22245

Характеристика единой системы допусков и посадок

Лекция

Производство и промышленные технологии

Единая система – это есть единая система взаимозаменяемости. Эта система состоит важнейшими, из которых являются допуски и посадки гладких цилиндрических поверхностей. Единая система отличается от прежней системы принципом построения, значениями предельных отклонений, условными значениями допусков и посадок.

Русский

2014-03-28

247.5 KB

37 чел.

Лекция №3

Характеристика единой  системы допусков и посадок.

Единая система – это есть единая система взаимозаменяемости. Эта система состоит важнейшими, из которых являются допуски и посадки гладких цилиндрических поверхностей. Единая система отличается от прежней системы принципом построения, значениями предельных отклонений, условными значениями допусков и посадок. ЕСДП стандартизированы базовые элементы, необходимые обозначения получения различных отверстий и валов, каждое поле допусков можно сопоставить с сочетанием важнейших характеристик:

  1.  величина поля допуска;
  2.  его расположение относительно линии номинального размера.

ЕСДП устанавливает независимые ряды допусков и ряды основных отклонений. Она является предельной односторонней системой, допускающая как система отверстий, так и система вала. Основы ЕСДП составляет 19 рядов допусков, называемые квалитетами или степенями точности и две группы для вала и для отверстия. ЕСДП является удобной системой позволяющей образовывать посадки: с зазором, с натягом и переходные.

01, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

для изго - для образования   способом

товления  посадок машиност -   заготови -

калибров роения тельного

                      производства

IT

5

6

7

8

9

10

7

10

16

25

40

64


Каждому основному отклонению соответствует одна горизонтальная черта (нижняя граница) от которой начинается поле допуска, а вторая горизонтальная черта отсутствует значение второго предельного отклонения, так как оно зависит, от того с каким допуском будет сочетаться данное предельное отклонение. Основные отклонения валов и отверстий зависят от величины номинальных размеров и остаются постоянными для всех квалитетов. Отклонения для отверстий
Y, K, N, M и два предельных отклонения j, k для вала зависят от квалитета.

Лекция №4

Поля допусков вала js и для отверстия располагаются симметрично по обе стороны от нулевой линии. Величины основных отклонений определяются по империческим формулам. Второе отклонение не основное определяется из формулы:

Основные отклонения отверстия должны допускать образование посадок в системе отверстий и в системе вала с равными зазорами и натягами. Для этого установлены два правила вычисления отклонения отверстия общее и специальное.

  1.  Общее правило: Основное отверстие должно быть симметрично относительно нулевой линии основному отклонению вала, обозначенного той же буквой

 

  1.  Специальное правило применяется в тех случаях, когда не применимо общее правило.

Две соответствующие друг другу посадки в системе квалитета соединенные с валом более точного квалитета должны иметь одинаковые зазоры или натяги.

Данное правило действует для отверстий свыше 3мм. и основных отклонений обозначенных I, K, M, N включительно до 8 квалитета. От P до Zc до 7 квалитета.


Взаимозаменяемость. Методы и средства контроля гладких цилиндрических соединений.

Гладкие цилиндрические соединения подразделяются:

  1.  неразъёмные, неподвижные, цилиндрические соединения с гарантированным натягом;
  2.  разъёмные неподвижные соединения с небольшими натягами или зазорами (переходные посадки);
  3.  соединения с разъёмным, свободным, взаимным перемещением детали с гарантированным зазором.

В машиностроении существует два метода назначения посадок: метод подобия и аналогий; расчётный метод. Метод базируется на рекомендациях по применению различных посадок в машиностроении, изложенных в статистических материалах.

Расчетный метод посадок с зазором.

Посадки с зазором предназначены для подвижных и неподвижных соединений деталей. В подвижных соединениях зазор служит для обеспечения свободы перемещения слоя смазки, компенсации формы расположения, компенсации температурной деформации. Для наиболее ответственных соединений, которые должны работать в условиях жидкостного трения. Зазоры рассчитываются на основе гидродинамической теории трения.

Исходные данные

Размеры цапфы d, e ;

шероховатость Rz,d; RD

нагрузка Rкн

динамическая вязкость M

1. При установившемся режиме  работы положение вала относительно центра отверстия вкладыша подшипника характеризуется величиной среднего удельного давления,  которая определяется

Толщина масляного слоя в точке 1 , т.е. в месте наибольшего сближения поверхностей отверстия вкладыша подшипника определяется по  формуле:

  относительный эксцентриситет;

e – абсолютный эксцентриситет вала в подшипнике при зазоре S.

           h

       hmin        а                    б

                                                        S

Расчёт

=3мкм – добавка на неразрывность масляного слоя.

 k=2 - коэффициент запаса замасливающего слоя

Для обеспечения жидкостного трения необходимо условие:

4. Для того, чтобы рассчитать два предельных зазора необходимо рассчитать коэффициент

По найденному значению Аh  из графика (рисунок 1.27) определяем минимальный относительный эксцентриситет, при котором толщина масляного слоя

По найденному значению минимального относительного эксцентриситета вычисляется допустимый минимальный зазор:

    A

 

                               

 

 Минимальный допускаемый зазор:

 

A

                                           

И подобрать посадку по таблице.

Лекция №5

Изделия вида «вал» и  «втулка».

Условия массового и крупносерийного производства контролируются гладкими предельными калибрами. Калибры классифицируются по назначению:

  1.  рабочие калибры      Р-Пр (проходной рабочий);

                                        Р-НЕ (непроходной рабочий).

2.   приемные калибры  П-ПР (проходной приемный);

                                        П-НЕ (непроходной приемный).

3.   контрольные калибры, применяются для контроля точности калибров

                                         К-Н

                                         К-Пр

                                         К-НЕ.

Правильно сконструированный калибр должен удовлетворять принципам Тейлора:

При контроле посадок проходной стороны калибра, изделие проверяют на сопрягаемость с контрольной деталью. Деталь считается годная, если проходная  сторона сопрягается с ней, а непроходная не сопрягается с ней. Проходной калибр контролирует соблюдение для наружных размеров (для валов) Dmax наибольшего предельного размера. А для внутренних размеров (отверстий) наименьшего предельного размера dmin.

В соответствии с принципом Тейлора проходные отверстия пробки и кольца должны иметь полные формы и длины, равные длинам сопряжения. Непроходные калибры имеют неполную форму, т.е. вместо колец применяют скобы. Неполные пробки укороченной длины. На практике трудно соблюсти дополнительные принципы полностью, поэтому на практике применяют калибры одинаковой конструктивной формы проходные и непроходные стороны. Проходные калибры имеют увеличинную длину сопряжения.

 

Формулировка Тейлора.

Т.к. проходной калибр контролирует отклонение размера и формы проверяемой детали, то он должен иметь форму этой детали. Т.к. проходной калибр контролирует лишь отклонение размера, то он должен иметь точный контакт с проверяемой деталью.

Т.к. непроходной калибр контролирует только лишь отклонение размера, то он должен иметь только точечный контакт с проверяемой деталью.

Данный принцип Тейлора не является универсальным. Калибры, как и всякая деталь машиностроения должна иметь допуск на неточности изготовления и на износ.

H – допуск на рабочий калибр пробку

Н1 - допуск на рабочий калибр скобу

Нр – допуск на контрольный калибр

Пробка

 H    Р - НЕ

 

                                      TD                                             Р - ПР

 z

 y

   Dmax                                                                        допуск на износ

               Dmin

z, y, H граница  для допуска на износ

 

    y1

z1

                                       Td Р - ПР H1

 

       Р - НЕ H1

    dmax

dmin

y,y1 – допуск на износ для проходной стороны калибра. Может выйти за предел поля допуска детали до 8 квалитета (9 – 12 квалитеты y = y1 = 0). Допуск не может выйти за границы допуска детали 9 – 12 квалитета.

z,z1 – смещение поля допуска проходного калибра внутрь поля допуска детали.

Смещение H,H1 – допуск на калибр скобу превышает в 2 раза допуск на калибр пробку. H1 = 2H (IT6IT10).

Поле допуска непроходного калибра для размеров выше 180мм смещается внутрь поля допуска на величину: α, α1.

Для отверстия:

Для вала:          


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77200. Психологические условия формирования имиджа руководителя 1.09 MB
  В процессе деятельности у руководителя существует необходимость формировать о себе позитивное мнение в окружающем его социуме. Причины для этого могут быть разные. Это стремление к карьерному росту, принятие новой должности, желание занять более высокий социальный статус в коллективе...
77201. Выборы Президента РФ 871 KB
  Граждане Российской Федерации обладающие пассивным избирательным правом могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом иным законом.
77202. Обучение персонала как фактор повышения эффективности работы организации 785.5 KB
  В наш быстроменяющийся век профессиональное обучение персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации. Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения...
77203. Формирование кадровой политики предприятия связи ОАО Липеком 739.5 KB
  Кадры управления менеджеры и их роль в процессе деятельности предприятия. Общая характеристика управления кадрами. Статья приложения структуры управления Липекома и статья приложения аудиторской проверки сканированы и отпечатаны с оригинала.
77204. Автоматизация отслеживания состояния покрытия автомобильных дорог 249.5 KB
  Общеизвестно что состояние дорожного покрытия на протяжённых участках автомобильных дорог как на территории Российской Федерации так и в некоторых других странах далеко от идеального. Характер и численность дефектов покрытия разнятся: на некоторых участках автомобилист может столкнуться...
77205. Декомпозиция временных рядов в СУБД Oracle 102 KB
  Целью данной работы являлось создание пакета процедур и функций с помощью которых можно было бы легко и эффективно манипулировать временными рядами в СУБД ORCLE. Для хранения информации о рядах создает отдельная таблица Timeseries в которой хранятся имя или идентификатор ряда...
77206. Разработка программного обеспечения системы программно-аппаратной защиты ПО 381.5 KB
  Данная курсовая работа является частью проекта по разработке системы программно-аппаратной защиты ПО. Данный комплекс представляет собой комбинированную систему, предназначенную для защиты коммерческого программного обеспечения от несанкционированного использования или для защиты...
77208. Поддержка языка Lisa в среде Eclipse 293 KB
  В компании Parallels ведётся разработка продукта StellArt IDE – среда программирования на основе Eclipse для языка Lisa. Я участвую в разработки данного продукта. Продукт разрабатывается по технологии Scrum, так что каждый месяц в течение всего периода разработки поставляется...