22446

СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Организация производства на предприятиях отрасли. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях Под ред. Организация сельскохозяйственного производства.

Русский

2013-08-04

54.5 KB

57 чел.

Организация производства

Ушкевич Александр Михайлович

36 часов лекций, 34 часа практических, 6 часов – КСР лекции, 10 часов – КСР практические

Литература

1. Дегтяревич И.И. Организация производства на предприятиях отрасли. Курс лекций: Учебное пособие. - Гродно: УО «ГГАУ», 2007. 132 с.

2. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях / Под ред. И.Ш. Горфинкеля, Н.М. Тищенко. – Мн.: Ураджай, 1997.

3. Организация сельскохозяйственного производства. Под ред. Ф.К. Шакирова. – М.: Колос, 2000. – 504 с.

СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Место сельскохозяйственного производства в системе АПК.

1.2. Понятие и принципы организации производства.

1.3. Особенности сельскохозяйственного производства.

1.4. Закономерности организации производства.

1.1. Место сельскохозяйственного производства в системе АПК

На всех этапах развития человеческого общества сельское хозяйство играло и играет чрезвычайно важную роль. Главной целью его является достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, объединение усилий с другими отраслями АПК для получения высоких конечных результатов.

Сельское хозяйство является важнейшей отраслью материального производства. В Республике Беларусь в нем занято свыше 20% трудовых ресурсов, более 25% основных производственных фондов и производится около 30% всего национального дохода. Примерно 2/3 личных потребностей населения составляют сельскохозяйственные продукты в сыром или переработанном виде.

В системе АПК сельскохозяйственному производству придается большое значение по улучшению качества продукции, устранению ее потерь на всех стадиях производства, транспортировки, переработки, хранения и реализации; широкому использованию индустриальных и безотходных технологий производства. В силу специфики сельскохозяйственного производства стоит также задача в целом перед АПК приблизить предприятия перерабатывающей промышленности к сырьевой зоне, активнее развивать прямые связи сельхозпредприятий с перерабатывающей промышленностью (мясокомбинат, молокозавод, хлебозавод, сахарный завод и т.д.), предприятиями торговли, общественного питания; повысить взаимную ответственность заготовительных организаций и хозяйств за выполнение договорных обязательств.

1.2. Понятие и принципы организации производства

Производство сельхозпродукции включает ряд элементов биологического, технического и экономического характера. Однако все их многообразие можно свести к трем основным: природа, труд и средства производства.

Природные факторы проявляются, прежде всего, в земельной площади (га) и ее качественном выражении – плодородии почв в баллах.

Труд выступает в виде количества работников, обладающих необходимыми знаниями, опытом, трудовыми навыками и т.д.

Средства производства представляют собой основные производственные фонды сельхозназначения и оборотные средства в виде сооружений, построек, машин, рабочего и продуктового скота, семян, кормов, удобрений, денежных средств.

Процесс производства сельскохозяйственной продукции представляет собой соединение элементов сельскохозяйственного производства в определенных пропорциях для достижения хозяйственных задач.  При этом, очевидно, что нормально функционировать сельхозпредприятия могут только при соответствующих принципах, выражающихся в сбалансированности и пропорциональности между элементами производства, нарушение которых приводит к хаосу и развалу производства.

Важнейшим принципом организации является стабильность производства. Она проявляется, прежде всего, в устойчивом объеме и структуре производства. Изменение этих параметров требует больших производственных затрат и продолжительного времени (нескольких лет).

В сельхозпредприятиях сконцентрированы значительные материальные ценности, что вызывает необходимость их высокоэффективного использования.

Решением этих и других сложных вопросов хозяйствования и занимается наука организации производства. В общем виде понятие «организация» представляет собой устройство, упорядочение, налаживание и приведение в систему. Иначе говоря, организация сельскохозяйственного производства определяет что производить, сколько и как.

Результативность использования элементов сельскохозяйственного производства в предприятии выражается как в натуральных (урожайность с.-х. культур, продуктивность животноводства), так и в стоимостных показателях (чистый доход, прибыль). Важнейшими из них является прибыль с единицы земельной площади (1 или 100 га сельхозугодий).

Организация сельскохозяйственного производства включает также и организацию производственных процессов, представляющих собой совокупность действий людей и орудий труда. Рациональная организация работ возможна при соблюдении следующих принципов:

1) пропорциональность;

2) согласованность;

3) равномерность или ритмичность;

4) непрерывность или поточность.

Под пропорциональностью понимается установление соразмерностей между производительностью работников и механизмов при выполнении отдельных операций, а также между машинами, выполняющими разные, но взаимосвязанные между собой операции (уборка зерновых и отвозка зерна, а также его переработка на току).

Под согласованностью понимается выполнение отдельных работ в строго определенное для них время. Это связано с выполнением разных работ в предусмотренной последовательности во времени (защита от болезней, дефолиация люпина).

Под равномерностью или ритмичностью понимается выполнение всех операций одного или нескольких взаимосвязанных между собой рабочих процессов в едином темпе и в едином ритме. При этом ритм определяется наиболее высокопроизводительным агрегатом.

Непрерывность или поточность представляет собой форму организации рабочего процесса, приближенную к промышленности, когда процесс протекает непрерывно, паточно переходя из одного цеха в другой, из одной операции в другую (птицефабрики, животноводческие комплексы; заготовка сенажа, силоса).

1.3. Особенности сельскохозяйственного производства

Сельскохозяйственное производство в силу своей специфики отличается от других отраслей народного хозяйства рядом особенностей.

1. Если во всех отраслях экономики, кроме сельского хозяйства, процесс производства продукции связан с превращением потенциальной энергии в кинетическую (в работу), то в сельскохозяйственном производстве, и особенно в растениеводстве, наоборот. Здесь идет превращение кинетической энергии солнца (световой и тепловой) в потенциальную – в сгустки белка (в урожай).

2. Полученная сельскохозяйственная продукция (семена, корма, молодняк животных), в отличие от промышленной (трактора, машины), служит исходным материалом для собственного воспроизводства. Поэтому в сельхозпредприятиях должен быть создан определенный запас исходных материалов.

3. Сельхозпродукция создается в процессе производства, следовательно, получаемая продукция в нормальных условиях всегда больше исходного продукта. Пример: посеяли 2 ц/га зерновых, а получили урожайность 50 ц/га зерна.

4. Время производства сельхозпродукции всегда больше рабочего времени. Пример: время производства (выращивания) озимой ржи составляет около 300 календарных дней, а время приложения труда на севе, уходе и уборке урожая колеблется от 30 до 40 рабочих дней.

Несовпадение времени производства с рабочим временем приводит к сезонности труда и необходимости развития разных отраслей с несовпадающими сроками проведения работ (сельскохозяйственные отрасли, промышленное производство и подсобные промыслы).

5. В силу различий в механическом составе земель, погодных и других условий наблюдается в сельском хозяйстве в отличие от промышленности сдвиг по срокам выполнения одних и тех же видов работ (сев, уборка и т.д.).

Использование особенностей сельскохозяйственного производства в организации оказывает большое влияние на эффективность производства. Поэтому как наука она больше других экономических дисциплин связана с биологическими и технологическими процессами производства.

1.4. Закономерности организации производства

Закономерности представляют собой устойчивые связи и взаимозависимости экономического порядка. Они действуют в сельскохозяйственных предприятиях в зависимости от умения их использования в конкретных почвенно-климатических условиях и от конъюнктуры рынка. К таким закономерностям можно отнести следующие 4 группы:

1. Закономерности естественноисторического порядка. Сюда относятся: почвенно-климатические условия, распаханность земель, местоположение хозяйства, состояние дорожной сети и др. От них зависят уровень и эффективность сельскохозяйственного производства, величина производственных затрат, сезонность труда и т.д.

Климатические условия проявляются в теплообеспеченности культур, продолжительности вегетативного периода, рельефе местности, наличии водных источников, количестве выпадаемых осадков, расстоянии до пунктов реализации продукции и пр.

На структуру использования элементов производства, специализацию хозяйства и др. стороны оказывает влияние и распаханность. В Республике Беларусь пашня составляет около 65% от всех сельхозугодий в среднем (Малорита – 36,4%, Шклов – более 80%).

Местоположение предприятия также влияет на эффективность производства. Так, по мере увеличения расстояния перевозок и ухудшения качества дорог возрастают производственные затраты. Скоропортящиеся товары (молоко, овощи) требуют дополнительных затрат на хранение и перевозку в специальной таре и т.д.

2. Закономерности технического и технологического порядка. Они способствуют овладению процессами, проходящими в почве, растениях, животных и создают условия для более эффективного использования естественноисторических закономерностей с целью получения нужной и наиболее эффективной сельскохозяйственной продукции. Так, получение ранних скороспелых сортов сельскохозяйственных культур способствует расширению ареала распространения теплолюбивых культур и получению дополнительной выручки, а выпуск малогабаритной техники способствует механизации производства в крестьянских и фермерских хозяйствах.

3. Закономерности экономического и социального значения. К ним в первую очередь относятся запросы рынка, т.к. его устойчивая конъюнктура является главным и определяющим при решении вопроса объемов и структуры производства в сельхозпредприятиях. Социальные условия выражаются в обеспечении нормальных условий жизни, быта и работы, сохранении и создании рабочих мест (детсада нет – дети дома). 

4. Закономерности организационного порядка можно условно разделить на 2 группы: 1) закономерности, определяющие сельхозпредприятие как единую хозяйственную систему; 2) закономерности, определяющие отрасли сельхозпредприятия как подсистемы более низкого порядка.

К закономерностям организационного порядка можно отнести следующие:

а) в первую очередь распахиваются лучшие земли;

б) между высотой урожайности различных с.-х. культур складываются определенные количественные соотношения. Пример: урожайность зерновых 20 ц/га, картофеля 180, т.е. сопоставление составляет 1:9, а при урожайности зерновых 40 ц/га - 1:7, причем с ростом урожайности соотношения становятся уже;

в) между урожайностью зерновых и продуктивностью животных имеется определенная зависимость: чем выше урожайность, тем выше продуктивность животных (табл.1);

Таблица 1

Зависимость величины удоя от урожайности зерновых культур

Урожайность зерновых

Удой на корову

до 25

30

35

40

45

50 и более

3000-3250

3250-3500

3500-3750

3750-4000

4000-4500

4500 и более

г) увеличение расхода кормов на голову животных приводит к снижению расхода кормов на единицу животноводческой продукции и, следовательно, к снижению себестоимости продукции (при высоком качестве кормов).

Отдельные из выше рассмотренных закономерностей используются в сельхозпредприятиях при планировании производства, установлении размеров и специализации производства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83983. Взаимное расположение графиков линейных функций 23.28 KB
  Цели урока: ввести условия пересечения и параллельности графиков линейных функций; отработать умение строить графики линейной функции и прямой пропорциональности; развивать: 1 умение сравнивать выявлять закономерности обобщать; 2 познавательный интерес к предмету; 3 творческие способности учащихся...
83984. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое 85.5 KB
  Тема урока: Главные члены предложения. Цель: создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения способствовать развитию умения определять главные члены в предложении развитию памяти внимания логического мышления устной и письменной речи формированию навыков грамотного письма создать условия для формирования активности социальной роли ученика. Предметные: находить главные члены основу предложения; обозначать графически грамматическую основу. Планируемые результаты: Предметные: находить основу ...
83985. Русская литература XIX века 59.5 KB
  Цели урока: Образовательные: повторение и обобщение изученного в разделе; закрепление полученных знаний. Развивающие: развитие творческого мышления, памяти, речи, внимания учащихся. Воспитательные: формирование чувства ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативных навыков.
83986. Наволочка с клапаном. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия 21.21 KB
  Прежде чем начать урок я хочу вас познакомить с табелем в котором буду отмечать при помощи кружков вашу работу устные ответы а также вашу практическую работу Табель контроль Моя оценка пример Ф. Учитель Сегодня на уроке мы обобщим знания о постельном белье.
83987. Наследники славы дедов, отцов и старших братьев 105 KB
  Межпредметные связи: История Великие полководцы России История Великой Отечественной войны; Историческое краеведение Родной край связь истории страны с историей Калужского края Дзержинского района; ИВТ компьютерные проекты Патриоты Отечества От Кремля до...
83988. Закріплення навичок правопису власних і загальних іменників 172.5 KB
  Мета. Закріплювати навички правопису власних і загальних іменників, спонукати учнів вживати у мовленні нові мовознавчі терміни, розвивати пізнавальні інтереси, виховувати патріотичні почуття, любов і повагу до української мови.
83989. Узагальнення знань про частини мови 107 KB
  Загальнопізнавальні цілі: Повторити й узагальнити знання учнів про вивчені частини мови шляхом долання цікавих перешкод вирішення цікавих завдань. Вибирає частини мови. Знайдіть іменники Доберіть прикметник до іменника Визначте дієслова Розуміння Розрізняє суттєве у частинах мови.
83990. Слова, близькі за значенням (синоніми) 111 KB
  Мета: формувати поняття синоніми та їх значення у мові; розвивати мовне чуття, інтерес до мови; збагачувати мовлення виражальними засобами. Обладнання: малюнок дівчини-осені; листочки; індивідуальні карточки.
83991. Часи дієслів 659 KB
  Мета: Удосконалювати вміння та навички учнів розрізняти дієслова теперішнього, минулого і майбутнього часів; розвивати інтелектуальні здібності учнів, уяву, мислення, пам’яті, мовлення учнів, вміння послідовно висловлювати свої думки; формувати навички співпраці, розвивати комунікативні...