22431

СУЩНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Агропромышленные предприятия 2. Агропромышленные предприятия Агропромышленные предприятия – это производственнохозяйственные единицы осуществляющие силами своего коллектива производство сельскохозяйственной продукции ее переработку а в ряде случаев и реализацию. В составе агропромышленного предприятия как сельскохозяйственное так и промышленное производство теряют юридическую самостоятельность и становятся новым производственным подразделением нового комбинированного предприятия имеют общий уставной фонд единый...

Русский

2013-08-04

154.5 KB

4 чел.

ЛЕКЦИЯ 7. СУЩНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1. Агропромышленные предприятия

2. Агропромышленные объединения

3. Агропромышленные комбинаты

4. Хозяйственная группа

5. Аграрная финансово-промышленная группа

6. Холдинг

7. Концерн

8. Ассоциация (союз)

9. Унитарное предприятие

1. Агропромышленные предприятия

Агропромышленные предприятия – это производственно-хозяйственные единицы, осуществляющие силами своего коллектива производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, а в ряде случаев и реализацию. В составе агропромышленного предприятия как сельскохозяйственное, так и промышленное производство теряют юридическую самостоятельность и становятся новым производственным подразделением нового комбинированного предприятия, имеют общий уставной фонд, единый производственно-финансовый план, баланс, расчетный счет в банке, единый орган управления. Это, по сути своей, новый тип межотраслевого предприятия, экономической основой которого является отраслевая специализация и концентрация сырьевой базы, тесная территориальная и технологическая связь.

Агропромышленные предприятия могут создаваться как путем слияния самостоятельных перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными, так и путем строительства перерабатывающих предприятия непосредственно в самих хозяйствах. Одной из организационных особенностей агропромышленного предприятия является его территориальная целостность. Это означает, что перерабатывающее предприятие в обязательном порядке должно размещаться на территории хозяйства, с которым оно соединяется.

Критерием для отнесения к этой группе предприятий служит наличие постоянного штата работников в несельскохозяйственном подразделении, а также высокий объем (не менее 25%) переработка продукции, на которой специализируется хозяйство. В группу агропромышленных предприятий не включаются хозяйства, в которых промышленные подразделения являются подсобными и выполняют функции, не связанные с сельскохозяйственным производством (производство товаров народного потребления, изготовление мебели, стройматериалов и др.).

К агропромышленным предприятиям могут относиться хозяйства, располагающие достаточно крупными мощностями по переработке как собственного сырья, так и поставляемого близлежащими хозяйствами или населением. Здесь промышленное производство является ведущим, неразрывно связано с сельскохозяйственным, не дополняет его, а продолжает на одном комбинированном предприятии. С развитием сырьевой базы  появляется потребность в расширении мощностей по хранению и переработке продукции, которые могут создаваться на межхозяйственной основе, т.е. с участием других хозяйств. Ранее в практике такие крупные агропромышленные предприятия называли колхоз-заводами или совхоз-заводами.

Ряд сельскохозяйственных предприятий развивают многопрофильное комбинированное производство, перерабатывают несколько видов продукции, имеют свои торговые площади, осуществляют  внешнеторговую деятельность превращаясь тем самым в своего рода комбинаты.

Руководство как промышленным, так и сельскохозяйственным производством на таких предприятиях осуществляет директор сельхозпредприятия. Взаимоотношения между промышленным и сельскохозяйственным подразделениями строятся на принципах внутрихозяйственного расчета. Сырье на переработку передается по закупочным ценам с учетом его качества, отходы производства - по ценам, сложившимся на аналогичных агропромышленных предприятиях либо рынке.

Общая прибыль формируется независимо от того, в каком подразделении она получена, и используется в соответствии с планом развития всех отраслей.

В республике наиболее распространены агропромышленные предприятия по производству и переработке плодоовощной, мясной продукции. К числу крупнейших агропромышленных предприятий республики относятся совхоз - "Брилево" Гомельского района, совхоз «Любань» Вилейского района. В настоящее время в сельхозпредприятиях республики идет широкий процесс строительства мощностей по переработке не только растениеводческой продукции, но и животноводческой. В ряде случаев такие предприятия создаются и на межхозяйственной основе. Это свидетельствует о том, что агропромышленная интеграция стала объективной реальностью и все шире пробивает себе дорогу, причем не только в виде агропромышленных предприятий но и в виде более сложных организационных форм - агропромышленных объединений.

2. Агропромышленные объединения

Агропромышленные объединения - представляют собой единый производственно-хозяйственный комплекс сельскохозяйственных и промышленных предприятий, деятельность которых осуществляется на основе специализации, концентрации и интеграции производства, переработки, хранения, а в ряде случаев и реализации производимой продукции.

Агропромышленные объединения являются формой организации комбинированного производства и в отличие от агропромышленных предприятий объединяют ряд сельскохозяйственных и промышленных предприятий, являющихся юридически самостоятельными. Тесной увязки в работе они добиваются благодаря технологической, территориальной и организационной интеграции, созданий общих органов управления, производственно-технических планов. Одним да важнейших требований при создании агропромышленных объединений является целостность территории. Практически это означает, что входящие в объединение перерабатывающие предприятия должны находится в компактной сырьевой зоне.

Предприятия и организации, входящие в агропромышленные объединения, связаны между собой технологически, территориально и организационно и формируют тем самым компактную и стабильную сырьевую зону перерабатывающего предприятия. В зависимости от количества выпускаемых видов продукции или полуфабрикатов агропромышленные объединения могут быть специализированные и комплексные. Специализированный характер могут носить агропромышленные объединения, создаваемые на базе сахарных заводов, льнозаводов и т.д. Комплексный характер больше присущ районным агропромышленным объединениям, в которых юридически самостоятельные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия связаны в основном территориально и организационно.

Важной чертой агропромышленных объединений является централизация ряда хозяйственных и производственных функций, а также финансовых ресурсов. Это могут быть функции обеспечения ресурсами, централизованная доставка продукции на переработку и ее хранение, маркетинговая деятельность и сбыт готовой продукции. В этом случае отпадает необходимость иметь аналогичные службы в каждом хозяйстве. Такие объединения располагают большими финансовыми, материально-техническими и трудовыми ресурсами, что позволяет им быстрее внедрять промышленную технологию, углублять разделение труда, полнее использовать мощности по переработке сырья. Централизация управления позволяет подчинить деятельность каждого хозяйства интересам объединения в целом, выработать единую стратегию развития интегрированного производства, сконцентрировать ресурсы на важнейших его  участках. Сосредоточение в объединении части финансовых средств, создание резервных и страховых фондов, позволяет повысить их финансовую устойчивость и достичь определенной стабильности в работе.

Высшим органом управления в объединении является Совет, состоящий из представителей хозяйств-членов объединения и  координирующий их деятельность. Председателем Совета и генеральным директором  объединения, как правило, является руководитель перерабатывающего предприятия.

Высокая эффективность интеграции полнее проявляется в агропромышленных объединениях, в которые входят все звенья технологической цепи “производство-хранение-переработка-реализация”, работающие на общий результат. Отношения между ними строятся на экономических интересах и равных возможностях для воспроизводства и стимулирования труда. Развитие функций фирменной торговли конечными продуктами ведет к превращению агропромышленных объединений в агропромышленноторговые.

Подобные объединения в АПК республики пока не функционируют, но с социально-экономической точки зрения  они представляют одну из оптимальных форм организации производства на основе межотраслевой кооперации и интеграции сельского хозяйства, промышленности и реализации товаров, которая может быть наиболее перспективной в условиях становления рыночных отношений и развития новых форм хозяйствования.

3. Агропромышленные комбинаты

Агропромышленный комбинат (агрокомбинат, совхоз-комбинат) – это принципиально новое интегрированное формирование в системе АПК страны. Он представляет собой производственно-экономический комплекс, основная задача которого- осуществление производства, заготовки и реализации продукции и высококачественных товаров на базе современной техники, интенсивной технологии и на основе высокого уровня рентабельности.

Ранее широко известное предприятие СПК «Прогресс-Вертилишки» Гроднеского района с 1987 г. назывался Агропроизводственный колхоз-комбинат «Прогрессс».

Агрокомбинат создается по решению правительства республики. В его состав входят сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающие предприятия, обслуживающие, сельские строительные, транспортные, специализированные предприятия торговли, научные учреждения (НИИ, КБ, техникумы и др.). В состав агрокомбината могут входить предприятия и организации других ведомств.

Все предприятия, входящие в состав агрокомбината, сохраняют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность.

В функции агрокомбината входят:

  1.  улучшение снабжения населения продуктами питания и другими товарами народного потребления;

повышение эффективности производства, переработки, хранения и реализации продукции, обеспечение полного, безотходного ее использования и сбалансированного развитии всех отраслей и производств;

совершенствование экономического механизма хозяйствования.

Свою деятельность он осуществляет в соответствии с планом экономического и социального развития, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом. Взаимоотношения комбината с предприятиями определяются договором.

Характерным признаком комбината является то, что он выступает не только в качестве новой формы организации агропромышленного производства но и своеобразным органом управления, входящими в его состав организациями.

Высшим органом управления комбината является Совет. Он обеспечивает планирование, финансирование, материально-техническое снабжение всех предприятий как единого производственного организма. Для оперативного решения вопросов деятельности комбината в период между заседаниями создается президиум совета. Для руководства повседневной деятельностью агрокомбината создается обособленный аппарат управления, который возглавляется генеральным директором комбината.

Деятельность агрокомбината планируется и финансируется как единое целое. В пятилетних и годовых планах экономического и социального развития комбинату устанавливаются госзаказ на поставку продукции, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, объемы выделяемых комбинату материально-технических ресурсов, общий фонд (норматив) заработной платы. Все остальные показатели планов рассматриваются и утверждаются советом комбината.

Агрокомбинат, в свою очередь, доводит по установленным показателям задания пятилетних и годовых планов предприятиям, организациям и хозяйствам, входящим в его состав, и нормативы платежей в бюджет. Выполняя функции заготовительной организации, комбинат заключает договоры контрактации с сельхозпредприятиями, входящими в его состав, договоры на закупку у населения излишков сельскохозяйственной продукции и продукции, производимой арендаторами, крестьянскими хозяйствами, семейными фермами, исходя из доведенного до него госзаказа на поставку продукции в общесоюзный и республиканский фонды. Выполнение этих функций комбинат может возлагать на отдельные предприятия и организации (мясокомбинат, молокозавод, сахарный завод, льнозавод, хлебоприемные предприятия и др.).

Реализация произведенной сельскохозяйственной и промышленной продукции в республиканский фонд в соответствии с плановыми заданиями производится по утвержденным государственным ценам и по ценам кооперативной торговли. Плодоовощная продукция и картофель реализуются, как правило, по договорным ценам.

Реализация продукции через собственную торговую сеть производится по ценам, устанавливаемым советом комбината с учетом качества продукции и потребительского спроса, а продажа на рынке и другим потребителям производится по ценам согласно договоренности.

Расчеты с бюджетом комбинаты проводят по всем видам платежей централизованно. Комбинат может осуществлять сотрудничество и развивать прямые связи с предприятиями зарубежных стран, создавать совместные предприятия, развивать торговлю.

Наиболее известными в республике являются агрокомбинаты «Снов» Несвижский р-на, Агрокомбинат Ждановичи Минской области и некоторые другие.

4. Хозяйственная группа

Интеграция производства на основе хозяйственных групп было положено в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 482 от ноября 1995 г. «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» и принятием Постановления Кабинета Министров РБ "О государственной регистрации промышленных и иных хозяйственных групп № 40-19 июня 1996 г. В мае 1999 г. принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики, а в июне подписан Президентом Закон «О финансово-промышленных группах» № 265-3.

Хозяйственная группа представляет собой совокупность юридических лиц, согласованно осуществляющих предпринимательскую деятельность в соответствии с заключенным между ними договором о создании хозяйственной группы. Она создается в целях повышения эффективности производства, установления рациональных экономических и технологических связей, привлечения дополнительных инвестиций.

Взаимоотношения между участниками строятся по одному из следующих способов:

  1.  Одному участнику группы (головной организации) принадлежат доля в имуществе каждого из иных участников группы или другие допускаемые законодательством права таким образом, что эта доля или эти права обеспечивают головной организации возможность принятия или отклонения решений в высшем органе каждого иного участника хозяйственной группы.
  2.  Один участник группы (доверительный управляющий) осуществляет доверительное управление имуществом иных участников группы (вверителей) на основании договора доверительного управления имуществом.
  3.  Каждый из участников входит в состав высшего органа управления иных участников группы, но не может единолично обеспечить принятие или отклонение решений этого органа.
  4.  Участники группы совместно принимают решения по координации своей предпринимательской деятельности

Хозяйственная группа не является юридическим лицом.

Формирование хозяйственных групп вызвано необходимостью рационального объединения сельских товаропроизводителей, работников перерабатывающих предприятий на всех технологических этапах: производство - переработка - реализация.

5. Аграрные финансово-промышленные группы

Одной из прогрессивных форм агропромышленной интеграции выступают аграрные финансово-промышленные группы (АФПГ) или агропромышленные финансовые группы (АПФГ), которые объединили сферы производства, переработки и финансовые структуры в целях реализации инвестиционных и других проектов (программ).

Агропромышленная финансовая группа - это объединение сельскохозяйственных, перерабатывающих, промышленных предприятий, финансово-банковских и научных учреждений, формируемое для координации деятельности названных структур, повышения эффективности и конкурентоспособности науки и производства, решение социальных проблем и обеспечение продовольственной безопасности государства.

АФПГ создается в целях экономической интеграции ее участников для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и расширение рынка ее сбыта, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Участие предприятия более чем в одной АФПГ не допускается. АФПГ не является юридическим лицом. Высший орган управления АФПГ - совет управляющих, который включает представителей всех ее участников. Объем полномочий данного органа АФПГ устанавливается договором о ее создании.

Участниками АФПГ признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими Центральная компания, которую все участники ФПГ создают в форме акционерного общества для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел ФПГ.

Высший орган управления группы - совет управляющих. Текущую деятельность осуществляет генеральный директор, а контроль за хозяйственной деятельностью группы - ревизионная комиссия.

Особенность функционирования АФПГ заключается в том, что все входящие в нее предприятия имеют полную хозяйственную самостоятельность. Обязательное условие - долевое участие в процессе производства, переработки и реализации продукции.

Опыт создания финансово-промышленных групп в Российской Федерации показывает, что в условиях дезинтеграции хозяйственных связей и нестабильности экономики такие формирования могут стать специфической формой выживания в условиях кризиса, содействовать стабилизации конъюнктуры предложения и спроса. Одна из них - финансово-агропромышленная группа (ФАПГ) «Золотое зерно Алтая». В состав ФАПГ входит 69 сельскохозяйственных предприятий из 35 районов Алтайского края, 10 семеноводческих хозяйств, 8 специализированных совхозов по доращиванию и откорму молодняка, 4 госплемзавода, 11 птицефабрик, 23 перерабатывающих предприятия (мелькомбинаты, хлебозаводы, макаронные фабрики), коммерческий банк «Зернобанк».

В функционировании ФПГ сложилась определенная система. Сельхозпредприятия производят продукцию растениеводства (в основном зерно пшеницы) и через ОАО «Золотое зерно Алтая» и ЗАО «Зерноцентр» передают ее на мельничные комбинаты. Мука и прочая продукция последних поступает на хлебокомбинаты и макаронную фабрику, другая часть муки реализуется на внутрикраевом и внешнем рынках; определенная часть муки возвращается при расчете за поставленное зерно сельхозтоваропроизводителям для собственных нужд. В результате функционирования создается банк зерна, представляющий собой объем складированного продуцентами зерна. Они являются собственниками его в течение всего времени хранения. Доведение товарного зерна до базисных кондиций и хранение его осуществляется элеваторами и мельницами бесплатно.

В предприятиях - участниках ФАПГ за последние четыре года наметилось стабильное развитие производства, повысилась платежеспособность и устойчивость финансовой системы. От коммерческих фирм сельхозтоваропроизводители получают льготные товарные кредиты под 20-30 % годовых, а для «расшивки» неплатежей применяется вексельная система взаиморасчетов с пользованием векселей «Зернобанка» под 8-10 % годовых.

Центральная компания проводит взаиморасчеты по бартеру за запасные части, технику, горючее и смазочные материалы, семена, электроэнергию, ФАПГ действует лизинговая система кредитования КБ «Зернобанк», разработана схема управления финансовыми потоками и организации консолидированного учета.

Хозяйственные группы могут формироваться без включения в ее состав финансовых институтов и состоять из объединения средств только предприятий и организаций. Банк предпочтителен лишь по одной причине - наличие резервных финансовых ресурсов. Поэтому включение в состав группы финансовых структур расширяет возможности использования ликвидных активов.

Привлечение банковского капитала в республике в оборот хозяйственной группы возможно только в условиях стабильной экономической ситуации условиях нестабильной финансово-кредитной системы функции, координации финансовой  деятельности,  консолидации  свободных финансовых ресурсов участников группы, в соответствии с Статьей 121 пункт 1 Гражданского Кодекса и Закона «О финансово-хозяйственных группах» целесообразно возложить на предприятие-интегратор (головное предприятие) или созданную Центральную компанию группы в форме хозяйственного общества, ассоциации, союза.

Как показали исследования, проведенные в Белорусском научно-исследовательском институте аграрной экономики, такая система позволяет организовать эффективные взаиморасчеты и управление финансовыми потоками. При использовании кредитов банка значительно усложняется порядок платежей и налогов. Для производства готовой конечной продукции (например колбасы) предприятия по откорму скота используют кредит для закупки комбикормов, произведенные также с привлечением заемных средств банка. Для приобретения мяса комбинат обращается в банк и, наконец, торговые структуры привлекая кредитные ресурсы приобретают у мясокомбината для магазинов его конечный продукт. В каждом отдельном случае проценты по банковским кредитам, которые должен выплатить каждый субъект хозяйствования закладываются в себестоимость, что соответственно ведет к удорожанию конечной продукции для потребителя.

В рамках интегрированной структуры кредит предоставляется только на одном этапе и непосредственно Головному предприятию-интегратору. В таком случае Головное предприятие получает кредит и направляет его на комбикормовый завод. Завод поставляет комбикорм животноводческому комплексу, отдающему свой продукт мясокомбинату. Получается своего рода замкнутый цикл, когда мясокомбинат, отдав деньги одному, получает сырье от другого. Цена продукта при этом значительно удешевляется. В Могилевском объединении хлебопродуктов такой порядок взаиморасчетов позволяет усовершенствовать систему ценообразования и удешевить конечную продукцию на 20 %. В этой системе каждое предприятие заинтересовано в ритмичной работе партнера, в эффективном использовании выделенных финансовых ресурсов, взаимопомощи предприятий, контроля качества продукции в целях увеличения прибыльности производства.

Исходя из этого ставится задача поиска новых рыночных стратегий, позволяющих сбалансировать хозрасчетные интересы сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли, сориентировать их на конечный результат. В сложившихся экономических условиях наиболее приемлемой и эффективной формой интеграции является организация совместной деятельности на основе договора. Экономической основой, объединяющей совместную деятельность, является переход пред- приятии на расчеты по конечной продукции путем объективного распределения между участниками договора выручки от реализации конечной продукции, которая позволяет:

- сориентировать всех партнеров по интеграции на достижение максимальных конечных (а не промежуточных) результатов совместной деятельности;

- создать всем участникам договора равновыгодные экономические условия (не затрагивая внутрихозяйственные отношения) на основе консолидированного дохода (выручки от продаж);

- сконцентрировать переработку сельхозпродукции на крупных, технически оснащенных и высокорентабельных предприятиях до полной загрузки производственных мощностей;

- повысить товарность сельхозпродукции в сельхозпредприятиях, обеспечить гибкую маневренность сырьевыми ресурсами с целью улучшения структуры и глубины переработки, более полного обеспечения населения продовольствием;

- определить реальный объем производства по административным районам, поскольку выручка от реализации конечном продукции будет распределяться по месту нахождения поставщиков сырья и обслуживающих сельское хозяйство предприятий (а не по месту переработки сырья, как сейчас):

- упорядочить систему налогообложения путем отчисления налогов и других обязательных платежей по месту нахождения поставщиков сырья, ис-

ключения двойного налогообложения за счет устранения промежуточных расчетов, связанных с перевалкой сырья и полуфабрикатов;

- ускорить оборачиваемость оборотных средств и снять проблему взаимных неплатежей за счет исключения промежуточных расчетов по сырью;

-сконцентрировать средства на синхронном развитии эффективных и перспективных производств.

Наряду с общими закономерностями и зависимостями могут учитываться и другие особенности взаимоотношений, но рассматривать их следует в каждом случае отдельно применительно к конкретному типу кооперативно-интеграционных формирований.

На сегодняшний день в республике функционирует единственная «Жлобинская АФПГ»

Схема ее функционирования представлена ниже:

6. ХОЛДИНГ

Под холдингом понимается такое юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в состав имущества которого входят и (или) в управлении которого находятся доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, обеспечивающие ему право принятия или отклонения решений, принимаемых их высшими органами управления. Целью создания холдинга является консолидация контрольного пакета акций, укрепление производственных связей и обеспечение структурной целостности отрасли, внедрение рыночных методов управления приватизированными предприятиями.

Холдинги целесообразно создавать в отраслях, имеющих высокий удельный вес акционированных предприятий. На первом этапе - посредством передачи или продажи, а впоследствии - только посредством продажи части акций предприятий.

В составе холдинга формируется исполнительный аппарат (дирекция).

По организационным признакам холдинг- это ассоциация хозяйствующих субъектов, объединяющихся для достижения общих целей, а по форме собственности - преимущественно акционерная. Специфика холдинга заключается в том, что он представляет собой форму централизованного распределения капитала и прибыли чаще всего на цели развития участников объединения при одновременной их организационной самостоятельности, каковыми являются предприятия со статусом акционерных обществ.

Холдинговая компания:

позволяет сохранить целостность производственного комплекса, добиваться значительной централизации капитала по сравнению с совокупностью отдельных предприятий и таким образом создавать высокие потенциальные возможности варьировать финансовыми ресурсами в целях проведения совместной эффективной инвестиционной политики в пределах компании;

имеет возможность создания замкнутых технологических цепей вплоть до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя;

экономит на маркетинговых, торговых и других услугах (например, через возможность получения скидок за счет оптовых закупок);

использует преимущества диверсификации производства в целях снижения риска и смягчения кризисных последствий. Например, первоначально финансовая группа акционерных обществ холдинга может прямо или косвенно дотировать отдельную компанию, выходящую на новый для этой финансовой группы рынок;

имея единую налоговую и финансово-кредитную политику, осуществляет эффективный финансовый контроль над производством, несмотря на то, что в холдинге занят капитал, намного больший, чем собственный капитал материнской компании;

осуществляя консолидацию финансовой отчетности в рамках всей компании, имеет возможность выработать стратегию наименьших налогов через перераспределение прибыли между участвующими субъектами хозяйствования с тем, чтобы наибольший доход получали те из них, которые пользуются налоговыми льготами;

может повысить прибыль, используя разницу в курсе акций, по которому контролируются акции материнской и дочерних компаний, а также возможности прямых финансовых спекуляций (материнская компания, завысив (занизив) курс акций дочерней фирмы, может продавать (закупать) некоторое количество ее акций).

В нашей стране холдинги целесообразно создавать в форме открытых акционерных обществ, деятельность которых регулируется законами и постановлениями, принятыми по отношению к акционерным обществам.

Для Беларуси, как и для большинства стран, возможен перспективный вариант, при котором роль материнской компании берут на себя банки и иные финансовые институты, объединяющие под своим началом сельскохозяйственные, промышленные, торговые, финансовые, инвестиционные, страховые компании и осуществляющие контрольно-управленческие функции с помощью финансово-кредитных рычагов. Однако действующее законодательство не предусматривает для банков осуществления такой деятельности.

Перспективы холдинговых компаний в Беларуси непременным образом должны быть связаны с постепенным развитием как государственных, так и частных организационных форм, образуемых по мере роста количества акционерных предприятий, усиления процессов их объединения, слияния, формирования рыночной инфраструктуры.

Классификация холдингов.

По формам собственности среди холдингов можно выделить:

  1.  Холдинг акционерной формы собственности, созданный на базе акционерных обществ и функционирующий по правилам рынка при косвенном регулировании экономических отношений со стороны государства.
  2.  Холдинг акционерной и частной форм собственности, функционирующий на условиях холдинга первого типа.
  3.  Холдинг государственной, акционерной и частной форм собственности, обеспечивающий выполнение разнообразных задач, которые ставятся государством перед субъектами хозяйствования, входящими в холдинговую систему, в соответствии с национальными интересами.

По функциям, характеру деятельности холдинговые компании подразделяются на три группы:

  1.  Чистый холдинг - холдинговая компания, владеющая контрольными пакетами акций, которая не имеет другого вида основной деятельности кроме финансового контроля и управления дочерними, как правило, акционерными обществами. Такого типа холдинг осуществляет исключительно инвестиционную деятельность путем передачи имущества (собственные и заемные денежные средства, ценные бумаги, оборудование, технологии) в уставный фонд субъектов хозяйствования. В соответствии с законодательством ему запрещается заниматься сбытом продукции подконтрольных субъектов хозяйствования, а также регулировать цены на эту продукцию.
  2.  Смешанный холдинг - холдинговая компания, которая кроме функций финансового контроля, инвестиционной деятельности и управления занимается предпринимательской деятельностью - агропромышленной, промышленной, торговой, транспортной, кредитно-финансовой и др. Смешанный холдинг является одной из форм организации финансового капитала, объединяя под своим контролем коммерческие банки, агропродовольственные промышленные и торговые предприятия, инвестиционные, страховые и прочие общества.

3. Промежуточный холдинг (субхолдинг) - отдельное общество, которое является держателем контрольного пакета акций отдельной группы предприятий чистого или смешанного холдинга, осуществляет общее финансовое руководство и выполняет специфические задачи, например, инвестиционной, инновационной, консалтинговой деятельности. Тресты и концерны развитых стран, в особенности широко диверсификационные международные корпорации, часто используют промежуточные холдинги с целью контроля и руководства группами договорных обществ, выделяемых по какому-либо признаку (географическому, отраслевому, функциональному и др.).

По формам финансовых связей, существующим между фирмами, можно выделить три типа холдинговых компаний:

финансовые связи между "материнскими" и "дочерними" обществами имеют односторонний характер - или "сверху", или "снизу", но между "дочерними" фирмами финансовые связи отсутствуют;

финансовые связи между "материнскими" и "дочерними" обществами носят тот же односторонний характер, но при этом существуют финансовые связи между "дочерними" обществами;

между "материнскими" и "дочерними" обществами, а также между "дочерними" имеются многосторонние связи.

По территориальному признаку холдинги подразделяются на региональные, которые формируются в пределах определенной области, и межнациональные, которые создаются в форме транснациональных (межгосударственных) компаний.

Межнациональные холдинги (типа совместных и смешанных предприятий) характеризуются тем, что в их уставном фонде участие принимает не только отечественный, но и иностранный капитал. Как свидетельствует мировой опыт, межнациональные холдинговые компании в настоящее время развиваются столь активно, что можно говорить о формировании системы транснациональных холдингов и объединений, все более контролирующих мировую торговлю.

Структура холдинговых компаний включает:

материнскую (головную) компанию, которая формирует цели развития холдинга, осуществляет выработку стратегии, координирует и обеспечивает коммуникационные связи между субъектами холдинговой системы, ведет инновационную деятельность, единое финансовое управление в целях оптимального распределения и использования ресурсов, а также привлечения капитала;

дочерние общества, как правило, акционерные компании, занятые непосредственно производственно-бытовой деятельностью;

инфраструктуру холдинговой компании: банки, венчурные, финансовые, инвестиционные, страховые, консалтинговые, экспертные и аудиторные компании, центры экономических исследований, учебные центры и т.д.

В Беларуси холдинги начали действовать с 1 апреля 2010 года, когда вступил в силу указ от 28 декабря 2009 года №660 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь". Ранее на территории страны объединения юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могли создаваться в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп и государственных объединений.

В числе первых в 2010 году был создан холдинг на базе ОАО "Горизонт". По данным Минпрома, в состав холдинговой компании вошли 11 дочерних предприятий. Создание холдинга позволило "Горизонту" выделить отдельно производство, продажу и сервис продукции.

Сегодня холдинги стали объективной экономической реальностью в Беларуси. Холдингом признается только то объединение, которое зарегистрировано в установленном порядке в Минэкономики в качестве такового.

Основной идеей формирования холдингов является создание системы экономических связей и финансового контроля через систему участия в имуществе дочерних компаний, то есть владения их акциями (долями) в уставном фонде.

В соответствии с указом выделяются два вида холдингов. Первый вид холдинга - это объединение коммерческих организаций, в котором одна из них является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые дочерними компаниями холдинга. Такая возможность у управляющей компании возникает на основании владения 25% и более акций либо долей в уставных фондах дочерних компаний холдинга - хозяйственных обществ или обладания статусом учредителя по отношению к дочерним компаниям холдинга - унитарным предприятиям.

Второй вид холдинга представляет собой объединение коммерческих организаций, в котором управление дочерними компаниями либо участие в управлении дочерними компаниями осуществляет непосредственно собственник 25% и более акций либо долей в уставных фондах этих компаний без образования управляющей компании холдинга.

Холдинг не является юридическим лицом. Его участниками могут быть только хозяйственные общества и (или) унитарные предприятия и не могут быть юрлица, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствует соглашение, предусматривающее обмен информацией по налоговым вопросам.

Холдинг создается на основании решения управляющей компании холдинга или собственника. При этом указом не предусматривается необходимость получения согласия дочерних компаний на вхождение в холдинг. Управляющая компания холдинга выполняет управленческие решения: проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга, разрабатывает планы перспективного развития. Она обладает полномочиями выступать от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и его деятельностью, вести консолидированный учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности холдинга.

В обязанности дочерним компаниям вменено представление управляющей компании бухгалтерской отчетности не реже одного раза в год. А в обязанности управляющей компании - обеспечивать конфиденциальность полученной от дочерних компаний холдинга информации, что должно быть зафиксировано в ее уставе.

При создании холдингов важно учитывать возможность сохранения технологического и кооперационного единства, проведения централизованной инвестиционной политики в отношении объединившихся предприятий, привлечения новых денежных средств для технического совершенствования и развития производства, его реструктуризации, повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, подчеркнули в Минэкономики.

7. КОНЦЕРН

Концерн – это объединение коммерческих организаций, в состав которого входят предприятия республиканской собственности - сельскохозяйственные, перерабатывающие, промышленные, финансовые и торговые предприятия и организации, научно-исследовательские учреждения, учебные центры, обеспечивающие деятельность многоотраслевого комплекса. Концерн создается с целью проведения единой экономической и хозяйственной политики, обеспечивающей повышение эффективности работы субъектов хозяйствования, входящих в его состав.

Концерн обычно возглавляет генеральный директор, при котором образуется совет из представителей предприятий-участников.

В состав совета входят генеральный директор концерна, его заместители, уполномоченные представители предприятий-участников концерна. Этот орган может включать также начальников отделов аппарата управления концерна и представителей Минсельхозпрода.

В Беларуси примером такого формирования является «Белгоспищепром».

Основные задачи концерна:

1. создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшение снабжения населения страны продуктами питания;

2. проведение единой экономической, технической и технологической политики в организациях пищевой промышленности Республики Беларусь, независимо от форм собственности;

3. обеспечение в организациях пищевой промышленности роста производства продукции для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и увеличения поставок на экспорт;

4. участие совместно с местными исполнительными и распорядительными органами в формировании сырьевых зон по производству сельскохозяйственной продукции, необходимой для обеспечения пищевой промышленности сырьем.

В состав концерна входит 50 организаций. В том числе 18 республиканских унитарных предприятий прямого подчинения. Управление ими концерн осуществляет в части утверждения уставов, назначения на должность  и освобождение от должности руководителей этих организаций, контроля за эффективным использованием и сохранностью государственного имущества. В составе концерна - 31 акционерное общество. В его подчинении находится также Учреждение образования "Минский государственный аграрно-коммерческий колледж"

Если формулировать совсем кратко, то концерн "Белгоспищепром" выполняет функции органа государственного управления в следующих отраслях пищевой промышленности Республики Беларусь: Ликеро-водочная, Кондитерская, Винодельческая, Сахарная, Масложировая, Консервно-овощесушильная, Пиво-безалкогольная, Спиртовая, Табачная, Пищеконцентратная

Крупнейшие предприятия концерна: РПУП "Гродненская табачная фабрика "Неман", СЗАО "ГродноБиопродукт", Волковысское ОАО "Беллакт", ЗАО "Минский завод безалкогольных напитков", ОАО "Городейский сахарный комбинат", ОАО "Жабинковский сахарный завод", ОАО "Криница", СП ОАО "Спартак", ОАО "Скидельский сахарный комбинат», ОАО "Лидапищеконцентраты".

8. Ассоциация (союз).

Создание и действие ассоциации (союза) осуществляется согласно ст. 121 Гражданского кодекса Республики Беларусь, п. 2.6 Декрета Президента Республики Беларусь № 22 от 16.11.2000 г.

Ассоциация (союз) является юридическим лицом. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, которое не отвечает по обязательствам своих членов. Вместе с тем члены ассоциации (союза) несут субсидиарную (то есть дополнительную) ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами. Минимальный размер этой ответственности законодательно не определен, поэтому она может быть и чисто символической.

Ассоциация (союз) создается в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов на основе договора между участниками и является некоммерческой организацией. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то она преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности ассоциации (союзы) могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них, однако полученные от такой деятельности доходы не могут распределяться между участниками ассоциации (союза), а должны идти на нужды объединения в целом. Превращение предпринимательской деятельности в основную цель ассоциации (союза) не разрешается.

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. Кроме того, они могут по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если эти обязательства возникли во время их членства в ассоциации (союзе).

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами. В отношении имущества и ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза). С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Регистрацию объединений юридических лиц осуществляют областные исполкомы по месту нахождения руководящего органа объединения. До подачи документов для государственной регистрации, предусмотренных законодательством, необходимо согласовать с органом регистрации наименование.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет ее деятельности и деятельности ее членов с включением термина "ассоциация" или "союз".

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Документы должны содержать: наименование; сведения о месте нахождения; цели деятельности; порядок управления; предмет деятельности; условия о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации.

Для государственной регистрации ассоциации (союза) ее учредители представляют в регистрирующий орган:

заявление, оформленное в установленном порядке;

копию решения о создании ассоциации (союза), утвержденного в установленном порядке, или протокол собрания учредителей (участников) с таким решением;

учредительные документы (по два экземпляра копий устава и учредительного договора);

нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя ассоциации (союза) (участника);

гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой (некоммерческой) организации по месту нахождения;

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.
В регистрации ассоциации (союза) может быть отказано, если:

она расположена в жилом помещении;

в отношении хотя бы одного из ее учредителей имеется неисполненное судебное решение об обращении взыскания на имущество;

хотя бы один из ее учредителей имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные внебюджетные фонды, либо является собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, имеющего такую задолженность, а также является собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.

Преимущество создания объединения в виде ассоциации (союза) юридических лиц заключается в возможности взимания членских взносов с юридических лиц. К недостаткам следует отнести громоздкую процедуру регистрации (например, нужно указать всех членов в уставе и договоре, а также представить копии учредительных документов каждого из них) и необходимость внесения изменений в учредительные документы при изменении состава участников.

Кроме того, если ассоциация (союз) будет иметь задолженность по заработной плате, платежам в бюджет или во внебюджетные фонды, а также если будет принято решение о ликвидации, члены этой ассоциации (союза) лишатся возможности входить в состав учредителей (участников) других юридических лиц или создавать дочерние предприятия.

Участники ассоциации (союза) как юридические лица сохраняют полную самостоятельность, сами определяют виды деятельности объединения и управляют им. Одно и то же юридическое лицо одновременно может состоять в нескольких ассоциациях (союзах).

Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов - договора и устава. В учредительном договоре участники обязуются создать объединение, определяют условия участия в нем, а также цели его деятельности. В уставе определяется статус ассоциации (союза), включая порядок образования и компетенцию органов управления, условия и порядок реорганизации, а также ликвидации объединения и другие вопросы.

Ассоциация (союз) является собственником имущества, переданного ей учредителями. В ее собственности могут находиться здания, сооружения, оборудование, инвентарь, жилищный фонд, денежные средства и иное имущество, в том числе земельные участки (в собственности или бессрочном пользовании).

Источники формирования имущества ассоциации (союза) следующие:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

дивиденды (доходы, проценты), полученные по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, полученные от собственности;

другие не запрещенные законом источники.

Имущество ассоциации союза) может использоваться только для достижения уставных задач. Остаток этого имущества, образовавшийся при ее ликвидации, после удовлетворения претензий кредиторов не подлежит распределению между учредителями, а передается на цели, предусмотренные учредительными документами объединения.

Высшим органом управления ассоциации (союза) является общее собрание участников, его основная функция - обеспечение контроля за выполнением задач, для решения которых объединение было создано.

Исполнительный орган ассоциации (союза) может быть коллегиальным или единоличным. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию общего собрания. Ассоциация (союз) ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность, представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым службам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Они вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

9. Унитарные предприятия.

Агропромышленные объединения могут выступать в форме унитарных предприятий (ГУ, КУП, РУП и др.), создание и функционирование которых осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

Интегрированным формированием может являться республиканское унитарное предприятие - коммерческая организация, имущество которой закреплено за ней на праве хозяйственного ведения, имеющая возможность с согласия собственника создавать дочерние унитарные предприятия путем передачи им в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение.

Республиканские унитарные предприятия как интегрированные структуры целесообразно формировать с учетом следующих критериев:

-членами объединения выступают предприятия, которые не подлежат приватизации;

- входящие в объединение субъекты хозяйствования осуществляют научно-производственное обслуживание всех сельскохозяйственных предприятий и имеют высокую степень наукоемкости, что требует значительных капиталовложений со стороны государства.


Общее собрание

учредителей АФПГ

Организации-учредителя АФПГ

Субъекты хозяйствования по производству мяса и фуражного зерна Жлобинского района

РСУП «Бобовский»

КСУП «Пиревичи»

КСУП «Краснобережский»

КСУП «Лукское»

К-з «Прогресс»

СПК «Ратуша»

СПК «Рассветный»

СПК «Свердловский»

СПК «Коротковичи

СПК «Красная Армия»

Рогачевского района

АО «Жлобинский мясокомбинат»

Торговые

предприятия

ОАО «Жлобинский комбикормовый завод»

ОАО

«Белагропромбанк»

Тоаропроизводители всех форм собственности и хозяйствования – участники АФПГ

Совет управляющих (директоров) АФПГ

Центральная компания АФПГ (рабочий орган)

Служба маркетинга

Служба бухгалтерского учёта и аудита

Исполнительный директор ЦК АФПГ

Председатель Совета


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28494. Протипожежний режим у навчальному закладі 17.33 KB
  Протипожежний режим у навчальному закладі Основними системами комплексу заходів та засобів щодо забезпечення пожежної безпеки обєкта є: система запобігання пожежі; система протипожежного захисту; система організаційнотехнічних заходів. Система запобігання пожежі це комплекс організаційних заходів і технічних засобів спрямованих на унеможливлення умов необхідних для виникнення пожежі. Умови необхідні для виникнення пожежі горіння. Одним із основних принципів у системі запобігання пожежі є положення про те що горіння пожежа...