22225

Гражданское право. Семейное право

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государство ограничивает субъекта правоотношений какими-то рамками. С самого начала был поставлен первый принцип что у нас не должно быть ничего частного государство может вмешаться в любые имущественные отношения. Первый советский гражданский кодекс – первый момент – государство может вмешаться в любые правоотношения. Государство вводило нэп чтобы поднять экономику.

Русский

2015-01-19

20.13 KB

0 чел.

Иогп лекция 7

Гражданское право

В связи с изм5енение экономической политики регулирование методами гражданского права ( а там господствует диспозитивный метод) для государства неудобно.  Если брать нпа , которые так или иначе касаются права собственности, относятся к национализации.

Экспроприация использовался реже всего, чаще национализация и реквизиция и секвестр ( просто временное изъятие и управление имуществом как правило во время войны. В рф термин использовался как термин национализации.  Если брать обязательства, то здесь, в связи с расширением круга предметов, на которые распространялась государственная монополия . с другой стороны, в связи с тем, что меняется субъект правоотношений, то и договоры заключать практически некому.

Но и в апреле был принят декрет об отмене наследования и дарения. Так наследование исчезло. В годы Гражданской войны политика вк продолжало политику. Но нэп заставил по- другому посмотреть на нормы – возрождение гражданского права. Гп относится к частному праву, если мы берем теоретико- правовую классификацию. Государство ограничивает субъекта правоотношений какими-то рамками. С самого начала был поставлен первый принцип – что у нас не должно быть ничего частного, государство может вмешаться в любые имущественные отношения. Первый советский гражданский кодекс – первый момент – государство может вмешаться в любые правоотношения.

Второй момент – свобода заключения договоров. Государство вводило нэп, чтобы поднять экономику. Начали с сельского хозяйства, но изолированно существовать она не может, значит должно развиваться все.  Если в крайне убогом секторе допустить посреднические сделки, то получится накручивание цены, а это приведет к тому, что потребление этого продукта снизится. И для того, чтобы не было посредников, государство четко смотрело какие договоры допускаются, какие нет.  Если государство допускало замену продразверстки продналога, то уже в мае выходят два декрета, которые направлены на расширение предпринимательства. Один из декретов даже предусматривал, что можно создавать фирмы без проволоки с документами. В дальнейшем гражданский кодекс подразделяется три вида собственности – государственная, частная, кооперативная. Подход гк подход к частному праву аналогичен подходу дореволюционной России. Если мы берем Маркса то их прежде всего волнует частная собственность на средства производства. И когда конституция 1936 отменит частную собственность, то речь будет идти именно о  собственности на средства производства, то есть на наемный труд.( любое предприятие может действовать , если оно себя окупает и дает прибыль, она должна идти на какие-то нужды, этот прибавочный продукт является собственностью того, у кого средства производства и он им присваивается . и это рассматривается с точки зрения марксизма, как эксплуатация труда.  Для маркса такая собственность должна идти на общественные нужды и она будет решать куда направить ее. Частный предприниматель направляет эту собственность куда он хочет. )

Частная собственность по гк – это собственность, которая принадлежит одному лицу- предметы быта, платья…

То есть статья га охватывала все объекты, которые могли находится в собственности у человека. Государственная собственность к этому периоду времени находились и все муниципализированные дома, практически все производство, вплоть до мелких .

Еще в 18 году побывавший в течение короткого времени на посту главы – Калинин, сопротивлялся муниципализации, потому что он понимал, что государство не будет поддерживать все эти здания. Промышленность тоже требует постоянных денежных средств, поэтому государство проводит денационализацию. Конечно, государство отдавало предпочтение кооперативам. ( не определяло размеры имущества, давало льготы,  законодатель даже разрешил кооперативам наем работников) государство допускает торговлю, причем торговая деятельность в секторе распределялось так  - государство предпочитало оптовую торговлю, кооперативы – и частная, и оптовая, частная – частная.

Государственная собственность  - 1923 трестирование – объединение нескольких предприятий, это и был субъект.

Обязательственное право – обязательство из договоров, интересно в хозяйственной секторе- государство вынуждено идти дальше – сельское хозяйство переведена на самоокупаемость. Первоначально слово прибыль не употреблялось, так как считалось, что он отрицательный, но вскоре предприятия переходят на коммерческий расход, допускалось авансирование ( не только деньгами, но и продуктами) на предприятиях, которые выпускали промтовары, создавался сектор, где хранились стулья и они их могут реализовать))))

Допускаются расчеты с помощью векселей. Когда государство сбросило со своего финансирования эти предприятия, это позволило развиваться экономике.

Концессии. Предполагали инвестиции внешнего капитала. Разрешение на владение имуществом  заключались концессионные договоры. Государство отдавало предприятие и они вкладывали туда деньги.

Обязательственное право – поскольку речь идет о самоокупаемости, то предприятия должны были самостоятельно решать все организационные вопросы. Но если говорить о государственных производствах, то  тут уже можно говорить о плановой экономике. То есть есть плановое задание .

Уже с этого периода времени устанавливается принцип устойчивости государственной связи. Это удобно, чтобы не лихорадило производство.

Принцип реальности исполнения обязательств.  Если предприятие не выполнило своего обязательство, то довольно сложно приобрести те предметы, по поводу которого заключен договор в другом месте. В советском государстве ты обязательно должен был сделать. Что касается наследования, то он был восстановлен, но оно ограничено – до 10000руб. золотом, не касалось концессий.

В 1926г. Это ограничение снято, вводился прогрессивный налог.

Семейное право.

Мы уже говорили, что вокруг семейного права масса всякой ерунды. Как отрасль она выделяется из гражданского права и какие-то вопросы отбирает у церкви.  Это светская отрасль. Споры после революции о судьбе семейного права имели во многом идеологический характер.  Но так как подкованные большевики понимали, что поскольку сохраняется государство должна сохранятся и семья, причем они регулировали и личные отношения , и имущественные.  Нужно сказать, что определенный момент утопического подхода существовал – национализировать    детей буржуазии.  Поскольку шла борьба с церковью, то естественно, брак устанавливался светский, который регистрировался органами ЗАГСА.  Отношение к внебрачным детям меняется, так как меняются ценностные ориентиры. Так как религия становится частным делом каждого, то ребенок не должен страдать. Для светского государства такие моменты отпадают, на первое место становятся дети. Даются большие возможности для установления отцовства. практика дает какие- то результаты, имущественные отношения супругов – кодекс 1918 г. Определил, что имущество супругов раздельно. Но дело заключается в том, что семья создает какую – то общность, жена не работала, встал вопрос о порядке регистрации брака, было принято решение, что считается действительным только брак в загсе.  Когда обсуждали кодекс 1926 проводили опрос о том, как рассматривать фактические брачные отношения. Большинство отказало. В фактические брачные отношения вступали лица, которые были в неравном имущественном положении. Государство пошло по пути, который менял подход. Кодекс 1916т – регистрация брака устанавливается и с целью  удовлетворения интересов государства и общества. Закон допустил, что лица фактически в браке вправе в любое время зарегистрировать свои отношения. То есть это уже вопрос , который мог решаться и в судебном порядке. Введение этого вопроса вызвало требование решить и другой вопрос  - что будет с предыдущем браком? Судебная практика пришла к выводу, что его над отменить .

Дети. Кодекс 1918 г . отменил усыновление,  кодекс 1926 допускает . и более подробно регулирует отношения между родителями и детьми. Вопрос усыновления в дореволюционной России во многом носил материальный характер, усыновлять можно только если разница в возрасте не менее 18 лет. Тем более идея воспитания ребенка государством приятнее.

А дальше Гражданская война – государство не всегда может их устроить куда-нибудь.  Законодатель говорит о том, что можно усыновлять только малолетних несовершеннолетних детей, причем здесь очень интересно, что ребенок начиная с 10 лет должен давать согласие на усыновление.

Семейный кодекс 1926 заботится о детях и с тз воспитательной. Законодатель пошел по пути возможности ограничения и лишения родительских прав. Зак-ть более серьезно относится к вопросам содержания ребенка, тем более если родители разведены.  Вопрос решался судом в каждом конкретном случае. – суд определял соотношение оплаты родителей. У кого оставался ребенок – до революции ребенок оставался у отца, здесь наоборот – у матери. При распределении долей на содержание ребенка дб учтено, что мать физически занимается ребенком и он должен платить больше.  Брак женщины не освобождает ее бывшего мужа от уплаты алиментов.

Земельное право. Также вышло из гражданского права. Отношения, связанные с землепользованием. Начинает развиваться колхозное право.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23236. Традиції і новаторство в культурі 46.5 KB
  Спадкоємність культури це процес передачі культурноісторичного досвіду. Саме в спадкоємності як органічному поєднанні традиції і новаторства реалізується історичність культури її самозбереження й саморозвиток. Традиції існують у всіх формах духовної культури. Завдяки їм розвивається суспільство оскільки молоде покоління не винаходить заново велосипеди а засвоює досягнутий людський досвід культури.
23238. Аристотель, Стагірит 216 KB
  Зі сказаного очевидно що з того де йде мова про предмет необхідно говорити про предмет і ім'я й поняття; так наприклад людина говорить про предмет про окрему людину і про неї звичайно говорить ім'я [людини]: адже окремою людиною називають живу істоту й визначення людини буде визначати окрему людину адже окрема людина є й людина і жива істота. Так біле перебуваючи в тілі як у підметі говорить про предмет адже тіло називається білим але поняття білого ніколи не може означати тіло. Її предмет – мислення як цілісне утворення...
23239. Ільєнков, Евальд Васильович 146.5 KB
  І ось учорашній оптиміст стає похмурим нитиком – песимістом якого вже ніщо не радує і ніщо не веселить не дивлячись на його паспортну молодість здоровий шлунок і міцні зуби. Якщо ми недвозначно беремо висвітлену таким чином наукову присутність у своє володіння то маємо сказати: Те на що спрямоване наше світовідношення є саме суще – і більше ніщо. Те чим керується вся наша установка є саме суще – і крім нього ніщо. Те з чим працює дослідження що втручається у світ є саме суще – і ніщо понад того.
23240. Сковорода, Григорій Савич 152.5 KB
  Навпаки саме при падінні аристократичних оцінок людської совісті поступово нав'язується весь цей контраст €œегоїстичного€ і €œнеегоїстичного€ – цей по моїй термінології стадний інстинкт котрий дістав тоді розповсюдження. Поняття €œдобро€ він вважає по суті рівним поняттю €œкорисний€ €œдоцільний€ так що в думках €œдобро€ і €œзло€ людство ніби то підсумовує і санкціонує саме незабуті і незабутні пізнання про корисне – доцільне і шкідливе – недоцільне. Добро згідно цієї теорії – те що споконвіку виявилося корисним тому воно...
23241. Кримський, Сергій Борисович. ФІЛОСОФІЯ - АВАНТЮРА ДУХУ ЧИ ЛІТУРГІЯ СМИСЛУ 192.5 KB
  Кримський розробляє принципи трансформації знання прийоми інтерпретації принципи узагальненої раціональності та розуміння принципи духовності розвиває неоплатонічну концепцію вилучення архетипових структур буття розуму та культури; виділяє архетипи української культури. ФІЛОСОФІЯ АВАНТЮРА ДУХУ ЧИ ЛІТУРГІЯ СМИСЛУ Видатний мислитель пізньоантичної епохи Плотін стверджуючи прилученність мудрості до центральних зон смислотворчості буття та людини проголошував що філософія є найголовнішим у житті. Вона є єдиним засобом поставити людину...
23242. Фоєрбах, Людвіг. РАГМЕНТИ ДО ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЄЇ ФІЛОСОФСЬКОЇ БІОГРАФІЇ 85.5 KB
  Головним завданням своєї філософії Фоєрбах вважав відповідь на питання – якою є справжня природа людини як визначити її шлях до щастя Для розкриття природи людини застосовує поняття любові. Подальший прогрес людства Фоєрбах вбачав в утвердженні нової філософії – релігії що культивуватиме любов людини до людини як до Бога. Але чи не слід би саму релігію зрозуміти у більш загальному смислі А порозуміння з філософією чи не повинно полягати лише у визнанні та виправданні певних вчень Чи немає якогось іншого виду порозуміння ________ Яке ж...