22444

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Сущность принципы и система хозрасчета Хозрасчет – это экономическая категория выражающая отношения в области производства распределения обмена и потребления продукции. Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства соблюдение режима экономии окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. При этом следует отметить то что в предприятии происходит соединение средств производства и рабочей силы и на этой основе осуществляется процесс производства продукции. Среди важнейших принципов хозрасчета в...

Русский

2013-08-04

92.5 KB

41 чел.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

12.1. Сущность, принципы и система хозрасчета.

12.2. Формирование хозрасчетных производственных подразделений.

12.3. Развитие отношений собственности и форм хозрасчета.

12.4. Организация внутрихозяйственных экономических отношений.

12.1. Сущность, принципы и система хозрасчета

Хозрасчет – это экономическая категория, выражающая отношения в области производства, распределения, обмена и потребления продукции. Он представляет собой форму экономических отношений, материальной ответственности и материальной заинтересованности между государством и предприятиями, между отдельными предприятиями, между предприятием и его подразделениями, а также между ними внутри предприятия.

Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства, соблюдение режима экономии, окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. Сущность же хозяйственного расчета состоит в совокупности механизма и средств, с помощью которых достигается конечный результат – эффективное хозяйствование.

Хозрасчет обеспечивает на основе товарно-денежных отношений взаимное соответствие ресурсов сельхозпредприятий и результатов их деятельности. При этом система хозрасчетных отношений отражает динамичное движение ресурсов, а также постоянно возобновляемый кругооборот фондов предприятия.

Таким образом, хозрасчет – это экономическая категория, выражающая производственные отношения, развивающиеся на основе оборота материальных и финансовых ресурсов в предприятиях любой формы собственности.

Хозрасчет охватывает всю сферу производственных отношений, которые строятся на основе таких стоимостных форм, как товар, цена, себестоимость, стоимость, деньги, прибыль. Это означает, что в предприятии хозяйственный расчет как экономическая категория взаимодействует с другими категориями, обусловленными экономическими законами. При этом следует отметить то, что в предприятии происходит соединение средств производства и рабочей силы и на этой основе осуществляется процесс производства продукции. Поэтому к предприятию непосредственно можно отнести весь комплекс взаимосвязанных принципов хозрасчета.

Среди важнейших принципов хозрасчета в сельхозпредприятиях можно выделить следующие:

1) окупаемость затрат и самофинансирование;

2) государственное регулирование экономики и самоуправление коллектива;

3) материальная заинтересованность коллектива и каждого работника в конечных результатах производства;

4) материальная ответственность коллектива и работника за конечные результаты производства;

5) контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью.

Принцип самофинансирования означает, что все затраты осуществляются предприятиями из своих средств. Суть данного принципа состоит не только в окупаемости затрат, но и в собственном получении денежных средств на производственное и социальное развитие предприятия. Это означает, что выручка предприятия от реализации продукции и услуг должна быть достаточной для создания как фонда потребления, так и фонда накопления.

Государство сохраняет за собой право регулировать основные параметры рынка (тарифы, процентные и налоговые ставки и др.). Регулируя их уровень, оно имеет возможность создавать менее выгодные условия производства и реализации. Таким образом государство централизованно регулирует структуру и объем производства сельскохозяйственной продукции.

Хозрасчет по настоящему будет действенным, если наряду с изложенными выше принципами найдет свое отражение в трудовой деятельности каждого члена коллектива сельхозпредприятия, создаст у него заинтересованность в выполнении порученного дела. Все это выражается в принципе материальной заинтересованности. В соответствии с этим принципом должна быть построена вся система стимулирования работников: оплата труда, премии, выплаты по итогам года. Каждый член коллектива предприятия должен быть материально заинтересован в улучшении производственных и финансовых показателей предприятия, то есть должна быть тесная связь оплаты труда с конечными результатами работы предприятия и размером прибыли.

С принципом материальной заинтересованности тесно связан другой важный принцип хозрасчета – материальной ответственности, который предусматривает строгое соблюдение финансовой дисциплины и ответственности коллектива за использование материально-денежных средств. На практике реализация данного принципа осуществляется в форме постоянного соизмерения затрат с хозяйственными результатами на всех стадиях производства.

Функционирование предприятий повседневно контролируется рублем. Здесь важную роль играет финансово-банковская система. Финансовые органы контролируют своевременность уплаты налогов. Применение банком кредитных санкций побуждает руководителей предприятий эффективно использовать все имеющиеся ресурсы. Такие рычаги воздействия на предприятия, как срочность, возвратность, целевое направление кредитов и другие позволяют банкам активно влиять на производство и обращение товаров, выявлять и вносить предложения по ликвидации потерь бесхозяйственности, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, непроизводительных расходов.

Максимальный эффект достигается при полном осуществлении всех принципов хозрасчета. При этом необходимо отметить, что наиболее полно раскрывается сущность хозрасчета при рассмотрении его как системы.

Под системой хозяйственного расчета понимается совокупность принципов и приемов, применяемых для повышения его эффективности. Все элементы системы хозяйственного расчета взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, без товарно-денежных отношений производство не может успешно функционировать и развиваться. В то же время товарно-денежные отношения непосредственно связаны с особенностями многоукладной экономики и формами собственности. Система хозрасчета постоянно приобретает новые свойства, совершенствуется.

Таким образом, согласованное взаимодействие всех элементов системы хозрасчета обеспечивает его эффективное функционирование.

По форме организации хозрасчет подразделяется на общехозяйственный и внутрихозяйственный. Общехозяйственный расчет определяет экономические взаимоотношения отдельных хозяйств с государством и другими предприятиями. Внутрихозяйственный расчет предполагает взаимоотношения, складывающиеся внутри предприятия: между предприятием и его подразделениями, а также между самими подразделениями.

12.2. Формирование хозрасчетных производственных подразделений

Современный период развития АПК Республики Беларусь характеризуется многообразием форм собственности, внедрением хозрасчетных отношений, повышением экономической самостоятельности трудовых коллективов. В такой ситуации особенно важно, чтобы все внутрихозяйственные подразделения имели возможность самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, выбирать форму и каналы ее реализации, распоряжаться по своему усмотрению полученным хозрасчетным доходом и пользоваться одинаковыми правами при материально-техническом обеспечении. Решение подобных задач обуславливает необходимость ведения производства и организации внутрихозяйственных экономических взаимоотношений на хозрасчетной основе.

Современное сельхозпредприятие представляет собой совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений. Их главная задача состоит в том, чтобы в конечном итоге обеспечить повышение эффективности не только своей работы, но и сельхозпредприятия в целом.

Поэтому при формировании данных подразделений отдельного сельхозпредприятия, обосновании размера и состава необходимо учитывать не только их сочетание, но и существующие и возникающие связи и отношения между ними. В частности, это могут быть как организационно-технические и технологические связи, так и социально-экономические отношения внутри и между подразделениями.

Таким образом, организационное построение сельхозпредприятия должно способствовать не только рациональному формированию внутрихозяйственных подразделений с точки зрения технологических связей, но и становлению социально-экономических отношений, способствующих повышению трудовой активности работников. В практике хозяйствования сложилось две формы организационного построения производственных подразделений: по отраслевому принципу (производственные бригады, цеха) и территориальному (комплексные производственные бригады, участки). Однако шаблонного подхода здесь не должно быть, так как в одном случае эффективны будут отраслевые подразделения, а во втором – комплексные.

Все внутрихозяйственные подразделения должны располагать постоянным составом работников, определенными земельными угодьями, зданиями и сооружениями,  а также тракторами, сельхозмашинами и другими средствами производства в размерах, необходимых для эффективной производственной деятельности.

Размер и состав трудовых коллективов должен соответствовать следующим условиям:

1) обеспечивать высокую степень самостоятельности в выполнении основных работ (при этом не менее 80-85% рабочего времени трудовой коллектив должен быть занят у себя в подразделении);

2) полностью учитывать трудоемкость работ, определяемую по технологическим картам;

3) обеспечивать максимально возможную занятость механизаторов по периодам сельскохозяйственного года;

4) создавать возможность рациональной организации трудовых процессов, исключающих потери рабочего времени;

5) способствовать формированию у работников коллективных интересов, взаимного контроля и развития между ними чувства доверия, взаимопомощи и взаимовыручки;

6) обеспечивать эффективное управление работами со стороны руководителя на основе его личных контактов с членами коллектива.

Определение рациональной численности трудового коллектива можно вести несколькими способами.

Суть первого состоит в том, что по нормативам затрат труда на 1 га культур определяются общие затраты на всю площадь, закрепленную за коллективом. Затем путем деления общих затрат на годовой фонд рабочего времени одного работника определяется потребность в работниках на весь объем работ.

Например, за трудовым коллективом закреплен севооборот с полным набором культур площадью 1190 га, общие затраты механизированного труда по коллективу – 28000 чел./ч., возможный годовой фонд рабочего времени одного работника – 1939 чел.-ч. [(365 дней – 52 выходных дня – 8 праздников, приходящихся на рабочие дни – 24 дня отпуска) * 7 часов]. Тогда численность коллектива составит примерно 12 чел. (28000:1939*0,85) механизаторов.

Второй способ заключается в том, что на основании техкарт составляют рабочие планы и определяют объемы работ по каждой культуре путем деления которых на производительность агрегата определяют количество нормо-дней. Последние следует разделить на количество рабочих дней по плану и найти ежедневную потребность в механизаторах. Сложив эти данные по всем культурам, находят ежедневную потребность в механизаторах на каждое число месяца и, умножив на количество рабочих дней, определяют общие затраты труда. От суммы последних берут 80-85% работ, выполненных своим коллективом, и делят, как и в первом случае, на возможный годовой фонд рабочего времени одного механизатора.

По третьему способу численность трудового коллектива можно определить при помощи коэффициента относительной энергоемкости возделывания и уборки сельхозкультур, который равен для: однолетних трав – 0,8, яровых зерновых – 1, озимых зерновых – 1,3, льна – 1,6, кукурузы на силос – 2,6, кормовых корнеплодов – 3, картофеля – 4. Умножив площадь каждой культуры на соответствующий коэффициент относительной энергоемкости, находят приведенную площадь, разделив которую на закрепленную за коллективом обрабатываемую площадь, получают средний коэффициент относительной энергоемкости. При его средней величине 1,43 за трудовым коллективом можно закреплять обрабатываемую площадь из расчета 90-100 га на человека.

Руководитель коллектива избирается на его собрании и в последующем утверждается администрацией хозяйства (правлением СПК или директором унитарного предприятия). Он на основании предоставленных ему полномочий представляет коллектив в отношениях с администрацией сельхозпредприятия, заключает договоры, совершает иные действия в интересах всего коллектива и несет ответственность за расходование денежных средств. Перечисление и выдача последних со счета производится только по его распоряжению.

Необходимые коллективу средства производства определяются по нормативам потребности на 1000 га площади пашни (посева культур). Они могут быть переданы ему в пользование и распоряжение или в аренду на определенный срок на договорной основе по акту с указанием технического состояния, возраста и балансовой стоимости, а также вида угодий, площади и качественного состояния (балльной оценки).

12.3. Развитие отношений собственности и форм хозрасчета

Собственность – это полное обладание вещами, предметами (владение, пользование и распоряжение ими). В производстве собственность выступает как надежная опора для человека лишь тогда, когда, во-первых, она персонифицированно выступает в качестве частной собственности, индивидуальной или групповой и, во-вторых, когда ее вещественный состав (средства производства) соединяется с живым трудом, дает доход и в процессе вложений растет. Формы собственности лежат в основе понятий «разгосударствление» и «приватизация». Разгосударствление и приватизация – это процесс изменения формы владения собственностью. Понятие «владение» имеет здесь двойной смысл: владеть – иметь свою собственность, владеть – управлять собственностью.

Разгосударствление экономики представляет собой процесс перехода от государственной экономики к экономике многоукладной. Процесс разгосударствления экономики состоит из разгосударствления собственности. Он включает децентрализацию управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления и смену форм и отношений собственности (приватизацию). Разгосударствление хозяйственного механизма и приватизация проводятся с целью ликвидации монополии государственной собственности, формирования свободных товаропроизводителей и создания условий для конкуренции. Разгосударствление хозяйственного механизма проводится путем передачи имущества госпредприятия в аренду или заключения контракта с его директором. Тем самым государство, оставаясь собственником имущества, освобождается от некоторых функций прямого хозяйственного управления. Второе направление разгосударствления экономики – приватизация обязательно сопровождается сменой собственника. Различие между названными направлениями разгосударствления экономики состоит в степени свободы товаропроизводителей.

В результате разгосударствления хозяйственного механизма и разгосударствления собственности обеспечивается вывод предприятий и организаций из государственного подчинения. В этом случае им придается статус свободных хозяйственных субъектов, деятельность которых осуществляется в конкурентной борьбе. В Республике Беларусь преобразование государственной собственности в сельском хозяйстве проходит через процесс приватизации. При этом наиболее эффективным путем является переход государственной собственности преимущественно к членам трудового коллектива. Учитывая то, что земля является государственной собственностью, объектом приватизации являются имущество и основные средства производства. Организационно-экономической основой таких преобразований является формирование долевого фонда. Определение имущественной доли и передача ее стоимости предоставляет ее владельцу экономическую свободу в выборе формы хозяйствования. В частности он может: 1) работать единолично и вести фермерское хозяйство; 2) объединить свой капитал с другими собственниками и не быть самостоятельным хозяином; 3) продать, передать по наследству и т.д.

На практике при выборе рыночных форм хозяйствования необходимо исходить из следующих принципов:

1) экономической целесообразности, то есть освоение новых форм хозяйствования должно сопровождаться стабилизацией или ростом производства;

2) не разрушать социального облика села. Обеспечить всем производителям сельхозпродукции равные условия пользования объектами производственной и социальной инфраструктуры;

3) максимально учитывать конкретные местные условия, специализацию, уровень обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами, размещение производственных и социальных объектов, сложившуюся психологию и навыки людей;

4) обеспечение предельной интеграции исполнительских и управленческих функций;

5) обеспечение беспрепятственного развития личного подсобного хозяйства, участия в различных организационных структурах;

6) последовательность перехода к новым формам хозяйствования;

7) добровольность выбора форм хозяйствования. Свою судьбу определяют только сами владельцы имущественных паев.

Выше указанные принципы могут быть реализованы при реформировании сельхозпредприятий в следующих вариантах:

1) все члены бывшего СПК или унитарного предприятия (УП) добровольно объединяют свои имущественные паи и организуют на базе нынешнего хозяйства акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив;

2) члены структурных подразделений объединяют имущественные доли и самостоятельно создают в рамках нынешнего хозяйства несколько акционерных обществ или кооперативов с последующим объединением их на добровольной основе в ассоциацию;

3) выделение небольших самостоятельных внутрихозяйственных коллективов, желающих работать на арендной основе. Постепенно они приобретают в свою собственность арендуемые средства производства и становятся полными их собственниками;

4) СПК (УП) полностью разделяется на малые коллективы, самостоятельные крестьянские хозяйства, которые объединяются в союз или ассоциацию для координации и организации совместных подразделений по производственным услугам, использованию социальных объектов, материально-техническому обслуживанию, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

На современном этапе в сельхозпредприятиях Республики Беларусь система хозрасчета строится исходя из следующих экономических условий, которые регламентируют хозрасчетную деятельность:

1) госзаказ на поставку отдельных видов сельскохозяйственной продукции;

2) реализация остальной сельскохозяйственной продукции по договорам;

3) рынок средств производства;

4) договорные цены на сельскохозяйственную продукцию;

5) единые закупочные цены на продукцию, поставляемую по госзаказу;

6) свободное выделение кредитов при гарантии возврата ссуды в установленный срок.

Переход к рыночным отношениям отражается также на формировании и использовании прибыли. В этой связи различают следующие формы хозрасчетных отношений: нормативное распределение прибыли (рис. 1), нормативное распределение хозрасчетного дохода (рис. 2) и безнормативное распределение.

Большое внимание в хозрасчетных предприятиях уделяется использованию прибыли. В первую очередь определяется часть балансовой прибыли, облагаемая налогами. Балансовую прибыль уменьшают на дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, на доходы от долевого участия в совместных предприятиях. Из оставшейся суммы прибыли производится уплата налогов: на прибыль, с оборота (в случае производства продукции,

Рис. 1. Схема распределения прибыли

облагаемой этим налогом), а также местные налоги и сборы. Остальная часть прибыли используется по собственному усмотрению без регламентации распределения ее по отдельным фондам.

Таким образом, рассматриваемую форму хозрасчета можно назвать безнормативной. С ее освоением усиливаются хозрасчетные принципы функционирования в условиях рынка, повышается роль налоговой системы, расширяется самостоятельность предприятий в организации производства и распоряжении результатами деятельности.

Рис. 2. Схема распределения дохода.

12.4. Организация внутрихозяйственных экономических отношений

В условиях развития свободной рыночной экономики, особенно на начальной стадии, когда издержки переходного периода влекут падение эффективности  материального производства, становится актуальной проблема коренного изменения механизма управления экономикой сельхозпредприятия. Одним из путей решения данной проблемы является усиление воздействия внутрихозяйственных экономических рычагов на конечные результаты работы сельхозпредприятия.

В общем виде элементами системы внутрихозяйственных экономических взаимоотношений могут быть подсистемы планирования, экономического стимулирования и ответственности, определяющие имущественные, производственные и финансовые отношения между сельхозпредприятием и его структурными подразделениями, а также непосредственно между самими подразделениями (основными, вспомогательными и обслуживающими).

Конечной целью функционирования данной системы является получение сельхозпредприятием прибыли путем производства и реализации конкурентоспособной сельхозпродукции высокого качества. При этом движущей силой системы является мотивационный механизм частичного саморегулирования, который наряду с командно-административными методами находится в основе функционирования системы.

Сутью данного механизма является то, что на внутрихозяйственном уровне вводится экономическое и материальное стимулирование. Оно базируется на принципах самоокупаемости  и самофинансирования внутрихозяйственных подразделений сельхозпредприятия и опосредуется через экономическую заинтересованность трудовых коллективов в максимальном повышении конечных результатов, как своего подразделения, так и сельхозпредприятия в целом. При этом обеспечение экономического стимулирования происходит посредством предоставления подразделениям относительной самостоятельности, а также возможности распоряжаться частью конечных результатов своего труда в виде определенной доли прибыли. В их компетенцию в данном случае входит самостоятельное решение вопросов оперативного планирования, регулирования и управления производством в рамках подразделения.

Для организации внутрихозяйственных экономических взаимоотношений на вышеизложенных принципах в сельхозпредприятии должны быть созданы следующие условия:

1. Относительная имущественная самостоятельность внутрихозяйственных подразделений. Это условие обеспечивается путем закрепления за подразделениями определенной части основных средств производства, которые могут быть сданы ему в аренду. Такая имущественная самостоятельность обеспечивает подразделениям организационную самостоятельность в сфере производства и является необходимым условием для предоставления ему экономической самостоятельности;

2. Относительная экономическая самостоятельность производственных подразделений может быть достигнута посредством сокращения количества централизованно доводимых показателей и использования внутри подразделений отдельных элементов рыночной экономики. В частности, в сельхозпредприятиях вводится механизм формирования расчетных (договорных) цен на производственную продукцию и оказанные услуги с целью осуществления взаиморасчетов как между подразделениями, так и между подразделением и администрацией сельхозпредприятия. В этом случае экономическая самостоятельность призвана усилить на уровне подразделений воздействие таких принципов, как экономическая заинтересованность и экономическая ответственность, а также соизмерение затрат с конечными результатами деятельности;

3. Относительная финансовая самостоятельность подразделений. Данное условие осуществляется путем организации системы финансовых расчетов на внутрихозяйственном уровне. С этой целью в рамках системы внутрихозяйственных экономических взаимоотношений образуется внутрихозяйственный финансово-расчетный центр (ФРЦ). В этом случае все взаиморасчеты межу сельхозпредприятием и его подразделениями, а также между подразделениями за материальные ресурсы, произведенную продукцию и оказанные услуги производятся на основе установленных расчетных (договорных) цен;

4. Создание внутрихозяйственной рыночной инфраструктуры. Это условие подразумевает формирование различных субъектов экономических взаимоотношений внутри сельхозпредприятия. В частности, к ним могут относится как подразделения основного (растениеводство и животноводство), так и вспомогательного и обслуживающего производства (автопарк и ремонтная мастерская), а также ФРЦ, планово-экономическая служба и др.;

5. Организация внутрихозяйственных договорных отношений между подразделениями, а также между сельхозпредприятием и его подразделениями предусматривает заключение внутрихозяйственных договоров на аренду основных средств производства, на постановку материально-технических ресурсов и произведенной сельхозпродукции, на выполнение определенных работ и оказание услуг. В этих договорах в обязательном порядке указываются наименования, объем и сроки поставки, различные нормы и нормативы, внутрихозяйственные расчетные (договорные) или реализационные (закупочные) цены, обязанности и ответственность сторон и т.д.

Таким образом, вышеизложенная система внутрихозяйственных экономических взаимоотношений должна обеспечить мобилизацию внутренних  резервов и ресурсов сельхозпредприятия для достижения максимальных результатов, что чрезвычайно важно в современный период развития и становления рыночных отношений.


ДЕНЕЖНАЯ ВЫРУЧКА

Фонд оплаты труда

и другие затраты

РИБЫЛЬ

Расчеты с бюджетом и вышестоящим органом

Уплата

процентов за кредит

ОСТАТОЧНАЯ ПРИБЫЛЬ

Фонд социального развития

Фонд развития производства, науки и техники

Фонд материального поощрения

ДЕНЕЖНАЯ ВЫРУЧКА

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

ДОХОД

РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ И ВЫШЕСТОЯЩИМ ОРГАНОМ

УПЛАТА ПРОЦЕНТОВ  ЗА КРЕДИТ

ХОЗРАСЧЕТНЫЙ ДОХОД

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА, НАУКИ И ТЕХНИКИ

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЕДИНЫЙ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14000. Гастролюючий музичний ансамбль. Організація гастролей 134 KB
  КУРСОВА РОБОТА Тема: Гастролюючий музичний ансамбль. Організація гастролей. Зміст Вступ Розділ 1. Розвиток концертної та гастрольної діяльності Початок і розвиток гастрольної діяльності 1.2. Роль менеджера в концертній діяльності Розділ 2. Орг...
14001. Влияние русской духовной музыки на творчество русских композиторов XIX века 140 KB
  ВВЕДЕНИЕ С давних времён культура свидетельствует о духовном состоянии и сознании человека и общества. Нестабильность жизни разрушение нравственных ориентиров социальные и экологические катаклизмы создают кризис человечества. В связи с этим особ...
14002. Исследование восприятия музыки и её воздействия на человека 55.48 KB
  Содержание: Введение Глава 1: Психофизиологический аспект восприятия и влияния музыки 1.1 Психофизиологические реакции человека связанные с восприятием музыки 1.2 Восприятие музыкального ритма и его влияние на слушателя Глава 2: Музыкальное переживание ка
14003. Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников 133 KB
  Музыкальноигровое творчество как вид деятельности дошкольников Курсовая работа Оглавление: Введение Глава 1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка Игровая д...
14004. Методические материалы по анализу музыкальных форм 52.92 KB
  Методические материалы по анализу музыкальных форм. Оглавление Рекомендации к написанию курсовой работы по анализу музыкальных форм.2 Образец титульного листа курсовой работы по анализу музыкальных форм6 Методика составления схемы формы музыкального произведен...
14005. Роль музыки в создании образа спектакля 231.33 KB
  Курсовая работа По предмету: Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса По теме: Роль музыки в создании образа спектакля Содержание Введение I Музыка –элемент театрализованного представления II Особенности и классификация т
14006. Роль восприятия музыки в развитии образного мышления младших школьников 246.5 KB
  Содержание: Введение Глава I. Теоретические аспекты исследования 1.1 Образное мышления младших школьников на уроках музыки 1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста 1.3 Игра как ведущий вид деятельности в развитие образного мышления младших школьнико
14007. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников 67.5 KB
  Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы
14008. Развитие музыкального восприятия младших школьников 49.5 KB
  Лекция 2. Развитие музыкального восприятия младших школьников План лекции 1. Сущность музыкального восприятия 2. Особенности музыкального восприятия младших школьников 3.Основные этапы ознакомления учащихся с новым музыкальным произведением Сущность м...