22451

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Производство сельскохозяйственной и других видов продукции осуществляется работниками воздействующими на предметы труда средствами труда. Уровень оснащенности сельского хозяйства основными фондами характеризуют следующие показатели: фондообеспеченность фондооснащенность – это стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий; фондовооруженность труда – это стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения на 1 работника хозяйства; ...

Русский

2013-08-04

152.5 KB

35 чел.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ

ПРОИЗВОДСТВА

6.1. Состав и структура основных и оборотных средств (производственных фондов). Показатели оснащенности ими и эффективного использования.

6.2. Организационно-экономические требования к рациональной системе машин.

6.3. Определение потребности и организация рационального использования МТП.

6.4. Поточно-цикловой метод использования техники.

6.5. Показатели и пути повышения эффективного использования МТП.

6.6. Организация хранения сельскохозяйственной техники.

6.7. Организация нефтехозяйства.

6.1. Состав и структура основных и оборотных средств (производственных фондов). Показатели оснащенности ими и эффективного использования.

Исторический опыт свидетельствует о том, что каждый общественный строй реально подчиняет себе производство тогда, когда имеет определенную материально-техническую базу (МТБ). Производство сельскохозяйственной и других видов продукции осуществляется работниками, воздействующими на предметы труда средствами труда. Средства труда и предметы труда в совокупности составляют средства производства, которые являются вещественной основой МТБ сельхозпредприятий.

Средства производства имеют натуральное и стоимостное выражение. Поставленные на баланс хозяйства и учитываемые в денежной форме, они составляют производственные фонды (ПФ) предприятия. В зависимости от срока службы и характера участия в производственном процессе они подразделяются на основные и оборотные.

Основные фонды (машины, оборудование и т.д.) в процессе производства не изменяют своей первоначальной натуральной формы. Они переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию по частям, по мере физического износа (амортизации), т.к. находятся и используются в хозяйстве на протяжении многих циклов производства продукции.

Оборотные фонды (нефтепродукты, корма, семена и т.д. (кроме удобрений)) полностью переносят свою стоимость на созданную продукцию. В процессе производства они видоизменяют свою первоначальную форму и полностью потребляются за один цикл. Оборотные фонды и фонды обращения образуют оборотные средства.

Оборотные средства: производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства.

Фонды обращения: готовая продукция на складах, в фирменных магазинах, денежные средства.

Оборотные фонды: производственные запасы (корма, семена и т.д.) и незавершенное производство.

В сельском хозяйстве принята следующая классификация основных фондов:

I. Основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения: здания, сооружения, передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; рабочий скот; продуктивный скот; многолетние насаждения и т.д.

Основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения делятся на основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения растениеводства, животноводства, общественного назначения.

II. Основные производственные фонды несельскохозяйственного назначения: объекты промышленных производств (подсобные цеха); объекты строительства; объекты торговли и общественного питания.

III. Непроизводственные основные фонды: объекты ЖКХ, объекты просвещения, объекты культуры, объекты здравоохранения, физкультуры.

Размер и структура основных производственных фондов, а также оборотных фондов определяются специализацией хозяйства, т.е. они находятся в зависимости от уровня развития и сочетания главной, дополнительных и подсобных отраслей. Структура основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения по Республике Беларусь характеризуется следующими данными:

- здания, сооружения и передаточные устройства - ≈ 65%;

- силовые, рабочие машины и оборудование – 16-17%;

- транспортные средства – 3-4%;

- рабочий скот – 0,4%;

- продуктивный скот – 11-12%;

- многолетние насаждения – 0,2%.

Уровень оснащенности сельского хозяйства основными фондами характеризуют следующие показатели:

- фондообеспеченность (фондооснащенность) – это стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий;

- фондовооруженность труда – это стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения на 1 работника хозяйства;

- энергообеспеченность – количество энергетических мощностей на 100 га посевной площади. В настоящее время этот показатель в сравнении с довоенным уровнем возрос более чем в 10 раз (≈ 380 л.с.);

- энерговооруженность труда – количество энергетических мощностей в л.с. на 1 работника. В 1917 г. в крестьянских хозяйствах на 1 работника приходится 0,5 л.с.; в 1940 – более 1, в 1960 – более 5, в 1970 – более 12, в 1980 – более 25, в 1986 – более 32, в настоящее время – около 40 л.с.;

- фондоотдача – количество продукции в стоимостном выражении, приходящейся на 1 руб. стоимости фондов. Фотд ≈ 0,6-0,7 руб.

- фондоемкость (обратный показатель фондоотдачи).

Сколько же надо основных производственных фондов в сельском хозяйстве? В настоящее время разработаны и опубликованы различные нормативы обеспеченности основными производственными фондами (БелНИИ АЭ). Так, на 100 руб. основных производственных фондов надо ≈ 15-18 руб. основных непроизводственных фондов.

Соотношение основных фондов и оборотных средств ≈ 1 : 0,7. То есть на 100 руб. основных фондов надо 70 руб. оборотных средств. Для нормального функционирования молочно-мясных хозяйств нашего региона надо на 100 руб. основных фондов иметь 65-70 руб. оборотных средств.

Основные фонды оценивают по первоначальной и восстановительной стоимости, которая может быть полной и остаточной.

Первоначальная стоимость – это стоимость приобретения с учетом расходов на доставку и монтаж.

Полная восстановленная стоимость – оценка основных фондов в нынешних ценах без их износа.

Остаточная восстановительная стоимость – оценка основных фондов с учетом износа.

Физический износ – износ основных фондов в процессе эксплуатации.

Моральный износ – выпущены новые совершенные образцы. Величина физического износа устанавливается путем определения амортизации.

6.2. Организационно-экономические требования к рациональной системе машин

Под системой машин в сельском хозяйстве понимают совокупность разнородных, но дополняющих друг друга машин и орудий, обеспечивающих комплексную механизацию всех работ как в отдельных отраслях, так и по сельскому хозяйству в целом. Комплексная механизация охватывает все стадии производственного процесса, заменяет ручной труд на основных и вспомогательных операциях.

Рациональная система машин должна отвечать следующим основным требованиям:

1) своевременному и качественному выполнению всех механизированных работ;

2) соответствию биологическим и агротехническим особенностям возделывания сельскохозяйственных культур, прогрессивной технологии и организации производства;

3) снижению затрат труда и средств на единицу выполняемых работ и на единицу продукции, облегчению условий труда и повышению его производительности.

Наиболее прогрессивными направлениями в создании систем машин являются:

1) повышение мощности двигателей и работа машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях;

2) внедрение универсальных, комбинированных, широкозахватных машин и орудий с активными рабочими органами;

3) широкая автоматизация производственных процессов;

4) увеличение производства самоходных машин;

5) облегчение управления машинами, автоматизация регулировок узлов;

6) оборудование кабин вентиляционными и обогревательными установками, уменьшение шума и вибрации с целью улучшения санитарно-гигиенических условий труда механизаторов;

7) создание поточных линий;

8) сокращение численности обслуживающего персонала;

9) разработка и внедрение малогабаритной техники для фермеров.

Большое значение в совершенствовании системы машин для механизации сельского хозяйства имеет повышение энергонасыщенности тракторного парка. Так, внедрение мощных тракторов Джон-Дир, К-701, Т-150, МТЗ-1221 позволит повысить скорость движения машинно-тракторных агрегатов, которая при выполнении многих работ не превышает 8 км/ч.

6.3. Определение потребности и организация рационального использования МТП

Каждое предприятие для ведения производства должно иметь определенный набор техники. Он будет оптимален, если будет соответствовать природным условиям, специализации и т.д.

Для определения потребности хозяйства в технике есть несколько методов: расчетно-конструктивный, нормативный, экономико-математический и т.д., но началом всегда будет тщательный и подробный анализ природных и производственных условий хозяйства, изучение перспектив его развития, факторов, влияющих на уровень использования техники (удельное сопротивление почвы, длина и ширина гонов, размер и конфигурация полей и т.д.). Все расчеты начинают с:

1) технологических карт возделывания сельскохозяйственных культур;

2) для их составления надо провести сравнительную экономическую оценку машинно-тракторных агрегатов;

3) составить сводный план выполнения механизированных работ;

4) составить план-график использования машин в течение календарного года.

Надо выбрать в условиях хозяйства наиболее эффективный машинно-тракторный агрегат. Для этой экономической оценки используются следующие показатели:

- выработка за смену (час) рабочего времени, га;

- затраты труда на гектар, чел.-ч;

- себестоимость 1 га выполненных работ, руб.

Пример: вспашку старопахотных земель на глубину 20-22 см наиболее выгодно выполнять трактором МТЗ-1221 в агрегате с пятикорпусным плугом (табл.2).

Таблица 2

Сравнительная экономическая оценка  машинно-тракторных агрегатов на вспашке

Состав агрегата

Норма

выработки

агрегата

в смену, га

Затраты

труда на 1 га,

чел.-ч

Материально-

денежные средства

на 1 га, тыс.руб.

МТЗ-1221+ ПЛН-5-35

ДТ-75М+ПЛН-4-35

МТЗ-80+ПЛН-3-35

9

6

4,2

0,77

1,16

1,66

13,6

13,9

14,1

Такая оценка показывает, что на междурядной обработке, транспортных и др. работах целесообразно использовать трактор МТЗ, на косьбе, ворошении, сгребании сена – Т-25 (Т-16), на раскорчевке и т.д. – специальные энергоемкие тракторы.

Для измерения всех видов механизированных работ принят условный эталонный гектар при следующих эталонных условиях: вспашка почвы с удельным сопротивлением 0,5 кг/см2 при скорости движения агрегата 5 км/ч на глубину 20-22 см на поле правильной прямоугольной конфигурации при длине гона 800 м. Агрофон: стерня зерновых, влажность до 20-22%. Высота над уровнем моря – до 200 м. Рельеф ровный, каменистость и препятствия отсутствуют.

Эталонный трактор – ДТ-75, Т-75 (Т-74).

Расчет объема тракторных работ в условных эталонных га производится умножением количества сменных норм выработки трактором данной марки на его сменную эталонную выработку.

Сменная эталонная выработка определяется умножением коэффициента перевода трактора в эталонные на установленную продолжительность смены.

Пример: МТЗ-80. Коэффициент перевода в эталонные гектары – 0,7, продолжительность смены – 7 час. Тогда сменная эталонная выработка  составляет: 0,7 х 7 = 4,9 эт.га.

По тракторным работам, по которым устанавливаются нормы выработки исходя из продолжительности смены  (7 час.), количество нормо-смен определяется делением выполненного объема работ в физических единицах на 7- часовую норму выработки в этих единицах.

Пример: трактор МТЗ-80 в агрегате с сеялкой СЗУ-3,6 за 7 часов посеяно 18,6 га. Норма 16,9 га

18,6 га : 16,9 га = 1,1 нормо-смены

1,1 х 4,9 = 5,4 ус.эт.га

Если оплата производится повременно, т.к. нет нормы выработки, то число выполненных нормо-смен определяется делением фактически отработанных часов на продолжительность смены (7 час).

Пример: МТЗ-80 работал 5 час на транспортных работах.

5 : 7 = 0,71 нормо-смен

0,71 х 4,9 = 3,48 усл.эт.га

Коэффициенты перевода тракторов в эталонные по всем маркам есть в справочной литературе.

Зная общий объем усл. эт. га в хозяйстве и выработку на 1 условный эталонный трактор можно установить требуемое количество тракторов:

Пример: Объем усл. эт. га в хозяйстве – 39600. Выработка на 1 эт. трактор в условном хозяйстве – 1200 га.

39600 : 1200 = 33 усл. эт. трактора.

А конкретно по маркам?

Существует несколько подходов определения потребности в технике расчетно-конструктивным  способом.

1. Для расчета потребности в тракторах необходимо составить на основе технологических карт сводный план выполнения работ. При этом данные по всем одноименным операциям в одни календарные сроки суммируем.

Пример: культивация по яровым зерновым, кормовым, силосным культурам, картофелю ≈ 2000 га.

Таким образом считается объем работ по всем операциям, и затем по формуле определяем количество тракторов ТК следующим образом:

ТК = ;                                 (5.1)

где: Q – объем работ, га;

НСМ – сменная норма выработки трактора, га;

К – коэффициент сменности использования тракторов;

РД – количество рабочих дней агрегата.

2. По периоду наибольшей пиковой нагрузки для конкретного вида тракторов также определяется их количество.

Пример: пахоты больше приходится на вторую половину сентября или начало октября (подъем зяби). На данной работе по нашей оценке МТЗ-1221 наиболее экономически выгоден – его и возьмем. Норма выработки за день 15 га. Срок – 15 дней. Общая площадь пахоты – 2700 га. Норма выработки – 9 га/см. Выработка одного агрегата будет равна 15 дней х 15 га = 225 га. Тогда необходимое количество тракторов марки МТЗ-1221 составит: 2700 : 225 = 12.

Потребность в МТЗ и Т-25 максимально ощущается в конце июня и начале июля (междурядная обработка и пропашная культивация, кошение и т.д.).

Пример: Междурядная обработка – 2100 га (1 след). МТЗ-80. Срок 10 дней. Норма выработки – 10 га/см.; за день – 15 га. Выработка одного агрегата – 15 га х 10 дней = 150 га. 2100 : 150 = 14 тракторов МТЗ-80.

Общая потребность: МТЗ-1221 – 12; МТЗ-80 – 22; Т-25А – 4; Т-16 – 7 и т.д.

Таким образом, необходимо всего 45 тракторов или условных – 33.

3) Для более точного определения тракторов по маркам служит график машиноиспользования. Он составляется по месяцам, дням и т.д. Для этого берется сводный план механизированных работ, их объем и сроки проведения. График строится на миллиметровой бумаге по каждой марке тракторов (рис.2).

     

                 20  21 22  23  24            Дни работы

Рис. 2. График машиноиспользования

Пиковые нагрузки надо сгладить за счет следующих мероприятий:

- повысить коэффициент сменности (увеличить время работы трактора в день);

- часть работ можно выполнить другими тракторами (гусеничными);

- если позволяют агротехнические сроки, то сдвинуть выполнение работы.

После корректировки графика момент наивысшей нагрузки и определяет потребность хозяйства в тракторах по маркам.

График дает возможность наглядно представить степень загрузки тракторов в течение года. Исходя из этого, можно планировать техническое обслуживание и т.д.

Потребность хозяйства в комбайнах рассчитывается исходя из объема уборочных работ, их сроков и выработки в день (период).

Пример: 1200 га зерновых и зернобобовых необходимо убрать за 20 дней комбайном Дон-1500. Его выработка за смену составляет 10 га.

20 х 10 = 200 га

1200 : 200 = 6 комбайнов

Потребность в прицепных и навесных сельскохозяйственных машинах устанавливается на основе количества агрегатов и машин в одном агрегате (3 сеялки в 1 агрегате).

Пример: посадку картофеля на 400 га надо провести за 10 дней. Сажалка КСМ-4, трактор МТЗ-80. Его норма выработки за смену составляет 7 га, в день 10 га.

10 х 10 = 100 га

400 : 100 = 4 сажалки

Нормативный метод.

Для каждой зоны страны устанавливаются агротехнически нормативные оптимальные сроки.

Пример: сев ржи необходимо провести за 10 дней, льна – за 5 дней, теребление – за 10 дней, уборку ржи  за – 6-7 дней и т.д.

На основе этих нормативов установлена нормативная потребность в технике. Так, на 1000 га пашни необходимо иметь: К-701 – 0,9шт. в физическом исчислении

                           Т-150 – 4,7

          Т-74 (ДТ-75) – 4,4

          МТЗ  – 14 и т.д.

Всего на 1000 га пашни необходимо иметь 26,5 физических трактора (27,7 эталонных трактора). Это средний норматив.

При использовании экономико-математического метода решается экономико-математическая задача по оптимизации использования МТП.

6.4. Поточно-цикловой метод использования техники

В современных условиях развития сельскохозяйственного производства ежегодно повышается техническая оснащенность сельхозпредприятий, растет энергонасыщенность и вооруженность труда. Однако при этом следует отметить, что производительность использования сельскохозяйственной техники растет крайне медленно. Основными причинами этого является:

1) недостаточный уровень квалификации инженерно-технических работников и механизаторов;

2) слабая материально-техническая база;

3) организация эксплуатации МТП пущена на самотек, вследствие принижения роли инженерной службы;

4) отсутствие в отдельных хозяйствах планово-предупредительных систем технического обслуживания и др.;

5) группы ремонтников зачастую создаются из штрафников и др. (лишенные водительских прав механизаторы).

Поэтому все более важное значение приобретает вопрос рационального использования имеющейся техники и кадров.

Одним из путей улучшения использования которых является поточно-цикловой метод (ПЦМ). Он позволяет без дополнительных затрат существенно улучшить использование МТП сельхозпредприятий, особенно в пиковые периоды.

Сущность данного метода заключается в следующем:

1. Производственный процесс расчленяется на отдельные периоды (циклы);

2. Необходимые материальные и трудовые ресурсы концентрируются в каждый такой период (цикл) для выполнения сельскохозяйственных работ в строгой последовательности и при ограниченных агротехнических сроках проведения;

3. Основной целью метода является достижение в течение цикла максимальной выработки наиболее производительных машин путем организации их двухсменной работы;

4. Основным принципом при этом является закрепление за двумя механизаторами двух тракторов (пропашного и общего назначения) с соответствующим набором сельхозмашин, а также при необходимости зерноуборочного комбайна и самоходной кормоуборочной машины. При этом сельхозтехника должна использоваться в течение максимально возможного времени суток на тех технологических операциях, где это наиболее эффективно.

Пример: при закреплении за механизаторами тракторов ДТ-75 и МТЗ-80 во время весенних полевых работ следует использовать сначала в 2 смены трактор ДТ-75 на пахоте или культивации (МТЗ в это время стоит), а при посеве наоборот – в 2 смены используется агрегат в составе МТЗ-80 + СПУ-6 (а ДТ-75 стоит).

В ненапряженный период механизаторы работают в 1 смену.

5. Непременным условием организации работы техники ПЦМ является организация специализированного технического обслуживания всего МТП. С этой целью в хозяйствах разрабатываются специальные мероприятия:

а) на машинном дворе (при реммастерской) создаются звенья по техобслуживанию и ремонту тракторов, комбайнов; причем звенья должны комплектоваться лучшими механизаторами;

б) техобслуживание проводится на пункте ТО под руководством мастера-наладчика или механика;

в) необходимо составить план-график проведения ТО и ТР тракторов. Его составляет и контролирует главный инженер;

г) необходимо определить потребное количество мастеров-наладчиков, слесарей (по нормативу ЦНИИМЭСХ на 20-25 тракторов должно быть 2 мастера-наладчика и 2 слесаря-ремонтника; для ремонта сельхозмашин: 2-3 слесаря-ремонтника машинного двора на шлейф машин к 20-25 тракторам и т.д.);

д) ввести в хозяйствах должность заведующего машинным двором и распределить обязанности между ним и заведующим реммастерской;

е) составить план-график ремонта сельхозмашин.

6. Исходя из сводного плана механизированных работ, составляются планы-графики использования МТП по циклам работ (весенний сев, заготовка кормов и т.д.);

7. Уточняется режим рабочего дня механизаторов.

Пример: при 6-дневной рабочей неделе может быть установлен следующий распорядок рабочего дня: первая смена: 6.00-14.00 - работа, 10.00-11.00 – прием пищи; вторая смена: 14.00-22.00 – работа, 17.00-18.00 – прием пищи. Передача агрегата и пересменка производится в 14.00. Механизатор, работающий во вторую смену, на следующий день выходит в первую смену, затем сутки отдыхает и приступает к работе во вторую смену. Выходные дни предоставляются по скользящему графику.

8. Для организации бесперебойной работы МТП следует организовать резервирование техники из расчета 1 машина на 9-11 несложных и на 4-6 сложных сельхозмашин или на 6-7 тракторов.

В резерве должна находится, как правило, новая и технически исправная техника.

6.5. Показатели и пути повышения эффективности использования МТП

Уровень использования тракторов и комбайнов характеризуется следующими показателями:

1) годовая (сезонная), дневная, сменная выработка;

2) коэффициент использования парка;

3) коэффициент сменности;

4) себестоимость 1 га механизированных работ.

Между этими показателями существует тесная связь и взаимозависимость. Так, годовая (сезонная) выработка тракторов находится в прямой зависимости от дневной производительности и количества отработанных машино-дней в течение года и т.д.

Себестоимость механизированных работ выражается суммой материально-денежных затрат хозяйства в расчете на их единицу (на физический или усл. эт. га).

Эффективность использования тракторов, комбайнов и др. техники можно значительно повысить за счет экстенсивного и интенсивного факторов (путей).

Экстенсивный путь характеризуется увеличением количества дней и смен работы машин в течение года и отдельного периода.

Интенсивный путь характеризуется наиболее производительным использованием техники в единицу рабочего времени.

Исчисляются:

- коэффициент экстенсивного использования техники

                                           (5.2)

где: ВФ – фактическое время работы машин;

       ВН – время, в течение которого можно использовать машины (нормативное).

- коэффициент интенсивного использования техники

                                          (5.3)

где: ПФ – фактическая производительность машин;

  ПН – нормативная производительность машин.

Кэ и Кн ≈ 0,7 – 0,8.

Что же относится к экстенсивным и интенсивным факторам (путям) повышения эффективности использования МТП?

Экстенсивные факторы:

1) повысить коэффициент сменности;

2) сократить внутрисменные простои;

3) увеличить число дней работы.

Интенсивные факторы:

1) совершенствование организации труда (ПЦМ, диспетчерская связь, аренда и др.);

2) совершенствование ремонтной базы;

3) внедрение прогрессивных приемов организации труда (комбитрейлерная система работы транспорта – использование тракторных прицепов (разгрузка комбайна на ходу));

4) применение группового использования техники, в результате чего достигается улучшение обслуживания техники: (заправка в поле и т.д.);

5) правильная комплектация агрегатов;

6) повышение квалификации механизаторов;

7) правильное хранение техники.

Осуществление комплекса этих и других мероприятий дает возможность получить максимальное количество продукции на каждый рубль основных фондов и соответственно увеличить рентабельность сельскохозяйственного производства.

6.6. Организация хранения сельскохозяйственной техники

Хранение сельскохозяйственной техники является одним из элементов ППСТО (планово-предупредительной системы технического обслуживания).

Основная цель организации хранения – предотвращение  от пагубных коррозионных разрушений, старения, деформаций и других воздействий, а также от разукомплектования в нерабочий период машин и оборудования, их агрегатов, узлов и деталей.

Существенное количество машин в силу специфики сельского хозяйства занято в производстве непродолжительное время и поэтому находится на хранении. Только по этой причине около 50% сельскохозяйственной техники по балансовой стоимости заняты в производстве не более 5-10% календарного времени года.

В процессе эксплуатации машины подвергаются физическому износу. Кроме этого, под воздействием атмосферных и других факторов происходят коррозия, старение, снижается прочность и т.д. Все это сказывается на сроке службы данной техники и затратах на ремонт. Данные научных исследований показывают, что за счет правильной организации хранения техники можно снизить затраты на ее ремонт как минимум на 12% в расчете на единицу выработки. Поэтому обеспечение сохранности техники имеет большое народнохозяйственное значение.

Существуют следующие виды хранения машин:

1) межсменное;

2) кратковременное;

3) длительное.

Межсменное хранение организуют при перерыве в использовании машин до 10 дней, кратковременное – от 10 дней до 2 месяцев и длительное – более 2 месяцев.

Основные способы хранения машин – в помещении закрытого типа, под навесом, на открытых площадках, комбинированный.

В помещениях закрытого типа хранят сложные и дорогостоящие машины, а также машины, изготовленные из материалов, легко подвергающихся порче. При данном способе сокращаются затраты труда на подготовку машин к хранению, уменьшаются размеры складских помещений для снимаемых агрегатов, узлов и деталей.

Хранение на открытых площадях и под навесом также позволяет добиться надлежащей сохранности машин. На открытых площадках хранят, как правило, несложные сельхозмашины (плуги, бороны, катки, грабли, культиваторы).

При комбинированном способе машины стоят под навесами или на оборудованных площадках, а агрегаты, узлы и детали снимают и сдают на склад. Сложные машины при этом способе хранятся в закрытых помещениях, а простые – на открытых площадках. Этот способ хранения наиболее распространен.

6.7. Организация нефтехозяйства

Для организации работы МТП, автомобилей и других энергетических средств требуется большое количество нефтепродуктов. Так, ежегодное потребление бензина в сельском хозяйстве составляет более 30%, дизельного топлива – 40, дизельного масла – 50% от количества, которое расходуется во всех отраслях народного хозяйства. Затраты сельхозпредприятий на нефтепродукты составляют приблизительно 15-20% общей суммы расходов на выполнение механизированных работ. Поэтому рациональное использование нефтепродуктов является одним из важнейших факторов снижения издержек производства, роста его эффективности.

Организация нефтехозяйства в сельхозпредприятиях предусматривает: расчет потребности в нефтепродуктах, снабжение нефтепродуктами, их хранение, заправку ими тракторов, комбайнов и других машин, а также решение целого ряда других вопросов, связанных с их экономией.

Для практического осуществления этой работы в сельхозпредприятиях организуется нефтехозяйство. На него возлагаются следующие функции:

1) получение нефтепродуктов с накопительных баз агропромснаба;

2) оприходование и хранение принадлежащих хозяйству топлив и масел;

3) отпуск нефтепродуктов для работы МТП и на другие производственные нужды и учет их расхода;

4) организация заправки МТП на стационарных пунктах и передвижными заправочными агрегатами;

5) сбор, хранение и отгрузка отработанных масел;

6) контроль качества нефтепродуктов.

Штат и должности работников нефтехозяйства зависят от годового расхода топлива и масел. При суммарном расходе топлива и масел, не превышающем 100 т в год, обязанности заведующего нефтехозяйством возлагают на кладовщика склада запчастей (по совместительству). При расходе в год 100-500 т нефтепродуктов назначается заведующий нефтехозяйством. При потреблении более 500 т нефтепродуктов предусматривается должность кладовщика (рабочий нефтесклада). Общее руководство нефтехозяйством осуществляет главный инженер.

В обязанности заведующего нефтехозяйства входит:

1) участие в составлении заявки на топливо-смазочные материалы (ТСМ) совместно с главным инженером сельхозпредприятия;

2) контроль за своевременным получением нефтепродуктов с баз снабжения;

3) контроль за качеством поступающих нефтепродуктов;

4) обеспечение правильного хранения, приема и отпуска ТСМ;

5) поддержание нефтескладского оборудования в исправленном состоянии, организация его технического обслуживания и ремонта;

6) организация и контроль своевременного завоза ТСМ в бригады и их хранение;

7) организация сбора и хранения отработанных нефтепродуктов;

8) правильный и своевременный учет нефтепродуктов, ежемесячная инвентаризация по фактическому наличию их в местах хранения;

9) обеспечение соблюдения правил техники безопасности и противоположной безопасности на нефтескладах хозяйства и т.д.

Нефтехозяйство сельхозпредприятия состоит из центральной нефтебазы со всеми постройками, сооружениями и оборудованием. Сюда включают также специализированные транспортные средства для доставки нефтепродуктов и заправки ими, раздаточные колонки.

     Доставка нефтепродуктов в хозяйство осуществляется специальным транспортом агропромтранса по договорам, а также собственным транспортом (рис.3).

Рис. 3. Схема организации доставки, хранения и раздачи ТСМ

Кроме бухгалтерского учета прихода и расхода топлива и смазочных материалов, осуществляемого бухгалтерией, на нефтебазе ведут учет движения нефтепродуктов по установленным формам. Основным документом является книга учета полученных топлива и смазочных материалов. Кроме того, каждое сельхозпредприятие должно иметь паспорт нефтесклада, ответственным за оформление которого является главный инженер. Инструкции по хранению, использованию и учету ТСМ, журнал учета ремонта и проверки оборудования, формуляры колонок, инструкции по технике безопасности и др.

Планирование потребности в ТСМ в целом по хозяйству осуществляется по видам использования: а) потребность в дизельном топливе; б) потребность в автомобильном бензине; в) потребность в смазочных материалах; г) потребность в котельно-печном, твердом и др. топливе.

Потребность в дизельном топливе определяется расчетным путем по следующим направлениям расхода: на тракторные, полевые, землеройные, транспортные работы (выполняемые тракторами и автомобилями с дизельными двигателями), на работу стационарных агрегатов, передвижных насосных и др. установок, сварочных агрегатов, на работу самоходных комбайнов и др. сельхозмашин, на обкатку, на ремонт техники, на внутригаражные и прочие нужды.

При расчете потребности в дизтопливе для выполнения полевых механизированных работ необходимо иметь следующие материалы: техкарты по возделыванию и уборке сельхозкультур, действующие нормы выработки и расхода топлива, структуру посевных площадей.

В практике наиболее широкое распространение получил метод определения потребности в топливе по групповым нормам расхода. Они устанавливаются на 1 усл. эт. га полевых тракторных работ, а также на 1 ткм тракторно-транспортных работ.

Расчет данной средневзвешенной групповой нормы расхода топлива ведется в следующей последовательности:

1) по технологическим картам уточняются перечень работ и агротехнические требования, а по ожидаемому наличию техники   – состав агрегатов и распределение объема работ по ним;

2) уточняются нормы выработки и нормы расхода топлива исходя из реальных условий;

3) рассчитывается расход топлива умножением нормы расхода на объем работ (по данному агрегату);

4) рассчитывается количество нормо-смен путем деления объема работ на норму выработки;

5) определяется эталонная  выработка умножением количества нормо-смен на эталонную выработку трактора;

6) определяется средневзвешенная групповая норма расхода топлива по культуре путем деления общей суммы расхода топлива на общую эталонную выработку.

На транспортных работах в животноводстве потребность в топливе определяется путем перемножения соответствующей нормы на объем ткм.

Тогда общая потребность в топливе на тракторные работы будет определена путем суммирования.

Это более точный, но в то же время и более громоздкий способ определения потребности в топливе.

Есть еще несколько способов:

- в частности на перспективу потребность в дизельном топливе можно определить по перспективным нормативам;

- экономико-математический метод.

Потребность в дизтопливе по остальным направлениям его расхода рассчитывается следующим образом: для землеройной техники – исходя из  объема работ в тыс. м3 и норм расхода; для производства травяной муки (неучтенной в техкартах) – исходя из объема производства и норм расхода на 1 тонну; для работы стационарных двигателей (ТАУ-0,75 и др.) – исходя из их численности, фонда рабочего времени и удельного расхода топлива согласно заводской инструкции; на прочие нужды (внутригаражные расходы, обкатку, ТО) – 1% от потребности на работу МТП хозяйства.

При необходимости может быть отдельно определена потребность в дизельном топливе для зерноуборочных, кормоуборочных комбайнов и других самоходных машин исходя из их числа, норм расхода, уборочной площади и других параметров (урожайности).

В такой последовательности необходимо делать все расчеты. В жизни же, к сожалению, часто это делается по другому (факт в среднем за 3 года + 5÷ 10%).

Потребность в автомобильном топливе определяют по следующим направлениям: на работу грузового транспорта, легковых автомобилей, специальных автомобилей (бензовоз, кран), привлеченного транспорта, на внутригаражные и прочие нужды.

Расход топлива для бортовых автомобилей складывается из нормы на пробег (на 100 км) в зависимости от марки и нормы, на транспортную работу (на 100 ткм) – в литрах (2 л). Для автомобилей-самосвалов и спецавтомобилей учитывается также дополнительный расход на каждую поездку с грузом (0,25 л) и на работу спецоборудования (по нормам). Кроме того, линейные нормы расхода топлива увеличиваются при работе с прицепом, в зимнее время, при работе в тяжелых дорожных условиях и т.д.

Потребность на внутригаражные расходы устанавливается из расчета 0,5% от общей; на ТО и ремонт – 0,2% от потребности в бензине.

По газу аналогично.

Потребность в котельно-печном и др. видах топлива определяют исходя из количества котельных, времени их работы и норм расхода.

Потребность в маслах и пластических смазках рассчитывают исходя из структуры парка по нормам в % от основного топлива или по нормам на 100 л основного топлива.

Зная общие объемы расходуемых ТСМ, можем легко определить затраты на них путем умножения на соответствующие цены.

Большие резервы в экономии ТСМ кроются в правильном их хранении, рациональной транспортировке, лучшем использовании энергетических средств и т.д. К наиболее распространенным путям экономии ТСМ относятся следующие:

1) хорошая квалификационная подготовка механизаторов и водителей  и повышение их ответственности;

2) правильная дифференциация норм расхода топлива по участкам работы;

3) сокращение холостых переездов тракторов и машин;

4) заправка техники непосредственно в «борозде»;

5) работа машин при полной исправности и правильно отрегулированной топливной аппаратуре двигателей;

6) правильное агрегатирование машин с целью максимального использования мощности двигателя;

7) устранение простоев тракторов с работающим двигателем;

8) повышение культурного состояния полей приводит к снижению расхода горючего на единицу работы;

9) благоустройство нефтебазы, обеспечение ее необходимым заправочным инвентарем. Потери от заправки неисправным оборудованием могут достигать 1-2% общего количества горючего, а при заправке вручную потери составляют 250-300 кг на машину в год;

10) экономии горючего способствует нахождение оптимальной длины и ширины рабочих загонов;

11) премирование за экономию ТСМ.

Экономия должна быть достигнута при высоком качестве выполнения работ и соблюдении оптимальных агротехнических сроков.

Потери бензина за сутки в результате испарения через открытую горловину резервуара емкостью 100 л достигают 1,5 кг, а емкостью 200 л – 6 кг. При этом улетучиваются наиболее ценные вещества, что ухудшает его качество. На интенсивность испарения большое влияние оказывает температура нагревания резервуара, которая зависит от цвета его окраски. В том случае, когда резервуар окрашен в алюминиевый цвет, потери от испарения за год равны 0,83%, в серый – 1,03, в красный – 1,14, в черный – 1,24%.

Цистерны целесообразно заполнять на 90-95% объема.

Если резервуар заполнен на 100% емкости, то потери в год составляют 0,3%, на 70 – 1,0, на 40 – 3,6, на 20 – 9,6%.

Премирование за экономию ТСМ рекомендуется устанавливать в следующих размерах (при условии выполнения механизированных работ):

- трактористу-машинисту – 70% стоимости сэкономленных им ТСМ;

- бригадиру – 7%;

- механику, помощнику бригадира и заправщику – по 3% стоимости ТСМ сэкономленных в бригаде;

- мастеру-наладчику – 5% стоимости ТСМ сэкономленной в обслуживаемых бригадах;

- рабочим мастерских, занятым на регулировании топливной аппаратуры – по 5%;

- заведующему нефтехозяйства – 3% сэкономленных ТСМ в целом по хозяйству.

За необоснованный перерасход ТСМ по вине работника следует удерживать:

- с тракториста-машиниста – 50% стоимости перерасходованных им ТСМ;

- с бригадира – 10%;

- с механика, помощника, заправщика – 5% перерасхода по бригаде;

- с мастера-наладчика – 10%.

По автомобилям рекомендуется увеличить размер вознаграждения за экономию топлива до 95% их стоимости.

За перерасход по вине работника автотранспорта (водители, ремонтники и т.д.) удерживается 100% стоимости израсходованного автомобильного топлива.

Выплата премий за экономию и удержание, за перерасход осуществляется ежеквартально.

Для определения экономической эффективности проектируемого или реконструируемого нефтехозяйства рассчитывают следующие  технико-экономические показатели:

- капиталовложения, тыс руб.;

- объем расходуемых нефтепродуктов, т;

- эксплуатационные затраты, тыс. руб.;

- затраты труда, чел.-дней (чел.);

- производительность труда, т/чел.-дн.;

- потери нефтепродуктов, т (тыс. руб.);

- годовая экономия, тыс. руб.;

- приведенные затраты, тыс. руб./т;

- годовой экономический эффект, тыс. руб.;

- срок окупаемости первоначальных капиталовложений, лет;

- срок окупаемости дополнительных капиталовложений, лет;               и некоторые другие.


8

7

6

5

4

3

2

1

боронование за 4 дня

культивация

за 5 дней

Трактора

ефтебаза

Автоцистерна

центральный нефтесклад

стационарный пост заправки

Автомашины

Тракторы

Стационарный пост заправки

бригада № 2

Стационарный пост заправки бригада №3

Механизированный заправочный агрегат

Автоцистерна

трак-

торы

комбайны

трак-

торы

комбайны

комбайны

трак-

торы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7503. Философия эпохи возрождения 43 KB
  Философия эпохи возрождения Эпоха Возрождения обращается к античности, как к идеалу. В центре внимания оказывается человек, для этого этапа характерен антропоцентризм. Прежде всего, изменение отношения к человеку стало заметно в произведениях искусс...
7504. Критический утопический социализм 24.5 KB
  Критический утопический социализм. Появляется как реакция на разочарование в результатах Французской буржуазной революции. Представители этого направления критикуют современный им буржуазный строй и предлагают свои проекты преобраз...
7505. Основные идеи эпохи Просвещения 32 KB
  Основные идеи эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения - это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей таких как: ценность жизни, свободы и равенства (юридичес...
7506. Экология: конспект лекций 843.5 KB
  Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу Экология. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание п...
7507. Учет и регулирование потребления электрической энергии 112.61 KB
  Учет и регулирование потребления электрической энергии. Бытовое энергосбережение В жилищном хозяйстве потребляется около 30% тепловой энергии, которая получается от сжигания твердого, жидкого и газообразного топлива. Поэтому, экономия топлива ...
7508. Экономия электроэнергии в электроснабжающих установках 60.8 KB
  Экономия электроэнергии в электроснабжающих установках Электроснабжение сельских потребителей осуществляют в основном от сетей государственных электросистем. К сельским потребителям электрическую энергию подают по линиям напряжением 6, 10, 20, 35 кВ...
7509. Экономия электроэнергии в осветительных и электронагревательных установках 76.71 KB
  Экономия электроэнергии в осветительных и электронагревательных установках На освещение в сельском хозяйстве затрачивают 10...15% всей потребляемой электроэнергии, то есть более 15 млрд. кВт·ч в год. Наряду с другими устройствами электрическое освещ...
7510. Экономия электрической энергии при эксплуатации оборудования 121.34 KB
  Экономия электрической энергии при эксплуатации оборудования В сельском хозяйстве действует огромный парк электродвигателей, насчитывающий 12 млн. единиц общей мощностью 50...60 млн. кВт. Практически все стационарные рабочие сельскохозяйственные маш...
7511. Нетрадиционные способы получения и применения энергии 113.67 KB
  Нетрадиционные способы получения и применения энергии Главным фактором роста энергопроизводства является рост численности населения и прогресс качества жизни общества, который тесно связан с потреблением энергии на душу населения. Сейчас на каждого ...