22468

Разновидности методов кодирования. Штриховое кодирование товаров. Правила и примеры штрихового кодирования

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации максимально коротким способом, то есть с помощью минимального числа знаков.

Русский

2014-03-28

37.69 KB

30 чел.

Разновидности методов кодирования. Штриховое кодирование товаров. Правила и примеры штрихового кодирования.

Код – знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации максимально коротким способом, то есть с помощью минимального числа знаков.

Система знаков, принятых для образования кода, называется алфавитом кода. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, изделиям из стекла в ОКП присвоен код 59.

Буквенный алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются буквы. Например, в Общероссийском классификаторе стандартов классу продукции легкой промышленности присвоен буквенный индекс М.

Буквенно-цифровой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются буквы и цифры. Например, стандарты на кожаную обувь имеют код М12, на меховые головные уборы – М27.

Штриховой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

В международной практике широко применяется система кодирования EAN (European Article Numbering) EAN\UCC – это глобальная международная система товарных номеров, образованная на основе Европейской и Североамериканской Ассоциаций товарной нумерации. UCC – Uniform Code Council (Американский Совет по единому коду), UPC – Universal Product Code.

Код товара характеризуется следующими показателями:

- основание кода - число знаков в алфавите кода;

- длина кода – число знаков в коде без учета пробелов

- разряд кода – позиция знака в коде.

Методы кодирования товаров.

Порядковый методэто образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером может служить присвоение кодов (чисел) в журнале студенческих групп, темам в программе. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в этой области.

Серийно-порядковый методобразование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Например, изделиям из пластмасс присвоен индекс А, а затем – порядковый номер в зависимости от ассортимента: А1 – посуда; А2 – столовые приборы; А3 – предметы сервировки стола и т.д.

Нефтепродукты 025000

Светлые 025100

Темные 025200

Масла 025300

Бензины 025110

Керосины 025120

Авиационные 025111

Автомобильные025112

Растворители 025113

Рис. 1.3. Последовательное кодирование нефтепродуктов

в Общероссийском классификаторе продукции

Последовательный метод кодирования - это образование и присвоение кода классификационной группировке с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации (Рис.1.3.).

В ТН ВЭД России кроме последовательности кодов используется дефисная система, то есть классификационные группировки одной ступени классификации обозначаются одинаковым количеством дефисов (Рис. 1.4.).

Параллельный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировке с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Штриховое кодирование является современным методом кодирования товаров и широко применяется в операциях транспортирования, продажи, идентификации, обмена данными. Штриховое кодирование было разработано с целью автоматизированного учета движения товаров во внутренней и внешней торговле, оно является важным условием информационного обеспечения деятельности торговых организаций.

В 1960-е гг. штриховой код был внедрен на железнодорожном транспорте США для идентификации железнодорожных вагонов. В 1974 году в США был образован американский Совет по Единому коду (UCC), который до настоящего времени присваивает штриховые коды UPC-12 (UPC-А) американским товарам. В 1977 году в Европе была создана Международная Ассоциация товарной нумерации EAN International (European Article Numbering), которая разработала систему кодирования, ставшую международным стандартом. В настоящее время EAN и UCC объединились в глобальную международную систему товарных номеров, которая обозначается как GS1. Глобальная система товарной нумерации – это ведущая международная организация, занимающаяся разработкой и внедрением Глобальных стандартов и решений, направленных на повышение эффективности и прозрачности цепей поставок во всем мире и во всех отраслях. GS1 объединяет 101 национальную организацию из 103 стран мира. В настоящее время штриховой код наносится на 99% продукции, выпускаемой различными фирмами. Каждому объекту торговли или совокупности продаваемых изделий присваивается глобальный уникальный номер GTIN (Global Trade Item Number) – это 14-разрядный международный номер товара, используемый в электронных каталогах и информационных системах. В него помещаются более короткие номера (UCC-12 и EAN-13). GTIN не содержит никакой информации о товаре, это только номер идентификации. Штриховой код EAN-13 нужно отличать от международного товарного номера. Штриховой код представляет графическое изображение международного номера товара EAN/UCC-13 (GTIN) в виде, пригодном для автоматического считывания. Система штрихового кодирования по своему статусу является добровольной.

В России национальной организацией товарной нумерации – членом EAN International – является Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ GS1 Россия» и выдает идентификационные номера своим членам (более 6500 предприятий).

Принцип штрихового кодирования – кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на компьютер.

Структура кода EAN-13. В ШК чередуются темные (штрихи) и светлые (пробелы) полосы разной ширины. За единицу ширины принимается модуль — самый узкий штрих или пробел (ширина — 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100 (семь модулей, по два штриха и два пробела). Ширина штрихов и пробелов — от одного до четырех модулей.

Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание. Для кодов EAN и UPC размер этих символов определяется как процент от номинального размера. Номинальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха — 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превышать 0,101 мм.

Вначале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Код EAN начинается и заканчивается старт/стоповым знаком (101).

Штриховой код товара EAN-13 имеет следующую структуру (слева направо):

- первые 2-3 цифры – это код (префикс) национальной организации-члена EAN International (для России –460-469). По префиксу можно определить, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие;

- первые 7-9 цифр, включая префикс, – это регистрационный номер предприятия, присвоенный Национальной организацией;

- следующая группа 3-5 цифр – это порядковый номер продукции внутри предприятия;

- последняя 13-я цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати и предназначено для проверки правильности считывания кода сканирующим устройством.

EAN-8 используется для маркировки товаров небольшого размера и отличается сокращенной информацией (отсутствует регистрационный номер предприятия) и меньшими размерами (21, 3126,73).

На транспортную тару, которая используется для целей складирования и транспортирования товаров, наносится 14-разрядный номер EAN-14.Этот штриховой код крупнее, для нанесения на него не требуется высококачественная печать. Первая цифра номера указывает на закодированный вид упаковки (допустимая нумерация от 1 до 8; 1 – картонная коробка, 2 – ящик и т.д.), остальные цифры – номер EAN-13.

Ассоциацией EAN установлен единый алгоритм расчета контрольного знака, который одинаков для всех вариантов EAN-13, EAN -8, EAN-14, включая и американские коды UPC:

Шаг 0. Нумерация разрядов – справа налево. Контрольный знак занимает первую позицию.

Шаг 1. Начиная со второго разряда сложить все значения цифр четных разрядов (2, 4, 6, 8, 10, 12).

Шаг 2. Умножить эту сумму на 3.

Шаг 3. Начиная с третьего разряда сложить все значения цифр нечетных разрядов (3, 5, 7, 9, 11, 13).

Шаг 4. Сложить результаты шагов 2 и 3.

Шаг 5. Контрольная цифра определяется как наименьшее число, которое, будучи прибавлено к результату шага 4, дает число, кратное 10.

Штриховой код может быть объектом фальсификации. Признаками ШК, позволяющими отличить подлинные от фальсифицированных, являются следующие:

- размеры ШК (минимально допустимые — 21,0x30,0 мм, максимально допустимые — 52,5x74,6 мм);

- цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;

- место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки;

- ШК не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация);

- нанесение на упаковку только одного кода: EAN или UPC; нанесение одновременно двух кодов — EAN и UPC — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях. Тогда код EAN и код UPC наносят на противоположные концы упаковки.

Технологические штриховые коды наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующем применении потребителями. Примерами технологических штриховых кодов являются серийный код транспортной единицы (SSCC 18 разрядов) и EAN-128. Штриховой код EAN-128 был разработан ЕЭК ООН для таких товаров, как мясо, овощи и фрукты с целью отслеживания движения товара от производителя к потребителю на всех этапах технологической цепи. Необходимость разработки таких кодов возникла в связи с появлением большого числа заболеваний животных и болезней овощей и фруктов. Чтобы обеспечить безопасность продукции и прозрачность цепей поставок, в структуру кодов EAN-128 введена дополнительная информация с помощью дополнительных идентификаторов. Например, при поставке товара в виде говяжьих туш в штриховой код EAN-128 включаются следующие данные: страна рождения, страна выращивания, страна забоя и номер одобрения скотобойни, номер клейма на ухе животного, глобальный номер торговой единицы (GTIN).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80204. Модулированные сигналы 192.5 KB
  Модулированные сигналы Под модуляцией понимают процесс медленный по сравнению с периодом несущего колебания при котором один или несколько параметров несущего колебания изменяют по закону передаваемого сообщения. Получаемые в процессе модуляции колебания называют радиосигналами. В современных цифровых системах передачи информации широкое распространение получила квадратурная амплитуднофазовая или фазоамплитуд ная ФАМ; mplitude phse modultion...
80205. Аналіз ринкових можливостей 123.5 KB
  Аналіз ринкових можливостей План Маркетингові можливості фірми. Маркетингові можливості фірми Будьякій організації слід самій вміти виявляти ринкові можливості. Маркетингова можливість фірми – це найбільш привабливий напрям зосередження маркетингових зусиль за допомогою яких конкретна фірма може досягти найбільших переваг. Ринкові можливості Маркетингові Мета можливості...
80206. Інформація в маркетинговій діяльності 97 KB
  Інформація в маркетинговій діяльності План Система маркетингової інформації Процес маркетингового дослідження Система маркетингової інформації Загальний маркетинговий цикл включає в себе: маркетингові дослідження; планування; організацію маркетингу і контроль маркетингової діяльності. Маркетингова інформаційна система Процес маркетингового дослідження Мета маркетингових досліджень полягає у зв’язку споживачів і виробників шляхом маркетингової інформації для досягнення мети підприємства і визначення шляхів оптимального використання його...
80207. Типи ринків і моделі поведінки споживачів 115 KB
  Процес прийняття рішення про купівлю Етапи сприймання товаруновинки Промисловий та споживчий ринки З погляду маркетингового управління розрізняють два основних типи ринків: споживчий і промисловий. Порівняльна характеристика споживчого і промислового ринків Характеристика Промисловий ринок Споживчий ринок Обсяг збуту Великий Невеликий Обсяг закупок Великий Невеликий Кількість споживачів Невелика Велика Прийняття рішення про закупку Багато людей Небагато Природа покупки Фахова Дилетантська Розміщення споживачів Географічно сконцентроване...
80208. Добір цільових ринків 69 KB
  Добір цільових ринків План Поняття сегментації Критерії ефективної сегментації Основні принципи сегментації ринків Стратегії охоплення ринку Позиціонування товарів Поняття сегментації Будьяка фірма усвідомлює що її товар не може подобатись одразу всім покупцям. В останньому випадку слід зосередитися на частині ринку або сегментах. При сегментації ринку розрізнення а точніше виділення споживачів має відбуватися на основі вияву суттєвих значущих з погляду фірми різниць між групами споживачів при чому таких різниць які справляють...
80209. Основи товарної політики компанії 139.5 KB
  Товар product – комбінація власне товару і обслуговування що компанія пропонує цільовому ринку дизайн позиція на ринку виробнича лінія довжина і глибина марки упаковка гарантії сервісне обслуговування і т. Ціна price – визначає кількість грошей що повинні сплатити покупці щоб одержати товар ціна виробника оптовика роздрібного торговця; політика знижок і їхня структура; умови контрактів; цінова політика залежно від собівартості від ситуації на ринку від корисності товару; цінова політика загарбницька очікувальна тощо....
80210. Стратегія збуту і просування товарів 111.5 KB
  Стратегія збуту і просування товарів План Розподіл товару. Реклама Методи стимулювання збуту і пропаганда Особистий продаж і прямий маркетинг Просування товарів і правовий захист споживачів Розподіл товару. Поняття про канали розподілу Розповсюдження товарів на ринку має два елементи: Розподіл товару – передача права власності від виробника до споживача. Товарорух – фізичне розповсюдження товару.
80211. Маркетинговий менеджмент 120 KB
  Стратегічне планування в маркетингу. Організація відділів маркетингу. Стратегічне планування в маркетингу Раніше ми визначили що згідно з концепцією маркетингу єдиним способом досягнення корпоративних цілей щодо обороту прибутку доходу на інвестиції тощо є задоволення потреб споживачів. Маркетингу як функції менеджменту належить у цьому процесі особлива роль –задавати координати іншим стратегічним напрямам діяльності фірми: управління фінансами виробництвом матеріальнотехнічним забезпеченням персоналом.
80212. Загальне поняття маркетингу 99 KB
  Загальне поняття маркетингу План Причини появи і розвитку маркетингу. Сутність маркетингу. Базові поняття маркетингу. Причини появи і розвитку маркетингу Серед понять що стали ознакою сучасного бізнесу особливе місце займає маркетинг.