22469

Сущность, цели и функции стандартизации. Значение стандартизации в международной торговле. Национальный орган по стандартизации в РФ

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Русский

2014-08-21

20.65 KB

11 чел.

Сущность, цели и функции стандартизации. Значение стандартизации в международной торговле. Национальный орган по стандартизации в РФ.

Сущность, цели и принципы стандартизации

Стандартизация является одним из трех элементов технического регулирования и важным инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ.

Нормативный документ (НД) — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт общественного объединения, стандарт организации.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.

Стандарт организации – стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Общероссийский классификатор (технико-экономической и социальной информации) — нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации.

Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, эксплуатации оборудования, конструкций, изделий или осуществления какой-либо деятельности. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. Примером такого документа является Кодекс добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов, которым должны руководствоваться страны, вступающие в ВТО.

История развития стандартизации

На всем протяжении развития человеческого общества люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Применение в древнем мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра — это примеры деятельности по стандартизации, которая на современном научном языке звучит как «достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования».

В эпоху Возрождения рост экономических связей между государствами привел к широкому использованию методов стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции стали осуществлять сборку галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).

С целью перехода к массовому машинному производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9 мм. В 1845 г. в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

В 1875 г. представителями 19 государств была принята Международная метрическая конвенция и учреждено Международное бюро мер и весов. Это событие считают началом международной стандартизации.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала.

Началом развития стандартизации в нашей стране можно считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны, который руководил работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждал и публиковал стандарты. В частности, была введена категория стандартов — ОСТ (общесоюзный стандарт).

Первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления были разработаны Комитетом в 1926 г.

В 1940 г. при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов была введена новая категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В последующем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

В 1968 г. впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС) (Постановление Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране»).

Согласно ГОСТ 1.0 — 68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Значительным событием в развитии стандартизации явилось постановление Совета Министров СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании организации работы по стандартизации». В постановлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой — приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой. В стандартах были установлены две категории требований к качеству продукции — обязательные (безопасность) и рекомендуемые (качество).

Также предусмотрен переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если они удовлетворяют потребностям народного хозяйства.

В 1992 г. на уровне правительств государств — участников СНГ был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации для проведения согласованной технической политики в этих областях.

В 1993 г. в России был принят Закон РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, содержащих, как обязательные, так и рекомендуемые требования.

В 2003 г. начался переход к полностью добровольным стандартам.

27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступивший в силу 1 июля 2003 г. и положивший начало реформе государственной системы стандартизации, направленной на гармонизацию технического законодательства с развитыми зарубежными странами.

Цели стандартизации.

Стандартизация осуществляется в целях:

  1.  обеспечения научно-технического прогресса;
  2.  повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  3.  рационального использования ресурсов;
  4.  технической и информационной совместимости;
  5.  сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  6.  взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  1.   добровольного применения стандартов. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями);
  2.   максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  3.   применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным;
  4.   недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 Федерального закона «О техническом регулировании»;
  5.   недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  6.   обеспечения условий для единообразного применения стандартов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85126. Задачі на знаходження часу за швидкістю і відстанню. Дії над іменованими числами 104.28 KB
  Ознайомити учнів зі способом визначення часу за відомими швидкістю і відстанню; повторити виконання дій над іменованими числами.
85127. Прості і складені задачі на визначення швидкості, часу і відстані. Дії над іменованими числами. Ознайомлення з назвами геометричних тіл 43.93 KB
  Узагальнити зв\'язки між відстанню, часом і швидкістю; закріплювати вміння учнів розв\'язувати задачі на обчислення згаданих величин, виконувати дії над іменованими числами; ознайомити з назвами геометричних тіл.
85128. Дія множення. Переставний, сполучний і розподільний закони множення 57.4 KB
  Узагальнити уявлення учнів про дію множення; повторити взаємозвязки між величинами відстань, швидкість, час; перевірити обчислювальні навички та вміння розвязувати задачі, рівняння, нерівності.
85129. Нумерація трицифрових чисел. Табличне множення. Задачі на зведення до одиниці 224.36 KB
  Нумерація трицифрових чисел. Ознайомити учнів з підручником математики для 4 класу; повторити нумерацію трицифрових чисел зв\'язок дій додавання і множення таблицю множення; удосконалювати вміння розвязувати задачі на зведення до одиниці. Повторення нумерації трицифрових чисел. Назвіть цифру спільну для чисел кожного стовпчика і поясніть що вона означає в тому чи іншому випадку.
85130. Нумерація трицифрових чисел. Записування чисел під диктовку. Розкладання чисел на розрядні доданки 38.96 KB
  Повторити способи читання і записування трицифрових чисел, значення цифри залежно від її місця у запису числа, розкладання чисел на розрядні доданки, таблицю ділення; розвивати уміння розвязувати задачі двома способами, знаходити значення виразів зручним способом.
85131. Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Знаходження значень буквених виразів. Розміщення відрізків на площині і в просторі 69.07 KB
  Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Повторити прийоми письмового додавання і віднімання трицифрових чисел ділення і множення круглих чисел; удосконалювати вміння знаходити значення буквених виразів розвязувати задачі на знаходження третього доданка; закріпити поняття про вертикальне і горизонтальне положення відрізків. Заміни додавання множенням. З даного виразу на додавання склади ще один вираз на множення.
85132. исьмове множення на одноцифрове число. Дії над величинами. Круглі числа 126.45 KB
  Повторити прийоми письмового множення трицифрового числа на одноцифрове; удосконалювати обчислювальні навички, вміння розв\\\'язувати складені задачі.
85133. Ділення з остачею. Письмове ділення на одноцифрове число. Задачі на застосування письмового ділення на одноцифрове число 85.19 KB
  Формувати навички ділення з остачею; закріплювати знання табличного ділення; вправляти у письмовому діленні на одноцифрове число, розвязуванні задач на застосування письмового ділення на одноцифрове число.
85134. Вправи на знаходження частини числа. Письмове ділення на одноцифрове число. Задачі, які включають знаходження частини числа 241.33 KB
  Формувати вміння розвязувати задачі, які включають знаходження частини числа; закріплювати навички ділення трицифрового числа на одноцифрове.