing film .
75535. Відвідування кінотеатру. Враження про переглянутий фільм 43.5 KB
  Мета: Перевірити рівень навчальних досягнень і рівень навченості учнів за вивченою темою Going to the cinem Your fvourite film . Т: Weve got test tody to check your skills in communictive writing bout going to the cinem nd your fvourite film. By the end of the lesson you should be ble: to mtch the English words nd word combintions with their Ukrinin equivlents Level 1; to define different kinds of films by their description Level 2; to nswer the questions to show your bility to prticipte in converstionl exchnge bout going to the...
75536. Вибір професії. Нові ЛО 83.5 KB
  Ввести й активізувати у мові учнів ЛО теми «Вибір професії». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в текст...
75537. Вибір професії. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 53 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Вибір професії». Підготувати до самостійного висловлювання про вибір професії та можливість отримана подальшої освіти після закінчення 9 класу.
75538. Вибір професії. Плани на майбутнє 71 KB
  Join together the two hlves of the fmous proverbs nd syings bout work nd peoples occuptions. Work in pirs. The hrdest work is to do nothing. Т: Wht colloctions of words connected with work cn you nme Lets drw Mind Mp.