22465

Сущность и цели классификации товаров. Методы классификации

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Развитие товароведения, совершенствование организации торговли, осуществление маркетинговой деятельности невозможны без объединения товаров в классы, группы и другие категории классификации

Русский

2014-03-28

17.85 KB

6 чел.

Сущность и цели классификации товаров. Методы классификации.

В товароведении и торговли классифицируют товары, их свойства, показатели качества и тому подобное. В сфере обращения находятся десятки тысяч наименований товаров, причем с каждым днем их номенклатура постоянно увеличивается.

Развитие товароведения, совершенствование организации торговли, осуществление маркетинговой деятельности невозможны без объединения товаров в классы, группы и другие категории классификации.

Целью классификации в товароведении является облегчение при изучении потребительских свойств, качества и ассортимента товаров.

Классификация позволяет оценить рациональность ассортимента отдельных товарных групп, его соответствие потребительскому спросу, прогнозировать развитие ассортимента. Она позволяет тщательнее исследовать потребительские свойства однородных групп товаров, разрабатывать групповые методы исследования и оценки уровня качества товаров (плодов, молочных, рыбных товаров, тканей, обуви и т.п.).

Прежде всего перед разработкой классификации необходимо поставить определенные цели. Целью классификации потребительских товаров является совершенствование торгово-технологических процессов, облегчения при изучении ассортимента и качества товаров, возможность использования компьютерных технологий и другие. Согласно поставленной цели классификации определяется количество и перечень классификационных признаков, а также количество категорий (ступеней) классификации.

Классификация должна быть логически построена, иметь научное и практическое значение, не быть громоздкой, легко запоминаться.

Важнейший вопрос классификации - правильный выбор признака, по которому тот или иной товар будет отнесен к определенной группировки. Основными признаками классификации продукции считаются:

• общность технологических процессов ее производства. При этом к одной классификационной группировки можно отнести различные по внешнему виду и назначению товары;

• цель использования товара. По этому признаку товары подразделяются на товары производственно-технического назначения и товары широкого потребления;

• степень долговечности товара. По этому признаку товары подразделяют на два вида: товары длительного пользования и товары кратковременного пользования;

• отношение покупателей к товару позволяет разделить товары широкого потребления на четыре вида: товары повседневного спроса (эти товары потребители покупают часто и с минимальными усилиями для их сравнения); товары предварительного выбора (эти товары при покупке потребитель сравнивает с аналогичными по цене, качеству, дизайну ); товары особого спроса (это эксклюзивные товары с уникальными характеристиками); товары пассивного спроса (это чаще всего новые или малознакомые товары, о покупке которых потребитель не думает);

• физико-химические свойства. Товары могут классифицироваться по форме, габаритным размерам, химическому составу (содержанию жира, воды, сахара и т.д.).

Классификация товаров – разделения множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект – элемент классифицированного множества (товар).

Признак классификации – это свойства или характеристика объекта, по которым характеризуется классификация (назначение, сырьевой признак, технологический, рецептурный, компоненты, структурные признаки).

Признаки могут иметь качественные и количественные выражения.

Методы классификации:

1. Иерархическая система - последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Отличительная способность - тесная связь между отдельными классами методами, выделяемые через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества положена ступень классификации.

Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключается в разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков - ответственная операция деления множества, от которой во многом зависит конечный результат. В основу этого выбора должно быть положено целевое назначение классификации. Количество признаков и ступеней определяют глубину классификации. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификация слишком грамотка и запутана. Многие низкие ступени дублируют друг друга.

Преимущества: возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность.

Недостатки – при большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты: иногда не обоснованы, трудность применения при не большой глубине: информационная не достаточность, не полный обхват объектов и признаков.

2. Фасетная система – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Особенность - разные признаки не связаны между собой. Фасетная система отличается гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенное удобство при ее использовании. Ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Преимущества – гибкость системы, удобство использования, возможности ограничения кол-ва признаков без утраты достаточности охватов объектов.

Недостатки – невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63156. Я розкажу про Україну 22.62 KB
  У якій природній зоні найбільше лісів Лісова зона Яка природна зона більш розорана Зона степів Яка зона є перехідною між лісом і степом Зона лісостепу Яку територію охоплює зона субтропіків...
63158. Оцінювання навчальних досягнень учнів із теми «Життя людей за первісних часів» 25.6 KB
  Мета: оцінити навчальні досягнення школярів під час вивчення: теми шляхом проведення заліку. Очікувані результати. Після цього уроку учні зможуть: продемонструвати свої знання з теми «Життя людей за первісних часів»...
63159. Урок-узагальнення з теми «Передня Азія» 35.66 KB
  Мета. Систематизувати та узагальнити знання учнів із теми; ознайомити з культурною спадщиною та релігійними віруваннями народів Передньої Азії; простежити взаємозвязок між господарським і духовним розвитком країн; розширити світогляд школярів...
63160. Урок-узагальнення з теми «Греція в II — першій половині І тис. до н. є.» 27.03 KB
  Кожна з чотирьох команд грає з усіма іншими тобто має відбутися 6 раундів І II І III І IV II III II IV III IV. 3 Кожний раунд включає чотири питання різного ступеня складності що оцінюються так: перше питання 1 бал друге 2 бали третє...