22223

Государство и право в период нэпа

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Еще в годы гражданской войны Зиновьев Каменев Бухарин говорили о диктатуре уже не пролетариата а о диктатуре партии. Троцкий – диктатура партии при содействии красной армии национализация средств производства монополия внешней торговли. С одной стороны речь идет о диктатуре партии. Большинство соратников Ленина придерживались позиции диктатуры партии.

Русский

2013-08-04

22.6 KB

4 чел.

Иогп лекция 4

Государство и право в период нэпа.

  1.  Основные направления развития государства и права в этот период
  2.  Укрепление государственного аппарата
  3.  Организация государственного единства
  4.  Развитие государственного механизма

Государство и право не может развиваться по желанию одного человека, существуют какие-то законы развития, кроме того, существуют какие-то элементы, которые не вписываются в период. Первое, что оказывает влияние- переход к новой экономической политике при старой политической системе.

Второй аспект- то что, после окончания гражданской войны, несмотря на разговоры о мировой революции, осуществляется переход к социальной политике. Государство сидит в окружении врагов и его надо укреплять.

В это время также на арену выходят новые политические деятели.

Третий аспект- борьба за власть. В 1921 г Ленин болеет , с 1922 он просто эпизодически выходит на службу. В 1924 он умирает. А кто займет его место? 

НЭП- предложена была не случайна. Если взять 1920-е государство столкнулось с тем, что у крестьян отбирали практически весь хлеб и крестьяне перестали распахивать больше земли, чем им самим нужно было. Сократились посевные площади. Большевики пришли к выводу, что нужно учреждать новый орган - Посевком. Чтобы он определял площади крестьянской запашки, причем, если они не будут этого делать, к ним будут применяться уголовные и административные наказания. На 8 съезде этот акт утвердили. С одной стороны, осенью 1920г в тамбовщине прошло восстание, которые по официальным данным охватило 49% крестьян. Т.О получается, что 90% мужиком было недовольно. А дальше мы же помним откуда брались делегаты на эти съезды- государство подтасовывало их. Даже Троцкий был в шоке ,что такой вопиющий акт так легко приняли. А дальше –то что? Бац, и Кронштадтский мятеж  под лозунгом Советы без коммунистов. Третьего звонка Ленин не стал ждать, поэтому и появился нэп.  По сути дела, продналог равнялся продразверстки. Но мы помним о тех 20% земли, теперь крестьяне о них вспомнили. Одно изменение влечет за собой другое. Поэтому эти изменения, которые были введены на 10 съезде советов, повлекли государственные изменения. – изменения в государственно- ….посмотреть

Возникает потребность, чтобы управление было единообразным. Это сразу вызывает потребность в изменение органов юстиции.  Восстанавливается орган надзора над законностью прокуратуры и кардинальным образом меняется концепция о судоустройстве . Здесь действует мудрость – во время войны законы молчат. От революционной целесообразности происходит переход к законности. В источниках права тоже происходит изменение- уходит революционное мировоззрение. ( законности) Основными источниками права становятся законы.

В процессуальном праве появ. Источник постановление пленумом верховных судов. Возникает необходимость создания устойчивых законов- кодификация законов.

У нас деньги были дешевле обоев. А если товарно- денежные отношения их надо установить. А если мы вводим денежную реформу. Необходимо приниматься за налоги. Поэтому нэп привел к существенным изменения в госуд. Механизме и изм5енениям в праве.

Далее переход к национальной политике. Имеется ввиду, что нужно бороться за свое государство. Развивать его, укреплять. Возникает дилемма- если мы строим коммунизм, то государство должно отмирать, а постоянные провокации- так получается государство будет отмирать за счет своего развития. На это повлияло смена в политическом составе.  

Англия, Франция и другие государства были за сотрудничество, нужны были товарные отношения. Они не хотели повторения 1922г. В 1934 Сталин высказал идею о возможности мирного перехода на социалистическое русло на примере Испании. Кроме того, укрепление государства связано с грамотным решением национального вопроса. Уже в декабре и Англия, и Франция, и Япония заключили договор о разделе сфер влияния России. Америка претендовала на транссибирскую магистраль. Но следует сказать, что Россия была многонациональным государством и когда начали отпадать от России кусками ( Литва в 1917г.) По всем этим вещам, Россия теряла 100000кв. метром. Но дело в том, что вообще в этот период времени – период Гражданской войны начинает работать германские концепции об ослаблении России. Она разрабатывалась давно . Одна – сохранение сильной в противовес Англии и Франции Вторая- создание буфера между Россией и Европой. В этот буфер – Украина, Балтика ( где должны были заселяться немцы – на основе архивных материалов) Но эти планы не осуществились, потому что советское правительство вело правильную национальную политику. И вот для того, чтобы государство сохранить и укрепить с точки зрения укрепление национальных интересов- необходимо укрепить госуд. Механизм.

  1.  Оживление советов, потому что это основной стержень государственного механизма.
  2.  Коренизация исполнительных органов – ввести представителей рабочей и крестьянской народности.

Второй момент. Решение национального вопроса. Постоянно возникает что-то новое, поэтому решить раз и навсегда эту проблему нельзя. Во-превых необходимо было урегулировать отношения между свободными, но социалистическими субъектами.

Решить вопрос между Грузией, Арменией и Азербайджаном. Экономически они были также слабенькими. Кроме того, целый ряд международных договоров требовал гарантировать тесную связь между этими субъектами.

Размежевание стран Азии. Дать народам образовать свою национальную государственность. Границы проходили не по проживанию этносов.

Третье  направление – борьба за власть.  Пока она протекает в скрытой части. Ленин оставил общество в общем неготовое, чтобы демократическим образом передать власть в другие руки. Мало того, в опубликованных материалах съездов и конференций есть материалы 8 съезда РКПБ, который проходил в 1919г. Там была траурная речь по поводу Сверлова. Он вместе с Лениным держали власть в своих руках. То есть как бы ВЦИК то и не было нужно.  Потом в ЦК – команда из 10 человек.

Очень часто упоминают письмо Ленина. Если нормально  прочитать это письмо, то Ленин в грош не ставил своих товарищей, демократия – доведение до ста человек за счет привлечения рабочих – это просто несерьезно, власть принадлежала группке людей, которая хорошо манипулировала партией. То есть это такой трагический достаточно документ. Он говорил, что они и  в теории управления разбираются плохо, не то, что на практике. Поэтому борьба за власть не могла не быть. Все эти личности не могли быть в одной связке, они до этого были можно сказать в диктаторском режиме.

Мы и посмотрим каким образом произошел захват власти.

  1.  Усиление влияние партийной номенклатуры госуд. Аппарата. Укрепление своими людьми различные органы.

Укрепление государственного механизма. Роль РКП Б.

Еще в годы гражданской войны Зиновьев, Каменев, Бухарин говорили о диктатуре уже не пролетариата, а о диктатуре партии.  В Конституции этого нет и не может быть. ( Троцкий – диктатура партии при содействии красной армии, национализация средств производства, монополия внешней торговли. Или Мы диктаторская партия в мелкобуржуазной стране- это не Троцкий.

С одной стороны речь идет о диктатуре партии. Партия легально проводит власть. Большинство соратников Ленина придерживались позиции диктатуры партии. Вопрос- как растет эта партия. Естественно, огромное количество карьеристов вбивается в эту партию. И хотя принимается акт о преимущественном вступлении рабочих. На 8 съезде РКПБ при обсуждении доклада такие коммунисты выступили с резкой критикой состава молодого партии. Асинский – в партию набиваются дрянь, люди с билетами.

Эти люди становились опасными для власти.

А откуда взять других  – их нет. И вот одновременно с этим возникает другой момент, 8 съезд партии принял новый устав и принял решение о необходимости принятия устава. Что в этом уставе – во всех внепартийных съездах, учреждениях и организациях , где имеется не менее 3 членов партии, образуются фракции для усиления влияния партии.

То есть вопрос о назначении на должность должен решаться партийной организацией.

И это риск для любой правящей партии.  В этот же период времени начинает

складываться однопартийная система. И когда обсуждали на 8 съезде вопрос о других партиях, он стоял нормально. Но уже на 10 съезде партии прозвучали слова Ленина- Меньшевикам и эсерам место в тюрьме. ( собственная интерпретация) Вытекает, что как партия правящая мы не могли не сливать с верхами партийными верхи советские. Они были слиты и будут. Ленин- Наша партия правительственная и то постановление, которое вынесет съезд будет обязательным для республики.

Но эти течения были подводными. Но дальше дело проходит уже немного в другом ракурсе. Партия растет, она начинает вмешиваться в управление государством. Как укрепляется партийным аппарат- в апреле 1922г – на пост генсека был избран Сталин- секретарь в секретариате( технический отдел).

Тут надо отдать должное Ленину- важно было его не нервировать. Всю информацию ему передавала Крупская. Но он хорошо понял, что работа, которую сделал Сталин, принесла ему огромную власть. Понял это и Троцкий. Что делает Сталин- до него ЦК был учетно-распределительный отдел, поскольку работа была большая Сталин решил его реорганизовать и на съезде ему дана была такая возможность. Отдел был увеличен. Он стал называться организационным отделом. Сталин создал отделы, стало 705 сотрудников. Каждому он написал инструкцию. Формируется группа привилегированных работников ( в 1922г). В 1923 ЦК партии заключил соглашении с общегражданскими трибуналами, что следствие о нарушивших закон большевика- члена партии будет рассматриваться отдельно. Одним из первых дел была вычистка студентов московских вузов – сторонников Троцкого. Влияние Троцкого было большим. Очень большая поддержка у него была в Баумоновском университете. Руками самих студентов. Выявляли кулаков- представителей других классов, а поскольку они были сторонниками Троцкого была проведена простая операция- собрали всех студентов и предложили вычистить. В результате и из партии, и из университета выгнали.

Укрепление государственного аппарата.

- оживление советов. То есть они были полумертвые. Поэтому народ голосовать не шел, потому что его воля была не интересна для государства.

Когда люди не идут на выборы- государство в грош не ставит волю или – все настолько хорошо, что все равно кто именно станет следующим представителем. Но тогда не ходили, потому что их не слушали. В Грузии возникло восстание. Там организовали свое правительство. Восстание подавили. Но вопрос о советах встал.

Примечание. Сталин – Для того, чтобы дать выход политической активности трудовых масс. Дайте возможность на уровне сельсоветов сказать народу, что он хочет. А парт ячейки этого не давали, не впускали, считали, что они проводят линию партию, но это линия на недовольство центром.

Все-таки добились своего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63506. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития 76.5 KB
  Да и времени не оставили нам уже не только людьми созданные но и природой уготованные 21 веку глобальные проблемы вокруг решения которых надо скорее всему человечеству объединиться несмотря на все цивилизационные различия и групповые эгоистичные мечты амбициозных правителей.
63507. Онтология. Единство мира. Монистические и плюралистические концепции бытия 64.5 KB
  Монистические и плюралистические концепции бытия. Уже автор термина бытие Парменид в тезисе о тождестве бытия и мышления утверждал познаваемость мира человеческим мышлением. Вопрос о единстве мира всего бытия или изначальной множественности значит и невозможности...
63508. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной 75 KB
  Например и в мозге человека есть но особенно для навигации птицы и пчелы удачно используют магнетит залетающий на Землю с Марса. Материальное это понятие обозначающее объективное бытие телесных вещей их свойств и отношений а идеальное это субъективная реальность высшая форма опережающего отражения бытия вменяемого...
63509. Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания 107.5 KB
  Деление условно рамки отдельной науки часто мешают решению проблем это надо учитывать при структурировании научной работы. По сферам использования науки делятся на фундаментальные и прикладные отраслевые: нефтепереработки геологоразведки авиастроения...
63511. Теория урока теоретического обучения 73 KB
  При коллективном обучении то что знает один то должны знать все и то что знают все должен знать один Функции коллективной формы обучения: Наличие у всех участников общей цели. а уроки производственного обучения.
63513. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (ГВБФ) 140.5 KB
  Главным нормативным актом регулирующим взаимоотношения плательщиков социальных взносов с государством является ФЗ от 24. Во первых основным правовым актом который регулирует порядок исчисления и уплаты новых страховых взносов является....
63514. Экономическая история 813 KB
  Для проведения правильного анализа событий и процессов по истории нашего Отечества, необходимо представлять себе целостный характер исторического процесса, глубокую взаимосвязь между экономическим, социальным, политическим, культурным развитием общества.