22469

Сущность, цели и функции стандартизации. Значение стандартизации в международной торговле. Национальный орган по стандартизации в РФ

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Русский

2014-08-21

20.65 KB

11 чел.

Сущность, цели и функции стандартизации. Значение стандартизации в международной торговле. Национальный орган по стандартизации в РФ.

Сущность, цели и принципы стандартизации

Стандартизация является одним из трех элементов технического регулирования и важным инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ.

Нормативный документ (НД) — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт общественного объединения, стандарт организации.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.

Стандарт организации – стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Общероссийский классификатор (технико-экономической и социальной информации) — нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации.

Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, эксплуатации оборудования, конструкций, изделий или осуществления какой-либо деятельности. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. Примером такого документа является Кодекс добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов, которым должны руководствоваться страны, вступающие в ВТО.

История развития стандартизации

На всем протяжении развития человеческого общества люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Применение в древнем мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра — это примеры деятельности по стандартизации, которая на современном научном языке звучит как «достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования».

В эпоху Возрождения рост экономических связей между государствами привел к широкому использованию методов стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции стали осуществлять сборку галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).

С целью перехода к массовому машинному производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9 мм. В 1845 г. в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

В 1875 г. представителями 19 государств была принята Международная метрическая конвенция и учреждено Международное бюро мер и весов. Это событие считают началом международной стандартизации.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала.

Началом развития стандартизации в нашей стране можно считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны, который руководил работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждал и публиковал стандарты. В частности, была введена категория стандартов — ОСТ (общесоюзный стандарт).

Первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления были разработаны Комитетом в 1926 г.

В 1940 г. при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов была введена новая категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В последующем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

В 1968 г. впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС) (Постановление Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране»).

Согласно ГОСТ 1.0 — 68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Значительным событием в развитии стандартизации явилось постановление Совета Министров СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании организации работы по стандартизации». В постановлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой — приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой. В стандартах были установлены две категории требований к качеству продукции — обязательные (безопасность) и рекомендуемые (качество).

Также предусмотрен переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если они удовлетворяют потребностям народного хозяйства.

В 1992 г. на уровне правительств государств — участников СНГ был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации для проведения согласованной технической политики в этих областях.

В 1993 г. в России был принят Закон РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, содержащих, как обязательные, так и рекомендуемые требования.

В 2003 г. начался переход к полностью добровольным стандартам.

27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступивший в силу 1 июля 2003 г. и положивший начало реформе государственной системы стандартизации, направленной на гармонизацию технического законодательства с развитыми зарубежными странами.

Цели стандартизации.

Стандартизация осуществляется в целях:

  1.  обеспечения научно-технического прогресса;
  2.  повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  3.  рационального использования ресурсов;
  4.  технической и информационной совместимости;
  5.  сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  6.  взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  1.   добровольного применения стандартов. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями);
  2.   максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  3.   применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным;
  4.   недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 Федерального закона «О техническом регулировании»;
  5.   недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  6.   обеспечения условий для единообразного применения стандартов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21709. Модуль Методы представления знаний: Нечеткая логика 192 KB
  Математический аппарат Характеристикой нечеткого множества выступает функция принадлежности Membership Function. Обозначим через MFcx степень принадлежности к нечеткому множеству C представляющей собой обобщение понятия характеристической функции обычного множества. Значение MFcx=0 означает отсутствие принадлежности к множеству 1 полную принадлежность. Так чай с температурой 60 С принадлежит к множеству 'Горячий' со степенью принадлежности 080.
21711. Оценка вероятностей возможных последствий от нарушений электроснабжения потребителей 181.5 KB
  Оценка вероятностей возможных последствий от нарушений электроснабжения потребителей Для решения широкого класса задач эксплуатации и проектирования с учётом фактора надёжности необходимо определение вероятностей возникновения возможных последствий от нарушения электроснабжения потребителей которые сводятся к следующим: вероятность возникновения катастрофических и аварийных ситуаций исследование которых необходимо для нормирования надёжности электроснабжения; вероятность возникновения отдельных составляющих ущерба их величина и...
21712. ИСПЫТАНИЯ НА НАДЕЖНОСТЬ ЭМС. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 2.49 MB
  Показатели надежности экспериментальными методами могут быть получены по результатам либо испытаний специальных или совмещенных либо наблюдением за функционированием объекта в условиях эксплуатации. Методы испытаний организуются специально с целью определения показателей надежности объем их обычно заранее планируется условия функционирования объектов устанавливаются исходя из требований оценки конкретных показателей. Показатели надежности таких объектов оцениваются в основном либо по результатам совмещенных испытаний при которых...
21713. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ НАДЕЖНОСТИ 358.5 KB
  Сбор информации об отказе элементов технических систем В общем комплексе мероприятий по обеспечению надёжности любого изделия сбор статистической информации об отказах и оценка показателей надёжности в условиях эксплуатации являются последним заключительным этапом. При этом появляется возможность оценить реальные значения показателей надежности и следовательно оценить эффективность мероприятий по обеспечению надёжности на всех этапах проектирование производство испытания монтаж эксплуатация. Поэтому особое значение приобретает вопрос...
21714. ИСПЫТАНИЯ НА НАДЕЖНОСТЬ ЭМС. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 3.06 MB
  При определительных испытаниях могут оцениваться законы распределения отказов и их параметры. При определительных испытаниях могут оцениваться законы распределения отказов и их параметры. Однако существует универсальный план испытаний позволяющий по единой методике проводить статистическую оценку величины Р для изделий с любым законом распределения. Полученные данные по отказам изделий в результате испытаний или по данным эксплуатации подвергаются статистической обработке для получения следующих результатов: определения вида функции...
21715. Планирование эксперимента при ускоренных испытаниях электрических машин 102 KB
  ТЕМА № 2 Регрессионный анализ установившихся режимов электрической системы Для этой цели целесообразно использование регрессионного моделирования сложной системы. При этом с использованием имеющихся программ расчета установившегося режима на ЭВМ проводятся целенаправленные исследования в результате которых получаются регрессионные модели для анализа или управления. Такие модели могут быть получены при регрессионном анализе или методом планирования многофакторного эксперимента МПЭ. При этом для построения линейных моделей используется полный...
21716. Законы распределения отказов 2.99 MB
  Законы распределения отказов Случайной называется величина которая в результате испытаний может принять то или иное значение причем заранее неизвестно какое именно. Если задан ряд распределений вероятностей для значений случайной величины X то математическое ожидание определяется по формуле Показателями характеризующими степень рассеяния случайной величины около своего математического ожидания являются дисперсия и среднее квадратическое отклонение: Для более полного описания случайных величин вводятся понятия функции распределения...
21717. Экономико-организационные проблемы разгрузки предприятий при дефиците мощности и прохождении максимумов нагрузки в энергосистеме 113.5 KB
  Экономикоорганизационные проблемы разгрузки предприятий при дефиците мощности и прохождении максимумов нагрузки в энергосистеме До настоящего времени работы по созданию экономически обоснованных рекомендаций по управлению электропотреблением промышленных предприятий практически не имели ни методической базы ни руководящих указаний позволяющих обеспечивать минимум экономических потерь от изменения режимов функционирования. Выполнение отмеченных условий связано с трудностями изза неопределенности а в отдельных случаях элементарного незнания...