22468

Разновидности методов кодирования. Штриховое кодирование товаров. Правила и примеры штрихового кодирования

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации максимально коротким способом, то есть с помощью минимального числа знаков.

Русский

2014-03-28

37.69 KB

31 чел.

Разновидности методов кодирования. Штриховое кодирование товаров. Правила и примеры штрихового кодирования.

Код – знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации максимально коротким способом, то есть с помощью минимального числа знаков.

Система знаков, принятых для образования кода, называется алфавитом кода. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, изделиям из стекла в ОКП присвоен код 59.

Буквенный алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются буквы. Например, в Общероссийском классификаторе стандартов классу продукции легкой промышленности присвоен буквенный индекс М.

Буквенно-цифровой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются буквы и цифры. Например, стандарты на кожаную обувь имеют код М12, на меховые головные уборы – М27.

Штриховой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

В международной практике широко применяется система кодирования EAN (European Article Numbering) EAN\UCC – это глобальная международная система товарных номеров, образованная на основе Европейской и Североамериканской Ассоциаций товарной нумерации. UCC – Uniform Code Council (Американский Совет по единому коду), UPC – Universal Product Code.

Код товара характеризуется следующими показателями:

- основание кода - число знаков в алфавите кода;

- длина кода – число знаков в коде без учета пробелов

- разряд кода – позиция знака в коде.

Методы кодирования товаров.

Порядковый методэто образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером может служить присвоение кодов (чисел) в журнале студенческих групп, темам в программе. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в этой области.

Серийно-порядковый методобразование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Например, изделиям из пластмасс присвоен индекс А, а затем – порядковый номер в зависимости от ассортимента: А1 – посуда; А2 – столовые приборы; А3 – предметы сервировки стола и т.д.

Нефтепродукты 025000

Светлые 025100

Темные 025200

Масла 025300

Бензины 025110

Керосины 025120

Авиационные 025111

Автомобильные025112

Растворители 025113

Рис. 1.3. Последовательное кодирование нефтепродуктов

в Общероссийском классификаторе продукции

Последовательный метод кодирования - это образование и присвоение кода классификационной группировке с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации (Рис.1.3.).

В ТН ВЭД России кроме последовательности кодов используется дефисная система, то есть классификационные группировки одной ступени классификации обозначаются одинаковым количеством дефисов (Рис. 1.4.).

Параллельный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировке с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Штриховое кодирование является современным методом кодирования товаров и широко применяется в операциях транспортирования, продажи, идентификации, обмена данными. Штриховое кодирование было разработано с целью автоматизированного учета движения товаров во внутренней и внешней торговле, оно является важным условием информационного обеспечения деятельности торговых организаций.

В 1960-е гг. штриховой код был внедрен на железнодорожном транспорте США для идентификации железнодорожных вагонов. В 1974 году в США был образован американский Совет по Единому коду (UCC), который до настоящего времени присваивает штриховые коды UPC-12 (UPC-А) американским товарам. В 1977 году в Европе была создана Международная Ассоциация товарной нумерации EAN International (European Article Numbering), которая разработала систему кодирования, ставшую международным стандартом. В настоящее время EAN и UCC объединились в глобальную международную систему товарных номеров, которая обозначается как GS1. Глобальная система товарной нумерации – это ведущая международная организация, занимающаяся разработкой и внедрением Глобальных стандартов и решений, направленных на повышение эффективности и прозрачности цепей поставок во всем мире и во всех отраслях. GS1 объединяет 101 национальную организацию из 103 стран мира. В настоящее время штриховой код наносится на 99% продукции, выпускаемой различными фирмами. Каждому объекту торговли или совокупности продаваемых изделий присваивается глобальный уникальный номер GTIN (Global Trade Item Number) – это 14-разрядный международный номер товара, используемый в электронных каталогах и информационных системах. В него помещаются более короткие номера (UCC-12 и EAN-13). GTIN не содержит никакой информации о товаре, это только номер идентификации. Штриховой код EAN-13 нужно отличать от международного товарного номера. Штриховой код представляет графическое изображение международного номера товара EAN/UCC-13 (GTIN) в виде, пригодном для автоматического считывания. Система штрихового кодирования по своему статусу является добровольной.

В России национальной организацией товарной нумерации – членом EAN International – является Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ GS1 Россия» и выдает идентификационные номера своим членам (более 6500 предприятий).

Принцип штрихового кодирования – кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на компьютер.

Структура кода EAN-13. В ШК чередуются темные (штрихи) и светлые (пробелы) полосы разной ширины. За единицу ширины принимается модуль — самый узкий штрих или пробел (ширина — 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100 (семь модулей, по два штриха и два пробела). Ширина штрихов и пробелов — от одного до четырех модулей.

Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание. Для кодов EAN и UPC размер этих символов определяется как процент от номинального размера. Номинальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха — 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превышать 0,101 мм.

Вначале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Код EAN начинается и заканчивается старт/стоповым знаком (101).

Штриховой код товара EAN-13 имеет следующую структуру (слева направо):

- первые 2-3 цифры – это код (префикс) национальной организации-члена EAN International (для России –460-469). По префиксу можно определить, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие;

- первые 7-9 цифр, включая префикс, – это регистрационный номер предприятия, присвоенный Национальной организацией;

- следующая группа 3-5 цифр – это порядковый номер продукции внутри предприятия;

- последняя 13-я цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати и предназначено для проверки правильности считывания кода сканирующим устройством.

EAN-8 используется для маркировки товаров небольшого размера и отличается сокращенной информацией (отсутствует регистрационный номер предприятия) и меньшими размерами (21, 3126,73).

На транспортную тару, которая используется для целей складирования и транспортирования товаров, наносится 14-разрядный номер EAN-14.Этот штриховой код крупнее, для нанесения на него не требуется высококачественная печать. Первая цифра номера указывает на закодированный вид упаковки (допустимая нумерация от 1 до 8; 1 – картонная коробка, 2 – ящик и т.д.), остальные цифры – номер EAN-13.

Ассоциацией EAN установлен единый алгоритм расчета контрольного знака, который одинаков для всех вариантов EAN-13, EAN -8, EAN-14, включая и американские коды UPC:

Шаг 0. Нумерация разрядов – справа налево. Контрольный знак занимает первую позицию.

Шаг 1. Начиная со второго разряда сложить все значения цифр четных разрядов (2, 4, 6, 8, 10, 12).

Шаг 2. Умножить эту сумму на 3.

Шаг 3. Начиная с третьего разряда сложить все значения цифр нечетных разрядов (3, 5, 7, 9, 11, 13).

Шаг 4. Сложить результаты шагов 2 и 3.

Шаг 5. Контрольная цифра определяется как наименьшее число, которое, будучи прибавлено к результату шага 4, дает число, кратное 10.

Штриховой код может быть объектом фальсификации. Признаками ШК, позволяющими отличить подлинные от фальсифицированных, являются следующие:

- размеры ШК (минимально допустимые — 21,0x30,0 мм, максимально допустимые — 52,5x74,6 мм);

- цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;

- место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки;

- ШК не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация);

- нанесение на упаковку только одного кода: EAN или UPC; нанесение одновременно двух кодов — EAN и UPC — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях. Тогда код EAN и код UPC наносят на противоположные концы упаковки.

Технологические штриховые коды наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующем применении потребителями. Примерами технологических штриховых кодов являются серийный код транспортной единицы (SSCC 18 разрядов) и EAN-128. Штриховой код EAN-128 был разработан ЕЭК ООН для таких товаров, как мясо, овощи и фрукты с целью отслеживания движения товара от производителя к потребителю на всех этапах технологической цепи. Необходимость разработки таких кодов возникла в связи с появлением большого числа заболеваний животных и болезней овощей и фруктов. Чтобы обеспечить безопасность продукции и прозрачность цепей поставок, в структуру кодов EAN-128 введена дополнительная информация с помощью дополнительных идентификаторов. Например, при поставке товара в виде говяжьих туш в штриховой код EAN-128 включаются следующие данные: страна рождения, страна выращивания, страна забоя и номер одобрения скотобойни, номер клейма на ухе животного, глобальный номер торговой единицы (GTIN).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8564. Бэкон о методе 49 KB
  Ф. Бэкон о методе Те, кто осмелился говорить о природе как об исследованном уже предмете, делали ли они это из самоуверенности или из тщеславия и привычки поучать - нанесли величайший ущерб философии и наукам. Ибо, насколько они были сильны для того...
8565. Декарт. О методе 41 KB
  Р. Декарт. О методе Здравомыслие (bonsens) есть вещь, распределённая справедливее всего каждый считает себя настолько им наделённым, что даже те, кого всего труднее удовлетворить в каком-либо другом отношении, обыкновенно не стремятся иметь з...
8566. Камю. О проблеме самоубийства 39 KB
  А. Камю. О проблеме самоубийства Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное...
8567. Кант об априорных основаниях познания 60.5 KB
  И. Кант об априорных основаниях познания Метафизическое познание должно содержать исключительно суждение apriori, этого требует особенность его источников. Но какое бы происхождение и какую бы логическую форму ни имели суждения, во всяком случ...
8568. Мамардашвили. О понятии философии 49.5 KB
  М. К. Мамардашвили. О понятии философии На мой взгляд, смысл философии становится понятнее, если мы будем сопоставлять ее или, точнее, говорить о ней не как о науке или о картине мира, наукой представляемой, а сопоставлять ее, прежде всего, с тем ме...
8569. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа 37.5 KB
  М. К. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа Философия появилась в VI веке до н. э., когда фактически одновременно в разных местах людьми с определенными именами были выполнены какие-то акты, которые и были названы философскими. Скажем, слов...
8570. Ницше. О сверхчеловеке 55.5 KB
  Ф. Ницше. О сверхчеловеке Придя в ближайший город, лежащий за лесом, Заратустра нашёл там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему обещано было зрелище - плясун на канате. И Заратустра говорил так к народу: Я учу вас о сверхчелове...
8571. Ортега-и-Гассет. Восстание масс 35.5 KB
  Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс Происходит явление, которое, к счастью или к несчастью, определяет современную европейскую жизнь. Этот феномен - полный захват массами общественной власти. Поскольку масса, по определению, не должна и не спосо...
8572. Проблема происхождения философии 40.5 KB
  Проблема происхождения философии. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Духовное освоение мироздания с определенной точки зрения. В мировоззрении в обобщенном виде представлены: познав...