22175

Основы организации финансов предприятий

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Финансы – это наука об управлении денежными потоками. Это экономические отношения по поводу создания, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы организаций это тоже экономические отношения, но на микроэкономическом уровне. В нашем курсе понятие организация и предприятие (фирма) совпадают и в дальнейшем будут взаимозаменяемы.

Русский

2014-10-12

68 KB

5 чел.

Тема 1. Основы организации финансов предприятий

План

1. Сущность финансов организации

2. Особенности организации финансов различных отраслей

3. Финансы организаций малого бизнеса

1. Сущность финансов организации

Финансы – это наука об управлении денежными потоками. Это экономические отношения по поводу создания, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансы организаций это тоже экономические отношения, но на микроэкономическом уровне. В нашем курсе понятие организация и предприятие (фирма) совпадают и в дальнейшем будут взаимозаменяемы.

 Предприятие (организация) – самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Таким образом, под предприятием понимается любой хозяйствующий субъект – юридическое лицо, вне зависимости от вида и масштабов деятельности и формы собственности, осуществляющий свою деятельность с целью получения прибыли.

Финансы предприятий (организаций) – это отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, их распределения и  использования.

 

На предприятии финансы выполняют распределительную и контрольную функции.

Эти функции выполняются в форме транзакций и анализа денежных потоков. Управляя денежными потоками, продажами  и затратами с помощью распределительной функции финансов направляются средства в нужном направлении и одновременно контролируется исполнение финансовых решений, правильность прогнозов и плановых расчетов.

В процессе осуществления экономической деятельности предприятия (организации) вступают в финансовые взаимоотношения с:

  •  учредителями;
  •  другими предприятиями и организациями;
  •  вышестоящими органами и своими подразделениями;
  •  работниками предприятия;
  •  государством;
  •  кредитными, страховыми организациями;
  •  инвестиционными институтами

Финансовые отношения с учредителями строятся по поводу взносов в уставный капитал и распределения прибыли.

С другими предприятиями финансовые отношения возникают по поводу дебиторской и кредиторской задолженности.

Финансовые отношения с вышестоящими и нижестоящими звеньями в корпорациях возникают по поводу перераспределения финансовых потоков.

С работниками предприятия финансовые отношения возникают по поводу начисления заработной платы, возмещения ущерба нанесенного одной стороной другой, а также по поводу исполнения предприятием обязанностей налогового агента по отношению к доходам своих работников.

С государством предприятие имеет финансовые отношения, в первую очередь как налогоплательщик, а также как получатель ассигнований из бюджета, дотаций и другой государственной помощи.

С кредитными организациями финансовые отношения у предприятия возникает по поводу расчетно-кассового обслуживания, кредитования, финансовой аренды, доверительного управления и др.

Страховые организации осуществляют финансовые операции по страхованию имущества, риска, ответственности, жизни и здоровья сотрудников.

Инвестиционные фонды и организации оказывают помощь в финансировании крупных инвестиционных проектов.

Принципы организации финансов:

  •  самостоятельность в области организации финансово-хозяйственной деятельности,
  •  самофинансирование,
  •  материальная заинтересованность и ответственность,
  •  деление средств на собственные и привлеченные,
  •  обеспечение финансовыми резервами.

Самостоятельность обеспечивается государственной гарантией невмешательства в оперативную и стратегическую деятельность предприятий, кроме случаев, оговоренных законом. Если предприятие не нарушает, например, законодательство в области экологии, то оно вправе вести производственную деятельность по выбранной  технологии. Учредители могут избрать любой вид деятельности, разрешенный законодательством. Нужно только помнить, что некоторые виды деятельности подлежат лицензированию. Лицензирование вводится для того, чтобы в рискованных областях деятельности (строительство, транспорт и другие), выполнялись требования к уровню квалификации работников и другие требования, снижающие риск катастрофы. Выбор масштабов деятельности, место и способы реализации планов остается за предпринимателями.

Самофинансирование предполагает способность предприятия обеспечивать себя всеми необходимыми ресурсами не только для простого воспроизводства, но и для расширения масштабов деятельности. Предприятие наделяется некоторыми ресурсами при создании, затем приращивает свои ресурсы в результате своей деятельности и должно рассчитывать только на свои силы. Следует знать золотое правило:

Никто, кроме собственников, не обязан покрывать убытки предприятия в том периоде, когда его доходы не покрывают всех расходов

Отсюда вывод, предприятие не должно рассчитывать на внешние источники покрытия расходов, а  зарабатывать денежные средства для этого, обеспечивая эффективность бизнеса.

Материальная заинтересованность и ответственность вытекает из самой цели предпринимательской деятельности – получение  прибыли. В процессе своей деятельности предприятие принимает на себя ряд обязательств – платить зарплату работникам, налоги государству, поставщикам за поставленную продукцию, банкам за полученные кредиты и т.п. Ответственность должна быть обеспечена финансовыми резервами. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а учредители фирмы отвечают только своим вкладом в уставный капитал.

В деятельности компании важно научиться различать собственные и заемные (привлеченные) средства. Первые находятся у предприятия постоянно и могут быть использованы в любое время и в любом направлении. Вторые находятся в распоряжении предприятия временно и должны быть возвращены владельцу в оговоренный срок. Привлекать средства от третьих лиц – нормальное явление в бизнесе, но использовать их надо эффективно, чтобы они принесли прибыль в размере, не ниже процентов, которые надо заплатить за их использование. И уж совсем  недопустимо расходовать заемные средства на потребление, поскольку в этом случае возвратить их становится проблемой.

 Создание финансовых резервов позволить предприятию подстраховать свои риски. В развитых странах принято по наличию и размеру резервного капитала судить о надежности партнера. Российское законодательство  обязывает акционерные общества создавать резервный фонд в необходимых размерах, но не менее 5 процентов от уставного капитала. Нужно лишь отметить, что отчисления в резервный фонд акционерные общества могут производить из прибыли после налогообложения.  Безусловно, такой подход снижает заинтересованность предприятий в создании существенных резервов и противоречит сложившейся мировой практике поощрения резервирования.

 Роль финансов в деятельности организаций трудно переоценить. С помощью финансов решаются задачи создания и прироста капитала, распределения прибыли, перераспределяются денежные потоки, осуществляются инвестиции. Как уже было сказано выше,  финансы осуществляют контроль над движением капитала. Так в ходе реализации своих задач все фирмы принимают четыре основных типа финансовых решений:

  1.  Решения, связанные с инвестициями
  2.  Решения о структуре капитала (деление средств на собственные и заемные)
  3.  Решения, связанные с управлением оборотным капиталом

4. Решения, связанные с оценкой риска.

Для целей осуществления своей производственно-хозяйственной деятельности предприятие создает и использует финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов и привлеченных извне средств, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих задач и затрат, связанных с расширением производства.

Финансовые ресурсы подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние финансовые ресурсы:

доходы от продаж,

прибыль от основной и прочей деятельности,

амортизационные отчисления.

Внешние финансовые ресурсы:

собственные (предпринимательский капитал, поступивший от инвесторов),

заемные,

средства, мобилизуемые на финансовом рынке (средства от продажи собственных акций, облигаций и других ценных бумаг),

поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение, доходы по финансовым вложениям, средства от головных, материнских компаний,  

бюджетные ассигнования (средства бюджетов для краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение).

Формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации и является важнейшей стороной его деятельности. Денежные фонды формируются за счет собственного и привлеченного капитала.

Собственный капитал  предприятия подразделяется на постоянную и переменную части.

 Постоянная частьуставный капитал.

 Переменная частьдобавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и специальные фонды.

 Уставный капитал – основной первоначальный источник собственных средств предприятия. Он является источником формирования основного и оборотного капитала, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

 Добавочный капитал – это прирост собственного капитала за счет эмиссионного дохода, безвозмездно полученных ценностей, переоценки имущества.

 Резервный капитал (фонд) – денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами для покрытия непредвиденных убытков и потерь. Источником его образования является прибыль.

К фондам денежных средств также относятся амортизационный фонд, валютный фонд и фонды, создаваемые предприятием за счет собственной прибыли.

Привлеченный капитал – величина переменная и состоит из кредитов, займов и кредиторской задолженности.

Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма.

Финансовый механизм предприятия – это система управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли.

Система управления финансами включает в себя:

- финансовые методы,

- финансовые инструменты,

- правовое обеспечение,

- информационно-методическое обеспечение управления финансами.

К финансовым методам относятся – финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовый контроль, кредитование, страхование, система налогов, расчетов и санкций. С помощью финансовых методов осуществляется управление движением финансовых ресурсов и производится оценка эффективности их использования на основе анализа финансовых показателей.

Финансовые инструменты – это любой вид контракта, результатом которого является появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта. Это могут быть денежные средства, финансовые вложения и различные виды задолженности. Финансовые инструменты могут быть первичными, например, дебиторская и кредиторская задолженность, акции, облигации, векселя, и производными, например, финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные свопы.

Необходимо помнить, что операции с финансовыми инструментами всегда сопровождаются финансовыми рисками. Риски бывают ценовые, кредитные, риск ликвидности, риск денежного потока. Детальное изучение этого вопроса дается в курсе "Финансовый менеджмент".

Правовое обеспечение позволяет предприятиям существовать в законодательном поле, нормативное регулирование деятельности субъектов экономики обеспечивает равные условия для хозяйствования. Правовое обеспечение играет важную роль в функционировании финансовой системы. В нашей стране действует Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормативно-правовая база содержит сотни актов, регулирующих финансовые отношения в экономике. В области финансов законодательную инициативу могут проявлять Государственная дума, Министерство финансов, Банк России, методическое обеспечение исполнения законов возложено на Министерство финансов и Банк России.

Информационное обеспечение – необходимое условие нормального производственного и управленческого процесса. Получение своевременное, достаточной и достоверной информации помогает построить процесс управления на современном профессиональном уровне. Внутренняя информация формируется в системе бухгалтерского финансового и управленческого учета, в автоматизированных системах управления. Внешняя информация о фондовых рынках, ценах, ставках процентов, налогов предприятия получают посредством систем связи и различных информационных агентств. Информация используется в финансовом планировании и прогнозировании. Качество информации непосредственно влияет на результативность управления денежными потоками, финансовую устойчивость предприятия, его конкурентоспособность, формирование финансовых ресурсов.

Государственное регулирование финансов организаций в условиях рыночной экономики достаточно ограничено. Государство не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность компаний, осуществлять руководство денежными потоками любыми способами. Форм государственного регулирования насчитывается всего три: ставка рефинансирования, налоговые ставки и амортизационная политика. Эти формы  в различных сочетаниях позволяют государству осуществлять свою функцию управления экономикой без вмешательства в конкретные действия субъектов рынка. Повышая или понижая ставки процентов и налогов, а также устанавливая правила начисления амортизации государство может способствовать развитию приоритетных направлений экономики или стагнации в отдельных неперспективных отраслях.

2. Особенности организации финансов различных отраслей

Особенности организации финансов предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования зависят от юридических аспектов, в которых также должны разбираться финансисты. От этих аспектов зависят формы привлечения капитала, направления распределения прибыли, методы принятия решений, налогообложение. Порядок формирования акционерного капитала отличается от формирования уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Отраслевые особенности организации финансов также рассматриваются в этом разделе.

В качестве иллюстрации особенностей в организации финансов выбраны четыре отрасли: сельское хозяйство, транспорт, торговля и строительство.

Отличительной чертой сельскохозяйственного производства является сезонный характер. Следовательно, получение выручки от реализации продукции не распределяется равномерно в течение года. Отсюда возможна нехватка оборотного капитала, которая восполняется заемными средствами. А заемные средства всегда платные и подлежат возврату в заранее оговоренный срок. Но возврат заемных средств усугубляется отсутствием гарантии получения урожая и, как следствие, выручки. Возникает проблема страхования будущего урожая от погодных условий, вредителей и т.п. У сельскохозяйственного производителя появляются дополнительные затраты, которые надо покрыть из чистой выручки. Кроме того, следует учитывать тот факт, что на большинство видов сельскохозяйственной продукции, поставляемой в государственные закрома, установлены фиксированные цены. Государство не всегда вовремя расплачивается по своим обязательствам. Все эти особенности привели к полному расстройству финансов в сельском хозяйстве.

В отрасли "Транспорт" имеются свои особенности. Главная из них заключается в том, что этой отрасли чуждо понятие "готовая продукция". Здесь процесс производства и процесс реализации совпадает во времени. Отсюда и особенные подходы в организации финансов.

Отрасль товарного обращения зависит от формы - оптовая или розничная торговля. Нужно учесть, что предприятие торговли может торговать не только собственным товаром, но комиссионным, т.е. взятым на комиссию. В этом случае предприятию торговли не требуются большие оборотные средства для закупки товаров. Этой отрасли также присуща высокая скорость оборота по сравнению с предприятием промышленности.

Подрядным организациям, ведущим свою деятельность в строительстве, наоборот, присуща медленная оборачиваемость средств. В этой отрасли характерна большая продолжительность одного производственно-коммерческого цикла. Поэтому, также как и сельскому хозяйству, этой отрасли требуются достаточно большие инвестиции и заемные средства.

3. Финансы организаций малого бизнеса

В  рыночной экономике место и роль организаций малого бизнеса трудно переоценить. В развитых странах малый бизнес составляет основу национальной экономики. Малые предприятия гибче, быстрее и лучше приспосабливаются к рыночной конъюнктуре. В российской практике критериями отнесения предприятия к малому является численность и участие в формировании уставного капитала. В других странах могут применяться такие критерии, как величина капитала, прибыли, выручки и другие.

Сложившаяся отраслевая структура по количеству малых предприятий в последние годы практически не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43%), строительство и промышленность (по 16%). Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. На одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее их число наблюдалось в строительстве (12 человек), наименьшее - в науке и научном обслуживании (4 человека). По статистике, малые предприятия сегодня - самый динамично развивающийся сектор экономики. К примеру, убыточных хозяйств в малом бизнесе в три раза меньше, чем на государственных предприятиях. 

Следует раскрыть особенности организации финансов на малом предприятии. На малом предприятии могут отсутствовать внеоборотные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность. Следует отметить преимущества малого бизнеса – гибкость в освоении новых видов деятельности, технологий, производства новых видов товаров, высокая оборачиваемость активов, управляемость. Недостатки – недостаточная устойчивость вследствие небольшого основного капитала, небольшой запас рентабельности в цене товаров и, как следствие, проигрыш в конкурентной борьбе при общем снижении цен. Малый бизнес имеет высокую степень ротации и поэтому поглощает избыточные трудовые ресурсы, обеспечивая населению самозанятость. Малый бизнес может быть высокорентабельным вследствие небольшой величины накладных расходов и высокой оборачиваемости.

Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему финансовую устойчивость и возможность конкурировать с крупными и средними предприятиями. Эта поддержка заключается в предоставлении малым предприятиям налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижения процентов по кредитам и других возможностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов.

В соответствии с главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ к небольшим предприятиям могут применяться особые режимы налогообложения. Дополнительно к этим особым режимам применяется и упрощенная система бухгалтерского учета. Глава 26.2 предполагает добровольное применение упрощенной системы налогообложения, которая заменяет уплату ряда налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Объектом налогообложения единым налогом является по выбору налогоплательщика либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Единый налог заменяет уплату налога на прибыль, единого социального налога, налога на имущества и налога на добавленную стоимость. Критерием отнесения предприятий к малым, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, являются сумма дохода, стоимость основных фондов, наличие обособленных филиалов и представительств, численность работающих, вид деятельности и доля юридических лиц в уставном капитале.

Малые предприятия, функционирующие в тех областях экономики, в которых сложно осуществлять контроль над доходами, должны платить единый налог на вмененный доход. В основном это предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, небольшие автотранспортные предприятия. Решение об установлении этого налога принимается субъектом федерации. Уплата единого налога на вмененный доход также заменяет налог на прибыль, единый социальный налог, налог на имущество. Организации, переведенные на единый налог на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Для малых предприятий применяется также упрощенная система бухгалтерского учета. Если малое предприятие использует особые режимы налогообложения, то оно не обязано вести учет методом двойной записи и, следовательно, составлять и представлять бухгалтерский баланс.

 

Основные термины, использованные в теме:

Предприятие, организация, юридическое лицо, финансы предприятий (организаций), экономические отношения, функции финансов, финансовые взаимоотношения, принципы организации финансов, собственный капитал, заемный капитал, финансовые ресурсы, собственные финансовые ресурсы, привлеченные финансовые ресурсы, постоянная часть капитала, переменная часть капитала, уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды, резервы, финансовый механизм, финансовые инструменты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45252. Презентация как форма PR-акции: функции, этапы разработки и реализации 33 KB
  Полная готовность к проведению презентации –11 часов на час раньше назначенного времени – остается время на устранение мелких неполадок и недочетов. Приглашенных встречает первое лицо и ведущий презентации. Модератор ведущий выступает с предварительной речью приветствие и обращение к аудитории оглашение тем презентации представление участников президиума оглашение регламента проведения презентации представительский блок. Примечание: Все участники президиума имеют на руках специально подготовленные папки с материалами презентации...
45253. Ярмарка как форма ПР акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 29.5 KB
  Ярмарки –- это регулярно организуемые оптово-розничные рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения где значительное количество экспонентов реализуют характерные услуги и товары одной или нескольких отраслей. Ярмарки имеют множество сходных признаков и характеристик деятельности с выставками однако на ярмарках производится не только демонстрация выставочных образцов но и прямая продажа продукции посетителям как оптом так и в розницу. Ярмарки зародились как мероприятие рыночного характера основной целью которого являлся сбыт....
45254. Выставка как форма ПР-акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 30.5 KB
  Выставки позволяют наглядно показать каких достижений добилась организация показать фирму с наиболее выгодной стороны и заинтересовать потенциальных потребителей. Функции: организация выставки вызывает у общественности мнение что фирма обладает положительными качествами: солидность успешность компетентность авторитетность. создание благоприятного общественного мнения о фирме в рамках выставки. Для чего проводятся мероприятия: освещение выставки в СМИ интервью доклады выступления с сообщением о деятельности фирмы качествах...
45255. Участие в выставке как В ПР акция: этапы организации, содержание информационной поддержки 31 KB
  Выбор конкретной выставки. стадия работы выставки работа в ходе функционирования выставки 5. Завязывание контактов в деловом мире страны-организатора выставки. Предоставление необходимой информации о самой фирме и ее продуктах формирование у потребителей знаний о конкретном товаре или услуге; формирование положительного имиджа фирмы доброжелательного отношения к ней поддержание репутации строительной фирмы на определенном этапе; поиск новых партнеров или агентов; формирование потребностей и стимулирование сбыта продукта; позиционирование...
45256. Выставочный стенд как форма ПР-коммуникаций: маркетинговые задачи, предметный формат, содержательное оформление 26 KB
  Маркетинговые задачи: Стенд это образ фирмы-экспонента в миниатюре воплощающий его общую предпринимательскую культуру. Отразить лицо фирмы.Иметь свое лицо название фирмы эмблема графическое изображение цвета что помогает идентификации фирмы и создает предпосылки для ее узнавания в будущем. Структура стенда: руководитель стенда документальное обеспечение представительские контакты с выставочным комитетом представление фирмы перед СМИ несколько стендистов рядовая публика привлечение к стенду и менеджер по продажам работа с...
45257. Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации 28 KB
  Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Реагирование на кризис: выявление сути проблемы идентификация источника выявление ключевых аудиторий расчет издержек информирование публичное заявление для СМИ...
45258. СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы 28 KB
  СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы. Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Необходимо работать со СМИ они склонны искать и транслировать сенсации конфликты неоднозначные оценки слухи и т. Для СМИ важно кто первый обнародует сенсационный...
45259. Спонсоринг как разновидность PR-технологий: идеология, функции, приоритеты, мотивы, формы 29 KB
  В содержании программы должны быть представлены: Проблема вызывающая необходимость разработки программы. Цели конкретное представление о желаемом результате программы. Бюджет программы с конкретными статьями расходов.
45260. Попечительский совет как PR – ресурс фирмы: миссия, функции, этапы организации, приоритеты деятельности 30.5 KB
  Попечительский совет как PR – ресурс фирмы: миссия функции этапы организации приоритеты деятельности. Но существуют некоторые общие функции которые присущи попечительскому совету любой организации: 1. создание положительного образа организации ПР; 3. лоббирование интересов организации на различных уровнях; 4 контроль за финансовой деятельностью организации; 5.