22280

ХРОНИЧЕСКИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ (ХНЗЛ)

Научная статья

Медицина и ветеринария

Классификация ХНЗЛ В группу ХНЗЛ входят следующие болезни: Хронический бронхит Бронхоэктазы Хроническая пневмония Эмфизема легких Хронический абсцесс легкого Пневмосклероз Интерстициальные болезни легких ИБЛ. Выделяют 3 патогенетические механизма ХНЗЛ: Бронхитогенный механизм в основе хронический бронхит и его осложнения бронхоэктазы пневмосклероз эмфизема. Исходы и осложнения: бронхоэктаз Эмфизема Пневмосклероз. ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ Определение: эмфизема это повышенное содержание воздуха в легких и увеличение их...

Русский

2013-08-04

41 KB

10 чел.

4

 ХРОНИЧЕСКИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ (ХНЗЛ)

 Определения ХНЗЛ:

  •  Клиническое определение – это болезни легких, которые длятся более 6 месяцев, или имеются обострения на протяжении 2 лет.
  •  Морфологическое определение – поражения легких, которые длительно протекают с хроническим бронхитом  и его осложнениями.

Классификация ХНЗЛ

 В группу ХНЗЛ входят следующие болезни:

  1.  Хронический бронхит,
  2.  Бронхоэктазы,
  3.  Хроническая пневмония,
  4.  Эмфизема легких,
  5.  Хронический абсцесс легкого,
  6.  Пневмосклероз,
  7.  Интерстициальные болезни легких (ИБЛ).

Все эти болезни характеризуются общей клиникой и морфологией, хроническим течением, легочной локализацией и схожими осложнениями и исходами.

Этиология:

  1.  Инфекция,
  2.  Курение,
  3.  Загрязнение воздуха,
  4.  Переохлаждение,
  5.  Нарушение иммунитета.

Патогенез. Выделяют 3 патогенетические механизма ХНЗЛ:

  1.  Бронхитогенный механизм – в основе хронический бронхит и его осложнения (бронхоэктазы, пневмосклероз, эмфизема).
  2.  Пневмониегенный механизм – связан с хронизацией острой пневмонии и последующими осложнениями (хронический абсцесс, пневмосклероз).
  3.  Пневмонитогенный механизм – при развитии фиброзного альвеолита при ИБЛ.  

В исходе все три механизма ХНЗЛ ведут к развитию пневмосклероза, легочной гипертонии, гипертрофии правого желудочка (легочное сердце) и хронической легочно-сердечной недостаточности (ХЛСН).

ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ

 Определение. Хронический бронхит – хроническое воспаление бронхов.

 Патогенез: брохитогенный механизм.

 Морфогенез:

  1.  Хронический катаральный слизисто-гнойный бронхит,
  2.  Полипозный бронхит,
  3.  Деформириющий бронхит.

Пат.анатомия: Макро – стенки бронхов утолщенные  и плотные за счет склероза, в просвете бронхов слизисто-гнойный экссудат. На разрезе легкого бронхи похожи на пеньки. Микро – атрофия и метаплазия слизистой оболочки бронхов, склероз стенки бронхов, нарушение дренажной функции.

Исходы и осложнения:

  1.  бронхоэктаз,
  2.  Эмфизема,
  3.  Пневмосклероз.
  4.  Легочное сердце и ХЛСН.

БРОНХОЭКТАЗЫ (бронхоэктатическая болезнь)

 Определение: бронхоэктазы - это расширение просвета бронха в виде цилиндра или мешка.

 Патогенез: при кашле повышается давление внутри бронхов, что ведет к выбуханию стенки бронха.

 Пат.анатомия. Макро – бронхоэктазы могут быть в виде цилиндра или мешка, расширение бронхиол – бронхиолэктазы. Легкое на разрезе при множественных бронхоэктазах и бронхиолоэктазах  похоже на соты (сотовое легкое).  Микро – слизистая оболочка бронхоэктаза часто представлена многослойным плоским эпителием (при метаплазии), в стенке – склероз, в полости – гнойный экссудат. В окружающей ткани – пневмосклероз, очаги воспаления.

 Исходы и осложнения:

  1.  Легочная гипертония, что ведет к легочному сердцу и ХЛСН (хроническая легочно-сердечная недостаточность),
  2.  Вторичный амилоидоз, что ведет к хронической почечной недостаточности (ХПН).

ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ

 Определение: эмфизема – это повышенное содержание воздуха в легких и увеличение их размеров.

  Классификация эмфиземы:

  1.  Хроническая диффузная эмфизема,
  2.  Хроническая очаговая эмфизема,
  3.  Первичная эмфизема,
  4.   Старческая эмфизема.

 Хроническая диффузная эмфизема – самая частый вид эмфиземы, который развивается на фоне хронического бронхита и пневмосклероза.

 Патогенез: при хроническом воспалении разрушаются эластические и коллагеновые волокна, а в просвете бронхов накапливается слизь. При вдохе воздух проходит через слизистую пробку,  при выдохе – слизь закрывает просвет бронхов. При этом воздух накапливается в альвеолах, просвет их расширяется.

 Пат.анатомия. Макро: легкие увеличены, бледные, мягкие. Грудная клетка бочкообразная, верхушки легких выступают над ключицами. Микро: расширение просвета  бронхиол и альвеол, уменьшение площади газообмена, развитие альвеолярно-капиллярного блока, что ведет к гипоксии и склерозу. Повышается давление в малом круге кровообращения (легочная гипертензия), что ведет к нагрузке на правое сердце (легочное сердце). В исходе ХЛСН.

Хроническая очаговая эмфизема – этот вид эмфиземы развивается вокруг старых очагов туберкулеза, рубцов после инфарктов. При образовании нескольких пузырей говорят о буллезной эмфиземе. Очаговая эмфизема не ведет к гипертензии малого круга.

Первичная эмфизема – этиология не известна.

Старческая эмфизема – связана с возрастными изменениями в соединительной ткани легких.

ХРОНИЧЕСКАЯ ПНЕВМОНИЯ

Определение: Хроническая пневмония – это пневмония, которая длится более 6 недель или рецидивирует на протяжении 2 лет.

Патогенез: пневмониегенныей механизм.

Пат.анатомия. Макро: легкое имеет пестрый вид за  счет различных изменений – очаги карнификации,  хронические абсцессы, склероз сосудов и бронхов. У больных возникают частые обострения при которых появляются свежие очаги пневмонии.

Исходы и осложнения: легочная гипертензия и ХЛСН, эмпиема плевры, легочное кровотечение, вторичный амилоидоз и хроническая почечная недостаточность.

ХРОНИЧЕСКИЙ АБСЦЕСС ЛЕГКОГО

Определение: хроническое очаговое гнойное воспаление с образованием полости с гнойным содержимым, которая окружена  капсулой из соединительной ткани.

Патогенез:

  •  пневмониегенный абсцесс – возникает как осложнение очаговой пневмонии,
  •  бронхогенный абсцесс – появляется при разрушении стенки бронхоэкатза.

 Пат.анатомия. Макро: полость неправильной формы с гнойным экссудатом. Стенки неровные плотные состоят из соединительной ткани. Микро: стенка хронического абсцесса состоит из трех слоев: внутренний слой  - пиогенная мембрана, средний слой – грануляционная ткань, наружный слой – рубцовая ткань.

Исходы и осложнения: легочная гипертензия и ХЛСН, вторичный амилоидоз и хроническая почечная недостаточность, эмпиема плевры, легочное кровотечение.

ИНТЕРСТИЦИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ (ИБЛ)

Определение: в основе ИБЛ лежит фиброзирующий альвеолит, который характеризуется воспалительным процессом в интерстиции (строме) легкого.

Патогенез: пневмонитогенный механизм с реакциями ГЗТ в строме легкого.

Морфогенез:

  1.  стадия альвеолита,
  2.  стадия повреждения легочных структур,
  3.  стадия сотового легкого.

Исход: легочная гипертензия, легочное сердце и ХЛСН.

                                                 РАК ЛЕГКОГО

Рак легкого чаще всего развивается из эпителия бронхов (бронхогенный рак), реже из эпителия альвеол (пневмониегенный рак). Это наиболее часто встречающаяся раковая опухоль у человека, мужчины заболевают чаще, чем женщины.

Факторы риска для развития рака легкого:

  •  курение,
  •  ХНЗЛ,
  •  рубцы после туберкулеза, инфарктов, вокруг инородных тел,
  •  мужской пол,
  •  загрязнение воздуха промышленными отходами,
  •  наследственность.

Классификация

По локализации:

  1.  прикорневой (центральный) рак, развивается из эпителия главного, долевого и начальных отделов сегментарного бронха,
  2.  периферический рак, возникающий из конечных отделов сегментарного бронха и более мелких ветвей и из эпителия альвеол,
  3.  смешанный рак, занимающий долю или все легкое.

По характеру роста:

  1.  экзофитный (опухоль растет в просвет бронха),
  2.  эндофитный (опухоль растет из бронха в окружающую легочную ткань).

По макроскопической форме:

Экзофитные раки:

  1.  бляшковидный,
  2.  полипозный,
  3.  диффузный.

Эндофитные раки:

  1.  узловатый,
  2.  разветвленный,
  3.  узловато-разветвленный.

По микроскопической форме:

  1.  плоскоклеточный рак (с ороговением, или без ороговения),
  2.  аденокарцинома (железистый рак) – тубулярная, сосочкавя, ацинарная, солидная,
  3.  недифференцированный рак – мелкоклеточный или крупноклеточный.

Осложнения:

  1.  метастазирование лимфогенное (в лимфоузлы легких, бронхов, средостения, шеи и др.) и гематогенное (в печень, кости, головной мозг, надпочечники).
  2.  легочное кровотечение,
  3.  нагноение,
  4.  кахексия (истощение)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68570. ДІЄВІ ФОРМИ МЕТОДИЧНОЇ РОБОТИ З ПЕДАГОГАМИ ЗАГАЛЬНООСВІТНЬОГО НАВЧАЛЬНОГО ЗАКЛАДУ 53 KB
  Методична робота є однією з найважливіших ланок у діяльності закладу освіти оскільки забезпечує постійне навчання педагогів підвищення їх фахової майстерності знайомить із інноваційними процесами в освіті та залучає до активної творчої педагогічної діяльності
68571. Нетрадиційні форми проведення педагогічних рад. Педагогічна вітальня 60.5 KB
  Що ж таке педагогічна вітальня? Це форма методичної роботи, до якої залучаються не тільки вчителі, а й батьки, учні, представники органів місцевого самоврядування та громадських організацій. Виходячи із назви даної форми роботи «вітальня», можна зазначити, що на заходах такого типу повинні...
68572. Система научно-методической работы учебного учреждения как основа построения и реализации индивидуальной траектории профессионального развития педагога 75 KB
  Система научно-методической работы учебного учреждения как основа построения и реализации индивидуальной траектории профессионального развития педагога На современном этапе организации учебно-воспитательного процесса самым важным есть личность педагога его развитие его профессионализм.
68573. Розвиток творчого потенціалу педагога в системі науково-методичної роботи школи 83 KB
  У статті розглянуто проблему формування творчого потенціалу педагога у системі науковометодичної роботи школи. У цьому зв’язку виникає проблема вивчення розвитку і використання творчого потенціалу особистості актуалізується необхідність побудови та реалізації освітнього процесу що створює...
68574. Роль контролю, оцінювання та стимулювання навчальної діяльності у підвищенні її результативності та розвитку творчої активності учнів 217 KB
  Мета: на основі узагальнення досвіду, вивчення психолого-педагогічної літератури виявити основні причини неуспішності школярів та способи вирішення даної проблеми; з’ясувати, як впливають умови уроку на створення комфортних умов для самореалізації та самовдосконалення особистості учня й забезпечення...
68575. Найбільш типові помилки у роботі вчителів та шляхи їх подолання 536.5 KB
  Недосконалість сформованої етичної компетентності фахівця призводить до того що майбутній учитель не може правильно обрати тактику своєї поведінки. Учитель дуже тихо говорить окремі слова вимовляє нечітко учням важко стежити за ходом розповіді. Готуючись до уроку кілька разів запишіть пояснення...
68576. Інтерактивні технології — шлях до формування творчої особистості учнів 132 KB
  Мета: сприяти усвідомленню необхідності прийомів інтерактивного навчання на уроках, підвищуючи мотивацію учнів до навчання; спільно працювати над формуванням навичок співпраці, обговоренням спільного вирішення проблем. Обладнання: фліп-чат, стікери, кошик із шкільними речами, ноутбук, слайди.
68577. Обдарована дитина – обдарований учитель: суб’єкт-суб’єктний діалог 87 KB
  Ведучий 1. Шановні колеги! Вітаємо вас на нашому аукціоні, який складатиметься з двох частин: презентаційної та практичної. Сьогодні він присвячений актуальній темі «Обдарована дитина – обдарований учитель: суб’єкт-суб’єктний діалог». Ведучий 2. Щоб отримати квиток на участь у купівлі цінних паперів...