22247

ВИДЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ И ТОЧЬНОСТЬ. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ. РАЗМЕРЫ,ОТКЛОНЕНИЯ,ДОПУСКИ, ПОСАДКИ

Лекция

Производство и промышленные технологии

Er = D r – D er = d r – d Предельные отклонения: Es = D max – D – верхнее предельное отклонение отверстия; еs = d max – d – верхнее предельное отклонение вала; ei = d min – d – нижнее предельное отклонение вала; EI = D min – D – нижнее предельное отклонение отверстия. TD = D max – D min – допуск отверстия; Td = d max – d min – допуск вала. Dm = D max D min Единица допуска является функцией номинального размера. С зазором S min = D min – d max = EI – es S max = D max – d min = ES ei Частным случаем посадки с зазором...

Русский

2013-08-04

85.5 KB

14 чел.

Лекция N 1

ВИДЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ И ТОЧЬНОСТЬ. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ. РАЗМЕРЫ,ОТКЛОНЕНИЯ,ДОПУСКИ,

ПОСАДКИ.

Взаимозаменяемость- это свойство независимо изготовленных деталей занимать свое место в сборочной единице без дополнительной или ручной обработки при сборке, обеспечивая при этом нормальную работу сборочного узла, другими словами это возможность сборки и замены при ремонте деталей и сборочных единиц другими независимо изготовленными экземплярами без подгонки при выполнении технических условий, и при достижении заданных показателей машины.

Пример: вал должен входить во втулку независимо от нее изготовленный.

                 

Получаемые таким образом изделия должны удовлетворять техническим условиям и эксплуатационным требованиям.

Примеры: между валом и втулкой должен быть зазор. Должно быть обеспеченно прилегание витков резьбы, так как от этого зависит долговечность резьбового соединения. Для выполнения этих условий нужна точность выполнения установленных размеров.

Виды взаимозаменяемости - внешняя и внутренняя.

Внешняя взаимозаменяемость – это взаимозаменяемость готовых изделий и агрегатов, установленные в другие более сложные машины.

Пример: измерительная головка в измерительных устройствах.

Внутренняя взаимозаменяемость – это взаимозаменяемость отдельных деталей механизмов входящих в изделие, узел или агрегат.

Взаимозаменяемость может быть полной и неполной.

Взаимозаменяемость полная – если требуемые эксплуатационные свойства

Пример: точность сохраняется у всех деталей

Взаимозаменяемость неполная – то есть ограниченная, если изготовленные детали сортируют по группам, в пределах каждой группы размеры деталей имеют минимальные неточности.

В процессе изготовления любой детали возникают погрешности в изготовлении.

Δх = хдейств - хпредп   

Устранить погрешность изготовления полностью нельзя можно лишь уменьшить.

Допуск размера – погрешность размеров, при которой возможна нормальная работа собранного узла, [Т].

Поверхности деталей могут быть сопрягаемые и не сопрягаемые.

Сопрягаемые поверхности в свою очередь могут быть охватывающими, то есть внутренние цилиндрические поверхности (отверстия) и охватываемые, то есть наружные цилиндрические поверхности (валы).

Не сопрягаемые – поверности, которые остаються  свободными.

 

Размеры могут быть номинальными, предельными и действительными.

Номинальные размеры  – полученные путем прочностных расчетов [d,D].

Действительные размеры – полученные путем измерения [dr,Dr].

Предельные размеры –

Отклонение – это есть разность между действительными и номинальными размерами.

Er = D r – D

er = d rd

Предельные отклонения:

Es = D maxD – верхнее предельное отклонение отверстия;

еs = d maxd – верхнее предельное отклонение вала;

ei = d mind – нижнее предельное отклонение вала;

EI = D minD – нижнее предельное отклонение отверстия.

Допуск – разность между наибольшим и наименьшим отклонениями предельных размеров.

TD = D maxD min – допуск отверстия;

Td = d maxd min – допуск вала.

 

 

 

TD = ESEI 

Схема графического расположения полей допусков для вала и отверстия.

Поле допуска – это есть поле ограниченное двумя линиями предельными отклонениями [ES,EI].

Положение поля допуска относительно линии номинального размера или нулевой линии определяется одним из двух отклонений.

В системе допусков и посадок за основное отклонение принимается наименьшее из двух отклонений по абсолютной величине, то, которое расположено ближе всего к нулевой  линии.

Допуск систем  - стандартный допуск, установленный системой допусков и посадок для какого-то интервала номинальных размеров.

Единица допуска – выражает зависимость допуска системы от номинального размера и служит базой для определения стандартных допусков.

 

Dm = D max *D min

Единица допуска является функцией номинального размера.

К размерам, имеющим одинаковое значение, предъявляются разные требования в отношении точности, поэтому стандартная система допусков и посадок содержит ряды квалитетов.

Квалитет – это есть совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности, для всех номинальных размеров.

Квалитет определяет число единиц допуска, содержащихся в допуске системы.

Допуск для квалитетов вычисляется по формуле:

Т = a*i (J);

а – число единиц допуска, то есть коэффициент, который является в пределах данного квалитета постоянным.

В пределах одного и того же квалитета коэффициент а постоянен, поэтому все номинальные размеры в каждом квалитете имеют одинаковую степень точности, но допуски в одном и том же квалитете для разных размеров разные, так как с увеличением номинальных размеров увеличивается и единица допуска.

При переходе от квалитета высокой точности к квалитету низкой точности допуска увеличиваются,  так как увеличивается коэффициент а ,и поэтому в разных квалитетах точность одних и тех же квалитетов будет разной.

Посадки – это есть характер соединения двух деталей, обуславливающий его эксплуатационные  свойства, образуется при соединении двух деталей вала и втулки.

Характер посадки определяется величиной получаемых зазоров или натягов. Если размер отверстия до сборки D>d, то посадка с зазором; если d>D,то посадка с натягом.

В машиностроении существует три вида посадок:

1). С зазором              

 

 

S min = D min – d max = EI – es

S max = D max – d min = ES - ei    

Частным случаем посадки с зазором является скользящая посадка

S min = 0 ; S max = TD + Td.

2). C натягом

 

Поле допуска вала выше поля допуска отверстия, она характеризуется двумя натягами.

N max = d max – D min = es – EI

N min = d min – D max = ei – ES

3). Переходная

Характеризуется  S max = ESei ;

N max = es – EI.

Основной вал и основное отверстие

Основное отверстие – когда нижнее отклонение отверстия = 0; а верхнее отклонение равно допуску.

Основной вал – когда верхнее отклонение вала = 0; а нижнее по модулю равно допуску.

 

Допуск посадки с натягом TN = N maxN min.

Допуск посадки с зазором TS = S maxS min.


Dmax

Dmin

I=0.45* 3Dm+0.001*Dm 

TD

D

dmin

dmax

d

dmax

es

EI

Td

ES

ei

D,d

± 0

Td

TD

Smax

D,d

Smin

± 0

± 0

TD

Td

Smax

D,d

TD

TD

Td

Nmax

D,d

± 0

Nmin

Nmax

Smin

Td

TD

± 0

± 0

TD

D

EI=0

± 0

H

D

d

Td

d

h

± 0

± 0

es = 0


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22384. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ. ТИПИЗАЦИЯ СБОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 17.73 KB
  Так например элементы перекрытий и покрытий должны быть прочными и достаточно жесткими чтобы их прогиб не нарушал эксплуатационного режима здания: стены и колонны поддерживающие покрытия должны быть прочными и устойчивыми. Все здания в целом должны обладать пространственной жесткостью т. Здания бывают каркасными и бескаркасными. В бескаркасных зданиях пространственная жесткость создаётся благодаря совместной работе продольных и поперечных стен соединенных покрытиями в единую пространственную систему.
22385. СТАДИИ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 360.47 KB
  2: стадия I до появления трещин в бетоне растянутой зоны когда напряжения в бетоне меньше временного сопротивления растяжению и растягивающие усилия воспринимаются арматурой и бетоном совместно; стадия II после появления трещин в бетоне растянутой зоны когда растягивающие усилия в местах где образовались трещины воспринимаются apматypoй и участком бетона над трещиной а на участках между трещинами арматурой и бетоном совместно; стадия III стадия разрушения характеризующаяся относительно коротким периодом работы элемента когда...
22386. МЕТОД РАСЧЕТА КОНСТРУКЦИЙ ПО ПРЕДЕЛЬНЫМ СОСТОЯНИЯМ. СУЩНОСТЬ МЕТОДА. ДВЕ ГРУППЫ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАГРУЗОК. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА 17.19 KB
  Конструкция может потерять необходимые эксплуатационные качества по одной из двух причин: 1 в результате исчерпания несущей способности разрушения материала в наиболее нагруженных сечениях потери устойчивости некоторых элементов или всей конструкции в целом; 2 вследствие чрезмерных деформаций прогибов колебаний осадок а также изза образования трещин или чрезмерного их раскрытия. Строительные конструкции рассчитывают по методу предельных состояний который дает возможность гарантировать сохранение...
22387. ИЗГИБАЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. РАСЧЕТЫ ПРОЧНОСТИ ПО НОРМАЛЬНЫМ И НАКЛОННЫМ СЕЧЕНИЯМ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЯМОУГОЛЬНОГО И ТАВРОВОГО ПРОФИЛЯ. РАСЧЕТ ПОПЕРЕЧНЫХ СТЕРЖНЕЙ 866.99 KB
  РАСЧЕТЫ ПРОЧНОСТИ ПО НОРМАЛЬНЫМ И НАКЛОННЫМ СЕЧЕНИЯМ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЯМОУГОЛЬНОГО И ТАВРОВОГО ПРОФИЛЯ. Поперечные стержни сеток распределительная арматура принимают меньших диаметров общим сечением не менее 10 сечения рабочей арматуры поставленной в месте наибольшего изгибающего момента; располагают их с шагом 250 300 мм но не реже чем через 350 мм. Железобетонные балки могут иметь прямоугольные тавровые двутавровые трапецеидальные поперечные сечения рисунок 7.2 – Формы поперечного сечения балок и схемы их армирования а прямоугольная;б...
22388. Сжатые и растянутые элементы. Конструктивные особенности. Расчет прочности центрально И Внецентренно растянутых элементов. Расчет внецентренно сжатых элементов таврового и двутаврового сечений 1.23 MB
  Расчет прочности центрально И Внецентренно растянутых элементов. Расчет внецентренно сжатых элементов таврового и двутаврового сечений. НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСТЯНУТЫХ И СЖАТЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Сжатые элементы. Конструктивные особенности сжатых элементов К центральносжатым элементам условно относят: промежуточные колонны в зданиях и сооружениях; верхние пояса ферм загруженных по узлам; восходящие раскосы и стойки ферменной решетки.
22389. ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЮ ТРЕЩИН ЦЕНТРАЛЬНО РАСТЯНУТЫХ, ИЗГИБАЕМЫХ, ВНЕЦЕНТРЕННО СЖАТЫХ И РАСТЯНУТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 101.52 KB
  ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЮ ТРЕЩИН ЦЕНТРАЛЬНО РАСТЯНУТЫХ ИЗГИБАЕМЫХ ВНЕЦЕНТРЕННО СЖАТЫХ И РАСТЯНУТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. Общие положения Трещиностойкость элементов как условлено ранее это сопротивление образованию трещин в стадии I или сопротивление раскрытию трещин в стадии II.
22390. РАСЧЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТРЕЩИН, НОРМАЛЬНЫХ И НАКЛОННЫХ К ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ЭЛЕМЕНТА. СОПРОТИВЛЕНИЕ РАСКРЫТИЮ ТРЕЩИН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ТРЕЩИНАМИ 235.22 KB
  РАСЧЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТРЕЩИН НОРМАЛЬНЫХ И НАКЛОННЫХ К ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ЭЛЕМЕНТА. СОПРОТИВЛЕНИЕ РАСКРЫТИЮ ТРЕЩИН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ТРЕЩИНАМИ. Расчет по образованию трещин нормальных к продольной оси элемента Этот расчет заключается в проверке условия что трещины в сечениях нормальных к продольной оси элемента не образуются если момент внешних сил М не превосходит момента внутренних усилий в сечении перед образованием трещин Мcrcт.
22391. КРИВИЗНА ОСИ ПРИ ИЗГИБЕ, ЖЕСТКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА 161.5 KB
  КРИВИЗНА ОСИ ПРИ ИЗГИБЕ ЖЕСТКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА Расчет перемещений железобетонных элементов прогибов и углов поворота связан с определением кривизны оси при изгибе или с определением жесткости элементов. Считается что элементы или участки элементов не имеют трещин в растянутой зоне если при действии постоянных длительных и кратковременных нагрузок с коэффициентом надежности по нагрузке γf= 1 трещины не образуются. Кривизна оси при изгибе и жесткость железобетонных элементов на участках...
22392. БЕТОН. СТРУКТУРА БЕТОНА. ПРОЧНОСТЬ И ДЕФОРМАТИВНОСТЬ. КЛАССЫ И МАРКИ БЕТОНА. АРМАТУРА. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ. МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. АРМАТУРНЫЕ СВАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 130.03 KB
  СТРУКТУРА БЕТОНА. КЛАССЫ И МАРКИ БЕТОНА. В связи с этим в бетоне со временем прочность нарастает несколько изменяется объем в зависимости от соотношения состава бетона и химического состава цемента происходит усадка или при использовании специальных цементов расширение. По этим полостям и частично капиллярам возможно перемещение влаги и газа в толще бетона.