22449

РАЗМЕРЫ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Показатели размеров сельхозпредприятий Опыт преобразований сельского хозяйства в республике Беларусь и за ее пределами показывает что нельзя противопоставлять крупное производство мелкому. Поэтому рациональная организация производства предполагает определение наиболее целесообразного размера хозяйства. Крупные хозяйства обладают определенными преимуществами однако при этом следует иметь в виду то что с увеличением земельной площади увеличиваются и транспортные расходы усложняется управление что к сожалению отрицательно влияет на...

Русский

2013-08-04

39 KB

6 чел.

 РАЗМЕРЫ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ

И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

4.1. Показатели размеров сельхозпредприятий.

4.2. Условия и методы, определяющие размеры сельхозпредприятий.

4.1. Показатели размеров сельхозпредприятий

Опыт преобразований сельского хозяйства в республике Беларусь и за ее пределами показывает, что нельзя противопоставлять крупное производство мелкому. В зависимости от условий производства, социально-экономической структуры региона эффективными могут быть и крупный сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК), и небольшой кооператив, и частное фермерское хозяйство. Поэтому рациональная организация производства предполагает определение наиболее целесообразного размера хозяйства. Он должен соответствовать уровню развития производительных сил, интенсивности производства, специализации, т.е. быть оптимальным. Иначе говоря, под оптимальным размером принято понимать такой размер сельхозпредприятия или его подразделения, который при прочих равных условиях обеспечивает лучший результат его производственной деятельности.

Крупные хозяйства обладают определенными преимуществами, однако при этом следует иметь в виду то, что с увеличением земельной площади увеличиваются и транспортные расходы, усложняется управление, что к сожалению отрицательно влияет на эффективность производства.

Размер сельхозпредприятия характеризуют следующие показатели:

1) объем выхода валовой и товарной продукции;

2) площадь земель, в т.ч. сельхозугодий, пашни, многолетних насаждений;

3) поголовье скота;

4) число занятых работников;

5) стоимость основных производственных фондов и т.д.

Однако, главным показателем размера сельхозпредприятия, его подразделения следует считать стоимость произведенной продукции. Этот показатель позволяет сравнить по размеру хозяйства независимо от их специализации, района расположения, технической вооруженности и т.д. Стоимость продукции может быть определена в сопоставимых или закупочных ценах.

О размере сельхозпредприятия можно также судить по объему произведенной главной продукции в натуральном выражении (но при этом следует иметь в виду то, что этот показатель зависит и от посевной площади, а это искажает истину).

Пример:

Валовой сбор зерна составляет 20000 ц при урожайности 20 ц/га.

Площадь = 20000 : 20 = 1000 га;

20000 ц при урожайности 40 ц/га. Площадь = 20000 : 40 = 500 га.

Наиболее стабильные показатели: размер земельной площади, поголовье животных (6 тыс. гол., 12, 24, 48, 108 и т.д.).

Рациональные размеры:

- молочно-мясные хозяйства: 4,5 – 6,5 тыс. га пашни;

- льноводческие хозяйства: 3,5 – 6,5 тыс. га пашни;

- овощеводческие хозяйства: 1,8 – 2,0 тыс. га пашни;

- подразделения: 800 – 1200 га пашни и 10 – 14 механизаторов.

Фермы:

- молочные: минимум 200 гол., оптимально 400 гол., максимум 600 гол.;

- нетельные комплексы: 3,0 – 3,5 тыс. гол.;

- по доращиванию и откорму КРС: 5 – 10 тыс. гол. годового откорма;

- свиноводческие комплексы: 12 – 24 тыс. гол. откорма (корма свои)

              54 – 108 тыс. гол. (на покупных кормах);

4.2. Условия и методы, определяющие размеры сельхозпредприятий

На размеры сельхозпредприятий оказывают влияние следующие условия (факторы):

- природные;

- экономические;

- технические;

- организационные и т.д.

Все они действуют во взаимосвязи и нередко в прямопротивоположных направлениях. Основные из них – природные условия (рельеф, компактность и конфигурация земельных угодий, водообеспеченность и т.д.).

Экономические: специализация, уровень интенсивности производства. Специализация оказывает решающее влияние на размер. Так, уменьшение числа товарных отраслей, возделываемых культур и т.д. приводит к упрощению производственной структуры и увеличению размера хозяйства.

Технические: уровень механизации в различных отраслях, транспортные условия, техническая оснащенность и т.д.  Повышение уровня механизации способствует укрупнению сельскохозяйственного производства, т.к. обеспечивается фронт работ для более сложной техники, которая вследствие увеличения стоимости окупается лишь при больших размерах производства.

Транспортные условия являются существенным фактором, сдерживающим укрупнение хозяйств.

Организационные: размещение населенных пунктов, их величина, управляемость, дорожная сеть.

Место жительства работников, величина населенных пунктов, расстояние между ними тоже влияют на размеры сельхозпредприятий и их подразделений. При оптимальном размере переход и переезд к месту работы не должен превышать 30-40 минут.

Все эти факторы в обязательном порядке следует учитывать при  обосновании рациональных размеров сельхозпредприятий и их подразделений, т.к., например, углубленная специализация производства, высокая техническая оснащенность и рост уровня механизации, хорошие транспортные условия, компактность земельных массивов способствуют увеличению их размеров, а рассредоточенность земельных угодий, недостаточная обеспеченность транспортом, плохое состояние дорог, холмистый рельеф, высокая залесенность местности, наоборот, сдерживают увеличение их размеров.

Для установления рациональных размеров сельхозпредприятий используют следующие методы:

1) статистический;

2) монографический;

3) вариантный (расчетно-конструктивный);

4) экономико-математический.

При помощи статистического метода обобщается опыт работы хозяйств различных размеров, но одинаковой специализации. При этом группировки дают возможность установить при каких размерах (земли, скота) достигается максимальная эффективность.

Монографический метод позволяет установить какие факторы позволили достичь высокой эффективности производства.

С помощью расчетно-конструктивного метода (через приведенные затраты) сразу устанавливаются размеры бригад, ферм, а потом – обосновывается количество подразделений и определятся размер хозяйства.

При этом используется формула:

П = Э + ЕнК,

где П – приведенные затраты, руб.;

     Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений;

     К – стоимость капиталовложений, руб.

Экономико-математический метод предполагает решение соответствующей экономико-математической задачи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24324. Исследование классов в Java 772.5 KB
  На занятии рассматривается порядок объявления и применения классов и их членов при разработке приложений для Java SE в IDE NetBeans. Для выполнения заданий этого занятия требуются программное обеспечение и ресурсы
24325. Позиционирование товара на рынке. Способы и этапы выбора позиции 35 KB
  Позиционирование товара на рынке. Позиционирование по мнению специалистов это деятельность по выбору целевых сегментов задающих области конкуренции и выбор отличительных преимуществ определяющих методы конкурентной борьбы. Всегда ли уместно позиционирование Не рекомендуется тратить время и деньги если целевой сегмент малорентабелен слишком мал сам по себе качество и характеристики предлагаемого товара и товаров конкурентов малозначимы для реальных покупателей издержки позиционирования превышают прибыль от него. Вместе с тем...
24326. Исследование циклических конструкций Java 183 KB
  Оператор цикла for(цикл со счетчиком). Оператор цикла while (цикл с предусловием). Оператор цикла do...while (цикл с постусловием). Конструкции перехода (прерывания)
24327. Понятие сбыта и сбытовой политики фирмы 46 KB
  Понятие сбыта и сбытовой политики фирмы. комплексность с другими элементами маркетингамикс скоординированность сочетание решений в сфере сбыта ценообразования коммуникаций сервиса и др. системность рассмотрение сбыта и остальных инструментов как элементов вызывающих синергетический эффект от их совместного применения гибкость готовность к пересмотру своих позиций в случае необходимости. Задача сбытовой политики управление конкурентоспособностью товара путем управлением каналами сбыта планирование длины ширины и...
24328. Поведение потребителей. Факторы, влияющие на поведение потребителя 42.5 KB
  Факторы влияющие на поведение потребителя. потребитель выражая свои симпатии и антипатии покупательские предпочтения может решать судьбу фирмыпроизводителя как продавца фирма стремится в максимальной степени задействовать все свои возможности всестороннего и углубленного изучения потребителя потенциального покупателя включая вопросы мотивации покупательского оповещения потребителей принятие решение о покупке формирование покупательских предпочтений. Рассматривая поведение потребителя экономисты задаются вопросом: каким образом...
24329. Сущность цели и функции маркетинга. 30 KB
  Функции маркетинга: Аналитическая изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы; Продуктовопроизводственная это создание новых товаров которые соответствуют требованиям потребителей. Функция управления и контроля сосредоточение всего комплекса маркетинга в руках одного из высших должностных лиц. Концепции маркетинга это основные подходы на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность.
24330. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТОКСИКАЦИИ 164.5 KB
  Определение и классификация хронических профессиональных интоксикаций; клиника, диагностики и лечение хронических интоксикаций тяжелыми металлами (свинцом, ртутью, мышьяком); клиника, диагностики и лечение хронической интоксикации бензолом и его соединениями; клиника, диагностики и лечение хронических интоксикаций хлор- и фосфорорганическими соединениями; экспертиза трудоспособности и реабилитация при хронических профессиональных интоксикациях.
24331. Особенности маркетинговой деятельности в виртуальной среде 89 KB
  Динамичное развитие информационных технологий в частности технологий коммуникации делает актуальным вопрос использования глобальной сети Интернет в маркетинговой деятельности предприятия. Необходимо понимать что Интернет это не та инновация к которой можно приспособиться подкорректировав традиционную модель бизнеса или создав собственный сайт. Очевидно что использование Интернета в системе маркетинга предприятий благодаря его уникальным маркетинговым характеристикам интерактивность гибкость и масштабируемость а также...
24332. Модель безубыточности производства Точка безубыточности 40 KB
  Модель безубыточности производства Точка безубыточности Материал из Википедии свободной энциклопедии Точка безубыточности минимальный объем производства и реализации продукции при котором расходы будут компенсированы доходами а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли. Точка безубыточности в денежном выражении такая минимальная величина дохода при...