22469

Сущность, цели и функции стандартизации. Значение стандартизации в международной торговле. Национальный орган по стандартизации в РФ

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Русский

2014-08-21

20.65 KB

10 чел.

Сущность, цели и функции стандартизации. Значение стандартизации в международной торговле. Национальный орган по стандартизации в РФ.

Сущность, цели и принципы стандартизации

Стандартизация является одним из трех элементов технического регулирования и важным инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ.

Нормативный документ (НД) — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт общественного объединения, стандарт организации.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.

Стандарт организации – стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Общероссийский классификатор (технико-экономической и социальной информации) — нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации.

Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, эксплуатации оборудования, конструкций, изделий или осуществления какой-либо деятельности. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. Примером такого документа является Кодекс добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов, которым должны руководствоваться страны, вступающие в ВТО.

История развития стандартизации

На всем протяжении развития человеческого общества люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Применение в древнем мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра — это примеры деятельности по стандартизации, которая на современном научном языке звучит как «достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования».

В эпоху Возрождения рост экономических связей между государствами привел к широкому использованию методов стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции стали осуществлять сборку галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).

С целью перехода к массовому машинному производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9 мм. В 1845 г. в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

В 1875 г. представителями 19 государств была принята Международная метрическая конвенция и учреждено Международное бюро мер и весов. Это событие считают началом международной стандартизации.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала.

Началом развития стандартизации в нашей стране можно считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны, который руководил работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждал и публиковал стандарты. В частности, была введена категория стандартов — ОСТ (общесоюзный стандарт).

Первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления были разработаны Комитетом в 1926 г.

В 1940 г. при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов была введена новая категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В последующем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

В 1968 г. впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС) (Постановление Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране»).

Согласно ГОСТ 1.0 — 68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Значительным событием в развитии стандартизации явилось постановление Совета Министров СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании организации работы по стандартизации». В постановлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой — приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой. В стандартах были установлены две категории требований к качеству продукции — обязательные (безопасность) и рекомендуемые (качество).

Также предусмотрен переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если они удовлетворяют потребностям народного хозяйства.

В 1992 г. на уровне правительств государств — участников СНГ был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации для проведения согласованной технической политики в этих областях.

В 1993 г. в России был принят Закон РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, содержащих, как обязательные, так и рекомендуемые требования.

В 2003 г. начался переход к полностью добровольным стандартам.

27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступивший в силу 1 июля 2003 г. и положивший начало реформе государственной системы стандартизации, направленной на гармонизацию технического законодательства с развитыми зарубежными странами.

Цели стандартизации.

Стандартизация осуществляется в целях:

  1.  обеспечения научно-технического прогресса;
  2.  повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  3.  рационального использования ресурсов;
  4.  технической и информационной совместимости;
  5.  сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  6.  взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  1.   добровольного применения стандартов. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями);
  2.   максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  3.   применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным;
  4.   недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 Федерального закона «О техническом регулировании»;
  5.   недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  6.   обеспечения условий для единообразного применения стандартов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59017. Казки Шарля Перро 34.5 KB
  Казкові перегони Кожний учень отримує квитокпазл за допомогою яких клас учнів ділиться на три команди: Попелюшка Кіт у чоботях Червона шапочка Завдання: кожна команда має скласти з пазлів малюночок і правильно вказати назву казки.
59018. Карта півкуль. Океани. Материки 51 KB
  Мета: сформувати уявлення про види географічних карт; сформувати поняття океан море материк навчити користуватися картою півкуль показувати на карті океани та материки Обладнання: глобус карта півкуль фізична карта України демонстраційні картки з назвами материків та океанів...
59019. Керівникові клубу інтелектуалів 159 KB
  Мета: ознайомити учнів з вимогами до запитання в грі Що Де Коли та планом побудови запитань; учити самостійно складати запитання розвивати вміння знаходити звичайне в незвичайному.
59020. Кожна байка чогось навчає 58 KB
  Ми закінчили працювати над розділом який називається Байки. Чому він так називається Байки яких авторів вміщені в ньому Сьогодні ми детальніше познайомимося з вивченими поетамибайкарями прочитаємо їх байки повчимось визначати мораль байки.
59021. Коли руйнуються любовні стосунки - руйнується світ 32.5 KB
  Обладнання: портрет письменника Всесвітня література 1998 № 9 форзац репродукція картини М. Всесвітня література 1999 № 6 с. Бесідаінсценівка зустрічі з письменником: учні й учитель задають запитання учню який виконує роль письменника Всесвітня література 1998 № 6 с. Доповнення вчителя Зарубіжна література 1998 № 8 с.
59022. Композиція музичного твору 46.5 KB
  Глинки виходить перша група учнів яка готувала матеріал про композиторів твори яких написані у сонатній формі 1й учень. 2й учень. Глінки 3й учень. Учень зачитує підготовлене цікаве повідомлення про творчий і життєвий шлях композитора 12 хв.
59023. Комунікація. Дискусія та правила її ведення 40.5 KB
  Протягом заняття ми мультимедійна проекція слайдів: визначимо місце дискусії у процесі вербальної комунікації; ознайомимося з правилами її ведення; навчимось практично їх використовувати. І тоді людина вдається до дискусії.
59024. Краса, велич і трагедія в образах шевченкового Кобзаря 49 KB
  Природно шевченкові пейзажі є саме такими. Де й навіщо використовує Шевченко пейзаж На початку іноді в середині великого поетичного твору. Яка назва цієї пісні Що ви знаєте про історію її написання Яким у ній зображено Дніпро В іншій поезії Шевченко зазначає...
59025. Краса осені (прикмети та ознаки) 41 KB
  Осінь наче художник велетенським пензлем розфарбовує у яскраві кольори плоди та листя. Ось так починається осінь. Осінь Які слова допомогли вам відгадати загадки Підкреслимо їх. розфарбувала жовті шати одягає жде білу сестрицю...