22404

Основные понятия и методология проектирования слож

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

План Понятия инженерного проектирования; 2. Цели проектирования; 3. Объекты проектирования; Процессы проектирования.

Русский

2013-08-04

171.5 KB

0 чел.

Лекция №1

Тема: Основные понятия и методология проектирования сложных объектов и систем.

План

  1.  Понятия инженерного проектирования;

2.  Цели проектирования;

3.  Объекты проектирования;

  1.  Процессы проектирования.

1. Понятие инженерного проектирования

Проектирование технического объекта - создание, преобразование и представление в принятой форме образа этого еще не существующего объекта. Образ объекта или его составных частей может создаваться в воображении человека в результате творческого процесса или генерироваться в соответствии с некоторыми алгоритмами в процессе взаимодействия человека и ЭВМ. В любом случае инженерное проектирование начинается при наличии выраженной потребности общества в некоторых технических объектах, которыми могут быть объекты строительства, промышленные изделия или процессы. Проектирование включает в себя разработку технического предложения и (или) технического задания (ТЗ), отражающих эти потребности, и реализацию ТЗ в виде проектной документации.

Обычно ТЗ представляют в виде некоторых документов, и оно является исходным (первичным) описанием объекта. Результатом проектирования, как правило, служит полный комплект документации, содержащий достаточные сведения для изготовления объекта в заданных условиях. Эта документация и есть проект, точнее, окончательное описание объекта. Более коротко, проектирование - процесс, заключающийся в получении и преобразовании исходного описания объекта в окончательное описание на основе выполнения комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера.

Преобразование исходного описания в окончательное порождает ряд промежуточных описаний, подводящих итоги решения некоторых задач и используемых при обсуждении и принятии проектных решений для окончания или продолжения проектирования.

Проектирование, при котором все проектные решения или их часть получают путем взаимодействия человека и ЭВМ, называют автоматизированным, в отличие от ручного (без использования ЭВМ) или автоматического (без участия человека на промежуточных этапах). Система, реализующая автоматизированное проектирование, представляет собой систему автоматизированного проектирования САПР (в англоязычном написании CAD System -Computer Aided Design System).

Автоматическое проектирование возможно лишь в отдельных частных случаях для сравнительно несложных объектов. Превалирующим в на-стоящее время является автоматизированное проектирование.

Проектирование сложных объектов основано на применении идей и принципов, изложенных в ряде теорий и подходов. Наиболее общим подходом является системный подход, идеями которого пронизаны различные методики проектирования сложных систем.

2. Цели проектирования.

Прежде чем автоматизировать проектирование,  надо хорошо разобраться в его сущности.

Для начала полезно осознать, что проектирование представляет собою лишь всесторонне зависимую часть замкнутого цикла обновления, который состоит в последовательной возвратно- поступательной смене этапов:

- формирования новых целей деятельности,   подготовленных объективным развитием событий и обобщением накопленного опыта в конкретных областях материального производства;

- изыскания общих представлений,   идей,   концепций о средствах достижения поставленных целей, замкнутые совокупности которых затем принимаются в качестве первоначального   описания   объектов   проектирования;

- организации проектирования для создания   проекта - окончательного  и   исчерпывающего  обоснования и описания потенциально реализуемых и жизнеспособных средств достижения поставленных целей;

— производства и эксплуатации объектов проектирования.

Цикл обновления представляет собою целостный процесс с существенной взаимозависимостью всех его сторон, поэтому его анализ, синтез и управление следовало бы проводить со столь же исчерпывающих позиций. Однако полный охват проблемы настолько сложен, что неизбежна его декомпозиция на перечисленные выше относительно самостоятельные этапы, которые анализируются и синтезируются поочередно, когда решения предшествующего этапа принимаются в качестве исходных данных для последующих решений. При этом принятые решения корректируются, если возникает потребность учета обратных связей взаимных влияний этапов.

Не вдаваясь во все многообразие возникающих здесь положений, мы будем анализировать лишь главную для нашей книги часть цикла обновления, а именно — этапы целеполагания, обоснования и описания объектов проектирования,  формирования   процессов    проектирования.

Цель проектирования, как ожидаемый результат предстоящей деятельности, является инициирующим этапом цикла обновления. Как правило, она имеет относительный, развивающийся характер (от формулировок самого общего плана до более или менее конкретных постановок задач, которые возникают в процессе их многократных уточнений методом последовательных приближений).

Цель характеризуется своим общим качественным описанием и признаками (или критериями) наиболее существенных сторон этого качества: точностью, надежностью, экономичностью, быстродействием и другими признаками ее достижения.

Первоначальная формулировка цели предусматривает в сущности лишь некоторое общее направление предстоящей деятельности. Однозначные результаты, пути и средства их достижения пока не предполагаются. Наоборот, допускается   многовариантное   развитие событий в заданном направлении. Оно и не может быть иным в силу значительной неопределенности, которая объективно возникает на всяком начальном этапе обновления.

Однако любое целеполагание обязано все-таки завершиться определенными результатами. Поэтому после формулирования о б щ е й ц е л и осуществляется переход к построению дерева (иерархического графа целей), когда общая цель разделяется на логически взаимосвязанные о б е с п е ч и в а ю щ и е цели (рис. 1.2). Последние   постепенно,   по   ступеням

иерархии, теряют общность и наращивают конкретность формулировок. Этот процесс декомпозиции общей цели продолжается до той степени конкретизации, когда за формулировками обеспечивающих целей начинают вырисовываться конкретные пути и средства их достижения, а через них — пути и средства достижения общей цели, решения проблемы в целом.

Дело в том, что диалектика взаимоотношений целей и средств их осуществления такова, что цели всегда содержат в себе определенные подсказки о средствах. Общая цель недостаточно конструктивна. Она содержит мало подсказок о средствах своего осуществления. Дерево целей приводит на своих нижних уровнях к достаточно конструктивным целям. Они допускают не только качественное, но и количественное свое описание. Последнее выражается через численные оценки критериев достижения целей, например, в виде заданной надежности функционирования какого-то агрегата сложной системы. Вследствие этого описания целей проектирования на нижних ступенях иерархии становятся настолько конкретными, что их можно принять в качестве исходных данных или начальных описаний объектов проектирования — тактико-технических требований к объектам проектирования, технических заданий на проектирование и т. п.

Так дерево целей становится не только инструментом все более точного описания планируемых результатов, но и исходной базой для формирования облика объектов проектирования.

Целеполагание, его декомпозиция и связная логическая увязка всех его компонентов — сложный творческий процесс. Здесь требуется большая работа по обобщению накопленного опыта; выявлению и прогнозу закономерностей развития в определенной сфере материального производства; обоснованию и максимально точному описанию целей обновления; наиболее рациональному отбору, формированию критериев и количественной оценке обеспечивающих целей и т. п.

Для успешного решения этих задач требуется оперативно обрабатывать большие объемы информации, эффективно применять методы формализации и математического моделирования на всех стадиях целеполагания. Все это, естественно, требует применения соответствующих средств автоматизации. Автоматизация способствует более глубокой проработке и сокращению сроков процесса постановок целей.

Проиллюстрируем эти общие положения на примере создания глобальной системы спасения терпящих бедствие на суше и на море.

Общая цель — спасение терпящих бедствие — сформировалась по мере того, как выяснились принципиальные технические возможности ее достижения. В ней самой уже содержалась подсказка о путях ее достижения — на основе космической техники. После этого появилась более конкретная возможность анализа проблемы, которая привела к разделению общей цели на несколько более конкретных обеспечивающих целей, а именно — постановкам проблем о разработке системы спутников наблюдения; о создании средств их выведения на орбиты; оснащении терпящих бедствие аппаратурой оповещения и т. д. Каждая из этих целей далее проходила свою ступень дробления с количественными •описаниями целевых заданий о количестве спутников, параметрах их орбит, характеристиках радиолокационных систем, условиях выведения спутников на орбиты и т. п. Все эти параметры и объекты брались в качестве исходных данных для проектирования, а затем и создания целостной системы спасения, которая в настоящее время успешно функционирует.

3. Объекты проектирования

Объекты проектирования — это будущие средства достижения целей: конструкции, процессы, системы. В ходе проектирования они существуют лишь в нашем воображении, предварительных описаниях, моделях. При этом наши представления о них последовательно уточняются в процессе проектирования от первоначального (в основном качественного описания) до окончательного документа — проекта.

Если, например, цель — решение жилищной проблемы для ста семей, то средством ее достижения можно считать строительство стоквартирного дома. Последний становится, таким образом, объектом проектирования.. Определение объекта проектирования как стоквартирного дома достаточно лишь для начала работ по его строительству. Далее потребуется более подробное и точное его обоснование и описание: число этажей, планировка квартир, тепло- и водоснабжение и т. п. На эти и подобные вопросы будут даваться ответы на последующих этапах проектирования дома. Окончательное и полное представление о нем даст завершенный проект.

Как видим, содержание понятия — объект проектирования—существенно связано с целями и процессом проектирования. Оно развивается по этапам этого процесса и должно последовательно отвечать целевым установкам рассмотренной выше иерархии целей. Тем самым осуществляется единство цели, объекта и процесса проектирования, взятых в их развитии от начальной постановки проблемы до завершения проектных работ. Процесс проектирования в этой триаде может рассматриваться как алгоритм последовательного уточнения обоснований и облика объекта проектирования под заданную иерархию задач, вытекающих из целевых заданий.

Для реализации такого целенаправленного процесса вокруг «воображаемого» объекта проектирования необходимы достаточно глубокие степени его формализации и моделирования. Без этого невозможно более или менее точное описание объекта проектирования, а также определение мер по его совершенствованию в процессе проектирования.

Формализация описания и моделирование объекта проектирования достигаются в основном за счет его структуризации и математического описания элементов получающихся структур. На развитых этапах проектирования к этим моделям могут добавляться макеты, имитаторы, опытные экземпляры объекта, дающие экспериментальные сведения о его свойствах.

Различают три основных вида формального описания объектов проектирования: функциональное, морфологическое и информационное.

Функциональное описание дает характеристику назначения объекта проектирования через его эксплуатационные функции: принципы действия, свойства и способности, обеспечивающие выполнение целевых заданий.

Функциональные характеристики должны соответствовать целям проектирования, поэтому они формируются, в основном, следуя логике иерархии целей, т. е. от весьма общих функций до более частных. Происходит декомпозиция общих эксплуатационных свойств объекта проектирования на иерархическую систему частных обеспечивающих функций.

Например, если цель — создание нового летательного аппарата, то главной его функцией будет — летать. Эту функцию можно реализовать, если объект проектирования будет способен развивать такие обеспечивающие функции, как подъемную силу для преодоления силы тяжести, тяговые усилия для преодоления сопротивления движению со стороны атмосферы, управление силами и моментами сил в полете для осуществления маневров и т. п.

Для выполнения этих функций летательный аппарат должен располагать соответствующими устройствами: крыльями для создания подъемной силы; силовыми установками для создания тяговых усилий; рулями для создания управляющих сил и моментов и т. д.

Таким образом, за функциональным описанием естественным образом возникает потребность в структурировании объекта проектирования — разделении его на такие части, которые    предназначены   для    выполнения обеспечивающих функций. Ясно, что такое структурирование происходит по иерархическому принципу, следуя логике иерархии целей и декомпозиции обобщенных функций объекта проектирования на обеспечивающие. Результат структурирования может также изображаться в виде графа — разомкнутой сети, дающей строгую логическую увязку взаимодействия всех основных частей объекта проектирования.

В результате структурирования объект проектирования становится сложной системой, т. с. целостным единством взаимосвязанных частей — подсистем, агрегатов, узлов, конструктивных элементов. Каждая часть системы имеет собственное целевое и функциональное назначение, принцип действия, конструктивное устройство и вместе с тем через согласованную систему целей и обеспечивающих функций участвует в образовании единого целого — создаваемого объекта проектирования.

Описание устройства объектов, их структур, геометрий    и    т. п.    называют    их   морфологическим описанием.   Как видно, функциональное и морфологическое описания тесно связаны между собой.

В общем случае морфологическое описание сводится к совокупностям вида

S={2, R, С}, (1.1)

где 2— множество элементов, R — множество связей, С — множество структур системы, разложенных по ступеням иерархии. При этом каждую ступень иерархий полезно представлять в виде разомкнутой сети, составленной из элементов нижестоящего уровня.

Функциональное описание объекта проектирования слагается из взаимосвязанных функциональных описаний составляющих его элементов, от самых простых, неразложимых и до самых сложных — подсистем и системы в целом.

Функциональное описание произвольного элемента структуры дает проектировщику сведения:

- об  основных  эксплуатационных  функциях    элемента, которые называются его    выходными    характеристиками или фазовыми координатами;

  - о зависимостях, связывающих выходные характеристики с определяющими их факторами: проектными или  управляющими   параметрами   элемента,   воздействиями от   взаимодействующих    элементов структуры, влияниями внешней среды;

   - о критериях оценки функциональных качеств элемента, которые в общем должны соответствовать критериям  качества соответствующих    целей    проектирования;

 - о ресурсных и иных ограничениях   на организацию функционирования элемента.

Обобщенная математическая модель функционального описания произвольного элемента структуры, как и всей структуры в целом, может быть представлена в виде соотношения

y=F(t, s, X, U, V)   (1,2)

Здесь У— выходная характеристика элемента, в общем случае — вектор-функция;

 X — вектор-функция режимных параметров и воздействий на элемент от взаимодействующих элементов;

 U — вектор-функция проектных или управляющих параметров элемента;

У — вектор-функция воздействий среды с их регулярными и случайными возмущающими составляющими;

 F — вектор-функция преобразования определяющих векторов в выходные характеристики элемента.

В общем случае функции У, X, U, V зависят от времени t и пространственной координаты s=(x, у, z).

Состав компонентов вектора X зависит от способа задания режима функционирования рассматриваемого элемента и от того, какие элементы оказывают на него влияние. При этом в качестве компонентов X для рассматриваемого элемента могут выступать все или часть компонентов выходных характеристик У взаимодействующих с ним других элементов структуры. Вектор U содержит совокупность параметров и характеристик,, которые проектировщик обосновывает, назначает, исходя из целей проектирования с учетом соответствующих ограничений. Вектор V определяется свойствами среды, в которой элемент функционирует. Вектор-функция F представляет собою результат формализации общего представления об элементе, взаимодействия его конструктивных и иных факторов с внешней средой и между собою. Именно в ней находят свое воплощение принцип действия, общая идея схемного или конструктивного воплощения элемента.

Вид и состав всех функций формулы  (1.2)  существенно меняются при переходе от одного элемента структуры к другому. Они существенно зависят также от текущего этапа проектирования, становясь все более точными и исчерпывающими ближе к завершению проекта.

   Анализ моделей (1.2) проводят с учетом критериальных требований к достижению целей, а также разного рода ресурсных и эксплуатационных ограничений. Эти обстоятельства записывают в виде соотношений

у, Xe=Qx,

F<=Qf. (1.3)

   Здесь Q обозначает область допустимых состояний соответствующих функций и параметров.

   Качество функционирования объекта или его элементов оценивают критериями соответствующих целей проектирования, и в связи с этим стремятся к тому, чтобы они обладали необходимой точностью, надежностью, экономичностью, быстродействием и другими полезными свойствами функционирования.

    Для оценки количественной меры этих качеств вводят так называемые векторные функционалы качества элсмеитоо вида

1=К(У,  Р). (1.4)

  Здесь К — заданная вектор-функция аргументов У, F.

  Функционал качества позволяет вычислить численную меру точности, надежности, экономичности, быстродействия и других свойств элемента в зависимости от его выходных, а следовательно, и определяющих характеристик и факторов. При помощи функционала качества можно оценивать степень совершенства принимаемых проектных решений, соответствия их критериям целей.

  Численные значения критериев совершенства объекта проектирования и его частей должны соответствовать численным характеристикам критериев качества целей либо превосходить их. В связи с этим необходимо выполнение условий

Ie=Qi. (1.5)

   Здесь Qi — область допустимых значений I.

  Поскольку в общем случае модели функционирования (1.2) допускают неединственные способы достижения поставленных целей, возникает возможность для постановки и решения задачи построения оптимальных объектов проектирования, которые обладают наилучшими в том или ином смысле свойствами при выполнении основных целевых   заданий,  и   ограничений (1.З.).

   Как правило, эта задача сводится к отысканию зависимостей U, F, доставляющих экстремум функционалу качества или отдельным его компонентам при соблюдении всех ограничений проблемы.

  Для решения таких оптимизационных задач в настоящее время разработано достаточно много эффективных теорий и алгоритмов.

   Задачи функционального и морфологического описаний объектов проектирования связаны с использованием и переработкой значительных потоков информации. В связи с этим необходима и информационная характеристика (информационное описание) проектирования.

    Под информацией об объекте проектирования понимают всевозможные сведения, сообщения, документы, сигналы, подлежащие приему, обработке, хранению и передаче в интересах целостного описания его устройства и функционирования. При этом понимается, что сведения — в общем смысле это все, чем могут быть дополнены наши знания и предположения об объекте проектирования; сообщения — упорядоченные наборы символов, служащие для выражения информации; документы — материальные носители сообщений в виде схем, эскизов, чертежей, описаний, справок; сигналы — физические явления и процессы, служащие для приема, хранения, обработки и передачи информации.

   Информационное описание дает представление о всех видах информации и отношениях между ними. По своей структуре оно следует описанным, выше иерархиям формирования целей, функций и структур объектов проектирования. Так же, как эти иерархии, информационное описание является сложной, развивающейся по стадиям проектирования системой, которая формируется во взаимодействии с созданием и развитием морфологического и функционального описаний. Наиболее полное выражение информационное описание находит в завершенном проекте.

    Современные объекты проектирования отличаются большой сложностью устройства и многообразием функциональных проявлений, поэтому эффективные их описания, да еще в динамике потребного их развития по стадиям проектирования, требуют применения соответствующих средств автоматизации.

4. Процессы проектирования

     Как уже отмечалось, проектирование — это процесс исчерпывающего обоснования и описания объектов, предназначенных для выполнения определенных целевых заданий.

    В общем случае проектирование можно подразделять на следующую последовательность относительно самостоятельных его стадий:

1. Постановка проблемы    и    формирование   общей цели проектирования. Это — творческий акт, логически вытекающий из хода и прогноза развития событий    в определенной сфере деятельности. Он требует от постановщиков проблемы глубокой эрудиции и всестороннего понимания перспективных потребностей обновления.

2. Изыскание общей концепции о средствах достижения цели; выявление основных функций и принципов действия средств как объектов проектирования, обеспечивающих достижение    планируемых    результатов.    В основном это—творческая работа, связанная с интеллектуальным анализом проблемы проектирования, изучением предшествующего опыта решения подобных вопросов, проигрыванием возможных ситуаций    на    обобщенных      моделях — математических,      имитационных и т. п.

3. Иерархическая декомпозиция общей цели, функций и принципов построения объектов    до той степени конкретизации,   когда  вырисовываются  технологически реализуемые конструктивные решения элементов декомпозиции с количественными оценками критериев их качества. На этой стадии проектирования,    кроме   общих представлений и эрудиции, требуются глубокая профессиональная подготовка проектировщиков    в соответствующей предметной области, знание технических и технологических  возможностей  реализации    выдвигаемых идей, умение количественно оценивать достижимые уровни качественных показателей проектируемых объектов.

4. Разработка технических заданий на проектирование объектов и составляющих их частей. Здесь формулируются директивные предложения    о    назначении и функциях, эффективности и технико-экономических показателях, тактико-технических и иных требованиях   к объектам проектирования.

5. Разработка технических  предложений  на  разработку объектов под сформулированные технические задания. Технические предложения предусматривают выбор тех или иных вариантов удовлетворения    технических заданий на принципиальном уровне с учетом максимально возможных объемов    информации,    имеющей отношение к прорабатываемым вопросам: изобретений, патентов, прототипов и т. д.

6. Эскизное проектирование объектов. На этой стадии проектирования осуществляется основная    работа по  окончательному  теоретическому  и экспериментальному на уровне моделей обоснованию и описанию устройства и работы объектов проектирования с высокой степенью достоверности прогноза    их    эксплуатационных качеств.

7. Разработка технического    проекта.    Здесь    идеи эскизного проектирования доводятся до уровня    конструкторских  документов,    содержащих   окончательные технические решения по объекту проектирования и всем его составляющим частям.

8. Разработка рабочей документации для изготовления опытных или действующих образцов.

9. Коррекция   проектных   решений   и   документации по результатам испытания опытных образцов объектов.

   Отметим, что проектные работы каждой последующей стадии опираются на результаты предшествующей. На любом стыке стадий, возможно, их взаимодействие по принципу обратных связей, если очередные результаты признаются неудовлетворительными. В этом случае происходит корректировка ранее принятых целей, функций, правил, декомпозиции, критериев качества и других характеристик объектов проектирования. В связи с этим некоторые из описанных стадий могут объединяться в единую совокупность действий проектировщика.

    Анализ содержания работ стадий проектирования показывает, что между ними имеются существенные черты общности. Вследствие этого, они допускают значительные степени типизации своего описания. Так, на каждой стадии формулируются определенные совокупности проектных задач, решение которых приводит к достижению соответствующих целей проектирования.

    При решении этих задач естественным образом выделяются проектные операции — достаточно законченные последовательности действий, завершающиеся определенными промежуточными результатами. Последовательности проектных операций, приводящие к решению проектных задач, называют проектными процедурами.

   Каждая стадия проектных работ может быть описана в терминах проектных процедур и операций с учетом их логических связей. Весь процесс проектирования после этого становится логически увязанной системой стадий, процедур и операций. Эту систему можно назвать обобщенным алгоритмом проектирования.

   Отметим, что в общем случае проектная процедура содержит следующую достаточно типичную последовательность проектных операций: общую характеристику и формализацию целей проектной задачи; анализ исходных данных; выработку предварительных предложений о средствах достижения целей как объектов проектирования; моделирование выбранных классов или типов объектов проектирования, в частности в виде классов соотношений (1.2), ограничений (1.3), (1.5) и функционалов качества (1.4); выработку вариантов проектных решений на основе анализа моделей; принятие предварительно оптимальных проектных решений; испытание и структурное согласование предварительных проектных решений; принятие окончательных проектных решений; документирование итоговых результатов проектной процедуры как законченного фрагмента проекта.

  Среди операций типовой проектной процедуры особое место занимают операции выработки и принятия проектных решений.

  Проектными решениями будем называть выбор схем, конструкций, управлений и других характеристик объектов проектирования, однозначно определяющих их устройство и функционирование под заданные   цели.   Проектные   решения   называются  оптим а л ь н ы м и,   если они обеспечивают наивыгоднейшие в каком-то смысле свойства объектов проектирования.

В случае объектов, моделируемых соотношениями (1.2), (1.3), (1.4), (1.5), проектные решения, как уже отмечалось, сводятся к отысканию функций U, F, связанных между собою соотношением (1.2) и удовлетворяющих ограничениям (1.3), (1.4), (1.5). Оптимальные проектные решения в этом случае отыскиваются из условия экстремума (минимума или максимума) одного или нескольких компонентов   векторов   качества /.

   Отметим, что проектным решением можно называть также итоговое документальное оформление проектной процедуры, поскольку именно здесь находят свое окончательное и полное выражение результаты деятельности проектировщика при решении конкретной проектной задачи.

   Важно подчеркнуть, что на практике для исчерпывающего и вместе с тем экономного описания алгоритма проектирования естественным образом возникает соответствующий проблемноориентированный язык со своей терминологией и символикой. Этот язык становится одним из важнейших атрибутов процесса проектирования.

   Сложность алгоритма проектирования и всех его составляющих элементов, с одной стороны, и наличие современных технических средств обработки информации, с другой, предопределяют целесообразность и возможность автоматизированного, т. е. человеко-машинного решения задач проектирования.

   Потребности и возможности автоматизации находятся в хорошем согласии, например, в таких трудоемких фрагментах проектирования, как хранение и обращение к обширным объемам исходных данных; формализация и математическое моделирование объектов; реализация алгоритмов поиска проектных решений; организация процессов корректировки исходных данных и принятых решений по результатам испытаний; документирование, в том числе графическое, промежуточных и итоговых результатов.' Далеко не все операции и процедуры проектирования можно и нужно автоматизировать. Без проектировщика не обойтись, например, при целеполагании, постановке проектных задач, определении концепций о средствах достижения целей, принятии окончательных решений на стыках    проектных процедур и стадий,  а также проектировании в целом.

Гармоническое сочетание возможностей средств автоматизации проектирования и интеллектуального потенциала проектировщика осуществляется в современных САПР.

   При этом автоматизированные системы проектирования должны предоставлять проектировщику возможности использования баз развивающихся знаний в той или иной области проектирования: формализованных описаний объектов проектирования в виде их матема- тических моделей; эффективных алгоритмов оценки точности и прогноза состояния моделей; реализации разветвленных алгоритмов генерации вариантов и поиска оптимальных проектных решений; информационного обеспечения процессов моделирования и принятия решений; машинного документирования основных этапов проектирования; эффективного диалога проектировщика с системой на основе применения проблемно-ориентированных языков проектирования.

    Системы автоматизированного проектирования в свою очередь предъявляют свои требования к проектировщикам. Последние должны проводить большую подготовительную работу в своей предметной области проектирования: па всех стадиях обобщенного алгоритма проектирования максимально типизировать и унифицировать проектные операции и процедуры; вырабатывать точные и экономичные языковые средства диалогового проектирования; определять необходимые и достаточные объемы баз знаний и их наиболее рациональные структуры; отрабатывать формы документирования, допускающие эффективную машинную реализацию. Таким образом, в организации автоматизированного проектирования САПР должна максимально удовлетворять запросы проектировщика; проектировщик обязан в полной мере учитывать специфику и реальные возможности системы.

Литература:

  1.  Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования.  М., Издательство МГТУ им. Баумана, 2002 – 334с.
  2.  Берхеев М.М.  Основы систем автоматизированного проектирования

Издательство Казанского университета, 1988-253с

  1.  Ли Кунву  Основы САПР (CAD/CAM/CAE).  СПб, Питер, 2004-559с.
  2.  Грувер М., Зиммерс Э., САПР и автоматизация производства. М., Мир, 1987-525с.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58859. Створення коміксу засобами Paint 1.73 MB
  Уолт Дісней великий кінематографіст фундатор цілого художнього напряму в анімації Уолт Дісней народився не в Чікаго як було прийнято вважати довгі роки а в Іспанії у селищі Мохакар в Андалусії.
58860. Твоя країна – Україна. Символи держави 50.5 KB
  Ознайомити з найвідомішими містами найбільшими річками та озерами України. Розширити та уточнити знання учнів про державні символи України. Обладнання: Карта України костюми комп’ютер виставка книг. Наш урок присвячений Україні її символам найвідомішим містам та найбільшим річкам України.
58861. Координатна пряма, цілі і раціональні числа 167.5 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати відомості учнів про види чисел; перевірити вміння визначати координати вказаних точок та будувати на координатній прямій точки за вказаними координатами; знаходити значення виразів що містять числа під знаком модуля...
58862. У країні міфів 115.5 KB
  Міфологія – це зібрання переказів про богів та героїв Грецький народ, поділений на багато племен, по- різному оповідав про свої божества. У кожному місті, селі чи общині були різні версії походження світу, народження богів.
58863. Краса мирного життя 676 KB
  Учитель: Доброго дня любі друзі та шановні гості Ми раді вітати вас на черговому засіданні лабораторії Творчість тема якого Краса мирного життя. Отже сьогодні ми з вами будемо говорити про найяскравіші моменти мирного життя.
58864. Творча лабораторія 167.5 KB
  Усі ми в дитинстві читали багато цікавих казок про добрих фей та могутніх чаклунів які творили незвичні чудеса але в житті як відомо ні фей ні чаклунів не існує.
58865. Вправи на закріплення вивчених таблиць множення і ділення. Розв’язування задачі на кратне порівняння двох часток за поданим планом 36.5 KB
  Виконуючи математичні завдання ви познайомитесь із рослинними символами України з яких ми сплетемо вінок. До кінця уроку ми виплетемо вінок який покладемо у наш класний куточок символів України.
58866. То був страшний навмисний голод 41 KB
  Розкрити перед учнями одну з найстрашніших сторінок українського народу великий голодомор 1933 року; вчити учнів самостійно висловлювати свої думки з приводу прочитаного; виховувати непримиренність до чужої волі над рідним народом.
58867. Їжа. Продукти харчування 154 KB
  How do you do, my dears? Are you in a good mood? Are you ready for the lesson? We have got an interesting and unusual lesson today. It will be a competition to see who is the wisest, the most attentive and the most active.