22246

Взаимозаменяемость, методы и средства контроля шпоночных и шлицевых соединений

Лекция

Производство и промышленные технологии

Шпоночные соединения предназначены для передачи вращающегося момента и осевой силы. Шпонка – это соединённая деталь предназначенная для передачи вращающегося момента между валом и насаженным на него зубчатым колесом и обеспечивающая их одновременное вращение. Треугольные шлицы применяются для передачи малых нагрузок поэтому наиболее распространёнными являются прямобочные. С точки зрения прочностных и эксплуатационных требований все зубчатые передачи делятся на силовые скоростные передачи.

Русский

2013-08-04

127 KB

90 чел.

Лекция №9

Взаимозаменяемость, методы и средства контроля шпоночных и шлицевых соединений.

Основные требования к шпоночным соединениям:

 

Шпоночное соединение состоит из втулки, шпонки и вала. Шпонки применяют для образования разъёмного соединения деталей при передаче вращающего момента и осевой силы. Стандартами предусмотрены напряжённые и ненапряжённые шпоночные соединения. Шпоночные соединения предназначены для передачи вращающегося момента и осевой силы. Шпонки имеют вид клина. Ненапряжённые шпоночные соединения передают крутящий момент. Шпонки в этом случае призматические и сегментные.

Шпонка – это соединённая деталь, предназначенная для передачи вращающегося момента между валом и насаженным на него зубчатым колесом и обеспечивающая их одновременное вращение.

Допуски и посадки шпоночных соединений:

Шпонки устанавливаются в пазах на валу по неподвижной посадке, а во втулке – по подвижной посадке.

Натяг в пазах на валу нужен для того чтобы шпонка не вылетала при монтаже и не передвигалась при эксплуатации.

Зазор во втулке необходим для компенсации неизбежных неточностей размеров формы и расположения пазов.

Размеры сечений шпонок, шпоночных пазов, допуски шпонок и допуски пазов во втулках и на валах стандартизованы ГОСТ 23360-78.

Система допусков и посадок шпоночных соединений базируется на нормах и правилах ЕС ДПСВ (144-75, 145-75).

Виды соединений:

1)свободное;

2)нормальное;

3)плотное.

Свободное соединение применяется:

1)при затруднённых условиях сборки;

2)для получения подвижных соединений при лёгких режимах работы.

Нормальное соединение применяется для образования неподвижных соединений, там где не требуются частые разборки и имеются удобные условия для сборки.

Плотное соединение применяется при редких разборках. Шпонка соединяется с обоими пазами с одинаковым натягом.

Требуемые посадки получают изменяя поля допусков пазов при неизменном поле допуска шпонки. По ширине шпоночных соединений посадки применяют в системе вала.

вид

вал

втулка

свободное

H9

D10

нормальное

N9

Js9

плотное

P9

P9

 

 

Контроль в условиях серийного массового производства контролируется специальными калибрами. Калибры подразделяются на комплексные, поэлементные.

Комплексные калибры предназначены для контроля ширины шпоночного паза и допуска симметричности этого паза относительно цилиндрической поверхности.

Для контроля отверстия со шпоночным пазом применяется комплексный проходной калибр-пробка.

Комплексный калибр–пробка заменяет три элементных калибра:

1)поэлементный калибр-пробка;

2)поэлементный пазовый калибр для контроля ширины шпонки b;

3)поэлементный калибр-глубиномер для контроля глубины паза (d+t).

Для контроля ширины шпоночного паза на валу используют проходной калибр-призма.

Поэлементный калибр применяется:

1)калибр-скоба, для контроля диаметра вала;

2)поэлементный пазовый калибр для контроля ширины шпонки b;

3)поэлементный глубиномер, для контроля t1.

Размеры элементных калибров стандартизированы ГОСТ 21401-75, ГОСТ 24109-80.


Лекция №10

Шлицевые соединения.

При увеличенных нагрузках и при повышенных требованиях к центрированию применяют шлицевые соединения втулок с валами. Шлицевое соединение – это многошпоночное соединение, в котором шпонки выполнены заодно с валом или втулкой и расположены по всей окружности равномерно и параллельно их осям. В шлицевых соединениях нагрузка распределяется равномерней, чем в шпоночных соединениях; наблюдается меньшая концентрация напряжений и лучше центрирование напряжения втулки на валу. По форме шлиц шлицевые соединения делятся на: прямобочные, эвольвентные, треугольные.

Треугольные шлицы применяются для передачи малых нагрузок, поэтому наиболее распространёнными являются прямобочные.

Основные параметры прямобочных шлицевых соединений:

1)D – наружный диаметр шлицевых валов и втулок;

2)d – внутренний диаметр шлицевых валов и втулок;

3)b – ширина шлицев и впадин;

4)z – число шлиц;

5)γ – угол расположения шлиц.

Прямобочные шлицевые соединения имеют регламентированное число зубьев, причём чётное число зубьев лёгкой, средней серии: 6, 8, 10, а в тяжёлой: 10, 16, 20.

Существует три способа центрирования:

1)по внутреннему диаметру d – применяется при высокой твёрдости сопрягаемых поверхностей;

2)по наружному диметру D – применяется, когда втулку можно протягивать или калибровать. Вал фрезеруется до окончательных размеров зубьев шлифовкой по наружному диаметру;

3)по боковым сторонам шлиц b – применяется при невысокой точности центрирования, при передаче знаков переменных нагрузок, т.е. когда требуются минимальные зазоры между зубьями и впадинами (карданная передача автомобиля).

Конкретный способ центрирования выбирается с учётом характера рабочего узла, типа исполнения шлицевого вала.

Основные факторы, влияющие на взаимозаменяемость шлицевых соединений:

1)правильность изготовления

2)параллельность боковых сторон зубьев относительно друг друга и осей деталей;

3)равномерность размещений по окружности зубьев вала или впадин втулки;

4)соосность центрирующих поверхностей вала и втулки.

Допуски и посадки шлицевых соединений с прямобочным профилем.

Поля допусков шлицевых валов и шлицевых втулок должны соответствовать приведённым в ГОСТ 1139-80. В данном ГОСТе предусмотрено 20 полей допусков вала и 8 полей допусков отверстия (3 из них являются предпочтительными). При центрировании по внутреннему и наружному диаметрам поле допуска втулки больше поля допуска вала на 1 квалитет . При центрировании по боковым сторонам зубьев допуск отверстия и вала отличаются на два квалитета .

При центрировании по наружному и внутреннему диаметрам посадки создаются не только по центрирующим поверхностям, но и по боковым сторонам зубьев, т.к. это позволяет повысить точность центрирования. На нецентрирующем диаметре устанавливаются следующие поля допусков: на наружном диаметре втулки устанавливается Н12, а вала – а11.

На внутреннем диаметре втулки – Н11, а вала – нет:

              СТ СЭВ 188-75

Поля допусков и посадки на центрирующих поверхностях можно не использовать:

z=8; d=36 мм; D=40 мм; b=7 мм.

 (вал);

 (втулка).

на валу:

в отверстии:

в соединении:


Лекция №11

Контроль шлицевых соединений.

Валы и втулки шлицевых соединений прямобочных соединений контролируются комплексными проходными калибрами: шлицевые втулки проверяют калибрами-пробками, а шлицевые валы – калибрами-кольцами. Виды и размеры калибров стандартизированы ГОСТ 7951-89.

Собираем детали, образующие шлицевое соединение. Гарантируется, если реальные валы и втулки порознь собираются с теоретически точными валами и втулками. Калибры-кольца изготавливают по наибольшим предельным размерам.

Осуществляется поэлементный контроль – это есть проверка точности каждого отдельного размера шлицевой втулки и шлицевого вала. Для шлицевых втулок применяются непроходные калибры, изготовленные по наибольшим предельным размерам, а для валов изготавливаются калибры по наименьшим предельным размерам. Шлицевая втулка считается годной, если втулка проходит, а диаметр и ширина впадины не выходит из наибольших предельных размеров. Шлицевой вал считается годным, если калибр-кольцо проходит, а диаметр и ширина зуба не выходит за границы наименьших предельных размеров.

Взаимозаменяемостзаимозаменяемостства контроля зубчатых червячных передач.

С точки зрения прочностных и эксплуатационных требований все зубчатые передачи делятся на силовые, скоростные передачи.

Кинематические передачи применяют для согласования ведущего и ведомого элемента.

Кинематические передачи – это есть отсчётные передачи, к ним можно отнести отсчётные передачи, которые используются в часовых приборах.

Основной эксплуатационный показатель: высокая кинематическая точность, т.е. чёткая согласованность углов передачи ведомого и ведущего колес передачи. Силовые передачи – это есть зубчатые передачи, которые передают большие крутящие моменты, работающие при малых числах механизма.

Колёса для силовых передач изготавливают с большим модулем.

Основное точностное требование – использование активной боковой поверхности зубьев, т.е. получение обеспеченного более полного пятна контакта.

Скоростные передачи:

Основной эксплуатационный показатель – плавность работы, т.е. отсутствие циклических погрешностей, многократноповторяющиеся за один оборот колеса. Поэтому погрешности их формы и взаимного расположения зубьев должны быть минимальны. Для силовых передач необходимо:

1)наличие гарантированного бокового зазора между неработающими профилями зубьев;

2)ограничение наибольшего возможного зазора и колебание величин, так называемых мёртвых ходов, ударов и шумов в работающих передачах.

Система допусков для цилиндрических зубчатых передач.

Система допусков определяет требования к точности отдельных геометрических параметров колёс и передач в зависимости от эксплуатационных требований. СТ СЭВ 641-77 определяет 12 степеней точности: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

3, 4, 5 применяется для изготовления эталонных измерительных колёс зацепления с которым контролируется зубчатым колесом.

Начиная с 6 – наиболее распространённая степень точности.

Для каждой степени точности зубчатых колёс и передач устанавливаются независимые друг от друга кинематические точности:

1)кинематическая погрешность зубчатой передачи обозначается Fίor', которая определяется как наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности передачи за полный цикл изменения относительного положения зубчатых колёс.

2)кинематическая погрешность зубчатой передачи, представляет собой сумму допусков на кинематическую погрешность двух зубчатых колёс:

Fίo'= Fί1'+ Fί2'

3)допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса – это есть сумма допусков на накопленную погрешность шага зубчатого колеса Fp и на погрешность профиля зуба ff:

Fί'= Fp + ff

4)накопленная погрешность зубчатого колеса на k целых его шагов Fpkr;

5)Радиальное биение зубчатого венца ограничивается допуском Frr;

6)Колебание длины общей нормали FvWr  (FvW);

7)Погрешность обката Fc равна допуску колебания длины общей нормали FvW:

Fc  = FvW;

8)Допуск на колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса Fίr'' (допуск Fί''): Fί''=1,4Fr.

Нормы плавности

Плавности работы зубчатых передач зависят от погрешности, которая составляет часть кинематической погрешности, но многократно повторяется за один оборот зубчатого колеса.

1)циклическая погрешность fzkr характеризует неплавность работы;

Неплавность работы проявляется в том, что отклонения угла поворота ведомого колеса за один шаг могут резко меняться.

2)циклическая погрешность зубцовой частоты (fzzor). В зубчатой передаче – это есть циклическая погрешность с частотой повторения равной частоте хода зубьев в зацеплении;

3)допуск на циклическую погрешность зубцовой частоты передачи:

fzz=0,6fzzo

4)отклонение шага основного зацепления (fpbr) – разность между действительными и номинальными шагами зацепления;

5)отклонение торцового шага (fptr) – разность действительного торцового шага от расчётного.

Комплексный элементный показатель:

1)Шаг измерения по нормали и профилю зуба.

Fpxnr – разность между действительным осевым расстоянием зубьев и суммой соответственно числа номинальных осевых шагов умноженного на sin угла наклона делительной окружности зуба;

Fpxnr=Х×sinβ

2)Погрешность шага зацепления fpbr;

3)Погрешность направления зуба Fβr;

4)Погрешность формы и расположения потенциальной контактной линии Fkr – линии пересечения зуба с поверхностью зацепления;

5)Непараллельность осей fхr;

6)Перекос осей fуr.

Боковой зазор, его влияние на работу зубчатой передачи.

При установленной работе зубчатые колёса имеют более высокую температуру, чем корпус, поэтому они расширяются. Следовательно боковой зазор стараются получить точным.

Величина гарантированного бокового зазора между нерабочими поверхностями зубьев регламентирована видом сопряжения: А, В, С, D, E, H.

 A             B             C           D            E            H

Для обеспечения гарантированного бокового зазора в каждом сопряжении устанавливается 6 классов отклонения межосевого расстояния.

аw: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Устанавливается между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния:

Н, Е – 2 класс;

D, C, B, A – 3, 4, 5, 6

Для сопряжения Н гарантированный зазор равен 0. Если величина допускаемого минимальна.

Для получения гарантированного зазора исходному контуру необходимо сообщить дополнительное смещение на величину верхнего отклонения.

Нормы бокового зазора регламентируются 8 видами допуска: x, y, z, a, b, c, d, e, h.

Выбор степеней точности для зубчатых колёс определяется опытным и расчётным путём.

Расчётный метод включает в себя динамику передачи, вибрации, расчёт на прочность, долговечность по нормам контакта зубьев.

8-7-5 Ва    СТ СЭВ 641-77

Обозначение точности колеса предусматривает:

первая цифра – норма кинематической точности;

вторая – плавность работы;

третья – норма пятна контакта.

В – вид сопряжения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53258. Групповая форма работы на уроках химии 238.5 KB
  Чередов практические результаты обучения и воспитания учащихся свидетельствуют что низкая успеваемость многих школьников является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний учащимися и тем что учитель предлагает выполнить на уроке. В решении вопроса качественного усвоения всеми учащимися класса базового содержания образования в соответствии с возможностями и склонностями каждого школьника важная роль отводится организации учебной деятельности учащихся. Рядом психологопедагогических исследований доказано что...
53259. Рекомендації щодо організації групової форми роботи під час використання проектної технології навчання 72 KB
  Головною ідеєю організації групової роботи є створення умов для активної спільної діяльності учнів у різних навчальних ситуаціях і робота в команді. Особливу увагу необхідно приділити груповим цілям успіху групи який може бути досягнутий лише в результаті самостійної роботи кожного члена групи у постійній взаємодії з іншими під час роботи над темою. Ефективність навчання в групах залежить від того наскільки кожний усвідомить важливість роботи разом та взаємодії через взаємодопомогу це може бути досягнуто шляхом впровадження п’яти базових...
53260. ГРУПИ СЛІВ ЗА ЗНАЧЕННЯМ: СИНОНІМИ, АНТОНІМИ, ОМОНІМИ 120.5 KB
  Мета: поглибити знання школярів про синоніми антоніми омоніми; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уяву активізувати пізнавальну діяльність учнів; виробляти вміння й навички використання синонімів антонімів омонімів у власному мовленні; навчити відрізняти омоніми від багатозначних слів; формувати вміння й необхідність користуватися ними; виховувати бажання вчитися. Картка №1 Виписати з прислів’їв антоніми Умій батьківщину любити а ворога ненавидіти. Картка №3 Дібрати синоніми до виділених слів Відважний боєць великий будинок.
53262. Свято гумору Хочете жити на втіху, частіше «вмирайте» від сміху 86.5 KB
  Сценка Інтернетце сила Василина Кумонько а куди це ви поспішаєте Параска Як куди На базар поторгувати вирішила. А тепер і результат Василина Кумонько а чим це від вас так тхневідвертається Параска Ойта це ж мої нові духи Запах доярки†називаються. Василина – Ходімо кумонько ходімо будемо дивитись кому гарбуза давати а до кого і на побачення ходити. Сценка Дві кумасі Одна модна друга – не дуже у фуфайці.
53263. Свято гумору і здоров’я 50.5 KB
  Ведучий 1. Добрий день шановні учні вчителі та гості нашого свята Ведучий 2. Вітаємо Ведучий 1. Ми раді новій зустрічі і вітаємо всіх вас на святі гумору Ведучий 2.
53264. Розробка заняття гуртка по темі: Птахи прилетіли 75 KB
  Розширити знання дітей про птахів; ознайомити із сезонними явищами в їхньому житті та особливостями гніздування; вчити дітей вдумливо дбайливо уважно ставитися до оточуючого середовища замислюватись над наслідками своїх дій; Розвиваюча. розвивати уміння порівнювати птахів різних екологічних груп та рядів розпізнавати їх у природі; уміння спостерігати і використовувати набуті знання у повсякденному житті; розвивати цікавість до фауни країни; Виховна. виховувати бережливе ставлення до птахів дикої природи та тих які...
53265. Заняття гуртка математики на тему «Михайло Васильович Остроградський – видатний український математик» 244.5 KB
  Спочатку юний Остроградський вчився неохоче. Поступово Остроградський починає вчитися з величезним захопленням і невдовзі вже дивує свого вчителя успіхами. університет Остроградський рік живе у батька.
53266. Душа – се конвалія ніжна… 89 KB
  Додаток 12 Виступи супроводжуються демонстрацією зображень квітки а також виробів в різних техніках конвалії 2. Обговорення компонентів виробу Дітям пропонується розглянути ілюстрації обговорити в групах та відповісти на питання: Із яких частин складається квітка конвалії Матеріали яких кольорів знадобляться нам для виготовлення квітки 2. Самостійна робота виготовлення панно Конвалія Кожній групі необхідно розподілити обов’язки для виконання роботи: Підібрати паперові смужки та фон; Виготовити елементи квітів;...