2230

Египетский урок французского абсурда, или Опасные капризы из Гизы

Эссе

Культурология и искусствоведение

Является ли французский драматург-абсурдист Эжен Ионеско, совершенно бессмысленный и беспощадный на первый (неопытный) взгляд, программным автором для тех, кто к ярым театралам и добросовестным филологам себя не причисляет.

Русский

2013-01-06

13.95 KB

1 чел.

Египетский урок французского абсурда, или Опасные капризы из Гизы.

Является ли французский драматург-абсурдист Эжен Ионеско, совершенно бессмысленный и беспощадный на первый (неопытный) взгляд, программным автором для тех, кто к ярым театралам и добросовестным филологам себя не причисляет? Автор подозревает, что вряд ли является… Засим – перед началом спектакля «Урок» Театральной группы «Тавасоль» (Египет, Гиза) автор беспокойно ёрзал в кресле, глядя на белое полотно экрана для субтитров перевода: вот сейчас оттуда пулемётной очередью «застрочат» по зрителю умопомрачительные (в самом прямом смысле) диалоги Ионеско. «Застрочат» со сцены по-арабски, одновременно – с экрана по-русски, плюс – безумие сюжета, его молниеносность (и в то же время – невероятная статичность: Учитель-Ученица-Служанка и разговоры, разговоры, разговоры – без палитры психологии человеческих отношений). Вот уж истинно сюрприз – что же будет с ялтинским зрителем? Хватит ли ему чуткости, доброй «сумасшедшинки» и навыков скорочтения, чтобы пережить египетский урок французского абсурда?..

Оказалось, что ялтинский театральный фестиваль уже пятый год воспитывает своего зрителя не зря: хватило нашей публике не только чуткости и «сумасшедшинки», чтобы с юмором принять «трогательную» историю о том, как неуравновешенный учитель убил взбалмошную ученицу, но и готовности знакомиться с экзотической для нас арабской театральной культурой.

Кстати, именно благодаря арабской культуре  мы увидели «Урок» совершенно целомудренный, без традиционных привязок постановщиков к ремарке Ионеско о «время от времени вспыхивающем похотливом взгляде» Учителя, без беленьких гольфиков и коротеньких юбочек нимфеток-учениц – ходе визуально беспроигрышном, но несколько пошловатом… Главная героиня здесь вообще не воспринимается девчонкой. Скорее – молодая арабская женщина, родители которой настолько продвинуты и богаты, что рискуют, несмотря на мусульманские обычаи, дать ей высшее образование… И здесь постановка «Тавасоли» сразу уводит нас от набивших оскомину для «стандартных» европейских «Уроков» «набоковских» ассоциаций. И, кстати, «убирает» львиную долю абсурда из кажущихся нам абсурдными ответов Ученицы: мы просто не знаем, чему и как до прихода к Учителю обучали эту арабскую девушку и, может, это абсолютно нормально – не уметь вычесть из двойки единицу, но при этом помнить все существующие варианты умножения всех существующих чисел… Мы многое принимаем на веру в арабской постановке Ионеско. И в этом – совершенно новый, неизведанный еще (даже театралами), уровень абсурда. А значит – нетленное творение французского драматурга совершенно точно получает новую трактовку – и тут уж и записной театрал не может не порадоваться за вклад египтян в жизнедеятельность классической драматургии абсурда.

Завершим, вернувшись к ялтинскому зрителю, за которого так переживал автор перед спектаклем – поймёт или нет…Барышня «средне-старшего» школьного возраста в фойе по окончании действа делится по телефону впечатлениями: «Ну, тут спектакль был про то, как ученица богатая решила поприкалываться над учителем и специально отвечала ему полный бред. Потом ей прикалываться надоело и она начала капризничать, что у нее всё болит и чтобы он отстал. А он завёлся уже и её убил»… А мы тут: «Абсурд! Абсурд! Могут не понять!»… А оказывается и не абсурд вовсе – практически социальная школьная драма! Ялтинская зрительница сделала сенсационное открытие!   

Анна Хорошко


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55172. Введення і форматування тексту в редакторі Word 553.5 KB
  Якщо даний формат і орієнтація паперу користувача не влаштовують можна їх змінити. Щоб змінити встановлені розміри полів на потрібні можна скористатися лінійкою та бігунками розміщеними на ній.
55173. Документи з кадрово-контрактних питань 32 KB
  Трудова книжка. Трудова угода. Що підтверджує трудова книжка Які відомості вносяться до цього документа. Що таке трудова угода Між ким вона укладається.
55174. Об’єднання текстів, введення колонтитулів, розміщення тексту на сторінках 906.5 KB
  Короткі теоретичні відомості Створені документи зберігаються у файлах і відповідних папках. Через деякий час може виникнути потреба у роботі над вже готовим документом. Щоб відкрити потрібний документ необхідно виконати такі дії:...
55175. Довідково-інформаційні документи 32 KB
  Пресреліз. Що таке пресреліз Які є види пресрелізів 3. Назвіть основні реквізити пресрелізів. Які існують вимоги до написання пресрелізів 5.
55176. Приватизация и структурная перестройка в переходной экономике 24.9 KB
  Переход к рыночной экономике – это как бы двусторонний процесс. С одной стороны, прежде всего необходимо сформировать собственно «рынок», систему рыночных связей: обеспечить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурентные отношения...
55177. СТРУКТУРА ЦИКЛ 108 KB
  В каждом варианте задания необходимо определить требуемые входные и выходные данные , для вычисления предложенных функций составить схемы алгоритмов и программы решения задач. Предусмотреть печать всех входных и выходных данных.
55178. Створення документу зі складним обрамленням за допомогою редактора Word 82.5 KB
  Мета: Формувати уміння і навички обрамлення окремих частин таблиці виділення заголовків обєднання чарунок таблиці. Постановка загальної проблеми: Як при допомозі текстового редактора Word створювати таблиці із складним обрамленням І.
55180. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 128.93 KB
  Цена и ценовая политика в комплексе маркетинга туристского предприятия. Методы ценообразования. Виды скидок в туризме. Ценовые стратегии туристского предприятия.