22447

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА»

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

и науки Организация производства. Организация производства есть наука изучающая закономерности рационального построения и ведения в них производства с целью повышения его эффективности и обеспечения дальнейшего роста народного благополучия. Закон планомерного и пропорционального развития требует установления в них оптимальных пропорций между всеми элементами производства.

Русский

2013-08-04

37.5 KB

36 чел.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА»

2.1. Предмет и объекты науки.

2.2. Методы и задачи науки.

2.1. Предмет и объекты науки

Сельскохозяйственное предприятие является объектом исследования ряда экономических, технологических и технических наук, в т.ч. и науки «Организация производства».

Организация производства – есть наука, изучающая закономерности рационального построения и ведения в них производства  с целью повышения его эффективности и обеспечения дальнейшего роста народного благополучия.

Теоретической основой науки служит «Экономическая теория». В своих исследованиях организация опирается на объективные экономические законы, изучаемые ею. В соответствии с основным экономическим законом сельскохозяйственные предприятия должны производить продукцию в размерах, удовлетворяющих возрастающие потребности страны, а для этого необходимо непрерывно развивать и совершенствовать производство. Закон планомерного и пропорционального развития требует установления в них оптимальных пропорций между всеми элементами производства. Закон общественного разделения труда диктует необходимость организации предприятий, отраслей и подразделений на основе специализации. Закон расширенного воспроизводства требует развития их сельхозпредприятий на расширенной основе. Закон экономии времени – обязательно организовать производство с минимальными затратами труда на единицу продукции, закон распределения по труду – устанавливать оплату с учетом количества и качества труда. Связана также организация и с технологическими и техническими науками. Так, создание новых машин вызывает необходимость изменения технологических приемов и наоборот, т.е. организация устанавливает рациональное соотношение земельных угодий, технических и др. средств производства, рабочей силы и финансов, сочетание отраслей и т.д. В процессе развития все они дополняют и обогащают друг друга.

Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях как экономическая наука призвана рекомендовать методы наиболее эффективного использования земли как важнейшего средства производства, материальных и трудовых ресурсов. Она изучает способы рационального сочетания труда и средств производства, формирование отраслей и всего хозяйства в целом, обобщает передовой опыт, намечает пути повышения эффективности производства, способствует осуществлению аграрной политики государства.

Организация производства в сельхозпредприятиях как наука отличается от других наук тем, что она изучает не машины, не землю, не растения и животных, а закономерности организации производства, раскрывающие роль труда рабочих, использующих в своей деятельности землю, машины, растения и животных. В отличие от технических наук, она изучает не физическую природу технических средств производства, а способы соединения труда со средствами производства.

Главным содержанием науки является изучение процесса производства сельскохозяйственной продукции, который включает три момента:

- труд как целесообразную деятельность человека;

- предметы труда – землю, растения, животных и др. (т.е. то, на что направлен труд);

- средства труда – машины, оборудование и др. средства производства (то, чем человек воздействует на предметы труда).

В процессе производства живой труд, соединяясь с овеществленным (предметы и средства труда), создает продукцию.

Следовательно, предметом науки «Организация производства» является изучение организационно-экономических и общественных закономерностей производства и реализации сельскохозяйственной продукции, включающих изучение методов организации рабочей силы, сочетания отраслей, рациональной концентрации и специализации, механизации и электрификации хозяйства, соотношения земельных угодий, технических и др. средств производства и финансов хозяйства, оплаты и материального стимулирования и т.д.

2.2. Метод и задачи науки

Под методом науки понимается способ познания изучаемого предмета.

Методологической основой науки организации производства (как и других наук) является всеобщий метод познания природы, общества и человеческого мышления – диалектический материализм. Он учит рассматривать все явления в их взаимосвязи и взаимодействии, в переходе количественных изменений в качественные, в единстве и борьбе противоположностей, в борьбе нового, прогрессивного со старым.

Статистический метод позволяет провести группировку, расчленение изучаемого явления на части. Он очень широко используется в экономической науке при изучении массовых данных и позволяет установить связь между отдельными явлениями (влияние профессиональной подготовки механизаторов на результаты работы).

Монографический метод – детальное изучение отдельных явлений, передового опыта за ряд лет.

Экспериментальный метод представляет собой практическую проверку теоретических разработок (изучение вопросов оплаты, хозрасчета, аренды). Исходя из результатов эксперимента, даются рекомендации для всех хозяйств.

Расчетно-конструктивный метод  применяется при сопоставлении нескольких вариантов и выборе наиболее эффективного из них. Он наиболее приемлем для инженерно-технических и агрономических исследований.

Экономико-математический метод применяется, когда на изучаемый объект влияет много факторов. Он наиболее дорогой в использовании. Пользуются им наиболее квалифицированные исследователи.

Наука «Организация производства» решает задачи, которые ставит правительство перед сельским хозяйством на разных этапах его развития. Среди них можно выделить следующие:

1) совершенствование хозрасчетных отношений и методов экономического стимулирования производства;

2) разработка методов ускорения темпов повышения производительности труда;

3) разработка и обоснование рациональных форм межхозяйственной кооперации и агропромышленного интегрирования;

4) определение оптимальных уровней концентрации специализированного производства;

5) совершенствование систем ведения хозяйства при углублении специализации и повышении концентрации производства применительно к природным зонам и экономическим районам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84998. Город как среда обитания человека 31.04 KB
  Изучаемые вопросы Основные признаки современного города. Привлекательность города для жизнедеятельности человека. Наиболее характерные опасные ситуации для современного города. в городах мира проживало 3 населения Земли в начале XX в.
84999. Жилище человека и особенности его жизнеобеспечения 28.05 KB
  Напомнить бытовые приборы используемые в повседневной жизни заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Необходимость соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения дома квартиры и бытовых приборов для гарантии личной безопасности и безопасности окружающих. Обратить внимание учащихся что появление в жилище все новых различных приборов потребует от человека другого отношения к своему дому и иных...
85000. Особенности природных условий в городе 28.48 KB
  Особенности природных условий в городе Цель урока. Сформировать целостное представление учащихся о природных условиях в городе проживания уточнить факторы влияющие на особенности природных условий в вашем городе; отметить факторы положительно влияющие на микроклимат города и факторы отрицательно влияющие на экологическую обстановку в городе. Обсудить правила безопасности поведения в повседневной жизни с учетом экологической обстановки в городе. Меры по обеспечению личной безопасности которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в...
85001. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность 28.74 KB
  Обратить внимание на необходимость соблюдать определенные правила взаимоотношений с окружающими людьми вырабатывать умение жить с ними в согласии и обеспечивать личную безопасность. Взаимоотношения с окружающими людьми в городе. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в городе. Но для приобретения жизненного опыта и обеспечения собственной безопасности большое значение имеет правильное выстраивание своих взаимоотношений с окружающими людьми.
85002. Основы безопасности жизнедеятельности человека 29.76 KB
  Изучаемые вопросы Опасные и чрезвычайные ситуации и их классификация но месту возникновения. При стечении определенных обстоятельств любая опасность может стать причиной возникновения опасной или чрезвычайной ситуации. Дать определения опасной и чрезвычайной ситуаций и обратить внимание на существенное различие опасной ситуации от чрезвычайной. Подчеркнуть что в большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек нарушая общепринятые нормы и правила поведения человеческий фактор.
85003. Пожарная безопасность. Определение пожара и пожарной безопасности 27.76 KB
  Систематизировать знания учащихся о пожаре об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни. Рассказать о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров. Дать определение пожара показать основные причины возникновения пожаров привести примеры последствий пожаров имевших место в нашем городе. Довести до учащихся в доступной для них форме организацию защиты населения страны от пожаров.
85004. Безопасное поведение в бытовых ситуациях 27.25 KB
  Разобрать ситуационные задания по обеспечению личной безопасности в бытовых ситуациях; выработать убеждение в необходимости соблюдать правила эксплуатации бытовых приборов и систем в целях обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Меры безопасности при пользовании в доме водой. Контрольные вопросы Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пользовании электроприборами Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пользовании бытовым газом Какие меры безопасности следует соблюдать при пользовании в доме водой...
85005. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений 37.2 KB
  Наводнения. Опасность которую представляют наводнения для жизнедеятельности человека. Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения. Правила поведения во время наводнения.
85006. Лесные и торфяные пожары и их характеристика 33.21 KB
  Лесные и торфяные пожары и их характеристика Цель урока. Познакомить обучаемых с опасным природным явлением биологического происхождения лесными пожарами показать основные причины возникновения лесных пожаров особо подчеркнуть что в 80 случаев лесные пожары возникают по вине человека. Изучаемые вопросы Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров.