22298

Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Ознакомить студентов с организационной структурой и задачами санитарно-эпидемиологической службы, основами организации и порядком проведения противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Русский

2014-03-24

181 KB

43 чел.

PAGE  4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

«ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА  ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ И ВОЕННОЙ  МЕДИЦИНЫ

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой экстремальной и военной  медицины

к.м.н.                         =П.Л. Колесниченко=

“____”________2009 г.

 

ЛЕКЦИЯ

по циклу «Медицина катастроф»

Тема № 8 Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.

(Для студентов лечебного и педиатрического факультетов)

Время 90 минут.

Обсуждена на заседании кафедры

и рекомендована для  использования

в учебном процессе

“____”_________________2008 г.

Протокол №__________________

ИВАНОВО  -  2009г.

1.Цели лекции: 1.Ознакомить студентов с организационной структурой и задачами санитарно-эпидемиологической службы, основами организации и порядком проведения противоэпидемических  мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

2. Материальное обеспечение:

а/учебный видеофильм, слайды;

б/видеомагнитофон, телевизор, диапроектор;

в/комплект схем: «Схема организации ВСМК», «Схема ВЦМК «Защита», «Характеристика формирований СМК и МС ГО», «Организационно- штатная структура МО», «Структура больничной базы», «Схема организационно- штатной структуры ТЦМК»

3.Время: 90 минут

4.Расчет времени

п/п

Содержание занятия

Время,

мин.

I

Вступительная часть  

5 мин.

II

Основная часть

Вопросы лекции

Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций                                    

5 мин.

Цели и задачи санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях                                                                                               

15 мин.

Медико-санитарная характеристика эпидемических очагов                 

20 мин.

Организационная структура санитарно-эпидемиологической службы как функциональной подсистемы РСЧС                                                   

20 мин

Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований в чрезвычайных ситуациях                                                 

20 мин

III

Заключительная часть

5 мин.

5. Литература для самостоятельной работы:

  1.  Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и  РСЧС 2-ое издание “Военные знания” Москва 1998 г.

2. Основы РСЧС. Учебное пособие. “Военные знания” Москва 1998 г.

3. Медицина катастроф. (Организационные вопросы.) Учебник. И.И. Сахно, В.И. Сахно. Москва 2002 г.

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»  (в редакции  Постановлений Правительства РФ от 27.05.2005 № 335 и от 03.10.2006 № 600)

5. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. Сахно В.И., Захаров Г.И., Карлин Н.Е., Пильник Н.М. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003 г.

6. Организация и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие под ред. Е.Г. Жиляева и Г.И. Назаренко   Москва  2001 г.

7. Медицина катастроф. Учебное пособие под редакцией С.Ф. Гончарова.  В.А. Доровских. Благовещенск 2001 г.

8. Положение о службе медицины катастроф МЗ РФ (приложение к приказу Минздрава № 380 от 27.10. 2000 г.) Москва  2000 г.

9. Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны  (приложение к приказу Минздрава № 242 от 3.07. 2000 г.) Москва  2000 г.

10. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. Учебник для подготовки кадров в системе медицинской службы гражданской обороны. Москва 2002 г.

11.Постановление администрации Ивановской области № 134 от 30 декабря 2002 г. “О защите жизни и здоровья населения Ивановской области при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, и совершенствовании службы медицины катастроф”

Введение

В Российской Федерации развитие и совершенствование санитарно-эпидемиологической помощи населению при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных стихийными бедствиями, авариями, техногенными катастрофами и эпидемиями, приобретают все большую актуальность. Это обусловлено возрастанием заболеваемости такими опасными инфекционными болезнями, как холера, геморрагические лихорадки, острые вирусные кишечные и другие инфекции, кроме того, за последние десятилетия в различных регионах мира выделен ряд новых вирусов - возбудителей опасных инфекций.

При стихийных бедствиях - землетрясениях, наводнениях и других - прежде всего, имеют значение масштабы разрушений, размер территории затопления, количество людей, оказавшихся без крова, питьевой воды и продуктов питания, подвергшихся воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов, что определяет массовость появления инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Особую опасность представляют крупные катастрофы, сопровождающиеся массовыми поражениями, гибелью людей и животных, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия, значительным материальным и экономическим ущербом.

Успешная профилактика и борьба с инфекционными болезнями при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах могут проводиться только на основе единой для всей страны организационной системы, в которой должны быть предусмотрены направления деятельности специалистов клинической и профилактической медицины, а также мероприятия, выполняемые другими спецслужбами с учетом общих и специальных аспектов развития эпидемического процесса в районах катастроф. Такой системой в настоящее время является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Научные исследования и практические мероприятия по предотвращению развития эпидемического процесса в экстремальных условиях в настоящее время выделились в самостоятельное направление - эпидемиологию катастроф, являющуюся одной из составных частей медицины катастроф. Это новое направление еще не имеет точного определения, научная база его находится пока в стадии интенсивной разработки, однако практический опыт уже достаточно обширен. Область исследования и применения эпидемиологии катастроф лежит на стыке научных и практических отраслей медицины: эпидемиологии, инфекционных болезней, коммунальной гигиены, практического здравоохранения, использующего в том числе и международный опыт.

Попытаемся сформулировать определение этой отрасли медицины катастроф. Эпидемиология катастроф - самостоятельное научное направление медицины катастроф и область практической деятельности. Она изучает эпидемический процесс, проявляющийся в специфических социальных и природных условиях ЧС, разрабатывает принципы и организацию санитарно-противоэпидемического обеспечения ликвидации последствий ЧС. Эпидемиология катастроф в своей практической деятельности осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, занимается планированием, подготовкой и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствии ЧС.

Для изучения действия различных факторов ЧС применяются эпидемиологические методы. Проводится исследование воздействия специфических условий ЧС на здоровье человека, анализ факторов риска побочного действия окружающей среды в ЧС на здоровье и социальный статус населения, оценка эффективности различных видов санитарно-эпидемиологической помощи, мероприятий по организации санитарно-эпидемиологического надзора, направленных на восстановление состояния здоровья населения, которое было до катастрофы.

1. Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районах ЧС

В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ указано, что “санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности”. В ЧС это может быть достигнуто при надлежащем санитарно-противоэпидемическом обеспечении: осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора за производственной деятельностью на сохранившихся объектах экономики; соблюдении санитарных норм и правил при размещении, питании, водоснабжении, банно-прачечном обслуживании населения, эвакуированного и оставшегося в зоне катастрофы; установлении медицинского контроля за захоронением погибших при катастрофах и умерших от инфекционных болезней и других причин; организации гигиенической экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды; проведении комплекса мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, а также по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в целях предупреждения и в ходе ликвидации последствий ЧС являются:

- государственный характер санитарно-эпидемиологической службы и ее приоритетная роль в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;

- единый подход к организации противоэпидемических мероприятий с построением общей системы органов управления ВСМК и санитарно-эпидемиологической службы как подсистемы РСЧС;

- постоянная готовность сил и средств санитарно-эпидемиологической службы, четкое функциональное предназначение, мобильность формирований в организации и проведении экстренных противоэпидемических мероприятий в ЧС;

-соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру и возможностям деятельности учреждений и формирований санитарно-эпидемиологической службы;

-дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

-взаимодействие учреждений и формирований санитарно-эпидемиологической службы с аналогичными подразделениями других министерств и ведомств.

2. Цели и задачи санитарно-эпидемиологической службы в ЧС

Цели санитарно-эпидемиологической службы в ЧС - организация, управление и осуществление противоэпидемического обеспечения в зоне ЧС и в районах временного размещения эвакуированного населения. Поставленные цели достигаются решением комплекса задач на соответствующем уровне.

 А. Задачи на федеральном уровне:

- разработка и внедрение принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния биологических факторов окружающей среды и ЧС;

-наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения;

-организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности;

- руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- наблюдение за вирулентностью возбудителей опасных инфекционных заболеваний, уровнем и динамикой специфического иммунитета у наиболее уязвимых групп населения;

- использование международного опыта в предупреждении и ликвидации эпидемиологических последствий ЧС.

Б. Задачи на региональном уровне:

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием аварийно-опасных объектов;

- научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиологической разведки, новых направлений по ликвидации эпидемических очагов;

- взаимодействие органов, учреждений и формирований служб медицины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении противоэпидемических мероприятий;

-совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке;

-разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе касающихся поведения пострадавших при возникновении эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами, организации лечения инфекционных больных на этапах эвакуации;

-контроль за исполнением санитарного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слежении за содержанием микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;

-рациональное использование сил и средств санитарно-эпидемиологической службы в РСЧС, расположенных в регионе, их своевременное маневрирование при оказании помощи инфекционным больным и проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;

-организация и участие в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, формирование резервов санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств.

В.  Задачи на территориальном уровне:

- разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов, снижению уровня заболеваемости опасными инфекциями и усилению охраны пострадавшей территории от завоза и распространения опасных инфекционных заболеваний;

- внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицинской эвакуации усиленного противоэпидемического режима, а при появлении особо опасных инфекционных заболеваний — строгого противоэпидемического режима;

- постоянный контроль за уровнем инфекционной заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, реализацией мероприятий по усилению иммунной защиты населения;

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки и индикации биологических агентов, наблюдения и лабораторного контроля на объектах и в коллективах, неблагополучных по инфекционным заболеваниям;

- выработка рекомендаций по противоэпидемическому режиму на объектах экономики, обеззараживанию территории, помещений, транспорта в зависимости от вида возбудителя инфекционного заболевания;

- контроль за полнотой и качеством дезинфекционных мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами, за соблюдением противоэпидемического режима при эвакуации населения и больных;

- регулярная подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей инфекционной патологии в экстремальных ситуациях;

- создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного имущества;

- проведение изоляционно-ограничительных и режимно-карантинных мероприятий при угрозе и после появления очагов опасных инфекционных заболеваний.

Г. Задачи на местном уровне:

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;

- своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях ужесточенного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима;

- целенаправленная работа кабинетов инфекционных заболеваний, клинико-диагностических и бактериологических лабораторий при проведении массовых исследований по эпидемическим показаниям;

- обучение населения способам защиты от инфекционных болезней и поведению в очагах массовых инфекционных заболеваний;

- проведение экстренной (общей и специальной) и специфической профилактики по эпидемическим показаниям;

- выявление, изоляция и госпитализация больных, диагностика и лечение инфекционных больных, соблюдение правил выписки реконвалесцентов, наблюдение за переболевшими и имевшими контакт с больными, а также захоронение умерших.

Д. Задачи на объектовом уровне:

- характеристика учреждений здравоохранения административной территории и анализ их возможностей по организации работы в условиях прогнозируемой санитарно-эпидемической обстановки;

- характеристика объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты пищевой промышленности и водоснабжения; канализационные сети и отстойники);

-- характеристика населения региона, анализ его восприимчивости к заболеваниям в условиях прогнозируемой санитарно-эпидемиологической обстановки при ЧС;

- краткая характеристика и основные задачи объекта при угрозе возникновения и непосредственно в ходе ликвидации последствий ЧС;

- привлечение сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий (например, лабораторных исследований или обследований эпидемических очагов в лагерях беженцев и др.);

- организация защиты персонала, материальных средств и особенно уникального оборудования, а также лабораторных животных, использование всех способов защиты (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, применение средств индивидуальной защиты, в т.ч. и медицинских) с учетом прогнозируемой обстановки;

- организация перевода объекта на режим работы в условиях ЧС;

- организация снабжения медицинским и специальным имуществом подразделений объекта и созданных на его базе формирований;

- организация материально-технического и транспортного обеспечения объекта (формирований);

- организация работы функциональных подразделений объекта и формирований;

- организация управления и связи, определение порядка представления донесений и обмена информацией.

3. Медико-санитарная характеристика эпидемических очагов

                                                               

3.1. Особенности эпидемических очагов и эпидемического процесса в ЧС  

    

В районах стихийных бедствий и других ЧС эпидемическим очагом следует считать место пребывания источника инфекции (пораженного, больного) и окружающую его территорию, в пределах которой возможно распространение возбудителей болезней, обусловленное соответствующими механизмами передачи.

Факторами ЧС, способствующими значительному распространению инфекционных заболеваний, являются:

-массовость (тотальность) поражений неинфекционной природы, ослабляющих защитные функции организма;                                                     

-наличие комбинированных поражений (травма и инфекционное заболевание, облучение и ожоги, химические поражения и др.);

- резкое ухудшение санитарно-гигиенической обстановки;

- изменение иммунного статуса, что в свою очередь создает условия для возникновения заболеваний, вызванных не только высоковирулентными, но и условно-патогенными микроорганизмами, а также облигатными паразитами при малой инфицирующей дозе;

- дезорганизация социальных структур (частичный или полный выход из строя водоснабжения, канализации, очистки территории населенного пункта, разрушение жилого фонда);

- нарушение экосистемы (радиоактивное или химическое загрязнение, смыв нечистот и др.; массовое размножение грызунов, эпизоотии, активизация природных очагов и т.д.);                      

- стрессовые состояния;

- интенсивные миграционные процессы;   

-нарушение деятельности территориальных лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических  учреждений. 

Динамика возникновения и установление границы эпидемического очага определяются 4 факторами:

- наличием инфекционных больных среди пострадавшего населения и возможностью распространения ими возбудителей;

-наличием пораженных, нуждающихся в госпитализации, оцениваемых с точки зрения риска заражения;

-наличием здорового населения, контактировавшего с инфекционными больными, которые по этой причине нуждаются в обсервации;                                           

-внешней средой, представляющей инфекционную опасность.

При разнообразной инфекционной патологии срок активности эпидемического очага не определяется только максимальным инкубационным периодом распространившейся инфекционной болезни. При заболевании людей с низкой манифестностью второй пик распространения инфекции может возникнуть через 2-3 инкубационных периода после первого. Это происходит за счет передачи возбудителя лицами, у которых инфекция протекала в бессимптомной форме. Поэтому при определении времени действия эпидемического очага необходимо учитывать наличие носителей.   

Медико-санитарная характеристика эпидемического очага в районах стихийных бедствий и крупных техногенных катастроф имеет следующие особенности:       

Массовое заражение людей и формирование множественных эпидемических очагов за счет активизации механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах катастроф;

Длительное сохранение очага (особенно природно-очаговых инфекций) за счет продолжительности заражающего действия невыявленных источников;

Сокращение инкубационного периода в результате постоянного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижения резистентности и большой инфицирующей дозы возбудителя;

Отсутствие зашиты населения и пораженных от контакта с заразными больными в связи с несвоевременностью изоляции инфекционных больных и их лечения;

Наличие различных клинических форм инфекционных болезней и несвоевременность диагностики.

Смена географических ландшафтов при землетрясениях, катастрофических затоплениях, других природных явлениях изменяет ареал распространения возбудителей, границы природных очагов. При техногенных катастрофах в связи с ухудшением социально-бытовых условий проживания людей также могут возникнуть различные эпидемические ситуации. Природные явления и техногенные катастрофы способствуют размножению грызунов, мух, других насекомых - источников и переносчиков возбудителей инфекции. Все это обусловливает специфику эпидемического процесса в ЧС. Прежде всего, это касается первого звена эпидемического процесса - источника инфекции, который принято называть объектом; он служит местом естественной жизнедеятельности, т.е. обитания, размножения и накопления возбудителя. В зонах катастроф источник заражения установить трудно, так как меняются формы сохранения возбудителя, места жизнедеятельности объекта, расширяется ареал его обитания и т.д. Одновременно могут возникнуть несколько эпидемических очагов разной нозологической формы. Знание этих особенностей позволяет представить эпидемиологическую обстановку и дать медико-тактическую характеристику возможных эпидемических очагов в зонах бедствия.                                              

Процесс передачи инфекции будет сохраняться м действовать в очаге в течение срока выживаемости возбудителя во внешней среде и при наличии инфекционных больных среди пострадавшего населения. На интенсивность распространения инфекционных болезней существенное влияние окажут степень коммунально-бытового обустройства и санитарно-гигиенические условия жизни людей в зоне катастроф и местах размещения эвакуированного населения. Кроме того, неодинаковая заболеваемость в разных группах населения объясняется тем, что они подвергаются различной степени риска заражения. Восприимчивость организма человека к инфекции в экстремальных ситуациях также имеет свои особенности. При стрессовых состояниях восприимчивость к инфекции повышается, так как снижается иммунологический статус, особенно у детей. Преимущественно детская заболеваемость скарлатиной, дифтерией, дизентерией и другими инфекциями объясняется снижением напряженности иммунитета. Инфекционная заболеваемость может появиться при завозе возбудителей спасателями, прибывшими на территорию, свободную от данной инфекционной формы, а также при активизации очагов эндемических болезней.

В результате серьезных нарушений условий жизни населения в районах катастроф резко обостряется эпидемическая ситуация по кишечным инфекциям, в том числе по брюшному тифу, паратифам, вирусным гепатитам, дизентерии и сальмонеллезам. К числу потенциальных эпидемических болезней в районах разрушений могут быть отнесены холера, вирусный гастроэнтерит, природно-очаговые и другие заболевания.

Скученность людей в различных местах временного проживания (в палаточных городках, землянках и др.) будет способствовать интенсивному распространению респираторных инфекций. Особую опасность в этом от-ношении представляют паразитарные тифы, менингококковая инфекция, вирусная пневмония, дифтерия, геморрагические лихорадки и некоторые другие инфекции.                                    

Перечисленные выше особенности определяют специфику организации мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов.

3.2. Оценка санитарно-зпидемиологической обстановки в зонах катастроф и методика ее проведения

Прежде чем давать оценку санэпидобстановки в зонах катастроф, необходимо четко представлять специфику методов оценки эпидемической ситуации и условий работы в ЧС, как это представлено в табл. 1.

Уровень эпидемического неблагополучия в зоне ЧС необходимо оценивать по 6 основным критериям:

а) риску заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавшего населения;

б) угрозе появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний разной этиологии за счет "фактора перемешивания";

в) возможному социальному и экономическому ущербу;

г) появлению инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая препятствует своевременной эвакуации больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;                                        

д) невозможности для региональных (территориальных) органов полностью справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или недостатка технического или специально подготовленного персонала, а также необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вакцины, лабораторно-дианостические материалы, средства борьбы с насекомыми, дезинфекционные средства и др.);                

е) опасности передачи инфекции за пределы зоны ЧС.

По прибытии в зону катастрофы специалисты санитарно-эпидемиологической службы обязаны тщательно провести эпидемиологическое расследование, чтобы определить состояние эпидемического процесса, деть прогноз вероятности его развития, установить характер возможного возбудителя, пути его передачи и направление дальнейшего развития эпидемии.

Эпидемиологическая диагностика в районах катастроф базируется на ретроспективном и оперативном эпидемиологическом анализе и обследовании эпидемических очагов.

Порядок эпидемиологического обследования очага включает следующие мероприятия:

- анализ динамики и структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам;

- уточнение эпидемиологической обстановки среди населения, оставшегося в зоне катастрофы и в местах его временного размещения в случае эвакуации;

- опрос и обследование больных и здоровых;

-визуальное и лабораторное обследование внешней среды;

-определение объектов экономики, ухудшающих санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обстановку в очаге бедствия и в примыкающих районах в результате разрушения сооружений, производственных и жилых зданий, повреждения систем водоснабжения и канализации, загрязнения окружающей среды;

- опрос медицинских (ветеринарных) работников, представителей местного населения; обследование санитарного состояния населенных пунктов, источников воды, коммунальных и пищевых объектов и др.;

-обработка собранных материалов и установление причинно-следственных связей в соответствии с имеющимися данными о типе эпидемии при данной инфекции.

Основным методом оценки эпидемиологической обстановки в районе катастрофы является санитарно-эпидемиологическая разведка. В ходе ее проведения выявляются: характер инфекционной заболеваемости среди населения, эпизоотий среди домашних и синантропных грызунов; наличие природных очагов инфекционных заболеваний и их активность; состояние эпидемически важных объектов в зоне ЧС; санитарное состояние мест размещения пострадавшего населения (беженцев); система сбора и удаления нечистот, мусора и отходов; организация водоснабжения, питания и др.; наличие переносчиков инфекционных заболеваний; система организации противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения и спасателей.

На основе полученных данных санитарно-эпидемиологическое состояние оценивают как благополучное, неустойчивое, неблагополучное, чрезвычайное.

Благополучное состояние:

1) наличие инфекционных заболеваний среди населения (за исключением заболеваний чумой, холерой, желтой лихорадкой или заболеваний, необычных для данной местности), не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания;

2) такое состояние эпизоотической (энзоотической) обстановки, которое не представляет опасности для населения и формирований спасателей;

3) отсутствие условий для широкого распространения инфекционных заболеваний (удовлетворительное санитарное состояние территорий, объектов водоснабжения, коммунальная благоустроенность, качественное проведение всего комплекса противоэпидемических мероприятий);

4) отсутствие в соседних районах массовых инфекционных заболеваний среди населения, а имеющиеся единичные заболевания не представляют в существующих условиях непосредственной опасности для населения.

Неустойчивое состояние: 

1) возникновение отдельных, не регистрировавшихся ранее инфекционных заболеваний, незначительное повышение спорадического уровня инфекционной заболеваемости или появление отдельных групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению при удовлетворительном санитарном состоянии территории, объектов питания и водоснабжения, коммунальной благоустроенности и качественном проведении всего комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению;

2) отсутствие инфекционной заболеваемости, за исключением спорадической, при наличии эпизоотических (энзоотических) очагов зоонозных инфекций, могущих представлять угрозу для пострадавшего населения и подразделений спасателей, и (или) при неудовлетворительном санитарном состоянии территории, объектов водоснабжения, коммунальной неблагоустроенности, низком качестве проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;

3) наличие очагов инфекционных заболевании без выраженного развития эпидемии;

4) расположение района ЧС в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.

Неблагополучное состояние:

1) появление групповых опасных инфекционных заболеваний в зоне бедствия или очагов чумы, холеры, желтой лихорадки, геморрагических лихорадок (Ласса, Марбурга, Эбола) на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения (неудовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения, коммунальная неблагоустроенность и низкое качество проведения всего комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению);

2) возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями.

Чрезвычайное состояние:

1) нарастание числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения в короткий срок;

2) групповые заболевания особо опасными инфекциями;

3) активизация природных очагов чумы, туляремии и появление заболеваний ими среди людей.

3.3. Расчет санитарных потерь в эпидемических очагах

Исходя из характеристики эпидемического очага в зонах ЧС, санитарные потери среди населения в очаге инфекционных заболеваний будут зависеть от своевременности и полноты проведения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Под санитарными потерями в эпидемическом очаге понимается число заболевших вследствие распространения инфекции людей в ходе развития эпидемического процесса. В зонах стихийных бедствий и техногенных катастроф величина санитарных потерь среди населения в очаге инфекционных заболеваний будет зависеть от механизма передачи инфекции.

При оперативных расчетах потери населения в районах ЧС и техногенных катастроф можно определить по следующей формуле:

Сп = К • И • (1-Н) • (1-р) • Е, где:

Сп — санитарные потери среди населения (чел.); К — численность зараженного и контактировавшего населения (чел.); И — контагиозный индекс; Н — коэффициент неспецифической защиты; р — коэффициент специфической защиты (коэффициент иммунности); Е — коэффициент экстренной профилактики (антибиотикопрофилактика).

Величина "К" зависит от инфекционной нозоформы эпидемического очага. При высококонтагиозных инфекциях 50% населения, оказавшегося в зоне катастрофы, подвергается заражению. При контагиозных и мало-контагиозных инфекциях заражение может составить 10-20% от общего числа людей.

Контагиозный индекс “И” — это численное выражение возможности заболевания при первичном инфицировании каким-либо определенным возбудителем. Он составляет: для бубонной чумы, дифтерии, менингококковой инфекции, бруцеллеза — 0,2; для сибирской язвы, брюшного тифа, вирусного гепатита А — 0,4; для туляремии, Ку-лихорадки, клещевого энцефалита, сыпного тифа — 0,5; для сапа, мелиоидоза, пситтакоза, холеры — 0,6; для геморрагических лихорадок — 0,7; для скарлатины, кори — 0,75; для легочной чумы — 0,8. Контагиозный индекс при других контактных инфекциях будет приблизительно равен 0,5-0,6.

Коэффициент неспецифической защиты «Н» зависит от своевременности проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и может составить при отличной санитарно-противоэпидемической подготовке населения 0,9, при хорошей — 0,7, при удовлетворительной — 0,5, при неудовлетворительной — 0,2. В зоне катастрофы биологически опасного объекта коэффициент "Н" будет равен 0,1.

Коэффициент специфической защиты "р" учитывает эффективность различных вакцин и составляет: при дифтерии, кори — 0,65; при Ку-лихорадке, туляремии, сыпном тифе, вирусном гепатите А, менингококковой инфекции, скарлатине — 0,55; при легочной чуме, холере, сибирской язве, брюшном тифе — 0,5; при бруцеллезе, геморрагических лихорадках — 0,75; при сапе, мелиоидозе, пситтакозе, клещевом энцефалите, бубонной чуме — 0,8. Если же тип эпидемической вспышки не установлен и не проводилась иммунизация населения, то коэффициент иммунности равен 0,5.

Коэффициент экстренной профилактики "Е" соответствует защите антибиотиками от данного возбудителя болезни. Значение этого коэффициента составляет: при холере — 0,2; при бубонной чуме, геморрагических лихорадках — 0,3; при брюшном тифе, вирусном гепатите А — 0,4; легочной чуме, туляремии, Ку-лихорадке, ме-виигококковой инфекции, дифтерии, сибирской язве — 0,5; при сыпном тифе, клещевом энцефалите — 0,6; при бруцеллезе, мелиоидозе, скарлатине — 0,75; при псиггакозе, сапе — 0,9. Если же экстренная профилактика не проводилась, коэффициент равен 1,0.

По указанной формуле был проведен расчет санитарных потерь по холере в одной из Северокавказских республик, где проживает примерно 1800 000 человек. Предположили, что 15% населения (270 000 человек) может контактировать с больными холерой и вибрионосителями. Контагиозный индекс составляет 0,6. При неудовлетворительном санитарном состоянии населенных пунктов, отсутствии канализации и плохом водоснабжении питьевой водой, при плохой санитарно-эпидемиологической подготовке населения (0,2), без специфической вакцинации (0,5), но при проведении  антибиотикопрофилактики (0,2) санитарные потери в республике, согласно расчету по формуле, могут составить:

Сп = 270 000 х 0,6 х (1- 0,2)х(1- 0,5) х 0,2= 12 960 чел.

Сп=12 960+1 200

Прогноз санитарных потерь по холере в республике, составленный  в начале развития вспышки, оправдался: с июня по октябрь холерой и острыми ми кишечными заболеваниями заболело 11 600 человек.

4. Организационная структура санитарно-эпидемиологической службы как функциональной подсистемы РСЧС

Органы, учреждения и формирования госсанэпидслужбы при организации и проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах катастроф руководствуются Положением о функциональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (1996 г.). Использование сил и средств государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется с учетом конкретных условий, сложившихся в районе катастроф, и их влияния на динамику санитарно-эпидемиологической обстановки.

Для противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения в зове бедствия и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС привлекаются органы и учреждения госсанэпидслужбы Российской Федерации, куда входят Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России, санитарно-эпидемиологическая и медицинская службы МО, МВД, других министерств и ведомств, а также создаваемые на их базе специализированные санитарно-эпидемиологические формирования, которые являются составной частью сил и средств ВСМК. Основная задача санитарно-эпидемиологических формирований — организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне ЧС.

Подсистема РСЧС надзора за санэпидобстановкой слагается из сил и средств различных министерств и ведомств на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

На федеральном уровне подсистема объединяет органы в учреждения госсанэпидслужбы, куда входят ведомственные службы центрального подчинения. Организационно-методическую функцию выполняют Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России и Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

На региональном уровне основой эффективного функционирования подсистемы являются научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля, центры госсанэпиднадзора на транспорте и др.

На региональном уровне при использовании учреждений и формирований ВСМК координатором организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий является Главный государственный санитарный врач (главный врач центра госсанэпиднадзора) административной территории.

Порядок создания формирований госсанэпидслужбы и функции ее органов и учреждений в условиях ЧС определяются приказами Минздрава России.

На территориальном уровне основой функционирования подсистемы являются центры госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения и автономных образованиях. Центры госсанэпиднадзора создают силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на данной территории, координацию деятельности которых осуществляют органы управления субьектов Российской Федерации (санитарно-противоэпидемические комиссии).

На местном уровне функционирование подсистемы обеспечивают центры госсанэпиднадзора в городах и районах.

Руководство и координацию осуществляют санитарно-противоэпидемические комиссии (СПК) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок функционирования территориальных подсистем и их элементов определяется положениями, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти.

На объектовом уровне подсистема имеет ведомственный характер, определяющий ответственность лабораторий и служб за ее функционирование.

Система информации подсистемы на всех уровнях сопрягается с общей информационно-управляющей системой РСЧС и информационной системой ВСМК.

Профиль, задачи, состав и направление деятельности, принципиальная схема взаимодействия органов, учреждений и формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы в ЧС определяются соответствующими положениями, утверждёнными Минздравом России и другими заинтересованными ведомствами.

На санитарно-эпидемиологические формирования возложены следующие задачи:

1. В режиме повседневной деятельности:

- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;

- поддержание высокой эпидготовности санэпидслужбы, включающее плановую подготовку и совершенствование обучения специалистов, проведение тренировочных занятий и учений, обучение населения способам защиты от инфекционных болезней, создание и поддержание специальных финансовых фондов, необходимого резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иммунобиологических препаратов, питательных сред, дезсредств и другого имущества, обеспечение их своевременной замены и пополнения.

2. В режиме повышенной готовности

- усиление наблюдения за эпидситуацией;

- направление при необходимости групп экспертов для проведения оценки эпидситуации и выработки предложений по объему а характеру необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- выработка предложений по нормализации эпидситуации;

- усиление дежурно-диспетчерской службы,

- прогнозирование возможности возникновения эпидемии;

- принятие мер по защите населения;

- повышение готовности сил и средств госсанэпидслужбы для ликвидации эпидемического очага;

- уточнение планов;

- выдвижение при необходимости сил и средств в районы предполагаемых действий.

3. В чрезвычайном режиме:

- организация защиты населения;

- выдвижение сил и средств в районы ЧС для проведения работ;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Основными формированиями, предназначенными для организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах катастроф и эпидемических очагов, являются:

- группы эпидемиологической разведки (ГЭР);

- санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) — радиологическая, эпидемиологическая, санитарно-гигиеническая (токсикологическая);

- санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);

- специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);

- группы экспертов.

Территориальная госсанэпидслужба создает бригады постоянной готовности (быстрого реагирования), которые могут входить в состав СЭО. Количество и профиль этих формирований определяются руководителем санитарно-эпидемиологической службы, исходя из масштабов катастрофы, характера эпидемического очага, экономических, климато-географических, экологических и других особенностей территории.

Основными формированиями быстрого реагирования являются СПЭБ. Эти бригады постоянной готовности предназначены для оперативного изучения и оценки эпидемической ситуации, организации и обеспечения противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге.

СПЭБ создаются на базе противочумных институтов и станций из числа высококвалифицированных специалистов. Штатная численность бригад, создаваемых на базе противочумных институтов, — 66 человек (2 бригады), на базе противочумных станций — 33 специалиста (1 бригада). Порядок формирования и характер деятельности СПЭБ определяются Методическими указаниями МУ 3.1.957-00 "Организация и проведение работы специализированными противоэпидемическими бригадами в чрезвычайных ситуациях".

Основными задачами СПЭБ в районе ЧС являются:

- организация и проведение противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС и эпидемических очагах;

- оценка санитарно-эпидемиологического состояния района бедствия, а также лабораторной и госпитальной баз;

- разработка комплекса экстренных профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- определение целесообразности привлечения дополнительных сил и средств с учетом создавшейся ситуации;

- организация и обеспечение собственными силами и силами местных санитарно-зпидемиологических учреждений специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний;

- постоянный анализ и передача необходимого объема информации об эпидемиологической обстановке в ходе проведения мероприятий по ликвидации эпидемии.

На путах передвижения организованных и неорганизованных групп людей формируются санитарно-контрольные пункты (СКП) с целью создания противоэпидемических барьеров. На СКП возлагаются задачи по выявлению, изоляции и госпитализации инфекционных больных.

При осложнении эпидемической ситуации для проведения увеличивающегося объема работ в зоне ЧС могут дополнительно развертываться санитарно-эпидемиологические формирования других ведомств.

5. Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований в ЧС

Работа учреждений и формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы в зонах катастроф - это комплексная деятельность на основе взаимодействия с различными заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации, целью которой является сохранение жизни и здоровья населения, а также предупреждение, снижение и ликвидация медико-санитарных последствий ЧС. Принципиальная схема комплекса мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага и последовательного проведения мероприятий представлена на рис. 2

Основными принципами работы учреждений и формирований санитарно-гигиенического профиля (ГЭР, СЭБ, СЭО, групп экспертов и других подразделений) независимо от их ведомственной принадлежности являются:

-приближение основных сил и средств формирований непосредственно к пострадавшим контингентам населения в зонах катастроф;

-сосредоточение основных усилий на поддержании санитарно-эпидемиологического благополучия обслуживаемого населения, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за наиболее значимыми объектами жизнеобеспечения;

-постоянная готовность к автономной работе в экстремальных условиях;

-соответствие оснащения и укомплектованности формирований решаемым задачам и санитарно-эпидемиологической обстановке;

-осуществление своевременного маневра силами и средствами в зависимости от складывающейся обстановки.

По прибытии на место катастрофы руководитель и специалисты учреждения (формирования) оценивают обстановку, устанавливают связь со штабом руководства по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ, докладывают вышестоящему по порядку подчиненности руководству и приступают к выполнению плана, заблаговременно разработанного в соответствии с Методическими рекомендациями для органов и учреждений госсанэпидслужбы России по планированию действий в функциональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановке.

Основными мероприятиями в зоне катастроф являются:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки и наблюдения;

- осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды в зоне катастрофы, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях;

- контроль за безопасностью водоснабжения и питания населения, а также спасателей;

- гигиенический и эпидемиологический анализ заболеваемости населения в зоне катастрофы (гигиеническая диагностика);

- выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

- проведение по эпидпоказателям экстренной профилактики и дезинфекции в выявленных эпидочагах;

- санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением гигиенических норм и санитарных правил;

- разработка предложений по ускоренной адаптации населения и спасателей к экстремальным условиям. коррекция их трудоспособности;

- гигиеническое воспитание населения и спасателей;

- организация материально-технического обеспечения работы специалистов госсанэпидслужбы (формирований). -

В зависимости от характера катастрофы в зоне ЧС проводятся дополнительные мероприятия.

В зоне радиационной аварии:

- получение в штабе ГОЧС данных о мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, уровне радиоактивного загрязнения местности;

- отбор проб и проведение соответствующих дозиметрических и радиометрических измерений;

- расчет доз облучения, которые может получить население, а также личный состав формирований (спасатели) в зоне катастрофы;

- подготовка рекомендаций по применению защитных мер (йодная профилактика, использование индивидуальных и коллективных средств защиты и т.д.);

- анализ проб питьевой воды и продуктов питания на содержание радиоактивных веществ;

- осуществление контроля за обеспечением радиационной безопасности населения и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), находящихся на радиоактивно загрязненной местности;

- контроль за проведением санитарной обработки (по показаниям) населения и спасателей.

В зоне химического загрязнения:

- участие в установлении границ и площади очага химического загрязнения, типа аварийно-опасных химических веществ (АОХВ), расчет возможных санитарных потерь;

- определение допустимого времени пребывания населения и спасателей в очаге загрязнения;

- отбор проб воздуха, продовольствия, воды, почвы и других материалов для исследования на содержание опасных химических веществ;

- разработка предложений по защите населения, спасателей от АОХВ, а также по применению средств профилактики.

При организации санитарно-эпидемиологического надзора в зонах катастроф специалисты формирований санитарно-эпидемиологического профиля имеют право в полном объеме Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении соответствующих обстановке санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении нарушений санитарных норм и правил, а также осуществлять контроль за их выполнением.

Для повышения эффективности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий необходимо:

- заблаговременно моделировать санитарно-эпидемиологическую ситуацию, определить факторы риска ухудшения здоровья населения и спасателей, планировать и осуществлять приоритетные оздоровительные мероприятия;

в первые часы после катастрофы проводить углубленную санитарно-эпидемиологическую разведку с участием врачей-гигиенистов, токсикологов, радиологов, эпидемиологов, а также представителей служб жизнеобеспечения населения, имеющих опыт или подготовку к работе в экстремальных условиях.

Информационное обеспечение и управление санитарно-эпидемиологической службой в ЧС

Раннее оповещение — это передача в установленной форме сведений об обострении эпидемической ситуации, угрозе возникновения и распространения массовых заболеваний опасными инфекциями по каналам связи для учреждений и органов управления РСЧС. Оно является одной из важнейших составляющих информационного обеспечения в ЧС.

Информация об эпидемиях, неблагоприятных изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки представляется в штаб ГОЧС, который информирует вышестоящие органы управления о характере ЧС. При передаче информации представляются следующие данные:

- о факте эпидемии, ее масштабе и прогнозе развития;

- о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;

- о силах и средствах санэпидслужбы, имеющихся в очаге;

- справочные данные.

Порядок передачи информации с учетом содержания и срочности:

- экстренные уведомления и оповещения о прогнозе и факте ЧС глобального, регионального и местного масштаба и о принимаемых мерах - незамедлительно, вне зависимости от времени суток;

- срочная информация о неблагоприятном изменении обстановки и о ходе работ по их ликвидации - не позднее 2 час с момента уведомления о событии (запросы срочной справочной информации), последующие сообщения с периодичностью не более 4 ч (если время не оговорено особо);

- уведомления и оповещения о прогнозе и факте угрозы ЧС и информация по управлению силами и средствами, которые не связаны с угрозой населению и не носят экстренного (срочного) характера, а также справочная информация — в течение 8 ч с момента получения (выработки) информации или получения запроса на выдачу справки;

- обобщенная информация о событиях за сутки при проведении работ по ликвидации последствий ЧС, периодическая фоновая информация о биологической, химической, радиационной и гидрометеорологической обстановке не экстренного (не срочного) содержания — оперативной сводкой к 8 часам следующих суток;

- информация о состоянии промышленной и экономической безопасности и другие виды информации не экстренного (не срочного) содержания - по установленному регламенту.

Информация может передаваться в формализованном и неформализованном виде. Конкретные формы представления информации устанавливаются вышестоящим органом управления для нижестоящих органов, непосредственно подчиненных ему. Передача сообщений в неформализованном виде допускается, если сообщение содержит информацию экстренного характера или для него отсутствует установленная форма.

При представлении сообщений в формализованном виде должны быть отражены следующие вопросы:

- тип ЧС, место, масштаб, причины;

- характеристика ЧС: численность населения в зоне ЧС, число пострадавших, заболевших инфекционной болезнью, умерших (погибших), эвакуированных, подвергнутых комбинированному или сочетанному воздействию факторов ЧС;

- оказание первой медицинской помощи, госпитализация (количество человек);

- привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий ЧС;

- сведения о противоэпидемической работе: число выявленных заболевших, контактных с больными, охваченных профилактическими прививками и экстренной профилактикой, умерших, данные об установленном карантине (площадь, количество объектов или населенных пунктов), количество организованных карантинных постов, численность людей в обсервации и т.д.;

- дополнительная информация: наличие эпизоотий, территорий заражения токсическими или радиоактивными веществами, бытовыми или промышленными сточными водами, санитарно-гигиеническая характеристика мест проживания и труда, путей перемещения и медицинской эвакуации, сведения о запасах медикаментов, медимущества, прививочного материала, антисептиков и дезинфектантов, состоянии дезтехники укомплектованности специалистами и их квалификации и т.д.

Вспышки инфекционных болезней могут быть выявлены рутинными путями (эпидемиологический надзор) и, когда это оправдано, специальным дополнительным активным надзором за теми болезнями, которые представляют наибольшую потенциальную опасность.

В большинстве случаев эпидемии распознаются на уровне промежуточных медико-санитарных учреждений (районных, городских). Именно там отчеты и донесения, полученные от многочисленных диспансеров и небольших больниц, суммируются и направляются на более высокий уровень системы здравоохранения. Случаи болезни, выявленные в каждом районе, необходимо нанести на график для каждой нозологической формы и сопоставить с фоновыми данными, которые зарегистрированы в ходе повседневного эпидемиологического надзора за прошлые годы и показывают сезонные колебания (вариации заболеваемости). Необходимо определить критерии порогового уровня инфекционной заболеваемости и довести их до сведения территориальных центров госсанэпиднадзора и учреждений здравоохранения.

Эпидемиологический надзор представляет собой проведение регулярных эпидемиологических обследований, направленных на выявление случаев ряда инфекционных болезней, которые с наибольшей вероятностью могут вызвать крупные эпидемии в регионе. Он осуществляется в целях своевременного реагирования на изменения эпидемиологической обстановки и предупреждения распространения эпидемического процесса. Такой надзор должен быть постоянным, чтобы можно было незамедлительно исследовать подозрительные случаи для быстрого выявления источника инфекции и оценить  возможность распространения заболевания. Кроме того, распространенность инфекционных болезней должна оцениваться через определенные промежутки времени с помощью многоцелевых серологических, микробиологических исследований, а также обследований с целью выявления переносчиков и резервуаров инфекции.

Активный эпидемиологический надзор проводится существующими учреждениями здравоохранения и (или) центрами госсанэпиднадзора, СЭБ и должен быть ограничен перечнем болезней, представляющих особую важность, или определенным отрезком времени, когда оправдано проведение специального наблюдения.

Критериями для проведения активного эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями являются:

- чрезвычайная важность для органов здравоохранения;

- местная эндемичность или тесные связи с активными очагами, расположенными на территории другого региона;

- появление "новой" болезни (например, геморрагическая лихорадка Эбола) с неизвестной возможностью местной передачи;

- отсутствие или низкий уровень иммунитета у определенных групп населения;

- климатические факторы (засуха, наводнение) или социальные явления (миграция населения), которые могут способствовать передаче возбудителей инфекции.

Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в ЧС представлены на рис. 3.

Заключение

- Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, вооруженные конфликты способствуют появлению эпидемических очагов, резкому повышению уровня инфекционной заболеваемости среди пострадавшего населения и определяют необходимость изменений существующих организационных форм ликвидации медико-санитарных последствий этих ЧС.

- Организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС базируются на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

- Для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС необходима единая для всей страны организационная система ВСМК, в которой объединены специалисты лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической служб, что обеспечивает успешную профилактику и борьбу с инфекционными болезнями при стихийных бедствиях и других катастрофах.

- Проявление эпидемического процесса, возникновение, формирование и структура эпидемических очагов имеют свои характерные особенности в ЧС.

- Оценка санитарно-эпидемиологической обстановки в зонах ЧС проводится на основе результатов санитарно-эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологического наблюдения, определения уровня и структуры инфекционной заболеваемости, расчета и прогнозирования санитарных потерь, эпидемиологических и лабораторных исследований, оценки санитарно-гигиенического состояния территории и условий жизнедеятельности разных групп пострадавшего населения.

- В структуре противоэпидемических мероприятий важная роль принадлежит первичным противоэпидемическим мероприятиям. Выполнить их с должным качеством и эффективностью способны только специализированные формирования санитарно-эпидемиологической службы (СЭО, СЭБ, ГЭР, СПЭБ), которые необходимо в кратчайшие сроки направлять для работы в зоны ЧС.

Раннее оповещение об эпидемиях является важным компонентом в системе мер по обеспечению готовности к. локализации и ликвидации эпидемических очагов, рациональному использованию имеющихся сил и средств санитарно-эпидемиологической службы

Старший преподаватель  кафедры Э и ВМ

П.В. Челухоев


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62630. Автоматическое регулирование угловой скорости коленчатых валов дизелей 1.19 MB
  Регулирующее воздействие: Чтобы поддерживать число оборотов дизеля постоянным нужно с возрастанием нагрузки увеличить подачу топлива а с уменьшением нагрузки соответственно уменьшить подачу топлива. Это выполняет Регулятор числа оборотов.
62631. Банки и банковская система. Банковский кредит 38.53 KB
  Одним из важнейших элементов рыночной экономики является финансовый рынок, т.е. рынок. где в роли товаров выступают деньги, обслуживающие экономику. Финансовый рынок состоит из двух частей: рынок ценных бумаг и рынок банковских ссуд.
62632. Мочевыделительная система. Почки - органы выделения 14.71 KB
  Задачи урока: Образовательные: Обобщить знания об органах выделения организма Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы Изучить особенности строение почки в связи с выполняемыми функциями.
62633. Урок биологии. Типология уроков 30.54 KB
  К числу дидактических требований как и методических относятся: четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков; определение оптимального содержания урока...
62634. Что такое погода? 33.52 KB
  Цель: дать общее представление о погоде какая она бывает. Прогнозируемые результаты: Второклассники узнают из чего складывается погода; научаться обозначать явления природы условными знаками; смогут задуматься над тем для чего нужны прогнозы погоды.