22380

СТАБИЛИЗАТОРЫ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ НАПРЯЖЕНИЯ

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Общие сведения Стабилизатором напряжения СН называется устройство поддерживающее с требуемой точностью напряжение на нагрузке при изменении дестабилизирующих факторов в определенных пределах. Это различие зависит от места включения СН: между источником напряжения и выпрямителем переменного тока; между выпрямителем и нагрузкой постоянного тока. Компенсационные СН КСН это системы автоматического регулирования выходного напряжения в которых используются также стабилитроны варисторы и т.

Русский

2013-08-04

132 KB

7 чел.

ЛЕКЦИЯ 17

СТАБИЛИЗАТОРЫ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ НАПРЯЖЕНИЯ

17.1. Общие сведения

    Стабилизатором напряжения (СН) называется устройство, поддерживающее с требуемой точностью напряжение на нагрузке при изменении дестабилизирующих факторов в определенных пределах.

    Различают СН переменного и постоянного тока. Это различие зависит от места включения СН: между источником напряжения и выпрямителем - переменного тока; между  выпрямителем и нагрузкой - постоянного тока.

    Существуют СН параметрические и компенсационные. Параметрические СН (ПСН) - в них используются элементы с нелинейной зависимостью – нелинейной ВАХ (стабилитроны, транзисторы, лампы и т.д.).

    Компенсационные СН (КСН) - это системы автоматического регулирования выходного напряжения, в которых используются также стабилитроны, варисторы и т.д. (варистор - полупроводниковый резистор с нелинейной ВАХ ).

    Преобразователи напряжения (ПН) - преобразователи постоянного тока одного напряжения в постоянный ток другого напряжения.

17.3. Основные параметры стабилизаторов

    1. Коэффициент стабилизации - это отношение относительного изменения напряжения на входе к относительному изменению напряжения на выходе:

    Кст =  Uвх /Uвх :  Uвых /Uвых.

    2. Выходное сопротивление:

    Rвых =   Uвых /  Iвых при Uвх  = const.    Должно быть как можно меньше.

    3. КПД:     η = Рвых / Pвх.

17.4. Структурные схемы компенсационных стабилизаторов

    КСН - это система автоматического регулирования, состоящая из:

Р - регулирующего элемента,

УС - устройства сравнения и усиления,

ИОН - источника опорного напряжения.

 Схемы КСН могут быть двух видов: последовательного (рис.17.1) и параллельного (рис.17.2).

Если Uвых   , то разность (Uвых –Uион)

изменится; после усиления воздействует на регулирующий элемент, изменяя (в данном случае увеличивая) его сопротивление и Uвх перераспределяется между Р и  Rн, уменьшаясь в Rн. Обычно этот применяют, но критичен  КЗ на Rн, т.к. тогда  Uвх приложено к Р.

Здесь тоже измеряется и усиливается разность (Uвых –Uкон), которая воздействует на Р, включенный параллельно нагрузке. Если Uвых , сопротивление Р    и Uвых не изменяется. Имеют невысокий КПД и применяются редко.

17.5. Схемы компенсационных  СН

17.5.1. Простейшая схема КСН (рис. 17.3)

 

ИОН - VD1.

УС и Р - VT1.                                                      Усилительного элемента нет.

В нормальном режиме VT1 не полностью открыт и Uвых = Uст. Это схема эмиттерного повторителя. Если Uвых, а Uбэ + Uн = Uст, то Uбэ  , т.к. U = const и VT1 открывается еще больше, его сопротивление    и Uвых = Uн . Кст = 150...300

17.5.2. КСН с УПТ (рис.17.4)

Более высокий Кст ≈ до 1000.                                                        Р - VT1. R2 - балластное;  R2 - VD1 – стабилизатор параметрический.

ИОН - VD1.  R1 – коллекторное сопротивление усилителя УС и                                                         усиления - VT2.

Пусть Uвых ↑, тогда UБЭ2 ↑ , т.к. Uэ = const = Uоп. VT2 приоткрывается, ток Iк2 ↑, Uk2 ↓ и  VT1  призакрывается, что ведет к восстановлению номинального напряжения на нагрузке.

17.5.3. КСН с ОУ (рис. 17.5)                                                                                                                

УС и усилительный элемент – ОУ. Uвых  , потенциал на инвертирующем входе больше, чем на неинвертирующем. На выходе ОУ возникает отрицательное приращение напряжения   ΔUБ  но UБЭ = - Uвых + UБ, т.е. UБЭ ↓  и ток через VT1↓   , т.е.  Uвых  ↓.

17.6. Преобразователи постоянного напряжения

    Используются главным образом с целью снижения веса и габаритов. Экономичны –η до 90%; fП = 20 кГц, т.е. трансформаторы маленькие и емкости тоже; не создают помех акустических.

    Строятся по структурной схеме, приведенной на рис. 17.6.

На рис.17.7 приведена двухтактная схема преобразователя  постоянного напряжения. Основной элемент - автогенератор (собран на Т1, VT1, VT2. T1 обычно ферритовый с прямоугольной петлей гистерезиса.

R1, R2 - делитель для запуска преобразователя при включении напряжения питания Е.                                                                                                                                               

Е - это преобразуемое напряжение.

Uн - это полученное после преобразования напряжение.

Принцип действия

    После включения напряжения питания на R1, шунтированном С, появляется напряжение ≈ 0,5 В, которое прикладывается к базам транзисторов, отпирая один из них.

    Пусть открылся VT1 и закрылся VT2. VT1 будет открыт до тех пор, пока  магнитный поток не достигнет в Т1 величины насыщения. Уменьшение токов вызывает  появление в обмотках э.д.с. противоположных полярностей (знаки в скобках на схеме). Теперь базовая обмотка WБ2, создает на базе VT2 положительное напряжение, а WБ1  , на базе  VT1 - отрицательное. Это приводит к отпиранию VT2 и запиранию VT1, но это приводит к еще большему увеличению токов и, следовательно,  происходит лавинообразный процесс. В схеме  ПОС с помощью базовых обмоток. В результате процесса  ≈   все напряжение Е приложено к  Wк1  (WК2). Возникшие колебания передаются во вторичную обмотку, далее выпрямляются и фильтруются, поступая затем в Rн.                                                         

ИОН

 УС

 Р

ИОН

 УС

 Р

RH

RH

RБ

UВЫХ

UВЫХ

UВХ

UВХ

Рисунок 17.1 – Схема последовательного КСН

Рисунок 17.2 – Схема параллельного КСН

UBX

VT1

RH

R1

UBЫX

VD1

UЭ

UБ

Рисунок 17.3 – Схема простейшего стабилизатора напряжения

Рисунок 17.4 – Схема стабилизатора напряжения с УПТ

UБ

UЭ

VD1

UBЫX

UBX

VT1

R3

R1

VT2

R2

R2

VD

VT1

DА1

Рисунок 17.65– Схема стабилизатора напряжения с операционным усилителем

UБ

+

UBX

R3

R1

UBЫX

U0

βUВЫХ

+

Источник постоянного напряжения

Автогенератор

Выпрямитель

Фильтр

Нагрузка

Рисунок 17.6 – Структурная схема преобразователя постоянного напряжения

Рисунок 17.7 – Схема двухтактного преобразователя постоянного напряжения

WK2

WK1

WБ1

LФ

CФ

RН

R1

R2

C

VT2

VT1

T1

WБ2

VD1–VD4

Е

UВЫХ

+(-)

+(-)

-(+)

+(-)

+(-)

-(+)

-(+)

-(+)

+


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54571. Нетрадиційні уроки, як особливої форми організації навчально-пізнавальної діяльності 619 KB
  Розглянути можливості нетрадиційних уроків у початковій школі в реалізації цілей навчання. Вказати деякі методичні аспекти їх проведення. З’ясувати актуальність проведення нетрадиційних уроків в початковій школі.
54572. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос 30.7 KB
  Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.
54573. Моя Україна – моя Батьківщина. Незалежність України 52.5 KB
  Незалежність України Виховна година для учнів випускників Мета: формувати громадянську позицію в учнів розуміння особистої причетності до всіх подій які відбуваються в Україні шанобливе ставлення до нетлінних духовних скарбниць народу повагу до національних символів традицій оберегів; виховувати в учнів почуття патріотизму національної свідомості любові до рідного краю. Що таке Україна для кожного з вас учні наводять свої думки асоціації аргументують власне сприйняття України як держави наводять приклади з власного...
54574. Ніхто не має права ображати людину 49 KB
  Наш дзвінок вже дав сигнал Працювати час настав Ось і ти часу не гай Працювати починай Доброго дня діти Сідайте. Діти мене звати Вікторія Ігорівна і урок Я і Україна сьогодні проведу у вас я. Діти згадайте будьласка тему минулого вашого уроку. Молодці діти згадали ми з вами минулу тему.
54576. Німецькомовні країни. Розвиток монологічного мовлення 48 KB
  Über Deutschland, Österreich und die Schweiz haben wir vieles erfahren. Und noch gibt es zwei kleine Staaten, wo man deutsch spricht. Hört kleine Information über diese Staaten zu!
54577. ПРОГРАМА ДИСТАНЦІЙНОГО НАВЧАННЯ З НІМЕЦЬКОЇ МОВИ 96.5 KB
  Звісно відпочинок це також необхідна сторона нашого життя але головне завдання вчителя – це компетентний учень і робота в режимі дистанційного навчання є чудовим інструментом для його виховання. Робота з текстом: Виписати та вивчити нові слова; Прочитати текст; Перекласти усно; Дати письмові відповіді на питання до тексту та переслати їх на електронну адресу вчителя. Робота з текстом: Виписати та вивчити нові слова; Прочитати текст; Перекласти усно; Виконати тестове завдання до тексту та переслати отримані відповіді на...
54578. Значення нітрогену та його сполук в природі та господарській діяльності людини 57.5 KB
  Сьогодні ми проведемо узагальнюючий урок з теми Підгрупа нітрогену. Щоб виконати завдання редакції необхідно заповнити таблицю Позитивна та негативна роль нітрогену та його сполук. Роль нітрогену та його сполук Позитивна Негативна ІІІ.
54579. НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНА КАРТКА (ПЛАН) ЗАНЯТТЯ 174 KB
  Мета завдання: Навчальна: з’ясувати соціальноекономічну сутність заробітної плати; визначити сфери державного регулювання оплати праці в умовах ринкових відносин; проаналізувати особливості організацій оплати праці на підприємстві; з’ясувати що лежить в основі побудови системи оплати праці на підприємстві в сучасних умовах; виявити переваги та недоліки різних систем...